И. ?социальная жизнь? айа
Лиса, молоко, яйцо, блюдо, тетрадка, хлеб, бабочка, иголка, палочка, резьба, друг, шарик, дерево, сидеть, писать.
Я? У меня есть друг. Его зовут Либек, Либеку семь лет. Он учится в первом классе. Либек – юный друг.
1. Гласные звуки? подчеркнуто.
2. Напишите первое предложение, разделив его на слоги.
3. «?» Найдите 5 слов по звуку.
Лиса прекрасна. Он ходит в горы. Цвет лисы рыжий. Мне? игрок? Есть волнение.
1. Существительные? подчеркнуть.
2. «Игрок?» напиши слово правильно.
3. Запишите первое предложение в вопросительное предложение.
Это слон? крупное животное. Слон? вес девять тонн. Слоны выпивают двести литров воды в день.
1. Как звучит слово «слон»? сделать анализ.
2. Напишите слова с согласными звуками.
3. «Животное»
Человек? имеет двенадцать конечностей. Человек слышит глазами, видит глазами, говорит ртом, ходит ногами и пишет ртом.
1. Напишите правильно слово «Глаз».
2. «?» напишите слова со звуком.
3. Адам- орбит пиши.
Я? Есть много игроков. Это: куб, «шар», мяч, прыжок, телефон, «десятка», медь. Мне? Мой любимый игрок – Тенжи.
1. «?десять?» Как звучит это слово? сделать анализ.
2.?йа? напишите слова с согласными звуками.
3. «Кубик»
Мяч будет другой. Это: волейбольный мяч, баскетбольный мяч, футбольный мяч. У меня есть баскетбольный мяч.
1. Напишите правильно слово «Шар».
2.?дедушка? напишите слова с согласными звуками.
3. «Баскетбол»
Просмотр содержимого документа
«Сборник диктантов»
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: «БУКВЫ I – Й ПОСЛЕ Ц»
1. Акация, панцирь, нарцисс, сигнализация, дикция, делегирование, конференция, традиция, циркуляр, цитата, цирк, цирк, сбор, циклон, циклоп, цитрус, цинк, курица, курица, цыганка, фигура, экспедиция.
2. Ополчение, цыганка, репетиция, мудрецы, сестры, сестры, отельеры, храбрецы, операция, революция, традиция, ситуация, птица, птица, цилиндр, танк, мельницы, сверстники, пэры, чернильница, лестница.
Раздели слова на два столбика:
а) буква в и пост в;
б) буква в после буквы в.
Школьницы, цикнуть, больной, циферблат, цикорий, цифровой, табуретка, цитата, дефицит, Венеция, птенцы, медицинский, цинк, вокзал, авиация, беглец, редакция, круглолицый, бледнолицый, чиновник, вокзал, агитация, коврик, ресницы, рекомендация, дисциплина, плантация.
Графически объясните выбор i – y после ц (выберите корень, суффикс, окончание).
1. Спросить у учителя, акация белая, новый мотоцикл, красочная иллюминация, ароматный нарцисс, встать на цыпочки, панцирь черепахи, пушистая курица, цирковое представление, цыганский табор, постройка гостиницы, собачий хвост, платок сестры, громко чирикать .
2. Кузнецы всегда старались украшать свои изделия.
Большую изобретательность и фантазию они начали проявлять уже при выковывании святых. Так назывались первые осветительные приборы. Самые красивые фонари сделаны полностью из железа. Когда вечером в свечу вставили лампочки и зажгли ее, то на фоне темной комнаты такая свеча выглядела как перо сказочной птицы.
(По А. Навроцкому)
Огромное здание цирка было заполнено людьми. Ребята сели на свои места и начали смотреть на разработку.
Вот торжественно звенят литавры, слышен звонкий барабанный бой. На арене появился дрессировщик в цыганском костюме и медведи. Медведи купались, катались на качелях, катались на велосипедах. Потом появились собаки. Они прыгали, играли в футбол. А самый смелый черный пес прыгнул с парашютом из-под солнечного купола.
Еще один жонглер, показавший хорошие результаты. И последним цирковым номером стал «Бал мужества». Отважные мотоциклисты на огромной скорости мчались под куполом цирка внутри огромного цилиндра. Скорость увеличивается с каждым кругом.
Этот спектакль закончился, и было так грустно покидать цирк.
(По Н. Носову)
В комнате воцарилась тишина. Большая круглая луна выкатилась из леса и осветила низкое окно, врастающее в землю. Она осветила ковер на полу и цинковый поднос на стене. Вдруг на столе что-то засверкало. Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое. Любопытство взяло верх. Я поднялся и подошел к светлячку. На столе лежал термометр.
(По Н. П. Печерскому)
Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть раскосые глаза, а на морде всегда улыбка. У Куцего не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого хвоста у него был куцый обрубок.
Принес его к нам в зоопарк охотник.
На новом месте Куцый почувствовал себя как дома. Одна из лисиц хотела его укусить. Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей трепку. После этого она и другие лисицы боялись к нему подойти.
Ухаживал за лисицами дядя Леня. Когда он заходил в клетку, Куцый бросался к нему, вилял своим куцым обрубком и ласково заглядывал в лицо. Дядя Леня часто ласкал его. Лучший кусочек мяса перепадал Куцему чаще других лисиц.
(По В. Чаплиной)
1. 1-й вариант: подчеркните буквы и, у, а после шипящих;
2-й вариант: подчеркните буквы и, ы после ц, обоначая условия выбора орфограммы.
2. 1-й вариант: придумайте и запишите пять слов с буквой и после ц в корне и суффиксе;
2-й вариант: запишите исключения из правила “Буквы и, ы после ц”.
3. В роли каких частей речи употребляется слово куцый в тексте?
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо тёмного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
2. Найдите слова с орфограммой “Буквы и, ы после ц”. Объясните написание. Запишите слова – исключения из этого правила.
3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.
Сборник диктантов
Тематические диктанты, характерные для казахского языка.
Словарный диктант /2 класс/
Моя семья.
Дедушка, мать, отец, бабушка, младшая сестра, младший брат, брат, сестра, двоюродный брат.
Мои друзья
Добро, живи, дружба, друзья, день рождения, подарок, угощение, поиграем, квадрат.
