МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными. Проведение математического диктанта на этапе устного счета способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической культуры, обогащению математического языка
Если диктанты проводятся систематически, учащиеся приучаются воспринимать задания на слух. Ценность таких навыков неоспорима – она приводит к умению слушать.
Необходимо следовать определенной методике проведения математического диктанта. Текст сначала прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали, что от них требуется. Темп чтения определяется по темпу работы среднего ученика. Учитель выбирает такого ученика в классе, начинает читать следующее задание , когда данный ученик справился с предыдущим заданием. Необходимо следить за всем классом, реагировать на все неизбежные сбои темпа, на вопросы учащихся типа: «повторите, я не успел». Следует приучить учащихся пользоваться черновиками, где они могут делать пометки, записи в ходе диктовки.
Эффективность устного счета зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.
Наблюдающееся в школьной практике применение только этой формы занятий ведет к тому, что в устном счете участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого необходимо чисто слуховые упражнения перемежать с упражнениями на зрительное восприятие.
Основное назначение математических диктантов, помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:
Предложенные задания обеспечивают содержательным учебным материалом этап в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока. Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.
Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и полюбить ее.
можно организовать так:
Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.
Математический диктант – одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющая участвовать всем учащимся сразу, а не нескольким, как при традиционном опросе.
Очень важно организовать проверку диктантов. Существует несколько видов проверки. Это запись правильных ответов на листочках с последующей сдачей их учителю на проверку, запись правильных ответов на доске, когда дети сверяют ответы со своими, взаимопроверка с соседом по парте и другие варианты, подходящие тому или иному составу учащихся. Иногда можно предложить учащимся задание на дом : составить текст математического диктанта. Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:
Тема. « Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка ввиде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.
Тема. « Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»
Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.
1.10- это 7 и еще сколько?
- Истомина Н. Б., Шмырева Г. Г. Дидактические карточки-задания по математике. М. Астрель. 1979.
- Гейдман Б. П. Математика. – M.: Изд-во Московского университета, 1999.
- Волкова С. И., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. – M.: Просвящение, 1993.
Математические диктанты (2 класс)
Математический диктант №1
Фамилия Имя ________________________________________________1 вариант
Фамилия Имя ______________________________________________2 вариант
Математический диктант №2
Фамилия имя _________________________________________________ 1 вариант
1. Представьте число 14 в виде произведения двух чисел. ____________________________
2. Во сколько раз 20 меньше 60? _________________________________________________
3. Найди произведение чисел 18 и 3.______________________________________________
4. Частное чисел 63 и 9 увеличить в 7 раз._________________________________________
5. Какое число надо разделить на 12, чтобы получилось число 3? _____________________
6. Чему равен делитель, если делимое 28, а частное 7? ______________________________
7. Найди восьмую часть числа 48. _______________________________________________
8. Увеличь число 14 в 7 раз. ____________________________________________________
9. Найди периметр равностороннего треугольника со стороной 9мм. __________________
10. Папа купил 7 кг свёклы и заплатил за неё 50 рублей. Сколько сдачи получит папа, если килограмм свёклы стоит 5 рублей?
Фамилия имя ______________________________________________________ 2 вариант
1. Представьте число 12 в виде произведения двух чисел. ____________________________
2. Во сколько раз 30 меньше 60? _________________________________________________
3. Найди произведение чисел 17 и 4.______________________________________________
4. Частное чисел 64 и 8 увеличить в 9 раз._________________________________________
5. Какое число надо разделить на 14, чтобы получилось число 6? _____________________
6. Делимое 32, частное 4. Чему равен делитель? __________________________________
7. Найди седьмую часть числа 56. ______________________________________________
8. Увеличь число 15 в 6 раз. ____________________________________________________
9. Найди периметр равностороннего треугольника со стороной 8мм. __________________
10. Мама купила 5 кг сливы и заплатила за неё 50 рублей. Сколько сдачи получит мама, если килограмм слив стоит 9 рублей?
90 – 27 : 3 + 2 • 4=
40 – 5 • 3 + 12 : 2=
24 : 3 + 18 – 2 • 6=
18 : 3 • 2 – 16 : 2=
(17 – 9) • 3 + (8 + 7) : 3 =
Фамилия Имя _______________________________________________2 вариант
50 + 15 : 3 – 8 • 2 =
22 + 6 • 3 – 3 • 3=
24 : 3 + 32 –7 • 3=
18 : 3 • 2 + 24 : 3=
(20+4) : 3=
Математический диктант №3
1. Найди произведение чисел 3 и 8________________________________
2. Найди частное чисел 36 и 4___________________________________
3. Произведение каких чисел равно 21?___________________________
4. Увеличьте 7 в 4 раза _________________________________________
5. Увеличьте 8 на 4 ___________________________________________
6. Уменьшите 24 в 4 раза_______________________________________
7. Уменьшите 12 на 8__________________________________________
8. Один множитель 5 другой 4. Найди произведение________________
9. Делимое 32, делитель 4. Найдите частное._______________________
10. На сколько нужно разделить 16 чтобы получить 2?______________
11. В большой упаковке 12 шоколадок, а в маленькой в 3 раза меньше.
