Раскрытие глубокого понимания

ПОДСПОРЬЕД. А. ХАУСТОВА,
г. Москва5-й класс1-й вариантНеожиданностьВ один из морозных вечеров я был
испуган восклицанием Михаила Ивановича.
Оказалось, что мы оба заснули в возке. И когда
проснулись, то увидели себя на льду, под
каменистым берегом, в безлюдной местности.
Колокольчика не было слышно, возок стоял
неподвижно, лошади были распряжены, ямщик исчез,
и Михаил Иванович протирал глаза с испугом и
удивлением.
Вскоре недоумение наше рассеялось. Я вгляделся в
ровный каменный берег, который уходил стеной
вдаль и искрился под лучами полного месяца. Скоро
тропинка исчезла, а в расселинах скал светился
высокий крест якутской могилы.(В. Короленко)
(85 слов)Задания1. Выполните морфемный разбор слов:I вариант – морозных;
II вариант – в расселинах.2. Подберите антонимы к словам: I вариант – появился;
II вариант – низкий.3. Произведите фонетический разбор
слов:I вариант – в возке;
II вариант – берег.2-й вариантПочтаПочта – три тройки – двинулась,
колокольчики сбивчиво и шумно заговорили, как
будто обод-ряли друг друга. Три черные пятна
шевельнулись на снегу и замелькали между
торосьями. Они становились все меньше и меньше.
Их давно уже не было видно, а звон стоял такой же
ясный в морозном воздухе. Каждый колокольчик пел
свое. Расстояние уменьшало только силу, но не
ясность звука. Потом все исчезло, да сопки тихо
спали в тени, и какие-то неясные грезы
передвигались под дальними берегами.(В. Короленко)
(76 слов)Задания1. Выполните морфемный разбор слов:I вариант – ободряли;
II вариант – замолкали.2. Подберите проверочные слова к
глаголам:I вариант – ободряли, передвигались;
II вариант – замелькали, шевельнулись.3. Произведите фонетический разбор
слов:I вариант – свое;
II вариант – грезы.6-й класс1-й вариантС запада тянулось, точно живое
чудовище, черное, безобразное пятно с медным
отливом по краям и быстро надвигалось на село и
на рощу, простирая будто огромные крылья по
сторонам. Все затосковало в природе. Коровы
понурили головы; лошади обмахивались хвостами,
раздували ноздри и фыркали, встряхивая гривой.
Пыль под их копытами не поднималась вверх, но
тяжело, как песок, рассыпалась под колесами. Туча
надвигалась грозно. Вскоре медленно прокатился
отдаленный гул.
Все притихло, как будто ожидало чего-то
небывалого. Куда девались эти птицы, которые так
резво порхали и пели при солнышке? Где насекомые,
что так разнообразно жужжали в траве? Все
спряталось и безмолвствовало, и бездушные
предметы, казалось, разделяли зловещее
предчувствие.(И. Гончаров)
(105 слов)Задания1. Выполните морфемный разбор слов:I вариант – встряхивая;
II вариант – поднимались.2. Произведите синтаксический разбор
предложений:I вариант – Куда девались эти птицы,
которые так резво порхали и пели при солнышке?
II вариант – Где насекомые, что так разнообразно
жужжали в траве?3. Выполните морфологический разбор
имен существительных:I вариант – песок;
II вариант – птицы.2-й вариантДеревья перестали покачиваться и
задевать друг друга сучьями; они выпрямились;
только изредка наклонялись верхушками между
собой, как будто взаимно предупреждая себя
шепотом о близкой опасности. Туча уже обложила
горизонт и образовала какой-то свинцовый,
непроницаемый свод. В деревне все старались
убраться вовремя по домам. Наступила минута
всеобщего торжественного молчания. Вот от лесу,
как передовой вестник, пронесся свежий ветерок,
повеял прохладой в лицо путнику, прошумел по
листьям, захлопнул мимоходом ворота в избе и,
вскрутя пыль на улице, затих в кустах. Следом за
ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по
дороге столб пыли. Вот ворвался в деревню,
сбросил несколько гнилых досок с забора, снес
соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и
кур, раздувая им хвосты.(И. Гончаров)
(114 слов)Задания1. Выполните морфемный разбор слов:I вариант – покачиваться;
II вариант – выпрямились.2. Произведите синтаксический разбор
предложений:I вариант – Туча уже обложила
горизонт и образовала какой-то свинцовый,
непроницаемый свод.
II вариант – Следом за ним мчится бурный вихрь,
медленно двигая по дороге столб пыли.3. Выполните морфологический разбор
имен существительных:I вариант – об опасности;
II вариант – в избе.7-й класс1-й вариантГагарыГагары – это настоящие водоплавающие
птицы, хорошо приспособленные к водной среде.
Гус-тое и плотное оперение покрывает их тело,
предохраняя от охлаждения в воде. Ноги далеко
отнесены назад. Это признак, свойственный лучшим
пернатым пловцам и ныряльщикам.
Гагары всю жизнь проводят на воде, выходя на сушу
только в период гнездования. Перед погружением
они выжимают воздух из-под перьев, увеличивая их
плотность. Птицы исчезают под водой с
изумительной быстротой. Под водой они работают
ногами и крыльями, стрелой несутся то в одну
сторону, то в другую, преследуя рыб, которые
сравнительно быстро становятся их добычей.
Вода – их стихия, где они находят себе пищу и
успешно скрываются от врагов. На суше эти птицы
беспомощны, передвигаются с трудом, чаще ползают,
отталкиваясь ногами.(Э. Рогачева)
(115 слов)Задания1. Выполните синтаксический разбор
предложений:I вариант – Густое и плотное оперение
покрывает их тело, предохраняя от охлаждения в
воде.
II вариант – Перед погружением они выжимают
воздух из-под перьев, увеличивая их плотность.2. Выполните морфологический разбор
слов:I вариант – увеличивая;
II вариант – преследуя.3. Выполните морфемный разбор имен
сущест-вительных:I вариант – водоплавающие;
II вариант – гнездование.4. Подберите синонимы к словам:I вариант – извилистой;
II вариант – сравнительно.2-й вариантЛетом я жил на полуострове за Полярным
кругом в артели охотников за морским зверем.
Погода нас не баловала, а к концу месяца
испортилась вконец.
Ударил теплый ветер. Тучи заторопились, внизу по
воде прокатились черные шквальные полосы. К
вечеру ветер превратился в настоящий шторм.
Зеленые валы пошли в наступление на берег.
Подходя к мелководью, они меняли цвет,
становились желтыми с белыми пенными гривами, с
грохотом рушились, выметывая перед собой плоские
языки пены.
Скоро свист ветра превратился в низкий гул. Шторм
бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру. Шум
волн стал потише. Похолодало. Уходя, циклон
уводил на восток сухой, теплый пришедший с юга
воздух. На смену ему уже задувал с Баренцева моря
сырой и прохладный воздух.(С. Сахарнов)
(114 слов)Задания1. Выполните синтаксический разбор
предложений:I вариант – Погода нас не баловала, а
к концу месяца испортилась вконец.
II вариант – Шторм бушевал всю ночь, неожиданно
стихнув к утру.
2. Выполните морфологический разбор
глаголов:I вариант – заторопились;
II вариант – прокатились.3. Выполните морфемный разбор слов:I вариант – выметая;
II вариант – стихнув.4. Подберите антонимы к словам:I вариант – шторм;
II вариант – похолодало.8-й класс1-й вариантЛес поздней осеньюИ как этот же самый лес хорош поздней
осенью! Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни
тени, ни движения, ни шума. В мягком воздухе
разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали
над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья
деревьев мирно белеет неподвижное небо. Кое-где
на липах висят последние золотые листья. Сырая
земля упруга под ногами. Сухие былинки не
шевелятся. Спокойно дышит грудь, а на душу
находит странная тревога. Идешь вдоль опушки с
собакой, и любимые образы, любимые лица приходят
на память. Давно заснувшие впечатления
неожиданно просыпаются. Все очень ясно движется
и стоит перед глазами.
Сердце то забьется и страстно бросится вперед, то
безвозвратно потонет в воспоминаниях. Всем своим
прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею
душой владеет человек. И ничего кругом ему не
мешает. Нет ни ветра, ни шума, ни солнца.(И. Тургенев)
(132 слова)Задания1. Выполните синтаксический разбор
предложений:I вариант – Спокойно дышит грудь, а на
душу находит странная тревога.
II вариант – Идешь вдоль опушки с собакой, и
любимые образы, любимые лица приходят на память.2. Выполните морфологический разбор
имен прилагательных:I вариант – в мягком;
II вариант – сырая.3. Выполните морфемный разбор слов:I вариант – неподвижное, в
воспоминаниях;
II вариант – заснувшие, обнаженные.4. Выполните фонетический разбор слов:I вариант – листья;
II вариант – солнца.2-й вариантАлексей Максимович Горький призывал
писателей учиться у Пришвина русскому языку.
Язык Пришвина точен, прост и очень живописен в
своей разговорности. У ботаников есть термин
«разнотравье». Он обычно относится к цветущим
лугам. Разнотравье – это сплетение сотен
разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся
сплошными коврами по поймам рек. Это заросли
гвоздики, медуницы, приточной травы, ромашки,
мальвы, подорожника, волчьего лыка, зверобоя,
цикория и множества других цветов. Прозу
Приш-вина можно с полным правом назвать
«разнотравьем русского языка».
Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны
свежести и света. Они то шелестят, как листья, то
бормочут, как родники, то пересвистываются, как
птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок,
то ложатся в нашей памяти медлительным строем,
подобно движению звезд над лесным краем.(К. Паустовский)
(114 слов)Задания1. Выполните синтаксический разбор
предложений:I вариант – Язык Пришвина точен,
прост и очень живописен в своей разговорности.
II вариант – Разнотравье – это сплетение сотен
разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся
сплошными коврами по поймам рек.2. Выполните морфологический разбор
имен прилагательных:I вариант – в мягком;
II вариант – сырая.3. Выполните морфемный разбор слов:I вариант – раскинувшихся, живописен;

II вариант – разнотравье, разнообразных4. Выполните фонетический разбор слов:I вариант – точен;
II вариант – живописен.9-й класс1-й вариантОб интеллигентности(Д. Лихачев)
(183 слова)Задания1. Выполните синтаксический разбор
предложений:I вариант – А между тем можно иметь
все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем
этим не обладать в большой степени, а быть
все-таки внутренне интеллигентным человеком.
II вариант – Многие думают: интеллигентный
человек – это тот, который много читал, получил
хорошее образование, много путешествовал, знает
несколько языков.2. Выполните морфемный разбор слов:I вариант – удивительную;
II вариант – гостеприимны.3. Подберите антонимы к словам:I вариант – чистота;
II вариант – упорядоченный.2-й вариантО красотеС того времени, как человек стал
человеком, с того времени, когда он засмотрелся
на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в
самого себя.
Красота – это глубоко человеческое. Это радость
нашей жизни.
Человек стал Человеком потому, что увидел
глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый
разлив вечерней зари, багровый закат перед
ветреным днем, трепетание марева над горизонтом,
бесконечную даль степей, синие тени в сугробах
мартовского снега, журавлиную стаю в голубом
небе, отражение солнца в мириадах капель
утренней росы, серые нити дождя в пасмурный
осенний день, фиолетовое облачко в сиреневом
кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик
подснежника – увидел и, изумленный, пошел по
земле, создавая новую красоту.
С того времени, как человек стал человеком, с того
времени, когда он засмотрелся на красоту
вечерней зари, он стал всматриваться в самого
себя.
Перед человеком открылась радость жизни потому,
что он услышал шепот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручейка и переливы
серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем
летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за
окном, ласковое плескание волны и торжественную
тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает
сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой,
береги ее.(В. Сухомлинский)
(180 слов)Задания1. Выполните синтаксический разбор
предложений:I вариант – С того времени, как
человек стал человеком, с того времени, когда он
засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал
всматриваться в самого себя.
II вариант – С того времени, как человек стал
человеком, с того времени, когда он засмотрелся
на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в
самого себя.2. Выполните морфемный разбор имен
сущест-вительных:I вариант – подснежника;
II вариант – благородство.3. Выполните фонетический разбор имен
существительных:I вариант – красоту;
II вариант – жизни.

А между тем, можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Письмо двенадцатое ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой – великое счастье.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ
Одна из самых ярких особенностей наших захолустных городков заключается в том, что там почти совсем нельзя встретить постороннего, наезжего люда. Все, чтов ни видится на улицах, на площадях, в присутственных местах, в лавках — все это тутошное, живущее

ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ

Впервые — ОЗ, 1870, № 9, отд. I I, стр. 64–82 (вып. в свет 4 сент.).
Салтыков работал над «Письмом двенадцатым» в июле 1870 г., параллельно с завершением «Истории одного города». 10 июля он писал Некрасову: «Я кончил «Историю города» и кончаю на днях «Письмо из

МИХАИЛ ЕЛИЗАРОВ:
«Писатель или поэт не должен быть мудрым. Он должен уметь рассказать историю»
Михаил Юрьевич Елизаров родился в 1973 г. в Ивано-Франковске на Украине. Окончил филологический факультет университета в Харькове и музыкальную школу по классу оперного вокала. В

Каким должен быть телохранитель

2. Каким должен быть телохранитель
По логике вещей, профессионалами должны быть телохранители. Например, в Москве в охране бизнесмена «средней руки» иногда занято до 10 человек, работающих в три смены. Иными словами, они прикрывают его круглосуточно. Во что это обходится,

Коктебель должен быть наш

Коктебель должен быть наш
Ангел живет в каждом человеке, даже в том, кто об этом не подозревает, — считал отец русского нудизма, который призывал своих именитых гостей загорать без одежды. Максимилиан Волошин сто лет назад построил в Коктебеле дом. Прожив в нем некоторое

Фашизм должен быть раздавлен

Фашизм должен быть раздавлен
Во время мировой войны германская подводная лодка поднялась на поверхность, следуя за гигантским трансатлантическим пароходом. Он шел из Америки, тогда еще нейтральной, с тысячью или около этого пассажиров. Было около полуночи, лодка шла

Герой должен быть один

Герой должен быть один
Согласно сказаниям, он – супермен, даже конь которого суперконь, – лично, в сопровождении одного лишь «мальца», ездил по лесам, разыскивая вновь объявившихся «легоев» и боотуров, служивших старшим братьям, а найдя, убивал. Или, победив в поединке,

VIII. Ч ЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КРИТИК
Бог путей и перекрестков, двуликий бог, смотрящий назад и вперед. Критик: Сивилла над колыбелью:

Старик Державин нас отметил
И в гроб сходя благословил.

Париж, январь

АНАРХИЗМ И БОЛЬШЕВИЗМ Социализм, каким он должен быть, и социализм, каким он быть не должен

АНАРХИЗМ И БОЛЬШЕВИЗМ
Социализм, каким он должен быть, и социализм, каким он быть не должен
Настоящей интеллектуальной катастрофой и моральной трагедией является то обстоятельство, что, после целого столетия углубленного исследования процесса эволюции и направления

Отпор должен быть глобальным

Отпор должен быть глобальным
Если угроза, исходящая от США и НАТО, имеет глобальный характер, то и отпор этой угрозе должен иметь глобальный размах. В Югославии мне часто доводилось слышать такие слова: «Когда бомбили Ирак, мы, югославы, думали: «Это ужасно, но что мы можем

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН
Карфаген безграмотности должен быть разрушен.«Ленинская искра» — коммуна Курской губернии, образовавшаяся из девятнадцати семей бедняков в деревне Скотской Медвенской волости. Коммуна решила раз навсегда покончить с ненавистной

Театр должен быть человечным

Театр должен быть человечным
– Вы следите за современной драматургией?– В силу своей профессиональной деятельности и просто личного интереса, да, слежу. Хотя, конечно, из-за театральной суеты кое-что упускается. Я читаю альманах «Современная драматургия», но из-за

Критик должен быть молод

Критик должен быть молод
Критик должен быть молод

Павел Басинский. Человек эпохи реализма. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2012. – 464 с. -1500 экз. Павел Басинский – один из наиболее известных в России литературных критиков. А вышедшая в этом году книга “Человек эпохи реализма”,

Академик Лихачев воплощал в себе все то, что
пережила Россия в этом столетии. Лихачев, с его
любовью к своей стране, сочетавшейся с
нетерпимостью и здравым смыслом, олицетворял
собой “русский национализм” в лучшем смысле
этого слова. И хочется верить, что его пример и
его идеи будут процветать в России XXI – го века.

Кристофер Х. Смит.

2006 год президентом Российской Федерации В. В.
Путиным был объявлен Годом Лихачева. 28 ноября 2006
года отмечали сто лет со дня рождения великого
ученого. Когда произносишь имя Д. С. Лихачева, то
невольно хочется употребить слова высокого,
торжественного “штиля” подвижник, патриот,
праведник. И рядом с ними такие понятия, как
“благородство”, “мужество”, “достоинство”,
“честь”. Это великое счастье для народа – знать,
что еще совсем недавно рядом с нами жил человек,
которому в самые трудные времена не нужно
пересматривать жизненные принципы, потому что
принцип-то у него одни: Россия – великая страна с
необычайно богатым культурным наследием и жить в
такой стране – это значит бескорыстно отдавать
ей свой ум, знания, талант.

Кто же он такой, Дмитрий Сергеевич Лихачев?
Академик, член не только Российской, но и ряда
иностранных академий, увенчанный многими
высшими наградами и званиями: Герой
Социалистического Труда, лауреат
Государственных премий. Но это все внешнее,
официальное, чему Дмитрий Сергеевич никогда не
придавал особого значения. Самое важное, что его
при жизни называли и продолжают называть
“властителем дум”, “символом русской
интеллигенции XX века”.

Д. С. Лихачев не только ученый с мировым именем,
но и истинный гражданин России.

Д. С. Лихачев – талантливый писатель, публицист.
В своих книгах “Земля родная”, Письма о добром и
прекрасном” он показал, что значит для
настоящего русского человека его земля, труд,
культура.

Его тексты совершенны в эстетическом и
нравственном отношении, поэтому помогают в
решении задач воспитания духовности ребенка. Они
образцовый дидактический материал для уроков
развития речи.

В практике работы я использую тексты, отдельные
фрагменты из публицистики Д. С. Лихачева на
уроках русского языка в 8-9 классах.

Данный материал может помочь как при изучении
отдельных тем, так и при организации подготовки
учащихся к экзаменам.

С целью повторения, обобщения и систематизации
изученного предлагается несколько заданий,
разных по характеру. Это позволяет учитывать
индивидуальные особенности каждого ученика,
уровень его умений и знаний, темп работы.

Предлагаемый дидактический материал может
быть использован на уроках-зачетах,
уроках-практикумах, а также на уроках развития
речи.

Работа с этим материалом формирует умение
пользоваться справочными пособиями, словарями,
материалом учебника.

I. О языке.

Запишите слова Д. С. Лихачева о языке из книги
“Земля родная”.

Язык- самое выразительное, чем человек
обладает, и если он перестанет обращать внимание
на свой язык, а станет думать, что он овладел им
уже в достаточной мере, он станет отступать. За
своим языком – устным и письменным – надо следить
постоянно.

Самая большая ценность народа – его язык, язык,
на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это
надо понять досконально, во всей многозначности
и многозначительности этого факта. Ведь это
значит, что вся сознательная жизнь человека
проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения
только окрашивают то, о чем мы думаем, или
подталкивает мысль в каком-то отношении, но мысли
наши все формируются языком.

Запишите высказывание Д. С. Лихачева о словах из
книги “Земля родная”.

Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники
родной природы, прирожденность родникам родной
природы. Исповедь земле. Земля – это главное в
природе. Земля рождающая, Земля урожая. И слово
цвет – от цветов! Цвета цветов! Рублевское
сочетание – васильки среди спелой ржи. А может
быть, голубое небо над полем спелой ржи? Все-таки
васильки – сорняк, и сорняк слишком яркий,
густо-синий – не такой, как в рублевской
“Троице”. Крестьянин не признает васильки
своими, и рублевский цвет – не синий, а скорее
небесно-голубой. И у неба сияющее-синий цвет, цвет
неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в
этом слове тоже корень, связанный с ростом,
урожаем, рождением; рожь – это то, что рожает
земля).

1. В чем, по мнению автора, состоит особенность
русских слов?

2. Выпишите ключевые слова. Подчеркните среди
этих слов эмоционально окрашенные.

3. Охарактеризуйте лексику данного отрывка.
Сделайте вывод.

Запишите предложение из тридцать
четвертого письма Д. С. Лихачева.

В корне слова “подвиг” “застряло” движение:
“по-двиг”, т. е. то, что сделано движением,
побуждено желанием сдвинуть с места что-то
неподвижное.

1. Произведите на материале предложения разные
виды разбора.

2. Напишите словарную статью к слову подвиг.

II. Грамматическая основа предложения. Тире
между подлежащим и сказуемым.

1. Запишите текст. Объясните знаки препинания.
Найдите причастный оборот, покажите его
графически. Почему он обособлен? При каких
условиях причастный оборот не обособляется?
Запишите пример.

Добро – это прежде всего счастье всех людей.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без
доброты – хитрость.

Взаимодиктант. Объясните постановку знаков
препинания. В чем особенность данных
предложений? Слова какой части речи в них нет?
Почему автор повторяет слова “наш”, “нашей”?
Оправдано ли это?

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего
поведения в жизни. Наша речь – важнейшая часть не
только нашего поведения, но и нашей личности,
наших души, ума.

Запишите предложение. Почему поставили тире?
Разберите прилагательное “ценное” по
составу. Почему в этом слове НН? Вспомните, в
каких еще случаях пишется НН? а Н?

Безотчетная душевная потребность поступать
хорошо, делать людям добро – самое ценное в
человеке.

III. Виды односоставных предложений.

Запишите предложения. Проанализируйте
грамматические основы предложений и способы их
выражения. Определите вид односоставных
предложений. Объясните знаки препинания в 1-ом
предложении. Выпишите из текста словосочетания,
построенные по типу согласования. Выпишите из
текста слова с орфограммой “Е – И в падежных
окончаниях имен существительных”. Приведите
свои примеры.

Молодость – это время сближения. И об этом
следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая
дружба очень помогает и в горе и в радости.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости.

IV. Предложения с однородными членами.

Прочитайте текст. Найдите в нем синонимы:
существительные, прилагательные, глаголы.
Выпишите предложения с однородными членами,
объясните постановку знаков препинания.

Широкое пространство всегда владело сердцами
русских. Оно выливалось в понятия и
представления, которых нет в других языках. Чем,
например, отличается воля от свободы? Тем, что
воля – это свобода, соединенная с простором, с
ничем не прегражденным пространством. А понятие
тоски, напротив, соединено с понятием тесноты,
лишением человека пространства.

1. Найдите в тексте предложения, в которых
говорится о том, чем отличаются друг от друг
слова-синонимы. Выпишите эти предложения.
Объясните постановку тире во втором предложении.

2. Выпишите из текста однокоренные слова.
Укажите, какой частью речи они являются.

3. Определите тему, основную мысль текста.
Выпишите ключевые слова, которые отражают тему.

4. Докажите, что это текст.

Предложения с обособленными членами.

В русской пейзажной живописи очень много
произведений, посвященных временам года; осень,
весна, зима – любимые темы русской пейзажной
живописи на протяжении всего XIX в. и позднее. И
главное, в ней не неизменные элементы природы, а
чаще всего временные: осень ранняя или поздняя,
вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее
солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых
зимних облаков. В русской природе нет”вечных”,
не меняющихся в разные времена года крупных
объектов, вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в
русской природе непостоянно по окраске и
состоянию, то с голыми ветвями, создающими
своеобразную “графику зимы”, то с листвой яркой,
весенней, живописной. Разнообразнейший по
оттенкам и по степени насыщенности цветом
осенний лес. Разные состояния воды, принимающей
на себя окраску неба и окружающих берегов,
меняющихся под действием сильного или слабого
ветра (“Сиверко” Остроухова), дорожные лужи,
различная окраска самого воздуха, туман, роса,
иней, снег – сухой и мокрый. Вечный маскарад,
вечный праздник красок и линий, вечное движение
– в пределах года или часа суток.

VI. Предложения с вводными словами и вводными
предложениями.

Запишите текст под диктовку с последующей
самопроверкой. Объясните постановку знаков
препинания.

Найдите в тексте страдательное причастие,
разберите его по составу. Найдите и выпишите
относительное прилагательное, выполните
морфологический разбор. Сгруппируйте слова по
видам орфограмм. Приготовьте небольшое
выступление перед одноклассниками о Кремле,
используйте вводные слова, вводные предложения.