Одежда
Курта, пальто, наушники, перчатки, пальто, ботинки, теплые, ботинки, рубашка, брюки, ботинки.
Домашние питомцы
Лошадь, жеребенок, деревня, корова, верблюд, коза, ягненок, теленок, овца, кот, щенок, курица, гусь, утка
Моё любимое занятие
Книга, цветок, компьютер, рисование, пение, игра, красивое, краски, кисть, любимое, кукла, кубик, мишка.
Мой выходной
Мухитарал, кафе, развлечения, кинотеатр, сказочный городок, мороженое, сладости, сквер, игры.
Моей улице
Улица, большая, люди, дерево, много, дорога, светофоры, чистые, ты стоишь, твоя, иду, останавливаюсь.
Давайте поддерживать чистоту!
Полотенце, расческа, чистка, зубы, вытирание, мытье, мыло, необходимость, шампунь, тело, ноги, расческа, для.
Мои учебные пособия
Учебник, тетрадь, книга, ручка, линейка, ластик, дневник, сумка, письмо, оценка, краски.
/3-й степени/
Моя семья
Семья, детский сад, вместе, врач, учитель, маленький, студент, очки, бабушка, дедушка, брат, сестра, пенсионер, берет, чей.
Моя комната
Стол, комната, светлая, чистая, пол, дверь, ковер, телевизор, чистая, цветы, узкая, широкая, большая, старая, стул.
Часы
Время, день, сейчас, завтра, песочные часы, этот год, время года, день, ночь, почему, неделя, месяц, часы, настенные часы, карманные часы.
В продуктовом магазине
Молочные продукты, мясные продукты, мороженое, овощи, фрукты, черви, чайный гриб, чубат, сыр, готовые, полезные, вкусные, покупные, рыночные.
Страна Казахстан
Река, природа, глубокая, большая, озеро, земля, гора, высокая, длинная, короткая, море, остров, город, столица, длина, ширина, километр, ширина.
День рождения
Подарки, гость, подарил, принес, подарил, сосед, одноклассник, праздничный стол, друг, мама, счастливый.
День холодный/жаркий
Холодно, жарко, самое, холодно, мороз, тепло, дождь, снег, ветер, погода, одежда, январь, декабрь, февраль.
В тренажерном зале
Физкультминутка, бег, зарядка, любовь, полезность, здоровье, игры, футбол, поле, прыжок.
Мои занятия
Наш, ученик, третий, долг, сегодня, учитель, перерыв, звонок, в классе, пыль, протирание, пол, окно, дверь, доска, стол.
Мои учебные пособия
Учебные принадлежности, учебник, ежедневник, альбом для рисования, ластик, краски, цветные карандаши, линейка, сумка.
/4 класс/
Любимые семейные занятия
Чтение, рыбалка, врач, студент, инженер, певец, танцор, художник, детский сад, пенсионер, вяжет, шьет, повар, пекарь, повар, парикмахер.
Что мне делать дома?
Помогаю, вытираю, готовлю, обливаю водой, выращиваю цветы, читаю, играю, отдыхаю, концерты, танцы.
Моя любимая еда
Казахское мясо, плов, пельмени, каша, молочная лапша, капуста, салат, фрукты, овощи, сметана, творог, вкусный пирог, сырный хлеб, мягкий, твердый.
Моя страна Казахстан.
Гимн, герб, государство, Родина, природа, озеро, место рождения, место рождения, флаг, километр, богатство, красота, люди, города, библиотека, музей, семья, Байтерек, Глава государства, маяк.
Каникулы
Победа, Наурыз, новый год, единство, мир, дружба, день образования, закон, независимость, международный, День Астаны, защита детей, сентябрь, август, май.
Виды спорта
Золото, серебро, победитель, бег, бокс, борьба, тренер, мастер, лучший, любимый, развитие, полезный, бронза, олимпийский, страна, занятой.
В зоопарке
Слон, олень, птицы, рыба, синий кит, колибри, хищник, зверь, тигр, высота, волк, камыш, ну лес, страус, медведь, вес, бивни, пустыня, верблюд.
Моя школа
Работа, развлечение, шитье, расчет, содержание, на уроке, казахский язык, русский язык, визуализация, физкультура, предмет, звонок, перемена, коридор, столовая, спортзал, актовый зал, библиотека, учебный зал.
Праздничный день
Осенние каникулы, лагерь, горы, море, река, природа, пляж, чудесно, продолжительно, интересно, Бурабай, столица, Алматы, летние каникулы, зимние каникулы, катание на коньках, лыжах, коньках, санках, коньках.
СЛОГОВЫЙ ДИКТОВЫЙ
2-й класс
Задание: Разделите слова на слоги.
Школа, Асыл, книга, тетрадь, сумка, ручка, писал, учился.
Взял, пришел, два, посидел, закрылся, столовая.
Мой отец, бабушка, мать, брат, брат, сестра, сестра.
Курта, наушники, рубашка, куртка, ботинки, перчатки, рубашка, брюки.
Друзья, улица, игра, квадрат, игрушка, кубик, мишка, машина, прыжок.
Светло, чисто, пол, окно, стол, телевизор, картина, телефон, полка.
Светофоры, люди, деревья, чистота, двор, автобус, дорога.
В магазине, на стадионе, в школе, во дворе, на площади, на улице.
Фрукты, овощи, еда, полезная, вкусная, сладкая, сыр, сметана, чубат.
Моя игрушка, хорошая, смотрите, играйте, кубики, кукла, много.
Вешалка, одежда, студентка, пол, картина, часы, стена, солнце.
3-й класс
Семья, отец, алфавит, мать, комната, груша, Сталь, озат, класс, ученики, окно.
Задание: подчеркнуть звуки, характерные для казахского языка.
Аптека, первая, третья, лавка, носки, стул, красивая, морковка, слива, дождик, листик, толстый, аккуратный, принесли. Теленок, деревня, лошадь, корова, барашек, козленок, курица, утка, пастухи, пастбище, тепло, зима, сарай, поле.
Пылесосить, швабру, пыль, пол, окно, воду, ковер, посередине, стол, помочь, собрать.
Молочник, учитель, инженер, рыбак, певец, танцор, художник, вязал, шил, чистил, мел.
