4 класс 1 четверть. Тема
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.
1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.2. Подчеркнуть словарные слова.3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
Контрольный диктант по русскому языку – «Повторение» 4 класс
4 класс 1 четверть. Тема:
В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.
1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
Контрольный диктант по русскому языку – «Предложение» 4 класс
4 класс 2 четверть. Тема:
Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.
Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.
1. Указать над словами первого абзаца часть речи.2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.
Контрольный диктант по русскому языку – «Части речи» 4 класс
4 класс 2 четверть. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
Грамматическое задание (на выбор учителя):
1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Диктант по русскому языку – «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
за первое полугодие
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.
4 класс Контрольный диктант по русскому языку за первое полугодие
4 класс 3 четверть. Тема:
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.
1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях. 2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Контрольный диктант по русскому языку – «Имя прилагательное» 4 класс
Где же приятель?
Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель?
1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.
Контрольный диктант по русскому языку – «Местоимение» 4 класс
Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны. Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых. На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись. Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!
4 класс 4 четверть
Весна в лесу
Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!
2. Разобрать по составу слово:1-й вариант – пробежала;2-й вариант – побегут.
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.
2. Разобрать по составу слово:1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.
1. Указать время глаголов.2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид.
1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.
Контрольный диктант по русскому языку – «Глагол» 4 класс
Итоговый контрольный диктант
Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!
1. Синтаксический разбор предложения.1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.
2. Морфологический разбор глагола.1 вариант – бежишь; 2 вариант – видишь.
3. Выполни разбор слов по составу.1 вариант: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый 2 вариант: пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!
1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.
Сборник текстов, диктантов и изложений
на экологические темы для 5-7 классов.
Сборник предназначен для проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку с 5 по 9 классы общеобразовательной работы и составлен с учетом современных действующих программ. Сборник охватывает почти все разделы фонетики, морфологии и синтаксиса. Подобраны тесты на экологические темы, даны грамматические задания в конце текста. В некоторых текстах (5-9 классы) задания отмечены цифрами:
1 – фонетический разбор
2 – морфемный разбор
3 – морфологический разбор
4 – синтаксический разбор
Основное назначение сборника – проверка, развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности учащихся при письме, расширение кругозора и развитие их речи.
Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливались запахи цветов и трав. Вот вьется цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеет крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам муравьи, жучки, божьи коровки. Порхают над цветочками легкие бабочки. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю бывать с друзьями на лугу. Ляжешь на траву, слушаешь пение птиц, смотришь на голубое небо и радуешься. Хорошо!
Вопросы к тексту.
– Ребята, что можете сказать о настроении автора (приподнятое)
– Почему? (он любит природу и умеет радоваться)
Какие растения можно встретить на лугу? (на части речи)
Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики. Выйдешь из леса на заросший высокий травой луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы лугов и нашего леса.
Иволга сплела себе гнездо – люльку на развилке тонких, гибких веток из соломинок и сухих травинок. Все щелочки аккуратно паутинками – шерстинками проконопатила, чтоб не дуло, а снаружи гнездышко убрала мхом да тоненькой, как бумага, берестой. А у синички гнездо похоже на рукавичку, а в оттопыренном большом пальце дырочка – вход. Внутри гнездо выложено птичьим пухом и шерстью, а снаружи украшено тополиными и ивовыми сережками. Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне. Самое маленькое гнездо у королька. Он сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. Самый красивый дом у пеночки. Она свила гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой.
Эту птицу сразу узнаешь по большому клюву и мешку под ним. Во время охоты пеликан набивает свой мешок рыбой, а потом спокойно поедает добычу.
Под кожей у пеликана есть воздушные мешки, поэтому он не может нырять. Только бурый пеликан может погружаться в воду, пикируя с довольно большой высоты. Вот почему эти птицы охотятся на мелких местах.
Во время охоты пеликаны громко кричат, загоняя рыбу. Но на отдыхе или около своих гнезд, они очень осторожны.
Всего на земном шаре живет восемь видов пеликанов. Пеликана выбрали учительского конкурса.
Забавные у птиц встречаются имена!
Ну например, птица поганка. Поганка, да еще рогатая! Или птичка завирушка. Или юла.
А вот, совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка, даже чечевица!
Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица – и вдруг «обыкновенная»! да не могут птицы быть «обыкновенными»! вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает обыкновенным. Живых надо назвать метко и весело, чтоб и в определениях не копаться: пришел, увидел, узнал! Пухляк. Белобровик.
Не трогайте гнезда птиц.
Пернатые – большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы, корзинщики, лепщики, гончары.
Ласточка – береговушка – чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы ее от не погоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начинает плести корзиночки.
А сколько пернатых сооружают свои домики прямо на земле: в траве, в ямочке, под кочкой! Идешь прямо по полю, а у тебя из-под ног выпархивает птичка. Вылетит и разными хитростями уводит в сторону от гнезда.
Не надо мешать ей, трогать гнезда. Там, где есть полезные птицы, меньше вредных насекомых, больше и лучше урожай наших полей, огородов, садов.(110 слов.)
(По И. Балбышеву.)
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы не обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она – отдохновения для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годиться, пока ее не отдали!
А если суматохе вызванной наплывом посетителей, делающих в последний момент покупки к рождеству, кто-нибудь из наших продавцов настолько устанет, что будет не в состоянии одарить вас улыбкой, не разрешите ли вы нам попросить оставить одну из ваших?
Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, на этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево – красные бусинки. Слово из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно – коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно – белых цветках прячется зима, ждет своей поры.
В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность. (116 слов). (По Т. Головановой)
На севере дальнем.
Экологические проблемы везде огромны, трудно решаемы и всегда угрожающи. Долго мы отмахивались от них, и легкое когда – то недомогание развилось в запущенную болезнь. Теперь придется ученым голову поломать, а производственникам приложить руки.
На карте еще все в порядке: все те же леса, ягельники, луга, незамутненные озера и реки, нетронутые урочища. Но из космоса уже видно, что многое изменилось, исчезло, обеднело, опустошено. И если в детстве мы мечтали открыть на севере неизвестных науке животных, то теперь и давно открыть уже не всех увидишь.
Могучие северные реки несут теперь в океан не только потерянные бревна, но и стоки грязных отравленных вод. Начинают травиться рыбы, тюлени, белые медведи. На берегах на неисчислимых нефтяных вышках полыхают неугасимые газовые факелы.
В Красную книгу в тысяча девятьсот семьдесят восьмом году было вписано четырнадцать видов северных животных, а в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом – уже восемнадцать. (137 слов.)
(По Н. Сладкову)
Народ любит русскую степь за дивную красоту, неповторимый аромат, безбрежное раздолье. Недаром она воспета в былинах и песнях.
После первых весенних дождей словно наступает праздник. Цветет и благоухает дикая флора. На фоне зеленого цвета – синие, желтые, розовые, фиолетовые, голубые, пурпурные и белые цветы. Рябит в глазах от фиалок, незабудок, гиацинтов, колокольчиков, перьев ковыля.
Когда зацветет ковыль, Кулундинская равнина напоминает серебрящееся море. Особенно красива степь ранней осенью, когда одевается, как на свадьбу, в золотые ткани, шелковые султаны ковыля, серебряные серьги, удивительно чистые жемчуга, когда надушится она всеми пахучими травами. Попадая сюда, испытываешь ни с чем не сравнимое наслаждение! (96 слов.)
(По К. Пысину.)
Синтаксис и пунктуация.
Я пришел с прогулки, вынул из кармана коробку и осторожно открыл ее. В вате лежало соловьиное яйцо.
Соловьев много вокруг деревни, в который я живу. Когда наступили долгие дни и теплые ночи, принялись они щелкать.
Голос одного в лиственном лесу слаб и высок. Другой красиво берет низкие ноты. А когда запел третий, душа всколыхнулась, самому захотелось петь и радоваться жизнью.
Очнулся я от воспоминаний. На ладони оливковое яйцо. В этой тонкой скорлупе заключен чудесный дар песен. Скорее надо положить яйцо в гнездо. (97 слов.)
(По В. Бианки).
На лесной поляне.
Пригрело весеннее солнце. На лесной поляне начал таять снег. С пригорка побежал веселый ручеек.
Выбрались из – под коры жучки и бабочки. Проснулась ящерица и уселась на солнышке погреться. Лягушки тоже очнулись от зимнего сна.
Из – под кучи хвороста вылез голодный ежик. Помылся, почистился и побежал искать себе еду. (53 слова).
