Рассказ в песочнице и экзамены по русской грамматике для 6, 7, 8 классов – тест на знание языка

Рассказ в песочнице и экзамены по русской грамматике для 6, 7, 8 классов – тест на знание языка Экодиктант

Пустыня. Самолёт приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.

(По В. Пескову)

1. Подчеркнуть основы предложений.


Рассказ в песочнице и экзамены по русской грамматике для 6, 7, 8 классов – тест на знание языка

2. Указать типы односоставных предложений.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой (назывное).

На минуту показалось (безличное), что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе (безличное).

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие (определенно-личное).

В песке зашевелились (неопределенно-личное).

Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы (назывное).

3. Выполнить синтаксический разбор и построить схему предложения.

1-й вариант – третье предложение;


Рассказ в песочнице и экзамены по русской грамматике для 6, 7, 8 классов – тест на знание языка

2-й вариант – первое предложение четвёртого абзаца.

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.


Рассказ в песочнице и экзамены по русской грамматике для 6, 7, 8 классов – тест на знание языка

Белогорская крепость находилась в сорока километрах от города. Дорога шла по крутому берегу реки. Река ещё не замерзла, и её свинцовые волны грустно  чернели в  низких    берегах,  занесенных  белым снегом. За ними  виднелись  обширные,  ещё не заселенные людьми степи. Я созерцал печальные пейзажи , не думая ни о чем. Военная жизнь мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе моего капитана, представляя его строгим и ворчливым стариком.

Тем временем начало смеркаться. « Далеко ли до крепости?» – спросил я своего ямщика.

Крепость  должна была уже появиться на горизонте. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы и башни.  Однако кроме деревушки,   окруженной бревенчатым забором , не видел ничего.  Ни  реющих флагов, ни тающих облачков от  грохочущих разрывов пушек не было видно и слышно.

У ворот   я   увидел  старую  чугунную пушку. Улицы были кривы,  тесны  и пустынны.

Вариант 2 Найти слово, в котором количество звуков меньше, чем  букв.

2. Разбор по составу

Вариант1 –представляя       Вариант2 – пустынны

Вариант 1 (не) заселенные степи Вариант 2 – грохочущих разрывов

Вариант 1 –

Пустыня. Самолет приземлился на ровную, горячую, как сковородка, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле больших городов, лесов, облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

1. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений:

Вариант1:  во втором абзаце  и последнем абзаце.

Вариант2: в третьем абзаце

Вариант1: количество букв меньше, чем звуков

Вариант2 : количество букв больше, чем звуков.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей. Как прекрасна чудесная  березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике  притаились   дремучие заросли. Ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек.  По шелухе шишек можно отыскать белку. В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

Вариант1: букв больше, чем звуков

Вариант2: букв меньше, чем звуков

Вариант1: инея(.блестят искорки инея.)

Вариант2:зверюшек(.виднеются следы лесных зверюшек)

Вариант1: Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

Вариант2:Всюду виднеются следы лесных зверюшек.

На берегу неширокой речки наш отряд расположился на привал. Сначала мы предполагали остановиться на час, но небо начало покрываться облаками, и мы решили переночевать.

Местность оказалась подходящей. Рядом была довольно ровная площадка, окружённая низкими ёлочками. Здесь было удобно установить палатки  и разложить костёр. Мальчики расчищали место, ставили палатки, девочки собирали хворост для костра. Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу. Края её, освещённые каким-то чудесным светом, казались ледяными.

Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему. В течение всей ночи лил дождь, сверкали молнии.

К утру ливень прекратился, небо очистилось и заголубело. Но земля кое-где хранила следы непогоды. И справа, и слева от нас бежала вода, а речка превратилась в пенящийся поток.

Выполнить морфемный разбор слов:

Выполнить синтаксический разбор предложения:

по теме «Двусоставные предложения»

Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

В стороне от аллеи –  серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ свой товар – крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

1. Подчеркнуть в предложениях грамматические основы с простым глагольным, составным глагольным и составным именным сказуемыми.

2. Выполнить синтаксический разбор одного составного именного сказуемого.

по теме «Односоставные предложения»

1. Разобрать предложения по данной схеме:

2. Выполнить синтаксический разбор словосочетания:

3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Идём в горы.

по теме «Однородные члены предложения»

Вот и театр. Его здание – образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодёжь, дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник. « Товарищи, нет лишнего билетика?» – спрашивает девушка в синем берете. Но помочь ей мы ничем не можем. И в партере, и в ложе, и на галёрке – везде полно народу. Сначала многие разговаривают с соседом справа или слева, а потом умолкают.

Ожидание длится недолго. Раздвигается занавес,  и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене.

А там незнакомые тебе люди борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других – возненавидеть. Твоё понимание жизни становится глубже и полнее.

Побывать в хорошем театре – огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

1. Подчеркнуть все однородные члены предложения.

2. Обозначить обобщающие слова.

3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Контрольный диктант по теме

«Обособленные и уточняющие члены предложения»

Богатство Чёрного моря

Какое разнообразие форм,  цветов, размеров!

Природа приложила все усилия, чтобы защитить и спасти от гибели свои замечательные создания. Она постаралась сделать их как можно более незаметными для человеческого глаза. Она раскрасила их во все оттенки моря.

Например, благородная и дорогая рыба скумбрия, царица Чёрного моря. Её тугое тело, прямое и гладкое, как веретено, окрашено нежнейшими муаровыми тонами, от светло-голубого до тёмно-синего.

Или бычки. Они водятся под берегом, среди скал, а также в песке, поглубже. Поэтому и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки.

Была ещё барабунька, маленькая красно-чёрная горбатая рыбка с крупной, как бы окровавленной чешуёй.

Стада серебряной тюльки кишат на поверхности моря у берега, сливаясь с серебряным кипением утреннего солнца.

Графически обозначить все обособленные и уточняющие члены предложения.

по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Знаешь ли ты, сколько на земле профессий? Свыше пятидесяти тысяч. Одна из них, без сомнения, будет твоей. Для каждого из вас, ребята, есть место, на котором вы почувствуете себя уверенно, твёрдо, будете пользоваться уважением и, может быть, завоюете славу. Но как найти его?

Во-первых, надо хорошо себя изучить, вскрыть свои возможности. Каково зрение, память, острота реакции? Здесь можно посоветоваться с врачом.

Во-вторых, точно разберитесь в своих желаниях. Не выбирайте, например, себе профессию за компанию ( друзья пошли в медицинский колледж, и я с ними), из слепого повиновения ( так хотят родители).

Познакомиться с разными специальностями вы, конечно, можете уже сейчас. Приглашайте представителей различных профессий (мы советуем вам это) на классный час, на собрания, организуйте экскурсии.

Думайте, советуйтесь, изучайте себя.

Найти все вводные слова и указать их значение.

по теме «Способы передачи чужой речи»

Вольфганг Амадей Моцарт

Случилось это, когда мальчику минуло четыре года.

Однажды отец застал его лежащим на полу среди разложенных листов нотной бумаги. Они были  сплошь исписаны кривыми строчками нот вперемешку с размазанными кляксами.

– Что ты пишешь? – поинтересовался отец.

-Концерт для клавира.

Отец готов был рассмеяться, но, приглядевшись, замолчал.

Мальчик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл.

Малыша звали  Вольфганг Амадей Моцарт,

Через несколько лет его имя стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Он играл так, что ни один взрослый музыкант не мог с ним сравниться. Когда Вольфганг  садился за инструмент, музыка словно рождалась из-под его пальцев.

Многие говорили: «Этот ребёнок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда-либо жившим на земле».

И Моцарт действительно стал им.

Итоговый контрольный диктант

Короткое северное лето

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли  медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное  лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.

Контрольный  диктант за  1  четверть.

: проверить  знаний учащихся по разделам «Словосочетание».

контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

–  проверяемые  безударные  гласные;

–  непроверяемые  безударные  гласные;

–  правописание окончаний  имён  существительных;

–  написание  непроизносимых  согласных:

–  правописание  корней  с  чередованием;

–  н-нн  в  прилагательнх;

–  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

–  написание   производных  предлогов;

Постановки  знаков  препинания:

–  запятая  при  однородных  членах  предложения;

–  запятая  в  сложном  предложении;

–  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

– синтаксического  разбора  предложения;

– разбора  по  составу  слова;

– умения  подбирать  проверочные  слова.

Однажды  нам  в  подарок принесли  берёзку, выкопанную  с  корнем.  Мы  посадили  её  в  ящик  с  землёй и  поставили  в  комнате  у  окна.  Скоро  ветки  берёзы  поднялись,  и  вся  она  повеселела.

В  саду  поселилась  осень.  Горели  пурпуром  клёны,  порозовел  кустарник,  и  кое-где  на  берёзках  появились  жёлтые  пряди.  Но  у  нашего  деревца  мы  не  замечали  никаких  признаков  увядания.

Ночью  пришёл  первый  заморозок.  Я  проснулся  рано,  оделся  и  вышел  в  сад.  Разгорался  рассвет,  синева  на  востоке  сменилась  багровой  мглой.  Берёзы  за  одну  ночь  пожелтели  до  самых  верхушек,  и  листья  осыпались  с  них   частым  печальным  дождём.

В  комнате  при  бледном  свете  зари  я  увидел,  что  и наша  берёзка  стала  лимонной.  Комнатная  теплота  не  спасла  её.

Через  день  она  облетела  вся,  как  будто  не  хотела  отставать  от  своих  подруг.

Последняя  память  о  лете  исчезла.

(127  слов)                                                    (По  К. Паустовскому)

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить фонетический разбор слова:

1-й вариант: берёзка                          2-й вариант: деревце

3. Разобрать  слова  по  составу:

Выкопанную,  горели  –  –  2-й  вариант

4. Объяснить значение:

5. Сделайте  синтаксический  разбор  предложения:

Мы  посадили  её  в  ящик  с  землёй и  поставили  в  комнате  у  окна.  –  1-й  вариант

Но  у  нашего  деревца  мы  не  замечали  никаких  признаков  увядания.  –  2-й  вариант

6. Составить предложение с прямой речью  на тему диктанта.

Контрольный диктант  за 2 четверть.

Цель: проверить  знаний по  теме «Второстепенные  члены  предложения».

Задачи: применение полученных  знаний и  умений  в  собственной речевой практике;

повышение уровня речевой культуры, орфографической  и пунктуационной грамотности

–  правописание  приставок  на –з,-с;

–  знаки препинания  при  прямой речи

– определения видов сказуемого;

– умения  находить предложения с приложениями.

1. Выполните синтаксический разбор предложения:

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег;Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

2. Подчеркните в тексте:

1-й вариант: составное именное сказуемое;2-й вариант: составное глагольное сказуемое.

3. Выпишите из текста

1  вариант : предложение с приложением

2 вариант : предложение с  несогласованным  определением

Контрольный диктант  за  3четверть

Цель: проверить  знаний по  теме «Односоставные  предложения».

–  н , нн  в наречиях, причастиях;

–  правописание неопределённых  местоимений.

–  запятая при  сравнениях

– синтаксического  разбора простого  осложнённого  предложения;

– определения  типов односоставных предложений.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние  лиловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое огромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз положили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант – Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа.в

3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант  за  4 четверть в 8  классе

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова»

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.*

Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.**

Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели.* Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали.** С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (141 слово.)

I вариант – в 1,2 абзаце.                II вариант- в 3,4 абзаце

I вариант – *                II вариант- **

Итоговый контрольный диктант по русскому  языку в 8 классе

: проверить  знаний учащихся к  концу  учебного года.

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный  веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. ( По Н. Грибачеву.)

1 вариант- Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор.

2 вариант- А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на

2.  Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант – И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант – Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (внук) окончивший; 2 вариант – обтрёпанный (веник).

Оцените статью
Экодиктант - Помощь