Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные еще неспелыми ягодами. Ее колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озер. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.
1. Разобрать слова по составу:
2. Морфологический разбор:
1-й вариант: камней.
2-й вариант: лесом.
3. Синтаксический разбор предложения:
1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного звездочкой.
1-й вариант: *
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).
2-й вариант: **
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом).
2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне. Графически объясните выбор орфограммы в корне.
1-й вариант – безударной гласной, проверяемой ударением;
2-й вариант – чередующейся гласной.
3. Разберите по составу:
Цель:
проверить знания, умения
и навыки учащихся
на начало учебного
года.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для
написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– написание
непроизносимых согласных:
– правописание
корней с чередованием;
– написание
сложных прилагательных;
– н-нн
в причастиях и
прилагательных;
– не
с прилагательными и
причастиями.
– написание
производных предлогов;
– запятая
при однородных членах
предложения;
– запятая
в сложном предложении;
– запятые
при причастном и
деепричастном обороте
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков.
Утром участники похода
снова отправляются в
путь, рассчитывая сегодня
подняться на вершину
горы. Она невысокая,
но с четырьмя
уступами.
Едва приметная
извилистая тропинка вьётся
по берегу неширокой
горной речонки, берущей начало
у ледника, а
затем резко взбирается влево.
Путешественники с трудом
преодолевают крутой подъём.
Тропинка огибает беспорядочные
нагромождения камней, осложняющие
путь. Приходится преодолевать
и эти препятствия.
Мешают и заросли
дикой малины, усеянные
ещё неспелыми ягодами. Её
колючие ветви цепляются
за рюкзаки, одежду.
Вот и
вершина. Здесь туристы
располагаются на отдых.
Отсюда открывается чудесная
панорама. Слева от
подножия горы расстилается долина,
покрытая тёмно-зелёным лесом.
Кое-где блестят на
солнце зеркала небольших
озёр. В течение
тысячелетий зарастали их
берега густой растительностью. Справа
простирается бесконечная цепь
холмов, сплошь покрытых
зеленью.
Весь день
туристы наслаждались красотой
гор, загорали, распевали
под аккомпанемент гитары
песни. Только к вечеру,
боясь заблудиться в темноте,
они вернулись на
тропу, ведущую в
лагерь, делясь своими впечатлениями
о походе. (147
слов)
1. Разобрать слова
по составу.
Вариант:
беспорядочные, тропинка
вариант: бесконечная, усеянные
Вариант: камней вариант:
лесом
3. Синтаксический
разбор предложения.
Вариант:
Тропинка огибает
беспорядочное нагромождение камней,
осложняющих путь.
Вариант: Справа
у подножия горы
расстилается долина, покрытая
тёмно-зелёным лесом.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для написания:
– н-нн
в прилагательных;
– не
с прилагательными, наречиями
и глаголами;
– запятые
при причастном и
деепричастном обороте
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– синтаксического
разбора предложения;
– разбора по составу
слова;
– умения
подбирать проверочные слова.
Я
вышел из дома ночью,
потому что предполагал
добраться до утиного
озера к рассвету.
Шёл по пыльной
дороге, спускаясь в неглубокие
овраги, поднимался на
пригорки, пересекая редкие
сосновые борки, с
застоявшимся в них
запахом смолы и
земляники, снова выходил
к полю.
Никто
не обгонял меня,
и я ни с
кем не встретился.
Вдоль дороги тянулась
рожь. Она созревала
уже и стояла
неподвижно, чуть-чуть светлея
в темноте. Скоро
дорога ушла влево,
и я ступил
на твёрдую тропинку,
извивающуюся вдоль берега
небольшой, но глубокой
речонки. Плывущие по
ней брёвна изредка
сталкивались друг с
другом, и тогда
раздавался слабый звук,
будто кто-то стучал
топором по дереву.
На
другой стороне реки
яркой точкой горел
костёр, и узкая
прерывистая полоска света
тянулась от него
далеко по воде.
Я
прибавил шаг, миновал
осиновый подлесок и
в небольшой ложбинке,
окруж1нной со всех
сторон густым лесом,
увидел костёр. Возле
него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он
что-то негромко напевал.
1. Выписать по одному
слову с орфограммой
в корне:
Безударной
гласной, проверяемой ударением
– 1-й вариант
Чередующейся
гласной – 2-й
вариант
2. Разобрать
слово по составу:
застоявшимися –
1-й вариант извивающуюся –
2-й вариант
3. Произведите
синтаксический разбор предложения:
Она созревала
уже и стояла
неподвижно, чуть-чуть светлея
в темноте. –
1-й вариант
Возле него,
подперев рукой голову,
пристроился человек. –
2-й вариант
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух – всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Выполнить словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:
Сказав, Натолкнувшись, Прерываемая
3. Выполнить морфологический разбор слов:
В предложении является обстоятельством.
4. Фонетический разбор слов: птичьим, обсуждали.
5. Определить тип предложений.
1) Найти односоставное предложение:
2) Найти неполное предложение:
6. Синтаксический разбор предложений.
Синтаксический разбор: В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.
Синтаксический разбор: Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
Синтаксический разбор: Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного».
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
1. Дать характеристику и сделать синтаксический разбор первого предложения.
2. Найти слово с проверяемой безударной гласной в корне и с чередующейся гласной в корне.
3. Разобрать слова по составу: расстилались, наслаждались.
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро—это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно, расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом —любовь к своей стране, во-втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого─с желания добра своим близким, но, расширяясь, они захватывают всё более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
Мудрость─это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты─хитрость. Хитрость непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Мудрость же отрыта и надёжна. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Выполнить фонетический разбор существительного ИМЯ.
Выполнить морфологический разбор существительного (в) старости.
Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения»
Дед Архип и Лёнька.
Ожидая паром, они оба легли в тень от берегового обрыва и долго молча смотрели на быстрые и мутные воды Кубани у их ног. Лёнька задремал ,а дед Архип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. Он то и дело сдержанно кашлял и, поглядывая на внука, прикрывал рот рукой.
Уже настала ночь, взошла луна, и её молочно-серебристый свет, обливая ровное степное пространство, сделал его как бы уже, чем оно было днём. Издалека, со степи, слитой с небом, вздымались тучи и тихо плыли над ней, закрывая луну и бросая на землю густые тени.
Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вспыхивая синим огнём, то погружаясь в холодный, тяжёлый и тёмный мрак, странно суживавший её. Полил дождь, и его капли, блестя, как сталь, скрыли собой приветно мигавшие огоньки станицы. Лёнька замирал от ужаса, холода и какого-то тоскливого чувства вины, рождённого криком деда. Он уставил перед собою широко раскрытые глаза и, боясь моргнуть ими, прислушивался к голосу деда, тонувшему в море могучих звуков.
«Дедушка!»Пойдём!»─взвизгнул он, ткнув свою голову в колени деда. Дед склонился над ним, обняв его своими руками, крепко прижав к себе, и, тиская его, вдруг взвыл сильно и пронзительно, как волк, схваченный капканом.
Доведённый этим воем чуть не до сумасшествия, Лёнька вдруг вырвался от него, вскочил на ноги и стрелой помчался куда-то, широко раскрыв глаза, ослепляемый молниями, падая, вставая и уходя всё глубже во тьму.
1. Синтаксический разбор первого предложения.
2. Выделить сравнительные обороты.
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».
Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал.
В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемёт, в другом─захватил в плен группу фашистов, в третьем помог сражавшимся бойцам и оглушил прикладом несколько немцев. Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Здесь его встретил капитан и приказал: Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь уже безопасно».
Солдат приподнялся на колени, и тогда стало видно, что он без сапог, а из-под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Ему помогли сесть на скамью,начали расспрашивать. Паренёк подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя. « Да ведь тебя могли убить на твоей лошади», ─ сказали ему. « Я не думал о смерти. Нельзя лежать на койке в такое время»,─ ответил он.
Пришлось всё-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде.
1. Выписать неопределённо личные предложения (части сложных предложений выписываются как самостоятельные).
2. Синтаксический разбор первого предложения.
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».
С незапамятных времён русские люди устраивали для скворцов деревянные домики-скворечники, украшали их затейливой резьбой, укрепляли их под крышами своих домов и подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Скворцы умело подражают голосам лесных птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикою уткою.
Прилёт и песни скворцов совпадают с весенним пробуждением земли, и радостными звуками вливается их песня в симфонию жизни.
Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь скворцов. Они оберегают наши поля, огороды, сады и являются верными друзьями человека. Скворцы уничтожают и вредных насекомых, и червей, и личинок. Нередко они ссорятся, но никогда не вступают в жестокие драки.
Густыми стаями поздней осенью отлетают скворцы на юг. В пути они останавливаются , рассаживаются на деревьях или на пашне и опять скоро пускаются в путь. На тёплом юге скворцы не расстаются между собой, а держатся дружными стаями.
Контрольный диктант по теме «Обособление определений и приложений».
Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наложенные чёрным виноградом. На пыльной дороге, измятые колёсами, валялись кисти. Мальчишки и девочки, в испачканных виноградным соком рубашонках, с кистями в руках и во рту, бегали за матерями. Обвязанные до глаз платками мамуки вели быков, запряжённых в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер, проходивший сквозь ветви, не приносил прохлады, а только однообразно гнул вершины рассыпанных по садам, грушевых, персиковых и тутовых деревьев. Рабочая пора уже началась две недели тому назад, и тяжёлая непрестанная работа занимала всю жизнь молодой девушки. Но только потухала заря, она уже шла в хату, садилась на печь и в полудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова, но большей частью каждый взгляд, каждое слово, каждое движение её выражали это равнодушие, не презрительное, но подавляющее и чарующее.
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».
Стояла июльская жара. Пахло ожогом трав и сухой соломой. Колосился овёс.
Мужики собрались на сходку и порешили косить луга. Десятские взяли общественные канаты и пошли за реку отыскивать занесённые в половодье на делянках ямы.
Они осторожно, не сминая травы, становились на раскосы и прикидывали верёвку.
К вечеру у парома заскрипели с шалашами телеги и забренчали косы. По лугу потянулись гуськом телеги и забренчали косы. По лугу потянулись гуськом подводы и, покачиваясь, ехали на песчаную луку. За лукой, на бугорке, считая свою выть от ямы, они скидывали, окосив траву, шалаши, уставляли их поплотней и устилали сочной травой.
Из телег летели вилы, грабли, связки дров. Потом , осторожно взяв косы, вешали их на попки шалаша и втаскивали вовнутрь сундучок с посудой и снедью.
Шалаши лицом друг к другу ставили в два ряда и позади, распрягая лошадей, подняв оглобли, притыкали накрытые телеги.
Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».
Когда я, как говорится ,стану человеком, буду сам зарабатывать свой хлеб, иметь свой угол,─ вот тогда первым делом я заведу пса. Потому что жизнью своей я обязан собаке. То есть ,конечно, своей жизнью я обязан родителям: отцу и матери. Отец мой был армейским капитаном, мать ─ военфельдшером. Поженились они на фронте, а после войны вместе стой частью, где служили, обосновались в Ашхабаде. Здесь-то они и родили меня.
А ночью на шестое октября 1948 года произошло ашхабадское землетрясение.
В нашей семье была овчарка по имени Рекс. Она, как и положено собаке, верно служила хозяевам, но больше всех любила меня, хотя я и был совсем маленьким. Она сторожила меня, когда родителей не было дома.
И вот в ту самую ночь, когда ашхабадские жители спали, а до толчка оставалось ещё несколько секунд, собака услышала, как изнутри загудела земля (животные гораздо раньше людей такое слышат и раньше чуют беду), и тогда она вспрыгнула на мою кровать, вцепилась зубами в рубашонку и одним махом выскочила в окно. Окно оказалось открытым, потому что ночь была очень душная. И тотчас обрушился дом. Так собака спасла меня. Об этом удивительном случае, насколько я знаю, до сих пор рассказывают ашхабадцы.
Контрольный диктант по теме «Прямая и косвенная речь».
Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился всё сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег ─ и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем.
─ Ну, барин,─ закричал ямщик, ─ беда: буран!
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепо выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом и скоро стали. « Что ж ты не едешь? ─ спросил я ямщика с нетерпением. « Да что ехать? ─ отвечал он, слезая с облучка. ─ Невесть и так куда заехали; дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. « И охота было тебе не слушаться,─ говорил он сердито, ─ воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!»
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.