Перерыв, звонок, класс, школа, класс, внутри, стол, доска, ткань, обязанность
Молочные продукты, мягкие, булочки, рыба, чубат, кефир, сахар, творог, вкусное, острое, кислое, суп, капуста, плов, пирог.
Час, час, время года, ночь, день, завтра, сегодня, неделя, висеть, песочные часы, настольные часы, вечер.
Высокая, красивая, просторная, светлая, квартирная, компактная, во дворе, много, большая, кот, пол, ковер.
4 класс
Родина, государство, больница, герб, центр, комплекс, здание, столица, класс, руководитель, учреждение, завод, библиотека, музей, поликлиника, врач.
Задание: Разделить на слоги, различить виды слогов.
Тема, урок, круг, упражнение, ножницы, работа, бумага, математика, представление, образование, доска, учебник, книга, линейка, сумка, ручка, ластик.
Задание: различить виды слогов, подчеркнуть гласные.
Квартира, лампа, холодильник, ковер, дверь, лестница, ручка, окно, комната, двор, занавеска, стол, маленький, большой.
Задание: различить виды слогов, подчеркнуть согласные.
Туман, снег, мороз, прохлада, холод, жара, дождь, ветер, весна, осень, вниз, вверх, неделя, месяц, год.
Задание: различить виды слогов, классифицировать слово «игра» в прошедшем времени.
Вокзал, аэропорт, цирк, каток, выставка, картина, пассажирский, ж/д, грузовой вагон, военный, вертолёт, кондуктор, перрон.
Задание: разделите на слоги, классифицируйте слово «спутник».
Носорог, тигр, верблюд, слон, черепаха, животные, тростник, лес, пустыня, нога, медведь, хищник, подъем.
Задание: различить виды слогов, классифицировать слово «прийти» в будущее время.
Контрольный диктант
2-й класс
В классе
Аскар – студент. Мужество – учитель. Алия сидит в классе. В классе чисто и светло. В классе двадцать семь учеников. Канат читает книгу./18 слов/
Два друга
Дима и Руслан друзья. Они сидят за одним столом. Дима получил «5» по математике. Руслан получил пятерку по казахскому языку. Они были счастливы./19 слов/
В саду
Это школьный сад. Школьный сад большой. Есть яблоки и груши. Болат собрал десять ведер яблок и семь ведер груш./18 слов/
Осень
Осень пришла. Ветер подул. Листья деревьев желтеют. Красные и желтые листья упали на землю. Птицы улетели в теплые края./16 слов/
Продуктовый магазин
Боря пришел в пекарню. В магазине много хлеба. Он купил багет и калаш. Сайра пришла в магазин. Он купил капусту, картофель, лук и свеклу.
У врача
Мой младший брат учится в первом классе. Адиль пошел к врачу. Доктор дал лекарство. Даурен пошел в магазин. Он купил книги и тетради.
Зима
Зима пришла. Шел снег. Аскар и Саша катались на лыжах. Лед твердый. Сауле и Нина катались./16 слов/
3-й класс
На перерыве
Прозвенел звонок. Студенты пошли на перемену. Гаухар и Ардак готовились к следующему уроку. Следующий урок – физкультура. Дети сняли школьную форму и обувь. Им нравятся уроки физкультуры./26 слов/
Спортивная арена
В нашей школе есть спортивная площадка. Здесь школьники играют в футбол и волейбол. Даже в холодный зимний день на спортивной площадке полно детей. Мы катаемся на лыжах, снег и играем./26 слов/
В классе
Наш класс большой и светлый. В классе два окна. В классе две доски. В классе два окна. В классе тридцать учеников. Сегодня мы изучим пять уроков. Класс красивый и чистый.
Мой дом
Я живу в городе. Городские дома высокие, а улицы широкие. В доме, в котором я живу, двенадцать этажей. В нашей квартире три комнаты. Мы с бабушкой спим в одной комнате. Наша комната чистая. Я помогу бабушке./29 слов/
На ферме
В деревне есть ферма. Ферма большая и чистая. На ферме много коров, овец и коз. Моя сестра – доярка. Студенты пришли на ферму. Саят накормил овец. Дидар посыпал корову травой. Ученики помогали молочникам./30 слов/
Большой город
Это город Актау. В нашем городе много высоких домов, широких улиц, магазинов и красивых зданий. В городе есть театр, кинотеатр, музей. На улице высажены деревья и цветники. Мне очень нравится город./26 слов/
4 класс
Моя семья
Меня зовут Айбек. Мне девять лет. Моя семья большая. Там четыре человека. Это: мой отец, мама, дедушка, бабушка, брат, младший брат и я. Мои дедушка и бабушка пенсионеры. Мой отец – гид. Моя мать бухгалтер. Мой брат студент. Моему брату пять лет. Я учусь в третьем классе. Наша семья очень дружная./42 слова/
Летом
Лето – очень жаркая пора. Летние месяцы: июнь, июль, август. Дети отдыхают летом. Они едут в лагеря, города, деревни. Они помогают своим бабушкам и дедушкам. Они купаются в реках и озерах, ловят рыбу и загорают. Он собирает клубнику и малину в лесу. Дети очень любят лето. Они с нетерпением ждут лета./42 слова/
В гостевом доме
Мы были в гостях всей семьей. Хозяева встретили нас очень хорошо. Был накрыт праздничный стол. На столе были сладкий пирог, вкусный плов, казахское мясо, колбаса, бублики, фрукты. Еда была очень вкусной. Мы сидели счастливо. Мы пели и играли на барабанах. Мы поблагодарили хозяев. /40 слов/
Наш дом
Мы купили новый дом. В доме два этажа. На первом этаже дома есть кухня, гостиная и санузел. А на втором этаже спальня и детская. Дом очень просторный и красивый. Рядом с домом большой абрикосовый и яблоневый сад. Нам очень понравилось это место./44 слова/
Мартовский фестиваль
Март – начало года. Весной, между 20 и 22 числами Наурыза, день и ночь — равноденствия.
Казахский народ называет этот день «Великим днем нации» и отмечает его с добрыми пожеланиями. Во время праздника Наурыз люди желают друг другу мира, дружбы и благополучия. Наурыз готовит суп. В козэ добавляют семь разных вкусов: пшеница, пшено, молоко, мясо, соль, кефир./46 слов/
Предисловие
Рекомендую данное методическое пособие в помощь учителям. Темы диктантов соответствуют модульным разделам. Учитывается размер слова. Например, во 2 классе /15-22 слова/, в 3 классе /25-30 слов/, в 4 классе /40-45 слов/. Предлагаю следующие виды диктанта. Они:
1. Словарный диктант – обучение грамотному письму проводится по определенным правилам.
2. Слоговой диктант – после освоения букв проводится с целью донести до учащихся особенности слога, связь гласных и согласных.
3. Осмотр или контрольный диктант проводится с целью проверки полученных знаний и сформированных умений обучающихся.
Оценка «5» ставится при отсутствии ошибок, чистом написании и одной орфографической или пунктуационной ошибке.
Оценка «4» ставится при наличии трех орфографических и трех пунктуационных ошибок или двух орфографических и четырех пунктуационных ошибок.
Оценка «3» ставится при наличии шести орфографических и пяти пунктуационных ошибок или пяти орфографических и шести пунктуационных ошибок.
Оценка «2» ставится, если в диктанте имеется девять орфографических, пять пунктуационных ошибок, восемь орфографических, девять пунктуационных ошибок.
Сборник диктантов
(пособие для 2-4 классов)
Актау 2017
Утверждено: __________ММ «АКБУО»
режиссёр: ________Умбетова Ж. Дж.
Протокол №___ “__”_____2017г.
Подготовила: Нурымова Б. Дж.
на уроках русского языка
Учитель казахского языка и литературы
Согласовано____№1 средняя общеобразовательная школа
По решению педагогического совета
Протокол №_____ «__»______2017г.
Директор школы ________Курмангазиева Р. К.
Диктант (I класс) I. Слова, звуки, буквы, предложения. Подчеркните гласные. Лиса, молоко, гнездо, блюдо, тетрадь, хлеб, бабочка, иголка, тенге, резьба.(10 слов) Рог, масло, Луч, голова, бумага, пояс, кукуруза, лекарство, сидеть, писать.(10 слов) II. Подчеркните согласные. Выйти, посидеть, колыбель, клубок, дуб, нитка, гусь, огурец, пол, дверь, глаз, озеро.(12 слов) Летучая мышь, виноград, утка, огурец, дыня, детеныш, сахар, монета, малыш, канавка, слоненок , рука, гребень, верблюд, гора, железо, слово, класс, перо, доска (20 слов) III. Разделите слова на слоги (напишите слова на доске и нарисуйте их схему). Ландыш, яблоня, шар, (модель). Тигр, рыба, барабан, окно, лошадь, зеркало, врач, бабушка, кукушка, справа. Груша, ведро, слон, пахта, часы, мел, воробей, солнце, масло (10 слов) IV. Подчеркните гласные буквы Лиса, молоко, гнездо, блюдо, тетрадь, бабочка, хлеб, иголка, тенге, резьба, еда, вода, белый, синий. (15 слов) Лыжи, буква, теленок, красный, черный, класс, свеча, чашка, брат, улица, ребенок, расчет, работа, желтый, страница.(15 слов) Мел, кружок, чайка, блюдо, змея, казахский, Русский, место, игра, отдых.(10 слов) В. ВОЗ? Что? – слова, отвечающие на вопросы. Стул, бабочка, дедушка, колыбель, бабушка, цветок, кот, врач, зеркало, луна, книга, воробей, девочка, школа, осень.(15 слов) ложка, лиса, курица, ребенок, картинка, брат, иголка, мама, щука, отец, пчела, линейка, клубок, лавочник, гнездо, воспитательница, гребешок, резьба, одеяло, мороженое (20 слов) VI. Какие? Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос. Ерлан хорошо учится. Он учится в первом классе. Класс у Ерлана чистый. Студенты знают казахский язык. (14 слов) Лиса – красивое животное. Живет в горах.Лиса рыжего окраса. Его кожа драгоценна. У меня есть игрушечная лиса.(18 слов) Иртыс Иртыш – это название реки. Иртыш – глубокая и красивая река. Корабль плывет по Иртышу. Вода в реке очень холодная. Я видел Иртиса. (17 слов) VII. Слова с заглавной буквы. Астана – столица; проспект Абая; Пушкинская улица; река Тобыл; *Казахский язык* – газета; город Алматы; Костанайская область (16 слов) Музей Алтынсарина; город Костанай; Аулиекольский район; Народная артистка – Роза Рымбаева; Акылбек Шаяхметов – поэт; Журнал «Балдырган» (14 слов) Костанай. Мы живем в Костанае. Костанай – красивый город. Улицы города большие. Школа находится на улице Байтурсынова (12 слов) Задание: подчеркнуть слова с заглавной буквы. VIII. Что он делал? – слова, которые отвечают на вопрос. Алия нарисовала медведя. Мединская резьба. Девушка села. Моя бабушка пьет чай. Я играю в мяч (18 слов) Весна Пришла весна. Снег растаял. Воздух чистый. Вчера был дождь. Солнце теплое. Дети любят весенние месяцы. Моя мама любит весенние цветы (21 слово) Школа Это наша школа. Наша школа чистая и светлая. Я учусь в первом классе. В нашей школе много учеников. Мой друг тоже учится в этой школе. (20 слов) IX. Повторить. Моя бабушка. Моя бабушка живет в деревне. Моя бабушка хороший человек. У моей бабушки четверо детей. Старший ребенок – мой отец. Летом я езжу к бабушке.(20 слов) Задание: подчеркнуть гласные буквы. Храбрость. Кайрат – студент. Он хорошо читает. Содержит книги и тетради в чистоте. Он одевается чисто. У Кайрата много друзей. Он любит играть в мяч со своими друзьями.(19 слов) Задание: * Проанализируйте звучание слова «Мадина». Здоровье и красота. Здоровье – большое богатство. Здоровый человек будет красив и грациозен. Мой брат спортсмен. Это не больно. (14 слов) Задача – разделить слово «элегантный» на слоги. День здоровья. Сегодня в школе день здоровья. Все ученики находятся на территории школы. Погода пятнадцать градусов. Я тоже буду участвовать с друзьями.(19 слов) Задание: Подчеркни согласные. * Разделите слово сегодня на слоги. Диктант (2 класс) И. Подчеркните гласные звуки, характерные для казахского языка. 1. Осень, солнце, сладкий большой, один, три, четыре, девочка, комната, дедушка, бабушка, груша, колокольчик, урок.(15 слов) 2. Образование, школа, класс, ученик, класс, шум, правильно, хорошо , спроси, приди, возьми, два, три, язык, цветок.(15 слов) 3. Сегодня день образования. Теперь казахский язык. Сталь вылетела на доску. Я записал в блокнот. Я поднял руку. Я ответил. Я получил хорошую оценку (19 слов) II. Подчеркните согласные. 1. Светофор, смотри, яблоко, земля, остановись, подожди, приготовь, кто, тихо, позволь, дай, рука, спроси, день, здравствуй.(15 слов) 2. Бумага, дождь, светофор, стол, завтра, урок, звонок, учитель, мел, дверь, блюдо, чашка, тарелка, слово, звук.(15 слов) 3. Мы приехали в Метеп. Мы в классе. Урок начался. Я получил очень хорошую оценку. Я очень хорошо знаю казахский язык (16 слов) III. Напишите по слогам: 1. Яблоко, арбуз, стол, красное, вкусное, желтое, зеленое, не есть, дождь, летать, идти, стоп, правильно, лист, холодно.(15 слов) 2. Студент, учитель, книга, окно, тетрадь, доска, ручка, карандаш, стена, ребенок, магазин, библиотека, аптека, мороженое, школа (15 слов) IV. ВОЗ? Что? Напишите вопросы над словом: 1. Еда, хлеб, девочка, напиток, учительница, соль, масло, бабушка, чашка, сок, мама, воробей, тарелка, врач, птица.(15 слов)2. Доска, мел, гусь, ученик, бабочка, книга, тетрадь, брат, сестра, цветок, Айгуль, дверь, пол, Айдос, груша.(15 слов) 3. Алия купила хлеба. Моя бабушка готовила пельмени. Мой дедушка читал газету. Дедушка и бабушка, мы втроем выпили.(16 слов) В. Разделите слова на толстые и тонкие. 1. Тихо, правильно, здравствуйте, класс, пить, видеть, стоп, плохо, зуб, есть, гранат, светофор, виноград, вперед, направо.(15 слов) 2. Крутой, вкусный, красный, сладкий, словарный запас, бабушка, арбуз, желтый, заостренный, осень, зима, теплый, казахский, левый.(15 слов) 3. Вправо, до, должно, посчитать, слово, озеро, принести, сынок, письмо, ящик, сколько, большой, средний, решить, упражнение.(15 слов) VI.1. Я проснулся рано. Я вымыла лицо и руки с мылом. Я переоделся. Я помог своей матери. Дедушка купил мне мороженое.(16 слов) 2. Было поздно. Моя мама приготовила ужин. Он испек рогалики. Мы поужинали. Я хочу спать.(15 слов) Зима. Зима пришла. Вчера было холодно и шел снег. Я играл в снегу. Я катался на санках. Мой друг Эркин катался на лыжах.(16 слов) Новый год. Новый год – большой праздник. На праздник пришел Дед Мороз. На Новый год я оденусь кроликом. С Новым годом.(17 слов) 1. Сегодня первый урок – математика. Я встал на доску. Я сделал расчет. Умею складывать и умножать в вычислениях.(16 слов) 2. В отчете. Вы производите расчет на доске. Сколько прибавится два к двум? Верно. Их будет четыре. Взять семь – это один. Сколько это будет стоить? Правильно, очень хорошо (19 слов) 3. Ручной труд. На уроке вырезаем из ткани круг. Ткань красная. Я разрезаю ткань ножницами. Я шила красной нитью.(14 слов)Картинка. Уроки рисования очень интересны. Для этого урока понадобится тетрадь, краски, кисточка, ластик, карандаш. Я на уроке рисовала лису.(17 слов) Весна. Весна пришла. Мы играли в мяч на поле. Еще мы играли в метание мяча на физкультуре. Погода хорошая. (15 слов) Март. Март – начало года. Школа готовится к Наурызу. В марте убирают дома и улицы. Добро пожаловать, праздник Наурыз(15 слов) Толстые и тонкие союзы.1. Игры. Дни теплые. Воздух чистый. Дети играют во дворе. Мои друзья играют в шашки. Игры – это весело (16 слов) 2. Лето. Лето пришло. Птицы полетели. Цветы и плоды растут. Я открыла окна и умылась. Летние месяцы очень прекрасны.(17 слов) Певица. Маржан пела под барабан. Детям понравилась его песня. Дети аплодировали. Маржан поклонился и поздоровался.(15 слов) Летние каникулы. Учебный год закончился. Я пошел в третий класс. В отпуск я еду в деревню. Рядом с деревней есть море. Я купаюсь в море.(18 слов) Диктант (3 класс). В моем классе чисто и тепло. Мы тихо сидим в классе. Урок казахского языка сейчас. Я пишу упражнение в тетрадке. Второй урок – мировоззрение. Согласно расписанию уроков, казахский язык будет первым. Доска новая в нашем классе. Студентам нравится казахский язык. Учитель хорошо объясняет урок. (40 слов) Задание: разделить слова на слоги для *тетрадь*, *дневник*. Осень. Осень пришла. Солнце начало остывать. Сегодня в третьем классе пять уроков. Мне самому нравятся уроки казахского языка. А моя подруга Айнур любит уроки рисования. Он хорошо рисует осеннюю природу. Я выучила стихотворение об осени на казахском языке. Все любят золотую осень.(40 слов) Задание: подчеркнуть тонкие звуки. Стирка одежды. У меня есть кукла. Ее зовут Айсулу. У Айсулу много платьев. Все платья красивые. Но он быстро загрязняется. Его следует часто мыть. Я научилась стирать одежду у своей матери. У Айсулу тоже есть национальная одежда. У моей куклы длинные волосы. Я расчесываю и мою ей волосы.(41 слово) Эмен. Дуб – вечнозеленое дерево. Его листья прекрасны. Дуб очень сильный и твердый. Корабли, экипажи и домашняя мебель изготавливаются из дуба. Дубовая кора обладает лечебными свойствами. Свиньи едят дубовые орехи. На улицах Алматы растет много дубов (34 слова) Символы Казахстана. Казахстан – суверенная страна. Государственный язык – казахский. В нашей стране проживают многие национальности. Символы Казахстана очень красивы. Герб и флаг уникальны. Казахи должны знать государственный гимн. Столица Казахстана – Астана. Двадцать пятое октября – национальный праздник.(32 слова) Осенние месяцы. Осень – прекрасное время. Осень – сентябрь. Октябрь ноябрь. Птицы приготовились к перелету в более теплые места. Листья желтеют. Цветы засохли. Люди носят теплую одежду. Часто шел дождь. У меня есть зонтики. Я люблю осень. Задание: сделать фонетический анализ слов сентябрь, октябрь.(32 слова) Книжный магазин. На улице Алтынсарина есть книжный магазин. Магазин находится на первом этаже жилого дома. Существует множество образовательных инструментов. Вчера я ходил по магазинам. Я купил в магазине учебник и словарь. Словарь стоит пятнадцать тенге. Тетрадь стоит шестьдесят монет.(32 слова) Счёт. Люди научились считать очень рано. Сначала он пересчитал пальцы. Потом десяти пальцев стало меньше. Для расчета использовались небольшие камни. Прошло некоторое время. Раньше люди располагали камни на веревочках. Позже вместо нити стали использовать палку. Это был тип текущего счета. Технологии выросли. Расчеты усложнились. Для их решения нужна машина. Так появились электронные калькуляторы. (64 слова) В классе. Дети собрались в школе. Прозвенел звонок. Студенты вошли в класс. Дверь открылась. Класс просторный и светлый. Учитель подошел и поздоровался. Мы проверили домашнее задание. Ответила Зарина. Я тоже сегодня получил оценку. Я выполнил задание правильно.(31 слово) Дуб Петровича. Конец сороковых годов. Я студент. Зима была тяжелой. Зимой того же года к нам в школу пришла учительница. Вместе со студентами он посадил дерево. В следующем году началась война. Учитель ушел на войну. От посаженных деревьев остался только дуб. Теперь он называется дубом Сергея Петровича.(из С. Саргасова) (40 слов) Интерьер. Внутри теплая одежда. Внутренняя часть выполнена из шкуры животных. Его внешняя часть покрыта дорогой тканью. Его носят зимой, когда солнце остывает. Он легче и теплее. Человек в нижнем белье не замерзает на морозе. У моего дедушки волчья кишка. Задание: разделить слова *делает* и *не замерзает* на слоги.(32 слова) Моя Родина. Шестнадцатое декабря – праздник. Это День независимости Казахстана. Моя страна – Казахстан. Астана – новый город. Алматы – наша культурная столица. Я видел и Астану, и Алматы. В Астане очень красивы символы Казахстана.(31 слово) Новый год. Новый год – очень веселый праздник. Наша школа готовится к новому году. Мы повесили на елку игрушки, звездочки и флажки. Санта принес детям подарки. Дети танцевали. Играли в интересные игры. Мне очень понравилась Белоснежка.(31 слово) Задание: сделать фонетический анализ слов *ёлка*, *подарок*. Картина. Канат любит рисовать. В его альбоме много разных фотографий. Каждая картинка раскрашена цветными карандашами и красками. Кисть совершенно новая. Канат нарисовал солнце. Под ним он написал: «Пусть солнце никогда не угаснет» (30 слов) Певец. На сцене появилась группа поющих детей. Хором они спели казахскую песню. Голос одного певца был слышен по-особому. Дети: «Кто это?» он был удивлен. Это певица Алия. Алия хорошо поет. (30 слов). Бабушка. У меня есть бабушка. Я очень люблю свою бабушку. Он расскажет вам сказку. Кобыланди и Алпамыс поют песни о героях. Сегодня День матери. Я подарю цветы бабушке (30 слов) Задание: составить схему слова «праздник». Мать. Мать – опора семьи. Люди, у которых есть мать, никогда не стареют. Дом с матерью – благо. Все матери хотят мира. Он хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Мы чтим и уважаем маму. Пусть мамы будут счастливы (27 слов) Задание: разделить слова «мамы» и «благослови» на слоги. Воздух. Человек дышит воздухом. Без воздуха нет жизни. Воздух должен быть чистым. Полезно очищать класс и воздух в помещении. Если воздух будет чистым, люди будут здоровы. О воздухе мы узнали на уроке валеологии.(30 слов) Задание: сделать фонетический анализ слов «воздух» и «мы». Погода. Сегодня погода холодная. Серик рано. Тело тренированное. Промыть холодной водой. Купание в холодной воде очень полезно для здоровья. Спутник носит легкую одежду. Дождя в течение дня не было. Он забыл свой зонтик дома (31 слово) Гнездо. Ласточка построила гнездо. Но в гнезде поселился воробей. Ласточка позвала на помощь других ласточек. На помощь пришло множество ласточек. Они выгнали воробья из гнезда. Помещена в ласточкино гнездо. Он поблагодарил своих друзей. Дружба – великая сила.(32 слова) Наурыз. Март – начало года. В марте день и ночь равны. По казахскому календарю март – новый год. Двадцать второго марта варят мартовский суп. В нашем городе мартовский фестиваль проходит хорошо. Погода в марте будет хорошая (30 слов) Волейбол. Сегодня пятый урок физкультуры. Небольшая площадь перед школой. Волейбольная сетка натянулась на две колонны. Оно усиливается. Все хотят прыгать. Но мяч не проходит через сетку. Данияр и Жанар движутся быстро. Урок физкультуры очень интересный. (34 слова.) Зеркало. Человек смотрит на свое отражение в зеркале. Зеркало показывает ваше лицо таким, какое оно есть. Если вы поправляете воротник, глядя в зеркало, расчесывайте волосы, глядя в зеркало. Зеркало изготовлено из стекла. Зеркало также является хорошим помощником человека. (29 слов) Кукушка. Кукушка – маленькая птичка. Звучит как «кукушка, кукушка». Именно поэтому его называют кукушкой. Не откладывает более одного яйца. Кукушка не строит гнезда. Птенцы кукушки не вылупляются. Яйца она откладывает в гнездо любого воробья. Его напечатал воробей. (32 слова.) Задание: Кукушка не кормит своих птенцов.