Редкие диктанты и диктанты для 5 класса

Редкие диктанты и диктанты для 5 класса Экодиктант


Редкие диктанты и диктанты для 5 класса

Редкие диктанты и диктанты для 5 класса

Редкие диктанты и диктанты для 5 класса

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: “МОРФЕМИКА. О РФОГРАФИЯ. К УЛЬТУРА РЕЧИ”

Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 5 класс (контрольные диктанты за  5 класс).

Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть раскосые глаза, а на морде всегда улыбка. У Куцего не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого хвоста у него был куцый обрубок.

Принес его к нам в зоопарк охотник.

На новом месте Куцый почувствовал себя как дома. Одна из лисиц хотела его укусить. Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей трепку. После этого она и другие лисицы боялись к нему подойти.

Ухаживал за лисицами дядя Леня. Когда он заходил в клетку, Куцый бросался к нему, вилял своим куцым обрубком и ласково заглядывал в лицо. Дядя Леня часто ласкал его. Лучший кусочек мяса перепадал Куцему чаще других лисиц.

(По В. Чаплиной)

Задания к тексту:

1) 1-й вариант: подчеркните буквы и, у, а после шипящих;

2-й вариант: подчеркните буквы после , обозначая условия выбора орфограммы.

2) 1-й вариант: придумайте и запишите пять слов с буквой после в корне и суффиксе;

2-й вариант: запишите исключения из правила “Буквы и, ы после ц”.

3) В роли каких частей речи употребляется слово куцый в тексте?

Русский язык / 5 класс / Контрольные диктанты / Морфемика. Орфография. Культура речи.

: Данный контрольный диктант проводится с учащимися 5 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения темы “Морфемика. Орфография. Культура речи.” учащимися 5 класса.

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 9 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

После опасной переправы через морскую гладь скворцы отдыхают целый день и всегда в определенном месте. Одно такое место я видел весною в Одессе. Это — дом на углу Преображенской улицы и Соборной площади. Был этот дом тогда совсем черен. Он шевелился от множества скворцов.

Одно из самых очаровательных воспоминаний детства — это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница первых классов читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. Счастлив человек, которому повезло с первой учительницей. Мне повезло. Александра Ивановна, моя первая учительница, любовь и благодарность к ней я пронес сквозь всю жизнь.

Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть раскосые глаза, а на морде всегда улыбка. У Куцего не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого хвоста у него был куцый обрубок. Принес его к нам в зоопарк охотник.

В Крыму и на Кавказе у самого моря растут гордые и величественные кипарисы. Если надрезать ствол его, можно увидеть широкие сочные кольца, свидетели привольной жизни дерева из года в год. От красноватой раны потянет терпким запахом. В нём можно почувствовать и лёгкий запах песка, наливающегося утренним солнцем, и тёплый аромат загорелых моряков, проспавших всю звёздную ночь на открытых кипарисовых палубах. Многое может напомнить знающему человеку это дерево.

Дальние горы, овеянные синеватой мглой, реяли и расплавлялись у горизонта. Лёгкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными головками. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень.

Признаемся не без некоторой робости: приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин». И эта робость оправдывается многими причинами. « Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

Выше и выше над лесом солнце. Вышла на край леса старая лосиха с лосенком. Учится бегать маленький лосенок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги. Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки.

Путник ехал, не подгоняя своего коня ни хлыстом, ни шпорами, пока не исчез в туманной дали, едва освещенной месяцем. Почти в ту же самую минуту на окраине поселка появился другой путник и поехал по той же дороге. Он, вероятно, тоже отправился в дальний путь. На нем был темный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.

ТЕМА: “БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц”

1. Акация, панцирь, нарцисс, сигнализация, дикция, делегация, конференция, традиция, циркуль, цитировать, цирк, цирковой, коллекция, циклон, циклоп, цитрусовые, цинк, цыпленок, цыплята, цыганский, цифра, экспедиция.

2. Милиция, цыганский, репетиция, умницы-разумницы, синицын, сестрицын, у гостиницы, молодцы-храбрецы, операция, революция, традиция, ситуация, птицы, птицын, цилиндр, цистерна, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, лестницы.

Распределите слова в два столбика:

а) с буквой и после ц;

б) с буквой ы после ц.

Школьницы, цыкнуть, пациент, циферблат, цикорий, цифровой, у столицы, цитата, дефицитный, Венеция, цыпочки, медицинский, цинковый, станция, авиация, беглецы, редакция, круглолицый, бледнолицый, официальный, станционный, агитационный, циновка, ресницы, рекомендация, дисциплина, плантация.

Графически объясните выбор и – ы после ц (выделите корень, суффикс, окончание).

1. Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация, душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыпленок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.

2. Во все времена кузнецы пытались украсить свои изделия.

Большую изобретательность и фантазию они стали проявлять уже при ковке светцов. Так назывались первые осветительные устройства. Наиболее красивые светцы сделаны целиком из железа. Когда вечером в светец вставляли лучинки и зажигали их, то на фоне тёмной избы, такой светец казался пером сказочной жар-птицы.

(По А. Навроцкому)

Огромное здание цирка наполнялось народом. Ребята уселись на свои места и стали рассматривать арену.

Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. На арене появился дрессировщик в цыганском костюме и с медведями. Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. Потом выступали собачки. Они прыгали, играли в футбол. А самая храбрая чёрная собачка прыгнула с парашютом из-под самого купола.

Ещё выступали жонглёры, они работали чётко. А самым последним цирковым номером был “Шар смелости”. Отважные мотоциклисты под куполом цирка с большой скоростью мчались внутри громадного цилиндра. С каждым кругом скорость возрастала.

На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из цирка.

(По Н. Носову)

В комнату вошла на цыпочках тишина. Большая круглая луна выкатилась из леса, заглянула в низкое, вросшее в землю окошко. Она осветила циновку на полу и цинковое корыто на стене. Вдруг на столе что-то засверкало. Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое. Любопытство взяло верх. Я поднялся и подошел к светлячку. На столе лежал термометр.

(По Н. П. Печерскому)

1. 1-й вариант: подчеркните буквы и, у, а после шипящих;

2-й вариант: подчеркните буквы и, ы после ц, обоначая условия выбора орфограммы.

2. 1-й вариант: придумайте и запишите пять слов с буквой и после ц в корне и суффиксе;

3. В роли каких частей речи употребляется слово куцый в тексте?

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо тёмного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

2. Найдите слова с орфограммой “Буквы и, ы после ц”. Объясните написание. Запишите слова – исключения из этого правила.

3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.

Диктант “Весна”

Снег давно́ сбежал с полей. От края весьма́ разъе́зженной дороги до бли́жней дереве́ньки сте́лется рожь, освещённая восходя́щим лучо́м со́лнца. На светло-си́нем небе не ви́дно туч, белова́тые облака плыву́т в северо-за́падном направле́нии.

В вышине́ звени́т перели́вчатая пе́сенка жа́воронка. В лесно́й чащо́бе ворку́ет го́рлица в забо́те о постро́йке но́вого гнёздышка для птенцо́в. В свежей зелени уже жужжа́т трудолюби́вые пчёлки, добыва́я некта́р с пе́рвых весе́нних цвето́в. В ярко-зелёной ча́ще, в ка́ждой боро́здке слы́шится шёпот и шо́рох. В самой то́ненькой ве́точке, в самом не́жном стебельке́ дви́жется све́жий сок, кото́рый даёт им жизнь. По соло́минке, как по ле́стнице, ше́ствует какая-то бука́шка, ва́жно расправля́ет свои́ бро́нзовые кры́лышки. Над камышо́м мелково́дной речо́нки кружатся бирюзо́вые стрекозы. На опу́шке берёзовой ро́щи, в ры́хлом почерне́вшем снегу блиста́ет молода́я по́росль кусто́в.

В во́здухе уже не чу́вствуется сы́рости, кото́рая так заме́тна в пе́рвую весе́ннюю по́ру, когда́ реки в бе́шеном разли́ве. Из бли́жних рощ, с па́шен и па́стбищ — отовсю́ду доно́сится ра́достная пти́чья разноголо́сица.

Слы́шится иногда́, как густы́м ба́сом гуди́т, пролета́я где́-то о́чень бли́зко, неви́димый жук и как он, су́хо щёлкнувшись о како́е-то препя́тствие, сра́зу замолка́ет.

Нельзя́ не удивля́ться тому, как бы́стро преобража́ется все окружа́ющее. В приро́де твори́тся вели́кая та́йна весе́ннего обновле́ния. Э́то велича́йшее торжество́ той вели́кой си́лы, кото́рая льётся с голубо́го неба и претворя́ется в зе́лень, цветы́ и зву́ки пти́чьих пе́сен.

Весна́ — э́то са́мое лу́чшее и са́мое поэти́ческое вре́мя года.


Редкие диктанты и диктанты для 5 класса

Зада́ние

Ку́цый был высо́кий и то́щий лис. Большие, о́стрые у́ши, чуть раско́сые глаза, а на мо́рде всегда́ улы́бка. У Ку́цего не́ было настоя́щего ли́сьего хвоста́. Вме́сто пуши́стого хвоста́ у него́ был ку́цый обру́бок.

Принёс его́ к нам в зоопа́рк охо́тник.

На но́вом ме́сте Ку́цый почу́вствовал себя́ как дома. Одна́ из лиси́ц хотела его́ укуси́ть. Ку́цый ловкр оберну́лся, схвати́л зади́ру за ши́ворот и задал ей трёпку. По́сле э́того она́ и други́е лиси́цы боя́лись к нему́ подойти́.

Уха́живал за лиси́цами дя́дя Леня. Когда́ он заходи́л в кле́тку, Ку́цый броса́лся к нему́, виля́л свои́м ку́цым обру́бком и ла́сково загля́дывал в лицо́. Дя́дя Леня ча́сто ласка́л его́. Лу́чший кусо́чек мя́са перепадал Ку́цему ча́ще други́х лиси́ц.

(По В. Чаплиной) (110 слов)

Диктант ”Белка”

Под нога́ми шурши́т опа́вший лист. Тропа стано́вится ка­призной, озорно́й. Зама́нивает вглубь, ве́ртится по бурело́му, ска́чет по усту́пкам оголённых со́пок, бежит вниз и пропадает в густо́м переле́ске, опалённом осе́нним жа́ром.

Кто ви́дел в осе́ннюю по́ру тайгу́, гу́сто крапленную берёзой да оси́ной, тому никогда́ не забы́ть карти́ну пыла́ющего хо́лод­ными костра́ми леса. Така́я грусть повсю́ду! Шо́рох шагов по опа́вшему листу́ слы́шен далеко́.

Ви́жу: что́-то мелькну́ло в просве́те, пото́м ещё и ещё. Бел­ка! Она́ но́сится по ве́ткам, заде́рживается на сучке, смо́трит на меня́ кро́шечными бу́синками. Я ни с места, стою, не шевелю́сь. Белка вдруг как зацо́кает, как захохо́чет!.

— Ах, разбо́йница, пуга́ешь! А я не уйду́! — ду́маю я.

Её э́то удивля́ет. Она́ протира́ет кро́шечными ла́пками плу­товские глазки, наце́ливает их на меня́. Я не поддаю́сь собла́зну, стою. А плуто́вка не теря́ет любопы́тства. Два прыжка́ — и она́ на то́ненькой берёзке. Она́ сверли́т меня́ лука́выми глазками. Миг — и белки нет на берёзе.

Дикта́нт “Геро́й повести А. Пу́шкина”

Геро́й повести А. С. Пу́шкина «Капита́нская до́чка» Гринев — сви­детель и уча́стник ва́жных для Росси́и истори́ческих собы́тий. В осно́ве повести — расска́з о формирова́нии ли́чности молодо́го дворяни́на. Э́то череда́ испыта́ний его́ чести и челове́ческого досто́инства.

Уехав из до́ма, он то и де́ло попадает в ситуа́ции нра́вственного вы́бора. Снача́ла они́ ниче́м не отлича́ются от тех, что быва́ют в жиз­ни ка́ждого челове́ка. Гринев абсолю́тно не готов к жи́зни и до́лжен полага́ться то́лько на нра́вственное чу́вство. Его́ жи́зненный о́пыт ограни́чивается наставле́нием суро́вого отца́, полу́ченным перед отъ­ездом: «Береги́ честь смо́лоду».

Нра́вственный потенциа́л геро́я раскры́лся во вре́мя бунта. Уже в день взя́тия Белого́рской кре́пости Гриневу не́сколько раз пришлось выбира́ть ме́жду че́стью и бесче́стием, а факти́чески ме́жду жи́знью и сме́ртью.


Редкие диктанты и диктанты для 5 класса

Как научи́ть ребёнка писа́ть пра́вильно

Па́пы и ма́мы ча́сто нахо́дятся в недоуме́нии, почему́ э́то их ча́до пи́шет а-ля́ «ку́рица ла́пой». Ведь у сами́х-то по́черк о́чень да́же ничего́. Да и разнообра́зие канцеля́рских принадле́жностей ра́зных цвето́в, разме́ров, запахов располага́ют к тому, что́бы писа́ть краси́во. Но жела́емого результа́та нет. Поэ́тому у роди́телей и возника́ет вопро́с, как пра́вильно и бы́стро научи́ть ребёнка краси́во писа́ть.

Коне́чно, научи́ть ребёнка пра́вильно сиде́ть и пра́вильно держа́ть ру́чку — зада́ча не из лёгких, тем бо́лее, что к 5—б года́м уже скла́дывается определённая по́за при рисова́нии и письме́, ча́сто непра́вильная, и непра́вильный спо́соб держа́ния ру́чки.

Выделя́я после́довательность того́, чему́ на́до научи́ть ребёнка перед тем, как начина́ть писа́ть, сле́дует подчеркну́ть три основны́х моме́нта:

-научи́ть ребёнка соблюда́ть пра́вильную по́зу при рисова́нии и письме́;

-научи́ть ребёнка пра́вильно держа́ть каранда́ш (ру́чку);

-научи́ть ребёнка пра́вильно координи́ровать движе́ния па́льцев, ки́сти, предпле́чья, плеча́ при рисова́нии и письме́.

Почему́ э́то так ва́жно? Гла́вное потому́, что пра́вильная по́за, пра́вильное положе́ние ру́чки и пра́вильная координа́ция движе́ний позволя́ют сформирова́ть пра́вильную те́хнику письма, пра́вильный графи́ческий навык, а зна́чит, сде́лать письмо́ удо́бным, чётким, бы́стрым.

Безусло́вно, писа́ть мо́жно и в не о́чень удо́бной по́зе, вывора́чивая постоя́нно неме́ющую ру́ку и зате́кшее плечо́, но тогда́ тру́дно говори́ть о ка́честве и ско́рости письма. Да и вряд ли мо́жно наде́яться, что при тако́й те́хнике удастся не ду́мать о том, как э́то де́лается.

О́чень ча́сто ребёнок ви́дит, что пло́хо пи́шет, и нере́дко э́то быва́ет свя́зано с непра́вильной те́хникой письма, но сам не осознает э́того, не зна́ет и не понима́ет, каки́е и́менно движе́ния бо́лее эффекти́вны, про́сты и досту́пны. Не сле́дует забыва́ть, что испра́вить непра́вильную по́зу и́ли неве́рную те́хнику письма, к кото́рой привы́к ребёнок, не про́сто тру́дно, но ча́ще всего́ невозмо́жно.

Все э́ти пра́вила несло́жны, но осво́ить пра́вильную поса́дку, спо́соб держа́ния ру́чки и те́хнику письма возмо́жно то́лько при постоя́нном и напра́вленном внима́нии взро́слых (педаго́га, воспита́теля, роди́телей). К сожале́нию, на пра́ктике постоя́нного и целенапра́вленного внима́ния к э́тим “мелоча́м” не получа́ется. Ска́зывается и то, что нере́дко де́ти сидя́т за чересчу́р ма́ленькими и́ли не по ро́сту большими стола́ми, а ру́чку де́ржат “как удо́бно”.

Сле́дует подчеркну́ть, что замеча́ния взро́слых, ти́па — “опя́ть сиди́шь непра́вильно” и́ли “непра́вильно де́ржишь ру́чку”, а ча́ще — “пло́хо сиди́шь” и “пло́хо де́ржишь ру́чку”, ничего́ не меня́ют, а гла́вное — не мо́гут измени́ть.

Ребёнок до́лжен понима́ть и чётко представля́ть себе́, что зна́чит хорошо́, пра́вильно и что и́менно непра́вильно, пло́хо. При э́том ну́жно не то́лько объясни́ть, как пра́вильно, но и показа́ть, найти́ вме́сте с ребёнком наибо́лее удо́бный для него́ вариа́нт пра́вильной по́зы и́ли пра́вильного положе́ния ру́чки. Ва́жно та́кже, что́бы ребёнок понял и почу́вствовал удо́бство пра́вильной по́зы и пра́вильного положе́ния ру́чки.

Дово́льно ча́сто при жа́лобах на плохо́й по́черк ни учи́тель, ни роди́тели не принима́ют во внима́ние лишь оди́н элеме́нт положе́ния ки́сти: на каку́ю часть ки́сти опира́ется рука́ при письме́. Е́сли не на мизи́нец, а на ты́льную часть, то письмо́ стано́вится неудо́бным, затруднено́ продвиже́ние руки по строке́, невозмо́жно пра́вильное положе́ние ру́чки и т. п. Чёткий (не говоря́ уже о краси́вом) по́черк в э́том слу́чае про́сто невозмо́жен.


Редкие диктанты и диктанты для 5 класса

Как на́до сиде́ть при письме́?

Меня́лись времена́ и лю́ди, изменя́лись тре́бования к письму́, меня́лась мо́да на по́черк. Коне́чно, изменя́лась и по́за при письме́, и ору́дия письма. Ещё в 1879 году францу́зское гигиени́ческое о́бщество опубликова́ло ряд пра́вил по гигие́не письма, кото́рые не потеря́ли своего́ значе́ния и сейча́с. Вот э́ти пра́вила:

1. Сиде́ть при письме́ пря́мо, не сгиба́ясь.

2. Держа́ть о́ба ло́ктя таки́м о́бразом, что́бы они́ не опира́лись на стол и́ли, в кра́йнем слу́чае, опира́лись на него́ равноме́рно.

3. Приде́рживать тетра́дь (бума́гу) ле́вой руко́й (для праворуких).

4. Писа́ть пря́мо, а накло́н бу́дет создава́ться за счёт накло́нного положе́ния тетра́ди (бума́ги).

Па́рта, стол и стул, за кото́рыми сиди́т ребёнок, должны́ соотве́тствовать его́ ро́сту. Стул мо́жно поста́вить так, что́бы пере́дняя пра́вая но́жка находи́лась на одно́й ли́нии с кра́ем стола́, ле́вая же должна́ отстоя́ть на 7—10 см от ли́нии края стола́. Ту́ловище сле́дует держа́ть пря́мо, не сгиба́я ни вперёд, ни в стороны, не опуска́я пле́чи, о́ба плеча́ должны́ быть на одно́й высоте́. Грудь не должна́ каса́ться стола́ (расстоя́ние от стола́ до груди равно́ приме́рно ширине́ ладо́ни). Ноги со́гнуты под прямы́м угло́м в бёдрах и в коле́нях, опира́ются всей стопо́й на подста́вку для ног и́ли на пол. Голова́ должна́ быть слегка́ наклонена́ вперёд, что́бы глаза находи́лись на расстоя́нии 20— 30 см от тетра́ди (бума́ги). Для ребёнка ма́ленького роста э́то расстоя́ние мо́жет быть чуть ме́ньше. Впро́чем, не обяза́тельно измерять э́то расстоя́ние лине́йкой, попросите ребёнка сесть пря́мо, пусть он поло́жит руки на стол (не опира́ясь локтя́ми) и вы́тянет па́льцы. У ко́нчиков его́ па́льцев должна́ лежа́ть тетра́дь при письме́ (и кни́га при чте́нии). Ло́кти пи́шущего ребёнка должны́ немно́го выступа́ть за край стола́ и находи́ться на расстоя́нии о́коло 10 см от ту́ловища. Така́я по́за не то́лько де́лает письмо́ удо́бным, но и позволя́ет сохрани́ть работоспосо́бность, предотвраща́ет наруше́ния зре́ния и оса́нки.

Кры́шка па́рты (стола́) во вре́мя письма должна́ быть накло́нной. Э́то о́чень ва́жно для охра́ны зре́ния и сниже́ния утомле́ния мышц ше́и и спины. Накло́нное положе́ние позволя́ет ви́деть кни́гу, тетра́дь под наибо́льшим угло́м зре́ния и наиме́ньшем накло́не головы, а та́кже значи́тельно облегча́ет аккомода́цию глаз при письме́.

Ита́к, пра́вильная по́за при письме́:

– сиде́ть пря́мо;

– опира́ться спино́й на спи́нку сту́ла;

– не опира́ться гру́дью на стол;

– ноги держа́ть пря́мо, стопы на полу́ и́ли подста́вке;

– ту́ловище, го́лову, пле́чи держа́ть ро́вно;

– о́бе руки на столе́, опира́ются о край стола́, ло́кти выступа́ют за край стола́

Одна́ко пра́вильная по́за при письме́ э́то ещё не все. Не ме́нее ва́жно, как лежи́т бума́га, тетра́дь. От её положе́ния зави́сит не то́лько чёткость по́черка, но и возмо́жность сиде́ть пра́вильно. Попро́буйте са́ми и вме́сте с ребёнком положи́ть тетра́дь пря́мо перед собо́й, зате́м чуть сдви́ньте её впра́во, что́бы ни́жний ле́вый край тетра́ди (листа́ бума́ги) находи́лся на середи́не груди, и вы легко́ убеди́тесь, что в пе́рвом положе́нии (тетра́дь лежи́т пря́мо) писа́ть о́чень сло́жно. Второ́й вариа́нт (накло́нное положе́ние тетра́ди) позволя́ет не то́лько пра́вильно сиде́ть, но бо́лее легко́ и свобо́дно передвигать ру́ку по строке́ от начала к концу́ (рис. 7). По ме́ре заполне́ния листа́ тетра́дь продвига́ется вверх. Снача́ла ле́вая рука́ подде́рживает тетра́дь сни́зу, а когда́ страни́ца заполня́ется внизу́ — све́рху.

Осо́бое внима́ние сле́дует удели́ть тому, как помочь научи́ться писа́ть левше́.

1. Леворукий ребёнок нужда́ется в специа́льной по́мощи на нача́льных эта́пах обуче́ния:

ну́жно осо́бо зафикси́ровать внима́ние на пра́во-левосторо́нней ориента́ции штрихо́в, ина́че возмо́жно зерка́льное письмо́;

осо́бое внима́ние сле́дует удели́ть направле́нию письма: сле́ва — напра́во;

необходи́мо о́чень подро́бно и внима́тельно разобрать траекто́рию движе́ний при письме́ ка́ждого элеме́нта (бу́квы);

– о́чень подро́бно разобрать инстру́кцию вме́сте с ребёнком;

– не́сколько раз вы́полнить движе́ние в заме́дленном те́мпе;

– попроси́ть ребёнка “продиктова́ть” инстру́кцию взро́слому, что́бы малы́ш ещё раз осозна́л, что и как де́лать;

– вы́полнить все зада́ния в ме́дленном те́мпе.

2. По́за леворукого ребёнка должна́ обеспе́чивать доста́точно свобо́дное и удо́бное письмо́:

– ру́чка должна́ составля́ть одну́ ли́нию с руко́й;

– рука́ при э́том должна́ располага́ться под ли́нией письма;

– осо́бое значе́ние для леворукого ребёнка име́ет положе́ние ру́чки при письме́. Леворукий ребёнок до́лжен держа́ть ру́чку вы́ше, чем праворукий, – на расстоя́нии приме́рно 4 см от ко́нчика пера (сте́ржня). При непра́вильных спо́собах держа́ния ру́чки чёткое и пра́вильное письмо́ затруднено́; и руки бума́га (тетра́дь) располага́ется под накло́ном (впра́во) приме́рно в 20° и сдви́нута вле́во от це́нтра тела;

– пра́вая рука́ приде́рживает бума́гу (тетра́дь) в ну́жном положе́нии и передвигает её по ме́ре необходи́мости;

– свет при письме́ па́дает спра́ва.

Одно́ из гла́вных пра́вил письма — свобо́дное движе́ние пи́шущей руки, и обеспе́чивается оно́, пре́жде всего́, тем, как челове́к де́ржит ру́чку. Ну́жно, что́бы при письме́ сгиба́лись и разгиба́лись па́льцы, производи́лись враща́тельные и не́которые други́е движе́ния, одновреме́нно, рука́ должна́ передвигаться сле́ва напра́во от начала к концу́ строки. Все э́ти движе́ния бу́дут затруднены́, е́сли ру́чка зажима́ется чересчу́р си́льно, прогну́в указа́тельный па́лец, де́ржится вертика́льно и́ли инверти́рование (свобо́дный коне́ц ру́чки напра́влен от пи́шущего). Невозмо́жны свобо́дные движе́ния при письме́ и в том слу́чае, е́сли рука́ опира́ется о стол ты́льной стороно́й.


Редкие диктанты и диктанты для 5 класса

Как пра́вильно держа́ть ру́чку?

