Диктанты с акцентом на частицы в словарном запасе, а также диктанты на тему правописания предлогов, союзов и частиц в русском языке. Предназначено для учащихся 7 классов

Диктанты с акцентом на частицы в словарном запасе, а также диктанты на тему правописания предлогов, союзов и частиц в русском языке. Предназначено для учащихся 7 классов Экодиктант

Перед вами словарные диктанты по теме «Правописание предлогов, союзов, частиц». Данные словарные диктанты могут быть рекомендованы для комментированных, объяснительных, предупредительных, выборочных, творческих, свободных и других видов диктантов (выбор методики проведения диктанта — свободный), а также использованы в виде тренировочных упражнений.

С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт.4 Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
      Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
      В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «Правописание предлогов, союзов, частиц (обобщение)». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «Правописание предлогов, союзов, частиц (обобщение)».

Словарный диктант #1

Вследствие непогоды, что бы то ни было, кто- либо, не за что благодарить, ничей, ни много ни мало, недозрелый плод, не в силах устоять, узнать насчет подписки, учитель тоже пришёл и рассказал то же самое, где-нибудь, небезызвестный автор, не доварить кашу.

Словарный диктант #2

В отношении защиты диссертации; узор вроде снежинки; наперерез течению; сколько-то; когда-нибудь; не в духе; невдомек, высказать не доверие, а сомнение; недоглядеть за малышом; недоумевать; незлобный, но придирчивый; никем непобедимый; не покладая рук.

Словарный диктант #3

Как будто впервые; устал, зато закончил работу; несмотря на дождь, говорил насчёт новой работы; приехали также приятели; кое-откуда; как-то; невозвратимый; не доставать дна; не к лицу; не счастливый, а несчастный; ни себе ни людям; не на что купить.

Словарный диктант #4

За исключением одного ученика; улетели ласточки, затем грачи; в целях ликвидации задолженностей; в течение недели; где-то; нежданно-негаданно; не дерутся; всё ж таки; недопитый стакан молока; незыблемый; не пугать; непуганый зверь; не обессудьте.

Словарные диктанты для 7 класса по другим темам можно найти здесь.


Диктанты с акцентом на частицы в словарном запасе, а также диктанты на тему правописания предлогов, союзов и частиц в русском языке. Предназначено для учащихся 7 классов

Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «НЕ с различными частями речи (обобщение)». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «НЕ с различными частями речи (обобщение)».

Не знаете; нелепый поступок; произошло невзначай; негодующий; красивые незабудки; не в зачёт; не к добру; ненавидя; не с кем поговорить; небезынтересный случай, взлететь невысоко; незнакомый человек; не подумав; не заметить; взлететь не высоко, а низко; плащ некрасивый; не могу не грустить.

Не отвлекаясь; не режьте; клубника некрупная, но вкусная; вовсе не интересный рассказ; говорил не один раз; посылка не отправлена; ещё не распустившаяся гортензия; не произнёс ни одного слова; не хорошо, а плохо; не то дождь, не то снег; дорога неровная; очень некрасивый поступок; несколько тетрадей; неразбериха; неряшливый ученик.

Идти, не смотря себе под ноги: некого бояться; упражнение не выполнено; неоконченная пьеса; невзирая на трудности; неоткуда ждать известий; далеки не лёгкое дело; нелёгкое задание, непредсказуемый человек; ввиду недостатка времени; никак не достать; река была неширока.

Строительство дороги не закончено; не по дням, а по часам; невозмутимый мужчина; полный невежда в поэзии; вёл себя непринуждённо; неописуемый восторг; недальновидный политик; бормотал что-то невнятное.

I. Не было ни пылинки; не мог не думать о матери; нимало не сомневался в успехе; не считаться ни с чьими интересами; ничем не помочь; ему нельзя ни в чем довериться; ни к кому не обращался; не знал ни правил, ни формул; как ни трудно, а сделать надо; нельзя не гордиться его успехами; здание оказалось не чем иным, как библиотекой; ничем иным это не могло оказаться; не шелохнется ни кустик, ни веточка; что ни сделает, все хорошо; как ни старайся, все напрасно.

II. Не поймал ни рыбешки; в поле ни былинки; не мог не расслышать; в доме ни кусочка; не вырастил ни зернышка; ни один не пришел; не раз опаздывал; ни разу не был; откуда ни возьмись; не умолкая ни на минуту; в доме ни души; о нем ни слуху ни духу; не пролито ни слезинки; не сделал ни одной модели; не сказал ни слова.

1) Нельзя не любоваться закатом. 2) Какие б мысли ни одолевали, я спокоен за него. 3) Какие только мысли не одолевали меня! 4) Где он только не бывал! 5) Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. 6) Когда не придешь к подруге, она обижается.  7 ) Когда ни придешь к подруге, она болтает по телефону. 8) Кто не читал эту книгу, должен ее прочитать. 9) Кто ни читал эту книгу, всем она нравилась. 10) Ни слова больше! 11) Он не мог не приехать. 12) Не мог не позвонить. 13) Не думай о секундах свысока. (Р. Рождественский) 14) Кто не проклинал автобусные давки! 15) Ничем иным это не объяснить. 16) Мы ни разу не рыбачили вместе. 17) Ни о каких поездках не может быть речи. 18) Ничто иное его не радовало. 19) Как ни трудно, а делать придется. 20) Как ни старались экономить продукты, к концу недели они кончились. 21) Как мороз ни скрипуч, он не больно могуч. (Пословица)22) Сколько бы кукушка ни куковала, а зиме отлетать. (Пословица) 23) Как бы ни темна ночь, непременно день наступит. (Пословица) 24) Но ничего не шевелилось ни вокруг меня, ни впереди.( И . Тургенев) 25) Здесь не было ни единого кустика, ни деревца. 26) Сколько я ни ходил, медведя не встретил. ( И  Соколов-Микитов) 27) Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. (В. Песков)

Варианты словарных диктантов по теме «Правописание предлогов, союзов, частиц»

Словарный диктант 1.

Вследствие непогоды; узнать насчёт работы; спасли благодаря пожарным; иметь в виду; в отношении защиты диссертации; узор вроде снежинки; в силу аттестации; опять-таки опоздали; за что только он не брался; невзирая на ливень; в заключение выступления; как будто на периферии; устал, зато закончил работу; несмотря на привилегии; я за то уже рассчитался; на-ка; послушай-ка; по причине неурожая; по мере выращивания; за исключением одной пловчихи.

Словарный диктант 2.

Что бы то ни было; учитель тоже пришёл и рассказал то же самое; в продолжение утра; в отличие от поклонников; наперерез течению; приглашение интересное, притом неожиданное; бегемот, то есть гиппопотам; говорил насчёт творческого поиска; наподобие скачка; он-де пусть уходит; приятели также приехали с ним; улетели ласточки, затем грачи; писать быстро, причём красиво; в целях ликвидации задолженности; в течение недели; зорька по-над лесом; сверх причитающейся кому-либо доли; надо же разобраться; что бы ни случилось, хочется, чтобы все остались друзьями; спор из-за поступков, идущих наперекор здравомыслию.

Словарный диктант 3.

Кто-либо, где-нибудь, кое с кем, когда-то, какой-то, чей-либо, сколько-то, когда-нибудь, прямо-таки, кое в чём, довольно-таки, что-то, кое-какой, ну-тко, мы-де, как-то, кое-чей, да-с, так-таки, где-то, откуда-нибудь, кое про кого, с кем-нибудь, пришла-таки, какая-либо, почему-то, кое-откуда; я таки ушел; мысль таки верная; нежданно-то негаданно не дерутся.

Словарный диктант 4.

Небытие, невдалеке, невдомёк, неведение, невежественный, невероятность, невмоготу, невоеннообязанный, невозвратимый, невообразимый, не всерьёз, негодовать; небезвредный метод; небезызвестный автор; небелёный холст; битый небитого везёт; неблаговидный поступок; небоеспособный отряд; были и небыли; быть не в духе; не в зачёт; невиданно много грибов; таких птиц не видано; доказать невиновность; шутить не в лад и не в меру; невнимание к занятиям; невоздержанный на язык; невольничий труд; дел невпроворот; не в силах устоять.

Словарный диктант 5.

Недожаренный, недозрелый, недоказанность, недолёт, недолюбливать, недомолот, недоношенный, недопёк, недопонимать, недопустимый, недорисовать; недобрать нужной суммы баллов; недоброжелательный человек; недоварить кашу; высказать не доверие, а сомнение; недовернуть кран; упрекать в недоверчивости; недовесить масла; недовыполнить программу; недоглядеть за ребёнком; не договорил фразы до конца; недогрузить тонну; ремонт ещё не доделали; недоедали в войну; не допивать чаю из-за спешки; недопитый стакан молока; недоплатить триста рублей; не доставать дна; недостало денег; есть не досыта.

Словарный диктант 6.

Недвижимость, недееспособный, недисциплинированный, не для чего, недомеренный, недоступный, недотёпа, недуг, незабываемый, незадолго, не зазорно, незамужняя, незвезда (терм,), незнатный, незыблемый, неистово, неказистый, некий, некстати, некурящий; не дёшево, а дорого; недурной вкус; незачем спрашивать; не за чем укрыться от ветра; не злобный, но придирчивый; нейдёт на ум; не к лицу; не идёт учиться; не крупный, а мелкий; не к спеху.

Словарный диктант 7.

Нелепость, нелужёный, не меньше, немногословие, не мудрено (заметить), ненавидеть, не навсегда, не надо, не обессудьте, необыкновенный, неоткуда, непоколебимый, непревзойдённый, не прекращаться, неприязнь, не пугать, непуганый, неразумность, не редкость, нерешительность, несдобровать, не скоро, не слишком; не мудрствуя лукаво; не надолго — на день; не нынче завтра; никем непобедимый; не покладая рук; непроходимые леса; нередко приходил.

Словарный диктант 8.

Словарный диктант 9.

Ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперёд, ни дать ни взять, н:и два ни полтора, ни жив ни мёртв, ни за что ни про что, ни конца ни края, ни много ни мало, ни на волос, ни на йоту, ни пава ни ворона, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни слуху ни духу, ни стать ни сеспь, ни с того ни с сего, ни так ни сяк, ни там ни сям, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни другой, ни тот ни этот, ни тпру ни ну, ни туда ни сюда, ничтоже сумняшеся, ни шатко ни валко.

Словарный диктант 10.

Некий, некуда, нигде, никакой, неоткуда, никогда, никуда, ни к чему, ниоткуда, нипочём, ни при чём, нисколько, ничей; не забудь поблагодарить; ни за что не благодарил; некого просить; увидел не кого иного, как одноклассника; никого иного не увидел; некому доложить; сообщил не кому другому, как  декану; никому иному нельзя сказать; никак невозможно; не на что купить; ни на что не обращать внимания; нечем заняться; здание было не чем иным, как университетом; ничем иным это не мотивировалось; не раз спрашивали; ни разу не ответили.

Используемая литература: К. А. Войлова,ВВ. Паршина, В. В. Тихонова «Сборник диктантов по русскому языку»

Список всех словарных диктантов – здесь.

Нигде, никогда, негде, никак, ничуть, некогда, неоткуда, некуда, ниоткуда, никуда, нисколько, нипочём, незачем (бесцельно), нимало.

• Графически объясните правописание НЕ и НИ с наречиями.

Никуда не ходил, ниоткуда не получал писем, ни о ком не расспрашивал, не к кому пойти, неоткуда ждать помощи, не из чего сделать дудочку, ниоткуда ничего не видно, ни с чем не сравнить, никогда ни на кого не обижался, ни о ком не говорил плохо, нипочём не забыть, ничуть не растерявшись, незачем беспокоиться, нисколько не тяжело, несколько километров.

• Обоснуйте выбор слитного и раздельного написания НЕ и НИ со словами.

• Подчеркните наречия.

1) С хорошим другом никогда не пропадёшь. 2) Ленивому всё некогда. 3) Одному страшно, а оравушке — всё нипочём. 4) Незачем счастливому хвастаться. 5) Трусливый нигде покоя не знает. 6) Для доброго человека времени нисколько не жалко.

• Объясните правописание НЕ и НИ с наречиями.

1) Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечем печь. ( Пословица) 2) Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. ( Библейская мудрость) 3) Если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова. ( Эзоп) 4) На словах и так и сяк, а на деле — никак. ( Пословица) 5) Люди, всегда красно говорящие, никогда не бывают красноречивы. ( П. Чаадаев) 6) Словами туда-сюда, а делами —- никуда. ( Пословица)

• Подчеркните отрицательные наречия одной чертой, а отрицательные местоимения двумя.

• Обоснуйте выбор раздельного и слитного написания НЕ и НИ в записанных предложениях.

• Какой теме посвящены данные пословицы и афоризмы? Чем можно объяснить обилие пословиц и афоризмов на данную тему?

• Какие проблемы поднимают данные пословицы и афоризмы?

• Отметьте синонимичные пословицы. ( Ключ: предложения 4 и 6.)

1) Никогда одна весна не бывает точно такой, как другая. ( М. Пришвин) 2) “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” — некогда восклицал Пушкин. 3) Шёл кораблик, шумел парусами, не боялся нигде ничего. ( Н. Матвеева) 4) Никогда ни о чём не жалейте. ( А. Дементьев) 5) Не забыть нипочём это небо в задумчивых звёздах. ( В. Орлов) 6) “Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне”, — говорил А. С. Пушкин. 7) Идти дальше некуда. ( В. Астафьев) 8) Нам незачем наши сердца холодить. ( С. Куняев)

• Начертите схемы предложений 2 и 6. Объясните, в чём смысл постановки отделительных знаков препинания в прямой речи (почему восклицательный знак препинания ставится перед кавычками, а точка (запятая) — после кавычек)?

• Составьте и запишите предложение, в котором слова автора будут находиться впереди прямой речи. Начертите схему записанного предложения.

• Вспомните и проговорите правило написания НЕ и НИ в отрицательных наречиях.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. ( С. Есенин) 2) Где некогда всё было пусто, теперь младая роща разрослась. ( А. Пушкин) 3) Нипочём мне ямы, нипочём мне кочки. Хорошо косою в утренний туман выводить по долам травяные строчки, чтобы их читали лошадь и баран. ( С. Есенин) 4) Нигде не было видно обещанной дядей Гришей тропинки. 5) Некуда было пойти деду Митяю, нигде его никто не ждал.

• Выделите орфограмму: “НЕ и НИ в отрицательных наречиях”.

• Выпишите из пятого предложения местоимение, проведите его морфологический разбор.

• Укажите номер предложения с обращением.

• Вспомните и проговорите правила написания НЕ и НИ в отрицательных наречиях; НЕ и НИ в неопределённых и отрицательных местоимениях.

• Запишите под диктовку.

1) Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь. 2) Я сердцем никогда не лгу. 3) Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. 4) Ни к чему в любви моей отвага. 5) Ещё никто не управлял планетой, и никому не пелась песнь моя. ( С. Есенин) 6) Негде было присесть: дождь, шедший всю ночь, намочил все скамейки. 7) Я никак не мог понять, откуда взялся здесь этот диковинный цветок. 8) На каникулах я никуда не поеду, буду помогать бабушке на огороде.

• Укажите разряд местоимений.

• Запишите транскрипцию слов вольёт, весёлым, ещё, всю, дождь. Чем интересны данные слова с точки зрения фонетики?

• Запишите в два столбика: 1) отрицательные наречия; 2) отрицательные местоимения. Объясните их правописание.

Никогда не отчаивайся; ни с кем не ссорься; не на кого надеяться; некогда бездельничать; нипочём не забыть; нисколько не расстроился; несколько конфет; негде остановиться; никого не обижай; нечто интересное; ниоткуда не видно.

• Обозначьте падеж отрицательных местоимений.

• Допишите в каждый столбик по три-четыре своих примера.

• Запишите слова с НЕ и НИ в два столбика: 1) слова с НЕ; 2) слова с НИ. Объясните их правописание. Наречия подчеркните.

Не имея никакой надежды; некогда предполагал; неоткуда взять; отступать некуда; никогда не злись; нигде не видно тучек; ничто не беспокоило; ничуть не растерялся; никто ничего не узнал; никак не получается.

1) Никакими соображениями и доводами не оправдать рабское молчание. ( Ф. Абрамов) 2) Я знаю, что я ничего не знаю. ( Сократ) 3) Я никогда не перегораживал текущей воды. ( Надпись, высеченная на гробнице одного из фараонов) 4) Трудолюбивому некогда думать о недостатках других людей. ( Пословица) 5) Не стыдно молчать, когда нечего сказать. ( Пословица) 6) Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею. ( Лессинг) 7) Нигде не дышится так легко, как на родине. ( Пословица) 8) Нисколько не прибавит радости грубое слово своему хозяину. ( Народная мудрость) 9) В своей земле никто пророком не бывал. ( Пословица) 10) Велика Россия, а отступать некуда. ( Пословица)

• Выпишите отрицательные наречия; объясните правописание наречий.

• Запишите в левый столбик.

1) Ни из какого места; 2) никаким образом; 3) бесцельно, нет смысла; 4) ни в каком количестве, ни в какой степени; 5) нет такого места, куда можно было бы идти; 6) нет места, где можно трудиться; 7) в отдалённом прошлом, давно, когда-то; 8) незатруднительно, легко; 9) то же, что нисколько.

• Запишите рядом, в столбик справа, наречия.

Ничуть, ниоткуда, нипочём, незачем, никак, нисколько, негде, некогда, некуда.

• Соедините наречия из столбика справа со словами и словосочетаниями левого столбика стрелочками в соответствии с их значением.

• Составьте и запишите с тремя любыми наречиями словосочетания, обозначьте главное и зависимое слова.

Прочитай же скорее; написал бы письмо; расскажи-ка стихотворение; почему-то ушёл; всё-таки решил; он приехал-таки; позвонила б сестре.

• Подчеркните частицы.

Не первый год; не был в Москве; не готов ответить; речка небольшая, но глубокая; несправедливое решение; не большой, а маленький пруд; некрашеный пол; не замечая прохожих; не прочитанное мною письмо; прочитал невыразительно; поступил далеко не красиво; невосклицательное предложение; предложение не осложнено.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ со словами.

Ни у кого ничего не просил; не мог не знать решения; ни слова не сказал; не умел ни читать, ни писать; во что бы то ни стало; откуда ни возьмись; никогда не хвастайся; не слышно ни звука, ни шороха; как ни в чём не бывало.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ и НИ со словами.

1) Наконец-то зима показала свой настоящий русский характер. ( Д. Зуев) 2) Умный знает и всё-таки спросит, а неумный не знает и не спросит. ( Пословица) 3) Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу. ( А, Твардовский) 4) Если б знать, где упасть, соломки бы подостлал. ( Пословица) 5) Неужели ж моё счастье пронесётся стороной? (М. Исаковский) 6) Принеси-ка, доченька, воды.

• Объясните правописание частиц.

• Проведите синтаксический разбор предложения 1.

• Обоснуйте выбор частиц НЕ и НИ в записанных предложениях.

• Начертите схему предложения 4.

• Найдите: 1) слово, образованное с помощью перехода одной части речи в другую; 2) слово, образованное сложением основ.

1) Без правды люди не живут, а только маются. 2) Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт. 3) Каждая неудача прибавляет ума. 4) Пусть не удача правит путь ваш, а разум светлый и уменье. 5) Невежда безводному арыку подобен. 6) Нечистая совесть спать не даёт. 7) Тому нечего бояться, кого не страшатся. 8) Не с кого спрашивать, когда сам виноват. 9) Нерешительный человек что незакалённый меч. 10) Те труды не забыты, что для вечности создавались. 11) Не замочив рук, не умоешься. 12) Водяной пузырь недолго стоит.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ в записанных предложениях.

• Почему в предложении 2 глагол “недостаёт” пишется слитно с НЕ? Придумайте и запишите предложение, в котором данный глагол будет писаться с НЕ раздельно.

(По А. Чехову)

• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ со словами.

• Отметьте частицы в последнем предложении. Какова их роль?

• Найдите производные предлоги, объясните их правописание. Докажите, что они имеют созвучные слова среди других частей речи. ( Составьте и запишите соответствующие предложения. Объясните правописание созвучных слов.)

• Вспомните и проговорите правила слитного и раздельного написания НЕ: а) с существительными; б) с прилагательными; в) с причастиями; г) с глаголами и деепричастиями.

Не явившийся на занятия ученик; далеко не верное решение; нигде не был; небрежный почерк; небольшая речонка; нескошенное сено; книга не прочитана; некогда верные друзья; крикнул негромко; не смущаясь гостей; не правда, а ложь; дверь не открыта; несправедливое решение; идти не спеша; небольшая, а глубокая речонка; долго недоумевал; не красное пальто; не готов ответить; прыгнул невысоко; не выше других.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ с записанными словами.

• Укажите морфологические признаки причастий.

• Вспомните, что такое частица. Какие разряды частиц вы знаете?

Эти песни были наполнены правдой. Казалось даже, что и пел-то он не песню, а — правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций, правду боли и нежности, правду самого времени.

И получалось, что говорит и поёт он то, что жаждут (и не умеют!) сказать и спеть самые обыкновенные люди. От их имени.

Именно поэтому он был так понятен людям и так дорог им. Поэтому они и называли его другом, безоговорочно считали своим певцом.

Впрочем, нет, не певцом. Это другие были певцами. А он был — Высоцким. Был человеком, который и сегодня помогает нам жить.

(По Р. Рождественскому)

• Найдите в записанном тексте частицы, определите их разряд.

• Какие разряды частиц не иллюстрирует текст? Приведите примеры таких частиц.

• Запишите из диктуемых загадок только частицы вместе с теми словами, к которым они относятся. Частицы обозначьте вверху буквой “ч”.

1) Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнёт перинки — над миром снежинки? (Зима) 2) Кину порошок, вырастет подожок, на подожке- то городок, а в городке-то шумок. ( Маковка) 3) Что же это за девица — не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Елка) 4) Скажи-ка, что вверх дном зимой и я ношу, и папа мой? (Шапка) 5) Закукарекает чуть свет, ему откликнется сосед. Знаком ли ты с той птицей, какой с зари не спится? (Петух) 6) Дай нитку искуснице, тут же в пляс пустится. ( Игла)

• Проведите морфологический разбор двух частиц.

• Записывайте только слова с НЕ в два столбика: 1) слова, которые пишутся с НЕ раздельно; 2) слова с приставкой НЕ.

1) Где не было начала, не будет и конца. 2) Долги сон разрывают, от них и вельможи недосыпают. 3) Охота пуще неволи. 4) Друг познаётся в несчастье. 5) Ленивому коню и дубина не страшна. 6) В руках у торопливого глупца и небольшой работе нет конца. 7) Не большому душа радуется, а доброму. 8) Кто малым доволен, тот у Бога не забыт. 9) Непойманная рыба всегда большой кажется. 10) Есть о чём тужить, коль не с кем рожь молотить. 11) Несколько лишних слов — и сердце в плену ненастья. 12) Никогда не поздно учиться. 13) Не испытав, не узнаешь. 14) За битого двух небитых дают.

Сколько на российских просторах раскидано больших и малых селений! И у каждого — при общей судьбе — своё лицо, своя история. Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки: корни их уходят во времена незапамятные. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков малую малость — имя основателя или событие, давно произошедшее в каком-нибудь селе. И, удивлённые, мы часами способны размышлять, пытаясь проникнуть в исчезнувшую жизнь и извлечь из неё что-то очень нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера? Что бы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

(По И. Васильеву)

• Выпишите из текста в три колонки слова: 1) частицы; 2) предлоги; 3) союзы.

• Проведите морфологический разбор одного предлога, одного союза и одной частицы.

Только; как раз; даже.

• К данным частицам подберите синонимичные частицы, запишите их, определите разряд по значению (Ключ: лишь, именно, и.)

• Составьте и запишите диалог на любую тему, используйте в диалоге данные и другие частицы разных разрядов. Устно охарактеризуйте роль частиц в составленном вами тексте.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь