«5» ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в
соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно
исправление графического характер
«4» ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа
выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа
«1» ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки
таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном
классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
– две пунктуационные ошибки;
– повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи»
дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в
другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
– повторение одной и той же буквы в слове;
– перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая
– дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса
Входной диктант по русскому языку
для 3го класса
Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных
правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает
все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное
написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в
корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные,
разделительный ь, большая буква в собственных именах.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью.
Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстр
ым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли
птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая.
Хорошо дышать свежим
1. Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения.
Выпиши словосочетания с вопросами.
Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под
2. Разбери слова по составу.
3. Выполни звукобуквенный разбор слов.
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь,
и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над
рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над
елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.
Слова для справок:бросрябч
Грамматические задания
1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу
1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)
2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)
1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения
1 вариант – из второго предложения
2 вариант – из пятого предложения
1. *. Запишите омонимы (3 слова)
Контрольный диктант теме: « Слово и слог. Состав слова»
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди.
Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва
давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах
желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня.
Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.
1. Выписать 3 глагола
1 вариант – из первой части текста
1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить
1 вариант – корм
2 вариант – свист
Контрольный диктант для 3го класса
за I четверть
Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык
правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными
согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые
дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу
укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки,
вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний
мороз затянет льдом лужи. (48 слов)
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите
На опушке леса растут рыжие лисички.
Осенью деревья надели яркий наряд.
2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.
— —
3. Разберите слова по составу.
Осенний, пробежка, журавлёнок,
Лимонный, походка, тюленёнок,
Контрольный диктант по теме:
Правописание безударных гласных в корне слов»
Чудесная ёлка
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На
поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята ршили украсить её.
Они повесли на лесную красавицу ягоды рбины. К нижним веткам
прикрепили морковку. Под ёлку положили кчан капусты. Утрм над ёлкой
кружилсь стайка птиц. Вечерм прибежали два зайца. Они угощалсь
вкусным ужин
1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая
проверяется ударением, указать проверочное слово.
2. Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Кормушка, прилёт, подводники
2 вариант Сахарница, заход, заморозки
1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками,
за I полугодие
Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов
со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике
письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание
изменением формы слова, подбором однокоренных слов.
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях
деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы
пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком.
Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
(По И. Соколову
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите
Голодные синички прилетели к кормушке.
Серенькая белочка спряталась в дупле.
3. Запиши слова в 3 столбика.
Стоит чудесный зимнй день. Падет лёгкий пушистый снег.
Деревьядеты в белшубки. Спит пруд под ледной коркй. На земле
лежит толстый снежный пкро. Ребята выбеж на улицу. Они стали
лепить снеговика. Глазкиделали ему из светлых льдинокрот и нос из
морковки, а брови из угльков. Радостни весело всем!
1. Выписать из текста по 1 слову безударной гласной в корне, с
парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне,
которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.
2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.
1. Образуй однокоренные слова от
данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.
Контрольный диктант теме:
«Собственные и нарицательныеодушевлённые и неодушевлённые
Мы на берегу
Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить
рыбу. Рыбак Андрей взял собой сынишку
Ваню. Далвыехали рыбаки. делалильду ямки и спустили в
сети. Светило было весело. Ваня был
очень рад. помогал выпутывать сетей рыбу.
Рыбы наловил
1 вариант – первом предложении
2 вариант – в десятом предложении
1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
2. * одушевлённые неодушевлённые имена существитель
Контрольный диктант теме: « Имя существительное»
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла реки Краснуха.
Кругом тишь. За Вова изучил эту местность. Он хорошо знал
всех . У берегов тихшуршал камыш. В ео зарослях
весну строли свои гнёзда утки. Вот появились и первые
утята. Ранутром мать выводила их на берег. Малыши
щипали нежную травку. Мать была
1. Подчеркни грамматическую основу
1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камы
2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила на берег)
1. Определи падеж и род у имён существительных
1 вариант – первого предложенияВладимир жил в тайге)
2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную
1. 1 вариант. Запишиимени существительных,
употребляемых только в единственном числе
2 вариант. Запишиимени существительных,
употребляемых только во множественном числе
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
Шаги весны
Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя.
Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались
просветы, и выплыляркое солнце. Вся природа ожила и засверкала.
Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым
часом талины становились шири
стайка грачей подлетела к берёзовой роще.
воздухе зазвенели голоса.
1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание
1 вариант – в первой части текста
2 вариант – второй части текста
1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы,
и выплыло яркое солнце)
2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей
берёзовой роще)
1. * К данным
прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные –
антонимы, запишите новые словосочетания
Контрольный диктант по русскому языку
для 3го класса за III четверть
Цель работы – проверить умения писать слова с безударными гласными
в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие,
непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в
корне; обозначать гласные и согласные в приставках;
писатьразделительный в наиболее употребляемых словах; правильно
писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.
В лесной глуши.
Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет
солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки
росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.
Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш
еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны.
Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Матьлисица сторожит
1. Синтаксический разбор предложения.
Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Надулись на деревьях пахучие почки.
2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их
Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
Контрольный диктант теме«Местоимение. Глагол»
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножктепла
исвета. Раскрылись почки на деревьях. Показались
молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих
подруг. Пчёлки вылетли из улья. Вот под кустиком они увидли синий
цветочек. Этбыла синяя фалка. Она открыла свою чашчку. Там был
сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой.
1. грамматическую основу, указав части речи
1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)
2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)
1 вариант – в единственном числе
2 вариант – множественном числе
1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой
Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика,
правописание и развитие речи»
Встреча с гадюкой
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редксюда никал
Громадные ели и сосны стояли угрюмОни опустили могучие ветки.
Вдруг старый пень зашвелился. Там была нора гадюки. вышли
на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас.
мохнатые ли. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина,
мы отправлсь домой.
Шипение гдюки звучало в
1. грамматическую основу. Определите части речи.
1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)
существительные в именительном падеже, определите род
1. выделенным словам в словосочетаниях подберите сло –
антонимы, запишите новые словосочетания.
Итоговый контрольный диктант для 3 класса
Цель работы проверить умение правильно писать слова с безударными
гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с
затененными корнями); с согласными в корне (звонкимиглухими,удвоенными
и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и
согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с
шипящими на конце, безударные падежные окончания имён
существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных;
проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические
сведения об однородных членах предложения.
Объем текста –
Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На
все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом
выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в
ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной
Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером.
Всю ночь не умолкают чудесные звуки.
1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.
2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
3. Выполни морфологический разбор имени существительного.
– –