Содержание
контрольного диктанта направлено
на выявление качества
усвоения учебного материала
за 8-й класс и
направлено на проверку
усвоения знаний:
– правописание
проверяемых безударных гласных;
– правописание непроверяемых
безударных гласных;
– правописание
окончаний существительных;
– правописание
окончаний прилагательных и
причастий;
– написание
з – с на конце
приставок;
– написание о –ё
после шипящих;
– правильное написание
наречий;
– написание н-нн
в прилагательных и причастиях;
– написание отрицательных
местоимений.
– запятая при
однородных членах предложения;
– запятая в сложном
предложении;
– запятые
при обособленных определениях,
обстоятельствах, дополнениях с предлогом;
– при вводных
словах;
– знаки препинания
в конце предложения.
Прислушайтесь хорошенько,
стоя в лесу
или среди пробудившегося цветущего
поля, и вы
непременно услышите чудесные звуки
земли. Во все
времена люди ласково
называли её матерью-землёю.
Журчание
весеннего ручейка или
плеск речных волн о песчаный
берег, пение птиц
или гром отдалённой
грозы, шелест цветущих
луговых трав или
треск мороза в зимнюю
ночь, трепетание зелёной
листвы на деревьях
или треск кузнечиков
у протоптанной луговой
тропинки – всё
это бесчисленные звуки
весны. Слышать их
люди городские, оглушённые
шумом машин, к
сожалению, отвыкли. Тем
радостнее такому человеку, ещё
не совсем утратившему
чувство родной природы, побывать
в лесу, на
реке, в поле,
набраться душевных сил.
А
как хорошо новое
утро! Ещё до
восхода солнца просыпаются,
начиная радостно петь,
птицы. Спят в
каменных домах люди,
редкая прошумит машина,
но уже полнится жизнью пробудившийся
лес, полной грудью
дышит земля. В
природе нет ничего
музыкальнее наступающего раннего
утра.
(По И. Соколову-Микитову)
Цель:
проверить знания, умения
и навыки учащихся
на начало учебного
года за курс
5-7 классов.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для
написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– написание
непроизносимых согласных:
– правописание
корней с чередованием;
– н-нн
в прилагательных;
– не
с прилагательными, наречиями
и глаголами;
– написание
производных предлогов;
– запятая
при однородных членах
предложения;
– запятая
в сложном предложении;
– запятые
при причастном и
деепричастном обороте
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– синтаксического
разбора предложения;
– разбора по составу
слова;
– умения
подбирать проверочные слова.
Однажды нам
в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы
посадили её в
ящик с землёй и
поставили в комнате
у окна. Скоро
ветки берёзы поднялись,
и вся она
повеселела.
В саду
поселилась осень. Горели
пурпуром клёны, порозовел
кустарник, и кое-где
на берёзках появились
жёлтые пряди. Но
у нашего деревца
мы не замечали
никаких признаков увядания.
Ночью пришёл
первый заморозок. Я
проснулся рано, оделся
и вышел в
сад. Разгорался рассвет,
синева на востоке
сменилась багровой мглой.
Берёзы за одну
ночь пожелтели до
самых верхушек, и
листья осыпались с
них частым печальным
дождём.
В комнате
при бледном свете
зари я увидел,
что и наша берёзка
стала лимонной. Комнатная
теплота не спасла
её.
Через день
она облетела вся,
как будто не
хотела отставать от
своих подруг.
Последняя память
о лете исчезла.
(127 слов)
(По К. Паустовскому)
1. Озаглавить текст.
2. Выполнить фонетический разбор слова:
1-й вариант:
берёзка 2-й вариант: деревце
3. Разобрать
слова по составу:
Выкопанную, горели
– 1-й вариант лимонной, посадили –
2-й вариант
1-й вариант: желтые
пряди 2-й
вариант: лимонная берёзка
5. Сделайте
синтаксический разбор предложения:
Мы посадили
её в ящик
с землёй и поставили
в комнате у окна. –
1-й вариант
Но у
нашего деревца мы
не замечали никаких
признаков увядания. –
2-й вариант
6. Составить предложение с прямой речью на тему диктанта.
Диктанты по русскому языку за 4 четверть 4 класса.
Объем диктанта 75—85 слов.
Диктант “Вот тебе и весна!”
В полдень от горячего солнца плавился снег. Вокруг нашего дома он покрылся чёрной пылью. Я дотронулся ладонью до грязного снега. Вокруг неожиданно появилось белое пятно. Это мельчайшие жучки разлетелись в разные стороны. Ранней весной от тёплых лучей оживали жучки, паучки, комарики. Талая вода ушла в глубь снега и разбудила спящего под снежным одеялом маленького лягушонка. Он отправился к болотцу. К вечеру мороз крепко натянул свои вожжи. Малыш круто повернулся к тёплой норке. Еле спасся от мороза. Вот тебе и весна! (84)
Слова для справок: неожиданно, еле.
Диктант “После дождя”.
Летний дождь перестаёт. Ты смотришь на небо. Оно голубеет. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица-радуга. Запах полевых цветов заполняет всю местность. Из-за леса выплывает солнце. Дождевые капли тяжело падают с листочков и травинок. Каждая из них сверкает, искрится. От земли идёт легкий пар. Воздух свеж. Что-то кричит с ветки птица. Солнце освещает высокую сосну с гладким стволом. Вдруг вижу под сосной красавца с тёмной головкой на крепкой ножке. Это гриб боровик. Вот повезло! (79)
Слово для справок: что-то.
Диктант “Ранняя песня”.
Ночь подошла к концу. Зажглась на небе алая полоска зари. Утренний ветерок проснулся в вершинах берёз. Тихим перезвоном отозвались ему обледенелые ветки высоких сосен. Лес наполнился шуршанием, шелестом. Вот хрустнула ветка. Живая струйка воды выбежала из-под глыбы снега и понеслась к оврагу. Под старой ёлкой было ещё много снега. Он напоминал о зимней стуже. Вдруг полилась тихая, робкая песня. Это подала голос зарянка. Рано возвратилась она на родину. Холодные стояли ещё наши леса. Птичка проснулась чуть свет. Чудесные звуки её песни разбудили лес. (85)
Слово для справок: зарянка.
Диктант “На рыбалке”.
Ранней весной тётка Дарья подарила мне цыплят. За лето они все подросли и оказались шустрыми петушками. Я кормил их пшеном. Утром я выходил на рыбалку. Петушки бежали за мной до самой реки. По дороге я всегда останавливался у одного места. Солнечные лучи там сверкали, переливались на водной поверхности. Низко над водой свисали кусты ив. Я долго смотрел, что происходит в глубине реки. Иногда там разгуливала стая рыб. Рыба не брала насадку на удочке. Она была очень осторожной. (79)
Слова для справок: цыплята, иногда.
Диктант “На ярмарке”.
Представь себе шумную ярмарку. Гудит белокаменная Москва. Ровными рядами стоят огромные кадки с брусникой и капустой, с крепкими грибками и солёной рыбой. На длинных лавках лежат вкусные пряники. На них красуются рисунки. Много всякого товара. Ярче солнца блестят, сверкают красками игрушки. Ты подходишь и трогаешь их. Вот звонким голоском залилась свистулька. А сколько здесь героев русских сказок! Ты выходишь к площади. Там веселит всех Петрушка. Он умён и находчив. Весело смеётся над глупостью и трусостью. (77)
Слова для справок: ярмарку, белокаменная, красуются, смеётся.
Диктант “Солнечные грибки”.
Стоял тёплый солнечный день. В небе лёгкими лоскутками замерли облака. С верхушки ёлки полилась весёлая песня. Её пела маленькая птичка с бойким хвостиком. Где-то работал дятел. На берегу извилистой реки стояли ёлочки. Мой глаз заметил жёлтые пятнышки в зелёной траве. Это были чудные рыжики. Началась охота за каждым грибком. Они прятались за кочками, под еловыми ветками. Я поднял тяжёлую ветку. Кучка рыжиков сидела там. Я засыпал дно корзины этими солнечными грибками. (73)
Слово для справок: где-то.
На берегу неширокой речки наш отряд расположился на привал. Сначала мы предполагали остановиться на час, но небо начало покрываться облаками, и мы решили переночевать.
Местность оказалась подходящей. Рядом была довольно ровная площадка, окружённая низкими ёлочками. Здесь было удобно установить палатки и разложить костёр. Мальчики расчищали место, ставили палатки, девочки собирали хворост для костра. Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу. Края её, освещённые каким-то чудесным светом, казались ледяными.
Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему. В течение всей ночи лил дождь, сверкали молнии.
К утру ливень прекратился, небо очистилось и заголубело. Но земля кое-где хранила следы непогоды. И справа, и слева от нас бежала вода, а речка превратилась в пенящийся поток.
Выполнить морфемный разбор слов:
Выполнить синтаксический разбор предложения:
по теме «Двусоставные предложения»
Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.
В стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.
А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ свой товар – крупные красные ягоды.
Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.
1. Подчеркнуть в предложениях грамматические основы с простым глагольным, составным глагольным и составным именным сказуемыми.
2. Выполнить синтаксический разбор одного составного именного сказуемого.
по теме «Односоставные предложения»
1. Разобрать предложения по данной схеме:
2. Выполнить синтаксический разбор словосочетания:
3. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Идём в горы.
по теме «Однородные члены предложения»
Вот и театр. Его здание – образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодёжь, дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник. « Товарищи, нет лишнего билетика?» – спрашивает девушка в синем берете. Но помочь ей мы ничем не можем. И в партере, и в ложе, и на галёрке – везде полно народу. Сначала многие разговаривают с соседом справа или слева, а потом умолкают.
Ожидание длится недолго. Раздвигается занавес, и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене.
А там незнакомые тебе люди борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других – возненавидеть. Твоё понимание жизни становится глубже и полнее.
Побывать в хорошем театре – огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.
1. Подчеркнуть все однородные члены предложения.
2. Обозначить обобщающие слова.
3. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Контрольный диктант по теме
«Обособленные и уточняющие члены предложения»
Богатство Чёрного моря
Какое разнообразие форм, цветов, размеров!
Природа приложила все усилия, чтобы защитить и спасти от гибели свои замечательные создания. Она постаралась сделать их как можно более незаметными для человеческого глаза. Она раскрасила их во все оттенки моря.
Например, благородная и дорогая рыба скумбрия, царица Чёрного моря. Её тугое тело, прямое и гладкое, как веретено, окрашено нежнейшими муаровыми тонами, от светло-голубого до тёмно-синего.
Или бычки. Они водятся под берегом, среди скал, а также в песке, поглубже. Поэтому и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.
Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки.
Была ещё барабунька, маленькая красно-чёрная горбатая рыбка с крупной, как бы окровавленной чешуёй.
Стада серебряной тюльки кишат на поверхности моря у берега, сливаясь с серебряным кипением утреннего солнца.
Графически обозначить все обособленные и уточняющие члены предложения.
по теме «Обращения, вводные слова и междометия»
Знаешь ли ты, сколько на земле профессий? Свыше пятидесяти тысяч. Одна из них, без сомнения, будет твоей. Для каждого из вас, ребята, есть место, на котором вы почувствуете себя уверенно, твёрдо, будете пользоваться уважением и, может быть, завоюете славу. Но как найти его?
Во-первых, надо хорошо себя изучить, вскрыть свои возможности. Каково зрение, память, острота реакции? Здесь можно посоветоваться с врачом.
Во-вторых, точно разберитесь в своих желаниях. Не выбирайте, например, себе профессию за компанию ( друзья пошли в медицинский колледж, и я с ними), из слепого повиновения ( так хотят родители).
Познакомиться с разными специальностями вы, конечно, можете уже сейчас. Приглашайте представителей различных профессий (мы советуем вам это) на классный час, на собрания, организуйте экскурсии.
Думайте, советуйтесь, изучайте себя.
Найти все вводные слова и указать их значение.
по теме «Способы передачи чужой речи»
Вольфганг Амадей Моцарт
Случилось это, когда мальчику минуло четыре года.
Однажды отец застал его лежащим на полу среди разложенных листов нотной бумаги. Они были сплошь исписаны кривыми строчками нот вперемешку с размазанными кляксами.
– Что ты пишешь? – поинтересовался отец.
-Концерт для клавира.
Отец готов был рассмеяться, но, приглядевшись, замолчал.
Мальчик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл.
Малыша звали Вольфганг Амадей Моцарт,
Через несколько лет его имя стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Он играл так, что ни один взрослый музыкант не мог с ним сравниться. Когда Вольфганг садился за инструмент, музыка словно рождалась из-под его пальцев.
Многие говорили: «Этот ребёнок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда-либо жившим на земле».
И Моцарт действительно стал им.
Итоговый контрольный диктант
Короткое северное лето
Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.
Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.
Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.
: «Двусоставные предложения»
: проверить орфографическую зоркость учащихся и степень сформированности навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым.
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе. Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы». Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы. Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет» . Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке. Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов)
: «Однородные члены предложения»
проверить знания учащихся об однородных членах и обобщающих словах при них,
закрепить навыки постановки знаков препинания.
На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы. В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта. Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)
«Обращения и вводные конструкции»
проверить знания учащихся об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях, умение отличать эти слова и конструкции от членов предложения.
Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)
: «Обособленные определения и приложения»
: проверить уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков.
Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью. Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом. Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать была художницей-любительницей, отец — известным археологом, страстным любителем и ценителем искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых. С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)
: «Обособленные обстоятельства и уточняющие члены предложения»
закрепить и проверить знания по теме.
: «Прямая речь»
: проверить пунктуационные и орфографические навыки.
Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тетя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было легкое приемное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тетя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что все прошло как-то чересчур быстро и гладко. Вначале все шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его еще ни разу не вызывали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обернутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звездами. Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок. Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! — чуть не плача от обиды закричал Петя. — Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)
Цель: определение уровня сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути. Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы. Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)
: «Односоставные предложения»
проверить знания учащихся, закрепить навыки грамматического разбора.
Ночь. Вахта. Над тобой необъятный купол вселенной. Тихонько журчит вода у штевня. Иногда плеснёт стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на рее.
Луна. Живая серебряная дорожка бежит по чёрной густой воде. И паруса в лунном свете кажутся серебряными, лёгкими. Не слышно шума машин, как это бывает на паровых судах. Только где-то постукивает плохо закреплённый шкот, и однообразно, чуть слышно, тоненьким голосом поёт ветер между снастями.
Впереди на мостике выделяется белая расплывчатая фигура вахтенного помощника.
в лунную ночь на борту парусника! Хорошо! (131 сл.)
( По Ю. Клименченко)
1. Выполнить морфемный разбор.
2. Выполнить морфологический разбор.
3. Выполнить синтаксический разбор.
4. Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения:
в первом и втором абзацах (1вариант);
в предпоследнем и последнем абзацах (2 вариант).
Тема: «Повторение за курс 7 класса»
Цель: определить уровень знаний учащихся.
Потемнело. Низко, с тревожными криками пронеслись в глубь леса испуганные птицы. Внезапная молния судорожно передёрнула небо. И я увидел над Окой тот дымчатый облачный вал. Что всегда медленно катится впереди сильной грозы.
Потом ещё потемнело, и так сильно, что ногти у меня на загорелых руках показались ослепительно-белыми, как это бывает ночью.
Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, всё приближаясь, как бы всё пригибая на своём пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю.
Вихри туч опустились к земле, как тёмные свитки, и вдруг случилось чудо – солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстёгнутый громами, тоже косой и широкий ливень.
Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья.
После грозы я вычерпал лодку и поехал домой. Вечерело. И вдруг в сыроватой после дождя прохладе я почувствовал, как несётся волнами вдоль реки удивительный, опьяняющий запах цветущих лип. Как будто где-то рядом зацвели на сотни километров парки и леса.
Контрольный диктант за 1 четверть.
: проверить знаний учащихся по разделам «Словосочетание».
контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
– проверяемые безударные гласные;
– непроверяемые безударные гласные;
– правописание окончаний имён существительных;
– написание непроизносимых согласных:
– правописание корней с чередованием;
– н-нн в прилагательнх;
– не с прилагательными, наречиями и глаголами;
– написание производных предлогов;
Постановки знаков препинания:
– запятая при однородных членах предложения;
– запятая в сложном предложении;
– запятые при причастном и деепричастном обороте
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
– синтаксического разбора предложения;
– разбора по составу слова;
– умения подбирать проверочные слова.
Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзы поднялись, и вся она повеселела.
В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник, и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.
Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.
В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.
Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.
Последняя память о лете исчезла.
(127 слов) (По К. Паустовскому)
1-й вариант: берёзка 2-й вариант: деревце
3. Разобрать слова по составу:
Выкопанную, горели – – 2-й вариант
4. Объяснить значение:
5. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. – 1-й вариант
Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания. – 2-й вариант
Контрольный диктант за 2 четверть.
Цель: проверить знаний по теме «Второстепенные члены предложения».
Задачи: применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
– правописание приставок на –з,-с;
– знаки препинания при прямой речи
– определения видов сказуемого;
– умения находить предложения с приложениями.
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег;Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.
2. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: составное именное сказуемое;2-й вариант: составное глагольное сказуемое.
3. Выпишите из текста
1 вариант : предложение с приложением
2 вариант : предложение с несогласованным определением
Контрольный диктант за 3четверть
Цель: проверить знаний по теме «Односоставные предложения».
– н , нн в наречиях, причастиях;
– правописание неопределённых местоимений.
– запятая при сравнениях
– синтаксического разбора простого осложнённого предложения;
– определения типов односоставных предложений.
Вечер в лесу
Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние лиловые.
Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.
Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.
Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое огромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз положили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)
1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.
2. Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.
2 вариант – Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа.в
3. Выпишите разные типы осложнений из текста.
Контрольный диктант за 4 четверть в 8 классе
Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова»
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.*
Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.**
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели.* Действительно, туман был розовым.
Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали.** С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (141 слово.)
I вариант – в 1,2 абзаце. II вариант- в 3,4 абзаце
I вариант – * II вариант- **
Итоговый контрольный диктант по русскому языку в 8 классе
: проверить знаний учащихся к концу учебного года.
Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.
И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»
Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. ( По Н. Грибачеву.)
1 вариант- Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор.
2 вариант- А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на
2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:
1 вариант – И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.
2 вариант – Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.
3. Произведите морфологический разбор слова:
1 вариант – (внук) окончивший; 2 вариант – обтрёпанный (веник).