- Составьте схему предложения. Орел. Орлиная птица. Питается кроликами, полевками и мышами. Орел иногда ловит детенышей белой антилопы и куропатки. В прошлом казахи охотились с орлами. Дрессированный орел поймал лису и оленя, волка и зайца. (31 слово.) Летом. Летом мы посетили верблюжью ферму. Мы видели верблюдов и их телят на ферме. Особенно нам понравилась белая бота. Белая бота очень милая. Мы дали корм и воду белой утке. (28 слов.) Дружба. Чокан пришел в дом Потанина вместе с отцом. У него есть сын ровесник Шокана. Его зовут Григорий. Он подружился с Шоканом. Григорий обучал Шокана русскому языку. Шокан владел арабским языком. Григорий был удивлен интеллектом Шокана. (29 слов.) Диктант. (4 класс) Урок казахского языка. Учитель пришел в класс. «Здравствуйте, дети», — сказал он. Студенты встали и отдали честь. Алия подошла к доске. Он писал на доске без ошибок. Поставьте точку в конце предложения. Арман прочитал текст и перевел его. Саша помог ему. Мы все обратили внимание на доску. Урок казахского языка прошел весело и интересно. Мы все повторяли каждое слово хором. (43 слова.) Задание: Кто? Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос. Город. Мы живем в городе. Наш город модный и архитектурный. Дома в городе высокие, а улицы широкие. Улицы окружены зеленью. Различные работающие автомобили. Наш город очень чистый. Рядом со школой находится самая большая библиотека в городе. Я люблю свой город. Жители города очень гостеприимны. (42 слова.) Задача; Выделить корни слов «улицы», «дома», «жители». На службе. Сегодня Жанар и Айныр дежурят в классе. Они пришли в школу раньше других детей. Сначала расставили парты. Джанар открыл окна. Айнур протерла стол и доску влажной тряпкой. Первый урок – казахский язык. Служители подготовили словари для каждой парты. Словари лежат на полке. Девушки тщательно выполняли свои обязанности. (43 слова) Бабочка. Осень. На лугу цветут разные цветы. Бабочки садятся на цветы. Белая бабочка села на белый цветок. Желтая бабочка села на желтый цветок. Это имеет значение. Ласточка прилетела. Он не мог найти бабочек. Именно так бабочки защищаются от врагов. (50 слов.) Школьный сад. В этом году мы пойдем в новую школу. Школьный двор большой. Классы просторные и светлые. Наша школа имеет два этажа. Окна высокие. Мы посадили много деревьев возле школы. Мы сделали цветочное поле. В цветнике растут мои любимые цветы. Мы ходим в школьный сад каждую перемену. (40 слов.)
Астана. Астана расположена на севере Казахстана. Об Астане ходит много легенд. Это город мира и дружбы. В городе три танцевальных памятника. Памятники расположены на центральном проспекте. В новой столице ведется активное строительство. Из нашего города в Астану идет поезд. Мой дедушка учится в Астане. (38 слов.) Костанай. Я родился и вырос в Костанае, Кундидар. Костанай расположен на берегу Тобыла. 126-летие Костанайской мечети. Мечеть очень красивая. В центре находится школа-музей Ибрая Алтынсарина. Мы ходим в музей каждый год на день рождения великого учителя. Ибрай Алтынсарин – наш знаменитый соотечественник. (38 слов.) Задание: написать слова «сказал», «показал» в будущем времени. Акылбек Шаяхмет. Акылбек Шаяхметов-Костанайлыкский поэт. Мы читали стихи поэта в школе. мы запоминаем и переводим. В этом году мы проведем встречу с поэтом. Акылбек Шаяхмет – талантливый поэт. Студенты очень любят стихи поэта. На праздниках мы читаем стихи поэта. (39 слов.) Мы с дедушкой. Мне десять лет. Я учусь в четвёртом классе. Мои дедушки помогают мне лучше учиться. У меня есть два дедушки. Один из них — отец моего отца. Второй — отец моей матери. Мой дедушка высокий, с темными волосами и глазами. Мой дедушка еще молод и силен. Он среднего роста, очень спокойный человек. Я перенял лучшие качества своих дедов. (46 слов). Задание: напишите омонимы слов «волосы», «черный». Брат. Моего брата зовут Жандос. Мой брат водитель. Недавно у Жандоса появилась новая машина. Моему брату двадцать семь лет. Он еще молод. У Жандоса много друзей». «Если у тебя есть брат, у тебя есть ошейник», — гласит казахская пословица. Я люблю своего брата. Мы растем, следуя примеру наших братьев. Я буду как мой брат, когда вырасту. (42 слова.)
Моя комната. В нашей квартире три комнаты. Самая маленькая и самая теплая комната — моя. В моей комнате два ковра. На стене висит ковер. Справа стоит кровать. Слева шкаф. Посреди комнаты стоит круглый стол. В углу, на шкафу, цветы. Я убираюсь в своей комнате сама. (39 слов.) Игла. У моей бабушки плохое зрение. Он не может вдеть нить в иголку. Я вдену иголку. Я читаю журналы и газеты. Моя бабушка вяжет мне перчатки. Моя бабушка любит меня, говоря: «Ты мой свет, мои глаза». Сейчас моя бабушка на пенсии. Моя бабушка – мой первый советчик.(41 слово.) Шторм. Вокруг тихо. Поверхность земли покрыта ровным белым снегом. Аскар и Елдос одни идут в школу. Блестящие деньги не открывают глаза. Они гоняются друг за другом и бросают снег. Внезапно начался ливень с градом. Оба они побежали в сторону школы. В это время послышался гулкий голос. Дети побежали в сторону голоса. Это Мурат плакал. Дети принесли его домой. (59 слов.) Зимой. Зима пришла. Ночь стала длиннее. Идет сильный снег. Было очень холодно. Вода в реке ледяная. Дети играли со снегом на поле. Он делал игрушки из снега. Группа детей играет во дворе и сбрасывает снег. Все одеты в теплую одежду. Школы готовятся к новому году. (40 слов.) Государственный праздник. Казахстан – независимое государство. Шестнадцатое декабря – праздник. Мы в этот день не учимся – это праздник. Встреча в праздники. Будут концерты. Я тоже присутствовал на концерте. Я спел казахскую песню о своей Родине. Мне очень нравится герб и флаг моей страны. Я гражданин Казахстана. Моя мечта – стать президентом в 2030 году. (41 слово.)
Жамбыл Жабаев. Жамбыл Жабаев – великий поэт казахского народа. Он человек, который сделал лицо. Его восемьдесят пять лет прошли в поэзии. У поэта Жамбыла много стихов. Они переведены на многие языки мира. Творчество любимого поэта было высоко оценено. Жамбыл посвятил свои стихи трудящимся. (41 слово.) Курмангазы Сагырбаев. Курмангазы Сагырбаев – великий певец и музыкант. Он родился в Астраханской области. Имя композитора известно во всем мире. Мы слушаем и смотрим мелодии музыкантов с начальной школы. Знаменитый кучер оставил своим потомкам богатое наследие. Мне нравятся мелодии Курмангазы. В Алматы есть оркестр национальных инструментов имени Курмангазы. Великий музыкант любил жизнь. (41 слово.) Узнайте. В году двенадцать месяцев. Год разделен на четыре сезона. Каждый сезон состоит из трех месяцев. В одном месяце четыре недели и тридцать дней. Март – первый месяц весны. Второй месяц – апрель, третий месяц – май. Весной бывают большие праздники. Первый из них – 8 марта, День матери. Второй – март. В неделе семь дней. Узнать название каждого дня.(53 слова.) Задание; Сделайте фонетический анализ слова праздник. Неделя казахского языка. В нашей школе началась неделя казахского языка. Утром было время занятий. Днем, в двенадцать часов, пройдут соревнования по знаниям. Завтра будет организована выставка картин. Сегодня мало уроков. Я иду домой рано, готовлю фотографии. Неделя казахского языка каждый год проходит весело и интересно. Я хочу знать казахский язык. (41 слово.) Польза овец. Овца – очень полезное животное. Сейчас его красивые виды выращиваются во многих местах. На фабрике из шерсти ткут различные ткани. Отмешивает кожу от кожи. Из него шьют обувь и пальто. Многие блюда готовятся из баранины. Сыр и масло производят из молока. В Казахстане разводят много овец. (36 слов.)
Огурец. Огурец-помидор. Его выращивают в саду. Огурец полезен для здоровья. Из него готовят салат. У огурца много белого рта. Огурцы можно засолить и хранить недолго. В нашем саду росло много огурцов. Салаты из огурцов очень популярны в нашей семье. Помогаю в работе в саду.(41 слово.) Караторгайлар. Земля быстро высохла. Распускаются ароматные почки берёз. Люди копают свои огороды. Сколько червей и жуков выходит из-под земли. Караторгай окружен изобилием. Знаете ли вы, сколько вредных насекомых съедает дрозд за день? Он уничтожает врага так же, как и его вес. Их песню следует услышать, когда утренний свет падает на деревья. (46 слов.) Март. Март – Новый год по восточному календарю. Март – первый месяц весны. Люди с нетерпением ждут марта. В эти дни все носят модную одежду. Они поздравляют друг друга с праздником. Мартовский суп готовят из семи блюд. пожилые люди дарят белые пожелания. Наурыз – один из моих любимых праздников. (40 слов.) Подчеркните название задачи: Лебедь. Это озеро называлось «Лебединое озеро». Мы были возле «Лебединого озера». Лебеди плавают там парами. Лебедь – красивая птица с длинной шеей и белыми зубами. И два лебедя медленно плывут по поверхности озера. Красота Лебединого озера. (47 слов.) Задание: сделать фонетический анализ слов «лебедь», «краса».
Весна. Весна пришла. Птицы начали возвращаться в родные места. Вчера впервые прогремел гром. Я не видел вспышки молнии. Они пашут поле. Солнышко пригрело, небо выглянуло. У насекомых есть душа. Мы поехали в Астану во время весенних каникул. Птиц, занесенных в Красную книгу, мы видели в Коргалжынском заповеднике. В Астану пришла чудесная весна. (44 слова.)
Лес. Отец Асет – лесник. Мы пошли в дом Асет. Мы посетили лес с его отцом. Сколько разных деревьев там растет. Красивые птицы летают и приземляются на вершинах лесных деревьев. Также здесь много певчих птиц. Также существует множество видов вредных насекомых. Деревья следует защищать от вредных насекомых. (41 слово.) Берегите природу. Сокровище природы и людей. Поэтому нам нужно знать, как использовать и защищать свои богатства. Животные, птицы и растения, численность которых сокращается и вымирает, также должны регистрироваться в специальной книге. Эта книга называется «Красная книга». У него есть красные и желтые страницы. На красном листе написаны животные, птицы и растения, которые отмирают, а на желтом листе мало животных и растений. (46 слов.) До свидания. Саюскан – очень хитрая, очень осторожная птица. Он никого рядом с собой не моет. Полет лягушки тоже особенный. Еще одна особенность этой птицы – любовь к блестящим, декоративным вещам. В его гнезде мы можем найти ткань разных цветов, бумагу, блестящее стекло, камни разных цветов, серебряные монеты и золотые кольца. Сытая собака способна запоминать слова человека. (48 слов.) Маншук Маметова. Маншук Маметова была моей ученицей. Я учил его со второго класса. Поначалу Маншук не знала русского языка. Но Маншук не уставала учиться и познавать. У него была непреодолимая потребность. Эта особенность помогает ему быстро выучить русский язык. Еще одно качество Маншук – сдержанность. Он упорно выполнял поставленную перед собой цель. (Из З. Байкуловой.) Май. Май – третий месяц. Самое красивое время весны. Пригревает солнце, нагревается земля, цветут растения, увеличивается количество детей. Птицы строят гнезда и высиживают птенцов. Казахи называют птенцов всех птиц маем. В народе говорят, что от этого слова произошло название Луны. Мэй представляет концепцию голода и ожирения. В школах последний звонок звенит в мае. (46 слов).