для учащихся основной школы
(орфограммы школьного курса)
2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!
Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!
3. Чередование гласных в корне слова
пре – при
Различаются по лексическому значению слова
Запомнить правописание приставок
Запомнить правописание слов!
5. Правописание приставок на
6. Непроизносимые согласные корня
Подбери однокоренное слово, в котором звук произносится отчётливо:
ать, устный – ус
ый – опасен, словеый – словеса
7. Разделительные ъ и ь
9. Правописание гласных после ц
10. Правописание гласных после шипящих
13. Правописание слов с пол (полу)
14. Правописание суффиксов существительных
6 – 7 классы
15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
16. Правописание суффиксов прилагательных
17. Правописание суффиксов глаголов
18. Правописание суффиксов причастий
19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов
20. Правописание О – А на конце наречий
21. Правописание падежных окончаний имён существительных
22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий
1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие
с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках
2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов
с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной
Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов
чёрный (какой?) плащ, смелый солдат
23. Правописание безударных окончаний глаголов
24. Правописание числительных
25. Правописание наречий
26. Правописание местоимений
27. Правописание частиц
7 – 8 классы
28. Правописание частиц не и ни
29. Правописание предлогов
30. Правописание союзов
6. Непроизносимые согласные корня
7. Разделительные ъ и ь
8. Употребление ь
9. Правописание гласных после ц
10. Правописание гласных после шипящих
11. Сложные существительные
12. Сложные прилагательные
13. Правописание слов с пол (полу)
14. Правописание суффиксов существительных
15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
16. Правописание суффиксов прилагательных
17. Правописание суффиксов глаголов
18. Правописание суффиксов причастий
22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий
1. Найти определяемое слово (существительное или местоимение), к которому относится прилагательное или причастие
2. Поставить вопрос от определяемого слова (существительного или местоимения) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов
с плащом (каким?) чёрным, в работе (какой?) контрольной, в работе (какой?) проверенной
Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже (если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет) отличается от падежных окончаний вопросов
23. Правописание безударных окончаний глаголов
7 – 8 классы
У околицы села, весь в кучевых облаках и отраженном камыше, лениво курился пруд. Ярко зелеными клубами поднимались из земли ветлы. Одна ветла низпадала в пруд и теперь по ней можно было ходить. В большом пруде она потерялась, утратила свое горделивое величие, её хватило только на то, что бы достать верхушкой до того места, где кончались прибрежные камыши.
Прочные досчатые мостики с перильцами уводили от берега на глубину при которой не видно дна, хотя мне никогда не приходилось встречать пруда, со столь чистой прозрачной водой. Это не мешало впрочем водится тут всякой живности.
Вот пробирается, ползет по подводному стеблю ногатое усатое существо, похожее на макрицу. Это водяной ослик. А вот причудливо, завитушками вниз, скользит по поверхности воды улита прудовик. Для неё поверхность воды потолок, она и движется по нему, как бы вниз головой. Отделившись от черной глубины несется, как стрела, снарядик. Это ничто иное, как тигр подводных джунглей жук-пловунец. Он бросается на рыбу гигантскую по сравнению с ним, и подчас одолевает её. А если и не одолеет один то запах крови собирет армию собратьев, и тогда уж рыбе быть расстерзанной.
Словно шарик ртути пролитой на стекло, изсиня-черные, катаются и юлят вертячки. Как цыркачи на резиновой сетке пляшут на упругой поверхности воды водомерки.
К пруду подошла с карзиной женщина и стала поласкать белье невдалеке от нас. Она рассказала, что пруд совсем, было, зарос, но в прошлом году его эскаватором рассчистили. « Омолодился пруд-то, наш», – сказала женщина.
Две девочки и мальченка-бутуз, все трое русоголовые, синеглазые забрались на упавшую ветлу, и затеяли там игру. В последствие мальченка-бутуз свалился в воду, после чего ему было приказанно сидеть на берегу.
День начался. Мы уложили вещи, и двинулись в глубь леса.
По В. Солоухину)
Тропинка, которую я выбрал, обогнула большой песчанный карьер, изборожденный следами шин и гусениц и вывела на просторную, плоскую луговину, по которой там и тут, то групками, то водиночку росли деревья. В это время и услышал я за спиной учащенное дыхание бегущего человека. Обернулся, Роза.
– Что-нибудь забыл.
– Ничего не забыл. Я пойду с тобой.
Вот таким образом нежданно, негаданно утратил я свое драгоценое одиночество ещё не успев наслодиться им в сласть.
Река вдоль которой мы пошли то и дело круто поварачивала то вправа, то влева, поблескивающее зеркало ее упиралось в дали то в зарасли ивняка, то в песчанный обрыв. Наконец, нам надоело это и мы решили уйти от реки по первой дорожке.
Через пол-часа нас уже окружал сосновый лес. Безмолвно и тихо было в этом лесу. Тем высоко, высоко. Где яркая зелень сосновых крон оттенялась яркой белезной облаков может и бродили какие-то ветерки, у нас, внизу. Было совершенно безветренно. В не подвижном воздухе крепко пахло медом, и некоторое время мы не могли решить откуда исходит медвянный запах.
Рядом с дорогой по обе стороны от нее тянулись необыкновенно-ухожанные, разметенные тропы, да еще в роде и посыпанные песком. Стоило ударить палкой по сосновой ветке как тот час густое желтое облако окружало нас, это было цветение сосны. Медленно оседала в безветрие золотая пыльца.
Еще сегодня утром, пренужденные жить в четырех стенах, отстоящих друг от друга не больше, чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого, от боровых цветов, от солнца, пахнущего смолой, от раскошных владений вдруг ни за что, ни про что доставшихся нам. Меня сдерживал рюгзак, а Роза убегала вперед, углублялась в чащебу и возвращалась напуганная черезчур огромной сверхестественной черной птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.
