Предупреждающий словарный диктант

Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT in /home/m/mikhaif9/ecodictant.ru/public_html/wp-content/plugins/realbig-media/textEditing.php on line 823

Предупредительные и объяснительные диктанты

для 1 класса

Тётя Нина и тётя Оля работают на фабрике. Тётя Нина вяжет пушистые шарфы. Тётя Оля вяжет тёплые кофты.

Бабушка Рая водит Люду и Ниночку в ясли. Малыши любят там играть.

Миша, Таня, Петя жили в деревне. У них была собака Розка. Дети любили Розку.

( По Л. Толстому.)

Покрыла зима снегом поля и реки. Засыпала  она сугробами леса. Посылает зима мороз за морозом.

Лёня и Яша – два друга. Яша принёс краски. Лёня взял бумагу. Мальчики рисуют. У Лёни пушистая ёлка. У Яши красивый домик.

Наш дом был старый. Его сломали. Теперь дом новый, красивый. У дома посадили клёны. За домом видны краны. Скоро и там будут красивые дома.

Дядя Василий и тётя Катя сажают лук. И дети тут. У Юры грабли. У Игоря лейка с водой. Малышка Лёля сидит на маленькой скамеечке.

У нас идёт большая стройка. Мы строим новые города, заводы, школы. Мы не хотим войны. Мы за прочный мир! Мы за светлый мир!

Был тёплый и ясный день. Ярко светило солнце. Наш город украсили флагами. Играла музыка. Андрей и Сергей несли шары. Весёлый был праздник.

Ночь в лесу.

Наступила ночь. В кустах заливается соловей. Носятся летучие мыши. Журчат лесные ручейки. Пахнут душистые фиалки.

(По И. Соколову-Микитову.)

У Гриши жил чижик. Он хорошо пел. Мальчик давал чижу корм. Чижик жил у Гриши всю зиму. Весной Гриша открыл клетку. Чижик улетел.

За рекой еловая роща. Мы зашли в глухую чащу. Саша увидел на ели дятла. Он стучал по дереву. Мы стояли и слушали этот стук. Дятел – хороший доктор леса.

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они ищут пищу.

Старшие школьники принесли малышам подарки. У Серёжи карандаши. У Лены пенал. У Лёни Шишкина маленькая машина. А у Наташи книга. Хороши подарки!

