Случалось ли вам видеть, как растёт берёзка?
Качается под окном тонкий прутик, шелестит резными клейкими листочками, к солнышку тянется, на ветру подпрыгивает, до старших норовит дотянуться. Обжигают его горячие солнечные лучи. Шелушится слабенькая, тоненькая кожица. Топольки-ровесники уж поднялись, окрепли, до телефонных проводов вот-вот дотянутся. А прутик резвится, подпрыгивает да шелестит листочками.
Идут годы. Падают дожди, греет солнце, зимы сменяются вёснами. А глаз ваш замечать не хочет, что прутик вытянулся, окреп. Появились у подростка свои повадки, своя стать. Он к вам и в окошко заглядывает, и в грозу мокрыми листьями по стеклу, зазвеневшему ночью, хлестнёт. Не видите вы, не замечаете ничего: ни стройности, ни красоты, ни гордости деревца.
Но вот в тихое, ясное утро выходите вы на крыльцо и смотрите изумлённо. А где же прутик-то? Стоит на его месте молодая берёзка и будто сияние излучает.
1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения, начертите схему.
2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
Цель:
проверить знания, умения
и навыки учащихся
на начало учебного
года за курс
5-7 классов.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для
написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– написание
непроизносимых согласных:
– правописание
корней с чередованием;
– н-нн
в прилагательных;
– не
с прилагательными, наречиями
и глаголами;
– написание
производных предлогов;
– запятая
при однородных членах
предложения;
– запятая
в сложном предложении;
– запятые
при причастном и
деепричастном обороте
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– синтаксического
разбора предложения;
– разбора по составу
слова;
– умения
подбирать проверочные слова.
Однажды нам
в подарок принесли берёзку, выкопанную с
конем. Мы посадили
её в ящик с землёй и
поставили в комнате
у окна. Скоро
ветки берёзы поднялись,
и вся она
повеселела.
В
саду поселилась осень.
Горели пурпуром клёны,
порозовел кустарник, и
кое-где на берёзках
появились жёлтые пряди.
Но у нашего
деревца мы не
замечали никаких признаков
увядания.
Ночью
пришёл первый заморозок.
Я проснулся рано,
оделся и вышел
в сад. Разгорался
рассвет, синева на
востоке сменилась багровой
мглой. Берёзы за
одну ночь пожелтели
до самых верхушек,
и листья осыпались
с них частым
печальным дождём.
В
комнате при бледном
свете зари я
увидел, что и наша
берёзка стала лимонной.
Комнатная теплота не
спасла её.
Через
день она облетела
вся, как будто
не хотела отставать
от своих подруг.
Последняя
память о лете
исчезла.
(127 слов)
(По К. Паустовскому)
Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем.4 Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.
В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.4
Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.
В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.
Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.
Последняя память о лете исчезла.
(По К. Паустовскому)
1. Озаглавить текст.
Последняя память о лете.
2. Выполнить фонетический разбор слова.
1-й вариант: берёзка.
2-й вариант: деревце.
3. Разобрать слова по составу.
4. Объяснить значение.
1-й вариант: жёлтые пряди – жёлтые листочки среди зеленых на ветвях берез.
2-й вариант: лимонная березка – березка, у которой пожелтели листочки.
5. Сделайте синтаксический разбор предложения.
6. Составить предложение с прямой речью на тему диктанта.
В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Разбудил домочадцев и сказал: «Исчезла наша последняя память о лете!»
1. Обозначьте графически изученные орфограммы.
1-й вариант – в 1-м абзаце.
2-й вариант – во 2-м абзаце.
2. Разберите по составу слова.
1-й вариант – выкопанную, поставили, заморозок.
2-й вариант – порозовел, лимонный, никаких.
3. Сделайте синтаксический разбор предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом)
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено)
Однажды нам
в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы
посадили её в
ящик с землёй и
поставили в комнате
у окна. Скоро
ветки берёзы поднялись,
и вся она
повеселела.
В саду
поселилась осень. Горели
пурпуром клёны, порозовел
кустарник, и кое-где
на берёзках появились
жёлтые пряди. Но
у нашего деревца
мы не замечали
никаких признаков увядания.
Ночью пришёл
первый заморозок. Я
проснулся рано, оделся
и вышел в
сад. Разгорался рассвет,
синева на востоке
сменилась багровой мглой.
Берёзы за одну
ночь пожелтели до
самых верхушек, и
листья осыпались с
них частым печальным
дождём.
В комнате
при бледном свете
зари я увидел,
что и наша берёзка
стала лимонной. Комнатная
теплота не спасла
её.
Через день
она облетела вся,
как будто не
хотела отставать от
своих подруг.
Последняя память
о лете исчезла.
2. Выполнить фонетический разбор слова:
1-й вариант:
берёзка 2-й вариант: деревце
3. Разобрать
слова по составу:
Выкопанную, горели
– 1-й вариант лимонной, посадили –
2-й вариант
1-й вариант: желтые
пряди 2-й
вариант: лимонная берёзка
5. Сделайте
синтаксический разбор предложения:
Мы посадили
её в ящик
с землёй и поставили
в комнате у окна. –
1-й вариант
Но у
нашего деревца мы
не замечали никаких
признаков увядания. –
2-й вариант
6. Составить предложение с прямой речью на тему диктанта.
Цель:
проверить знания, умения
и навыки учащихся
на конец 1-й
четверти по теме
«Двусоставные предложения.
Главные и второстепенные члены
предложения».
– написание
сложных прилагательных;
– н-нн
в причастиях и
прилагательных;
– не
с прилагательными и
причастиями.
– тире
между подлежащим и сказуемым
– синтаксического
разбора предложения;
– работы со словосочетаниями;
-разбора по составу
слова.
Солнце
высоко. Под зелёной
развесистой берёзой лежит
седая роса. В
тени по- утреннему прохладно,
свежо. Широкая, искусно
наведённая за ночь
паутина, вся серебряная
от капелек росы,
отчётливо, каждой своей
ниточкой выделяется на
фоне густой тёмной
листвы.
Через
час я на
берегу реки. На
том берегу, за
извилистой речкой, заросшей
чёрным олешником, светло-зелёным морем
ходит, колышется рожь.
Солнце стоит высоко,
печёт. Звон кузнечиков удивительно
сливается с глубокой
синевой и неподвижностью сухого
июльского дня.
Я
ступаю в прозрачную
воду. Речка заросла
кустами, зелёной лозою.
Над лозою, над
высокими цветами береговой
медуницы в воздухе
тёмно-синие, прозрачные, с изумрудными
глазами стрекозы. Осторожно
ступая по скользким
подводным голышам, я
бреду по речному, с
перебегающими солнечными зайчиками
дну, любуюсь на
золотое, усыпанное разноцветными
ракушками дно, на
прозрачно-жёлтых,
перебегающих по дну пескарей, слушаю
шум воды, дальние голоса
на деревне.
(123
слова)
(По И. Соколову-Микитову)
1. Выпишите
словосочетания, которые
имеют значения:
1) предмет и его
признак
2) действие и его
признак
3) признак и его
признак
2. Укажите
способ связи слов
в данных словосочетаниях:
В сухом сене,
ступаю в воду,
по-утреннему прохладно –
1-й вариант
Седая роса,
выделяется отчётливо, заросла
кустами – 2-й
вариант
3. Разберите
слова по составу:
Наведённая, заросшей, удивительно –
1-й вариант
Усыпанное, перебегающих,
прохладно – 2-й вариант
4. Произведите синтаксический разбор
предложения:
Под зелёной развесистой
берёзой лежит седая
роса. – 1-й
вариант
Звон кузнечиков
удивительно сливается с
глубокой синевой и
неподвижностью сухого июльского
дня. – 2-й вариант
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в V-VII классах».
Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.
В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник, и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»
Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака – живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.
Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.
«Такие облака – это сказка», – говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.
«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» – спрашивал удивлённый чудом мальчик.
Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками – это понимать мечту.
А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.
Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» 8 кл.
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он её не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» 8 класс
Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал.
В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемёт, в другом – захватил в плен группу фашистов, в третьем – помог сражавшимся бойцам и оглушил прикладом несколько немцев. Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Здесь его встретил капитан и приказал: «Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь уже безопасно».
Солдат приподнялся на колени, и тогда стало видно, что он без сапог, а из-под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Ему помогли сесть на скамью, начали расспрашивать. Паренёк подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя. « Да ведь тебя могли убить на твоей лошади», – сказали ему. «Я не думал о смерти. Нельзя лежать на койке в такое время», – ответил он.
Пришлось всё-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде.
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
С незапамятных времён русские люди устраивали для скворцов деревянные домики-скворечники, украшали их затейливой резьбой, укрепляли под крышами своих домов и подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Скворцы умело подражают голосам лесных птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикою уткою.
Прилёт и песни скворцов совпадают с весенним пробуждением земли, и радостными звуками вливается их песня в симфонию жизни.
Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь скворцов. Они оберегают наши поля, огороды, сады и являются верными друзьями человека. Скворцы уничтожают и вредных насекомых, и червей, и личинок. Нередко они ссорятся, но никогда не вступают в жестокие драки.
Густыми стаями позднеё осенью отлетают скворцы на юг. В пути они останавливаются, рассаживаются на деревьях или на пашне и опять скоро пускаются в путь. На тёплом юге скворцы не расстаются между собой, а держатся дружными стаями.
Контрольный диктант по теме «Обособление определений и приложений»
Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала великая разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника.
Контрольный диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».
Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия».
Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?
Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.
При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.
Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.
Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру.
Итоговый контрольный диктант.
Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода.
Звёзды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.
Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчётам учёных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.