Итоговый диктант с заданием за 6 №9


Содержание
  1. Диктант правописание безударных окончаний имен прилагательных 4 класс
  2. Зрительные диктанты по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»
  3. Предупредительные и объяснительные диктанты по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных»
  4. Выборочные диктанты по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных»
  5. Проверочные диктанты по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных»
  6. Проверочные диктанты по теме «Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода».
  7. Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных», 4 класс
  8. «Глагол. Глаголы прошедшего времени единственного числа. Не с глаголами»
  9. Объяснительные диктанты по теме «глагол. глаголы прошедшего времени единственного числа. Н Е с глаголами»
  10. Выборочные диктанты по теме «Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. – НЕ- с глаголами».
  11. Словарный диктант подлежащее зимородок

Диктант правописание безударных окончаний имен прилагательных 4 класс

Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Зрительные диктанты по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»

***Безмолвное море, лазурное море,Открой мне глубокую тайну твою:Что движет твоё необъятное лоно?Чем дышит твоя напряжённая грудь?В. Жуковский.

***Уж вечер. облаков померкнули края,Последний луч зари на башнях умирает;Последняя в реке блестящая струяС потухшим небом угасает. В. Жуковский.

***По горам две хмурых тучиЗнойным вечером блуждалиИ на грудь скалы горючейК ночи медленно сползали. Я. Полонский.

***Ещё вчера, на солнце млея,Последним лес дрожал листом. И озимь, пышно зеленея,Лежала бархатным ковром. А. Фет.

Яблоко спелое, красное, сладкое,Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю,Яблоко с другом своим разделю.(Я. Аким)

***Облака,Облака —Кучерявые бока,Облака кудрявые,Целые,Дырявые,Лёгкие,Воздушные,Ветерку послушные.(С. Михалков)

Диктант «Жара». По ясному небу неслись высокие и редкие облака. Они были похожи на весенний запоздалый снег. Облачка быстро таяли на синем небе. Наступила жара. Мы долго бродили по лесу. Ноги путались и цеплялись в длинной траве. Она обильно поливалась горячим солнцем. По И. Тургеневу.

Диктант «Река». Скоро выпал и первый снег. Река всё ещё не поддавалась холоду. Всего опаснее были ясные, звёздные ночи. Холод старался сковать её льдом сонную. Так и случилось. Бурливая горная река присмирела. Холод крепко обнял гордую красавицу и точно прикрыл её зеркальным стеклом. По Д. Мамину-Сибиряку.

Диктант «Февраль». Пришёл суровый февраль. С сильными вьюгами, метелями, морозами. В эту зимнюю пору птицам приходится особенно трудно. Трудно достать пищу под глубоким снегом. Голодной птице морозный день — это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей. В. Чаплина

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных»

Диктант «Роза». B цветнике расцвёл розовый куст. Роза распустилась в прекрасное майское утро. На её лепестках утренняя роса оставила чистые прозрачные слезинки. Вокруг всё было так прекрасно! Всё обдувалось свежим утренним ветерком. Лучи сияющего солнца упали на лепестки розы. Она склонила чудесную головку. Роза разливала вокруг тонкий свежий запах. По В. Гаршину.

Диктант «Жёлтое и белое». В глубоком овраге лежит снег. А над тёплой поляной кружат лимонницы. Их жёлтые крылья спорят со старым белым снегом. Появляются первые весенние цветы — ветреница, мать-и-мачеха. Вот вспыхнули калужницы и купавы. А вот зацвела душистая черёмуха. Белое и жёлтое проходят через всю весну. В середине лета они сводятся в одном чудесном цветке — ромашке. По Ю. Ковалю.

Диктант «Зимой в лесу». С приходом зимы в лесу всё изменилось. Заснул в глубокой норе барсук. Под тёплой моховой кочкой уснула до весны гадюка. Белая куропатка сменила пёструю летнюю одежду на зимнюю. Теперь она важна разгуливает среди сугробов. Белую шубку надел горностай. Его не видно на белом снегу. Только чёрный кончик хвоста выдаёт проворного зверька. Он услышал под пушистым снегом писк. Вот горностай исчез в снежной норке.

Диктант «Олень». Пришла зима. Лес притих, насторожился. Белой скатертью покрылись поляны. Блестящий иней лежит на деревьях и кустах. Тяжело приходится в зимнем лесу благородному оленю. Трудно ему бродить в поисках пищи по глубокому снегу. Питается он веточками деревьев. Олень прислушивается к каждому звуку. Вот упала с могучей ели шапка снега. Наступает тишина.

Диктант «Снежные узоры». За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел на окно. Всё оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры? Водяные пары от холодного воздуха стали капельками воды. Эти капельки осели на ледяном поле. Достаточно пылинки на стекле, чтобы уцепиться первой льдинке. Льдинки растут и растут. Вот и получаются разные рисунки. Они сверкают, переливаются в лучах зимнего солнца. По Д. Тихомирову.

Диктант «Снегирь». Родина снегирей — хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в лесу только в начале зимы.

Диктант «Деревья». Ласково смотрит солнце с синего неба. Свежий ветерок гонит лёгкие облака. Берёзы — пионеры леса. Они первыми заселяют новые места. Что там за дерево манит нас резными листьями? Это могучий дуб. Он растёт на границе леса и степи. В чаще леса растёт ель. Зимой её семенами кормятся белки, дятлы, клесты. У реки ветки плакучей ивы низко опустились к воде. Они смотрятся в прозрачную гладь.

Диктант «Летняя прогулка». Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Спокойно стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки пробиваются на траву лучи утреннего солнца. В роще распевают птицы. Звуки их песни разливаются по всей окрестности. В конце рощи есть овраг. В глубоком овраге поёт ручей. Как приятно в жаркий день выпить холодной воды! Хорошо летом в тенистой роще, в лесу, в поле.

Диктант «В зарослях»Путешественники забрались в высокие густые заросли болотных растений. В этих зарослях дети могли спрятаться как в настоящем лесу. Длинные листья красиво изгибались зелёными арками, под которыми можно было пройти. Прямые стройные стебли, увенчанные бархатными головками, тянулись вверх. Когда Ваня жил в городе, мама каждое лето покупала такие бархатные шишки на длинных зелёных стеблях. А теперь эти шишки росли прямо вокруг них.(По Г. Скребицкому)

Диктант «Пустыня»Пустыня — как море, только вместо воды песок. По зыбучим пескам лучше всего ехать на верблюде. Широкие мозолистые подошвы не дают верблюду увязнуть в песке. Верблюд может несколько дней не есть и не пить. Сухих и жёстких колючек ему хватает, чтобы быть сытым. Хорошо ехать между верблюжьих горбов: похоже, как будто плывёшь на лодке. Без верблюда люди не могли бы жить в горячей пустыне.(По Г. Снегирёву)

Диктант1. За правое дело стой смело. 2. Маленькое дело лучше большого безделья. 3. Верному другу цены нет. 4. Не жалей сил для полезного дела. 5. Не жди лета долгого, а жди лета тёплого. 6. Береги землю родимую, как мать любимую. 7. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. 8. Умелые руки — помощники науки. 9. Доброе дело и в воде не тонет. 10. У горькой беды нет сладкой еды. 11. Плохая стоянка лучше доброго похода.(65 слов) (Пословицы)

Новая орфограмма: Безударные гласные в падежных окончаниях прилагательных

Повторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова3. Проверяемые безударные гласные в корне слова4. Раздельное написание предлогов5. Разделительный мягкий знак

Словарное слово — хороший.

Диктант «Крот». Крот — подземное животное . Этот маленький зверёк умещается на ладони. Он ведёт подземную жизнь. Рыхлая, плодородная почва служит ему домом. Передние лапы крота как лопатки. Ему нипочём грубая работа. У крота чуткий нос. Крохотные глазки спрятались в шерсти. Целый день крот занят работой. Для этого нужна сытная еда. Крот ест мясную пищу. Дождевой червь, проворная ящерица, зелёная лягушка — любимая еда крота. Крот — существо вздорное, сварливое. Он живёт один.(68 слов) (По В. Пескову)

Повторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Сочетания букв жи, ши3. Сочетания букв чу, щу4. Проверяемые безударные гласные в корне слова5. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова6. Раздельное написание предлогов7. Гласные и согласные буквы в приставках8. Безударные гласные И-Е в падежных окончаниях существительных9. Большая буква в начале предложения10. Точка в конце предложения

Словарные слова: животное, лопатки (лопата), работа.

Выборочные диктанты по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных»

Задание к диктантам: выпишите имена прилагательные вместе с существительными, определите род, число, падеж прилагательных.

Диктант 1. Мы пошли по неширокой тропе. Узенькая стёжка бежала между кудрявых берёзок. Вскоре я услыхал таинственный плеск воды. Это была не известная мне река. Когда мы подошли ближе, лес расступился и показалась яркая луговина. Река змеилась в береговых отмелях. У самой реки росли высокие ели. Вода в омутах, несмотря на большую глубину, просматривалась. У берега, в тихой заводи, росли золотые кувшинки. Прямо за рекой поднималась изгородь из тонких жердей.(Е. Твердов)

Диктант 2. Картофель — очень полезное растение. Клубни его идут в пищу. Из них делают картофельный крахмал. Над землёй у картофеля зелёные сочные стебли и большие листья. На стеблях — белые и розовые цветки. В земле тоже стебли — белые и тонкие. На концах их образуются картофелины. Картофель окучивают. Его надземные зелёные стебли присыпают землёй. На них растут новые стебли, а на стебельках — новые клубни. На клубнях картофеля есть глазки. Перед посадкой клубни надо держать на свету. Из глазков появляются молодые побеги.

Диктант 3. Февраль — пора низкого солнца и длинных теней. Мороз и иней. Пушистые берёзы стоят. Лиственные берёзы стали все в хвойных белых иголочках. Тишина. Но вот минула долгая ночь — и за окном уже незнакомые места. Свистит метель — от земли до неба весёлая кутерьма. Берёзки вытянули по ветру тонкие руки- ветви, а строгие ели хмуро покачивают головами и хлопают себя по колючим бокам косматыми лапами. Ещё минула ночь — и за окном уже новый вид. Снег стал сырой, пористый. Солнца не видно. На чёрных ветвях набухли капли. С каждым новым днём всё больше за окном света.

Диктант 4. Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее. море, а с другой стояли седые горы. Путники искали красоту. Один человек был с горячим сердцем, а другой — с холодным сердцем. Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. Он увидел в сером камне прекрасный цветок. Другой увидел только трещину на камне. Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А другой человек сидел на берегу и смотрел на море. Вот из камня показался цветок изумительной красоты. Человек освободил из каменного плена красоту! Только человек с холодным сердцем не увидел красоты!(По В. Сухомлинскому)

Проверочные диктанты по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных»

Диктант «Прогулка». Удивительная была прогулка. Мать с сыновьями гуськом шли к дальнему роднику по узенькой тропке. Сияло холодное небо. В морозной тишине громко трещали сороки. В густых кедровых ветвях прятались белки. Ловкие зверьки весело прыгали с ветки на ветку. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. Вот свалилась с верхушки старой ели большая гора снега. Геку показалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса. По А. Гайдару. Слово для справки: дремучего.

Диктант «Снег». Великолепен был вид зимней природы. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. Стояли короткие зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность синего неба. Надвинулась пухлая белая туча. Большими хлопьями стал падать снег. Наступали зимние длинные сумерки. Небо сыпало снежный пух. Я подходил к деревне. По С. Аксакову. Слова для справок: великолепен, сумерки.

Проверочные диктанты по теме «Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода».

Предложение под диктовку.

Предложения под диктовку.

Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных», 4 класс

Диктант с грамматическим заданием

«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Спектр проверяемых умений

Знать признаки и склонение личных местоимений.

Знать лексико — грамматические признаки местоимений.

Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений.

Уметь анализировать предложения с личными местоимениями.

Уметь находить способы проверки написания слов.

Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях.

Слова для справок: сверкает , жилет ; сообщить постановку двоеточия в последнем предложении; написать название птицы.

1. Подчеркните вопросительное и восклицательное предложения.

2. Разберите по составу слова: грудка , сидит , радостную .

3. Выпишите словосочетания прил. + сущ., согласованные: вариант I – в мужском роде;

вариант II – в среднем роде.

Определите падеж прилагательных.

В а р и а н т I В а р и а н т II

Зимний денек (И. п.). я ркого солнца (Р. п.).

Легкий морозец (И. п.). в кусным салом (Т. п.).

ТЕМА: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. П РАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.

1. Выписать словосочетания, состоящие из имен существительных и имен прилагательных мужского и среднего рода.

Загадки. 1) По голубому блюду катается золотое яблоко. ( Небо и солнце.) 2) Весной в цветном платьице, зимой в белом сарафане. ( Лиственный лес.) 3) Колючий ежик вцепился в одежду. ( Репейник.) 4) Желанный гость с далекого края под окном живет. ( Ласточка.) 5) Ровненьким шнурочком сотни верст тянется, нигде не затеряется. ( Железная дорога.) 6) В маленьком амбаре держат сто пожаров. ( Спички.)

2. Выписать словосочетания, состоящие из имен существительных и имен прилагательных женского рода.

Пословицы. 1) На родной стороне и камушек знаком. 2) Старую лису хитростям не учить. 3) Умную речь хорошо и слушать. 4) Нет плохой земли, есть плохие пахари. 5) За чужой щекой зуб не болит. 6) Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше всего — на зеленой ветке. 7) По кривой дороге вперед не видать. 8) Горькая правда лучше сладкой лжи.

3. Выписать словосочетания, состоящие из имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.

1) Мчалась речка голубая в изумрудных берегах и звенела и журчала, греясь в солнечных лучах. 2) Бушевали ночные метели, заметали лесные пути. 3) Звезда над темными далекими лесами все ярче искрится, прекрасна и грустна. 4) После теплых зимних дней будет лето золотое вдвое краше и милей! 5) На подводных полянках лежали красные морские звезды. 6) Любовь к родным полям была еще живей. 7) Птицы громко распевают, рады солнечным лучам.

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Невидимая крупная рыба медленно водила леску по кругам. Солнечный луч упал на воду. Я увидел под водой яркий блеск.

Мы вытащили рыбу через несколько минут. Это был громадный линь со смуглой золотой чешуей и черными плавниками. Он лежал в мокрой траве и медленно шевелил толстым хвостом.

В лесу трещат от холодов деревья. А под ивой небольшое зеркальце теплого лесного ручья. Как красиво зимнее зеркальце в мраморной оправе искристых снегов! Живые тоненькие травинки на дне ручья радуют и веселят глаз. Смотрится ива в синюю гладь воды. И снится ей веселая весна, ласковое солнце, звонкие песни лесного вольного ветерка.

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Наступила пора яркого солнца и полосатых снегов. В марте горят снега. Все усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи — лиловыми. Днем на солнце капель. Ночью звонкий мороз. А на рассвете морозный пар. Белые березы в седой дымке.

Почки раскрываются, шоколадные с зелеными клювиками. И на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля.

По небу плывет пушистое облако. А вот еще такое же белое и пушистое. Они медленно плывут по весеннему небу, как стая огромных белоснежных птиц. Это весенние, кучевые облака.

Утро выдалось прохладное, золотое, веселое, звонкое такое. Трава лоснилась, точно яркий зеленый шелк, и на ней там и сям дрожали, играли разноцветными огнями крупные алмазы росы.

Посреди лесного озерца расцвела желтая кувшинка. Высунула из воды стебелек, будто палочка, и на нем распустился большой круглый цветок. Издалека его видно — золотой шарик на голубой воде.

В багряных листьях у меня ягодки поспели. Одна к другой — чистые, блесткие, будто угольки пламенные. После мороза и без меда вкусны!

И вот прилетели к нам грачи. Милые, черные, умные и такие родные, российские птицы, спутники хлебопашца во все времена. Серьезные и сосредоточенные, они хлопочут над парком, голосисто перекликаются.

Я шел крутым берегом знакомой реки. Под обрывистым откосом текла вода. Над быстрой водою склонялись зеленые ветви ив.

Вдруг я увидел маленькую птичку. Она стрелой кинулась с высокого берега в прозрачную воду. Это зимородок. Зимородка я узнал по яркому оперению, по длинному клюву и по быстрому полету и умению нырять.

Удивительная птичка вынырнула из воды. В клюве у зимородка была серебряная рыбка. (63 слова)

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветви берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе легкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пестрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далекой Африки летят на родину грачи и скворцы. (78 слов)

Мшары — это глубокое озеро с холодной и прозрачной водой. Могучий дубовый лес стоит по берегам озера. Осенью оно бывает завалено сухими листьями дубов, рябин, черемухи, липы, орешника. В озере водятся юркие окуни с белой на брюшке чешуей и нежная серебристая плотва. Однажды вечером я сидел с удочкой возле длинной коряги. Большой черный жук стукнулся о корягу и упал в озеро. Вдруг со дна медленно поднялась громадная щука. Она спокойно проглотила жука и уставилась на меня круглым желтым глазом. Потом она плеснула по воде сильным хвостом и скрылась в глубоком озере. (91 слово)

Слова для справок: завал е но, вод ятся , пл о тва, к о ряга.

Диктанты по русскому языку для 3 класса по теме: “Глагол”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

«Глагол. Глаголы прошедшего времени единственного числа. Не с глаголами»

Диктант «Муравей». Я сел на обочину дороги. Пригревало солнце. Большой рыжий муравей легко вполз на мой сапог. Он огляделся с высоты и спустился на землю. На земле лежало гнилое бревно. Он быстро пробежал мимо. Вот он остановился около пня. С одной стороны пень был гладкий и блестящий. Не влезет тут муравей. На другой стороне пня были корявые борозды. По ним муравей и пополз. Я долго следил за ним. Слова для справок: на обочину, по ним, за ним. Диктант «Птицы». Деревья и кусты освободились от снежного плена. Показалось солнце. Ожила земля. Радует слух чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Ласточка ловко лепит его из земли и глины. У иволги гнездо сделано из травки, гибких стебельков. Я люблю смотреть на птиц. Грустно жить без них.

Диктант «Жара спала». Усталое солнце село. Дневная жара стала спадать. Вот появился на опушке леса ворон. Посидел он, осмотрелся и скрылся в густой листве. Трудна жизнь у него в любое время года. Послышался резкий гул. Жук пронёсся над головой. Опасен он. Листву многих деревьев объедают жуки. Особенно они любят молодые листочки берёз, обгрызают начисто всё дерево. Спустилась ночь. Заснуло озеро. Промелькнула тень. Ночные птицы выходят на охоту.

Диктант «Весенняя вода». Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну. Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.

Диктант «Загадка лесного озера». Однажды я отправился к лесному озеру. Стоял тёплый осенний день. Озеро блестело под лучами солнца. Стояла удивительная тишь. У озера я обнаружил склада дров. Это были осиновые поленья. Каждое полено на конце стёсано. Но кто догадался их под водой прятать? Одно полено лежало на траве. Я огляделся и заметил бобра. Теперь я знаю, чья это работа.

Диктант «Ёж проснулся». Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали ручьи. Под корнями старой ели была нора. Там спал всю зиму сердитый ёж. Холодный ручей разбудил зверька. Он выбежал на лесную поляну и осмотрелся. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Пронеслось облачко. Ёж лёг на спинку. Тёплые лучи солнца согрели его. По Г. Скребицкому.

Диктант «Тёплые дни». Отшумели вьюги и метели. Солнце льёт на землю свет и тепло. Мы пошли на экскурсию в лес. Гибкие ветки берёз покрылись пахучими почками. Ива распустила свои нарядные барашки. Ослепительно блестели на солнце лужи. Из них пили птицы. Ожили муравьи. Показалась зелёная травка. Но мороз из лесу не ушёл. Тонкой корочкой льда покрываются утром лужи. Слово для справки: покрываются.

Диктант “Поспешили”. Мы бродили по лесу и наблюдали за птицами. Вдруг мы услышали звук пилы. В лесу велась заготовка дров из су-хо-стой-ного леса. Мы поспешили на звук. На земле лежала осина. Валялось множество пустых еловых шишек. Здесь кормился дятел; Около пня отдыхали два паренька. Все стали осматривать дерево. Оно было совсем свежее. Дятел зимой выслушал больную осину и вытащил вредителей. Лесной доктор спас дерево. Люди этого не поняли. По М. Пришвину. Слова для справок:часть — услышали, сухостойного;часть — множество, шишек;часть — совсем, этого, осматривать.

Объяснительные диктанты по теме «глагол. глаголы прошедшего времени единственного числа. Н Е с глаголами»

Диктант «ЧТО УМЕЮТ СЕВЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»Задание: Подчеркнуть глаголы, поставить к ним вопросы. Белый медведь может проплыть по морю без отдыха много часов. Тюленята с рождения лежат на голом льду. И только здоровее становятся. Песцы хранят свои запасы в вечной мерзлоте, как в холодильнике. Киты белухи умеют щебетать, щёлкать и свистеть, как птицы. А ещё кит может проломать спиной лёд, а потом высунуться и дышать в пробоину.56 слов, , (По Н. Сладкову)

Диктант «ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме прошедшего времени. Поставить к ним вопросы. Пожарную собаку звали Боб. Один раз загорелся дом. К пожарным выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась маленькая девочка. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он вынес из горящего дома в зубах девочку. Мать плакала от радости. Но Боб рвался опять в дом. Скоро он выбежал с чем-то в зубах. Все посмотрели и расхохотались. Это была большая кукла.68 слов. ( По Л. Толстому)

Диктант «РУСАК»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме прошедшего времени. Поставить к ним вопросы. Заяц-русак жил зимой возле деревни. Пришла ночь, поднял он одно ухо, послушал. Потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул по глубокому снегу и стал оглядываться. Снег лежал волнами и блестел на солнце. Он был похож на сахар. Над головой зайца стоял морозный пар. Сквозь этот пар виднелись большие яркие звёзды.58 слов. ( По Л. Толстому )

Диктант «МОНЕТКА»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме прошедшего времени. Поставить к ним вопросы. Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки. Чистенькая, светленькая. Покатилась и зазвенела:«Пойду гулять по белу свету!» И пошла. Ребёнок крепко сжимал её в своём кулачке. Люди постарше вертели и поворачивали много раз. А у молодых она не задерживалась и катилась дальше. Потом она отправилась за границу и оказалась последней родной монеткой в кошельке путешественника.57 слов. ( По Г. Андерсену)

Диктант «НА ЮГ»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме настоящего времени. Поставить к ним вопросы. В городе прошли дожди. Вода рекой несётся по улицам. Мы отправляемся на юг. Остаётся позади город. Отстали от поезда ливни. В окна ударяет солнце. В вагон залетает запах свежей травы. В чудесный край идёт поезд. Там степь сменяют горы. Дома с высокими крылечками подняли над землёй маленькие окна. За ними уже синеет тёплое море.56 слов.

Диктант «ПЕРЕД ГРОЗОЙ»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме настоящего времени. Поставить к ним вопросы. До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять. Большая лиловая туча быстро подвигалась к нам. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул. Но вот передние облака уже начинают закрывать солнце. Вот оно выглянуло последний раз и скрылось. Вот задрожала осиновая роща. Макушки больших берёз начинают раскачиваться. Ветер ещё усиливается. Вся окрестность оглашается равномерным шумом падающего дождя.58 слов. ( По М. Пришвину )

Диктант «КОРМ СКВОРЦАМ»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме настоящего времени. Поставить к ним вопросы. Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет разных червяков, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи в воздухе или на дереве. Его корм на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых? В тысячу раз больше собственного веса!62 слова. ( По А. Куприну )

Диктант «ЭНЕРГИЯ»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме настоящего времени. Поставить к ним вопросы. Жизнь на планете нельзя представить без тепла, без энергии. Энергия приводит в движение машины, освещает жйлища, варит нам пищу. Она доставляет продукты в магазины и научные приборы на соседнюю планету. Энергию мы добываем из угля, нефти и газа. Из природного газа получают много полезных вещей. Его превращают в тепло, свет, электричество. Химики делают из газа ткани, кожу, ковры, шины для автомобилей и дру-гие необходимые человеку предметы.67 слов. ( Из журнала)

Диктант «КТО РАЗБУДИЛ ТИШИНУ?»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме будущего времени. Поставить к ним вопросы. Светает. Ночью пошёл дождь. В лесу мрачно и сыро. Стоит полная тишина. Но вдруг в ветвях старого дуба слышатся лёгкие звуки. Среди разлапистых ветвей суетятся две проснувшиеся синички. Они трясут мокрыми крылышками и тихо переговариваются. А скоро и солнце проснётся. Все оживёт. Зелёный луг заиграет огоньками росинок. Зашумит, зазвенит лес, наполнится голосами. Так синички тишину будят.59 слов.

Диктант «ЛЕСНАЯ РЕЧКА»Задание: Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме будущего времени. Поставить к ним вопросы. Весной на лесной речке дикие утки строят гнёзда. А селезни плавают рядом и красуются перед утками. Летом придут купаться лоси с лосятами. Расцветут на речке водяная гречиха и кувшинки. От берега к берегу с криком пролетит голубой зимородок. Сядет на ветку над водой, замрёт и ждёт рыбку. Зимородок нырнёт, схватит рыбку и несёт птенцам в пещеру над обрывом.60 слов. ( По Г. Снегирёву)

Выборочные диктанты по теме «Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. – НЕ- с глаголами».

Диктант 1. Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Желтеет зверобой, синеют тёмно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники. Без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики и кобылки, вьются над цветами жучки и разновидные козявки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются либо кошкой взвизгивают жёлтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукуют кукушки и на разные голоса весело щебечут малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки.( А. Мельников- Печёрский)

Диктант 2. Пришла весна, а с ней и большая вода. В большую воду, как в зеркало смотрятся скалы, зубчатый лес, домики. Вверху – небо и облака, внизу – такое же небо и облака. Птицы путаются: то взмывают, то бросаются вниз. Медленно кружат два ворона и твердят своё: “Крук, крук.” Договариваются: “Облетим круг, ещё круг.”(А. Тумбасов)

Диктант 1. Задание: напишите глаголы в прошедшем времени. 1) Пишет, играет, поёт, рисует, колет, темнеет, топит, веет, свищет, спит, смеётся, тает, греет, бежит, печёт, рычит, мычит, кукарекает, гладит, спорит, мусорит, чистит, метёт, плетёт, бьёт, шьёт.2) Улечу, уберу, накормлю, навещу, выплачу, рассмешу, покажу, вылечу, напою, вылью, испеку, сосчитаю, отомщу, догоню, разорву, закричу, заплачу, спрыгну.3) Накошу, угощу, прочитаю, потеряю, размещу, прилечу, накажу, расскажу, защищу, разнесу, приплыву, наточу, приглашу, отвечу, составлю, сложу.4) Приползу, вылезу, сберегу, увязну, замёрзну, окрепну, запрягу, прилягу, окрепну, помогу, разгрызу, озябну, охрипну, ототру, запру.

Диктант 2. Задание: образуйте однокоренные глаголы в будущем времени. Используйте приставки.1) Светит, смотрит, ест, ловит, дарит, едет, плывёт, бежит, платит, лижет, ходит, кормит, носит, гребёт, крутит, просит, жужжит, просит, ловит, машет.2) Хлопает, воркует, громыхает, жужжит, стучит, желтеет, белеет, бледнеет, хихикает, чернеет, скрипит, краснеет, булькает, тикают, поют, розовеет, алеет, синеет, голубеет, трещит, щебечет, серебрится, шелестят, шуршит, мяукает, лает, квакает, ухает.

Диктант 3. Задание: запишите глаголы в настоящем или будущем времени. Читал, писал, кричал, лепил, свистел, бил, дрожал, молчал, пил, вил, гремел, шёл, стучал, шил, лил, объяснял, говорил, сказал, увёл, вопил, понимал, плакал, мечтал, сидел, звал, встал, танцевал, угостил.

Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку. Но пышный наряд не шел к ней. В ее облике было что-то скорбное, печальное. Удочка перестала качаться, и птичка замерла на ней неподвижным комочком. Она зябко втянула в плечи голову и опустила длинный клюв. Сколько я ни следил за ней, она ни разу не пошевелилась. Казалось, она уронила что-то на дно реки и теперь разыскивает свою потерю.(По Е. Носову)(110 слов)

Задание (на выбор учащихся)1. Докажите, что это текст художественного стиля.2. Запишите текст под диктовку. Подчеркните определения, выраженные прилагательными. Графически объясните их правописание;— выполните морфологический разбор 2—3 прилагательных.3. Продолжите рассказ о зимородке. Может быть, у вас получится сказка, а может быть, быль. А как рассказал ее автор?Прочитайте рассказ Е. И. Носова «Зимородок».

Словарный диктант подлежащее зимородок

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

• Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.;

• В. В. Бабайцевой и др.;

• М. М. Разумовской и др.

Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 (в ред. от 13.01.2011).

руководитель структурного подразделения предметов социально-гуманитарного цикла ОМЦ ЦОУО г. Москвы И. И. Карпова;

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 310 г. Москвы Г. Н. Можейко.

Данные контрольно-измерительные материалы можно использовать, работая с любыми учебниками и пособиями по русскому языку для 5 класса, которые соответствуют программе общеобразовательных учреждений по русскому языку и включены в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ к использованию в школе.

Актуальность данного издания несомненна: учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену, ставшему обязательным в нашей стране.

Структура КИМов для 5 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит начать подготовку к экзамену заранее.

Содержание пособия опирается на государственные образовательные стандарты и нормативно-методические материалы, соблюдает принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. К ИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, а также с учетом Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (для 5 класса) (М.: Просвещение).

Материалы пособия помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках; пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку, подготовке к ЕГЭ в 10–11 классах в качестве повторения пройденного материала.

В конце книги ко всем тестам приведены ответы.

Основные темы курса русского языка в 5 классе:

Язык — важнейшее средство общения.

Повторение пройденного в 1–4 классах.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

Лексика. Культура речи.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфология. Орфография. Культура речи. ( Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.)

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.

Примечание. В таблице не учитывались устные виды знаний и умений.

Тематические тесты содержат 6–7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А — базовый (не менее 4 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В — более сложный (1–2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12–15 вопросов и заданий, также трех уровней сложности.

На выполнение тематических тестов отводится 7–15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания.

На выполнение итоговых тестов отводится 40–45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

Пример задания из части А

А1. В каком слове все согласные звуки мягкие? (Фонетика.)

Пример задания из части В

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы. ( Лексика.)

Рысь — осторожное и ловкое животное.

Ответ: рысь (1 балл).

Пример задания из части С

С1. Напишите небольшое рассуждение на тему «Почему так назван маятник».

Критерии оценки ответов

В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Ответы на задания части С в 5 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»;

60–80 % — оценка «4»;

40–60 % — оценка «3»;

Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.

Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы

А1. Какое слово пишется не так, как произносится?

А2. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

□ 3) с.гласный, л.теть

□ 4) с.бака, укр.шать

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 2) нахо.ка, пило.ка

А4. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

В1. Из данного предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

Лыжи у печки стоят.

С1. Напишите, в чём заключается особенность буквы Ь и в каких случаях она употребляется. ( Ответ должен быть полным.)

Оцените статью
Экодиктант - Помощь