Из словаря по русскому языку для 5 класса составлена методическая разработка на тему диктанты

для учащихся основной школы

(орфограммы школьного курса)

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

3. Чередование гласных в корне слова

пре – при

Различаются по лексическому значению слова

Запомнить правописание приставок

Запомнить правописание слов!

5. Правописание приставок на

6. Непроизносимые согласные корня

Подбери однокоренное слово, в котором  звук произносится отчётливо:

ать, устный – ус

ый – опасен, словеый – словеса

7. Разделительные ъ и ь

9. Правописание гласных после ц

10. Правописание гласных после шипящих

13. Правописание слов с пол (полу)

14. Правописание суффиксов существительных

6 – 7 классы

15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

16. Правописание суффиксов прилагательных

17. Правописание суффиксов глаголов

18. Правописание суффиксов причастий

19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

20. Правописание О – А на конце наречий

21. Правописание падежных окончаний имён существительных

22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие

с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках

2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов

с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной

Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов

чёрный (какой?) плащ, смелый солдат

23. Правописание безударных окончаний глаголов

24. Правописание числительных

25. Правописание наречий

26. Правописание местоимений

27. Правописание частиц

7 – 8  классы

28. Правописание частиц не и ни

29. Правописание предлогов

30. Правописание союзов

Безударные гласные в корне слова

а) Повилять (хвостом), переваривать, удивительный, кормить, вязать, долина, далеко, запах, закаляться, подарить, раздразнить, вбивать, развевается (на ветру), грязнуля, свидание, линовать, проливной, перебежал, разносить, отогревать.

б) Территория, эталон, пальто, абажур, парашют, багровый, плавники, коллекция, жжёт, каюта, иллюминатор, ковёр, перила, багаж, корзина, тротуар, профессия, асфальт.

в) Кирпич, раздражение, бидон, керосин, ссориться, металлический, аллея, креветки, скамья, жилетка, матрос, квартира, пижама, карман, картина, галерея, ресницы, паутина.

Чередующиеся гласные в корнях слов

Положить, излагать, растение, обрасти, заросли, полог, предположить, слагаемое, вычитание, поджигать, заблестеть, растирать, затереть, насобирать, замереть, расстилается, пережигать, утереть, застелить, отмирать, отрасль, подтирать, подстелить, обдирать.

Наследство, озябший, молотьба, ястреб, сироп, прогноз, просьба, рюкзак, заморозки, карапуз, редкостный, отвесный, радостный, тесный, злостный, гигантский, прекрасный, горестный, доблестный, яростный, пьеса, группа, жужжать, терраса, профессия, командир, километр, килограмм, перила, кассета.

Буквы О—Ё (Е) после шипящих

Зачёт, шёлк, решётка, шоссе, шорох, шёпот, шорты, жёрдочка, чёткость, щёлка, шоколад, шов, чёлн, тушёнка, зачёс, ключом, товарищем, большому, свечой, калачом, птенцов, добычей, клавишей, бечёвка, могучему, в пахучем (воздухе).

Буквы Ы—И после Ц

Цинк, панцирь, уздцы, цифра, циркуль, цыган, цилиндр, цистерна, голубцы, полиция, циклон, синицын, куницын, скворцы, секция, цыкнуть, узколицый, бубенцы, цыплёнок, цитрусовый, рукавицы, шлёпанцы, ресницы, сестрицын, циферблат.

Зачеркнуть, здание, переписать, взойти, надбавить, обогреть, сгонять, сбросить, здесь, сделать, отделить, подвесить, бескрайний, беззвучный, растрезвонить, раскусить, израсходовать, бессильный, искривить, здешний, рассекретить, бесстыдный, разжиреть, воскликнуть, восстановить.

Разделительные b и Ъ знаки

Бурьян, зимовье, воробьи, бьёт, пьёт, шьёт, интерьер, барьер, вьюга, объём, безоружный, почтальон, бульон, разъединить, пьёт, безъязыкий, обузить, вьюжный, въехать, съезжать, съёмка, батальон, объездной, подъём, объединиться.

Мягкий знак после шипящих

Плащ, сушь, вещь, нет сборищ, лаваш, идёшь, постричь, улыбаешься, нет туч, мало передач, лихач, жилищ, пахуч, тянуч, жгуч, делаешь, отсечь, кулич, картечь, стеллаж, мощь, борщ, электропечь, брешь.

Е—И в окончаниях имён существительных

В тетрадке, по истории, в пустыне, на ели, около рощи, возле деревни, у батареи, в театре, возле галереи, в рецензии, на панели, в тетради, по фигуре, о гении, на ветви, из фланели, в колонне, у телеги, о коллеге, на изгибе, у пристани, около кромки, на педали, около ёлки, на двери.

Е—И в окончаниях глагола

Бреет, обидит, хлопнет, дышит, веет, слушает, терпит, учит, слабеет, обидит, машет, колет, пишет, тащит, слушает, зачистит, смочит, плачет, борется, строит, ненавидит, храбреет, таращит, отнимет, зависит.

Окончание имён прилагательных

В помещичьем доме, на свежем воздухе, певучим голосом, на высоком плоскогорье, от большой дороги, в тёплом воздухе, с надёжным другом, об умелом брате, из хорошей книги, в зимнюю пору, в весеннем лесу, по снежному следу, тёплую куртку, об аккуратной ученице, об опасном путешествии.

-ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах

Сильно нагибаться, трудно ужиться, стал осматриваться, голова кружится, весело смеётся, надо остаться, продолжал двигаться, быстро одевается, легко двигается, добраться до опушки, краски сливаются, звуки не доносятся, колонны продвигаются, трудно просыпаться, девочка наряжается.

Творческие диктанты для закрепления

и повторения словарных слов

Собака, девочка, воробей, карандаш, морковь, капуста, учитель, Россия, тарелка, ворона, сорока.

Коньки, арбуз, Россия, ладонь, посуда, пальто, собака, тарелка.

Москва, морковь, сорока, посуда, собака, коньки, ворона, Россия.

(1,1,1,1,1,1,1,1 = 8)

Арбуз, ладонь, пальто, тарелка, капуста, ворона, сорока, коньки.

Семья, силач, петух, мальчик, лимон, мебель, учитель, звезда.

(1,2,1,2,2,1,1,1 = 11)

–         ;  –     .  Сложите цифры  и запишите результат.

1. Капуста, коньки, пальто, Москва, арбуз, Россия, тарелка, собака, ладонь.

(                                                           )

2. Морковь, арбуз, воробей, Москва, пальто, ворона, сорока, карандаш, посуда.

(                                                      )

1) – Если словарное слово пишется с большой буквы, поставь знак        , а если с маленькой ___.

2) – Запишите схемы каждого предложения.

Диктанты с родственными словами

1. Москвич, посудина, собачка, конькобежец, арбузище, россияне, мебельная, учительская, воронята, мальчишка.

2. Московский, собаковод, капустный, посудник, конькобежка, арбузик, Российская Федерация, мебельщик, девчонка.

3. Москвичка, посудный, капустка, собачник, пальтишко, собачий, собачонка, конькобежный, арбузная, российский.

Для чего нужны коньки? Для передвижения! Любили коньки и в древности. Только тогда они были не металлическими. Учёные нашли коньки, сделанные из кости животного. Известны и деревянные коньки. Три столетия назад при правлении царя Петра I появились металлические коньки для катания на льду. На изгибе конька «восседала» лошадиная голова.

(По Э. Вартаняну«История географических названий»)

Диктант с пословицами и поговорками

Диктанты с фразеологизмами

«Обратные» фразеологические диктанты

1. Кто съел бобовое зёрнышко и подавился? (Петушок)

2. Кто убежал от Федоры в сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»? (

3. Кто в сказке Шарля Перро был ростом с пальчик?

4. Среди обширной канзасской степи стоял её домик, который унёс ураган, и она попала в Страну Жевунов, где встретила Страшилу и Дровосека. (

5. Кто в сказке Джанни Родари «Чиполлино» правитель королевства? Он был одет во всё жёлтое с ног до головы,  а на жёлтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик.

7. В сказке «Золотой ключик» Артемон, это кто?

8. Кого в сказке Максима Горького называют Пудиком?

по произведениям К. И. Чуковского

На воздушном шарике.

А за ними раки

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Загубила нас она!»

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зёрнышка не видно!»

– Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоём

Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Как   весёлые котята,

Прямо к дедушке мохнатому,

«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,

(мальчики и девочки)

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

И захлопали б от радости

Диктант «Запиши отгадку»

А сама безротая.

Лёг у двери поперёк.

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(коньки)  (Е. Благина)

Четверо коней стоят

Плечом к плечу, да к боку бок,

А пятый крепенький конек

В сторонке затаился,

К полю наклонился.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них поищи.

Где носом проведёт, там заметку кладёт.

Любит он тетрадки и книжки,

Любит он цифры «4» и «5»

Ребятам без устали выдавать.

Он любит нас, хоть строгий,

И снова в сотый раз

Он каждым утром рано

С улыбкой входит в класс.

(учитель) (Р. Якубова)

В землю вросло.      (морковь)

Диктант «Добавьте словечко»

В сарафанчик свой зелёный,

Завила оборки густо.

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Весь день она хлопочет.

Всех за день навестит,

Всё, что знает, растрещит!

С ней одна морока.

9.  Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки!

10.   Гребень, шпоры, пышный хвост,

Солнца луч едва пробился,

Звонкой песней он завился.

Как последний луч потух,

Оцените статью
Экодиктант - Помощь