Математические диктанты — одна из форм учебной работы, хорошо известная форма контроля знаний. В школе на уроке учителя используют их с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их вычислительных навыков.
Главной целью этой работы является развитие мышления, внимания, памяти, речи.
При выполнении математических диктантов важно точно соблюдать инструкцию по оформлению работы там, где она дана. Писать в строку или в столбик, с начала строки или с середины, записывать промежуточные вычисления или только ответ — часто зависит от следующих заданий, которые известны взрослому, но не известны ученику. Поэтому лучше сразу приучать ребёнка к порядку, к чёткости и аккуратности. Это помогает хорошо учиться.
Учитель читает задание (диктует), а дети сразу его выполняют. Такая работа необходима, поскольку она развивает умение понимать математические термины при восприятии их на слух.
Все вычисления надо делать устно: это экономит время и формирует вычислительные навыки.
Время выполнения каждого диктанта — от 5 до 15 минут.
Математический диктант — 2 класс,
Итоговый диктант за 1 четверть
Итоговый диктант за 2 четверть
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Математический диктант — хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными. Проведение математического диктанта на этапе устного счета способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической культуры, обогащению математического языка
Если диктанты проводятся систематически, учащиеся приучаются воспринимать задания на слух. Ценность таких навыков неоспорима — она приводит к умению слушать.
Необходимо следовать определенной методике проведения математического диктанта. Текст сначала прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали, что от них требуется. Темп чтения определяется по темпу работы среднего ученика. Учитель выбирает такого ученика в классе, начинает читать следующее задание , когда данный ученик справился с предыдущим заданием. Необходимо следить за всем классом, реагировать на все неизбежные сбои темпа, на вопросы учащихся типа: «повторите, я не успел». Следует приучить учащихся пользоваться черновиками, где они могут делать пометки, записи в ходе диктовки.
Эффективность устного счета зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.
Наблюдающееся в школьной практике применение только этой формы занятий ведет к тому, что в устном счете участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого необходимо чисто слуховые упражнения перемежать с упражнениями на зрительное восприятие.
Основное назначение математических диктантов, помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:
Предложенные задания обеспечивают содержательным учебным материалом этап в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока. Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.
Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, — понять и полюбить ее.
можно организовать так:
Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.
Математический диктант — одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющая участвовать всем учащимся сразу, а не нескольким, как при традиционном опросе.
Очень важно организовать проверку диктантов. Существует несколько видов проверки. Это запись правильных ответов на листочках с последующей сдачей их учителю на проверку, запись правильных ответов на доске, когда дети сверяют ответы со своими, взаимопроверка с соседом по парте и другие варианты, подходящие тому или иному составу учащихся. Иногда можно предложить учащимся задание на дом : составить текст математического диктанта. Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:
Тема. « Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка ввиде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.
Тема. « Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»
Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.
1.10- это 7 и еще сколько?
- Истомина Н. Б., Шмырева Г. Г. Дидактические карточки-задания по математике. М. Астрель. 1979.
- Гейдман Б. П. Математика. — M.: Изд-во Московского университета, 1999.
- Волкова С. И., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. — M.: Просвящение, 1993.
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание.
Табличное умножение и деление
Математический диктант 1
1. Запишите «соседей » чисел 40 и 69.
2. Запишите наибольшее и наименьшее двузначные числа.
3. Запишите число 54 в виде суммы разрядных слагаемых.
4. число 50 уменьшить на 1.
5. Число 30 увеличить на 70.
6. Запишите сумму чисел 35 и 3; 35 и 30.
7. Запишите разность чисел 88 и 5; 88 и 50.
8. Сколько получим, если из числа 29 вычтем число его десятков?
9. Тетрадь в линию стоит 40 копеек, а в клетку на 5 копеек дороже.
Сколько заплатили за обе тетради?
Математический диктант 2
1. Запишите самое большое однозначное число.
2. Число 35 уменьшите на 20.
3. Число 17 увеличьте на 40.
