Сборник физических диктантов для 9 класса. автор

Сборник физических диктантов для 9 класса. автор Экодиктант

Необходимость проводить физические диктанты не требует обоснования , целесообразность этого вида работы всем очевидна.

В своей статье я хочу остановиться на особенностях проведения этого вида работы и познакомить с различными видами диктантов.

Физический диктант (ф.д.) можно проводить на любом этапе освоения материала, но  лучше перед уроком решения задач. Теория пройдена и надо учиться ее применять, значит формулы и определения должны быть выучены

Что дает ф.д. учителю? Быстрая проверка знаний : (быстро проводим

мин. и быстро проверяем

на работу) . При этом виде работы списывание затруднительно, видим реальную картину и можно понять какие есть проблемы у класса в целом и у отдельных учеников. Нет проблемы с наполняемостью отметками журнала.

Что дает диктант для учеников? На работе нет неожиданных вопросов, круг вопросов заранее оговорен. Дает возможность получить хорошую отметку тем,  кто с трудом решает задачи, но старается. А тем кто умеет решать задачи, знание формул необходимо!

Перед диктантом я оговариваю круг вопросов по которым будет диктант (с какого параграфа по какой). Учащиеся могут принести  и сдать перед диктантом свои 10 вопросов с ответами, я их проверяю без опроса. За эту работу можно получить дополнительную отметку, как за д/з.

В диктант я включаю всегда 10 вопросов,  9-10 верных ответов оценка 5, 8-7 верных ответов  оценка – 4, 6-5верных ответов — 3.

Классический диктант включает в себя проверку знания формул, определений, размерностей величин, имена ученых, т.е. фактические знания.

Для поощрения подготовки к диктанту, я иногда предлагаю последний  вопрос написать самостоятельно с ответом или написать свой вопрос под № 11, чтобы компенсировать плохой ответ. Этот стимулирует учащихся готовиться. Составление своего вопроса  для многих более сложно, чем ответить на вопрос учителя, это уже другая мыслительная операция, более креативная.

Есть темы с большим количеством формул, например МКТ  и термодинамика в 10 классе. При составление диктантов по этим темам я использую подготовленные мной 3-4 варианта заготовок, формулы в них могут быть записаны правильно или с ошибками. Ученик выступает в роли учителя, но неверно записанную формулу или определение он должен исправить на верную. Это ,конечно, более сложный вид работы. Чтобы не писать № варианта и сбить с толку любителей списать, я не ставлю № варианта, а начинаю с очень разных внешне формул, тогда разложить по вариантам и проверить не сложно.

Диктант можно проводить под диктовку на слух, можно использовать проектор и писать в  2 варианта, с карточками -заготовками до 4-х вариантов. Время должно быть строго фиксировано 10-15 мин, в зависимости от сложности.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся
является важным элементом процесса обучения и
воспитания школьников, ею определяется
результативность и эффективность обучения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся –
сложный этап процесса обучения. Сложный и для
учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в
теоретическом, методическом и организационном
отношении, а для ребят – в психологическом плане.

Письменная проверка позволяет за короткое
время проверить знания большого числа учащихся
одновременно. Ее специфическая особенность –
большая объективность по сравнению с устной, так
как легче осуществить контроль за усвоением
материала. Для письменной проверки можно выбрать
общую для всех школ систему вопросов, определить
критерии оценки работы учащихся, что приводит к
более полному осуществлению контролирующей и
ориентирующей функций проверки.

Основной недостаток письменной проверки
знаний заключается в отсутствии
непосредственного контакта между учителем и
учеником в процессе ее осуществления, что не
позволяет учителю непосредственно наблюдать за
процессом мышления учащихся.

На основании анализа результатов письменной
проверки имеется возможность дать сравнительную
оценку знаний и развития учащихся; выявить весь
объем ошибок, допускаемых классом в целом по
проверяемому материалу, на основании чего
учитель может судить о достоинствах и
недостатках применяемой им методики.

Для письменной проверки знаний, умений и
навыков учащихся всего класса требуется
значительно меньше времени по сравнению с устной
проверкой, но сам учитель должен затратить время
на подготовку к ней и на определение результатов.
Учащиеся в процессе письменной проверки должны
проявить большую сосредоточенность, умение
четко выражать мысли, владеть навыками
письменной речи.

Письменная проверка осуществляется в виде
физических диктантов, контрольных, проверочных и
самостоятельных работ, сочинений и рефератов.

Физические диктанты как форма письменной
проверки знаний одновременно большого числа
учащихся получила в настоящее время широкое
распространение в школах. Физические диктанты
дают возможность подготовить учащихся к
усвоению нового материала, к урокам решения
задач, провести обобщение изученного, являются
одним из средств проверки сознательного
выполнения домашнего задания, позволяют выявить
умение школьников применять знания в учебной
практике при решении задач, подготовленность к
выполнению эксперимента.

С помощью физических диктантов решаются
следующие дидактические задачи обучения физике:
диагностирование знаний учащихся,
предупреждение возникновения пробелов,
корректирование процесса обучения, проверка
достижения конечного результата обучения.

Физические диктанты представляют перечень
вопросов, которые учитель диктует учащимся и на
которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы
обдумывание не было длительным и занимало
примерно одинаковое время у всех учащихся,
необходимо круг вопросов, отбирать которые
проверяются в форме физического диктанта.

Один из приёмов проведения физических
диктантов.

Для того чтобы учащиеся овладели стандартом
основного общего физического образования, часто
применяю один из психологических приёмов “эффект
края”. Суть этого приёма заключается в том, что
быстрее запоминается материал, расположенный в
начале и в конце заучиваемого текста. То, что
находится в середине, “ложится в память” хуже,
требует большего времени на заучивание. Поэтому,
если есть такая возможность, целесообразно в
процессе заучивания менять местами начало и
середину, конец и середину.

Физические диктанты, проведённые таким
образом, дают высокие результаты.

Пример: Физический диктант. На
отработку формул. Тема: Световые кванты.

Как показывает практика работы учителей,
диктанты можно использовать на всех этапах
обучения физике, но при этом необходимо
учитывать возрастные особенности: учащиеся 7 и 8
классов легко возбуждаются, но и быстро
утомляются, медленно пишут.

Систематическое проведение физических
диктантов оказывает на учащихся психологическое
и воспитательное воздействие. Они приучаются
вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к
уроку, они предполагают, какие вопросы будут
проверены учителем фронтально, какие –
индивидуально, а какие – в форме физического
диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания
каждого из них будут тщательно проверены и
оценены. Это воспитывает дисциплину труда,
трудолюбие.

Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является необходимой основой для научно-исследовательской работы в разных областях наук.

Современному учителю необходимо выявить степень подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений по физике. С этой целью был разработан сборник физических диктантов, предназначенный для организации самостоятельной работы учащихся  9 класса, осуществления контроля над знаниями, умениями и навыками.

Данное пособие позволяет учащимся повторить основные физические понятия и расчётные формулы, усвоить основное предназначение физических приборов и материалов, а также закрепить свои знания о деятельности выдающихся учёных – физиков.

Физические диктанты выполнены в соответствии с программой по физике, утверждённой Министерством образования Российской Федерации. Предлагаемое учебное пособие разработано на основе учебника по физике

«Физика-9» (А. В. Перышкин, Е. М. Гутник)

Цель данного сборника – оказать методическую помощь учителям в систематизации учебного материала и распределении его по урокам обобщения.

Сборник физических диктантов, во-первых, поможет учащимся систематизировать учебный материал. Во-вторых, он ориентирован на умение применять полученные знания. В-третьих, диктанты помогут учащимся подготовиться к проверке учебных достижений, а учителю – провести тематическое оценивание.

Форма работы такого вида имеет определённые преимущества перед традиционными средствами проверки учебных достижений:

Каждый физический диктант охватывает, как правило, одну учебную тему или её часть. В основу диктантов положены методические принципы, благодаря которым они являются не только контролирующими, но и обучающими.

Физические диктанты могут быть включены во все формы и методы обучения и использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе овладения материалом темы.

Рекомендации по выполнению физических диктантов

Физические диктанты, рассчитанные на 10-15 минут, предназначены для оценивания знаний по основным разделам физики. Все физические диктанты состоят из 20 основных физических терминов, явлений, формул, приборов и 20 вопросов к ним. Ученик сам выбирает верный, на его взгляд, ответ и ставит номер своего ответа напротив номера вопроса.

Работу с физическим диктантом можно осуществлять и в обратном порядке. Ученику даётся текст диктанта и по его содержанию он должен дать краткий ответ по каждому из заданий. Например, . Ученик даёт ответ: закон Ома для участка цепи.

Необходимо придерживаться следующей системы оценивания:

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ №1 ПО ТЕМЕ:

«ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ»

I ВАРИАНТ                                                                           II ВАРИАНТ

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ №1

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ №2 ПО ТЕМЕ:

«ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ»

I ВАРИАНТ                                                                         II ВАРИАНТ

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ №2

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ №3 ПО ТЕМЕ:

«МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»

I ВАРИАНТ                                                                            II ВАРИАНТ

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ №3

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ №4  ПО ТЕМЕ:

«ЗВУК. З ВУКОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ»

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ №4

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ №5 ПО ТЕМЕ:

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ №5

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ №6  ПО ТЕМЕ:

«СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА»

I ВАРИАНТ                                                                        II ВАРИАНТ

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ №6

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ №7  ПО ТЕМЕ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР»

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ №7

ОТВЕТЫ К ФИЗИЧЕСКИМ ДИКТАНТАМ ДЛЯ 9 КЛАССА

«ЗВУК.  ЗВУКОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР »

Строение вещества. Молекулы.


Сборник физических диктантов для 9 класса. автор

Составила: Репникова Е. В., преподаватель физики.

Сборник содержит 9 физических диктантов по всем разделам курса физики.

Физические диктанты позволяют оперативно выявлять сильные и слабые стороны преподавания в целом и уровень знаний каждого ученика в отдельности. Кроме того, они сами по себе являются мощным инструментом в процессе обучения, так как во время диктанта перед глазами школьников еще раз проходят все важнейшие определения, ученики вынуждены задумываться над смыслом прой­денных физических понятий.

Применять диктанты можно как на этапе контроля знаний и первичного закрепления, так и при самостоятельном изучении учащимися нового материала по учебнику.

Физический диктант «Импульс. Закон сохранения импульса».

Задание: Вставьте вместо прочерков пропущенные слова.

Слова для справок: импульс, скорость, масса.

1._____ тела называется векторная физическая величина, равная произведению _____ тела на его _____.

2. Направление ____ тела совпадает с направлением его ____.

3. Чем больше ____ тела, тем больше его ____.

4. Чем меньше ____ тела, тем меньше его ____.

5. Чтобы найти скорость тела, нужно его _____ поделить на _____.

6. Суммарный ____ замкнутой системы остается постоянным при любых взаимодействиях тел системы между собой.

7. _____ измеряется в кг∙ м/с.

8. _____ обладает только движущееся в пространстве тело.

Физический диктант «Превращение энергии при колебаниях».

Вставьте пропущенные слова: кинетическая, потенциальная, полная.

1. Сместив шарик, прикрепленный к пружине, вправо на максимальное расстояние, мы сообщим системе запас _____ энергии.

2. При движении шарика влево деформация пружины становится меньше и _____ энергия уменьшается. 3.Одновременно растет скорость шарика, а вместе с ней и _____ энергия.

4. Когда шарик проходит положение равновесия, его _____энергия равна нулю, а _____ энергия максимальна. 5.После прохождения положения равновесия пружина начинает сжиматься, при этом скорость шарика уменьшается, его _____ энергия тоже уменьшается, а _____ растет.

6. В крайней левой точке она достигает максимума, а _____ энергия становится равной нулю.

7. После чего шарик начинает двигаться вправо, его _____ энергия снова растет, а _____ уменьшается до нуля в положении равновесия.

8. После прохождения положения равновесия начинается обратное превращение _____ энергии в _____.

9. _____ механическая энергия тела равна сумме _____ и _____ энергий.

10. В системе без трения _____ энергия остается постоянной согласно закону сохранения энергии.

Физический диктант «Кристаллические и аморфные тела».

Задание: Вставьте вместо прочерков пропущенные слова. Слова для справок: кристаллическое, аморфное.

1. Вещество в твердом состоянии может быть либо _____, либо _____.

2._____ имеют постоянную форму, а _____тела постоянной формы не имеют.

3._____ тело может состоять из одного кристалла (монокристалл) или из сросшихся кристаллов (поликристалл).

4. Одно и то же вещество в зависимости от условий может находиться как в _____, так и в ______ состоянии.

5._____ вещества переходят в жидкое состояние при строго определенной температуре, ее называют температурой плавления.

6._____ тела при нагревании постепенно размягчаются и постепенно переходят в жидкость.

7._____ тела могут самопроизвольно с течением времени переходить в _____ состояние.

8. В _____телах имеется дальний порядок в расположении молекул, в то время как в _____ телах имеется лишь ближний порядок.

9. Только _____ тела обладают слабовыраженной текучестью, и их правильнее относить к жидкостям с очень большой вязкостью.

1. Молекулы _____ тел движутся так же, как молекулы жидкостей, только их подвижность очень мала.

Физический диктант «Свойства электрических зарядов».

Слова для справок: положительный, отрицательный, минимальный.

1. Заряды протонов и электронов называют _______, потому что их нельзя поделить на части.

2. Протон обладает ___________ зарядом.

3. Заряд электрона __________ и равен 16·10-20 Кл.

4. Отрицательный и ________ заряды будут отталкиваться друг от друга.

5. Положительный и __________ заряды будут взаимно притягиваться.

6. При электризации трением стеклянной палочки об кусочек кожи стекло заряжается положительно, а кожа _______.

7. Ядро атома состоит из протонов, поэтому оно заряжено ______.

Физический диктант «Электростатика». Задание: вставьте вместо пропусков слова : положительный, отрицательный, нейтральный.

1. При электризации трением одно тело заряжается _____, а другое _____.

2. Положительные заряды притягиваются к _____ зарядам, и отталкиваются от _____.

3. Мельчайшая частица вещества, в которой число протонов равно числу электронов называется _____ атомом.

4. Атом, в котором число электронов больше числа протонов в ядре называется _____ ионом.

5. Силовые линии электрического поля выходят из _____ зарядов и заканчиваются на _____.

6. Направление вектора напряженности электрического поля совпадает с направлением силы, действующей на _____ заряд.

7. Заряд электрона _____ и элементарный, так как его невозможно поделить на части.

Физический диктант «Законы Ома».

Задание: Вставьте вместо пропусков слова: сила тока, напряжение, сопротивление.

1._________ измеряется в Амперах, __________ в Омах, а ___________ в Вольтах;

2. Амперметром измеряют _______, вольтметр служит для измерения _______, а омметр – _______.

3. Закон Ома: ________ прямо пропорциональна ________ на участке цепи и обратно пропорциональна ____ этого участка.

4.________ в замкнутой (полной) цепи прямо пропорциональна ________ источника тока и обратно пропорциональна полному ______ этой цепи.

5. При последовательном соединении ______ одинакова во всех элементах цепи, общее________ равно сумме ________ на отдельных элементах, общее________ равно сумме ________ на отдельных элементах цепи.

6. При параллельном соединении проводников ______ одинаково на всех элементах цепи, общая________ равна сумме ________ через отдельные элементы, величина обратная общему________ равна сумме величин, обратных________ отдельных элементов.

Физический диктант «Электрический ток в газах».

Задание: Вставьте вместо прочерков пропущенные слова. Слова для справок: молекула, ион, электрон.

1._____ газов электронейтральны.

2. Для того, чтобы газ стал электропроводным, необходимо каким-то образом оторвать от его _____ один или несколько _____.

3. Процесс появления в газе свободных носителей тока: _____ и _____ называется ионизацией газа.

4. Для того чтобы от нейтральной _____ оторвать _____ необходимо совершить работу.

5. Ионизировать _____ газа можно, бомбардируя их _____, альфа-частицами, облучая светом, рентгеновскими лучами.

6. Заряженные_____ и _____, в отсутствии электрического поля движутся хаотически, при их столкновении вновь образуются нейтральные _____.

7. _____, встретившись с _____, может образовать отрицательный _____.

8. Если в пространстве, занятом ионизированным газом, создать электрическое поле, то _____ и _____ придут в упорядоченное движение.

9. Из-за того, что _____ имеют большие размеры, они сталкиваются значительно чаще _____, поэтому длина свободного пробега у них значительно меньше.

10. Разогнанные электрическим полем _____, сталкиваясь с _____, ионизуют их, выбивая _____.

Физический диктант «Электромагнитная индукция».

Задание: Вставьте вместо прочерков пропущенные слова. Слова для справок: ток, поле, поток.

1. Явление получения электрического ______ с помощью изменяющегося магнитного _____ называется электромагнитной индукцией.

2. При всяком изменении магнитного _____, пронизывающего контур, образованный замкнутым проводником, в этом проводнике возникает индукционный _____.

3. Правило Ленца: индукционный _____ всегда противодействует причине, вызвавшей его.

4. Магнитный _____ измеряется в Веберах. 5. Индукция магнитного _____ измеряется в Теслах.

6. Сила индукционного _____ измеряется в Амперах.

7. Индуктивность такого проводника, в котором при изменении силы _____ со скоростью 1 А/с возникает эдс индукции в 1В называется 1 Генри.

8. Каждый проводник, по которому протекает электрический _____, находится в своем собственном магнитном _____, поэтому изменение этого магнитного _____ сопровождается появлением индукционного _____ в этом же проводнике.

9. Самоиндукция – это появление в цепи индукционного _____ при всяком изменении силы _____ в нем.

10. При размыкании цепи магнитный _____, пронизывающий контур, убывает и при этом возникает индукционный _____, сонаправленный с током в цепи.

Физический диктант «Свойства электромагнитного поля».

Задание: вставьте по смыслу пропущенные слова.

Слова для справок: электрическое, магнитное, электромагнитное.

1. Источником ______ поля являются любые заряженные тела.

2. Источником _______поля являются постоянные магниты.

3. Проводник с электрическим током окружает ________ поле.

4. Изменяющееся магнитное поле порождает вихревое _______ поле.

5. Если электрические заряды движутся ускоренно, колеблются, то они становятся источником _____ поля.

6. Для радиосвязи используют ______ волны длиной от см до км.

7. В электромагнитной волне угол между _________ и __________ полями равен 90º.

8. Антенну радиоприемника настраивают на резонанс с _________ излучением радиопередатчика.

9. Индукция (В) является силовой характеристикой ________ поля.

10._______ волны можно получить с помощью открытого колебательного контура.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь