Литературные диктанты в 5 классе

Литературный диктант даёт возможность оценить практически всех учащихся,

экономно используя при этом время.

Примеры литературных диктантов на уроках литературы в 5 классе

Задание: написать правильно и объяснить значение слов в контексте данного

литературного произведения (1215 слов)

Литературный диктант по рассказу В. П. Астафьева«Васюткино озеро»

Паром, бот, патронташ, глухарь, обколотил, коренастый, затеси, кедровка, валежник,

бурелом, заряды, припасы, охотничий азарт.

Литературный диктант по сказу П. П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Заводские, малахит, приказчик, рудник, сказ, редкостный, глыба, актовая бумага,

штольня, малахитница, мудровать, пособить.

Литературный диктант по стихотворению М. Ю Лермонтова «Бородино»

Схватки, мундиры, редут, картечь, на поле грозной сечи, лафет, бивак, кивер, булат,

уланы, драгуны, ядра, бусурманы, племя.

Литературный диктант по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне

и о семи богатырях»

Снарядился, сочельник, молодица, приданое, перста, белолица, терем, сенная, трезвонить,

горница, светлица, сорочин, дубрава, черница, мольба.

Литературный диктант по басне И. А. Крылова «Волк на псарне»

Овчарня, псарня, забияка, хлев, псари, дубьё, ощетиня, расчесться, сват, кум, клятва, лад,

ловчий, обычай, мировая, гончие.

Литературный диктант по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1)Дворня, барыня, скупая, тягловый мужик, челядь, соха, кафтан, тулуп, молотить, пахать,

каморка, поясок, прачка, портной, шорник, лекарь, дворецкий, флигель;

2)Смирный нрав, кастелянша, сюртук, башмачник, буфетчик, чулан, обмереть, армяк,

приживалки, гостиная, палисадник, дюжий, покои, извозчик, форейтор.

Эффективность словарной работы усиливается всевозможными дополнительными

заданиями (словарными диктантами, интеллектуальными играми, тестами и т.п.). В итоге

появляется возможность выйти на анализ художественного произведения.

Литературные диктанты в 5 классе

Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при анализе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.

Диктанты по литературе в 5 классе имеют различные форматы. Чаще всего на уроках литературы для 5-классников провожу терминологические диктанты и литературные диктанты.

Остановлюсь на литературном диктанте.

Литературный диктант – это такой вид работы, который дает возможность быстро и всесторонне проверить знания учеников по теме, которую изучают, знание текста литературного произведения.

Литературный диктант подобен тестовому заданию: можно сразу же проверить правильность выполненной работы. Но в отличие от тестов, где необходимо выбрать один или несколько правильных ответов, предлагаемый вид работы предполагает дать ответ самостоятельно.

Подготовку к диктанту проводим заранее. Анализируя художественное произведение на уроке, объясняем значение каждого слова, в значении которого не уверены. Обращаем особое внимание на слова со сносками, значение которых объясняют авторы учебника (или сам автор). Комментируем эпизод, в котором слово использовано. На последующих уроках в пересказе фрагментов текста используем новые слова. В качестве домашнего задания учащиеся письменно объясняют значения слов, данных учителем, например, из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»:

Патронташ- сумка, перевязь для ружейных патронов.

Валежник- сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затеси – зарубки на деревьях, которые делает охотник в тайге, чтобы найти обратную дорогу и не заблудиться.

На следующем уроке проводится литературный диктант по всему произведению или по указанным главам. Учитель читает слова, ученики правильно записывают слова и объясняют их значение в контексте данного произведения. После проверки работ проводится работа над ошибками диктанта.

Литературный диктант, как правило, проводится в начале урока (проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний) или в конце (итог, обобщение).

Литературный диктант даёт возможность оценить практически всех учащихся, экономно используя при этом время.

Задание: написать правильно и объяснить значение слов в контексте данного литературного произведения (12-15 слов)

Паром, бот, патронташ, глухарь, обколотил, коренастый, затеси, кедровка, валежник, бурелом, заряды, припасы, охотничий азарт.

Заводские, малахит, приказчик, рудник, сказ, редкостный, глыба, актовая бумага, штольня, малахитница, мудровать, пособить.

Схватки, мундиры, редут, картечь, на поле грозной сечи, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны, ядра, бусурманы, племя.

Литературный диктант по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Снарядился, сочельник, молодица, приданое, перста, белолица, терем, сенная, трезвонить, горница, светлица, сорочин, дубрава, черница, мольба.

Овчарня, псарня, забияка, хлев, псари, дубьё, ощетиня, расчесться, сват, кум, клятва, лад, ловчий, обычай, мировая, гончие.

1)Дворня, барыня, скупая, тягловый мужик, челядь, соха, кафтан, тулуп, молотить, пахать, каморка, поясок, прачка, портной, шорник, лекарь, дворецкий, флигель;

2)Смирный нрав, кастелянша, сюртук, башмачник, буфетчик, чулан, обмереть, армяк, приживалки, гостиная, палисадник, дюжий, покои, извозчик, форейтор.

Эффективность словарной работы усиливается всевозможными дополнительными заданиями (словарными диктантами, интеллектуальными играми, тестами и т.п.). В итоге появляется возможность выйти на анализ  художественного произведения.

По И. Тургеневу.

Дело было к вечеру. Герасим 1 шёл вдоль реки и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул к себе за пазуху и пустился большими шагами домой.

Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его тяжёлым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачке было всего недели три, глаза у неё прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и принагнул её мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь. Герасим всю ночь возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул, наконец, сам возле неё.

Он стал усердно ухаживать за своей питомицей. Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу поправилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям Герасима, превратилась в очень ладную собачку с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку дал ей: он назвал её Муму.

1 Герасим был крепостной крестьянин Он был глухонемой от рождения. В то время, когда он нашёл собачку, он был дворником в городе.

Вопросы и задания.

1. Прочитайте ещё раз:

1) Каков по внешности был щенок, найденный Герасимом?

2) Как изменился внешний вид собачки через восемь месяцев её жизни у Герасима?

2. Как помогала Муму своему хозяину?

3. Составьте план рассказа и напишите изложение.

Это произошло вечером. Герасим шел по берегу реки и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого, белого с черными пятнами щенка. Бедняга, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой и вытащил из воды, а потом с этой необычной ношей пустился большими шагами домой.

Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его старым тулупом, быстро сбегал в конюшню . за соломой, потом в кухню — за чашечкой молока. Осторожно откинув тулуп и разостлав солому, Герасим поставил молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, у нее недавно прорезались глаза, и она еще не умела пить из чашки, только дрожала и щурилась. Герасим взял собачку легонько

двумя пальцами за голову и пригнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала с жадностью пить, фыркая, трясясь и захлебываясь. Всю ночь Герасим возился с ней, укладывал ее, грел и обтирал. К утру он сам заснул рядом с ней каким-то радостным и тихим сном.

Не каждая мать так ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. Первое время собачка была очень слаба, худа и некрасива. Но через восемь месяцев, благодаря постоянной заботе своего спасителя, превратилась в красивую собачку испанской породы. У нее были длинные уши, пушистый хвост и большие выразительные глаза.

Собачка страстно привязалась к Герасиму, не отставала от него ни на шаг и все ходила за ним, повиливая хвостиком. Немые знают, что их мычанье обращает на себя внимание других, поэтому Герасим назвал собачку Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже звали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти, и ему даже было неприятно, когда другие ее гладили. Очень он боялся за нее!

Муму будила его по утрам, дергая за одеяло, подводила к нему за повод старую лошадь, на которой Герасим возил воду. С этой лошадью Муму очень подружилась. Собачка с важной мордочкой ходила вместе с Герасимом на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке. Муму будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, поэтому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать. Ночью она не спала, но не лаяла без причины, как глупая дворняжка, которая, подняв морду и зажмурив глаза, лает на луну или звезды просто от скуки. Тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох. Словом, она сторожила отлично.

В господский дом Муму не ходила. Когда Герасим носил в комнаты дрова, собачка всегда оставалась на дворе и терпеливо ожидала его у крыльца, навострив уши и поворачивая голову то направо, то вдруг налево при малейшем стуке за дверями.

Так прошел год. Герасим, нашедший существо, которому он смог подарить тепло своей души, был доволен судьбой. (485 слов)

Оцените статью
Экодиктант - Помощь