Перед нами встал роковой вопрос, куда же идти теперь глядя на багрянное закатное солнце.
Научить ребёнка писать слова без ошибок – одна из главных задач, стоящих в начальной школе. Орфографический диктант – один из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико-орфографическая грамотность учащихся. Именно в начальной школе формируются навыки правописания, от которых зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Опыт показывает, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Предлагаемая мною подборка слов на изучаемые в начальных классах орфограммы поможет учащимся повысить орфографическую зоркость, развить навыки аналитического мышления, проверить уровень сформированности орфографической зоркости.
1. Навещают, чумазый, Зиночка, кружит, сердечный, готов, коровка, Москва, льдина, областной, полночь, лошадью, аккуратный, предъюбилейный, не жалеет, звездопад, дошёл, является, цыплёнок, чистишь.
2. Смущать, дочурка, птичка, шинель, бегу, у берёз, находка, Россия, огоньки, крепостной, ералаш, рыбьи, можжевельник, объяснил, неволит, лесопосадка, до дома, вертится, пациент, кормишь.
3. Трещат, отпущу, печной, шикарный, дождевой, манеж, зарядка, Чебоксары, зверьки, честный, москвич, сиденье, иллюстрация, инъекция, нежится, дружелюбие, побежал, мучиться, эмоция, поливаешь.
4. Выручают, притащу, ночка, житейский, сосновый, груздь, закладка, Чувашия, ломать, алмазный, ключ, серьёзный, хлопья, корреспондент, отъехал, не хотела, землетрясение, по полянке, достанется, пальцы, терпишь.
5. Тысяча, сощурился, сочный, жимолость, тряпочный, берег, ошибка, Сергеевич, львиный, поздно, упряжь, солью, друзья, троллейбус, объяснил, не замечала, листопад, извлёк, лечиться, братцы, мечтаешь.
6. Дымчатый, покручу, уличный, шипучий, грибной, редис, крепкий, Индийский океан, меньше, серьёзный, мякиш, Демьян, территория, въезд, не был, путешественник, из избушки, оставаться, синицы, дышишь.
7. Начало, чужбина, молочко, карандаши, цветной, прорубь, лошадка, Ивановна, ясень, грустный, тягач, Дарья, аппликация, отъезд, не пил, овощевод, закрыл, остаются, отцы, радуешь.
8. Сорочата, кольчуга, Лидочка, спешит, морской, гриб, хрупкий, Волга, сосулька, местность, речь, храбростью, миллиметр, съязвил, не пришёл, сыроежка, за собой, мириться, лестницы, стелешь.
9. Калечат, втащу, речной, душистый, чистота, площадь, подружка, Америка, кольцо, напрасно, печь, ульи, коллекция, съёмка, не выходит, землеройка, садовод, входить, трудится, цирк, гадаешь.
10. Задача, выращу, ниточка, полочка, инжир, вытащил, замёрз, верёвка, Бурёнка, стебель, доблестный, ложь, воробьи, телеграмма, съест, не миновать, чужестранец, в метро, биться, операция, обедаешь.
11. Участок, учуял, лодочка, пружина, укололся, сапог, книжка, Байкал, окуньки, счастливый смерч, мытьё, килограмм, съёжился, не видит, правописание, забежал, занимается, огурцы, бреешь.
12. На плечах, щурёнок, звучный, камыши, низина, поход, бумажка, Петров, ельник, яростный, усач, Ульяна, коллектив, подъехал, невзлюбила, трудолюбие, за сарай, ошибиться, станция, платишь.
14. Саранча, чудеса, грибочки, мужик, припекает, малыш, блузка, Чёрное море, сирень, гигантский, фальшь, прибьёт, миллион, объедение, недомогает, быстроходный, загадка, ленится, лисицы, желтеешь.
15. Площадь, чулан, удачный, жираф, скользить, любовь, тележка, коза Белка, журавль, капустный, морж, собачьи, комиссия, объёмный, не любит, камнедробилка, сбежал, умываться, мельницы, танцуешь.
16. Часовой, ночуют, Олечка, шишка, перина, резкий, клад, обувка, Уфа, серьги, лестница, горечь, с метелью, пассажир, съедобный, ненавидит, птицеводство, с собакой, собираются, единицы, сделаешь.
17. Прощание, молчун, отличный, стрижи, накопать, творог, ползком, кошка Мурка, медведь, звездный, ключ, сыновья, бассейн, подъезд, не считаю, кашевар, наехать, хочется, мотоцикл, светлеешь.
18. Печальный, причуда, колючка, пушинка, резвился, народ, пробежка, Ростов, портфель, сердце, вещь, пьёт, суббота, объединить, не уснул, древнерусский, на гвоздь, бояться, птицы, обидишь.
19. Часовщик, чулан, колечко, малыши, большой, пирог, флажки, Бразилия, льдины, здравствуй, тушь, сучья, терраса, предъявил, не бежал, самолёт, стянул, обижаются, авиация, высушишь.
20. От товарища, чужой, ласточка, шиповник, далёкая, порог, ловко, Гагарин, наколоть, безгласный, сыч, печью, дрожжи, подъезжать, не забывает, дикобраз, с берёзы, заберётся, гостиницы, засолишь.
21. Очищают, рыщут, ёлочка, вершина, высохли, парус, просьба, Есенин, десять, алмазный, чертёж, дичью, аппетит, разъяснил, нездоровится, солнцепёк, подставить, раздаваться, цитата, вертишь.
22. Молчаливая, жгучую, Жучка, широкие, выпрямить, хлеб, бородка, Азия, Ольга, свистнул, трубач, звенья, хоккей, объявление, не требует, новоселье, подвал, отправляются, акация, держишь.
23. Примечать, схвачу, сестричка, сторожить, угостить, Леонид, посадка, Африка, больница, парусный, богач, ленью, классик, разъярённый, недоумеваю, землеройка, подлетают, тянется, молодцы, рубишь.
24. Клещами, щуплое, денёчки, нашивка, осветить, красив, улыбка, Морозов, сильный, частное, помощь, ненастье, аппарат, взъерошенный, не пройди, луноход, поднялась, разрывается, панцирь, решаешь.
25. Частый, копчу, встречный, животное, пятнистый, мороз, голубка, озеро Селигер, осень, солнце, молодёжь, платье, ссора, разъединить, не гордись, лучезарный, убежал, поживиться, цыган, проводишь.
Орфографические диктанты на разные орфограммы.
1. Пирожок с картошкой, коровье молоко, бульон с курицей, морозильная
камера, отдыхать на природе, пью горячее молоко, жёлтый диван, одиннадцать
карандашей, васильки небесного цвета.
2. Честный футбол, чувствовать радость, русский язык, длинное шоссе, тесная
комнатушка, сосиска на сковороде, творог со сметаной, съедобные ягоды,
мягкий пирог, бутерброд с чёрной икрой.
3. Въехать в гараж, мебельный магазин, аппетитная яичница, ставить стакан,
прелестная картина, написать на конверте адрес, живётся весело и хорошо, с
товарищем по учёбе, заводная игрушка.
4. Майские праздники, жить в счастье, взяла в библиотеке, в кастрюле
макароны, поют соловьи, играть в хоккей, троллейбус на остановке, огромное
растение, жёлтые кувшинки, необъятная Россия.
5. Крупная горошина, в автобусе билетёр, счастливое детство, катается на
велосипеде, шёл за автобусом, жжёт руку, по тенистой аллее, тяжёлый человек,
футбольный судья, город Москва.
6. Огромный огурец, сварили компот, писать сначала, поздравляю учительницу,
отдыхать в субботу, деревенский творожок, красивые серёжки, подъёмная
машина, календарь природы, капустные листья.
7. Субботняя поездка, говорили за завтраком, собраться за обеденным столом,
смотреть в зеркало, салат с капустой, изъятие чемодана, слушать ученика,
стакан морковного сока, шёл по улице.
8. Съел пирожок с морковкой, в корзине яблоки, вокруг местности, плавать на
озере, откидывал лопатой, озеленить улицу, дорога в деревню, строить
магазин, минута счастья, уважаемая учительница.
9. Пришёл поздно, крепкое здоровье, лёг на кровать, слушать соловья, попугай
в клетке, доблестный солдат, курица с лапшой, полотенце на крючке, в корзине
мандарины, чёрный чемодан.
10. Платок с ягодами, плывёт облако, быстро прыгать, сеять в поле, дразнить
обезьяну, мешок картошки, яичница на сковороде, коллекция картин,
морозный февраль, на ногах валенки.
Орфографические диктанты на тему: « Имя существительное»
1. Охраняйте природу, жужжат над цветами, песня соловья, отдыхала в
деревне, миска молока, съёжился под кроватью, бежит по дороге, чествовать
хоккеиста, на руках варежки, пятьдесят цыплят.
2. Пошёл на праздник, на плечах платок, кормушка для сороки, объявление на
гараже, размахнулся портфелем, тетрадь в клетку, полз по огороду,
одиннадцать ромашек, в салате редиска, шьют платки.
3. Яичница на сковороде, молоко для щенка, плывут низкие облака, копнул
лопатой, на обед гороховый суп, шёл по заячьим следам, поздравлять
товарища, троллейбус на остановке.
4. Дует лёгкий ветерок, объят огнём, ссора между друзьями, мешок с яблоками,
протянул по балкону, кипит кисель, вокруг стадиона, появился в субботу, стоял
на морозе, чувство вины.
5. Ел морковку с сахаром, рисовать в альбоме, килограмм картофеля, выпью
чашку чёрного кофе, обидеть человека, сдать билет в кассу, рванулся к собаке,
6. Прыгать над пропастью, однажды в сентябре, ставить чемодан, слышать
ученика, машина доехала до подъезда, принести из магазина макароны,
составить рассказ по картине, скоро праздник.
7. Сказать спасибо, сосиска в тесте, доблестный солдат, замечание футболисту,
творог со сметаной, на тарелке курица, плавать с ребятами, прибежал к сараю,
минута счастья, сидела на берёзе.
8. Гладить бельё, в стакане компот, ждать хорошей погоды, несъедобная ягода,
жёлтыми сапогами, бежал по трамваю, таять на снегу, кабачок с морковкой, в
листве душистая земляника.
9. Опадали берёзовые листья, обезьяна в клетке, прекрасным здоровьем, о
позднем завтраке, показался изза лестницы, в январе каникулы, за февралём
март, сорок сорок, родилась в России.
Орфографические диктанты на тему: « Местоимение».
1. У меня весёлый птенец, ты вышел на крыльцо, летит за ним, у нас сыновья, у
вас велосипеды, гладить её по голове, убежал к ним.
2. У меня интересное животное, у нас сварились макароны, приехал к вам на
отдых, перед ними лестница, около тебя мешок.
3. У меня платок, у нас сапоги, шли к вам на праздник, для тебя, дорогая, за ней
картина, обошли его огород, болели за вас, успели на её обед.
4. У нас балкон, целовать её, падать с ним, играть с тобой в футбол, прыгать с
тобой, к тебе на праздник, с нами щенок, на вашей улице.
5. Плавать с ним, ей хорошо, у вас огород, обидеть его, у неё портфель, под ним
полотенце, к нам в город, обезьяна с тобой.
6. У них февраль, слушать его, с ним чемодан, за ним праздник, перед ней
конфета, поставил на него, услышать через неё.
7. В ней воробей, к тебе в тетрадь, у вас через улицу, я прыгал, чувствовал к ней,
объявил нам, стоял у её кассы, обидеть тебя, принесла мне полотенце.
8. К нам на ужин, играть с тобой в футбол, ел её с лапшой, у тебя пирог, к вам в
стакан, сломать его лестницу, попросить у неё прощения.
9. Трясти её портфель, жжёт его руку, вытянуть из вас информацию, помирить
их, у тебя серёжки, для меня подсказка, перед ним дорожка.
10. На ней котлета, у них каникулы, для тебя замазка, купил у вас в кассе, у меня
в группе, за тобой братья, объединить все из силы.
Орфографические диктанты на тему: «Имя прилагательное».
1. Серьёзный человек, весёлый щенок, шаловливая девочка, чудесная Москва,
яблочное варенье, вкусная сметана, доблестный солдат, железная дорога,
летняя погода, честный футбол.
2. Чудное приволье, прекрасный цветок, осенняя погода, злой волк, маленькие
зверьки, тяжёлый чемодан, узкая тропинка, лёгкое объяснение, длинные
сапоги, интересная картина.
3. Зелёная травушка, о редкостном животном, шьёт тёплый платок, вкусная
ягода, крикливые ребята, съёжился от морозного воздуха, сыновья русских
матерей, пресным водоёмом.
4. В лесную сторожку, костлявой курицей, капустным супом, хвастливого зайца,
счастливая минута, за письменным столом, небесное путешествие, согласного
звука, родственные души.
5. Спрашивать у верного друга, несносный мальчик, для известного автора,
дорожный билет, в жёлтом чемодане, чудесная улыбка, боевой разведчик,
счастливая находка, сладкая морковка со сметаной.
6. Аккуратная заплатка, в блюдце тёплое молоко, шоколадная конфета,
полезный друг, зелёный крокодил, зимующие птицы, деревянный шкаф, резкий
ветер, гибкий прут, по широкому шоссе.
7. Интересная программа, липкое варенье, водяная мельница, больной
человек, речной вокзал, солёный огурец, огромный букет с ромашками, зимнее
пальто, холмистый овраг.
8. Красный помидор, садовый участок, дорогой товарищ, школьный пенал,
короткий пиджак, дешёвое полотенце, разноцветный попугай, въезд в гараж,
гороховый суп, городской житель.
9. Лисьи следы, доблестный солдат, большой хоккей, чёрный портфель,
берёзовые листья, хлебный завод, аккуратное платье, длинная аллея,
апрельский день, спелые мандарины.
Орфографические диктанты на тему: «Глагол».
1. Рисовал ромашку, пришёл в магазин, отварит макароны, привёз лимоны,
кричит в окошко, позвонили мартышки, будет прыгать через скакалку, разогрею
ужин, объявим на улице.
2. Обедал в столовой, вороны взлетят; пришлите, пожалуйста, книжки;
позвонил медведь, привёз из мебельного магазина, запью чаем, покупаю в
кассе, объясним в классе.
3. Светил в окно, спрошу учительницу, лью компот в стакан, кладу в корзину,
клеил в альбоме, отварим картофель, полощу бельё, трепал платье, изготовит
корзину, мастерят скворечник.
4. Умчался в лес, свалится в прорубь, попал под колесо, прогуляю щенка,
залезает на забор, видеть вокруг, заплакала Алёнушка, возьми карандаш,
намажут сметану, съехал с горы.
5. Лезли на подъём, объезжает все пеньки, накормил товарища, солить
куриный бульон, стираю платок, подбегаем к классу, смотрела в глазок, спешу в
Москву, тереть морковку.
6. Стрелять в солдат, спасти корову, лежал на диване, спросила ученика,
погляжу в зеркало, смешим попугая, кричу на собаку, мирить товарищей, дверь
скрипит, объявят расписание.
7. Дарили игрушки, укрепим дверь, желтеет на солнце, смягчит сердце, замесят
тесто, стянула ботинки, кипит в кастрюле, смотрю в окно, постелить на кровати,
светило солнце, дотащу чемодан.
8. Горчит в горле, подбодрить друга, заровняли дорогу, наливаю кисель из
кастрюли, зимовать в избушке, посинел от холода, на небе светлеет, расскажет
девочке, в магазине шла погрузка.
9. Горчит во рту, мирил друзей, примеряла пальто, посадят редиску, посажу в
мешок, записал в тетрадь, клеить обои, зашёл в комнату, посинеть от холода,
постарею от горя, на улице подморозило.
Орфографические диктанты на тему: «Безударные гласные в корне»
1. Боевой товарищ, деловая встреча, скрипучий диван, прекрасный циркач,
напрасно обидеть, тигрята в клетке, подбодрил мальчика, сердечный друг,
яблочные листья, железнодорожная касса.
2. Русских матерей, кружка молока, обильный снегопад, полезные дела, овечьи
слёзки, производилась при въезде, безопасное свидание, переболел гриппом,
3. Заплатили деньги в кассу, широкая дорога, вкусный завтрак, хрустнуть
берёзовой веткой, тяжёлый багаж, программа праздника, бревенчатый фасад,
застонать во сне, сломать карандаш.
4. Играть в хоккей, сровнять с землёй, однажды осмелел, жёлтый месяц,
утренняя зарядка, просьба Анны. короткие ножки, шипящая змея, на платье
морщинки, накидка на плечах, съедобная ягода.
5. Ходить в гости, находка обезьяны, объедает капусту, веселиться в деревне,
вечерок на природе, килограмм помидор, на пальто карман, грозный щенок,
скоростной автомобиль, съёжиться от мороза.
6. Ленивый человек, пятьдесят восемь, поплыли по воде, шаловливый
мальчуган, коллекция картин, шагали в поход, работали в сенокос, в кармане
серёжки, картофельная лепёшка, пристегнул булавку.
7. Сделал ошибку, в осенних листьях, автобусная остановка, автомобильная
смазка, немножко потесниться, ссора ребят, пассажирский вагон, областной
центр, спешить на встречу, беговая дорожка.
8. Письменная работа, отвожу в ясли, привёз колбасу, друзья не сдаются,
покатать на велосипеде, полевой василёк, подразнить жирафа, сегодня суббота,
попросить мешок огурцов, съесть мандарин.
9. Подыскать работу, объезжали все пеньки, мои сыновья, объединить все
силы, сердечный друг, бобовый суп, сахарное печенье, звёздная ночка, весёлая
молодёжь, написать письмо.
10. Короткая перебежка, полотенце в ванной, быстро подружиться, небесная
высь, запивать кефиром, запевать песню, залезать на дерево , зализать рану,
посидеть у окна, поседеть от старости.
Орфографические диктанты на тему: «Парные согласные в корне»
1. Просьба товарища, берёзка у калитки, детская игрушка, пирожки на тарелке,
пловцы в бассейне, кидать снежки, бабка и дедка, чёрные бровки, золотые
серёжки, сладкие перцы.
2. Головка попугая, лягушка у воды, домашние тапки, аккуратная заплатка,
спелая редиска, собачья будка, вкусная конфетка, сорочья лапка, слушать
записку, в саду беседка.
3. На голове шапка, шёл вперёд, летели низко, подъехал близко, на короткой
ножке, карапуз на диване, сладкий арбуз, полезный друг, за ним такая гладь,
варежки и шапка.
4. Улыбка водолаза, слёзки на лице, кидать поплавки, зубцы на пиле, лепёшка
на сковороде, съел пирожки на тарелке, вкусная сосиска, птичьи гребешки, бить
5. Цепкие когти, маленькие дубки, подсказка товарища, объедает капустные
листья, резкий ветер, рыбки в классе, на полке книжки, в огороде тележка,
погрузка картофеля, редька с молоком.
6. Узкая лента, сладкая морковка, ловкие прыжки, малыш окреп, крепкая
верёвка, посадка на грядку, подъём по гладкой дорожке, опасный переход,
гибкая указка, лёгкие снежинки.
7. Резкий удар, новые сапожки, крепкие когти, сладкие пирожки, скользкий лёд,
низкая лестница, робкий человек, на близком расстоянии, жидкий суп, дуб
промёрз, грыз орешки, тяжёлая погрузка.
8. Цепкие ветви, маленькая сыроежка, крепкие когти, вкусные орешки, зябко
травке, робкая голубка, грустный вид, подъехал к вырубке, поздний холод,
весёлый рассказ, русский язык.
9. Неожиданная находка, кадка с медком, весенний сев, ссора ребят, редкие
растения, связка книг, ходко бегут, повадки малышей, разгребала лапками снег,
брал лапками ягодки рябины.
10. Низкие берега, красота в сказках и рассказах, прыгнул легко и ловко,
короткая шубка, пассажир вылез, Витя Глазков, льёт осенний дождь, сугроб у
крыльца, душистый мёд, мягкий каравай.
Орфографические диктанты на тему: «Непроизносимые согласные»
1. Звёздное небо, поспевает брусника, в сердце стало грустней, радостный
народ, князь прекрасный, поздно вечерком, с окрестных гор, яркое солнце,
красивая местность, высокий тростник.
2. Хорошее пастбище, ненастная погода, опасный переход, известный писатель,
радостный день, капустный лист, честный поступок, чудесные деньки,
3. Весеннее солнце, громко свистнул, здравствуй, солнце, прекрасное здание,
местное время, вокруг окрестность, парусный спорт, честный друг,
4. Серьёзный мальчик, любезный лесоруб, съел вкусный завтрак, гигантский
парник, костный набор, пришёл напрасно, пресный водоём, сказал напрасно,
любезничать с подружкой.
5. Хороший наездник, алмазный завод, доблестный товарищ, интересный
праздник, счастливая минута, прелестные каникулы, в автобусе тесно, опасно
влетел в него, согласный звук.
6. Серьёзный банкир, воздушный транспорт, интересная гадалка, любезно
заговорил, сварил вкусно, напрасно загрязнять природу, ужасно чувствовал
себя, общался бессловесно.
7. Известный писатель, звёздный парад, первый вестник весны, властно
разговаривать, областной центр, устный ответ, запах капустного супа, съел
тарелку вкусного борща.
8. Любезный друг, ужасный праздник, серьёзное объявление, безобразный
подоконник, Серёжка припозднился, прелестная пичужка, ужасно
взъерошенный, вкусное кушанье.
9. Любезные братья, поздно въехал в гараж, железная кровать, рябчиковый
тростник, безобразно в троллейбусе, алмазная горсть, грустный вид, прекрасная
10. Известный артист, чудесный подарок, обижает честного человека, пресная
вода, интересная кормушка, счастливый привет, пришёл поздно, бессловесный
Орфографические диктанты на тему: «Разделительный Ъ и Ь знаки»
1. Съёмка фильма, взъерошенные волосы, голодная свинья, хохотунья
развеселилась, въехал в гараж, солнечные деньки, с ветками и листьями,
2. Несёт сучья, заметил воробьёв, у подъезда скамья, трудолюбивые муравьи,
минута счастья, собака Бурьян, крепкие объятия, на столе объедки, большая
3. Польёт дождь, Илья Воробьёв, объединить усилия, снежные хлопья, надъел
пирог, пьют чай, заячьи и лисьи следы, хорошее чутьё, покрыто перьями, под
4. Льёт ливень, съехал с квартиры, разбежались ручьи, шью платье, подъёмный
кран, въедливое пятно, забью в ворота, хорошая врунья, разъярённый бык.