В доме у нас жил ёжик. Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Я ИДУ НА УРОКС. М. В ОВК,
г. Балхаш-9,
КазахстанВиды диктантов на уроке русского языкаНа уроках русского языка по каждой теме даются
диктанты двух видов: обучающие (из отдельных
слов, словосочетаний, предложений, текстов со
средней степенью насыщенности офрограммами и
пунктограммами) и контрольные, для которых в
основном берутся связные тексты. Как обучающий
диктант преследует цель контроля, так и
контрольный диктант должен иметь обучающую цель. Словарный диктант. Проведению
словарного диктанта должна предшествовать
работа по раскрытию значения слова,
орфографическая и грамматическая (слово должно
быть употреблено в словосочетаниях и
предложениях) работа над словом. Словарный диктант состоит из
отдельных слов и словосочетаний,
сгруппированных тематически. Особенность
словарного диктанта в том, что работа над
правописанием отдельных слов сосредоточивает
внимание учащихся на определенных орфограммах.
Языковой материал словарных диктантов можно
использовать для составления предложений или
небольших связных текстов. Важно, чтобы текст
одного и того же словарного диктанта или его
части повторялся несколько раз через
определенные промежутки времени. Проведение словарного диктанта
занимает 5–10 минут. Предупредительный диктант. Это
такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм
и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он
может проводиться в двух вариантах: с показом
текста (зрительный) и без показа текста
(слуховой). В классе со слабой подготовкой
следует отдавать предпочтение первому варианту.
При проведении зрительного предупредительного
диктанта предложение или слова с орфограммами
записываются на доске, затем разбираются, после
этого написанное на доске закрывается – и
учащиеся под диктовку пишут слова или
предложение. Затем текст открывается, учащиеся
сверяют его со своей записью и исправляют
допущенные ошибки. При слуховом предупредительном
диктанте перед записью текста учащиеся устно
повторяют правила орфографии и пунктуации, на
которые проводится диктант. Трудные случаи
разбираются вместе с учителем. Затем следует
запись под диктовку. Предупредительный диктант
позволяет произвести двойную проверку. На
обратной стороне доски диктант вместе с классом
пишут два ученика – один сильный, другой слабый.
После диктанта проверяем сначала работу
сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со
своей записью в тетрадях, и только потом класс
проверяет то, что написал слабый ученик, и
исправляет его ошибки на доске. Таким образом,
работа над каждой орфограммой проводится
многократно. Проведение предупредительного
диктанта  – от 10 до 15 минут. Подготовленный диктант. Этот вид
упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся
записывают слова с пропущенными орфограммами, а
в классе эти же слова мы пишем под диктовку. Проведение подготовленного диктанта
– 5–6 минут. Выборочный диктант. При выборочном
диктанте производится запись не всего текста, а
лишь отдельных слов, словосочетаний или
предложений. Например, при отработке навыков
различия приставок и предлогов учащиеся
выписывают в один столбик слова с приставками, а
в другой – с предлогами. При изучении
числительных можно предложить запись в два
столбика следующих числительных: простых и
составных, с мягким знаком в середине слова и на
конце и т.п. Проведение выборочного диктанта
занимает обычно до 5 минут. Объяснительный диктант. Учитель
диктует текст по предложениям, а учащиеся
записывают в тетрадях. После записи один из
учеников читает свою запись и объясняет
орфограммы и пунктограммы, остальные следят за
своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки.
Такое упражнение повышает самостоятельность
учащихся и повышает у них фонематический слух.
Объяснительный диктант позволяет провести на
уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю
требуется заранее подобрать такие примеры, в
которых учащиеся допускают наибольшее
количество ошибок, а при проверке спрашивать
именно тех, для кого эти ошибки характерны. Проведение объяснительного диктанта
занимает от 10 до 20 минут. Письмо по памяти. Для этого вида
работы чаще всего предлагаются стихотворные
тексты, которые заранее специально заучиваются
наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст.
На уроке по памяти можно заучивать и правила, а
потом их записывать под самодиктовку или можно
надиктовать текст соседу, а потом проверить у
него написанное. Время, затраченное на этот вид работы,
– 8–12 минут. Свободный диктант. Этот вид
упражнения готовит учащихся к сжатому изложению,
поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого
диктанта всегда является отработка
грамматических навыков построения
словосочетаний и предложений, а также грамотного
употребления словоформ. Учитель читает текст
целиком, а затем по частям (необязательно по
предложениям, можно и по абзацу). Ученики не
дословно, а свободно записывают прочитанное
учителем. Использование синонимического ряда
только приветствуется, даже если слово было
заменено синонимом только потому, что ученик не
знал, как правильно записать диктуемое слово. Время свободного диктанта – до 10
минут. Творческий диктант. Это –
упражнение, в процессе выполнения которого
производятся переделка текста, изменение его.
Учащиеся по заданию учителя распространяют
предложения второстепенными членами
предложения (например, определениями), или
дополняют их второстепенными членами
предложения, или вводят в текст вводные слова и
предложения. К таким диктантам относится и
запись текста от определенного лица (например,
если текст передается от первого лица, следует
записать его от третьего; или наоборот – текст от
третьего лица записать от первого). Этот вид
работы также является важной частью подготовки к
сжатому изложению. Творческие диктанты могут быть и
такими: с определенными словами, записанными на
доске или карточке, составить связный текст или
предложения на определенную тему. Время для проведения творческого
диктанта – от 5 до 30 минут. Диктант с грамматическим заданием.
Помимо текста диктанта, учащимся дается
определенное грамматическое задание: например,
подчеркнуть грамматические основы во всех
предложениях, обозначить род или число
существительных (либо всех, либо определенного
абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных,
выделить личные окончания глаголов и т.п. Проведение диктанта с грамматическим
заданием – 30–40 минут. Контрольный диктант. Контрольный
диктант является основным средством проверки
грамотности учащихся и усвоения ими изученного
материала. Контрольные диктанты проводят после
изучения определенной темы, в конце учебной
четверти, полугодия, учебного года. Виды
контрольных диктантов: полный (контрольный
диктант без изменения текста), контрольный
диктант с грамматическим заданием, выборочный
контрольный диктант, словарный контрольный
диктант и т.п. Материалом для контрольных диктантов
служат отрывки из произведений художественной
литературы, изучаемой на уроках литературы или
рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты
могут быть взяты и из периодической печати, но
учителю следует особенно тщательно отбирать
публицистический материал, так как современная
пресса далека от совершенства. Материал должен
быть разнообразным, обогащать речь школьников,
расширять их кругозор, способствовать общему
развитию учащихся и отвечать воспитательным
задачам школы. Варианты контрольных диктантов по
теме «Имя числительное»Самое большое озеро в Европе
раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии
у самого края Балтийского щита. С юга на север
протянулось оно на двести двадцать километров, а
в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги
местами превышает двести метров.
На Ладоге много островов, самый знаменитый –
Валаам. Скалистые берега острова круто, почти
отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста
метров в глубину. Здесь новгородские монахи
основали монастырь еще в четырнадцатом веке.
Удивительные по своей красоте бронзовые
мачтовые сосны на гранитных куполах скал и
памятники старины привлекают сюда множество
туристов.
В южной части озера есть необычный маленький
островок Сухо. Это единственный здесь остров
искусственного происхождения. В восемнадцатом
веке по приказу Петра Первого его соорудили из
каменных глыб на месте опасной мели, которая
мешала судоходству.(По материалам «100 великих чудес
природы)
(120 слов)Самым необычным растением Намибии
является дерево-карлик вельвичия. Ее ствол
наполовину спрятан в песке и поднимается над ним
на двадцать–тридцать сантиметров, максимум на
полметра. В толщину ствол вельвичии достигает
полутора метров. Основной же корень уходит в
глубину на пять–семь метров, а побочные корешки
залегают у самой поверхности и занимают площадь
около десяти квадратных метров. Но особенно
поражают листья этого дерева. Их всего два!
Извивающиеся зеленые ленты метровой ширины
тянутся в обе стороны от ствола, достигая в длину
шести метров. За эти стелющиеся по земле
языки-листья вельвичию и прозвали «осьминогом
пустыни».
Древесина вельвичии не имеет годовых колец, и
возраст дерева точно определить трудно. А живет
дерево на редкость долго – до двух тысяч лет.(По материалам «100 великих чудес
природы»)
(112 слов)Байкал по праву считается одним из
самых удивительных озер нашей планеты. Его
гигантская котловина имеет в длину шестьсот
тридцать шесть и в ширину восемьдесят
километров. Общая длина берегов Байкала
составляет две тысячи пятьсот километров. Нет
ему равных среди озер и по глубине – тысяча
шестьсот двадцать метров. Объем воды в озере
больше в девяносто пять раз, чем в Азовском море.
В тихую погоду на глубине почти сорока метров
видно каменистое дно. В Байкал впадают триста
тридцать шесть рек, а вытекает только одна –
Ангара.
На языке якутов «Байкал» означает «богатое
море». И действительно, в нем обнаружено около
тысячи видов растений, более одной тысячи
шестидесяти видов рыб и животных. Единственное
млекопитающее озера – нерпа – имеет вес до ста
килограммов при длине тела полтора метра.(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)Самая высокая гора Японии – вулкан
Фудзияма – для жителей этой страны еще и
национальный символ. О Фудзияме слагают песни и
стихи, она запечатлена на картинах многих
художников.
Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен
всего в девяноста километрах от Токио. Последнее
извержение его происходило в тысяча семьсот
семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной
двести двадцать метров почитают как святыню.
Каждый японец считает своим долгом хоть один раз
побывать на священной горе. В июле–августе на
Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год
летом большие группы людей устремляются на
вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч
пятисот метров можно доехать на машине, но
оставшиеся тысячу двести метров каждый должен
пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан
поднимаются до восьмидесяти тысяч человек.(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)Пока изучаются числительные, можно
предложить детям завести Книгу самых интересных
фактов и событий (своеобразную Книгу рекордов). В
нашей жизни столько всего интересного и
непознанного, что такая работа будет полезна и
детям, и взрослым. Помимо расширения кругозора и
воспитания любознательности, отрабатываются
орфографические и орфоэпические нормы
правописания и произношения числительных, и, как
мне кажется, даже лучше, чем на уроках. Кстати,
многие примеры этого материала взяты именно из
детских книг рекордов. Варианты творческих диктантов по теме
«Имя числительное»Задание. Прочитайте текст.
Отгадайте, из какого художественного
произведения взят данный отрывок. Запишите его,
дополняя началом и концовкой так, чтобы было
понятно, о чем идет речь. Цифры пишите словами.
Все числительные подчеркните.№ 1– Но раз ты такой лакомка, такой обж_ра,
лучше всего будет по-братски поделить остатки. У
тебя еще есть к_нфеты?
Малыш пошарил в карманах.
– Вот, 3 штуки. – И он вытащил 2 засахаренных
орешка и 1 л_денец.
– 3 пополам не делится, это знают даже малые дети.
– И, быстро схватив с ладони Малыша л_денец,
прогл_тил его, а потом с жадностью посм_трел на
оставшиеся 2 орешка: 1 из них был чуточку больше
другого.
– Вот, теперь можно делить. Я не только в меру
упитанный и в самом ра_цвете сил, но еще и очень
милый и очень скромный, поэтому я разрешаю тебе
взять первому. Но помни: кто берет первым, всегда
должен брать то, что поменьше.№ 2Я опустился на колени. На полу, возле
капитана, лежал крохотный бумажный круж_к, ч_рный
с одной стороны. Я не сомн_вался, что это и есть
ч_рная метка. Я схватил ее и замет_л, что на другой
стороне написано красивым, ч_тким поч_рком: «Даем
тебе срок до 10 вечера». И в это же мгновение наши
стари_ые часы стали бить. Этот внезапный звук
заставил нас вздрогнуть. Но он обрадовал нас, так
как пробило только 6.
– Ищи ключ, – сказала мама.
Я обшарил карманы капитана один за другим. 12
мелких монеток, 1 наперсток, нитки и толстая игла,
нож с кривой ручкой, огниво – вот и все, что я
наш_л.№ 3№ 4Тексты взяты из следующих
произведений:А. Линдгрен. Три повести о
малыше и Карлсоне;Р. Стивенсон. Остров сокровищ;Д. Свифт. Путешествие Гулливера;Д. Дефо. Робинзон Крузо.

Все диктанты рассчитаны на тренировку грамотности, но для достижения желаемого результата не всегда хватает «стандартных» работ. Для того, чтобы контрольный диктант действительно был написан хорошо, применяется ряд тренировочных и предупредительных диктантов, с похожими орфограммами, которые позволяют ученику лучше запомнить материал.

Все диктанты можно разделить на три вида:

Что же такое диктант с домашней подготовкой и как его проводить?

Это вид тренировочных и предупредительных диктантов, при котором упор делается на разбор «ошибкоопасных» орфограмм и пунктограмм, а также на зрительную память ученика. Этот метод использует и очень рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности» Рита Кошкина. Она называет такую работу «Шанс + 5».

Виды диктантов с домашней подготовкой:

Результат от такой работы сразу заметен. У слабых учеников есть возможность получить положительные отметки, они не испугаются такого задания «потому что все равно ничего не смогу выучить», а будут готовиться. Даже если некоторые «вызубрят» эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов, а многие поймут и объяснение.

Такие диктанты должны проводиться не реже раза в неделю. Они могут быть организованы и как постоянная «пятиминутка» в начале каждого урока. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.

Как только обучающиеся перестают делать ошибки на этом этапе, можно диктовать длинные предложения, а затем и текстовые диктанты. Устное объяснение выбора букв и знаков препинания необходимо, так как даже зная правило, ученик не всегда его применяет.

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. Мотоциклы
появились на улицах русских городов в
середине 90-х годов XIX века. Большинство
из них были трехколесными.

      Первые
мотогонки были проведены 11 октября 1898
года в окрестностях Петербурга. Маршрут
гонки — 36 верст. Все семь мотоциклов,
участвующих в гонке, имели двигатели
мощностью 1,75 лошадиных сил. Победитель
гонки закончил ее за 1 час 33 минуты 36
секунд. Он показал скорость 24,5 версты
в час. Два участника сошли с дистанции.
Последним пришел автомобиль «Бенц». Он
участвовал в соревновании вне конкурса.
Его скорость оказалась немногим больше
17 верст в час.

II. В
1775 году была открыта школа, в которой
русских моряков обучали плавать и
грести. Первую в России массовую школу
плавания открыли в 1834 году в
Петербурге.

      Первым
в мире прошел Черное море по периметру
на доске под парусом с 16 июля по 20 августа
1989 года 34-летний симферопольский
спортсмен Сергей Найдич. В переходе его
сопровождала яхта «Глория». За 25 ходовых
дней было пройдено 1240 морских миль.
Сергей ежедневно находился в движении
по 12 часов. Выйдя из Евпатории, спортсмен
попал в шестибалльный шторм, но это не
остановило его. Сон во время путешествия
составлял 4—5 часов. При переходе из
Варны доску окружили дельфины и спокойно
поплыли рядом. Потом они осмелели, стали
подныривать под доску, раскачивать ее.
Сотни раз Сергей оказывался в морской
купели. Рекорд скорости был установлен,
когда за 11 часов (с 40-минутным перерывом
на обед) Сергей преодолел 70 миль.
Наибольшая непрерывность движения на
парусной доске во время путешествия
составила 9 часов.

Контрольные диктанты

Русский
средневековый город во многом отличался
от западноевропейского. Он всегда
строился свободно и просторно. Иностранцев
поражала Москва. Они считали, что она
по размерам превосходит крупнейшие
города Европы.

      Обширные
дворы, бескрайние огороды, необъятные
пустыри делали ее похожей на большую
деревню. В западноевропейских городах
небольшие каменные дома тесно лепились
друг к другу и создавали непрерывную
стенку. Из-за тесноты они вырастали в
два-три этажа. Любой средневековый
русский город можно назвать деревянным.
Богатейшие запасы лесов на Руси давали
прекрасный строительный материал. Но
главная угроза деревянных построек —
пожары. Долгое время даже главная площадь
Москвы в память о страшном пожаре 1493
года называлась Пожар.

      Первый
каменный жилой дом появился в Москве в
середине XV века. (110 слов)

(По
книге Ю.
Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)

Большинство
памятников древнерусского зодчества —
церкви. Они дают нам представление о
русской средневековой
архитектуре.

      В древние
времена на Руси строили в основном из
дерева. Даже в первом десятилетии XIX
века Москва была на две трети
деревянной.

      Первая
каменная постройка на Руси появилась
в конце X века. Это была знаменитая
Десятинская церковь в Киеве. До наших
дней она не сохранилась.

      Любое
каменное сооружение Средневековья
походило на неприступную крепость, а в
случае необходимости и заменяло ее.
Даже небольшие щелевидные оконца
напоминали бойницы.

      В 1240
году татары ворвались в Киев. Население
города оказало яростное сопротивление,
но не смогло преодолеть натиск врага.
Последние защитники города укрылись
за стенами церкви. Татары подкатили
стенобитные машины и разрушили храм.
Под его обломками погибли мужественные
защитники города. (118 слов)

Озеро
Асаль стало известно европейцам с
недавнего времени. Это самый соленый
водоем на планете. Его вода в 10 раз
солонее океанской. Это самая низкая
точка Африканского континента — 155
метров ниже уровня моря. 2
Летняя температура воздуха здесь иногда
превышает 50 градусов.

      Асаль —
одно из самых негостеприимных мест на
Земле. На окружающих его холмах из лавы
растет только случайно попавшая сюда
колючка. Здесь не поют птицы, даже ящерица
не пробежит по берегу. Но это место
обладает необыкновенной красотой. У
озера не обрывистые, а пологие берега.
Они покрыты блистающими на солнце
соляными корочками разных цветов:
бледно-зелеными, темно-синими, фиолетовыми.
На берегу попадаются крупные образования
из соли. Они похожи на стеклянные
капустные кочаны. (111 слов)

(По
материалам книги «Энциклопедия
чудес природы»)

Глубина
озера Байкал — 1640 метров.2
Оно самое глубокое на планете. В нем
содержится пятая часть мирового запаса
пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а
вытекает одна — Ангара.2

      Совсем
недавно жители прибрежных селений
преспокойно пили воду прямо из озера.
Сейчас оно страдает от промышленных
отходов.

      Окрестности
Байкала одеваются в зимний наряд раньше
самого озера. Уже в октябре зима заковывает
скалистые берега в сверкающие белоснежные
доспехи и превращает ели и гигантские
сибирские кедры в блестящие ледяные
фигуры.

      Январские
морозы покрывают озеро толстым льдом.
Местами его толщина достигает двух
метров. Он похож на неровное
одеяло.

      Летом
даже в безветренный день может вдруг
налететь шквалистый ветер, и тогда озеро
становится неласковым морем. (113 слов)

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Словарные диктанты

I. Гусиная
стая; лебединая песня; орлиный взмах;
воробьиная стая; голубиное гнездо;
соболиный мех; утиная охота; змеиный
укус; куриный бульон; звериный крик;
муравьиная куча; львиное потомство;
глухариная охота; петушиные бои; комариный
писк.

II. Шерстяная
юбка; серебряная брошь; ледяная стужа;
водяной вал; глиняный сосуд; полотняный
костюм; нефтяной фонтан; дровяной склад;
жестяной чайник; стеклянный; деревянный;
оловянный.

III. Соломенный;
огненный; обеденный; родственный;
единственный; таинственный; современный;
лиственный; старинный; целинный; законный;
сонный; бездонный; карманный; глубинный;
туманный; лимонный; ураганный; батальонный;
экскурсионный.

IV. Дорога
ужасна; девочка решительна; долина
прекрасна; кукла прелестна; книга
интересна; дорога бесконечна; вещь
ценна; малышка умна; задача доступна;
птица осторожна; морковь полезна; утро
туманно; дорога длинна; рукопись бесценна;
даль пустынна; герои мужественны.

V. Клюквенный
морс; старинная картина; глиняный сосуд;
пламенная речь; безветренная погода;
юный художник; голубиная стая; песчаный
берег; серебряный кубок; торжественное
событие; ветреный день; змеиная кожа;
земляной орех; петушиный гребень; льняная
ткань; осенний лес; диковинный случай;
орлиный взгляд; карманный фонарь; ржаной
хлеб; лавинная опасность; полынный
запах; длинный шарф; звериный рев; даль
туманна; берестяная грамота; работа
временна; дорога длинна; искусная резьба;
искусственный щелк.

Выборочный диктант

Запишите
словосочетания в две колонки: 1) с
одним н;
2) с двумя н.

Кожаный
портфель; бесчисленные стаи; жизненный
вопрос; лимонный напиток; жестяная
кружка; мысленный взор; тыквенное семя;
царственный жест; торфяные болота;
мышиный писк; песчаный берег; экранное
пособие; туманный день; стеклянный шар;
гортанный звук; кочанная капуста;
берестяной ковш; глиняная ваза; былинный
герой; полотняный фартук; голубиное
семейство; истинный факт; утиный выводок;
глубинные бомбы; ледяной взгляд;
витаминный набор; овчинный тулуп;
окраинный район; перочинный нож; машинное
масло; ветреный день; витринное стекло;
блинная мука; пчелиный улей; львиное
семейство; тополиный пух; травяной
покров; ржаной хлеб; беспричинный смех;
таинственный шорох.

I. 1) Утро
занялось ветреное. ( М. Семенова)
2) От
нагретых стволов волнами исходил
смоляной жар. ( М. Семенова)
3) В
воздухе медленно плыл тополиный пух.
4) Настенные часы показывали семь.
5) Под Москвой горели торфяные болота.
6) Ледяной ветер сбивал с ног. 7) Озерцо
оказалось совсем небольшим, его песчаные
берега были приподняты метра на три-четыре
над берегом и поросли соснами. ( С. Вербинин)
8) На
пятые сутки наступила ясная и ветреная
погода. ( И. Ефремов)
9) Темные
муравьиные кучи покрыты снегом.
(И. Соколов-Микитов)
10) Через
приоткрытую форточку доносился монотонный
стук дождевых капель о жестяной
подоконник. ( С. Майоров)
11) Меня
словно ледяной водой окатили. 12) Мы
взором пристальным следим за летом
журавлиным. ( А. Блок)
13) Каждое
утро он просыпался от задорных петушиных
криков. ( В. Гусев)
14) Там
в снегу лосиные глубокие следы.
(В. Тушнова)
15) Улицы
и переулки были пустынны. 16) Тобольск
долгое время был деревянным. ( В. Песков)
17) В
сплошь деревянной Сибири это была первая
каменная постройка. ( В. Песков)
18) По
реке шныряют водяные пауки, и на берегах
сидят и тяжело дышат сонные лягушки.
(К. Паустовский)
19) Связки
сухой травы висели на стенах, и
лекарственный дух степных растений
прочно поселился в ней. ( К. Паустовский)
20) У
берегов наросла стеклянная полоска
льда. ( К. Паустовский)
21) Разговор
журавлиного клина замирает среди
облаков. ( В. Тушнова)

II. 1) Ранним
утром я возвращался с дальнего глухариного
тока. 2) Тяжелые лоси могут переходить
самые топкие трясинные болота. 3) Тихий
ровный шорох исходит в погожий день от
муравьиных куч. 4) Страстным любителем
соколиной охоты был царь Алексей
Михайлович. 5) Сосновая хвоя является
единственной пищей глухарей в зимнее
время. 6) Здесь я слушал таинственные
лесные голоса. 7) Этот звук не нарушает
торжественной тишины зимнего леса.
8) Поплавок я сделал из гусиного пера.
9) В заросшем осокою и кувшинками
пруду я наблюдал утиные выводки.
10) Мельничный пруд зарос водяной
кашкой. 11) Раков мы ловили руками под
камнями на дне неглубокой, но чистой
речонки, бежавшей по песчаному дну.
12) У песчаного дна мы видели длинные
тени крупных птиц. 13) Поздней осенью
длинны и темны ночи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, интерактивная доска (если имеются), таблица «Ь для обозначения мягкости согласных», карточки для учащихся с деловой игрой «Юный корректор».

План урока

– А на какие две группы делятся звуки в зависимости от того, что используется при их произношении: голос или шум? (гласные и согласные)

– С помощью чего мы обозначаем звуки на письме? (букв)

– Среди букв есть две очень интересные буквы, которые не имеют звуковой оболочки. Как вы думаете, о каких буквах я говорю? (Ъ и Ь)

– Одна из них – Ь – и будет хозяйкой сегодняшнего урока.

(Вывешивается или проектируется на доску эпиграф и читается)

Ь – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

III. Объяснение нового материала.

– Сегодня мы познакомимся с Ь как обозначением мягкости согласных.

а) Открываем тетради, записываем число, тему урока «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»

– Сейчас мы определим 3 случая написания мягкого знака, заполнив для этого таблицу (таблица готовится до урока или проецируется на интерактивную доску)

– Богатырь, соль, словарь, пень. Что общего в этих словах? На каком месте находится мягкий знак?

– Правильно, на конце слова (по ходу заполняется таблица)

– А царевна молодая поднялася на крыльцо и взялася за кольцо. В какой части слова находится мягкий знак в этих словах? После какой буквы? (л)

– А в словах раньше, уменьшить? (после н перед ш в середине); (заполняется таблица)

б) Теперь под диктовку запишите следующее четверостишие:

Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной:
– Спи, дочурочка, в тиши.
Мягкий знак здесь не пиши.

– Ребята, а как вы записали третью строку, какие знаки препинания поставили?

– А какая орфограмма скрывается в этом стихотворении? Подчёркиваем. Вывод.

– Молодцы, ребята! Мы заполнили таблицу правильно. А теперь давайте поработаем с этой таблицей.

Предупредительный словарный диктант.

– Разбейте страницу на 4 колонки. Я диктую слова, а вы решайте, в какую колонку их записать. Весь диктант займёт 2-3 строки.

Итак, слова апельсин, просьба, лентяй, насквозь (комментируют, а остальные слова записывают сами), раньше, письмо, песня, портфель.

Словарная работа.

а)- Ребята, а как вы написали слово портфель? (Выписывает учитель)

Портфель – «порто» – носить (лат.)

«фель» – бумаги, листы (фр.)

– Запишите слово в словарики.

– А какие этимологически родственные слова вы вспоминаете с корнем «порто»? (Портмоне, портупея, транспорт, рапорт, паспорт, портфолио)

– Посмотрите, сколько слов можно написать правильно, зная единственный словообразовательный элемент!

– А кто запишет транскрипцию этого слова?

– Сколько звуков, а букв? Почему?

б) – А сейчас мы проведём конкурс! (Учащиеся делают записи в тетрадях)

– Кто быстрее всех составит словосочетание с этим словом?

– А простое предложение?

– А сложное?

Рефлексия.

– А теперь мы примем участие в деловой игре «Юный корректор». Корректор – это человек, который редактирует написанное, исправляет ошибки. Поэтому он должен обладать орфографической зоркостью, быть аккуратным. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, и ликвидируйте пробелы. Обозначьте орфограммы.

Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ. Объясните правописание.

(Пока учащиеся работают, учитель проверяет 2-3 тетради с предупредительным диктантом, затем проверяет работы сильных учеников, раньше всех справившихся с работой, выставляет оценки, и они начинают работать консультантами вместе с учителем и помогать слабым; выставляются оценки).

– Ребята, а кто прочтёт текст? (Читает ученик, затем учащиеся выборочно объясняют орфограмму).