Было три котенка: черный, серый и белый. Увидели они мышь. Бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята прыгнули за ней. Мышь убежала. А из банки вылезла три белых котенка.
Три белых котенка увидели во дворе зеленую лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята прыгнули за ней. Лягушка ускакала. А из трубы вылезла три черных котенка.
Три черных котенка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба упала. Из воды вылезла три мокрых котенка.
Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они обсохли и стали, как были: черный, серый, белый. (100 слов.)
Елка для белки.
Жила в лесной сторожке белочка. Ребята решили устроить белочке праздник. Школьники принесли сухих ягод, грибов, орехов. Вешали всю елку на поляне. В скворечнике сделали теплое гнездо. Собрались ребята вокруг елки. Витя открыл дверцу клетки. Белка прыгнула на ветку. Она пробовала то орешки, то ягодки, то грибы.
Наелась белка и спряталась в скворечник. Слетелись к старой ели птички и стали пировать. Белочка сидела в своем теремке, и весело поглядывала на гостей. (73 слова.)
1 вариант – расстилаться 2 вариант – пробираться.
1 вариант. 2 вариант
Я вышел на опушку Ночная птица промчалась
и пошел полем. и коснулась меня крылом.
В лес за чудесами.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия. « Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», – говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографируя дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устаешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил много счастливых находок. (108 слов.)
1 вариант. II вариант.
ложения из III абзаца. предложения III абзаца.
пригорок. таву: находок.
I вариант II вариант
Синтетический разбор Синтетический разбор предло-
предложения – второго абзаца. жения.
Морфологический разбор су- II предложения – первого абзаца.
ществительного: жизнью. Морфологический разбор сущес-
Разобрать слово по составу: твительного: с шумом.
припорошила. Разобрать слово по составу:
Запишите 4 существительных с простучал.
Приставкой: пре- Запишите 4 существительных
с приставкой: пре-
Письменно на снегу.
Идешь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. Красив зимний лес, только чуточку грустно в нем – роскошном, пустом и гулком.
Правда, от морозной тишины в самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это только кажется.
А вот первый след на снегу. Чей от? Две точки, а в впереди – две овальные бороздки. Конечно, заячий. Только заяц ходит так, словно опирается передними лапами на костыли.
Совсем лес глухой стал. Настоящее Берендеево царство. Угрюмо горбятся в снежных платьях вековые деревья. Низкими ветвями, будто руками, опираются о землю.
Звериных и птичьих следов здесь еще больше. Узорной росписью пестрят они на снегу. (111 слов)
(По Л. Фомину).
Подготовка к новому году.
В гостиницу втащили большую мерзлую елку. Дерево поняли, и оно оказались таким высоким, что нежно – зеленая верхушка согнулась под потолком.
От ели веяло холодом, но понемножку ветви ее оттаяли, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, достали фонарики с цветными слюдяными окошечками, большую звезду. Но оказалось, что игрушек мало. Пришло склеит фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам серебряные веревочки. За этой работой просидели весь день. Затем подставили в елке стулья и стали ее убирать.
Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные бусы и вставили свечки и цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала: «А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте». (115 слов)
(По А. Тостоому)
Как – то отец взял меня на охоту.
Мы ехали по лесу на дрожках. Было ранее утро, на деревьях и на траве сверкала обильная роса! Как хорош и пахуч сосновый бор!
У большого дерева около высокой кучи отец остановил лошадь.
Почти на вершине кучи лежал небольшой кусок какого – то светло-желтого вещества похожего на обыкновенное сливочное масло. Мы сошли с этих дрожек и стали рассматривать загадочное вещество. Я прикоснулся к нему – оно было мягкое и теплое.
Мы положили кусок «масла» в кружку, обязали бумагой и спрятали под деревом.
Вечером отец достал кружку, а в ней ничего не было – «масла» улетучилось. От него резко пахло муравьиным спиртом.
Дома этим «лесным лекарством» растирала моя бабушка поясницу и уверяла, что ничто раньше ей так не помогало. (122 слов).
Итоговая контрольная работа.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.
Вы въезжаете в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими маслеными шляпками.
А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей трав. Спокойно дышит грудь. (125 слов).
Тихо раннее утро в зимнем лесу. Спокойно наступает рассвет. По лесной опушке, у края снежной поляны, пробирается с ночной охоты рыжий лисовин (лис). Мягко прохрустывая пухом, рассыпается под ногами лисовина снег. Лапка за лапкой вьются за ним следы.
Слышит и смотрит лисовин, не защипит ли под кочкой в зимнем гнезде мышь, не выскочит ли из куста неосторожный зайчишка. Вот шевельнулась в кустах синичка. Вот пролетает над опушкой стайка клестов.
Слышит и видит лисовин, как забирается на дерево белка, а с густой закачавшейся ветки падает снежная шапка. Все видит, все слышит, все знают в лесу старый лисовин. (86 слов)
(И. Соколов – Микитов)
1. Что вы больше всего любите? Книги? Приключения? Животных? Спорт? Чем (бы) вы ни увлекались, путешествия будут интересны каждому из вас. Лето, проведенное в походах, вы запомните на всю жизнь. И вы поймете, как интересна книга природы.
В самом деле, природа что книга: неграмотный видит в настолько картинки, а тому, кто уже научился читать, раскрываются истории, одна интереснее другой.
Конечно, и картины природы прекрасны. Что может быть красивее восхода солнца над озером! И если вы полюбите рассматривать эти картины, вам непременно захочется и научиться читать их.
2. О люди, пусть ваш дом достатком дышит,
Пусть озарят его покой и труд,
Пусть не кружится воронье над крышей,
Пусть ласточки под крышей гнезда вьют.
Задание: определите наклонение и время (если есть) глаголов в данных предложениях.
Земля – наша кормилица.
Самое ценное на Земле – земля, почва.
О земле говорят – плодородная, потому что она родит плоды: хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы. На угле ничего не растет, на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом самородке, не вырастет лопух. На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жилье.
Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всего в несколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой, по которому мы ходим, и дал нашей планете жизнь. Поэтому землю надо беречь. (77 слов.)
Чтобы бы вы сказали, если бы увидели, что кто-нибудь пишет гусиным пером? Однако же Пушкин, Гоголь и Грибоедов писали ими. Горький в детстве также учился писать гусиными перьями. В течение веков люди писали сначала заостренными палочками, затем тростинками. Позже стали употреблять птичьи перья. Гусиные перья также, как и тростинки, расщеплялись на кончиках. Чтобы очинить перо, употребляли маленький складной нож. Сейчас перочинным ножом точат карандаши, но и название у него осталось то же. Люди стали выделывать стальные перья, но нового слова для их обозначения не появилось. В настоящее время пишут шариковыми ручками. (73 слов.)
Впервые дни ссылки деревня показались Пушкину тюрьмой. Бешенству его не было предела. Все его раздражало.
Потом все переменилось, и он стал чувствовать себя в деревне ка у бога за пазухой. Перед ним раскрылся мир неизведанного, мир народного творчества. Он стал дневать и ночевать своих деревнях, часто забегал в людскую. Увидел воочию торжественный обряд русской свадьбы и записал его. Бывая гостем на крестьянских праздниках. Крестил ребят. Любил, зимними вечерами сидеть в людской и в горнице няньки и слушать деревенские сказки и песни. Полюбил балалайку и понял, что этот не хитрый инструмент – кусок души народной. Хорошо узнал жизнь крестьянского люда не только во всем ее тогдашнем ужасе, но и во всей красе и бессмертии древних обрядов и традиций, познал тайну русского народного характера. Все это пришло к нему здесь, в Михайловском. (С. Гейченко). (130 слов.)
1. Выпишите словосочетания с согласованием, управлением, примыканием. Определите какой частью речи выражены зависимые слова. ( По одному словосочетанию)
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросла три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.
Это был отважный пингвиненок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море. ( Г. Снегирев). (100 слов).
1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
2. Морфологический разбор слова: закружился
Тема: «Изменение существительных по падежам»
Диктант
Весной
Наступила ранняя весна. Пригрело теплое солнце. Всюду начал таять
снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и птиц появились
заботы.
Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнезда.
Из земли показалась травка. На полянке стоит молодая березка. Весной
на березке появилась листва.
Хорошо в природе весной!(50 слов)
Задание:
1. Просклонять имена существительные: СОЛНЦЕ, ПОЛЯНКА, ТРАВКА.
2. Определить падеж существительных: ИЗ ТРАВЫ, ИЗ ЗЕМЛИ. Н А ПОЛЯНКЕ.
ВЕСНОЙ, В ПРИРОДЕ.
Диктант
На Волге
Светлая вода из родника бежит ручейком. Так берет свое начало великая
русская река Волга. Через всю страну несет она свои воды. На берегах Волге
много городов и сел. В городах работают крупные заводы и фабрики.
Нам дорог каждый уголок нашей великой страны.(45 слов)
Задание:
1. Подобрать и записать из текста по 3 существительных 1-го, 2-го и 3-го
2. Просклонять имена существительные: СТРАНА, РОДНИК, ВОЛГА.
склонения.
Диктант Полярная сова
Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над
снегами. Кормом птиц являются мыши. Многие зайцы побывали в когтях
полярной совушки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает
она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение
её кажется белее снега.(48 слов)
(По И. Соколову-Микитову).
Задание:
ТИШИНЕ, К ПТИЦЕ, ДОБЫЧИ.
1. Выделить окончания и определить падеж существительных: В ТУНДРЕ, В
2. Разобрать по составу слова: НОЧНОЙ, ЗИМНИЙ.
3. 1-е предложение разобрать по членам предложения и указать части
речи.
Диктант
Светлячки
Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Мы поймали одного.
Он ползал по ладони и освещал на коже все морщинки и бугорки. Мы собрали
в коробку несколько светлячков и посадили их на листья сирени. Всю ночь на
сирени под нашими окнами горели зелёные огоньки. В тёплые летние дни
вдоль тропинки много появляется светлячков.(54 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Задание:
ЛАДОНИ, НА КОЖЕ, В КОРОБКУ, НА СИРЕНИ.
1. Определить склонение и падеж существительных: У ТРОСТНИКА, ПО
2. Подобрать однокоренные слова к слову: ЛЕСНОЙ.
3. Просклонять существительные: КОЖА, БУГОРКИ.
Диктант
Березка
На полянке стоит берёзка. У берёзки белая кора. Весной на берёзке
появилась листва. На одной ветке листву объела гусеница. Кукушка поймала
гусеницу и съела. Больше никто не вредил берёзке. В листве берёзки весело
поет малиновка. Тут бывает и сойка. Под берёзкой хорошо устроилась
ящерица. Тут её норка. (47 слов.)
Задание: выделить окончание.
1. Выписать имена существительные 1-го склонения, указать падеж,
2. Просклонять имена существительные: ВИЛКА, КУКУШКА.
3. 1-е предложение разобрать по членам предложения и указать части
речи.
Диктант
Белка
У белки тёплая шубка. Не страшна белке холодная зима. Припасла белка
на зиму пищи. Да и зимой она её находит на сосне. Прыгает белка с ветки на
ветку. Рвёт шишку за шишкой. Крепко держит шишку в лапке. Весной белка
будет грызть молоденькую травку. Погрызёт — и снова на вершину сосны. (49
слов)
Задание:
1. Найти и подчеркнуть в тексте все имена существительные.
2. Определить склонение и падеж, обозначить окончания существительных:
3. 3-е предложение разобрать по членам предложения и указать части
У БЕЛКИ, НА ЗИМУ. З ИМОЙ, НА СОСНЕ, ЗА ШИШКОЙ.
речи.
Диктант
В степи
Весной мы часто уходили в степь. Хорошо весной в степи. Вся степь
покрывается пёстрым ковром. Над степью гордо реет орёл. Он зорко смотрит
вниз. Орёл наблюдает за жизнью в степи. Вот мышь. Она с осторожностью
подбирается к молодому побегу. Один миг — и мышь в когтях у орла. И снова
в степи тишина. (52 слова.)
Задание:
1. Определить падеж существительного СТЕПЬ, обозначить окончания.
2. 3-е предложение разобрать по членам предложения и указать части
3. Просклонять существительные: МЫШЬ, МЫШКА.
речи. Диктант
Осина
Осина цветёт в апреле. Листочки на осине всё время дрожат. Осину
называют пионером леса. На вырубке, первой растёт осина. Семена у осины
мелкие. На дереве их много. Молодые осинки любят свет, быстро растут. Не
боится осина мороза. Древесина у осины мягкая. Из осины делают бумагу,
спички. (46 слов.)
Задание:
1. Определить падеж существительного ОСИНА, обозначить окончания.
2. Разобрать по составу слово: ЛИСТОЧКИ, ВЫРУБКА.
3. Просклонять существительные: АПРЕЛЬ, МОРОЗ.
Диктант
Ландыш майский
Белые цветы ландыша заметны среди зелени. В конце мая в лесу стоит
запах ландыша. На этот запах летит пчела, бабочка. Осенью на стебле
ландыша есть ягоды. Из цветка ландыша делают лекарство. Этим лекарством
лечат сердце. Хорош ландыш в букете. Букет украсит комнату. Приятно его
подарить подруге. (46 слов.)
Задание:
БУКЕТЕ, У ЛАНДЫША.
1. Определить склонение и падеж существительных: В ЛЕСУ, НА СТЕБЛЕ, В
2. 1-е предложение разобрать по членам предложения.
3. Просклонять существительное: ЛАНДЫШ.
Диктант «Майское чудо»
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки! Объём слов: 84
Слова для справок: словно, жемчужины, внизу
Итоговый диктант по русскому языку с грамматическими заданиями
(тексты диктантов по русскому языку для итоговой аттестации в начальной школе подобраны учителем начальных классов МКОУ «СОШ с. Мельница» Солодкой М. В.)
Ц е л ь: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в начальной школе.
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов.)
1 вариант1. Разобрать первое предложение по членам и указать части речи.2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.3. Выполнить морфологический разбор слов в жару, мягкого
2 вариант1. Разобрать шестое предложение по членам и указать части речи.2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.3. Выполнить морфологический разбор слов на опушке, белых
Анализ контрольной работы по русскому языку (диктант «Летняя прогулка»)
Дата проведения _______________________
ФИ обучающихся, получивших «5»:
ФИ обучающихся, получивших «2»:
ФИ обучающихся, выполнивших грамматические задания на «5»:
ФИ обучающихся, выполнивших грамматические задания на «2»:
Наступила осень. Вспыхнули берёзы, осины. Только дубы, как зелёные острова, стояли посреди леса.
Кончилась осень. Опали листья. Лес почернел, помрачнел. Только дубы светились в нём, как острова старого золота.
Долго не приходила зима, а когда пришла, на деревьях не осталось и листочка. Поржавели, поредели листья дуба, но держались на ветках до самой весны.
Весной лопнули на берёзах почки, а на ветках дуба всё шуршали старые листья. Как острова прошлой осени, стояли дубы среди нового весеннего леса. (77 слов)
Для справок: проговорить постановку запятой перед союзом и в последнем предложении.
Выписать из первого абзаца предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём основу, указать части речи.
2. Выполнить морфологический разбор слова
3. Разобрать по составу слова:
весеннего приходила золота
Выписать из второго абзаца предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём основу, указать части речи.
2. Выполнить морфологический разбор слова
зелёные почернел листочка
Наступает поздняя весна. Солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю. Стоит чудесная погода. В воздухе звенят голоса птиц. Радуют сердце яркие краски весенней земли. Пёстрым ковром покрыты холмы. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. Ты медленно идёшь от полянки к полянке и видишь всю красу цветов. В тенистом и влажном лесу растёт ландыш. Все мы любим этот нежный цветок с тонким запахом. Приятно смотреть на белые колокольчики. Сохрани эту красоту для людей. Ландыш – редкий подарок весны. (77 слов)
Слова для справок: приятно, растёт.
1. Выполнить полный разбор предложения (найти основу, выписать словосочетания, указать части речи).
1 вариант. В воздухе звенят голоса птиц.
Учащимся предлагается самим выбрать предложение для разбора.
2. Выписать из текста по два слова
– с проверяемой безударной гласной;
– с парной согласной;
– с непроизносимой согласной.
3. Разобрать слова по составу: колокольчики, цветочная, посылает
ФИ обучающихся, выполнивших грамматические задания на «5»:
Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины. Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лёд. Прилетела трясогузка. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой. А в мае лес развешивает зелёные флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звёзды освещают его посадочную площадку.
Грамматические задания:
Анализ контрольной работы по русскому языку (диктант «Весеннее расписание»)
: учитель определяет степень трудности и выбирает текст диктанта с учётом уровня подготовленности своего класса. Грамматические задания можно использовать в предлагаемом объёме или добавлять свои на усмотрение преподавателя.