5. Девичья коса, жёлтые листья, въезд в город, объедки на полу, лягушачья
лапка, объехал вокруг, съел ягоду, салат с сельдью, Емельян Савельевич, бьёмся
6. Бьющими в цель, в лесу соловьи, просто объедение, объём молока, Аннушка
шьёт платье, классная семья, объявление в газету, собачья кость, написал
статью, объяснил товарищу.
7. Пришёл в ателье, замечать изъяны, Виталий Игнатьевич, обезьяньи рожицы,
весеннее половодье, предъявить свои требования, подъехал на дачу, вы
8. Смотрел с придирчивостью, съёмка на природе, лекарственные снадобья,
съезд с горы, бьющий фонтан, мычанье коровы, предъюбилейный день, было
9. Утячья грудка, набьёте шишки, хранить в подземелье, храбрился смелостью,
одиннадцатый подъезд, братья и сестра, игрунью усмирили, пахнуло
10. Житьё – бытьё, мытьё посуды, стирать бельё, отъехал от дома, отъезд в
деревню, напьёмся киселя, сорочья находка, смотрел с придирчивостью, съехал
Орфографические диктанты на тему: « Удвоенные согласные»
1. Тонна картошки, наш россиянин, весенний разлив, покупать билет в кассе,
подъехал к перрону, субботний вечер, пересказал на пятёрку, рассказ о
2. Познакомился с хоккеисткой, аккуратно написал объявление, жужжать над
ухом, коллекция картин, юннатский клуб, шоссейная дорога, кассовый аппарат,
кричать на перроне.
3. Коллективная работа, подошёл к рассказчику, осенние листья,
грамматическая задача, маленькая ванночка, Кирилл в классе, тенистая аллея,
4. Рассказать о коровке, свежие дрожжи, осудить коллективно, интересная
рассказчица, аппетитно выглядит, телеграмма Ульяне, осенний грипп, достают
5. Миллион роз, синицы в окошке, в субботу кросс, грамм жира, мокрый
Кирилл, сумма чисел, красивые снежинки, у Инны аппетит, юннатские звенья,
Орфографические диктанты с заданиями (3 класс)
1. Ясные деньки, большая береза, крикливый петух, пушистый зверек,
носовой платок, дсмашнее животное, морской флот.
Подчеркнуть проверяемые безуд. гласные.
2. Распределить слова в 3 столбика (сущ., прил., глаг.)
Лопата, ручной, вязать, лесная, резкий, водичка, дарить, свистит, сахар,
беглец, тетрадка, ловить, широкая, гладкий, глядит, тетрадка, грибной,
3. Лесные соловьи, жираф Гриша, спелый помидор, белый гриб, сочная
ягода, шустрый котенок, ученица Софья, пенал Миши, бегут ручьи.
Подчеркнуть имена прил., орфограммы.
4. Распределить слова в 3 столб. по частям речи
Суббота, вьет, платье, возить, солить, родной, зеленая, коньки, соленый,
морковь, бегут, письмо, вечерний, летают.
5. Распределить слова в 2 столбика (ь – показ. мягкости, разделит ь)
Скамья, больной, день, ружье, крылья, стальной, июльский, друзья,
тетрадь, пальцы, деревья, бьют, морковь, семья.
6. Еловая шишка, гуляли в роще, широкие крыши, красивая свеча,
решить задачу, большие лужи, мерить чулки, встреча с друзьями.
Подчеркнуть слова: 1 в. – в которых звуков больше, чем букв, 2 в. –
которых букв больше, чем звуков.
7. Распределить слова в 2 столбика (ь – показ. мягкости, разделит ь)
Камень, мальчики, веселье, ручьи, белье, щавель, лень, жилье, коньки,
пеньки, лисья, воробьи, листья, маленький, ружье, тень.
Подчеркнуть слова, в которых все согласные мягкие.
Ягодка, коллектив, белая, лисица, елочка, месяц, крылья, ступеньки,
стульчик, хорошие, березка, лень, друзья, яблоко, пыль.
9. Яблочное варенье, сладкая земляника, тонкая травинка, ледяная
вода, связка ключей, чудесный пейзаж, кормить животных, завязать бант.
10. Записать в 3 столбика по частям речи.
Обувь, дорожный, робкий, угадать, загадка, шагать, голубь, низкий,
копать, забавлять, смелый, лодка, зверинец, узнавать, цветочный.
Подчеркнуть антонимы. Выделить корни в однокоренных словах.
1. Вылезти из норы, сочная зелень, укротитель тигров, обменяться
марками, расплавленная медь, белый лебедь.
Подчеркнуть орфограммы, обозначить главное и зависимое слово в
2. Высокая скала, купила словарь, сладковатый вкус, красивый город,
робкий ребенок, тяжкий труд, молодая лошадь, великий народ, читает
книжку, гуляет в лесу.
Обозначить главное и зависимое слово в каждом словосочетании.
3. Записать в 3 столбика по частям речи.
Силач, прямой, родной, белить, книжка, стелить, ленивый, сторож,
чуткий, измерять, читать, домашние, гладкий, шишка, ходить, шептать,
4. Записать в 2 столбика (провер. безуд. гл., непровер. безуд. гл.)
Береза, пила, яблоко, пчела, гнездо, дорога, вода, ворона, заяц, часы,
корова, коньки, яйцо.
5. Записать в 2 столбика (безуд.гл, парн. согл.)
Снегирь, рыбка, губки, угостили, волосок, голубь, блюдце, вареный,
кружка, глядеть, сосновый, снег, прямой, сад.
6. Походный грибной, речушка, столик, дорожная, просмотр, больной,
косичка, книжечка, маленький, зимний, ягодка.
Разобрать слова по составу.
1. Яркая звезда, посадил деревце, дворовая собака, гостить у бабушки,
складной нож, золотое колечко, хорошее угощение, чудесный цветник,
могучий дуб, меховое пальто.
Подчеркнуть слова, в которых зв. больше, чем букв.
2. Записать в 3 столбика по частям речи.
Морковь, скалистый, сердечко, скользит, насорить, погрузка, слабоватый,
слоновый, высмотреть, снежинка, сонливый, лесной, заливается, робеть,
Разобрать по составу прилагательные.
3. Подобрать антонимы к прил., записать. Выделить орфограммы. Устно
подобрать проверочные слова.
Тяжелая ноша – легкая, черствый хлеб – мягкий, частый лес – редкий,
горький запах – сладкий, неуклюжий котенок – ловкий, далекий путь –
близкий, шершавая доска – гладкая, смелый мальчик – робкий, высокий
забор – низкий.
4. Записать слова в 2 столб. (безуд.гл., провер. согл.) Подчеркнуть
Старик, стружка, лапка, родной, гладкий, стальные, степной, дожди,
хрупкий, стволы, дождь, нож, груз, везут, лепить, ловкий.
5. Записать слова в ед. числе
Зубы, глаза, рога, супы, этажи, сады, ужи, морозы, арбузы, сторожа,
ножи, берега, луга, пруды, снега.
6. Разобрать по составу
Поход, козочка, зима, осенний, каток, малыш, маленький, побег,
7. Страна, земля, стрела, сосна,
Гряда, игла, звезда, весна,
Роса, зерно, следы, листок,
Кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец.
Кто не ошибся – молодец!
1. Записать в 2 столбика (безуд.гл. е, безуд. гл. и)
Лесок, кричит, скрипач, гнездо, ряды, лицо, грибник, речной, ледок,
пятно, зима. стена, следы, блины, свистеть. бревно, бинты, дела, листы,
2. Каменистое дно, удивительная рыба, китовая акула, морской конек,
колючий ерш, скалистый берег, пятнистый осьминог, полосатый краб,
молодая чайка, далекий остров.
Составить предложение с любым словосочетанием.
Лежать, резкий, крепкий, смола, столб, полезный, светить, катиться,
садовый, озеро, этаж, почтовый, мести, цветет, малыш, завязать,
столовый, гладкий, ряд, хлеб, поливать.
4. Даны проверочные слова. Записать проверяемые.
Мост, лед, стекла, пятнышко, крик, зверь, взмах, пахнет, окна.
Лесной, грязь, скользкий, взгляд, носы, скользит, корешки, рожки, ножка,
год, рога, нога, арбуз, звезда, горб, ходить.
6. Подобрать подходящие по смыслу сущ., записать словосочетания
Пахучий , золотое , дождливая ., лесной , мягкая, стеклянная, мясной ,
скрипучая , зеленый, грозовая
7. Записать в 2 столб. (безуд.гл. А, безуд. гл. О)
Красивый, пригрозить, гостиница, трава, враждебный, борьба, кольцо,
увлажнить, загадать, сосна, волнение, глазной, далеко, шагать, гордится,
8. Подчеркнуть проверочные слова.
Морковка, морковь, морковный
Деревья, деревце, деревянный
Столы, столик, столовая
Крикливый, крик, кричать.
9. Разобрать по составу.
Игрушка, заморозки, летние, подруга, грузовой, побелка, настенный,
10. Слезать с дерева, охраняет дома, сосновая шишка, резкие ветра,
родная сторона, слизать сметану, свила гнездо, лежит в холодильнике,
1. Чудесная погода, корова Зорька, радостное чувство, Анна Петровна,
прелестные цветы, заячьи следы, полью грядки, малиновое варенье,
тяжелые груз, прополола сорняки.
2. Записать в 3 столбика по родам, выделить окончания.
Грядка, запах, дядя. моряк, кровь, гнездо, зерно, здоровье, папа, загадка,
няня, яблоко, ложка, аллея, зеркало, картина, шалун, Петя, ненастье,
1. Записать слова в ед. числе.
Тракторы, огороды, кровати, обеды, тетради, орехи, классы, рассказы,
сапоги, площадки, ягоды, голубки.
2. Записать во множ. числе.
Соловей, снегирь, грибок, пирожок, колос, холод, урожай, стадо, озеро,
огород, учитель, топор.
3. Живет в Самаре, соленые огурцы, лежит на кровати, темные очки,
въезжать в ворота, подогревать молоко, плывет по широкому озеру,
капустные листы, вскопать грядки, пьет кофе с молоком.
Определить число сущ.
4. Определить падеж сущ.
Скатились с горы, написать в письме, подъехали к озеру, встречается с
друзьями, греть на солнце, висит на стене, увидели зайца.
5. Определить падеж сущ
Подобрал во дворе, лежал на ладони, жить в комнате, плывет по реке,
живет в саду, играть с сестрой, думать о маме, плыть к берегу,
6. Определить падеж сущ.
Проехали по шоссе, осветить огнем, поседеть от горя, посидеть на
полянке, пойти к врачу, щурить глаза, поверила в чудо, гостить у тети,
работают в поле, на склоне горы, живет в центре Москвы.
7. Записать в 2 столб. (м.р., ж.р.)
Луч, речь, мышь, сторож, помощь, ключ, плащ, рожь, ночь, вещь, плащ,
товарищ, малыш, печь, молодежь, врач, грач, полночь, плющ, пустошь.
8. Записать в 2 столб. (м.р., ж.р.)
Борщ, дичь, брошь, мякиш, печь, речь, усач, дрожь, кирпич, экипаж,
стриж, помощь, мощь, мышь, чиж, ночь, силач, дочь, ландыш, камыш,
9. Определить падеж сущ., выделить приставки в словах
Ловить бабочку, поставили на стол, белеет на траве, растет по корнями
березы, потянул за ветку, лежит на полянке, едем к реке, выглянул из
угла, склониться над цветком, приближается к земле, вытащил из воды.
10. Определить род сущ.
Пятый этаж, верный товарищ, легкий плащ, дружеская помощь, вкусный
калач, зеленый обруч, острый нож, маленькая дочь, сильная дрожь,
хороший врач, нужная вещь, колючий еж, быстрый стриж.
11. Подобрать к сущ. прил, чтобы получились словосочетания.
Плач, ключ, речь, ночь, врач, грач, борщ, ландыш, мышь, печь, сыч,
плащ, матч, помощь, кирпич.
12. Голосистые соловьи, сильная дрожь, новый чертеж, Володя
Воробьев, честный человек, звездное небо, город на Неве, съедобные
грибы, вкусный борщ, снежные хлопья, окрестности городка, яркие
13. Записать в 3 столб. по родам.
Ночь, яблоко, ключ, след, окно, гнездо, колесо, стрела, праздник,
окрестность, вещь, чувство, этаж, ложь, богач, стекло, свинья, дело,
варенье, мяч, садовник, тетрадка, крыло, погода, лещ, овощ, комната.
14. Записать прил. в 3 столбика по родам.
Голубая лужа, поздний листопад, душистый ландыш, ленивое течение,
вечерняя мгла, степной ветер, ночной разбойник, вкусное мороженое,
капустная грядка, звездное небо, сладкая конфета, частый дождь,
стальная игла, далекое село, ясное солнце, .
Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной.
12. Определить род прил., выделить окончания.
Устный ответ, счастливый малыш, морская глубина, медовый торт,
морозная погода, звездное небо, зеленоватое пальто, дворовая собачка,
вековой дуб, кольцевая дорога.
1. Определить падеж сущ.
Лежит на золотом песке, развалился под лучами солнца, перебежал
через дорогу, наклониться к воде, рисовать карандашами, пестреют на
полянке, остановился у реки, нарисовал чудесный цветок, появился у
крыльца, готовится к экзамену.
2. Подчеркнуть проверяемые орфограммы.
Выстрелить из ружья, проходить по улице, веселые малыши, осмотреть
местность, спешить на вокзал, смешной рассказ, резкое движение,
мясной бульон, стелить ковер. меткий стрелок, широкая речка.
3. Записать в 3 столб. по частям речи.
Мышь, записать, поглядит, вестник, песочный, сторожить, деловой,
пограничный, лещ, разлиновать, стриж, мастерить, домашний, книжка,
появление, облачный, сладкий.
4. Записать в 3 столб. (безуд.гл., парн. согл., непроизн. согл.)
Кружка, сердце, весна, враг, задремать, звездный, резкий, робкий,
местность, запищал, помирить, праздник, закладка, загадка, старушка,
прямой, окрестность, известный, грязь, стена, лестница.
5. Записать глаголы в 2 столбика (ед., мн. число). Выделить приставки.
Лес шелестит листвой. Дети бегут по дорожке. Снежинки летят на землю.
Маша нарисовала дом. Дерево закачалось на ветру. Лучи осветили
комнату. Мама подарила мне щенка. Ученики написали диктант.
Крестьяне собрали урожай. Дети накормили котенка. Белка сидит на
ветке. Дождь стучал по лужам. Мальчик идет на урок.
6. Определить время глаг., падеж сущ.
Купил полезную вещь, приходит к врачу, положит в ведерко, дышит
свежим воздухом, зажгли свечу, поливают из ковша, вылетел в окно,
смастерил красивую игрушку, погуляем в лесу.
7. Записать глаг. в 3 столб. по временам
Зеленеет, пошел, проходит, победит, прочитаю, выиграл, читаем,
блестел, прилетит, говорила, помоем, цветет, кричит, уронил, освещает,
упадет, зашьет, просмотрел.
1. Определить падеж сущ. и время глаг.
С деревьев облетела золотая листва. Капли дождя тихо стучат по
стеклу. На концерте Лиза споет песню о маме. В степи растет ковыль.
Деревья закачались под сильными порывами ветра.
2. Записать глаг. в 3 столб. по временам
Нагревает, построит, летит, покачались, накормила, пролетит, напишет,
погрузили, поливает, намочил, согреет, приготовит, пробегают,
зашивает, приходил, проследил, расскажем, наступает.
3. Подобрать однокоренные слова с проверяемой безуд. гл. в корне.
корм – кормить
нос – носовой
скалы – скалистый
лист – листок, листочек
зверь – зверье, звериный, зверек
зимний – зимовать, зима
дом – домашний, домовой
степь – степной
4. Определить время глаголов.
Сидит на дереве, побежал в кусты, отвечал у доски, подарить букет,
напишет, рассказ, греется на солнце, вышел из дома, нарисует картину,
наполнил корзину, живет в селе, потерять сумку.
5. Записать в 2 столб. (разд. ь, разд. ъ)
Раздолье, подъезд, подъем, веселье, отъезд, льет, жилье, объедки,
сучья, вьюн, объем, объявление, муравьи, объединить, братья, съест.