Ру́чка должна́ лежа́ть на ле́вой стороне́ сре́днего па́льца. Указа́тельный па́лец све́рху приде́рживает ру́чку, большо́й па́лец подде́рживает ру́чку с ле́вой стороны. Все три па́льца слегка́ закруглены́ и не сжима́ют ру́чку си́льно. Указа́тельный па́лец мо́жет легко́ поднима́ться, и при э́том ру́чка не должна́ па́дать. Безымя́нный и мизи́нец мо́гут находи́ться внутри́ ладо́ни и́ли свобо́дно лежа́ть у основа́ния большо́го па́льца. Во вре́мя письма рука́ опира́ется на ве́рхний суста́в за́гнутого внутрь мизи́нца.

Ита́к, ру́чку на́до держа́ть свобо́дно, не зажима́я её сли́шком кре́пко и не прогиба́я указа́тельный па́лец. Прогибание пе́рвого суста́ва указа́тельного па́льца увели́чивает мы́шечное напряже́ние, ребёнок бы́стро устаёт, а темп письма снижа́ется.

Расстоя́ние от ко́нчика сте́ржня до указа́тельного па́льца должно быть о́коло 2 см. Цвет па́сты до́лжен быть тёмно-си́ним, тёмно-фиоле́товым. Взро́слые ре́дко уделя́ют внима́ние ка́честву ру́чки: её фо́рме, длине́, толщине́, твёрдости сте́ржня, а э́то все немалова́жные усло́вия успе́шности и лёгкости формирова́ния на́выка. Оптима́льная длина́ ру́чки — 15 см, о́чень коро́ткие и о́чень дли́нные ру́чки лу́чше не испо́льзовать. Не годя́тся для письма детей ра́зного рода пода́рочные и рекла́мные вариа́нты ру́чек, осо́бенно пло́ские четырёхгра́нные, диа́метром бо́лее 7 мм и т. п. Сли́шком твёрдый сте́ржень, толщина́ “не по руке́”, ребри́стые грани не про́сто неудо́бны, а тре́буют дополни́тельных уси́лий, затрудня́ют проце́сс формирова́ния на́выка письма.

Уже ре́дко, но всё ещё встреча́ются сторо́нники обуче́ния письму́ перьево́й ру́чкой, приводя́щие в ка́честве аргуме́нтов представле́ния на́ших ба́бушек и де́душек. Вряд ли э́то целесообра́зно в на́ше вре́мя, тем бо́лее, что научи́ться писа́ть краси́во мо́жно и гуси́ным пером, и перьево́й ру́чкой, и “ша́риком”, ну́жно то́лько не создава́ть дополни́тельные тру́дности, не торопи́ться, стремя́сь перешагну́ть че́рез ступе́ньку, и терпели́во преодолева́ть совсе́м не просту́ю нау́ку обуче́ния письму́.

Диктант “В Тверской области”

В Тверско́й о́бласти, на ме́сте дереве́ньки Бобоницы, с по́мощью междунаро́дных фо́ндов по охра́не ди́ких живо́тных вы́росла биостан­ция, куда́ приезжа́ют сейча́с за о́пытом био́логи мно́гих стран.

Руководит биоста́нцией Валенти́н Серге́евич Пажетнов.

В лесах Тверско́й о́бласти он заменя́ет осироте́вшим малю́ткам-медвежа́там мать и живёт с ни́ми в лесах, оберега́ет их от опа́сностей и наблюда́ет, что едят, чего́ боя́тся и как себя́ веду́т в неожи́данной обстано́вке.

В экспериме́нте э́том Валенти́н узна́л мно́гое из скры́той обы́чно от челове́ка медве́жьей жи́зни.

За мно́гие го́ды обще́ния с медвежа́тами Валенти́н зна́ет нема́ло любопы́тных исто́рий, он уве́рен, что живо́тные име́ют свои́ хара́ктеры. Есть среди́ них спосо́бные, тупова́тые, зло́бные. Был медвежо́нок с я́рко вы́раженной индивидуа́льностью. Он держа́лся всегда́ оди́н, умело на­ходи́л пищу, научи́лся «обма́нывать» «электри́ческого пастуха́». Чуть прикаса́ясь к прово́дке, ула́вливал вре́мя, когда́ она́ «не куса́лась» (ток был вы́ключен). Э́то позволя́ло выбраться за огра́ду и быть на воле в то вре́мя, когда́ все остава́лись «на каранти́не». Беглеца́ до́лго приходи́­лось иска́ть. Но обы́чно он, нагуля́вшись, появля́лся сам.

(По В. Пескову) (156 слов)

Оцените статью
Экодиктант - Помощь