Диктант — друг или враг?
Диктант был и по-прежнему остается одной из самых распространенных форм контроля на уроках русского языка, и повлиять на этот факт не может ни аттестация в форме тестов, изложений и сочинений, ни здравый смысл. С одной стороны, это объяснимо ценностью диктанта как средства обучения и контроля. С другой — обычный диктант является довольно искусственной формой, ведь в жизни мы редко пишем что-то под диктовку. К тому же, есть ученики, которые почти не воспринимают информацию на слух, а есть и те, кто, напротив, легко «считывает» пунктуацию, а то и орфографию с голоса учителя. И в том, и в другом случае оценка по диктанту будет необъективна и не отразит истинного уровня грамотности ученика.
Что же делать? Неужели вообще отказаться от диктантов на уроках, оставив одни лишь тесты и творческие работы? Думается, не стоит прибегать к таким экстремальным мерам. Надо лишь хорошо изучить все виды диктантов и использовать полную их палитру, развивая у детей те навыки и умения, которые им пригодятся в жизни.
Виды диктантов
Существует несколько классификаций диктантов. Поскольку между ними нет противоречий, то мы не будем отвлекаться на частности. Кроме того, при оптимальном раскладе любой диктант выполняет и функцию контроля, и является средством обучения. Достичь этого нетрудно, если тщательно подготовить материал и продумать форму проведения диктанта.
Условно диктанты можно подразделить на контрольные и обучающие. Контрольные менее продуктивны: как уже отмечалось выше, результаты их не всегда объективны. Но и контрольный диктант можно сделать информативнее для учителя и удобнее для ученика.
Обучающие диктанты — любимая многими форма работы на уроке, удобная и в самом деле результативная.
По материалу диктанты делятся еще на ряд видов.
Словарные диктанты как правило содержат слова, словосочетания или части предложений с непроверяемым или трудно проверяемым написанием.
Текстовые диктанты представляют собой связный текст.
Причем и в том, и в другом случае возможны разные виды записи. С этой точки зрения можно выделить еще выборочный, свободный, творческий, схематический диктант и различные диктанты с краткой записью. Возможно проводить смешанные работы.
Теперь подытожим все вышесказанное и рассмотрим некоторые виды диктантов детально.
Диктант с грамматическим заданием
Это, наверное, оптимальный способ провести контрольный диктант, так как такая форма позволит оценить уровень грамотности более или менее объективно. Учитель читает текст, затем диктует его, а дети записывают, после чего ученикам предлагается выполнить от одного до пяти (реже больше) грамматических заданий. Например, подчеркнуть грамматические основы, обозначить приставки, найти все глаголы в прошедшем времени или определить падеж всех причастий. А еще лучше — обозначить графически условия выбора той или иной буквы. То есть показать учителю ход своих размышлений над орфограммой. Грамматическое задание чаще всего соответствует только что пройденной теме, но лучше, если часть его затрагивает и прежде изученные правила и понятия.
Такой диктант чаще всего занимает весь урок.
Стоит внимательно отнестись к манере диктовки. Все слова надо произносить четко и внятно, но без утрирования окончаний. После первого прочтения полного текста стоит спросить детей, поняли ли они смысл текста (скорее всего, да) и нет ли непонятных слов (часто такие слова бывают, их надо объяснить; если школьники стесняются спросить, есть смысл учителю самому дать пояснения по поводу тех слов, которые могут оказаться непонятыми).
Затем прочитывается предложение, дается несколько секунд на осмысление (желательно не разрешать детям записывать при ознакомительном чтении: в этот момент в сознании ученика должен сложиться синтаксический образ предложения и появиться представление о том, где и какие знаки надо поставить), после чего учитель диктует предложение по частям. Чаще всего это три – четыре слова, но может быть больше в сильном классе или меньше в слабом или просто еще невзрослом.
Объяснительный диктант
Чаще всего это тоже текст, но могут быть и отдельные предложения. Он выполняет обучающую функцию, причем помогает в достижении не только предметных результатов, но и метапредметных: воспитывает внимание, сосредоточенность, взаимопомощь и т.п.
Ребята записывают предложение под диктовку, затем один из учеников читает по своей тетради, объясняя орфографию и пунктуацию. Остальные учащиеся вносят при необходимости исправления в свои записи. При этом учитель может отработать множество правил и поставить оценки как тем ученикам, которые объясняли правописание, так и слабому ученику, у которого взять затем тетрадь на проверку.
Предупредительный диктант
Текст для такого диктанта прорабатывается заранее. Например, можно продиктовать домашнее упражнение или разобрать трудное предложение на доске, а затем стереть и предложить его же записать под диктовку. Можно предупредить детей заранее, что это упражнение или предложение потом запишем на оценку, а можно и не предупреждать.
К этой же группе относится и диктант по памяти. В этом случае школьникам предлагается запомнить наизусть стихотворение или афоризм, пословицу (в зависимости от возраста и возможностей детей, можно дать текст на дом или предложить прочитать его на уроке несколько раз в течение, допустим, двух минут).
Диктант «Проверь себя!»
Это, по-видимому, один из самых полезных диктантов, так как он учит школьников самокритичности.
Суть его в том, что ученики записывают текст под диктовку, а при самопроверке подчеркивают слова, знаки или буквы, в написании которых они сомневаются. Затем каждый ученик может задать несколько вопросов по написанию подчеркнутых им слов (каждое слово можно спросить только один раз!). Начинать лучше с сильных учеников. Отвечать на вопросы может учитель или любой, кто знает правильный ответ. Вариант: можно проверить себя по словарю.
Если ученик написал слово неправильно, подчеркнул его и затем исправил, то это засчитывается как достоинство, а не недочет работы.
Огромная польза такой формы работы — ученик привыкает осознавать, где он может ошибиться, то есть какое правило надо подучить и в каком месте его применить. Другими словами, ребенок начинает обучать себя сам и сам контролировать процесс.
Свободные и творческие диктанты
Эти формы не только позволяют отработать грамотность, но и готовят учеников к написанию изложения.
Суть свободного диктанта в том, что ученик записывает прочитанное не дословно, а так, как он запомнил. При этом можно подсократить, упростить синтаксис и не слишком знакомые слова заменить «удобными» синонимами. Такую работу в 8 – 9 классах стоит проводить почаще, хоть бы и на каждом уроке записывать одно – два предложения.
Творческий диктант предполагает целенаправленную переработку текста. Например, заменить первое лицо третьим, добавить (или исключить) описание предмета, природы, интерьера, вставить (или убрать) определения.
Такие формы исключительно полезны и обычно нравятся ребятам.
Выборочные диктанты, схематичные и тому подобные
В одну группу нам кажется рациональным объединить диктанты, предполагающие схематичные или символические записи, а также выписывание отдельных слов.
Это в основном грамматическая работа, хотя и грамотность таким способом проверить можно. Несмотря на то, что задание это трудное, оно обычно очень нравится школьникам, так как напоминает игру, а времени на него уходит совсем немного.
Например, учитель читает текст, а ребята должны записывать только предлоги. Или только глаголы второго спряжения. Или только слова с приставкой пре-. Существительные с буквой «и» на конце. Обращения. Грамматические основы. Да что угодно! Ребята с удовольствием «играют», а ведь работа требует максимальной сосредоточенности и хорошего знания материала!
При схематическом диктанте записываются не предложения, а схемы (сложных предложений, однородных членов, прямой речи и т.п.).
Многим детям нравится «буквенный» диктант. Учитель читает слова на правило (скажем, «О и Ё после шипящих»), а школьники записывают в строчку только одну букву из каждого слова (в приведенном примере — О либо Ё). Каждое слово произносится только один раз (иначе ребята могут сбиться), а это, кроме всего прочего, учит вниманию и сосредоточенности.