Сколько шоколадок в маленькой упаковке?_______________________
12. В маленькой коробке 9 игрушек, а в большой на 6 больше. Сколько игрушек в маленькой коробке?_________________________________
Математический диктант № 3
Фамилия Имя ________________________________________________2 вариант
1. Найди произведение чисел 3 и 7________________________________
2. Найди частное чисел 32 и 4___________________________________
3. Произведение каких чисел равно 28?___________________________
4. Увеличьте 6 в 3 раза _________________________________________
5. Увеличьте 7 на 5 ___________________________________________
6. Уменьшите 27 в 3 раза_______________________________________
7. Уменьшите 13 на 9__________________________________________
8. Один множитель 5 другой 7. Найди произведение________________
9. Делимое 28, делитель 4. Найдите частное._______________________
10. На сколько нужно разделить 18 чтобы получить 2?______________
11. На одной стене разместили 27 рисунков, а на другой в 3 раза меньше. Сколько рисунков на второй стене?______________________________
12. В одном альбоме12 фотографий, в другом на 6 больше. Сколько фотографий в другом альбоме?__________________________________
Математический диктант №4
Фамилия Имя ___________________________________________ 1 вариант
Фамилия Имя ___________________________________________ 2 вариант
1. На сколько надо увеличить 30, чтоб получить 70? _______________________
2. Во сколько раз надо уменьшить 60, чтоб получить 30? _________________________
3. Увеличьте 8 в 4 раза. ______________________________________________________
4. Из какого числа надо вычесть 27, чтоб получить 4? ____________________________
5. Во сколько раз 3 десятка больше 6? _________________________________________
6. На какое число надо разделить 32, чтоб получить 8? ___________________________
7. В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 5 таких стручках? ______________
8. На полке 32 диска с песнями, а со сказками на 8 меньше. Сколько дисков со сказками?
9. Увеличьте 7 в 2 раза и уменьшите на 9 . __________________________________
10. Уменьшите 42 в 6 раз и увеличьте в 5 раз. __________________________________
11. Найдите периметр клумбы со сторонами 5 м и 6 м.__________________________
12. Запиши формулу периметра квадрата. _____________________________________
Математический диктант №5
Фамилия Имя______________________________________________1 вариант
1. Какое число нужно разделить на 6, чтобы получить 8 ? _______________
2. На сколько 18 меньше, чем 32? ____________________________________
3. Во сколько раз 18 больше, чем 6? _________________________________
4. Делимое 45, делитель 5. Чему равно частное? _______________________
5. Число 8 увеличьте в 5 раз? ________________________________________
6. Число 20 уменьшите в 5 раз ? ______________________________________
7. Число 10 увеличьте в 5 раза. Какое число нужно записать ? ____________
8. Какое число умножили на 8 и получили 80 ? _________________________
9. На сколько нужно разделить 36, чтобы получилось 9 ? _______________
10. Частное чисел 9 и 3 уменьшите на 6? ______________________________
11. Сколько прибавили к произведению чисел 3 и 9 и получили 30 ? ______
12. Уменьши число 56 на произведение чисел 3 и 6 .____________________
13. Из какого числа вычли 20 и получили 20?__________________________
14. Из произведения чисел 5 и 6 вычли 12. Какое число получили?________
Фамилия Имя______________________________________________2 вариант
1. Какое число нужно разделить на 4, чтобы получить 7 ?_________________
2. На сколько 16 меньше, чем 42? _____________________________________
3. Во сколько раз 24 больше, чем 8? ___________________________________
4. Делимое 35, делитель 5. Чему равно частное? ________________________
5. Число 6 увеличьте в 5 раз? _________________________________________
6. Число 45 уменьшите в 5 раз ? ______________________________________
7. Число 10 увеличьте в 3 раза. Какое число нужно записать ? _____________
8. Какое число умножили на 8 и получили 80 ? __________________________
9. На сколько нужно разделить 32, чтобы получилось 8 ?_________________
10. Частное чисел 6 и 4 уменьшите на 7? _______________________________
11. Сколько прибавили к произведению чисел 2 и 9 и получили 20 ? ________
12. Уменьши число 54 на произведение чисел 3 и 4 . _____________________
13. Из какого числа вычли 50 и получили 50? ___________________________
14. Из произведения чисел 5 и 4 вычли 12. Какое число получили?_________
Математический диктант №6
1. Увеличь 6 в 3 раза_____________________________________________
2. Какое число разделили на 9, если получили 3? _____________________
3. Во сколько 21 больше 7? _______________________________________
4. Если делитель 2, а частное 10, то чему равно делимое? ______________
5. Чему равно произведение 7 и 5? _________________________________
6. Чему равно частное от деления 36 и 9? ___________________________
7. Если множители 8 и 2, то чему равно произведение? _______________
8. Чему равно наименьшее нечётное двузначное число? _______________
9. Сколько дней в трёх неделях? ___________________________________
10. Произведение равно 10, один множитель 2.
Чему равен второй множитель? ___________________________________
11*Оля съела 8 конфет. Это четвёртая часть её подарка.
Сколько конфет в подарке? _______________________________________
1. Чему равно частное 9 и 3? _______________________________________
2. Какое число умножили на 8, если получили 16? ____________________
3. Во сколько раз 4 меньше 28? ____________________________________
4. Какое слагаемое нужно взять 8 раз, чтобы получить 40? ____________
5. Увеличь 4 в 8 раз ______________________________________________
7. Чему равно произведение 6 и 3? ________________________________
8. Если частное 8 делитель 2, то чему равно делимое? ________________
9. Сколько лап у 9 цыплят? ______________________________________
10. Чему равно наименьшее чётное двузначное число? _________________
11* Малышам подарили 20 наклеек. Пятую часть составили наклейки
с рыбками. Значит наклеек с рыбками было – _______________________
12*Сосчитай 60 – (30 : 5)
Контрольный математический диктант за 3 класс
Найди периметр прямоугольника. _______________________________________
Контрольный математический диктант за 3 класс
Фамилия имя _________________________________________________ 2 вариант
Найди площадь прямоугольника._______________________________________