Сады в Московском Кремле делались на разных
уровнях, террасами, как того требовал
голландский вкус, огораживались стенами,
украшались беседками и теремами. В садах
устраивались пруды в гигантских свинцовых
ваннах, также на разных уровнях. В прудах плавали
потешные флотилии, в ящиках разводились
редкостные растения (в частности, астраханский
виноград), в гигантских шелковых клетках пели
соловьи и перепелки (пение последних ценилось
наравне с соловьиным), росли там душистые травы и
цветы, в частности излюбленные голландские
тюльпаны (цена на луковицы которых особенно
возросла именно в середине XVII века), пытались
держать попугаев и т. д. и т. п.

Письмо по памяти.

Прочитайте текст. Определите тему и основную
мысль. Объясните знаки препинания.

Объясните, пользуясь словарём значение слов “нравственность”,
“сострадание”. Запишите их толкование в
тетрадь. Запишите текст по памяти. Как вы
понимаете, что такое сострадание? Напишите ваше
мнение. Нравственности в высшей степени
свойственно чувство сострадания. В сострадании
есть сознание своего единства с человечеством и
миром (не только людьми, народами, но и с
животными, растениями, природой). Чувство
сострадания (или что-то близкое ему) заставляет
нас бороться за памятники культуры, за их
сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за
уважение к памяти. В сострадании есть сознание
своего единства с другими людьми, с нацией,
народом, страной, вселенной. Именно поэтому
забытое понятие сострадания требует своего
полного возрождения и развития.

Прочитайте текст. В письме 21 Д. С. Лихачёв
говорит о том, как надо писать

(письмо называется “Как писать”).
Сформулируйте правило правильного письма,
употребляя вводные слова. Выпишите предложения,
в которых есть вводные слова, вводные
предложения. К какой смысловой группе относятся
вводные слова?

Внимание читающего должно быть сосредоточенно
на мысли автора, а не на разгадке того, что автор
хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. не
следует бояться повторений одного и того же
оборота. Стилистическое требование не повторять
рядом одного и того же слова часто неверно. Это
требование не может быть правилом для всех
случаев. Язык должен быть,разумеется, богат, и
поэтому для разных явлений и понятий надо
употреблять разные слова. Употребление одного и
тоже слова в разном значении может создать
путаницу. Этого делать не следует. Однако если
говорится об одном и том же явлении, слово
употребляется в одном и том же значении, вовсе не
надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи,
которые нельзя предусмотреть каким-либо советом.
Бывает, что одно и тоже понятие (а следовательно,
и одно и то же слово) употребляется от бедности
самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя
усложнить мысль. Лучше всего помогать мысли
самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.

Запишите текст. Найдите в нём однородные члены
и подчеркните их. Объясните постановку тире в
предложениях. Укажите вводные слова и
предложения. Какую роль они играют в данном
тексте? Выпишите из текста имена
существительные, распределив их в группы по
лексическому значению. Жизнь – прежде всего
творчество, но это не значит, что каждый человек,
чтобы жить, должен родиться художником,
балериной или учёным. Творчество тоже можно
творить. Можно творить просто добрую атмосферу
вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра
вокруг себя. Вот, например, в общество человек
может принести с собой атмосферу
подозрительности, какого-то тягостного молчания,
а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть
творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что
жизнь – это и есть вечное созидание. Человек
рождается и оставляет по себе память. Какую он
оставит по себе память? Об этом нужно заботиться
уже не только с определённого возраста, но, я
думаю, с самого начала, так как человек может уйти
в любой момент и в любой миг. И вот очень важно,
какую память он о себе оставляет.

VII. Сложное предложение.

Запишите отрывок из письма двадцать второго
“Любите читать”, объясните постановку знаков
препинания. Каковы тема и основная мысль?
Определите, каким членом предложения является
союзное слово который. Подчеркните это слово как
член предложения. Докажите, что этот текст
написан в публицистическом стиле.

Прочитайте высказывание Д. С. Лихачёва.
Объясните орфограммы и пунктограммы.

Запишите предложение, раскрывая скобки,
восстанавливая пропущенные буквы и расставляя
запятые. Выполните полный синтаксический разбор
сложных предложений.

Письмо сороковое “О памяти”. Объясните смысл
названия. Подберите свои варианты заголовка.
Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого
бытия: материального, духовного, человеческого.
Памятью обладают отдельные растения, камень, на
котором остаются следы его происхождения и
движения в ледниковый период, стекло, вода.
Память вовсе не механична. Это важнейший
творческий процесс. Запоминается то, что нужно,
путём памяти накапливается добрый опыт,
образуется традиция, создаются трудовые навыки.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Принято делить время па прошедшее, настоящее и
будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в
настоящее, а будущее как бы предугадывается
настоящим, соединённым с прошедшим. Память-
преодоление времени, смерти. В этом величайшее
нравственное значение памяти. “ Беспамятный” –
это прежде всего человек неблагодарный,
безответственный, а следовательно, и неспособный
на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием
сознания того, что не проходит бесследно.
Человек, совершающий недобрый поступок, думает,
что поступок этот не сохранится в памяти его и в
памяти окружающих. Совесть-это память, к которой
присоединяется моральная оценка совершённого. У
Пушкина роль памяти в поэзии огромна.
Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с
детских, юношеских стихотворений Пушкина, из
которых важнейшее – “Воспоминания в Царском
Селе”, но и в дальнейшем роль воспоминаний очень
велика не только в лирике, но и в романе “Евгений
Онегин”. Когда Пушкину необходимо внесение
лирического момента, он прибегает часто к
воспоминаниям. Память – основа совести и
нравственность, основа культуры, память – одна из
основ поэзии, эстетического понимания
культурных ценностей. Разберите по составу
слова прослеживается, соединённый, бесследно.
Подчеркните грамматические основы сложных
предложений. Составьте схему сложносочинённого
предложения.

VIII. Развитие речи.

Прочитайте текст. Определите тему и основную
мысль. Озаглавьте текст. В каком стиле написан
текст? Обоснуйте свой ответ. Я не люблю
определений и часто не готов к ним. Но я могу
указать на некоторые различия между совестью и
честью. Между совестью и честью есть одно
существенное различие. Совесть всегда исходит из
глубины души, и совестью в той или иной мере
очищаются. Совесть “грызёт”. Совесть не бывает
ложной. Она бывает приглушённой или слишком
преувеличенной. Но представления о чести бывают
совершенно ложными, и эти ложные представления
наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в
виду то, что называется “честью мундира”. У нас
исчезло такое несвойственное нашему обществу
явление, как понятие дворянской чести, но “честь
мундира” остаётся тяжёлым грузом. Точно человек
умер, а остался только мундир, с которого сняты
ордена. И внутри которого уже не бьётся
совестливое сердце. “ Честь мундира” заставляет
руководителей отстаивать ложные или порочные
проекты, настаивать на продолжении явно
неудачных строек, бороться с охраняющими
памятниками обществами. Примеров подобного
отстаивания “чести мундира” можно привести
много. Честь истинная – всегда в соответствии с
совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в
нравственной пустыне человеческой души. Напишите
сочинение –рассуждение по прочитанному тексту.
Выразите в нём своё отношение к проблемам,
поставленным автором.

Прочитайте текст. Определите тему и основную
мысль. Озаглавьте текст. Человек должен быть
интеллигентен! А если у него профессия не требует
интеллигентности? А если он не смог получить
образования: так сложились обстоятельства. А
если окружающая среда не позволяет?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех
обстоятельствах.

Многие думают: интеллигентный человек – это
тот, который много читал, получил хорошее
образование, много путешествовал , знает
несколько языков. А между тем можно иметь всё это
и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не
обладать в большей степени, а быть все-таки
внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с
интеллигентностью. Интеллигентность не только в
знаниях, а в способностях к пониманию другого.

Я знал на русском Севере крестьян, которые были
по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали
удивительную чистоту в своих домах, умели ценить
хорошие песни, были гостеприимны и приветливы.

Интеллигентность – это способность к пониманию,
к восприятию, это терпимое отношение и к миру и к
людям.

Выпишите из текста слова с “НН и Н в разных
частях речи”, “Удвоенная согласная”.
Распределите выписанные слова по частям речи.
Добавьте в каждую группу 3-4 слова с данными
орфограммами. Выпишите причастие и выполните
морфологический разбор. Найдите сложное
предложение. Запишите его. Выполните
синтаксический разбор.

Напишите сочинение-рассуждение по
прочитанному тексту. Выразите в нём своё
отношение к проблемам, поставленным автором.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь