Как составлять словарные диктанты


Методы составления словарного диктанта с учетом особенностей орфограмм в корне слова

Словарный диктант – это упражнение, которое используется для проверки знания правописания слов. Часто такие диктанты используются в школьной практике, а также при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам. Один из важных аспектов при составлении словарного диктанта – это учет особенностей орфограмм в корне слова. О рассмотрим различные методы составления такого диктанта.

Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.

Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.

При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.

Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.

Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:

Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:

Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. / Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /

Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.

Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.

Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.

Надежда на выздоровление –  Надежда;

Точные весы –  родился под знаком Весы;

Строительный блок –  поэт Блок;

Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.

Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.

Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:

Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.

Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой

Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.

«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»

Чередующиеся гласные в корне. Правописание орфограммы зависит от постановки ударения, от значения корня и согласных СТ и Щ в корне.

Для группы сильных учащихся можно давать словарные диктанты, осложненные заданиями по формообразованию. Записать глаголы и образовать от них деепричастия. Например, рассчитывать – рассчитывая, комментировать – комментируя, рассказывать – рассказав.

Подводя итог, следует сказать, что после проведения таких видов диктантов надо еще раз повторить изученные орфограммы.

Разнообразие форм словарных диктантов способствует улучшению знаний и умений в области орфографии, а также прочных навыков письменной речи.

ДРУГОЙ ВЗГЛЯДН. А. БОРИСЕНКО
Продолжение. См. № 2, 6/2003В сентябре, когда я взяла пятый класс, ученики
первое время подходили и спрашивали: «А мы
будем писать словарный диктант? А когда?». А
один так и вовсе решил «поправить» учителя: «Нужно
вначале дать (так прямо и сказано было: «дать») словарный
диктант. А потом все остальное». За три года
обучения в начальной школе у детей уже сложился
свой стереотип «правильного» начала урока.
Разрушить этот стереотип оказалось не так-то
легко. Словарный диктант – привычная часть урока
русского языка. Настолько привычная, что многие
учителя даже не задумываются над тем, как они его
проводят. И все-таки лучше его каждый раз
проводить немножко по-другому. Принцип вариативности – один из главных
принципов современной методики – должен
действовать и здесь. ( Помните, мы говорили о нем в
связи с домашними заданиями и началом урока?) Как
же применить его к самому что ни на есть
традиционному виду диктанта – словарному?Поделюсь своим опытом. Кроме известных каждому
словеснику видов словарного диктанта, я
использую и такие.«Убить двух (трех) зайцев» «Зайцами» являются правила и
орфограммы. Если в диктанте встречаются слова на
два правила – значит, «зайцев» два, если три –
три «зайца» и т.д. Например, диктант на
правописание отрицательных местоимений (первый
«заяц»), -ться и -тся в глаголах
(второй «заяц») и не с глаголами (третий
«заяц») выглядит так: Ничем не интересоваться, он ни о ком
не беспокоится, ни с кем не встречается, не с кем
поделиться секретом, нечего бояться, ему не
хочется ни с кем встречаться, ни в ком не
разочароваться, не о ком заботиться. ( Попутно
зададим как бы между прочим вопрос: «Портрет
какого человека нарисован перед нами?»)Казалось бы, простая смена названия, но
работает более эффективно, чем безликое
«словарный диктант». Лексический словарный диктант Читается толкование лексического
значения слова (лучше не из словаря, а
адаптированное учителем), ученики записывают
само слово. Например, для 5-го класса подойдет
следующий диктант:Небольшая книжка; хранилище для книг;
старый, опытный воин; изображение природы на
картине; человек одинакового с кем-либо возраста;
земельное пространство с определенными
границами; ярко-красный цвет; народное гулянье с
танцами, играми, маскарадом; теплица для
выращивания южных растений; слово, в переводе с
голландского означающее «китайское яблоко».
(Брошюра, библиотека, ветеран, пейзаж, ровесник
(или сверстник), территория, багряный, карнавал,
оранжерея, апельсин.)Этому же диктанту можно придать вид
кроссворда, и тогда получится уже не лексический
диктант, а диктант-кроссворд.
«Словарный диктант с приключениями»Берем какую-нибудь известную
приключенческую книжку и по ней составляем
словосочетания так, чтобы можно было узнать
произведение. ( См. подробнее мою статью в
«Русском языке», № 45/ 2001.)6-й класс. Одноногий моряк на
деревянной ноге, содержимое матросского сундука,
карта какого-то острова, участвовать в раскрытии
тайны, плавание на шхуне, судовой повар,
джентльмены удачи, поиски сокровищ, в бочке
из-под яблок, радость исследователя неведомых
стран, неприступные скалы, возле устья какой-то
неизвестной речонки, приключения на суше и на
море, развевался черный пиратский флаг. Узнали ли вы произведение? («Остров
сокровищ» Стивенсона.) Цифровой диктант, или цифровое
кодирование Применяем в том случае, когда есть
выбор из двух или трех написаний. Например, буквы е
– и в окончаниях существительных и глаголов,
разделительные ъ или ь, -ться
или -тся и т.п. Одно из написаний
обозначаем (кодируем) цифрой 1, другое – цифрой 2 и
т.д. Например, цифровой диктант по теме «И
– ы после ц» выглядит так: Цикада, круглолицый, акация,
мотоциклист, цыплячий, циферблат, цирковой,
царицын (башмачок), индейцы, ножницы, циклон,
цыганский. Кодируем: и –1, ы – 2.
Запись в тетрадях: 121 121 122 212. ( Цифры для удобства
разбиваем на тройки, чтобы легче было их
называть: «сто двадцать один, сто двадцать один,
сто двадцать два, двести двенадцать».) Такая
проверка занимает ровно одну минуту.
Единственное пожелание: слова для диктанта лучше
подбирать такие, в которых ошибкоопасное место
встречается только на это правило. В этом случае
из нашего диктанта лучше исключить слова мотоциклист
и циферблат, иначе есть опасность, что мы так
никогда и не узнаем, умеют ли наши ученики писать
слова мотоциклист и циферблат. Цифровое кодирование уместно
применять не только для проведения словарного
диктанта, но и для проверки теории по любому
разделу грамматики. Например, по темам: «Виды
предложений по цели высказывания»,
«Односоставные и двусоставные предложения»,
«Наклонения глагола», «Склонение
существительных» и т.д. А теперь вернусь к началу. Почему же мои пятиклассники имели повод
обвинить меня в том, что я не провожу словарные
диктанты? Дело в том, что обычные словарные
диктанты я не очень люблю, а для того чтобы
научить ребят тем видам, которые я здесь назвала,
нужно какое-то время. Но уже через две недели мы с
удовольствием писали и цифровые, и буквенные, и
приключенческие, и лексические диктанты. Больше
диктантов, хороших и разных.