– О чём этот текст? А как бы вы его озаглавили?

– Французский писатель А. Франс говорил: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга для книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».

Но не будем забывать о красоте и благозвучии русского языка, которое отмечали многие поэты и писатели.

Однажды во Франции к сидевшему с друзьями Паустовскому подошёл официант и спросил, на каком языке они разговаривают.

– Какой-то необыкновенно красивый язык, – добавил он.

А вы знаете, ребята, что, оказывается, особенно приятны для слуха мягкие согласные. И хотя мягкий знак звука не имеет, его роль в русском языке значительна.

Давайте хором прочтём. ( Читают эпиграф)

VII. Итоги.

– Когда же пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных, давайте ещё раз обратимся к нашей таблице.

VIII. Домашнее задание.

Объяснительные, предупредительные диктанты

по основным изучаемым темам

Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.

При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.

Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Школьники шли рядом по полю. Они собирали колоски. Вдруг Юра увидел гнездышко. В гнезде лежали сухая травка и мягкие стебельки. Это было гнездышко жаворонка. Эта птичка вьет гнездо во ржи.

Весной пестрый дятел прилетел к березке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус березовый сок сладкий. На сладкий сок к дятлу прилетают и приползают лесные гости.

Зимой в лесу.

Холод сковал землю. Зимние ветры гуляли в макушках деревьев. Снежные шапки укрыли дубки. С берез сыпался иней. Под ногами хрустел снег. Снегири прыгали по шишкам елей. На снегу был виден звериный след.

Был теплый летний день. Я бродил по берегу реки. У самого берега появилась гибкая «палочка». Она легко извивалась. Это оказалась змея. Она тихо выползла на сушу, полежала несколько минут на песке. Вот змея подняла головку, осмотрелась. Все было в порядке. Она быстро скрылась в сухой травке.

В субботу наш класс ходил в поход. Стояла чудесная погода. Ярко светило солнце. Тихо набегал легкий ветерок.

Впереди овраг. Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обход. Все встретились на опушке леса.

Низкие тучи закрыли небо. Полетели первые снежинки. Но вот хлопьями пошел снег. Быстро заметало дорожки и тропинки. Мы поспешили домой.

Яростные порывы ветра утихли. Встало солнце. Окрестные места сразу изменились. Ожило озеро. Радостно защебетали птицы.

Резкими порывами налетал ветер. Он яростно гнул к земле деревья и кусты. Под ногами хрустнула сухая ветка. Наступили холода. Чувствовалось приближение зимы.

Октябрь был холодный и ненастный. Тесовые крыши почернели. Трава в саду полегла. Над лугами тащились рыхлые тучи. Сыпался дождь. Пастухи перестали гонять в луга стадо. До весны затих пастуший рожок.

Теплый воздух. Высокое солнце. Звонко поют синицы. Они торопят весну. Радостный звон слышу в небе. Это летят на родину птицы. Вот свистнул дрозд. Над опушкой пролетел крупный кулик.

(По Г. Королькову)

Ночью была вьюга. Дул яростный ветер. К утру стало тихо. Охотник стоял на краю леса. Он осматривал местность. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник свистнул. Заяц остановился, поднял уши и бросился в кусты.

(По Г. Скребицкому)

Правописание безударных гласных в корнях слов.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Далеко внизу синела вода. Молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Лебедь опустился на воду. Море покачало его. На востоке краснела заря. Месяц и звезды стали бледнее. Лебедь открыл глаза, вздохнул, вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.

(По Л. Толстому)

Тропинка ведет в лес. Лучи солнца заиграли на зеленых полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики. От цветов пестрит в глазах. Раздались веселые песни зяблика. Звонко прокричала иволга. Молодой зайчик выбежал на пыльную дорогу. На лужайке игриво резвились лисята. Чутко следила хитрая мамаша за своими детьми.

(По Д. Зуеву)

С неба падал мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика с метлой в руке и ведром на голове. Женя выстроила снежный домик с ледяными окошками. У Толи получился хороший Дед Мороз. Он был с белой бородой и зеленой елочкой в руке. А рядом стояла Снегурочка.

(По В. Сутееву)

Правописание безударных гласных в приставках

Кто где живет?

Высоко над землей дом у иволги. Она подвесила маленькую корзиночку к ветке березы. Корзиночку птичка сплела из стеблей, волосков, шерстинок.

Чомга построила дом на воде. Гнездо птицы из болотной травы. Она плывет на гнезде, как на плоту.

(По В. Бианки)

Зинька была маленькая синичка. Весь день она перелетала с места на место. Она прыгала по ветвям и крышам домов. К вечеру Зинька присмотрела пустое дупло. Оно было под крышей, над окном. В гнезде лежал мягкий пух. Первый раз Зинька заснула в тепле.

Гуси стояли около кормушки. Вот вышла бабушка с ведром. Гуси закричали на разные голоса. Бабушка дала им корм. Тут прибежали куры. Таня принесла горстку овса. Девочка посыпала овес курам в сторонке от гусей. Вдруг раздалось мычание из коровника. Это корова Милка просит есть.

(По В. Воронковой)

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел в окно. Все оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры?

(По Д. Тихомирову)

В цветнике расцвел розовый куст. Роза распустилась в прекрасное майское утро. На ее лепестках утренняя роса оставила чистые прозрачные слезинки. Вокруг все было так прекрасно! Все обдувалось свежим утренним ветерком. Лучи сияющего солнца упали на лепестки розы. Она склонила чудесную головку. Роза разливала вокруг тонкий свежий запах.

( По Ю. Ковалю)

Желтое и белое.

В глубоком овраге лежит снег. А над теплой поляной кружат лимонницы. Их желтые крылья спорят со старым белым снегом. Появляются первые весенние цветы – ветреница, мать-и-мачеха. Вот вспыхнули калужницы и купавы. А вот зацвела душистая черемуха. Белое и желтое проходят через всю весну. В середине лета они сводятся в одном чудесном цветке – ромашке.

(По Ю. Ковалю)

Пришла зима. Лес притих, насторожился. Белой скатертью покрылись поляны. Блестящий иней лежит на деревьях и кустах. Тяжело приходится в зимнем лесу благородному оленю. Трудно бродить в поисках пищи по глубокому снегу. Питается он веточками деревьев. Олень прислушивается к каждому звуку. Вот упала с могучей ели шапка снега. Наступает тишина.

Предупредительные диктанты

I. 1) Короткий
день догорал, и над землей смыкались
неуютные сумерки. 2) Мы стояли на краю
неглубокого оврага. 3) В отдалении я
заметил невысокую белую церковь. 4) Из
кустов вылетела небольшая ночная птица.
5) Мне попалась неторная, заросшая
дорожка. ( И. Тургенев)
6) Меня
тотчас охватила неприятная, неподвижная
сырость. ( И. Тургенев)
7) Необъятный
небесный свод раздался, раздвинулся
еще необъятнее. ( Н. Гоголь)
8) Галки
и вороны кружились несметными полчищами
над вершинами деревьев. ( В. Григорович)
9) Попадаются
одинокие столетние сосны с неправильными
макушками. 10) И непомерная ширь озера
ослепила нас неживым серебряным блеском.
(М. Семенова)

II. 1) С
необыкновенной быстротой еж бросался
на показавшегося в углу комнаты мышонка
и немедленно с ним расправлялся. 2) Долго
оставался он неподвижным. 3) Широкие
круглые листья плавали на поверхности
неподвижной воды. 4) Гнездятся беркуты
на почти неприступных скалах. 5) Сквозь
редкие сосны я видел небольшие просветы,
пухлые шапки пушистого снега, лежавшего
на деревьях. 6) Нетерпеливым, суетливым
и жадным охотникам лучше не участвовать
в охоте на зайцев по пороше. Для настоящего,
то есть нежадного и несуетливого,
охотника охота по первым зимним порошам
доставляет много наслаждений. 7) Лодка
тихо скользила по водной недвижной
глади.

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных Словарные диктанты

I.
Свинцовые тучи; ежовые рукавицы; ситцевый
фартук; плюшевый медвежонок; грошовый
выигрыш; парчовый халат; вещевой мешок;
камышовый кот; ключевая вода; кучевые
облака; ландышевый запах; холщовая
сумка; пунцовый закат; кварцевые часы.

II. Моржовая
охота; изразцовая печь; крепкая бечевка;
неровный шов; оранжевый карандаш;
кумачовый флаг; в свежем воздухе; черным
грачом; ветхая одежонка; образцовый
порядок; грушевый сок; поджог дома;
черствый хлеб; тихий шорох; в пахучем
воздухе; новой страницей; конкурс чтецов;
древним летописцем; прекрасным пейзажем;
дворцовый переворот.

III. Желоб,
жернов, желудь, шепот, шел, шелк, шерстка,
челка, черный, кошелка, пчелы, челн,
щетка, жестко, черствый, решетка, поджог
дома, тяжелый, щелкать, щеголь, жердочка,
щечка, шов, шорох, крыжовник, чащоба,
трущоба, чопорный, обжора, шоколад,
шоссе, шофер.

IV. Чертежом,
тучей, камышом, лапшой, лужей, свинцовый,
ситцевый, плюшевый, холщовый, кумачовый,
большой, ткачом, речонка, девчонка,
ручонка, медвежонок, рубашонка, плечом,
летописцем, абзацем, о пахучем, чтецов,
огурцов, отцов, кожей, пострижем, завлечет,
испечешь, чужого края, творцом, рубежом,
сторожевой пост, сожжет, грошовый
выигрыш.

V. Жесткий
диван, неровный шов, дешевый материал,
скромная прическа, маленькая щелка,
намеренный поджог, крепкая бечевка,
тяжелый ожог, мягкая шерстка, парчовый,
вещевой, камышовый, шапчонка, книжонка,
мальчонка, собачонка, волчонок, мышонок,
одежонка, рожок, лужок, крючок, мужичок,
пирожок, клочок, прыжок, пучок, зеркальцем,
страницей, снежок, ландышем, рощей,
свинцом, обжора, расчет, черточка, четкий.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь