Каллиграфические диктанты

Каллиграфические диктанты Экодиктант

Первые уроки по чистописанию с домашним заданием (для формирования правильного аккуратного почерка)

Урок 1 по чистописанию


Каллиграфические диктанты

Каллиграфические диктанты

Часто младшие школьники сталкиваются с проблемами плохого почерка. К счастью, это можно исправить! Существуют прописи для исправления почерка для школьников 1,2,3, 4 классов, прописи для левшей итд. Также есть прописи для исправления почерка у взрослых.

Чтобы исправить почерк у ребенка, нужно заниматься регулярно. Постоянное аккуратное правильное написание букв, даст результат уже через несколько недель. Все индивидуально. Главное — выбрать правильный материал для скачивания и выполнять задания регулярно хотя бы по 20 минут в день.

История каллиграфии – искусства красивого и чёткого письма (греч. kalligraphía — красивый почерк, от kallós — красота и grápho — пишу) – насчитывает не одно столетие.

развивает мелкую моторику,

воспитывает терпение и усидчивость,

оказывает успокоительный эффект на гиперактивного ребёнка,

дисциплинирует мысль во время письма,

раскрывает творческие способности.

К тому же, каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность.

А п ока в высших сферах образования обсуждается вопрос нужности и важности внимания к каллиграфии на уроках, в лицее № 159 г. Новосибирска проводится ежегодный Праздник каллиграфии.

Цель мероприятия – показать, что каллиграфия – это не просто умение красиво писать, но это настоящее искусство, способ творческого самовыражения.

Достижению поставленной цели способствует реализация частных задач :

привлечение старшеклассников к работе с учащимися младших классов,

пробуждение интереса учащихся лицея к каллиграфии,

помощь в раскрытии творческого и этетического потенциала школьников посредством вовлечения в конкурсы,

вовлечение учителей в работу по отработке красивого почерка у детей.

(для учащихся 1-4 классов)

1 этап – проводится в каждом классе начальной школы. Текст для конкурсной работы подбирает учитель. Победители – 1 мальчик и 1 девочка – проходят во 2-й тур.

Конкурсы для всех лицеистов:

Контрольные списывания и чистописание с грамматическими заданиями.для работы в классе на уроке и самостоятельной работы.

Я потерял дорогу из леса. Кругом был березняк. Я устал и лёг на душистый ковёр.

Гудели шмели. Быстро проносились осы. Вот прилетели домашние пчёлы. Они дружно брали с цветков сок, потом скрылись за березняком. Я отправился за пчёлами. Так и выбрался на дорогу.

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Весь день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Под елью в траве уснул ежик. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

Оля Яшина и Юра Чудин жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Пёстрые дятлы стучали по дубу. Они искали себе пищу под корой. Ребята часто ходили гулять в рощу. С ними был пёс Рыжик.

Лиля и Владик гнали корову Василиску на луг. На лугу летом хорошо!

За селом они прошли чудесную рощу. Лучи солнышка дарили земле свет и тепло. Луговая трава была высокая. Бабочка перелетала с цветка на цветок. На васильках грозно гудел шмель. Кого он пугал? Корову Василиску?

Шиповник и кошкины слёзы

Яркими цветами у дома пылал куст. Это был шиповник. Его посадили бабушка Настя и внук Антон.

Хороши на шиповнике белые и розовые цветы. Шипы тоже хороши и колки. Наша кошка Пушинка тронула лапкой ветку. Стало больно. Кошка протянула мне лапку. Я вытащил занозу. Кошка лизала ранку.

По небу бежали весёлые тучки. Они присели у леса. Полил тёплый грибной дождь.

Дождик закончился. Облака плыли дальше. Это были уже белые лошадки. Они цокали копытами. Гривы у лошадей белые и кудрявые. Под ногами лошадей белое море. Гребни волн прыгали, и лошади плыли по небу.

Жил-был воробей. Его звали Пудик. Он сидел на самом краю гнезда. Малыш звонко пел свои чудесные песни. Так ему казалось.

На земле сидела рыжая пушистая кошка. У неё были зелёные глаза. Рыжий хвост бегал туда-сюда. Она наблюдала за глупым смешным Пудиком.

Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?

Наступил июль. Стоит сильная жара.

Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину.

Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.

Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Инна и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз.

У озера качались камыши. Над водой летали чайки и стрижи. Белка плыла по озеру. Она выбилась из сил. Витя и Олег помогли маленькому зверьку. Белка села на край весла. Вот и берег. Рядом сосны и ели. На земле много шишек. Вот и пища.

Это было смешно

Последние капли дождя упали на землю. Около сосны рос гриб. Это была сыроежка. На край гриба сел жук и давай плавать. Жук устал. Он сел на самый кончик и стал принимать воздушные ванны. Кирилл наблюдал за ним и улыбался.

Летом Коля Зайцев и Миша Степанов жили на пасеке. Ребята пилили дрова, носили воду из ручья. Они помогали деду Илье собирать душистый мед. Вечерами дед рассказывал о пчелах, о лесных тайнах. Интересно было слушать деда. Дети любили бывать на пасеке.

Часто ребята разоряют птичьи гнезда. Они наносят большой вред родной природе. Наступает весна. Стаи майских жуков летят в сады, в леса. Скворцы и сойки истребляют их. Гусениц клюют иволги и кукушки. Берегите друзей леса! В зимнюю пору помогайте им.

Почерк школьника часто зависит от развития мелкой моторики руки. Различные пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика подходят для дошкольников. А как быть с детьми постарше? Как им развивать моторику? В этой статье расскажу, как я развиваю моторику со своими учениками и вторых, и четвёртых, и даже седьмых классов.

Упражнения увлекательные, подходят для любого возраста, дети просят меня выполнять их снова и снова, а главное – они дают результат. Если выполнять упражнения регулярно и систематически, а не раз в неделю от скуки, то моторика руки улучшится, а следовательно, буквы в тетрадках будут ровнее, будут слушаться руки, почерк станет более аккуратный.

Для этого надо выполнять упражнения каждый день в течение 15-30 минут в зависимости от возраста (первоклассникам достаточно 15 минут) по несколько подходов.

Картотека коррекционных упражнений

на развитие навыков каллиграфии

Коррекционные упражнения на развитие навыков каллиграфии.


Каллиграфические диктанты

Данная разработка содержит систему коррекционных упражнений на развитие навыков каллиграфии.

Обучение письму начинается с формирования  у обучающихся каллиграфических навыков.  В процессе работы по развитию каллиграфического навыка решаются задачи привития интереса к языку, к письменной речи как способу самовыражения,  укрепления мелкой моторики руки. Система специальных коррекционных упражнений по формированию каллиграфических навыков подбирается с учётом принципа последовательности, систематичности и индивидуально – дифференцированного подхода.

Цель обучения каллиграфическим навыкам:

Задачи обучения каллиграфическим навыкам:

Коррекционно – обучающие:

Коррекционно – воспитательные:

При формировании каллиграфических навыков письма   главным образом используются следующие методы:

Для того чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

1. Правильная посадка за столом.

Сидеть необходимо прямо, опираясь спиной на спинку стула, ноги прямо, стопы на полу (если не достают до пола, можно поставить их на специальную подставку).


Каллиграфические диктанты

2. Проследить, чтобы ребенок держал правильно ручку во время письма.

Вот так выглядит правильный захват ручки, карандаша или любого другого пишущего инструмента:


Каллиграфические диктанты

Признаки неправильного захватывания ребенком пишущего инструмента:

– удерживает карандаш в кулаке;

-сильно сдавливает карандаш в руке;

-держит большой палец на карандаше ниже указательного;

-пальцы расположены на карандаше слишком низко или слишком высоко;

-рисуя, вращает листок бумаги, а не карандаш.

-верхняя часть карандаша направлена не к шее, а к плечу.

Проверить правильность захвата, можно так:

Попросить ребенка поднять указательный палец. Карандаш должен остаться на месте.

3. Правильное положение тетради.

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.

На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.


Каллиграфические диктанты

4. Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев

4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до

металлической части стержня – один пальчик;

5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

5. Упражнения и игры для мелкой моторики рук.

Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.


Каллиграфические диктанты

6. Упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук.

7. Списывание с готового образца

Упражнение основано на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

8. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Упражнение опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.

Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

9. Письмо под счёт или в такт счёту

Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа. Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз – два – три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.

10. Упражнения для развития пространственного восприятия.


Каллиграфические диктанты

Пример графического диктанта


Каллиграфические диктанты

Математическая раскраска – предназначена для детей умеющих считать. Для того чтобы раскрасить такую картинку необходимо решить примеры и узнать каким цветом будет какая либо деталь. Это намного интереснее, чем решение обычных примеров.

Раскраска по номерам (символам) – популярный в настоящее время вид раскрасок. Каждый элемент в рисунке имеет свой номер (или символ). Помогает изучить и запомнить цвета и цифры (если это символы, то названия фигур).


Каллиграфические диктанты

Раскраски по точкам – прежде чем приступить к раскрашиванию, нужно дорисовать картинку, соединив точки между собой. Такой вид раскрасок хорошо подготавливает руку ребенка к письму.


Каллиграфические диктанты

Соедини точки по цифрам (буквам) – очень похоже на предыдущий вид раскраски, усложняется тем, что для получения рисунка нужно соединить последовательно точки по цифрам (по алфавиту).


Каллиграфические диктанты

Раскраска антистресс – такие раскраски применяются в арт терапии. Помогают расслабиться, успокоиться и поднять настроение.


Каллиграфические диктанты

Тематические раскраски – раскраски на определённую тематику. Например, овощи, фрукты, народное творчество, море и многие другие темы, помогают изучить их и запомнить.


Каллиграфические диктанты

Логопедические раскраски – помогают закрепить правильное произношение звуков, развивают фонетический слух. Такой вид раскрасок широко используются логопедами, воспитателями, учителями.


Каллиграфические диктанты

Раскраска штриховками – раскрашивать рисунок нужно не привычным способом заполнения цветом, а с помощью штриховки (горизонтальными, вертикальными, волнистыми линиями в зависимости от задания), важно чтобы линии были параллельны друг другу. Выполнение штриховки очень пригодится при обучении письму.


Каллиграфические диктанты

Раскраска по клеточкам – с помощью таких раскрасов хорошо развивается внимание, усидчивость, аккуратность.


Каллиграфические диктанты

Maxi раскраски – очень интересный вариант, удобно раскрашивать детскими компаниями.


Каллиграфические диктанты

Для самых маленьких – подходят для самых маленьких художников. Изображения на таких раскрасках крупное, без мелких деталей.


Каллиграфические диктанты

Раскраски прописи – более сложный вид раскрасок помогают совместить обучение письму и игровую деятельность.


Каллиграфические диктанты

Раскраски с заданиями – это могут быть лабиринты, ребусы, с загадками, найти отличия и др., в которых помимо раскрашивания необходимо выполнить какое либо задание. Гораздо интереснее проводить занятия вместе с раскрасками.


Каллиграфические диктанты

Сначала раскраски обводилки, а затем переходим к штриховке.


Каллиграфические диктанты

Подойдет срисовывание, как под копирку, так и просто смотря на рисунок. Хорошо развивается внимательность, усидчивость, глазомер.


Каллиграфические диктанты

Начинаем с простых геометрических фигур, постепенно усложняя. Существуют специальные тренажеры для того чтобы ребенку научиться хорошо вырезать.


Каллиграфические диктанты

тренажер для вырезания

15. Рисование по клеточкам

Во время такого рисования рука подготавливается к письму, а также развивается внимание, аккуратность и пространственное восприятие.


Каллиграфические диктанты

16. Прописи обычные и каллиграфические


Каллиграфические диктанты

17. Графические упражнения для тренировки каллиграфичности письма.

Обращайте внимание, что бы написание букв ребенком соответствовали следующим правилам:

-У букв должен быть одинаковый наклон;

-Между ними должно быть одинаковое расстояние;

– И примерно (учитывается особенности написания букв) одинаковая высота.

Выполнять их лучше на альбомном листе. Начинаем с простого (обычные вертикальные линии), постепенно усложняя узоры и переходя к буквам. Если ребёнок “уходит” вниз или вверх можно поставить точки для ориентировки на листе.


Каллиграфические диктанты

18. « Ломаные дорожки»

Учитель: «Перед вами лежат карточки. Что изображено? (Мальчик, который идёт по пунктирным линиям). Какие это линии? (ломанные, крутые, с петлями, острыми и крутыми концами). Не легкий путь у мальчика, правда же? Но ему нужно дойти до финиша по такой опасной дорожке. Давайте поможем мальчику и укажем ему правильный путь. Для этого нам нужно будет постараться, точно следовать всем изгибам и поворотам линий, не выходить за линии, чтобы мальчик не сбился с пути. Возьмите в руки ручку и проведите ломанную дорожку, соединяя линию штриховки (учащиеся выполняют задание).

Учитель: «Как вы бы оценили свою работу? Удалось ли вам помочь мальчику правильно, аккуратно пройти по ломанной линии? Я очень рада за вас, вы сделали доброе дело, помогли мальчику».

Театр теней

А эта игра незаслуженно забыта и вытеснена гаджетами. А ведь она отлично развивает мелкую моторику и воображение. Показывать фигурки животных с помощью собственных рук можно прямо на стене, а можно сделать экран из белого листа, взять лампу или фонарик, устроить настоящее теневое представление. Перед представлением нужно как следует потренироваться, детям не так-то просто держать определенные положения пальцев, как кажется на первый взгляд.

Эти 7 упражнений помогут школьникам улучшить моторику рук и сделают почерк более аккуратным и ровным. Но выполнять их надо регулярно, как я уже советовала в начале статьи.

Красивый четкий почерк во многом определяет отметки в начальной школе.

Чистые аккуратно написанные строчки радуют глаз. Даже при небольших ошибках оценка будет хорошей. И наоборот, неряшливо и криво написанные строчки, даже если все задания выполнены правильно, не позволяют учителю поставить высший балл.

Поэтому работать над почерком надо регулярно.

С помощью этих листиков-карточек, можно приучить ребенка писать красиво. Нужно просто обводить уже написанные буквы.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта. Заранее Вам спасибо.

Массажные мячики

Массажные мячики тоже набирают популярность в логопедических занятиях за последние годы. Игольчатая поверхность мяча способствует улучшению кровообращения, развивает сенсорное восприятие, мышцы рук и мелкую моторику. Есть много игр с этими мячиками, но школьникам следует давать усложненные задания. Не просто поглаживания и покатывания по ладошкам, а сильные нажатия. Можно устроить соревнование: кто сможет зажать мячик между двумя пальцами и продержаться так, не уронив его, в течение минуты?

Прописи с рассказами о птицах

Прописи с рассказами о птицах

Прописи для хорошего почерка для детей и взрослых


Каллиграфические диктанты

Прописи для исправления почерка у младших школьников (скачать бесплатно)


Каллиграфические диктанты

Каллиграфические диктанты

Рисование двумя руками

Многие знают о пользе рисования двумя руками одновременно. Это активизирует работу обоих полушариев мозга, развивает интеллект, служит профилактикой и коррекцией дисграфии и дислексии. Такая техника рисования набирает популярность в последнее время, и она очень нравится детям.

Я предлагаю им это задание вместо скучных обводок и прописей. Начинаем с рисования простых элементов: палочек, кружочков, квадратиков. Далее пишем буквы, слова, рисуем снеговиков, домики и т. д. Берём карандаши в обе руки и начинаем рисовать одновременно. Н Е сначала нарисуем один треугольник, потом второй, а одновременно начинаем и заканчиваем двумя руками.

В интернете много прописей и рисунков по пунктирным линиям, которые я распечатываю и даю ученикам.

Образцы написания букв


Каллиграфические диктанты

Рисование по клеточкам

Рисунки по клеточкам или пиксель арт – пиксельная графика, вид искусства. На первый взгляд это кажется простым, но сколько кропотливого труда вложено в то, чтобы ровно обвести и раскрасить каждую клетку в нужный цвет!

Для почерка и развития моторики такие рисунки лучше делать карандашами. Идей для пиксель арта очень много в интернете, НО для подростков не надо подбирать зайчиков и котиков, пусть рисуют любимых персонажей, иллюстрации к своим играм. Пример на фото выше – пиксель арт из игры Майнкрафт.

Графические диктанты

С графическими диктантами многие знакомы со времён подготовки к школе. Это одно из любимых упражнений дошкольников. Оно остаётся любимым и в начальной школе, но подходить к этому заданию нужно уже более серьёзно. Рисунки брать сложные, многогранные, многодетальные, большие. Линии должны быть ровные, это важно при выработке красивого почерка.

Пальчиковый твистер

Это полноценная настольная игра, которую можно купить готовую или, как это сделала я, распечатать схемы самостоятельно, вырезать, склеить кубики (я набила их дополнительно ватой), и покрыть скотчем, чтобы игра служила долго.

Правила игры просты: два кубика кидаем одновременно. Один показывает, какой именно палец должен ходить, а второй показывает, на какой по цвету кружок его поставить. Если выпала белая рука – палец на выбор. На одном поле могут играть двое. Рука на поле только одна, вторая должна бросать кубики. Выиграет тот, кто не собьётся и дольше всех продержит свои пальцы на игровом поле, что сделать не так-то просто.

Карточки для списывания (уроки по исправлению почерка)

Классические прописи для хорошего почерка для дошкольников и 1 класса

Прописи по исправлению почерка (чистописанию) 2 класс

Прописи чистописания для исправления почерка для 3 класса

Прописи для красивого почерка для детей 4 класса

Прописи все буквы с загадками —

Тетрадь чистописание 4 класс

Прописи для коррекции почерка

Прописи тренажер для хорошего почерка


Каллиграфические диктанты

https://youtube.com/watch?v=3VdO6W_a3nI%3Ffeature%3Doembed

Волшебный мешочек

Правила этой игры нужно усложнять под уровень школьника. В мешочек или в пакетик положить несколько мелких предметов со множеством деталей и массажных элементов. Например: массажный мячик, расческа для кукольных волос, небольшая деталька Лего и т.д. Задача ребенка: не гладя, на ощупь взять в мешочке один предмет и определить, что это такое, не вытаскивая его.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь