РУССКИЙ ЯЗЫК ПО ПРАВОПРАШЕНИЮ для учащихся начальных классов (правописание школьных уроков) тест по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО ТЕМЕ:

«ПРАВОПИСАНИЕ О И Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц»

Словарные диктанты по русскому языку для 4 класса по теме “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения.”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Род имён существительных

Запишите слова в три колонки: в первую — существительные женского рода, во вторую — среднего рода, в третью — мужского рода.

Слесарь, впечатление, аллея, яблоко, галерея, растение, огонь, отвар, небо, дробь, салат, предложение, пломба, поросль, картофель, речь, фикус, хватка, вишня, сложение, словарь, колесо, цель, погреб, ручка, аптекарь, повидло, ёлка,’ тропка, слагаемое, избушка, озеро, куб, аромат, площадь, якорь, командир, руль, окно, день, полотенце, номер, машина, поле, изложение, полотно.

Склонение имён существительных

Запишите имена существительные в три колонки: в первую — существительные 1-го склонения, во вторую — 2-го склонения, в третью — 3-го склонения.

Олень, площадь, капля, голубь, ночь, дыня, отвар, пень, шкаф, пыль, сабля, педаль, вишня, землянка, столица, город, бар, доля, насыпь, ясень, брошь, тетрадь, тревога, полынь, телега, гвоздика, пустырь, цепь, ловля, тишь, пекарь.

Падежные окончания имён существительных

Запишите слова в две колонки: в первую — существительные с окончанием Е, во вторую — с окончанием И.

О революции, по тропинке, на ступеньке, из деревни, к полянке, к Лидии, к Марье, по истории, на площадке, от батареи, в галерее, в Астрахани, на яблоне, в объявлении, на поляне, у полянки, по улице, у Ксении, в доме, по химии, вдоль дороги, в ущелье, в песне, на ели.

О—Е в окончаниях имён существительных после шипящей

Запишите слова в две колонки: в первую — с буквой О в окончании, во вторую — с буквой Е.

Шалашом, тучей, плечом, продажей, камышом, врачом, ключом, кражей, порчей, замшей, рожицей, ковшом, овцой, алычой, добычей, чашей, удачей, свечой, карандашом, пуговицей, клячей, кожицей, каланчой, клещом.

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать имена существительные, определять их признаки (одушевлённость и неодушевлённость), совершенствовать умение работать с текстом, определять его тему, главную мысль, отбирать языковой материал для составления ответов на вопросы к тексту.

• учащиеся закрепят умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, усовершенствуют умение работать с текстом.

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания по учебнику. С. 50, упр. 85. Подбор неодушевлённых имён существительных.

2. Актуализация знаний

Воспроизведение знаний об имени существительном: как различить имена существительные? Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают? Как различить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

— Тема нашего урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Сегодня на уроке вы продолжите работу по распознаванию имён существительных по их признакам: одушевлённость и неодушевлённость, будете упражняться в составлении предложений и текста.

4. Работа по теме урока

Распределительный словарный диктант Задание. В первый столбик написать неодушевлённые имена существительные, во второй — одушевлённые.

Рисунок, девочка, пальто, картина, суббота, товарищ, медведь, январь, снегирь, учитель.

Работа по учебнику. С. 49, упр. 83. Чтение деформированного текста, нахождение границ предложений, объяснение написания слов с пропущенными буквами. Какова главная мысль текста? В каком предложении она выражена? Подбор заголовка к тексту.

5. Самостоятельная работа

Способ проверки: коллективная проверка написанного текста.

6. Домашнее задание

Записать по пять имён существительных: одушевлённых и неодушевлённых.

7. Подведение итогов урока

— Как различить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

для учащихся основной школы

(орфограммы школьного курса)

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

3. Чередование гласных в корне слова

пре – при

Различаются по лексическому значению слова

Запомнить правописание приставок

Запомнить правописание слов!

5. Правописание приставок на

6. Непроизносимые согласные корня

Подбери однокоренное слово, в котором  звук произносится отчётливо:

ать, устный – ус

ый – опасен, словеый – словеса

7. Разделительные ъ и ь

9. Правописание гласных после ц

10. Правописание гласных после шипящих

13. Правописание слов с пол (полу)

14. Правописание суффиксов существительных

6 – 7 классы

15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

16. Правописание суффиксов прилагательных

17. Правописание суффиксов глаголов

18. Правописание суффиксов причастий

19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

20. Правописание О – А на конце наречий

21. Правописание падежных окончаний имён существительных

22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие

с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках

2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов

с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной

Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов

чёрный (какой?) плащ, смелый солдат

23. Правописание безударных окончаний глаголов

24. Правописание числительных

25. Правописание наречий

26. Правописание местоимений

27. Правописание частиц

7 – 8  классы

28. Правописание частиц не и ни

29. Правописание предлогов

30. Правописание союзов

I. Говорили
о линии, станции, дороге, избушке, Лидии,
Лиде; читали о Марии, Даше, Мите, Коле,
Ксении, Надежде, Наталье, песне; учебники
по химии, биологии, истории, математике,
зоологии, географии, литературе, алгебре,
физике, геометрии, экономике, технологии;
побывали на лекции, в планетарии, в
музее, в Третьяковской галерее, в
зоопарке, на выставке, на экспозиции,
на презентации.

II. Из
теории, песни, экскурсии, лекции, аллеи,
тетрадки, тетради; к Лидии, Лиде, Маше,
Марии, Дарье, Ольге, Насте, Анне, Анастасии;
о буре, туче, молнии, силе, деревне,
площади, площадке, ели, елке; на пашне,
тополе, станции, акации, березке, рябине,
постели, постельке; о профессии, спектакле,
делегации, долге, степени, ночи,
образовании; найти в папке, альбоме,
тетради, тетрадке, проруби, здании,
сарае; ехать из Сибири, Рязани, Средней
Азии, Америки, Африки, Австрии; на сирени,
ветке, ветви, лошади, лошадке, квитанции,
бумаге; к Рязани, Туле, мельнице, галерее,
молодежи, березе, ели, елке.

III. Идти
по дороге к избушке; во время пребывания
в Италии; преуспевать в школе по истории,
математике; побывать в Астрахани, в
Ярославле; прилипнуть к яблоне;
прикоснуться к черемухе; печатать в
типографии; располагаться в селении
возле речки; растут близ дороги; перелетала
от лилии к лилии; росли у опушки;
присутствовать на спектакле в театре;
в причудливой местности; увидеть в
лазури неба; посвятить Марии Андреевне;
лечиться в санатории; бродить по аллее,
по отмели; расположиться в здании;
сделать из соломки; в белом инее;
взбираться по лестнице; в сообщении об
открытии выставки; пригореть на
сковородке; участвовать в решении
вопроса; в путешествии по Америке, по
Европе, по Азии; стоял в раздумье; отдыхал
на взморье; привыкнуть к опасности;
отражаться в сиянии лучей; учиться
мудрости; добираться до дороги; находиться
возле палатки; в старинном предании;
обвинить в пристрастном отношении; шли
от деревни к деревне.

Буквы
о —
е после
шипящих и ц
в
окончаниях существительных

Чертежом;
тучей; камышом; лапшой; лужей; лучом;
плечом; ткачом; летописцем; абзацем;
чтецов; огурцов; отцов; кожей; творцом;
рубежом; зеркальцем; страницей; ландышем;
рощей.

Мягкий
знак на конце существительных

после
шипящих

Возле
дач; шалаш; нет туч; среди рощ; правильная
речь; не увидишь зрелищ; почувствуешь
фальшь; мощный клич; потеряешь вещь;
нянчить дочь; возьмешь багаж; окажешь
помощь; ландыш свеж и пахуч; ненавидишь
ложь; достанешь карандаш; борщ хорош;
еж колюч; среди чащ.

Буква
е
в
суффиксе -ен-

существительных
на -мя

I. 1) Весной
из спелых шишек ели ветер разносит
крылатые легкие семена. 2) Снегири
питаются семенами зазимовавшихся под
снегом растений. 3) В далекие времена
в весенний праздничный день матери наши
пекли в русских печах слепленных из
теста жаворонков. 4) Шустрые птички
своими кривыми клювиками выбирают из
шишек семена.

II. 1) Я
не пожалел о потраченном времени. 2) Он
коснулся рукой темени. 3) Небо время
от времени прояснялось. 4) Нет тяжелее
бремени, чем лень. ( Пословица)
5) Солдаты
принимали присягу у полкового знамени.
6) Мать рано состарилась под бременем
забот. 7) На этой территории когда-то
жили люди древнего племени. 8) В
солнечную осень свет источают и заросли
рыжих кустарников, и горящие неподвижным
пламенем черемухи, и выгоревшая трава.
(Э. Шим)
9) Если
вы хотите знать о русских именах,
познакомьтесь с книгой В. Никонова «Ищем
имя». 10) Имя Дарья происходит от
персидского имени Дарий — «богач».
Первоначально этим именем называли в
основном крестьянок.

“Безударные окончания существительных трёх склонений”

Словарный диктант 1.

Простыл на морозе, мечтал об отдыхе, был в кабинете, доехал на машине, об облаке на горизонте, о вылете самолёта из аэропорта, о помидоре на тарелке, об уборке на комбайне, на пастбище, на Красной площади.

Словарный диктант 2.

У дяди в портфеле, о фонтане на площади, о месте в автобусе, ехать на трамвае, о чае без сахара, от поездки в электричке, о мужественности на портрете, о билете на концерт, о жидкости в стакане, о выпи на болоте.

Задание к диктантам 3-6: определите склонение, падеж и число имён существительных, выделите окончания.

Словарный диктант 3.

Нашёл в коробке, ударил по щеке, пух из перины, боль от раны, ветка черёмухи, подошёл к конюшне, погладил по головке, свернул к реке, остался без поддержки, вытащил из корзины, подлетел к площадке, показал братишке, стучал по стене, вышел из кухни, жил у тёти Наташи, жители деревни, подошли к сторожке, бегали по площадке, путь к победе, доверять подруге, остановиться недалеко от лужайки, замесить тесто в квашне, наварила каши, шли по опушке.

Словарный диктант 4.

Нарисовал на странице, думают о дружбе, отыскал на карте, жил в чистоте, стоял на горе, крышка от банки, беспокоился о сестричке, говорил о весне нагнулся к земле, карабкался по скале, готовился к встрече, расположился в палатке, помог однокласснице, подарил внучке, обратился к бабушке, рос в семье, находился при усадьбе, поднимался по лестнице, отправил по открытке, написал дедушке, сидел на ступеньке.

Словарный диктант 5.

На полках библиотеки, упал с крыши, читать в газете, гулял по аллее, мечтал об игрушке, открылся при школе, помог старушке, свалился с крыши, обещал дочке, капелька влаги, снял с цепочки, явился без маски, ветка берёзы, слова из песни, снял с полки, вышагивал по комнате, отправился к родственнице, пришёл со стороны, не было ни одной звёздочки, подъехали к заставе, парус яхты, заплыли на льдине, забыли на даче, ложка сметаны.

Словарный диктант 6.

Овощи с грядки, вылил из кастрюли, пожарил на сковородке, дверца духовки, запер в кладовке, свернул с дорожки, с оленем, за царём, с принцем, направился к калитке, кормит из чашки, поит из ложки, кувыркался в траве, записал в тетрадку, обложка книги, варенье из вишни, гости из Риги, участвовал в драке, проводил до машины, гнездо чайки, птенцы ласточки, катался в лодке, доверять правительству, в халате, с лебедем.

“Безударные окончания существительных 1 и 3 склонения”

О сирени в руке у Кати, в колыбельке у Маши, о строгости учительницы Ольги Павловны, в кроватке Даши, на кровати у Катеньки, о мебели в комнате, котлеты из моркови, на сердцевине ромашки, мука из пшеницы.

Одеваться по погоде, об удалённости от столицы, о медовой акварели, двигался по спирали, о ёмкости бидона, налить из кастрюли, о сдержанности учительницы, о капусте на тарелке, ушёл без панамки, о ловкости медведицы

Не с именами существительными Словарный диктант

Устать
с непривычки; пришел в негодность;
нерешительность характера; домашние
неурядицы; явная неприязнь; не точность,
а приблизительность расчета; не
решительность, а робость; сказать
неправду; возможны всякие неурядицы;
явная нелепость; рассказывал небылицы;
неразбериха; не правда, а ложь; не
приятель, а настоящий друг; не внимание,
а рассеянность.

Предупредительный диктант

1) Ненастье
приостановило продвижение отряда. 2) Не
ловкость, а расчет и выдержка помогли
скалолазу избежать беды. 3) Не погода,
а усталость заставила нас сделать
привал. 4) Непогода принесла новые
неприятности. 5) Это была явная
неправда. 6) Не правду, а явную ложь
почувствовал он в его ответе. 7) В
решении задачи была допущена неточность.
8) В его движениях была видна не
решительность, а робость. 9) Неприятель
штурмовал крепость. 10) Незнакомец не
расслышал вопроса.

Опытный
переводчик; компьютерщик; переносчик;
перебежчик; наборщик типографии;
газетчик; грузчик; интересный рассказчик;
сборщик налогов; бурильщик; аккуратный
переписчик; забастовщик; болельщик
«Спартака»; веселый барабанщик; доменщик;
корабельный сигнальщик; речной бакенщик;
злостный прогульщик; застрельщик в
делах; разносчик газет; разведчики
земных недр.

Гласные
в суффиксах существительных

-ек
и
-ик

Кривой
клювик; жесткий сухарик; построить
шалашик; шелковый платочек; кусочек
пирога; удобный диванчик; теплый дождичек;
золотой ключик; твердый орешек; желтый
песочек; аккуратный сверточек; душистый
горошек; яркий зонтик; дубовый листик;
заросший овражек; маленький садик;
зеленый стебелечек; ароматный цветочек;
забавный котеночек; серенький комочек;
маленький ящичек; прибрежные кустики;
осколочек вазы; красивый карманчик;
острый ножичек; положить в мешочек;
озорной внучек; зажечь фонарик; прелестный
букетик; забавный хвостик; кудрявый
барашек; редкий ельничек.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Словарный диктант

Ветхая
одежонка; маленькая ручонка; клочок
неба; прелестная собачонка; узкая
речонка; веселая девчонка; глоточек
воды; дубовый сучок; пучок шерсти;
кудрявый барашек; мягкая игрушечка;
стручок перца; хрустальный башмачок;
мягкая подушечка; зеленый горошек;
кленовый листочек; серенький мышонок;
маленький добрячок; рыболовный крючок;
хитренький зайчонок; шелковый лоскуточек;
уютный палисадничек; белый снежок;
интересная книжонка.

“Безударные окончания существительных 1 склонения”

Спал в колыбельке, из мелкой морковки, о ряженке в бутылке, на картине в галерее, о люстре в комнате, отметить на странице, о принцессе на горошине, о работнице на фабрике, о котлете на сковородке, в будке у собачки.

Жили в столице, готовить из малины, ехать в машине, в норке около берёзки, на полке в библиотеке, шёл по дороге, яблоки под яблоней, мелодия на пластинке, сидел в кабине, о посуде в мойке, о встрече в беседке.

Контрольные диктанты

Лучик
солнца блеснул из-за леса, коснулся
верхушек деревьев, отыскал в листве
шарики зеленых яблочек. Дрожь света
пробежала по саду, и заискрились алмазами
росинки на придорожной траве.

      Разгорелось
солнце, и словно пламенем вспыхнули
густые ветки деревьев.

      Первая
пчелка зазвенела в теплом воздухе
притихшего утра. За ней метнулась другая,
третья. Синяя стрекоза присела на улей,
но пчелы равнодушны к беззаботной
попрыгунье. У них нет времени. Они делают
круги над пасекой, выбирают направление
и улетают в леса, в луга.

      Все
больше оживляются ульи, и вот уже кружатся
бесконечными клубами воздушной пряжи
сборщики нектара. У края дороги растет
подсолнух. Он привлекает к себе пчел,
но больше всего любят они цветы липы. В
ясную погоду семья этих трудолюбивых
непосед собирает до пяти килограммов
меда. (119 слов)

(На
основе книги Д.
Зуева «Времена года»)

Оцените статью
Экодиктант - Помощь