Публицистический стиль словарный диктант

Тема:    Особенности публицистический стиль речи. ( Урок в 10 классе.)

– повторить сведения об изученных ранее стилях речи;

– систематизировать и обобщить знания о публицистическом стиле;

– узнавать высказывания публицистического стиля;

– совершенствовать   навыки  анализа текста публицистического стиля;

– создание условий для воспитания уважительного и бережного отношения к родному языку.

I. Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на высказывание, находящееся на слайде.

Если угодно, язык – это океан.

Можно черпать и наливать в сосуды различной формы.

Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба,

древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.

Принадлежат они известному писателю Владимиру Солоухину.

(Слайд 2, клик мышкой)

Каждый человек, в среднем, использует приблизительно одинаковый диапазон лексики. Но как по-разному мы говорим? Важно не только то, какими словами мы говорим, но и в какую форму облекаем мы нашу речь – в форму грязной лужи или в форму прекрасного сосуда. Именно с «формой» можно сравнить понятие «СТИЛЬ РЕЧИ».

Проведём небольшой опрос. На слайде  даны краткие характеристики функциональных стилей речи. Определите по ним, о каком стиле речи говорится.

непринуждённость, простота (разговорный); • официальность, точность, стандартность(официально – деловой); • отвлечённость, обобщённость, точность, логичность, доказательность (научный); • образность (художественный); • призывность, злободневность тематики, логичность, образность (публицистический).

Охарактеризуем каждый стиль речи  более подробно по следующим составляющим:  основная задача, сфера применения, характерные черты, языковые средства. Начнём характеристику (Слайд 4, клик мышкой)

Стиль художественной литературы.

III. Введение в тему. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать публицистический стиль речи и будем работать над особенностями этого стиля.  Ученики записывают в тетрадях число, вид работы, тему урока.

Слово  (Слайд 10)  публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

обобщить  и углубить знания  по теме «Публицистический  стиль речи».

IV. Углубление изученного. Введение новых знаний.

Обратите внимание на слайд. На нём – слова с пропуском  выделенных букв. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

(Слайд 13)  (На экране словарный диктант без пропусков букв. Результаты взаимопроверки с количеством допущенных ошибок сдаются учителю.)

Сейчас проведём работу над лексическим значением незнакомых слов  (проверка индивидуальной домашней работы).

– принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия.

– разрушительный, неплодотворный.

– относящийся к коммуникации (общению) людей друг с другом.

высшее государственное законодательное представительное собрание.

лицо, выступающее с возражениями кому-нибудь в публичной беседе, диспуте.

система взглядов на природу и общество.

литература по общественно-политическим вопросам современности.

выражение чувств, переживаний, выразительность.

обратим внимание на сферу использования публицистического стиля и на задачи, которые выполняет публицистический стиль.

(Слайд 15, клик мышкой)

Сфера использования публицистического стиля.

Общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления.

Задачи  публицистического стиля.

Информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям.

Итак, пишущий или выступающий должен уметь (Слайд 15, клик мышкой) (Слайд 15, клик мышкой)(Слайд 15, клик мышкой) «побудить». Очень важно, чтобы речь выступающего или пишущего была правильной.  Дома из материала для наблюдения вы должны были найти ответы на 2 вопроса: Что значит говорить литературно? Какие опасности подстерегают оратора? Зачитайте ваши ответы.

– Говорить литературно – значит соблюдать законы письменной и устной речи.

Опасности, которые подстерегают оратора, – это книжность и разговорность. Сильная книжность сушит речь, а разговорность может опустить её до бытового уровня. Поэтому оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стиль речи.

Стр. 199-200. Вслух читается текст.

Француз в своей речи использовал следующие приёмы привлечения внимания слушателей: простоту, доступность изложения, лаконичность, стилистически окрашенные средства (метафоры с оценочным значением)

Учитель. Вывод. Итак, (Слайд 16) публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским т.д.

Развития учебно-языковых  и речевых умений

На экране  мини-тексты. Читает (эмоционально!) подготовленный ученик.

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря,  они очень плохие.

(Слайд 17, клик мышкой)

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

(Слайд 17, клик мышкой) Сократу (470-399гг до нашей эры);

(Слайд 17, клик мышкой) Гесиоду (720год до нашей эры);

– египетскому жрецу (2000лет до нашей эры);

найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000лет.

Учитель. Вывод: цитирование является одним из эффективных средств воздействия на аудиторию.

Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла как только человек научился говорить.

Работа над языковыми средствами.

Какие же языковые средства, использованы авторами в этих небольших но глубоких высказываниях?

– Экспрессивная лексика: дурно воспитана, молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Молодые люди злокозненны, нерадивы.

(Она создает эмоциональный фон).

– вводное слово «видимо» указывает на субъективность мнения,

«молодежь растлена до глубины души» используется с целью выражения своего негативного отношения к молодежи;

бразды правления, критическая стадия.

«молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна, любит роскошь, дурно воспитана, насмехается над начальством, и нисколько не уважает стариков» используется для того, чтобы подчеркнуть отрицательные черты, присущие молодежи, заострить на них внимание, показать ужас ситуации.

В ходе анализа текстов учащиеся заполняют шаблон.

Я считаю, что этот текст публицистического стиля.

Задача автора – воздействовать на _______________________________________________,

убедить нас в _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,обратить внимание читателя на проблему _________________________________________

Тексту присущи такие черты стиля, как _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

С этой целью в тексте используются:

такие лексические средства, как _________________________________________________

такие выразительные средства, как ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

такие синтаксические особенности, как ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

VI. Подведение итогов. ( Слайд)

Давайте вместе определим, какими учебными навыками вы должны владеть?

Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля.

Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после  татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет!Но народ, ее населявший? Что станет с ним?Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нациюТолько Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. « Он слово знает!» –  говорили про удачливого.«В начале было Слово, – сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно. Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В. И. Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае –  пятьсот, но, скорее всего, меньше.

Домашнее задание. Охарактеризовать текст публицистического стиля по алгоритму.

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 422

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

урока по русскому языку в 11-ом классе.

Тема: «Особенности публицистического стиля»

Учитель русского языка и литературы

Шубунова Валентина Ивановна.

Тема урока: Особенности публицистического стиля

обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепление навыков правописания.

совершенствование речевых умений учащихся.

развитие культуры речи.

I. Повторение и углубление изученного материала.

(В качестве словарного диктанта можно использовать упр. 386, добавив в него слово

Активизировать, благодарить, благородный, вдохновлять, великодушный, деструктивный, колледж, волнующий, долг, достоинство, заставлять, оправдывать, оскорблять, память, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм; водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика.

-Определите к какой части речи относятся записанные слова.

– Объясните значение слов: коммюнике, транснациональный, девальвация, консолидация,

– официальное сообщение о переговорах между государствами.

– выходящий за пределы одного государства, одной нации.

– понижение курса национальной валюты по отношению к золоту,  к какой-либо иностранной валюте.

– упрочение, укрепление чего-либо.

– род произведений, посвященный актуальным проблемам и  явлениям текущей жизни.

– Подберите однокоренные слова к слову публицистика. ( Публицист, публицистический.)

– Составьте словосочетание со словом публицистический. (публицистический стиль.)

– Вспомните, какие стили речи вы знаете?

Составляется обобщающая схема «Стили речи».

– Вернемся к словарному диктанту. Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?

II. Обобщение знаний по теме «Публицистический стиль речи».

Работа с учебником. Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями учебника, выделяя основные особенности публицистического стиля речи.

Основные особенности публицистического стиля речи:

а) общественно-политическая лексика;

б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;

в) побудительные и вопросительные предложения;

г) риторические вопросы;

д) распространенные обращения;

е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Работа по учебнику. Упр. 385 (I).

– Прочитайте текст. Укажите признаки публицистического стиля, проиллюстрируйте их примерами.

– Какие языковые средства, используемые в данном тексте, сближают его с научными и художественными текстами?

Материал для учителя

Данный текст – это обращение к публике (к судьям и заседателям) в форме устного монолога. В тексте ярко выражена авторская позиция и индивидуальность манеры высказывания;

использованы высокие слова (господа, проникнуты, в строго беспристрастном и особо внимательном отношении), восклицания (господа присяжные заседатели!),  повторы (дела, свидетельские показания). Автор в своем обращении прибегает к использованию морально-этической лексики (искренность, правдивость, совесть, правда, истина). В выступлении использованы несложные синтаксические конструкции. Текст отличается логичностью, последовательностью, призывностью.

Данный текст близок к научному стилю речи, так как в выступлении использованы языковые средства, характерные для этого стиля: термины (дело, показания); логическая последовательность; выступление построено как научное рассуждение.

Данный текст близок к художественному стилю речи, так как в выступлении использованы языковые средства, характерные для этого стиля: фразеологические обороты (здравый смысл, дела проникнуты правдивостью).

IV. Закрепление знаний и проверка упражнения.

Самостоятельная работа. Упр. 392.

– Дайте толкование выделенных слов и словосочетаний.

Это текст публицистического стиля, то есть представляет собой сообщение. В тексте ярко выражена авторская позиция и оценка автором явления, о котором он сообщает. В отрывке широко используется высокая лексика (очищение души, естественность чувства, самоуверенный, нового Христа-Спасителя, гений). В  соответствии с основной целью данного текста в нем употребляются морально-этические слова и выражения (счастье, ради человечества и его судеб, внутренняя движущая сила). Отрывок представляет собой статью, что так же является признаком публицистического стиля.

– литература XIX века.

Внутренняя движущая сила – внутренний поиск.

– избавление души от грехов, пороков и соблазнов.

– искать счастье в чем-то реальном, в конкретных понятиях.

– тот, кто спас кого-либо или что либо.

– высшая творческая способность.

Священный орден прорицателей – условно: группа деятелей искусства, внесших наиболее  значительный вклад в мировую культуру.

V. Подведение итогов урока

Учитель дает оценку выступлениям учащихся.

VI. Домашнее задание

Конспект урока составлен по программе по русскому языку для 10 – 11 классов

средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой

МБОУ СОШ № 28

Урок русского языка в 10 классе

(в рамках подготовки к ЕГЭ)

Нефедова Вера Ивановна

1. Сообщение темы. Постановка цели урока.

Мы продолжаем изучать публицистический стиль речи, и сегодня будем работать над особенностями публицистического стиля.

: «Особенности публицистического стиля».

– Зачем нам  необходимо знать  особенности публицистического стиля?

( Для того, чтобы научиться распознавать тексты  данного стиля).

– А зачем нам нужно это умение?

(Для создания собственных полноценных тестов и для составления удачных выступлений в будущем).

Сформулируйте цель урока:

обобщить  и углубить знания  по теме «Публицистический  стиль речи»; закрепить навыки правописания

повторить основные признаки  публицистического стиля ;

совершенствовать   навыки  анализа текста публицистического стиля.

2.  На экране текст словарного диктанта с пропуском выделенных букв.

3. Самопроверка. ( На экране словарный диктант без пропусков букв), выставление оценок.

4. Работа над лексическим значением незнакомых слов (проверка индивидуальной домашней работы).

( публицист, публицистический)

– Какие стили речи вы еще знаете? К какому стилю речи принадлежат слова из словарного диктанта?

4. Повторение изученного. Особенности публицистического стиля. ( Учащиеся работают с таблицей «Особенности публицистического стиля».

– Назовите сферу употребления (использования)  публицистического стиля.

(общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления)

– Какие задачи выполняет публицистический стиль?

(информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям).

– Назовите характерные черты стиля.

(логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

Назовите проблемы, рассматриваемые в публицистике.

(проблемы семьи, детства, развития и сохранения русского языка, влияния человека на природу, свободы личности и др.)

5. На экране  мини-тексты. Читает (эмоционально!) подготовленный ученик.

Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать.

Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями?

Я не согласна, так как думаю, что не все молодые люди такие плохие; есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему-то хорошему.

– Я не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего.

– Я не согласен. Это слова пессимистов, видящих все в черном цвете и пытающихся навязать свое черное мнение.

Какой стиль вы использовали, высказывая свое мнение?

(публицистический, т.к. нам необходимо было выразить

свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям).

Какова тема всех высказываний?

Какова основная мысль? (Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру).

Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?

(какие-то политики; пожилые люди; люди старой закалки; люди, которые не общаются с молодежью, не знают, какая она на самом деле).

Кто же действительно автор каждого из этих 4-х высказываний?

те же мини  – тексты только с именами авторов высказываний.

изречение принадлежит Сократу (470-399гг до нашей эры);

– Гесиоду (720год до нашей эры);

Как вы думаете, какую цель преследовал выступавший в парламенте?

Показать, что и в давние времена, и в сегодняшние старшее поколение оценивало молодежь одинаково, тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодежи» не нова.

Какая проблема была поднята выступавшим?

(Проблема отцов и детей).

Составьте из высказываний предложения с прямой речью.

Объясните знаки препинания.

8. По вашему мнению, добился ли выступивший цели?

(Да. Слушатели наверняка задумались. Это было эффектно.)

Какое средство сделало выступление успешным?

(Цитирование, использование высказываний известных людей.)

К какому стилю принадлежат все высказывания?

(к публицистическому, т.к. в каждом из них можно увидеть признаки данного стиля: оценочность, страстность, призывность).

9. На экране текст.

Работа с текстом публицистического стиля

Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы  –  праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

Сакраментальный конфликт  отцов и детей родился не вчера. « Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Эти слова произнес Гесиод еще в седьмом веке до нашей эры. Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становится.

– Что объединяет эти тексты? (проблема)

– Какую проблему поднимает автор в своем тексте?

Проблему отцов и детей)

– Каким эпитетом обозначает автор поднятую проблему?

Объясните значение слова.

1) связанный с религиозным обрядом, ритуальный;

2) перен. Закрепившийся в традиции, ставший обычаем.

– В каком из этих значений употреблено слово в тексте?

( в переносном, т.е. в значении «традиционный»)

– Назовите основные мысли:

проблема отцов и детей – вечная;

автору больно сознавать, что эта проблема коснулась и его семьи;

автор не знает, как поступить в данной ситуации, он находится в растерянности;

автора совсем не утешает тот факт, что Гесиод согласился с ним еще в 7 веке до нашей эры.

Определить тип речи данного текста. Аргументировать.

11. Самостоятельная работа.

Найдите в тексте средства выразительности,  выпишите в свои тетради. Постарайтесь установить, с какой целью используются найденные тропы и фигуры.

– выписывают тропы (лексические средства)

– выписывают фигуры речи (синтаксические средства).

, с какой целью используются   данные средства выразительности.

12. Выводы по уроку.

Напишите сочинение – размышление о проблеме отцов и детей, опираясь на материалы текстов, материалы урока, сделанные выводы, а также используя любое из высказываний царя Соломона. Дело в том, что у него был сын, и мудрейшего из царей не обошла стороной проблема отцов и детей. Об этом свидетельствуют его обращения к сыну.

Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума

Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей;

Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их;

Кто злословит отца своего и мать свою, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (светильник у древних израильтян означал вечную жизнь, а потухший   –  символ страшнейшего наказания).

Оцените статью
Экодиктант - Помощь