К работе над словами с непроверяемой
безударной гласной надо приступать с первых
недель обучения первого класса. Этот период
обучения является самой благодатной почвой для
начала работы над словами с непроверяемой
безударной гласной. Потому что именно в это время
ребёнок учится на слух различать гласные и
согласные звуки и соотносить их со схемами.
Сначала на слух – звуками, а затем зрительно –
буквами, применяя схемы. К этому моменту еще не
введено понятие “корень слова”.

Так как все слова в этот период проговариваются
орфографически, можно подобрать детям для
звукового буквенного разбора словарные слова 2-3
класса с той целью, чтобы эти слова были на слуху
у ребёнка, т.е. в его пассивном запасе. В словарную
работу следует постепенно включать задания по
различению безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корне слова. Это есть метод
опережающего обучения, т.е. ключ к
орфографической зоркости.

Звуковой буквенный разбор в этот период
является важнейшим фундаментом для формирования
навыка написания не только слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными, но он также
способствует активизации словаря младших
школьников.

I. Хорошие результаты в этот момент даёт
печатание слов. Для этого следует завести
тетради для печатания. Эффект дает печатание
слов в строгой последовательности:

Произносим слово орфографически.

Печатаем его, находим ударный слог.

Делим на слоги и выделяем примыкание.

Определяем, сколько в слоге букв и звуков.

Графически это слово записываем.

Тем самым пополняем словарный запас ребёнка, и
невольно знакомимся с новыми словарными словами.

Интересной работой в этот период является
работа с карточками. На карточке изображены
предметные картинки и детям даются задания.

Найти слова, состоящие из 3,4,5,6 звуков, затем
проговариваются слова орфографически, и ребёнок
самостоятельно печатает слово.

Во 2-ом классе словарная работа приобретает
новые качества. Т.е. мы начинаем вводить
словарные слова согласно программному обучению.
И от того, как мы введём это слово, зависит
грамотность ребёнка.

II. Традиционно словарные слова усваиваются
путём механического запоминания их графического
облика.

Новое слово записывается на доске,
прочитывается, анализируется, несколько раз
проговаривается орфографически и. записывается
в тетради. Затем многократно повторяется на
следующем уроке. Такая методика ориентирует на
формальное заучивание и не обеспечивает
прочного запоминания.

Попробуем изменить характер запоминания.
Подать задание в виде загадки:

Угадайте, о ком идёт речь:

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
(Медведь).

Дети отгадывают загадку, учитель вывешивает
картинку отгадку, и карточку (медведь).

Что вы знаете о медведе?

Где он живёт?

Почему медведь считается лакомкой?

В доказательство правоты ребят учитель читает
этимологию слова “медведь”. И подтверждает
отгадку ребят. После этого предлагаются задания:

Проговорить по слогам

Записать и поставить ударение

Подобрать однокоренные слова

Составить словосочетания или предложения.

Данная методика помогает ребёнку облегчить
запоминание слова с непроверяемой безударной
гласной, т.е. опереться или отыскать опору
запоминания.

III. Наиболее распространённым видом
словарной работы остаются диктанты. Приведем
некоторые виды диктантов и методику их
проведения. Причём диктанты можно рассматривать
как обучающий и как контролирующий вид работы.

Зрительный диктант с предварительным разбором.
Учащиеся проговаривают
написанное слово на карточке и записывают его.

I вариант – Учитель показывает картинку, дети
называют слово и записывают его, выделяя в нём
безударные гласные.

II вариант – Учитель показывает картинку, дети
называют и объясняют безударные гласные в слове,
ставят ударение и записывают слово.

III вариант – Учитель показывает картинку, дети
самостоятельно записывают
слово.

Выборочный диктант. Он может быть картинный,
слуховой, зрительный.
Учитель предлагает детям либо карточки –
картинки, либо карточки – слова с пропущенными
безударными гласными, либо слова произносятся
учителем слух.

В I столбик записать названия животных, во2
столбик записать название растений.

В I столбик слова с гласной – Е, во 2 столбик
слова с гласной – С.

Диктант с использованием загадок.

Учитель читает детям загадку. Дети отгадывают
её и записывают, выделяя орфографию.

Диктант по памяти. Учитель записывает на доске
слова, обозначающие, например: инструменты;
птицы; магазин; школа; одежда; сад и огород и т.д.

Диктант с комментированием. Учитель читает
слово, ребёнок комментирует.

Диктант творческий. Заменить развернутое
определение одним словом.

Например: Четвертый день недели – Четверг.
Приём пищи в середине дня – Обед. Плод яблони –
Яблоко.

Проверка может осуществляться с помощью
сигнальных карточек или объяснениями.

IV. Помимо словарных диктантов значительное
место в системе словарной работы должны занимать
упражнения лексического характера, т. е.
упражнения, которые в большей мере объясняют
значение изучаемого слова.

Можно предложить следующие упражнения.

Прочитайте и объясните значение изучаемого
слова в каждом предложении: в каком предложении
говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком – о
сирени, как цветке этого растения. Сирень
(кустарник) посадили у нас под окном. Весною
красивым становится дом. ( М. Рудерман). Как мой
садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень
(цветок). ( А. Плещеев).

Прочитайте и объясните значение каждого из
однокоренных слов.

Бот и лето подоспело – земляника покраснела. ( М.
Ивенсен).

Земляничка, земляничка – красненькая невеличка,
беленький цветочек и тройной листочек. ( В. Малков).

Но ежели вы жили возле земляничника, значит,
земляничное варенье вам привычно. ( М. Яснов).

Этот вид упражнения заканчивается наблюдением
над единообразным написанием корня в
однокоренных словах.

Запишите только те однокоренные слова (осина,
осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые
соответствуют следующим значениям:

Прочитайте и объясните различие в значении
каждой пары слов. Составьте предложения с любым
словом: морковь – морковка, жёлтый – желтоватый,
чёрный – чёрненький, ветер – ветрище, корова –
коровёнка, сверкать – сверкнуть.

Объясните, кого так называют: библиотекарь,
тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр.

Чаще всего эти упражнения можно использовать
на этапе закрепления, обобщения и систематизации
знаний учащихся о словах с непроверяемыми
безударными гласными. Такие упражнения
обогащают и развивают культуру речи учащихся и
воспитывают любовь к родному слову. Языковым
материалом для проведения таких упражнений
могут стать пословицы, поговорки, загадки,
стихотворения.

V. При помощи словарной работы можно провести
наблюдение над многозначностью изучаемых слов,
их прямым и переносным значением.

Например: Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном.

Третий месяц у ворот, это к солнцу
поворот.

Здесь можно дать и задания по развитию речи.
Например:

VI. Знакомя детей с лексическим значением
слов, учитель может рассказать о том, что одни
слова устаревают и на смену им приходят новые.

Например: И в светлицу входит царь, стороны той
государь.

VII. Очень интересно проходит словарная работа
в форме задания типа “Знаешь ли ты?”

Как произошло слово завтра. Оно образовалось
путём слияния предлога “за” и существительного
“утро” в форме родительного падежа
единственного числа. Двести лет назад говорили:
“завтра”, т.е. на следующий день.

“Были все готовы заутро бой затеять новый
“. ( М. Лермонтов).

Какое из слов появилось в нашей речи раньше.
Обоснуй ответ.

электровоз, паровоз, тепловоз;

космонавт, пилот, лётчик, авиатор;

А вот слова – телефон, телеграф, телевизор
телескоп – интересны нам тем, что первая часть
слога к нам пришла из греческого языка и
обозначает – далеко.

IX. Изучение слов с непроверяемыми
безугарными гласными даёт возможность
познакомить детей с фразеологизмами.
Фразеологическое богатство даёт возможность
учителю показать богатство русского языка,
обогатить речь детей, и умело их использовать.

Прокачу с ветерком; заячья душа; воробью по
колено; бежать во все лопатки; язык заплетается;
одна нога здесь, другая там”.

Почему так говорят, например: “медведь на ухо
наступил; исчезнуть с горизонта”.

Объясните смысл пословицы, например: “За двумя
зайцами погонишься, ни одного не поймаешь”.

А вот знакомство с “волшебными словами”
(спасибо, пожалуйста, здравствуйте) позволяет
формировать у детей навыки речевого этикета, так
как именно эти слова помогают правильно выражать
отношение друг к другу.

X. Для активизации и обогащения словарного
запаса учащимися при изучении слов из
“Словаря” учитель может предложить игры
типа:

“Кто больше”: к данным словам подберите
однокоренные или имена прилагательные, например:
герой, песок, осина.

“Кто быстрее”: подберите противоположные
по значению слова, например: дом, день.

“Кто правильнее?”: кого так называют –
шофёр, тракторист, агроном и т.д.

“Кто лучше и интереснее” составить текст –
описание на тему. Например: ” Ну и огурчик! Ох,
уже эта лисица!”

Текст – повествование на тему, например: ” Как
приготовить салат, винегрет”.

Текст – рассуждение, например: ” Почему я
хочу стать художником”.

Текст – описание, например: “Какую бы вы
картину нарисовали к выражению – “Одна нога
здесь – другая там”.

XI. При проведении словарной работы можно
использовать задания со словами словарика:

Перечислить (написать) названия птиц, животных,
учебных вещей и др.

Кто больше назовёт (напишет) слов на тему
“Поле”, “Сад”, “Огород”.

Назвать слова с мягким знаком на конце (в
середине) слова.

Назвать (написать) слова, отвечающие на вопрос
что? кто? (II класс).

Назвать (написать) существительные мужского,
женского, среднего рода (III класс).

Подобрать (написать) родственные слова к
словам: город, класс, дом.

Образовать новые слова при помощи суффиксов: –
ок, – ик, и др.

Такие и подобные задания выполняются и устно, и
письменно.

XII. Ответы на вопросы:

I. Кто живёт в лесу? 2. Кто следит за чистотой в
классе? 3. Что даёт нам корова? 4. Куда идут рабочие?
5. Что выпускает завод? 6. Кто верный друг человека?
7. Какие овощи растут на огороде? Такие задания
выполняются по-разному:

I. 3-4 вопроса пишутся на лоске, учащиеся
записывают полные ответы в свои тетради.

II. Учитель диктует вопросы, дети пишут полные
ответы.

III. Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут
только ответы (словарные слова).

XIII. Дописать предложения.

Такой вид работы проводится тоже по – разному.

I. На доске записывается 3-4 предложения, а дети
вместо точек дописывают слова.

II. Слова для вставок пишутся учителем на доске.
Учитель диктует предложения, дети выбирают
нужные по смыслу слева и дописывают предложения.

III. Учащиеся пишут только пропущенные при
диктовке учителя слова.

XIV. Использование загадки в словарной работе.

1. С людьми дружит, дом сторожит. ( Собака). 2. Без
рук, без ног, а рисовать умеет. ( Мороз). 3. Жидко, а
не вода, бело, а не снег. ( Молоко). 4. Над бабушкиной
избушкой висит хлеба краюшка. ( Месяц). 5. Мал,
невелик, чик-чирик. ( Воробей). 6. Кто в сарае стоит,
жвачку жует, молоко даёт. ( Корова). 7. Чёрный
Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет,
там след оставит. ( Карандаш).

Проведение таких видов словарной работы
позволяет учителю заинтересовать детей
значением изучаемых слов, обогатить словарный
запас учащихся и сформировать осознанный навык
написания и правильного употребления трудных
слов в устной и письменной речи.

Составление слов с различными орфограммами в корне

Второй метод заключается в составлении списка слов, в которых корень содержит различные орфограммы. Например, если мы хотим отработать правило написания корня слов с приставками “ис-” и “раз-“, мы можем создать список слов с этими приставками и разными корнями. Например, “искать”, “избить”, “использовать”, “разделить”. Такое задание позволит учащимся разобраться в правилах написания корней с различными приставками.

Составление слов с орфограммами в корне

Первый метод состоит в том, чтобы составить список слов, в которых корень содержит определенную орфограмму. Например, если мы хотим проверить знание правила удвоения согласных в корне слова, мы можем выбрать слова, в которых корень оканчивается на одну и ту же согласную. Например, “кот”, “сад”, “папа”. Таким образом, учащимся нужно будет правильно написать слова из данного списка, что позволит им отработать правило удвоения согласных в корне.

Составление предложений с синтаксическими особенностями орфограмм

Четвертый метод заключается в составлении предложений, которые содержат слова с синтаксическими особенностями орфограмм. Например, чтобы отработать правило написания слов с различными падежными формами, можно составить предложения с такими словами. Например, “У меня нет друзей”, “Видели ли вы моих кошек?”. Такое задание позволит учащимся разобраться в правилах написания слов в различных падежах и отработать орфограммы, относящиеся к синтаксическим особенностям.

Конечно, эти методы составления словарных диктантов с учетом особенностей орфограмм в корне слова не являются исчерпывающими, и их можно комбинировать или изменять в зависимости от целей и задач словарного диктанта. Однако, они предоставляют базовый набор инструментов для создания заданий, которые помогут учащимся отработать правила орфографии и расширить свой словарный запас.

Составление слов с орфограммой в корне и орфограммой в окончании

Третий метод состоит в составлении списка слов, в которых корень содержит одну орфограмму, а окончание – другую. Например, чтобы отработать правило написания слов с корнем и окончанием на “ение”, можно использовать следующие слова: “действовать”, “продолжение”, “развитие”. Такое задание позволит учащимся освоить правила написания слов с сочетанием определенных орфограмм в корне и окончании.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь