1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Дорога
Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села или, наоборот, в село со станции.
Летом кажется, что дорога, которая зимой могла показаться однообразной и скучной, необычно разнообразна и живописна. То она спускается в глубоченный лесной овраг, где сырой прелью обдает из-под темного полога леса, где трухлявеют пни, истлевают упавшие деревья и перегорает прошлогодняя листва; то, поднявшись из оврага, заденет дорога лесную опушку, где над цветами веселое кипение и пчел, и ос, V шмелей, и бабочек, где тотчас въедешь в жаркое испарение пестрых цветов, горячего цветочного меда; в эту пору, если и поле, то не ровное пустое место, а, к примеру, хлеба. С холма не наглядишься на магово- зеленое, тронутое желтизной ржаное море, или, лучше сказать, озеро, а над ним прозрачными струями струится жара. Подвода въезжает в рожь по узкой дороге, и, наверное, даже верхушки нашей дуги не видать теперь со стороны, или, может быть, только ее-то одну и видно. Тележные оси задевают за рожь по сторонам дороги, оставляя на пригнутых стеблях черные метины колесной мази. Тут наступает полное безветрие и слепни начинают кружить над бедной лошадью, облепляя ее со всех сторон. Лошадь дергается и вздрагивает каждым мускулом, чтобы спугнуть назойливую тварь, машет хвостом, бьет себя по животу то одной, то другой задней ногой — все бесполезно.
И потому, что жарко, и потому, что нервничаешь: не опоздать бы на поезд, да к тому же чуть ли не в пятнадцатый раз любуешься на все вокруг, ждешь не дождешься, когда настанет конец тарахтенью телеги.
(По В. Солоухину) 248 слов
Другие диктанты из рубрики «11 класс»
До станц.и .ст.вал.сь ещ. с в.рсту. Кругом было тих., так тих., что по жуж.анию к.м.ра можно было сл.дить за его п.лёт.м. ( На) лев. ч.рнел. глубокое ущел.е за ним и (в) п.р.ди нас (темно) синие в.рш.ны гор изрытые м.рщинами п.крытые сл.ями снега р.с.вались на бледн.м (н.б.) склон., ещ. с.хр.ня.шем п.следний отбл.ск з.ри. На тёмн.м неб. н.ч.нали м.л.кать звёзды и стран.о мне п.к.зал.сь что они г.разд. выше чем у нас на сев.р. . По об.им ст.р.нам д.роги т.рч.ли голые ч.рные камни (кой) где (из) под снега выглядывали кустарники но (н.) один сухой листок (н.) ш.в.лился и вес.ло было слышать ср.ди этого мёртвого сна пр.роды дыхан.е усталой п.чтовой тройки и (н.) ровное п.бряк.вание русского к.л.кольч.ка. (М. Лермонтов.)
В дороге
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы дыханье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика. ( М. Лермонтов.)
(105 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, корней с чередующимися гласными, согласных, гласных после шипящих и ц, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, н и ни в словах, наречий, сложных слов, предлогов и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)
Другие диктанты из рубрики «7 класс»
Контрольная работа по теме “Сложноподчиненное предложение”
Диктант с творческим и грамматическим заданием
1)Поезд прибыл с большим опозданием, и мы были принуждены дожидаться на вокзале рассвета.
2)Дальше мы предполагали ехать на лошадях, но оказалось, что готова автомобильная дорога. 3)Путь шел по прибрежной полосе вдоль реки, и это была живописная дорога. 4)Когда доехали до конца тракта, мы приобрели лошадей и дальнейший путь продолжали верхом.
5)Здесь нам пришлось преодолеть много препятствий: быстроходные горные реки, разлившиеся ручьи, поваленные деревья, огромные камни, сорвавшиеся с утесов.
6)Однажды дорогу преградила лавина, которая со страшным пронеслась перед нами, проложив себе путь сквозь дремучую тайгу.
7)На третий день верхового пути нашего слуха коснулся отдаленный шум большого водопада. 8)По мере приближения шум все возрастал, пока не превратился в сплошной оглушительный гул.
9)Как-то на пути попался горный козел. 10) Он, видимо, спал, но, заслышав нас, вскочил из-за скалы и замер, как 11)Потом он ускакал, обсыпав нас сверху мелкими камешками. 12)Мы не преследовали его, а устроились на привал, чтобы дать отдохнуть лошадям и привести себя в порядок.
13)Сверху на нас презрительно посматривали орлы, расположившиеся на неприступных скалах.
1)Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «пере».
2)Из предложений 7 –8 выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН» .
3)Замените разговорное слово в предложении 12 стилистически нейтральнымНапишите этот синоним.
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью Напишите получившееся словосочетание.
6)Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП первой части текста (предложения 1-6).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
1)Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание согласной в последующего согласного звука.
2)Из предложений 1 –3 выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н» .
3)Замените книжное слово в предложении 10 стилистически нейтральным Напишите этот синоним.
6)Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП второй части текста (предложения 7-13).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите его номер.
Сборник диктантов для учеников 5 класса с заданиями разной сложности. Данный раздел содержит тексты диктантов . К каждому диктанту разработаны задания, которые рекомендуется выполнить после написания диктанта.
Темы диктантов для 5 класса:
Диктант Буря (66 слов)
ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Контрольные диктанты по развитию речи 5 класс VIII вид образовательной деятельности
Тема: Текущий контроль знаний
Подготовила:
Семенова Екатерина Павловна,
учитель математики первой
квалификационной категории
Тема: «Повторение. Простое предложение»
Диктант “До свиданья лето”
Август подходил к концу. Солнце еще ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днем все холоднее березкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клены. В лесу стоит чуткая тишина. Всем жаль расставаться с летом.
(По С. Мартынову)
Слова для справок: чувствовалось, расставаться.
Летом всем приволье, всем раздолье. На лугах волнуется густая трава. Деревья в садах отцвели. Хлеба в полях уже начали желтеть. А сколько ягод, грибов! Краснеют в траве ягоды земляники. На кустах висят бусинки смородины. Вот уже и птенцы пищат в гнездах. Зоркий ястреб высматривает добычу.
Слова для справок: волнуется, добыча.
Диктант “В роще”
Осень. Редко светит осеннее солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно.
Наступила поздняя осень. Дует холодный ветер. Небо хмурится. Идёт мелкий дождь. На улице грязь и лужи. Поля опустели. Опали последние листья с деревьев. Молчаливый лес ждёт зимы. Начались заморозки. Замёрзли лужицы. Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки. Звери забрались в норы.
Ранней весной дед принёс лисёнка. Он подарил его внучатам. Лисёнок тихо сидел в ящике. Ему было грустно. Лисёнку дали мяса и молока. Он не ел. Дед вынес лисёнка в сарай. Утром лисёнка в ящике не было. Ночью приходила мать. Она увела лисенка в лес.
Тема: «Звуки и буквы»
Метро – это красивые подземные дворцы. Там чудесные лестницы поднимают пассажиров и опускают их к поездам. Летом в метро прохладно. Осенью в ненастную погоду и зимой в мороз в метро тепло и сухо. Поезда в метро быстро довозят пассажиров из одного конца города в другой. Мы гордимся нашим метро.
Тема: «Безударная гласная»
В нашей школе есть столовая. Это большая и светлая комната. В ней стоят столы и стулья. На столах — цветы. На окнах висят занавески. Вокруг столов сидят ребята. Они обедают. В столовой тишина. Есть надо молча. За порядком в столовой следит дежурный. Это — Вася Ильин. Он раздаёт обед, ложки, вилки.
Диктант “Птичьи гнезда”
Большинство птиц строят себе гнёзда. Гнёзда защищают яйца и птенцов. Гнёзда хорошо сохраняют тепло. От холода птенцы погибают. Самка сидит на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. Птенцы вечно голодны. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!
Диктант “Прощание с осенью”
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Диктант “Сельская школа”
Далеко видна наша школа. Она стоит на горе. Вокруг здания ребятишки посадили молодые деревья.
В классах светло. Тут уют и чистота. Стоят рядами парты. На стене висит доска. Посмотри в окно. Чудная картина! Широкая улица ведёт к реке. За рекой зеленеют поля. Белеет стволами берёзовая роща.
Слова для справок: здание, белеет.
Диктант “Верные следы”
Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.
Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.
(По Е. Пермяку)
Слова для справок: приведут, знакомые.
Тема: «Звонкие и глухие согласные в корне слова»
Диктант “Редкая лошадка”
Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка. У пони короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгляд! Малышка бежит по дорожке и тянет тележку. У пони лёгкий бег. Вот пришла повозка. Туда сели мальчики и девочки. Пони делает круг за кругом. Дети рады.
Слова для справок: кучер, тележка, вожжи.
Глеб запряг в телегу лошадку. Мы тронулись в путь. Узкая дорожка шла через поле. Воронок бежал лёгкой рысью. Вокруг раскинулся овёс. За полями начинался низкий кустарник. Проехали редкий лесок. Вот и деревня Редькино. На краю избушка. Тут живёт дедушка Тарас. Огород у деда большой. Созрели морковка, репка, горох.
Слова для справок: телега, лёгкой.
Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим крепким носом мягкое дерево. Кусочки коры и весь сор дятел выбрасывает вон. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепляются за стенки своими острыми когтями и вылезают из гнезда.
Тема: «Однокоренные слова»
По календарю ноябрь – последний месяц осени. С каждым днем все крепче утренние морозы. Под ногами уже хрустит тонкий ледок.
Речка у берегов замерзла. На озерах появились широкие полосы льда. И пруд затянуло льдом. Небо часто покрыто серыми тучами. Солнце редко светит и совсем не греет землю.
Тема: «Непроверяемые гласные и согласные»
Диктант “Дар природы”
Леса, рощи, сады — дар природы человеку. Чистый воздух лесов полезен для здоровья. Он придает людям силы. Деревья сохраняют влагу, защищают почву и посевы от ветров.
Пусть каждый школьник посадит дерево у дома или у школы. Оно принесет людям радость и красоту. Охрана природы—нужное дело. (45 слов)
Закатилось солнышко за горизонт. На краю болота стоит лосиха с лосенком. Досыта наелись они сочной травы. Задремала старая лосиха. Пищат над болотом комары. Спасаясь от комаров, прячутся лоси иногда в воду. Они проходят через болота, овраги, переплывают реки и лесные озера. Их можно увидеть на окраинах селений и городов.
(По И. Соколову-Микитову)
Слова для справок: досыта, переплывают.
Тема: «Приставки и предлоги»
Синица влетела в сад. На дереве она нашла большого жука. Синица схватила его с ветки. Вдруг с крыши спрыгнул кот. Синица увидала у дорожки кота. Кот залез под куст и следил за синицей. В сад вбежала собака. Она ‘набросилась на кота. Синица слетела с дерева.
Лёня увидал у старого сарая воробья. Он сильно дрожал от холода. Лёня взял воробья. Он принёс его в школу. Ребята положили воробья в шапку. Он отогрелся. Ребята покормили воробья. Потом воробей вспорхнул. Он сел на окно. Анна Сергеевна открыла окно. Воробей вылетел. Он весело зачирикал.
Тема: «Разделительный Ъ»
Мы обходили участок. Дорога шла на подъем. Под кустом лежал лосенок. Он был нездоров. Мы взяли лосёнка ни руки, но вдруг услышали рев. К нам бежала разъяренная лосиха. Шерсть стояла дыбом, ноздри от ярости раздулись.
Мы отпустили лосенка. Мелкими шажками он побежал к матери. Семья объединилась.
Слова для справок: нездоров, к нам.
В давние времена суслик и ворона были друзьями. Вместе они запасали на зиму колосья и съедобные травы. Раз улетела ворона в гости к сестрам и братьям. А суслик закрыл вход в нору и пошел спать. Стала ворона звать друга. Но суслик крепко спал. Осталась ворона без съестного припаса. И дружба врозь.
(По Н. Сацджиеву)
Слово для справок: врозь
Тема: «Части речи»
Диктант “Зимой в лесу”
На дворе мороз. Сильный ветер крутит хлопья снега. В лесу затихли голоса птиц. Только пестрый дятел стучит по коре своим крепким клювом.
Холодно и голодно зверям зимой. Медведь залез в берлогу. Лиса скрылась в нору. Бедный заяц дрожит под кустом. Голодные волки рыщут по лесу.
Диктант “Зимний лес”
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
(По И. Соколову-Микитову.)
Слова для справок: смолистые, чудесен.
Диктант “Узнай зверька”
В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осинки или берёзки.
Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов. (52 слова.)
Слова для справок: на нём, ему.
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные »
Диктант “Котенок Пушок”
Был у Веры котенок по кличке Пушок. Мягкий пушистый малыш. Раз увязался Пушок за коровой Майкой. Корова пасется, а Пушок прыгает от цветка к цветку. Вдруг появился пес Дружок. Оскалил зубы на Пушка. А котенок мигом очутился верхом на Майке. Так на корове и приехал домой.
(По В, Гаранжину)
Слова для справок: на берегу, раскинулся.
Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой течёт речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов.)
Слова для справок: на прополку, потом.
Тема: «Число имен существительных»
Наступила зима. Подул с севера сильный ветер. Глубокий снег покрыл землю пушистым ковром. Толстый лед лежит на реках и озерах. Замело все дороги. Часто бывают морозы и метели. Деревья стоят без листьев. Только сосны и ели зеленеют. Порывистый ветер качает деревья. Трещат сучья деревьев. Холодно зимой!
Тема: «Род имен существительных»
Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом для синиц.
Прилетела синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена.
Много корму запасли ребята своим пернатым друзьям.
- М. М. Безруких, С. П. Ефимова «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму». Москва: Издательство «Айсберг», 1991.
- Сборник диктантов для вспомогательной школы (5-9е кл.). Пособие для учителей / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовский. М. « Просвещение» 1980.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.