В такой форме можно проводить и словарные диктанты, и обычные. И второй вариант тоже очень полезен, ведь тогда школьники должны еще и «опознать» слово на нужное правило.
Как подобрать текст для диктанта
К подбору текста для диктанта следует отнестись очень внимательно. На что надо обратить внимание?
Нормы оценивания диктантов
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу; в редких случаях можно проигнорировать одну негрубую ошибку.
Оценка «4» может украсить работу, в которой не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, причем важно здесь количество орфографических ошибок (не более двух) и общее количество (максимум четыре). Так, при одной орфографической и трех пунктуационных ставится «4», а при трех орфографических и одной пунктуационной — «3». За три орфографические ошибки допустимо ставить «4» в первом полугодии 5 класса.
Оценка «3» выставляется, если в диктанте не более четырех орфографических ошибок и не более восьми в сумме. Например, три орфографические и пять пунктуационных.
Оценка «2» соответствует работе, в которой допущено от пяти до семи орфографических ошибок и не более 14 (в 5 классе можно 15) ошибок в сумме.
За более слабую работу полагается ставить единицу.
Аналогично проверяются и словарные диктанты.
Не засчитываются, хотя и исправляются ошибки
Если диктант намного меньше нормативного объема, то и нормы ошибок на ту или иную оценку меняются соответственно.
Диктант — удобная форма, весь потенциал которой часто не используется учителем. А жаль. Возможно, эта статья станет для кого-то стимулом использовать новые виды этого метода обучения и контроля.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Эти знакомые фразы из басен Крылова как нельзя лучше характеризуют тщетность усилий в преодолении ошибок, связанных со словарными словами, которые пишутся либо в соответствии с традицией родного языка, либо сохраняют написание по источнику происхождения.
Не проверяемых правилами слов много, их написание не поддаётся никакой логике. Нужно запоминать десятки слов и постоянно работать с орфографическим словарём.
Маленький пример: ученица спрашивает учителя, что ей делать, если в словаре искомого слова нет. Когда обеспокоенный педагог всё-таки находит в словаре то самое слово, оказывается, что девочка вместо слова «панорама» искала «панарама».
Как облегчить запоминание трудных слов? Можно, конечно, раздать для заучивания списки словарных слов, расположенных по алфавиту или сгруппированных тематически. Но принесут ли реальную пользу подобные длинные списки, не отпугнут ли ученика своим количеством?
Нужно применять проверенные способы работы со словарными словами, гибко использовать систему мотивации, игровые методики, облегчающие детям запоминание трудных слов. Можно приготовить карточки, на которых были бы написаны слова с непроверяемыми написаниями. Согласно исследованиям, чтобы слово запечатлелось в памяти ребёнка, чтобы его написание было автоматически правильным, необходимо много раз использовать это слово в письменной речи.
Многие непроверяемые написания, считающиеся традиционными, на самом деле можно проверить на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: “кисель” – от “киснуть”, “паломник” – от “пальма”.
Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слов: п_тух, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.
Слова-подсказки: петь, мять, клёв, пёс, кол, чин, копоть, целый, пить, кость, кров, чёрный, зеркало, просто, белый.
Часть слов содержат полногласие -оро-, -оло-. Сравните пары слов:
прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, превращение – переворот, молодёжь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.
В этих парах первое слово устаревшее, старославянское по своему происхождению. Второе же слово содержит русское полногласие.
Многократное повторение будет более продуктивным, если дети получат эти слова не в готовом виде, а приложат собственные усилия к запоминанию. Навязывание слов для механического заучивания противоречит естественному живому языковому развитию растущего человека. Дети сами изобретают игры, требующие умения быстро и точно находить нужные слова.
Если группа вводимых за один раз слов объединена одним признаком (общим корнем, сочетанием букв или смыслом), слова, как правило, лучше запоминаются. Спортивная тема: тренировка, тренер, спортсмен, стадион, старт, финиш, финал, эстафета, спартакиада, олимпиада, рекорд, рекордсмен.
Для того чтобы школьник мог успешно запоминать словарные слова, надо научить его подключать к этому виду работы зрительную, слуховую и речедвигательную память.
Вот как может выглядеть инструкция для запоминания слов.
• Всмотритесь в слово, представьте его в символическом виде, создайте его рисунок.
• Проговорите его по слогам, отчетливо произнося каждый звук. Вот так: про-фес-сия, ин-тел-ли-ген-ция, ик-кус-ствен-ный.
• Напишите их по памяти, а потом проверьте себя.
Многие неожиданные и нелепые ошибки возникают из-за того, что школьники не вглядываются в буквенный состав слова, “в упор не видят”, как оно пишется. А такой самостоятельный поиск слов заставляет их проанализировать, продумать, рассмотреть большое количество слов. Активный характер работы обеспечивает более высокий уровень запоминания и свободное словоупотребление в дальнейшем.
Если ребёнок один раз неправильно напишет слово, он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что сразу ликвидировать ошибку не получится. Пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам себе проговаривает. Поэтому необходимо развивать фонематический слух. Словарное слово нужно произносить чётко, причём несколько раз вслух.
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, то есть при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.
Один раз в четверть или в полугодие можно проводить контрольные словарные диктанты в 5-11 классах.
Объём словарного диктанта: для 5 класса – 15-20 слов, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса – 25-30 слов, для 8 класса – 30-35 слов, для 9 класса – 35-40 слов, для 10-11 класса – до 70 слов.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
«4» ставится за диктант, в котором обучающийся допустил 1-2 ошибки.
«3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
«2» ставится за диктант, в котором допущено 5 и более ошибок.
Предлагаем контрольные словарные диктанты, которые мы используем в практической работе. Эти диктанты состоят в общем-то из самых известных и наиболее употребляемых слов. И совсем неважно, по каким учебникам занимаются дети.
Для каждой параллели 5-8 классов составлено по два набора словарных слов. Выбирайте один из них на середину года, а другой на конец года. Предлагаем также текстовый файл для распечатки с таблицей, чтобы выполнить анализ контрольного словарного диктанта.
Контрольный словарный диктант
Компьютер, до свидания, здравствуйте, пожалуйста, планета, чувствовать, искусство, панорама, трамвай, пейзаж, характер, выражение, дирижёр, происшествие, легенда, вокзал, здесь, фонарь, зоопарк, температура.
Анализ ошибок 5 класса____Учитель ____________
Всего в классе ______, выполняли работу______
На «5» – _____, на «4» – _____, на «3» – ______, «2» – ______
Наверное, стадион, пожалуйста, профессия, компьютер, гитара, пианино, безвкусный, природа, приключения, шоколад, шоссе, экзамен, исполин, билет, горизонт, маршрут, велосипед, квартира, оптимист.
Благословение, адмирал, преподавать, иллюстрации, платформа, равнина, горизонтальный, миллиметр, изображение, ураган, патриотический, пожалуйста, спасибо, до свидания, масштаб, параллельный, примета, фиолетовый, бассейн, долина, впечатление, ровесник, парашют, внимание, лестница.
Анализ ошибок 6 класса____Учитель ____________
Количество, миллион, минута, секунда, одиннадцать, инициалы, аттракцион, сувенир, экспонат, балет, театр, партер, дизайнер, каникулы, фойе, вестибюль, откровенный, искренний, совершенство, архаизмы, юный, багряный, диалог, косвенный, орфограмма.
Караван, авиация, теоретический, палисадник, иссиня-черный, изжелта-красный, общественно-политический, бригантина, адмирал, избирательная кампания, компания друзей, колоссальный, громадный, лазурный, фарфор, демонстрация, парад, афоризм, атмосфера, грамматический, неопределённый, команда, терраса, одиннадцать, обстоятельство, аттракцион, столетие, северо-западный, юный, прилагательное.
Анализ ошибок 7 класса____Учитель ____________
Интернет, миллион, оптимист, искусственный, калейдоскоп, внимание, комфорт, впечатление, памятник, афоризм, бешеный, поразительный, компания друзей, предвыборная кампания, горизонтальный, путешественник, исследования, сарафан, композитор, театр, прогнозировать, ветеринар, видеокамера, деликатес, преподаватель, эстафета, поколение, великолепный, обоняние, жюри.
Эрудиция, гуманитарный, колебание, выражение, рекомендовать, интеллигент, сочетание, стандарт, реформа, прогресс, как будто, талисман, эксперимент, будущее, галерея, фойе, экономист, фольклор, диалекты, палисадник, здесь, профессия, эпиграф, композиция, энциклопедический, уникальный, академия, искусство, проект, директор, классификация, категория, элегия, романтизм, оптимист.
Анализ ошибок 8 класса____Учитель ____________
Интернет, лаборатория, будущее, следующий, интеллигент, коллектив, всё-таки, как будто, изображение, объединение, университет, землетрясение, гармония, реликвия, километр, минерал, палатка, территория, инстинктивный, публицистический, в течение недели, драматический, автобиография, философский, преподаватель, директор, колоссальный, искусство, администрация, здесь, пожалуйста, труженик, чересчур, впечатление, чувствовать.
Гуманитарный, до свидания, пожалуйста, извините, палисадник, терраса, чувствовать, искусство, панорама, оптимист, пессимист, пейзаж, характер, выражение, дирижёр, происшествие, легенда, патетика, здесь, департамент, самонадеянный, сумасшедший, очарование, преподаватель, асимметрия, линолеум, беллетристика, дислокация, компонент, времяпрепровождение, драматический, пьеса, кристаллы, участвовать, дискуссия, междоусобицы, превратности, обаяние, профессионально-техническое, аплодировать.
Анализ ошибок 9 ____класса. Учитель ____________
На «5» – ____, на «4» – ____, на «3» – ____, на «2» – _____
Дефицит, предварительный, алюминий, привередливый, привилегия, дирижёр, баррикада, грамотность, изваяние, аккомпанемент, приоритет, палисадник, гостиная, дилетант, пессимизм, беллетристика, преамбула, винегрет, тротуар, депрессия, искусственный, философский, профессия, праязык, интеллигент, эксперимент, меценат, чересчур, деликатес, поразительный, калейдоскоп, преподаватель, поколение, ветеринар, компания друзей, бешеный, колоссальный, терраса, теоретический, апелляция, дифирамб, корректор, количество, наваждение, карикатура, катакомбы, масштаб, сверстник, ровесник, великолепие.
Анализ ошибок 10_____класса. Учитель ____________
Экзамен, до свидания, пожалуйста, чувствовать, искусство, панорама, характер, происшествие, здесь, температура, дефицит, предварительный, алюминий, привередливый, привилегия, дирижёр, баррикада, грамотность, изваяние, аккомпанемент, приоритет, палисадник, гостиная, дилетант, пессимизм, беллетристика, преамбула, винегрет, тротуар, депрессия, искусственный, философский, профессия, караван, интеллигент, эксперимент, меценат, чересчур, деликатес, поразительный, калейдоскоп, преподаватель, поколение, ветеринар, компания друзей, бешеный, колоссальный, терраса, теоретический, апелляция, дифирамб, корректор, количество, наваждение, карикатура, катакомбы, масштаб, сверстник, ровесник, великолепный.
Анализ ошибок 11_____класса. Учитель ____________
Информация о материале
№1 (гласные после шипящих)
Боржоми для больного, везучий жокей, цирковой жонглёр, мучиться от изжоги, надеть капюшон, мажорный лад, ожог руки, обжёг руку, совершить поджог, проживать в трущобах, суп харчо, чопорный джентльмен, проповедовать шовинизм, услышать шорох из чащобы, зажжённый факел, смышлёный зайчонок, дешёвый товар, дирижёр оркестра, жёваная бумажонка, получить долгожданный зачёт, несколько княжон, не лезь на рожон, говяжья печёнка, размежёвывать участки, известный ретушёр, плыть сажёнками, стажёр на флоте, запечатать сургучом, франт и щёголь, небольшая речонка.
№2 (непроизносимые и сомнительные согласные)
Рекламное агентство, аспирантская ставка, безжалостный преступник, безучастный взгляд, безыскусный рассказ, бескорыстная помощь, беспристрастный судья, бессловесная тварь, бесстрастное повествование, бесчинствовать на улицах, блеснуть в воде, високосный год, впрыснуть лекарство, всечасно заявлять, гнилостный запах болот, декадентское направление, добросовестный помощник, должностное преступление, дощатый пол, закоснелый ретроград, захолустное место, злостный неплательщик, интеллигентский взгляд, кандидатский минимум, комендантский час, крупитчатый пирог, ландшафтный дизайн, милая наперсница, прийти в неистовство, объездчик путей, ударить в отместку, парламентский вестник, постные блюда, каллиграфический почерк, претендент на руку, создавать прецедент, редкостный мерзавец, участвовать в туристском походе, шествовать по площади, подавать яства, сводчатый потолок, сумасшедший ровесник, словесная перепалка.
№3 (слова с удвоенными согласными)
Актриса Малого театра, алюминиевая ложка, читать бестселлер, недовольно брюзжать, визжать от восторга, картинная галерея, прибывать в гостиницу, повышать грамотность, изучать грамматику, старая грампластинка, старинный граммофон, проявлять дилетантизм, имитация деятельности, известный импресарио, знаменитый продюсер, рисовать карикатуры, лилипуты и великаны, пьеса драматурга, протестовать против расизма, использовать сырьевые ресурсы, великий труженик, звучать в унисон, финский нож, элита общества, долго акклиматизироваться, профессиональный аккомпанемент, играть на аккордеоне, аллигаторы в зоопарке, использовать аммиак, аннексия территорий, аннотация к сборнику новелл, аннулировать договор, подать апелляцию, оригинальная аппликация, попасть в артиллерию, генеральная ассамблея.
№4 (слова с удвоенными согласными)
Ассортимент товаров, ассоциация предпринимателей, атолловые рифы, аттракцион в парке, состояние аффекта, быть балластом, баллотировать в президенты, церковь в стиле барокко, сражаться на баррикадах, опасная бацилла, мучиться от бессонницы, избирательный бюллетень, загородная вилла, выжженное поле, звание генералиссимуса, купили гиббона и гориллу для зоопарка, знаменитый гроссмейстер, сложная дилемма, участвовать в дискуссии, защитить диссертацию, процесс диффузии, дрожжи для теста, дрессированный верблюд, нарушать идиллию, французские импрессионисты, выработать иммунитет, индифферентное отношение, приехать на ипподром, иррациональное объяснение, официальное коммюнике, конгресс бизнесменов, корректный вопрос, коррозия металла, отгадывать кроссворд, либретто к балету, особая миссия, можжевеловая настойка, монограмма на книге.
№5 (слова с удвоенными согласными)
Политическая оппозиция, апеллировать впустую, быть оппонентом в полемике, построить параллелограмм, провести параллель, пассивно наблюдать, выйти на перрон, пессимистические воззрения, интерес прессы, программировать результат, пропеллер вертолёта, впоследствии баллотировался, профессиональный подход, участвовать в процессе, режиссёр спектакля, пострадать от репрессий, зимняя сессия, силлабо-тоническая система стихосложения, впервые аккомпанировать, искать во всём симметрии, расставить книги на стеллажах, не хотел провоцировать, определить суррогат, отдыхать на террасе, оккупированная территория, красный террор, театральная труппа, звучать фортиссимо, злая эпиграмма, бумажно-целлюлозный комбинат, упаковка из целлофана.
№6 (Н и НН в разных частях речи)
Аннулированный договор, багряный плащ, ветреное утро, безветренная погода, ветряная мельница, мучиться от бессонницы, настоящий бессребреник, бешеная скачка, вкусные вареники, невиданные и неслыханные чудеса, воронёная сталь, выжженная степь, жжёный сахар, выменянный грош, высеянное поле, вышеизложенные факты, газированный напиток, газифицированный посёлок, глиняный кувшин, отдыхать в гостиной, пребывать в гостинице, дарёному коню в зубы не смотрят, подарить двугривенный, дистиллированная вода, доморощенный философ, дровяной сарай, езженый путь, нежданное происшествие, желанный гость, зажжённый фонарь, замешенное тесто, замешанный в преступлении, народный избранник, проклятый изменник, поздравить именинника, истинная правда, кожаное седло, конфискованное имущество, взлелеянная мечта, лишённый всякого смысла, приехать на Масленицу, мошенник и труженик, медвяные запахи, названый брат.
№7 (Н и НН в разных частях речи)
Негашёная известь, нагрянул нежданно-негаданно, незваный гость хуже татарина, немудрёный ответ, неписаное правило, нетленный шедевр, непрошеный совет, несмышлёный малыш, нехоженые тропы, нечаянная радость, облицованный фасад, оккупированный район, отъявленный преступник, ошеломлённый взгляд, перочинный нож, пламенные речи, платяной шкаф, пленённый генерал, подытоженные данные, поклонник певца, привилегированный деятель, пряный запах, путаный ответ, рассчитанный вес, румяные щёки, рьяный поборник учения, священный союз, серебряный кубок, слушанное дело, слышанный рассказ, отмечать совершеннолетие, ставленник чиновника, тяжелораненый солдат, учреждённая премия, фасованный сахар, целинные земли, чванный господин, чеканный профиль, эвакуационный госпиталь, электрифицированная территория, юные герои, явственный шум, ячменный кофе.
№8 (ПРЕ- и ПРИ-)
Пребывать в городе, прибывать на станцию, превалирующий подход, превзойти всех, призреть сироту, презирать предателя, претворять в жизнь, притвориться больным, придирчивый преемник начальника, придать значение, не прекословить никому, преследовать по закону, непреодолимое препятствие, преклоняться перед гением, приклонить ветки, препираться с преподавателем, старинное предание, преклонный возраст, показать пренебрежение, приоритет социальных программ, привередливый коллекционер, причудливый узор, удобное приспособление, приступить к ликвидации, преступить закон, испытывать притеснения, претерпевать лишения, притерпеться к неудобствам, камень преткновения, знаки препинания, преходящее явление, приходящая няня, преуспевать на поприще, пресечь беззаконие.
№9 (сложные существительные и прилагательные)
Силлабо-тоническая система стихосложения, появившаяся мать-и-мачеха, бортмеханик судна, вице-президент фирмы, новое времяисчисление, генерал-полковник артиллерии, отправиться на дровозаготовки, отдыхать в кают-компании, проповедовать псевдоучение и лженауку, танцевать рок-н-ролл, отпраздновать семидесятипятилетие, известный социал-демократ, приехавший южноамериканец, состоять членом яхт-клуба, архитектурно-проектный институт, ближневосточный вопрос, быстрорастворимый кофе, бюджетно-финансовый отчёт, весенне-полевые работы, взаимовыгодное сотрудничество, водно-солевой раствор, военнообязанный гражданин, всемирно-историческое значение, выпукло-вогнутые линзы, вышеприведенный факт, газетно-журнальные публикации, горнодобывающая промышленность, достопамятная встреча, зимостойкий сорт, идейно-политический конфликт, информационно-рекламный щит.
№10 (словарные слова)
Трамвай, троллейбус, трасса, туннель, труженик, тонна, трёхтонка, тотчас, ураган, умалишённый, увертюра, фламандский, флибустьер, фантасмагория, фиаско, фарватер, филигрань, феномен, фронтон, фешенебельный, фужер, фаэтон, фурор, фламинго, фортепьяно, фельетон, фельдъегерь, фининспектор, форель, фестиваль, хрестоматия, хризантема, харчо, целлофан, целлюлоза, циклоп, цивилизация, цинизм, чопорный, чёботы, чечётка, чеснок, четвертьфинал, час от часу, чересчур, шорох, шероховатый, шедевр, шевелюра, штемпель, шезлонг, шорник, шулер, шествовать (= идти), шефствовать (= быть шефом), шасси, шоссе, шампиньон, эликсир, эпистолярный, эстакада, эдельвейс, эфемерный, элегия, экспрессия, эффектный, эссе, эластик, ювелир, юный.
№11 (правописание приставок)
Архибыстро, допетровская (эпоха), изжечь, исчахнуть, конгениальный, контрудар, межамериканский, межъядерный, наивысший, наискось, низвергнувший, ниспосланный, нисшедший, обесславить, обсевки, отгрузить, отцедить, паводковый, перерасход, подданный, подсадить, праотцовский, поддержанный, подержанный, подкрепить, подтягивание, пообсохнуть, почерк, прийти, прикалывание, прикатить, приклеенный, преддипломный, проамериканский, разбросанный, развиваться, разводной, разгримировать, раздробленный, разжёванный, распрекрасный, сопротивление, ссохнуться, ультразвук, чересчур, чрезмерный.
№12 (правописание приставок)
Пребывать в неведении — прибывать по расписанию; старинное предание — придание силы; преданный слуга — преданный врагами — приданный командованию; преемник традиций — приёмник звука — преемственность поколений — приемлемый вариант; презрение к смерти — призрение сироты — призор; презирать угрозы — призирать детей, потерявших родителей; презреть страх — призреть малютку; преображённый — приобретённый; претворить в жизнь — притворить дверь; преткнуться о камень — приткнуться в уголок; преувеличивать — преуменьшать значение открытия — приуменьшать расходы ради экономии; приумножение состояния — преуменьшение заслуг — приуменьшение значения; преходящий момент — приходящий медработник; придел в храме—предел всему; приклонить ветви — преклонить колена; припадать к земле— преподать урок; прискорбный факт — пресветлый образ.
№13 (употребление Ь)
Альпинизм, альтруист, асфальтовый, беречь, бетонщик, блиндаж, броситься, ведёшь, вишь, горечь, горяч, залечь, изречёшь, лесть, любуешься, мятеж, назначь, остричь, пейзаж, почта, дочь, ералаш, есть, жечься, замуж, зарежь, июньский, клянчить, кулич, любишь, мелочь, наотмашь, настежь, остричь, помощь, ручной, сплошь, тоньше, уж, упасть навзничь. Возле дач; шалаш; нет туч; среди рощ; правильная речь; не увидишь зрелищ; почувствуешь фальшь; мощный клич; потеряешь вещь; нянчить дочь; возьмешь багаж; окажешь помощь; ландыш свеж и пахуч; ненавидишь ложь; достанешь карандаш; борщ хорош; еж колюч; среди чащ.
№14 (чередующиеся гласные в корне)
Возгораемость, возгораться, гарь, догорание, загар, загорать, загорелый, загореться, нагар, нагоревший, перегорание, погорелец, разгореться, самовозгорание, сгореть, угар, зарница, заря, зорька, зоревать, озарение, кланяться, клониться, наклон, наклонение, наклонность, наклонный, неуклонный, откланяться, отклонение, касание, касательная, неприкосновенность, неукоснительно, прикосновение, соприкосновение, излагать, изложение, местоположение, облагаться, подложить, положение, предлагать, предложение, прилагательное, проложить, разлагаться, взрослеть, возрастной, вырастить, выращенный, зарастание, заросль, отраслевой, отрасль, отросток, подросток, произрастать, растение, Ростислав, ростовщик, срастить, блестеть, блистательный, блистать, заблестеть, заблистать, заклинать, замирать, постелить, распростёртый, распростирать, расстелиться, расстилаться, рассчитывать, расчёт, сжигание, сочетание, сочетать.