4. Чему равна сумма чисел 26 и 30?
5. Чему равна разность чисел 40 и 1?
6. На сколько 30 меньше 85?
7. Уменьшите 70 на 4.
8. К 41 прибавьте 19.
9. Какое число на 6 больше 48?
10. В саду было 12 кустов смородины, крыжовника на 5 кустов меньше, чем смородины, а малины на 8 кустов больше, чем крыжовника. Сколько кустов малины было в саду?
Математический диктант 3
1. Запиши сумму и разность чисел 55 и 20.
2. Число 69 уменьшите на сумму чисел 15 и 3.
3. Число 78 уменьшите на разность чисел 27 и 7.
4. Число 45 увеличьте на сумму чисел 7и7.
5. Число 60 увеличьте на разность чисел 16 и 8.
6. На сколько 48 больше, чем 8?
7. На сколько 23 меньше, чем 34?
8. Белочка нашла на ветке 12 орехов. В дупло она перенесла только 8 орехов, а остальные потеряла. Сколько орехов потеряла белочка?
9. В корзине было 15 жёлтых груш и несколько зелёных, а всего 20 груш. Сколько зелёных груш было в корзине?
10. Из двузначного числа вычли однозначное и получили единицу. Какие это числа?
Математический диктант 4
(Записать математические выражения, вычислить их значения.)
1. Из числа 67 вычтите сумму 12 и 11.
2. К разности чисел 45 и 24 прибавьте 58.
3. К числу 35 прибавьте произведение 3 и 5.
4. Из произведения чисел 3 и 9 вычтите произведение 2 и 9.
5. К произведению чисел 2 и 8 прибавьте 46.
6. Разность чисел 11 и 8 умножьте на 8.
7. Сумму чисел 9 и 9 разделите на 2.
8. К частному чисел 24 и 3 прибавьте 37.
Математический диктант 5
1. Сумму чисел 27 и 12 уменьшите на 15.
2. Разность чисел 58 и 8 уменьшите на 40.
3. Сумму чисел 42 и 8 увеличьте на 26.
4. Разность чисел 12 и 4 увеличьте на 11.
5. Неизвестное число увеличили на 33 и получили 59. Найдите неизвестное число.
6. Дополните до 80 число 43.
8. Длина красной ленты 75 см. Зелёная полоска на 8 см короче. Чему равна длина зелёной полоски?
9. В одном пакете 5 кг крупы, а в другом – 10 кг. Всю крупу рассыпали в пакеты, по 3 кг в каждый. Сколько использовали пакетов?
10. Два мальчика играли в шахматы 18 минут. Сколько минут играл каждый из них?
Математический диктант 6
1. Первое слагаемое – 26, сумма – 88. Чему равно второе слагаемое?
2. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое – 42, а разность – 38?
3. К числу 48 прибавьте произведение чисел 3 и 4.
4. Найдите частное чисел 18 и 2.
5. Неизвестное число умножили на 3 и получили 27. Найдите неизвестное число.
6. Задуманное число уменьшили на 26 и получили 46. Какое число задумали?
7. Стороны треугольника равны 12 см, 5 см и 15 см. Найдите периметр треугольника.
8. Когда из бочки отлили 18л мёда, в ней осталось 45л. Сколько литров было в бочке сначала?
9. Сестра старше брата на 4 года. На сколько лет она будет старше брата через 8 лет?
Математический диктант 7
1. На экскурсию пошли 18 мальчиков, а девочек на 5 больше. Сколько девочек пошли на экскурсию?
2. Отец с сыном поймали вместе 23 рыбки. Сколько рыбок поймал отец, если сын поймал 9 рыбок?
3. В одном пакете 25 открыток, а в другом 40. Сколько открыток в двух пакетах?
4. В первой группе 19 туристов, а во второй – 23. На сколько туристов больше в первой группе, чем во второй?
5. После того, как со стоянки уехало 6 машин, там осталось ещё 14. Сколько машин было на стоянке?
6. У покупателя было 5 купюр по 2 гривны. Он купил альбом за 4 гривны. Сколько денег осталось у покупателя?
Математический диктант 8
1. Первый множитель — 4, второй – 8. Чему равно произведение?
2. Произведение чисел 3 7 увеличьте на 21.
3. Произведение чисел 3 и 9 уменьшите на 13.
4. Число 49 уменьшите на произведение 4 и 8.
5. Число 58 увеличьте на произведение чисел 3 и 6.
6. Число 2 умножьте на разность чисел 14 и 7.
7. Число 5 умножьте на сумму чисел 0 и 8.
8. Найдите третью часть от числа 27.
9. Уменьшите в 4 раза число 20.
10. Какое число нужно разделить на 5, чтобы получить 7?
Математический диктант 9
1. Первое слагаемое 42, второе – произведение чисел 3 и 5. Запишите сумму.
2. Уменьшаемое – произведение чисел 3 и 9, вычитаемое – 8. Запишите разность.
3. Первое слагаемое – произведение чисел 2 и 5, второе слагаемое -90. Запишите сумму.
4. Уменьшаемое – 60, вычитаемое – произведение чисел 3 и 8. Запишите разность.
5. Делимое – 27, делитель – 3. Запишите частное.
6. Произведение – 16, первый множитель – 2. Запишите второй множитель.
7. Мама поделила поровну между тремя детьми 15 конфет. Сколько конфет получил каждый ребёнок?
8. Учитель раздал ученикам 18 тетрадей, по 3 тетради каждому. Сколько учеников получили тетради?
Математический диктант 10
(Записать решение задач в виде выражений)
1. У Кати было 50 копеек. Она купила 3 марки по 9 копеек. Сколько денег у неё осталось?
2. Когда из бидона отобрали 4 банки мёда по 4 кг в каждой, то в нём осталось 18 кг. Сколько килограммов мёда было в бидоне сначала?
3. В хоре было 8 мальчиков и 6 девочек. Дети встали в 2 ряда поровну. Сколько детей было в каждом ряду?
4. Оля прочитала в первый день 24 страницы, а потом ещё 2 дня читала по 9 страниц. Сколько страниц всего прочитала девочка?
5. В первом автобусе ехали 26 пассажиров, во втором – на 4 больше. Сколько пассажиров всего ехало в двух автобусах?
Математический диктант 11
1. Сколько отдельных палочек необходимо, чтобы сложить 6 отдельных квадратов?
2. Произведение чисел 4 и 8 уменьшите на 19.
3. Число 42 увеличьте на произведение чисел 4 и 9 .
4. Первое слагаемое – произведение чисел 4 и 7 , второе слагаемое – 39. Запишите сумму.
5. Уменьшаемое – 85, вычитаемое – произведение чисел 4 и 4 . Запишите разность.
6. Масса зайца 4 кг, масса гуся3 кг. Чему равна масса 5 зайцев и гуся? На сколько больше масса 4 гусей, чем одного зайца?
Математический диктант 12
1. Произведение – 48, первый множитель – 6. Запишите второй множитель.
2. Делимое -54, делитель – 6. Запишите частное.
3. Частное 30 и 6 увеличить в 9 раз.
4. Частное 42 и 6 увеличьте на 24.
5. Число 91 уменьшите на частное чисел 36 и 6 .
6. Частное чисел 24 и 6 уменьшите в 2 раза.
7. Произведение чисел 6 и 3 уменьшите в 2 раза.
8. В маленьком бидоне 5л молока, а в большом в 6 раз больше. Сколько литров молока в двух бидонах вместе?
Математический диктант 13
1. Даны числа 8 и 2. Запишите их произведение, частное, сумму и разность.
2. Произведение – 36, второй множитель – 4. Запишите первый множитель.
3. Частное чисел 32 и 4 увеличьте на 27.
4. Делимое – частное чисел 16 и 4, делитель – 2. Запишите частное.
5. В 4 кастрюли разлили поровну 20 л молока. Сколько литров молока налили в каждую кастрюлю?
6. Раздели число 10 на 2 части, чтобы одна часть была на 2 больше, чем другая.
Математический диктант 14
1. Запишите три пары чисел, произведение которых равно 24.
2. Произведение — 32, первый множитель – 4. Запишите второй множитель.
3. Число 71 уменьшите на частное чисел 28 и 4.
4. Первый множитель – 3, второй множитель – частное чисел 24 и 4.
5. Уменьшите 12 в 2 раза.
6. Увеличьте 5 в 7 раз.
7. Во сколько раз 18 больше, чем 3?
8. В корзинки разложили 12 кг винограда, по 4 кг в каждый. Сколько использовали корзинок?
Математический диктант 15
1. Произведение чисел 5 и 7 увеличьте на 37.
2. Есть два произведения: 4х6 и 5х5. Запишите больший результат.
3. Запишите значения выражения 6ха, если а=7, а=9.
4. Число 6 увеличьте в а раз.
5. В одной коробке 5 карандашей, а в другой – в 3 раза больше. Сколько карандашей в двух коробках?
6. На сколько час больше, чем полчаса?
7. Запишите в дециметрах: 7м 4дм; 3м 7дм.
Математический диктант 16
1. Произведение чисел 5 и 9 дополните до 70.
2. Число 5 увеличьте в 9 раз.
3. Запишите значения выражения 5хс, если с=5; с=7.
4. Сумму чисел 16 и 54 уменьшите в а раз.
5. Запишите в дециметрах и сантиметрах: 28см; 40см.
6. Масса 6 кирпичей 24кг. Какова масса 4 таких кирпичей?
7. Во сколько раз 15 гривен больше, чем 5 гривен?
Математический диктант 17
1. Первый множитель – 6, произведение — 42. Найдите второй множитель.
2. Число 30 уменьшили в 5 раз и полученный результат уменьшили на 6. Запишите ответ.
3. Четверть от 20 увеличьте в 3 раза.
4. Найдите разность, если уменьшаемое 30, а вычитаемое выражено произведением чисел 6 и 4.
5. Найдите произведение, если первый множитель выражен частным чисел 36 и 6, а второй – 8.
6. Мама сварила 40л вишнёвого варенья, а сливового – в 5 раз меньше. Сколько всего литров варенья сварила мама?
7. Резинку длиной 4м растянули в 3 раза, а потом укоротили в 2 раза. Какую длину получили?
Математический диктант 18
1. Первый множитель – 2, второй множитель – частное чисел 40 и 5. Запишите произведение.
2. Число 45 уменьшите в 5 раз и результат уменьшите на 3.
3. Треть от 27 уменьшите на 5.
4. Делимое – 25, делитель – разность чисел 53 и 48. Запишите частное.
5. Запишите ответы уравнений: 12: х=4 с х 4=12 х-4=12
6. В3 корзинах 18кг фруктов. Сколько килограммов фруктов в 5 таких корзинах?
7. Леся гостила у бабушки 4 недели, а её брат Юра – на 3 дня меньше.
Сколько дней гостил у бабушки Юра?
Математический диктант 19
1. Прибавили 7 раз по 6. Сколько получили?
2. Произведение чисел 6 и 5 дополните до 55.
3. На сколько треть суток больше, чем 1 час?
4. Сколько секунд в половине минуты?
5. Какое число в 6 раз меньше 24?
6. Какое число надо разделить на 6, чтобы получить 9?
7. На какао число надо разделить 40, чтобы получить 5?
8. В троллейбусе было 6 пассажиров, на первой остановке их число увеличилось в 4 раза, а на другой – уменьшилось на 9 пассажиров. Сколько пассажиров стало в троллейбусе?
Математический диктант 20
1. Произведение чисел 6 и 8 увеличьте на 35.
2. Четверть суток увеличьте в 6 раз. Сколько это часов?
3. Произведение чисел 6 и 9 дополните до 100.
4. Первый множитель 7, второй такой же. Найдите произведение.
5. Какое число в 7 раз меньше, чем 21?
6. Какое число в 8 раз больше 2?
7. Длина ленты 42см. Отрезали 6 часть. Сколько сантиметров ленты отрезали?
8. Проволоку длиной 28дм разрезали на куски, по 8дм каждый. Сколько вышло кусков?
Математический диктант 21
1. Контрольная работа началась в 11ч 15мин и продолжалась 20 мин. В котором часу она закончилась?
2. Произведение – 48, первый множитель – 6. Запишите второй множитель.
3. Делимое – 54, делитель – 6. Запишите частное.
4. Частное чисел 30 и 6 увеличьте в 9 раз.
5. Частное чисел 42 и 6 увеличьте на 24.
7. Запишите частное 45кг и 5 кг.
8. От шнура длиной 2м отрезали 3дм. Какова длина остатка шнура?
Математический диктант 22
1. Сумму чисел 3 и 4 увеличьте в 8 раз.
2. Есть два произведения: 7х5 и 6х6. Запишите меньший результат.
3. Разность чисел 22 и 15 увеличьте в 6 раз.
4. Первый множитель – 7, второй – разность чисел 44 и 35. Запишите произведение.
5. Запишите ответу уравнений: х-5=18; 38-х=10.
6. На сколько 43 меньше, чем произведение чисел 7 и 7?
7. Масса поросёнка 7кг, а овцы – в 7 раз больше. Запишите массу овцы.
8. Матери 28 лет, а дочь в 4 раза младше. На сколько лет дочь младше матери?
Математический диктант 23
1. Число 28 уменьшите в 7 раз.
2. Делимое – 49, делитель – 7. Запишите частное.
3. Второй множитель – 7, произведение 35. Запишите первый множитель.
4. Частное чисел 63 и 7 дополните до 70.
5. Сумму чисел 29 и 27 уменьшите в 7 раз.
6. В одном доме 3 этажа, по 7 квартир на каждом, а в другом доме – 15 квартир. На сколько квартир меньше во втором доме, чем в первом?
7. Для изготовления 7 кг сахара использовали 42кг сахарной свёклы. Во сколько раз масса сахара меньше, чем масса свёклы?
Математический диктант 24
1. Первое слагаемое – произведение чисел 8 и 7, второе слагаемое – 44. Запишите сумму.
2. Число80 уменьшите на произведение чисел 8 и 6.
3. Какое число на 12 меньше, чем произведение чисел 8 и 9?
4. Цена книги 8 грн. Сколько стоят 3 книги?
5. Сколько альбомов по 3 гривны можно купить на 21 гривну?
6. Стоимость 5 ручек – 45 гривен. Какова цена ручки?
7. Масса поросёнка 8кг, а телёнка – в 4 раза больше. Какова масса 2 телят?
Математический диктант 25
1. Делимое – 40, делитель – 8. Запишите частное.
2. Ёмкость бочки 72л, а ведра – в 8 раз меньше. Запишите ёмкость ведра.
3. Чему равна восьмая часть суток?
4. К сумме трёх девяток прибавьте две девятки.
5. 3м 6дм уменьшите в 9 раз.
6. Первое число – 9, а второе – в с раз больше. Запишите второе число, если с=4.
7. Уроки закончились в 13ч 50мин. В котором часу начался последний урок?
8. В лесной школе в одном ряду стояло 6 двухместных парт. 2 места были свободны. Сколько мест было занято?
Математический диктант 26
(«Да или нет»)
1. Множители 4 и 9. Произведение 63.
2. Первый множитель 8, произведение 40. Второй множитель 6.
3. Делимое 32, делитель 4. Частное 8.
4. 42 в 7 раз больше 6.
5. 7 в 3 раза меньше 24.
6. 30 нужно разделить на 5, чтобы получить 6.
7. Произведение 8 и 4 равно 36.
8. 18 больше 3 в 6 раз.
Математический диктант 27
1. Разность чисел 42 и 33 увеличьте в 6 раз.
2. Сумму чисел 29 и 34 уменьшите в 9 раз.
3. Произведение 4 и 7 увеличьте на сумму чисел 36 и 14.
4. Из суммы 45 и 16 вычтите разность этих же чисел.
5. Частное чисел 56 и 7 уменьшите в 4 раза.
6. Разность чисел 100 и 36 уменьшите на частное чисел 18 и 2.
Математический диктант 28
1. Первый множитель 7, второй выражен разностью чисел 11 и 5.
2. Делимое 36, делитель выражен частным чисел 16 и 4.
3. Первое слагаемое 35, второе выражено произведением чисел 8 и 6.
4. Первое слагаемое выражено разностью чисел 60 и 2, второе 20.
5. Уменьшаемое выражено произведением чисел 2 и 7, вычитаемое 14.
6. Уменьшаемое 100, вычитаемое выражено произведением чисел 7 и 7 .
Математический диктант 29
1. 48 берёз посадили в 6 рядов поровну. Сколько берёз посадили в каждом ряду?
2. В одном аквариуме 24 рыбки, а в другом 8. Во сколько раз меньше рыбок было в другом аквариуме?
3. Грибники нашли 36 маслят, а белых грибов в 4 раза меньше. Сколько белых грибов нашли грибники?
4. Дети пропололи 32 куста роз и 8 сирени. На сколько больше кустов роз пропололи дети, чем сирени?
5. К берегу причалило 7 лодок по 8 человек в каждой. Сколько человек приплыло к берегу на этих лодках?
6. Катя и Наташа собирали каштаны. Катя собрала 8, а Наташа в 3 раза больше. Сколько каштанов собрала Наташа?
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Математический диктант 30
1. Запишите числа 105, 140, 119,191.
2. Число 146 увеличьте на 1; 180 увеличьте на 1; 140 уменьшите на 1; 189 увеличьте на 1.
3. Запишите числа, предшествующие числам 100, 130, 169.
4. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа 103,130.
5. Найдите значение выражения а:8, если а=72.
6. Разность чисел 80 и 17 уменьшите в 7 раз.
7. Число 6 умножьте на разность чисел 36 и 29.
8. Уменьшаемое 71, вычитаемое выражено произведением чисел 7 и 7. Запишите разность.
Математический диктант 31
1. Запишите числа, в которых 7 сот. 8 дес. 2 ед.; 1 сот. 4 дес. 9 ед.; 5 сот. 1 ед.; 4 сот. 3 дес.; 5 дес. Зед.
2. Запишите числа, в которых 2 ед. Ι ΙΙ разряда, 7 ед. Ι Ι разряда и 5 ед. Ι разряда;
9 ед. Ι ΙΙ разряда и 4 ед. Ι Ι разряда;
1 ед. Ι ΙΙ разряда и 9 ед. Ι разряда;
4ед. Ι ΙΙ разряда, 9 ед. Ι Ι разряда и 7 ед. Ι разряда.
3. Запишите числа 348, 209, 880, 402, 927, 700, 1000.
4. Запишите в копейках 3 грн; в сантиметрах – 5м.
5. Сколько сотен нужно прибавить к 400, чтобы получить 1000?
Математический диктант 32
1. Запишите результаты вычислений: 700+30+1, 200+20, 500+4.
2. Из каждой пары выпишите большее число: 335 и 353, 900 и 90, 309 и 390.
3. 600 увеличьте на 300, 1000 уменьшите на 1.
4. Сколько в числе 654 единиц в разряде единиц, сколько всего единиц?
5. Сколько в числе десятков в разряде десятков, сколько всего десятков?
6. Сколько в числе 825 сотен в разряде сотен, сколько всего сотен?
7. Сколько глаз у паука, если у 4 пауков вместе 32 глаза?
Математический диктант 33
1. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа 359, 807, 420.
2. Запишите, сколько всего десятков в числах 296, 801, 124, 491.
3. Увеличьте каждое число на 1: 299, 189, 109.
4. Уменьшите каждое число на 1: 600,1000, 590, 310.
5. Запишите в сантиметрах: 4м 52см, 1м 02см, 7м.
6. Найдите вторую часть от сантиметра, пятую часть от 2м, четвёртую часть от 2дм.
Математический диктант 34
1. Число 300 увеличьте на 400, 20, 8.
2. Число 862 уменьшите на 800, 60,2.
3. Разность чисел 509 и 9 увеличьте на 200.
4. Сумму чисел 799 и 1 уменьшите на 400.
5. Разность чисел 536 и 30 уменьшите на 500.
6. Разность чисел 742 и 700уменьшите в 6 раз.
7. Длина прыжка зайца 3м. Сколько прыжков он должен сделать, чтобы преодолеть расстояние 24м?
8. Решите уравнение: а+а+а=30.
Диктант на уроке математики
Математический диктант — короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность — 10-15 минут.
Как правило, школьникам проще разобраться с задачей, условие которой они могут прочитать. Но если диктанты проводятся часто, дети постепенно овладевают необходимым навыком.
Диктант — известная форма контроля знаний. Перед началом изучения новой темы стоит убедиться, что дети усвоили предыдущую порцию знаний. Целесообразно вместо опроса как традиционной формы проверки знаний провести математический диктант. Это будет более эффективно, поскольку большинству учеников устный ответ одноклассника у доски вовсе не помогает повторить пройденный материал. Получается, что работают только несколько человек, а остальные дети пассивны.
Применяя математические диктанты, педагог:
Типы математических диктантов
В основе классификации — дидактическая цель и форма заданий. Виды диктантов:
Особенности заданий математических диктантов
Каждое задание диктанта — независимая часть. Ребенок, который не справился с одним вопросом, должен иметь возможность найти ответ на другой.
Как провести и проверить математический диктант?
Технология проведения диктанта:
Целесообразно сразу же проверить диктант, заранее записав правильные ответы с обратной стороны доски. Если не сделать этого сразу, многие дети даже не заметят допущенных ошибок. В таком случае рациональные формы проверки — взаимопроверка и самопроверка.
Учитель контролирует процесс проверки: предлагает сверить ответ к первому заданию и поднять руку всем, кто с ним не справился. Если неправильных ответов много, а задание важное, он или кто-то из учеников делают необходимые пояснения. Таким образом сверяются ответы ко всем заданиям.
В силу специфики математических диктантов (восприятие вопросов на слух, лаконичность ответов) их педагогические возможности несколько ограничены. Эта форма работы позволит проверить, как ученики усвоили обязательный минимум знаний. Для глубокой проверки она не подходит. Было бы ошибкой полностью заменить диктантом другие формы контроля.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Классификация заданий
Способствуют вырабатыванию основных математических умений и навыков. Выполняются на основе основных формул, теорем, определений, свойств математических объектов.
Они не столько развивают мышление детей, сколько формируют «плацдарм» для дальнейшего изучения предмета. Задания такого типа помогают решить более сложные упражнения.
Реконструктивные
Это распространенный вид заданий, который встречается на всех этапах учебной деятельности. В условии указывается общий принцип решения (решите графически систему линейных уравнений) или сопоставление с изученным материалом (решите задачу, составив систему уравнений).
Школьник справится с заданиями, если сможет реконструировать их, соотнести с несколькими более простыми, репродуктивными упражнениями. Их характерная особенность заключается в том, что ученику придется проанализировать общие пути решения, выделить отличительные признаки объекта. Это упражнения на построение графиков, составление уравнений, задания, которые требуют от ребенка умения правильно применить несколько алгоритмов, формул, теорем.
Вариативные
Чтобы справится с заданием, школьнику придется из всего арсенала математических знаний выделить те, которые необходимы для его решения. Ученику надо воспользоваться интуицией, суметь найти выход из необычной ситуации. Это упражнения на сообразительность, «с изюминкой».
Использование разных видов заданий способствует развитию детского мышления.