Позднее Неглинный верх стал у москвичей прозываться Кузнецкой горой; здесь, по преданию, ютился длинный ряд кузниц и убогих изб кузнецов, с их задворками, огородами. Гора красою не обладала — вся краса этой горы заключалась только в монастырях: Рождественском, Девичьем и убогом Варсанофьевском, памятном многими минувшими делами и в том числе вторичным погребением «страдальцев» Годуновых.
Как бы в противоположность монастырям стояла в Кузнечном приходе не существующая теперь церковь Флора и Лавра, близ неё грозно высился с своими башнями двор Пушечный; на этот двор ездили смотреть цари, как лились их пушки.
На Кузнецком мосту в старину действительно существовал мост деревянный, но в царствование Елизаветы Петровны был выстроен каменный. В старину в Москве все мосты были деревянные, из плотов, которые в весеннее и осеннее время при большой воде размётывались и разбирались.
Кузнецкий мост теперь самый аристократический пункт Москвы; здесь с утра и до вечера снуют пешеходы и экипажи, здесь лучшие иностранные магазины и книжные лавки. Ещё недавно на Кузнецком мосту происходили весёлые эпизоды карательного полицейского правосудия, и в такие часы сюда стекались толпы народа, чтобы посмотреть, как нарядные барышни в шляпах и шёлковых платьях и франты с метлами в руках мели тротуары — такими полицейскими исправительными мерами в то время наказывали нарушителей и нарушительниц общественного благочиния, а также и поклонников алкоголя. ( По М. Пыляеву.)
(243 слова. Суффиксы прилагательных. Правописание н и кн. Уточняющие члены предложения. Сложные предложения различных типов.)
Задание Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и определите типы придаточных.
Цель: проверить
знания, умения и
навыки учащихся на
начало учебного года.
Содержание контрольного
диктанта направлено на
выявление качества усвоения
программного материала за
6-й класс, а
также уровня сформированности орфографической зоркости
и пунктуационных умений
и навыков:
– правописание
проверяемых безударных гласных;
– правописание непроверяемых
безударных гласных;
– написание
корней с чередованием;
– написание е-и в
суффиксах существительных;
– написание -тся –
ться в
глаголах;
– правильное написание глагольных
окончаний;
– написание не с
глаголами.
– знаки препинания
в конце предложения;
– запятая при однородных
членах предложения;
– запятая в сложном
предложении.
Грамматические задания
направлены на выявление
уровня сформированности практических
умений и навыков:
– разбор слова по
составу;
– синтаксический
разбор предложения;
– умение
находить в тексте
слова с безударными
гласными и чередующимися
в корне.
Осень на воде
Осень. Уже
не хочется выкупаться,
не тянет опуститься
в воду. Подержишь
палец в воде,
а он стынет.
Вода не замерзла,
но жизнь в ней
замирает. Водяные лилии
опустились на дно. Лягушки
зарылись в почву
до весны. Окуни,
ерши, лещики бродят
стайками. На гладкой
поверхности тёплой воды
иногда выскакивают пузыри.
Это голодные рыбёшки
ждут, не упадет ли
кузнечик или муха.
Ветер шевелит
жёлтыми листочками. Вот
какой-нибудь окажется в
воде. Жадные рыбы
схватят листочек, утащат
в воду, но
скоро он вынырнет
обратно.
А бросьте
в воду горсточку
крошек. Какая поднимется
возня! Толкаются, кружатся,
борются за пищу
рыбки. Посмотришь через
минуту и ничего
не увидишь. Спокойна
тёмная вода.
1. Разбор слова по
составу:
1 вариант: водяные,
окажется
1 вариант: Лягушки
зарылись в почву
до весны.
2 вариант: Ветер
шевелит жёлтыми листочками.
3. Выписать из
диктанта слова с
проверяемыми безударными гласными
и подобрать к
ним проверочные слова.
– 1 вариант
Выписать из диктанта
слова с чередующимися
гласными в корне
и графически объяснить
их. – 2 вариант
Цель: проверить
соответствие знаний, умений
и навыков учащихся
требованиям государственного стандарта
и программы по
русскому языку.
Содержание
контрольного диктанта направлено
на выявление качества
усвоения учебного материала
за 7-й класс и
направлено на повторение
предыдущего:
– правописание проверяемых
безударных гласных;
– правописание непроверяемых
безударных гласных;
– правописание
окончаний прилагательных и
причастий;
– написание не – ни
со словами;
– написание
–тся –
-ться в глаголах;
– чередование гласных
в корнях;
– написание з –с
на конце приставок.
– запятая при
однородных членах предложения;
– запятая в сложном
предложении;
– запятые при
причастном и деепричастном
обороте.
Грамматические задания
направлены на выявления
умений:
1. фонетического разбора;
2.
синтаксического разбора предложения;
3. работа со
служебными частями
Не
раз мне приходилось
бывать ночью в
зимнем лесу. Полное
бездорожье. Ни единой
лыжни, ни единого
звука. Однако жизнь
в зимнем лесу
продолжается.
Январские
морозы крепкие. Лесная
тишина безголосая, и
даже немного страшновато,
когда остановишься.
Лыжи,
как быстрые ноги,
звенят и зовут:
«Скорее вперёд!»
Луна
серебряным серпом жнёт вершины
хвойного бора, а
затем, словно устав,
поднимается выше, осветив
каждый сучок холодным
серебристым светом
На
небольшой полянке снег
пушист. На нём
отчётливо видны голубоватые
тени деревьев. Они
движутся то в
одну, то в
другую сторону.
Обвожу
на снегу силуэт
одного дерева, другого.
И так по
всей поляне.
Утром
на белом холсте
не было ни
отблеска луны, ни
теней, а лежали
одни рисунки. Это
остались на снегу
холодные сказки ночного
леса.
(119 слов)
(По
С. Ларину)
1. Выписать из текста
примеры и объяснить:
Слитное и
раздельное написание не
со словами –
1-й вариант
Правописание ни со
словами – 2-й вариант
2. Сделать
фонетический разбор слов:
Ночью –
1- вариант скорее
– 2-й вариант
3. Разобрать
слова по составу:
Бездорожье, продолжается,
устав – 1-й
вариант
Безголосая, поднимается, осветив –
2-й вариант
4. Произвести морфологический разбор
слова:
Вперёд – 1-й вариант отчётливо –
2-й вариант
5. Сделать
синтаксический разбор предложения:
На нём
отчётливо видны голубоватые
тени деревьев. –
1-й вариант
Это остались
на снегу холодные
сказки ночного леса. –
2-й вариант