Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у первоклассника интерес к учебе.
К таким относят графический диктант по клеточкам для 1-го класса, который охотно используется педагогами и родителями и в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.
В чем польза
Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов.
Этот метод был разработан психологом и педагогом Д. Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей. Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие.
Проводить графический диктант можно и для дошкольников с четырех лет, он будет полезен все время, пока учащийся находится в начальной школе, и много позже. С интересом участвуют в упражнениях и взрослые, можно проводить занятия в качестве семейного досуга. Их суть — в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Итог работы – готовый рисунок.
Эффект от методики следующий:
Удобна эта методика тем, что занятия можно проводить в поездке, в период ожидания, дома, для них не нужны сложные пособия и приспособления, достаточно карандаша и тетради в клеточку.
Данный способ – хорошая подготовка к различным урокам, принятым в старшем школьном возрасте, таким как алгебра, информатика, геометрия, черчение. Элементы графического диктанта включены в учебник Г. В. Дорофеева за первый класс. Ребенок с их помощью легко освоит такие нужные математические понятия, как угол, график, чертеж, диагональ, формула.
Уже во 2–3-м классе многие педагоги проводят контрольные в форме арифметического диктанта, где малышу необходимо быстро принять решение по заданию на слух: сложить, вычесть, умножить. Такая форма опроса, как математический диктант, проводится и в старших классах по методике Л. С. Атанасяна. Поэтому чем раньше школьник научится воспринимать задание на слух, тем лучше.
Особенности проведения занятий
Приступающий к упражнению малыш должен обладать следующими навыками:
Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. На столе должны быть:
Рисовать нужно на пустом листе. Начальную точку, от которой малыш продолжит движение, необходимо поставить взрослому. Нужно объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеточек, на которые он должен переместить линию.
Если в задании указаны стрелочки, расскажите, что они указывают на направление движения. Обратите внимание малыша, что некоторые из них лежат наискосок, это значит, что вести линию надо из одного угла клеточки в другой. Нарисуйте действие наглядно.
Вот правила, которых нужно придерживаться:
Если занятие ведется в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться. Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.
Графический диктант можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух.
Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:
Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи.
Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы.
После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.
Жираф
Елочка
Кошка
Петух
Робот
Бабочка
Гусь
Олень
Парусник
Волк
Чайник
Кошечка
Собачка
Верблюд
Змея
Коляска
Лось
Паровоз
Пингвин
Вертолет
Дом
Машина
Танк
Кораблик
Дерево
Рыба
Слон
Елка
Ботинок
Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.
Дошкольникам подойдет издание в виде рабочей тетради К. В. Шевелева «Занимательная математика».
Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О. И. Мельниковым.
Педагог О. А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.
Советы по выполнению
Признак хорошо проведенного графического диктанта – не только картинка, полностью соответствующая оригиналу, но и отличное настроение у педагога и детей.
Сложение и вычитание в пределах 10
К 3 прибавь 6.
Увеличь 4 на 4.
Найди сумму чисел 2 и 7.
3 плюс 4.
Сложи числа 7 и 1.
Уменьши 9 на 4.
Уменьши 5 на 2.
6 минус 3.
Найди разность чисел 7 и 5.
Из 8 вычти 2.
К 2 прибавь 6.
9 минус 3.
3 плюс 5.
У Ксюши 3 зелёных яблока и 4 красных яблока. Сколько у Ксюши яблок?
В книге было 10 картинок. Мила раскрасила 6 картинок. Сколько картинок осталось раскрасить?
К 4 прибавь 2.
Увеличь 5 на 3.
5 плюс 3.
Сложи числа 5 и 1.
Уменьши 8 на 3.
Уменьши 6 на 1.
10 минус 4.
Найди разность чисел 5 и 1.
Из 7 вычти 2.
К 5 прибавь 4.
Уменьши 6 на 3.
Увеличь 8 на 2.
У Вали 4 куклы, а у Светы 2 куклы. Сколько всего кукол у девочек?
Было 10 яблок. Съели 8 яблок. Сколько яблок осталось?
Работа над ошибками
1) К 5 прибавь 3.
2) К 6 прибавь 4.
3) К 1 прибавь 5.
1) Увеличь 6 на 2.
2) Увеличь 7 на 1.
3) Увеличь 4 на 3.
1) Найди сумму чисел 3 и 1.
2) Найди сумму чисел 4 и 2.
3) Найди сумму чисел 6 и 3.
1) 2 плюс 3.
2) 6 плюс 4.
3) 7 плюс 2.
1) Сложи 6 и 1.
2) Сложи 5 и 2.
3) Сложи 4 и 3.
1) Уменьши 9 на 7.
2) Уменьши 7 на 4.
3) Уменьши 6 на 3.
1) Уменьши 7 на 2.
2) Уменьши 8 на 3.
3) Уменьши 10 на 8.
1) 6 минус 4.
2) 10 минус 9.
3) 9 минус 5.
1) Найди разность чисел 6 и 2.
2) Найди разность чисел 4 и 1.
3) Найди разность чисел 7 и 3.
1) Из 8 вычти 6.
2) Из 7 вычти 3.
3) Из 9 вычти 2.
1) К 6 прибавь 1.
2) К 7 прибавь 3.
3) К 8 прибавь 2.
1) Уменьши 9 на 6.
2) Уменьши 6 на 5.
3) Уменьши 4 на 3.
1) Увеличь 6 на 4.
2) Увеличь 2 на 2.
3) Увеличь 5 на 3.
1) У Нины 2 собачки, у Риты 6 собачек. Сколько всего собачек у девочек?
2) У Вики 4 заколки, у Насти 5 заколок. Сколько всего заколок у девочек?
3) У Марины 4 жёлтых воздушных шарика и 5 розовых. Сколько воздушных шариков у Марины?
1) На ветке сидели 7 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось?
2) Мама купила 10 йогуртов. Ваня съел 4 йогурта. Сколько йогуртов осталось?
3) У Серёжи 8 машинок. 2 машинки сломались. Сколько машинок осталось у Серёжи?
Увеличь 3 на 1.
Уменьши 6 на 2.
Сложи 2 и 6.
Вычти 3 из 4.
Найди сумму чисел 1 и 7.
Найди разность чисел 5 и 2.
6 плюс 3.
10 минус 7.
Вычти 6 из 9.
6 плюс 1.
Уменьши 8 на 6.
Вычти 4 из 9.
У Оли 2 шоколадки, а у Павлика 7 шоколадок. Сколько всего шоколадок у детей?
В коробке 2 куска зелёного мела, 3 куска красного мела, а белого столько, сколько зелёного и красного мела вместе. Сколько белого мела в коробке?
Увеличь 5 на 2.
Уменьши 7 на 3.
Сложи 3 и 4.
Вычти 5 из 7.
Найди сумму чисел 2 и 4.
Найди разность чисел 8 и 5.
5 плюс 4.
8 минус 3.
Найди сумму чисел 5 и 4.
Вычти 3 из 10.
Вычти 5 из 10.
У Кати 4 шоколадки, а у Дениса 6 шоколадок. Сколько всего шоколадок у детей?
В коробке 3 карандаша, 4 ручки, а фломастеров столько, сколько карандашей и ручек вместе. Сколько фломастеров в коробке?
1) Увеличь 5 на 1.
2) Увеличь 6 на 3.
3) Увеличь 7 на 2.
1) Уменьши 10 на 5.
2) Уменьши 9 на 2.
3) Уменьши 7 на 4.
1) Сложи 3 и 2.
2) Сложи 4 и 3. 3) Сложи 5 и 5.
1) Вычти 2 из 5.
2) Вычти 5 из 6.
3) Вычти 3 из 7.
1) Найди сумму чисел 2 и 4.
2) Найди сумму чисел 3 и 7.
3) Найди сумму чисел 1 и 2.
1) Найди разность чисел 7 и 2.
2) Найди разность чисел 5 и 4.
3) Найди разность чисел 8 и 5.
1) 4 плюс 2.
2) 5 плюс 1.
3) 3 плюс 3.
1) 8 минус 6.
2) 9 минус 5.
3) 7 минус 4.
1) Найди сумму чисел 7 и 3.
2) Найди сумму чисел 6 и 4.
3) Найди сумму чисел 8 и 6.
1) Вычти 3 из 7.
2) Вычти 4 из 8.
3) Вычти 2 из 9.
1) 5 плюс 3.
2) 6 плюс 3.
3) 7 плюс 1.
2) Уменьши 8 на 3.
3) Уменьши 7 на 6.
1) Вычти 5 из 9.
2) Вычти 3 из 7.
3) Вычти 2 из 6.
1) У Веры 4 куклы и 5 мишек. Сколько игрушек у Веры?
2) На одном окне 3 горшка с геранью, на другом 4 горшка с геранью. Сколько всего горшков с геранью на двух окнах?
3) Серёжа решил 4 задачи на сложение и 2 задачи на вычитание. Сколько всего задач решил Серёжа?
1) На столе 4 блюдца и 2 глубокие тарелки, а мелких тарелок столько, сколько блюдец и глубоких тарелок вместе. Сколько мелких тарелок на столе?
2) Стаc нарисовал 3 жёлтых кружка, 6 зелёных, а синих столько, сколько жёлтых и зелёных кружков вместе. Сколько синих кружков нарисовал Стас?
3) В саду росло 2 куста белой смородины‚ 4 куста чёрной смородины, а красной смородины столько, сколько белой и чёрной смородины вместе. Сколько кустов красной смородины росло в саду?
Сложи 3 и 6.
Найди сумму чисел 5 и 2.
Найди разность чисел 9 и 4.
Уменьши 9 на 5.
Увеличь 3 на 3.
Найди сумму чисел 6 и 1.
Сложи 5 и 4.
Увеличь 1 на 6.
У Васи 5 солдатиков. Ему подарили ещё трёх солдатиков. Сколько солдатиков стало у Васи?
У Веры 5 воздушных шариков. 3 шарика лопнули. Сколько воздушных шариков осталось у Веры?
Сложи 4 и 5.
Увеличь 2 на 6.
Найди сумму чисел 4 и 3.
Найди суммы чисел 8 и 2.
Сложи 6 и 3.
Увеличь 2 на 8.
У Коли 3 машинки. Ему подарили ещё 6 машинок. Сколько машинок стало у Коли?
У Максима 6 пирожков. 2 пирожка он съел. Сколько пирожков осталось у Максима?
1) Сложи 4 и 5.
2) Сложи 2 и 4.
3) Сложи 1 и 3.
1) Вычти 1 из 6.
3) Вычти 4 из 8.
1) Увеличь 5 на 2.
2) Увеличь 7 на 3.
3) Увеличь 4 на 6.
1) Уменьши 10 на 6.
2) Уменьши 9 на 7.
3) Уменьши 8 на 5.
1) Найди сумму чисел 6 и 2.
2) Найди сумму чисел 4 и 6.
3) Найди сумму чисел 1 и 9.
1) Найди разность чисел 8 и 6.
2) Найди разность чисел 10 и 9.
3) Найди разность чисел 7 и 4.
1) Уменьши 7 на 5.
2) Уменьши 9 на 6.
3) Уменьши 6 на 4.
1) Увеличь 4 на 4.
2) Увеличь 5 на 5.
3) Увеличь 2 на 2.
1) Найди сумму чисел 7 и 1.
2) Найди сумму чисел 9 и 1.
3) Найди сумму чисел 3 и 1.
1) Уменьши 8 на 6.
2) Уменьши 6 на 3.
3) Уменьши 7 на 5.
1) Сложи 6 и 3.
2) Сложи 7 и 2.
3) Сложи 8 и 1.
1) 8 минус 4.
2) 9 минус 6.
3) 7 минус 5.
1) Увеличь 2 на 8.
2) Увеличь 3 на 6.
3) Увеличь 4 на 2.
1) Было 4 пакета риса. Купили ещё 2 пакета. Сколько пакетов риса стало?
2) На тарелке 5 пряников. Бабушка положила на тарелку ещё 4 пряника. Сколько пряников стало на тарелке?
3) В коробке было 6 пирожных. Продавец положил в коробку ещё 2 пирожных. Сколько пирожных стало в коробке?
1) У Наташи 10 карандашей. Она дала подруге 2 карандаша. Сколько карандашей осталось у Наташи?
2) В банке было 5 л сока. Вечером выпили 2 л сока. Сколько литров сока осталось?
3) Папа купил 9 кг картофеля. 4 кг картофеля очистили. Сколько килограммов картофеля осталось?
Первое слагаемое 7, второе 1. Найди сумму.
Какое число меньше 8 на 6?
Найди разность чисел 4 и 3.
На сколько 5 меньше 9?
На сколько 8 больше 4?
Уменьшаемое 10, вычитаемое 9. Найди разность.
Увеличь 4 на 5.
Используя числа 3, 8, 5, составь и запиши пример на сложение и два примера на вычитание.
У Сережи было 3 журнала «Миша», а у Пети столько же журналов «Весёлые картинки». Сколько всего журналов у мальчиков?
Какое число меньше 7 на 5?
Первое слагаемое 4, второе 6. Найди сумму.
На сколько 10 больше 6?
Уменьшаемое 4, вычитаемое 2. Найди разность.
В клетке 10 мышек. Четырёх мышек продали. Сколько мышек осталось?
Первое слагаемое 5, второе 3. Найди сумму.
Какое число меньше 9 на 4?
На сколько 3 меньше 10?
На сколько 9 больше 1?
Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найди разность.
Используя числа 4, 7, 3, составь и запиши пример на сложение и два примера на вычитание.
У Васи 4 альбома, и у Пети столько же альбомов. Сколько всего альбомов у мальчиков?
Первое слагаемое 3, второе 7. Найди сумму.
На сколько 9 больше 4?
Уменьшаемое 5, вычитаемое 3. Найди разность.
Увеличь 1 на 8.
В клетке 7 хомячков. Продали 5 хомячков. Сколько хомячков осталось?
1) Первое слагаемое 1, второе 2. Найди сумму.
2) Первое слагаемое 3, второе 5. Найди сумму.
3) Первое слагаемое 6, второе 4. Найди сумму.
1) Какое число меньше 9 на 5?
2) Какое число меньше 10 на 6?
3) Какое число меньше 8 на 4?
1) Найди разность чисел 5 и 4.
2) Найди разность чисел 6 и 3.
3) Найди разность чисел 7 и 2.
1) На сколько 6 меньше 9?
2) На сколько 5 меньше 8?
3) На сколько 3 меньше 5?
1) На сколько 9 больше 5?
2) На сколько 10 больше 7?
3) На сколько 8 больше 5?
1) Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Найди разность.
2) Уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Найди разность.
3) Уменьшаемое 6, вычитаемое 4. Найди разность.
1) Увеличь 3 на 6.
2) Увеличь 4 на 1.
3) Увеличь 2 на 5.
1) Используя числа: 2, 6, 4, составь и запиши пример на сложение и два примера на вычитание.
2) Используя числа: 1, 7, 6, составь и запиши пример на сложение и два примера на вычитание.
3) Используя числа: 4, 9, 5, составь и запиши пример на сложение и два примера на вычитание.
1) Мама купила 5 пакетиков семян огурцов и столько же пакетиков с семенами помидоров. Сколько всего пакетиков с семенами купила мама?
2) На тарелке 4 плитки молочного шоколада и столько же горького. Сколько всего плиток шоколада на тарелке?
3) У Саши 2 видеокассеты со сказками и у Лены столько же. Сколько всего кассет у детей?
2) Какое число меньше 8 на 6?
3) Какое число меньше 7 на 1?
1) Первое слагаемое 3, второе 6. Найди сумму.
2) Первое слагаемое 4, второе 5. Найди сумму.
3) Первое слагаемое 1, второе 2. Найди сумму.
1) На сколько 10 больше 8?
2) На сколько 9 больше 6?
3) На сколько 5 больше 1?
1) Уменьшаемое 5, вычитаемое 3. Найди разность.
2) Уменьшаемое 7, вычитаемое 2. Найди разность.
3) Уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Найди разность.
1) Увеличь 4 на 5.
2) Увеличь 3 на 2.
3) Увеличь 2 на 6.
1) В пучке было 7 редисок. 6 редисок порезали в салат. Сколько редисок осталось?
2) На скамейке сидели 8 девочек. 2 девочки убежали. Сколько девочек осталось на скамейке?
3) В коробке 6 цветных мелков. 4 мелка исписали. Сколько мелков осталось в коробке?
Первое слагаемое 6, второе 2. Найди сумму.
Уменьши 9 на 3.
Вычисли сумму чисел 6 и 1.
Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Найди разность.
На сколько 2 меньше 8?
Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 2, 9, 7.
Первое слагаемое 6, второе 3. Найди сумму.
Уменьши 5 на 3.
Первое слагаемое 3, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
На сколько 2 меньше 9?
У наседки 4 жёлтых и 2 чёрных цыплёнка. Сколько всего цыплят у наседки?
В клетке 8 попугаев. 3 попугая голубых, а остальные – зелёные. Сколько зелёных попугаев в клетке?
Увеличь 3 на 7.
Уменьши 8 на 4.
Вычисли сумму чисел 5 и 3.
Уменьшаемое 7, вычитаемое 1. Найди разность.
На сколько 3 меньше 9?
Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 4, 10, 6.
Первое слагаемое 1, второе 5. Найди сумму.
Увеличь 2 на 7.
Уменьши 4 на 1.
Первое слагаемое 2, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
На сколько 1 меньше 10?
У девочки 4 куклы и 3 медвежонка. Сколько всего игрушек у девочки?
В клетке 9 мышат. 3 мышонка беленьких, а остальные – серенькие. Сколько сереньких мышат в клетке?
1) Первое слагаемое 8, второе 2. Найди сумму.
2) Первое слагаемое 4, второе 3. Найди сумму.
3) Первое слагаемое 6, второе 2. Найди сумму.
1) Увеличь 1 на 8.
2) Увеличь 4 на 3.
3) Увеличь 7 на 5.
2) Уменьши 8 на 6.
3) Уменьши 9 на 5.
1) Вычисли сумму чисел 6 и 3.
2) Вычисли сумму чисел 8 и 1.
3) Вычисли сумму чисел 2 и 5.
1) Уменьшаемое 7, вычитаемое 2. Найди разность.
2) Уменьшаемое 9, вычитаемое 1. Найди разность.
1) На сколько 10 больше 6?
2) На сколько 9 больше 8?
3) На сколько 8 больше 6?
1) На сколько 2 меньше 9?
2) На сколько 3 меньше 8?
3) На сколько 1 меньше 10?
1) Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 1, 6, 5.
2) Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 3, 10, 7.
3) Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 4, 7, 3.
1) Первое слагаемое 5, второе 3. Найди сумму.
2) Первое слагаемое 6, второе 4. Найди сумму.
3) Первое слагаемое 8, второе 1. Найди сумму.
1) Увеличь 3 на 5.
2) Увеличь 4 на 6.
3) Увеличь 2 на 4.
3) Уменьши 5 на 4.
1) Первое слагаемое 1, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
2) Первое слагаемое 2, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
3) Первое слагаемое 4, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
1) На сколько 3 меньше 9?
2) На сколько 2 меньше 6?
3) На сколько 4 меньше 8?
1) У Лены 4 розовые и 5 белых фиалок. Сколько фиалок у Лены?
2) В корзине 4 рыжих и 3 серых котёнка. Сколько котят в корзине?
3) В пакете 2 молочные шоколадки и 4 шоколадки с орехами. Сколько всего шоколадок в пакете?
1) Купили 10 м розовой и голубой тесьмы. Из них 4 м розовой тесьмы, остальная – голубая. Сколько метров голубой тесьмы купили?
2) В стакане 9 ручек. 4 ручки с синей пастой, а остальные – с красной. Сколько ручек с красной пастой в стакане?
3) В гирлянде 10 лампочек. 5 лампочек жёлтых, а остальные – синие. Сколько синих лампочек в гирлянде?
Увеличь 7 на 6.
Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Вычисли разность.
Вычисли сумму чисел 2 и 6.
Найди разность чисел 9 и 5.
На сколько 8 больше 3?
Вычисли сумму чисел 4 и 5.
В букете 9 роз. 4 розы были розовыми, а остальные – красными. Сколько красных роз в букете?
В коробке 10 конфет. Когда несколько конфет съели, осталось 4 конфеты. Сколько конфет съели?
Первое слагаемое 2, второе 6. Найди сумму.
Уменьшаемое 8, вычитаемое 6. Вычисли разность.
Вычисли сумму чисел 1 и 7.
Найди разность чисел 8 и 4.
На сколько 10 больше 4?
Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 5, 8, 3.
Вычисли сумму чисел 1 и 9.
В букете 7 гвоздик. 2 гвоздики белые, а остальные – красные. Сколько красных гвоздик в букете?
В коробке 8 пирожных. Когда несколько пирожных съели, осталось 5 пирожных. Сколько пирожных съели?
1) Увеличь 8 на 6.
2) Увеличь 7 на 5.
3) Увеличь 9 на 2.
1) Уменьши 6 на 5.
3) Уменьши 9 на 4.
2) Первое слагаемое 5, второе 4. Найди сумму.
3) Первое слагаемое 6, второе 3. Найди сумму.
1) Уменьшаемое 9, вычитаемое 4. Вычисли разность.
2) Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Вычисли разность.
3) Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Вычисли разность.
1) Вычисли сумму чисел 1 и 7.
2) Вычисли сумму чисел 2 и 5.
3) Вычисли сумму чисел 3 и 6.
1) Найди разность чисел 10 и 5.
2) Найди разность чисел 9 и 7.
3) Найди разность чисел 8 и 3.
1) Первое слагаемое 5, второе слагаемое такое же. Какова сумма?
2) Первое слагаемое 7, второе слагаемое такое же. Какова сумма?
3) Первое слагаемое 6, второе слагаемое такое же. Какова сумма?
2) На сколько 5 меньше 10?
3) На сколько 5 меньше 6?
1) На сколько 6 больше 3?
2) На сколько 4 больше 2?
3) На сколько 8 больше 4?
1) Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 3, 9, 6.
2) Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 4, 9, 5.
3) Запиши пример на сложение и два примера на вычитание, используя числа: 7, 10, 3.
1) Увеличь 5 на 8.
2) Увеличь 7 на 4.
3) Увеличь 6 на 8.
1) Вычисли сумму чисел 6 и 9.
2) Вычисли сумму чисел 8 и 5.
3) Вычисли сумму чисел 4 и 7.
1) На парте у Нелли 8 тетрадей. Из них 3 в линейку, а остальные – в клетку. Сколько тетрадей в клетку у Нелли?
2) Купили 9 пакетов молочных продуктов. Из них 6 пакетов молока, а остальные пакеты – с кефиром. Сколько пакетов с кефиром купили?
3) В аквариуме 10 гуппи. Из них 3 разноцветных, а остальные – синие. Сколько синих гуппи в аквариуме?
1) На столе 6 чашек. Несколько чашек убрали и осталось на столе 2 чашки. Сколько чашек убрали со стола?
2) У хозяйки 9 кг картофеля. Когда она несколько килограммов картофеля использовала, осталось 2 кг. Сколько килограммов картофеля использовала хозяйка?
3) У папы было 10 гвоздей. Когда папа забил несколько гвоздей, у папы осталось 8 гвоздей. Сколько гвоздей забил папа?
Уменьши 8 на 7.
Сложи числа 1 и 6.
Найди сумму чисел 3 и 6.
Первое слагаемое 1, второе 9. Найди сумму.
3 плюс 1.
7 минус 2.
Уменьшаемое 10, вычитаемое 2. Вычисли разность.
На сколько 1 меньше 9?
Вычисли разность чисел 8 и 5.
Первое слагаемое 5, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
У Маши 5 фиалок. Ей подарили ещё 3 фиалки. Сколько фиалок стало у Маши?
У портнихи 7 белых и 3 чёрные катушки ниток. На сколько больше белых катушек, чем чёрных?
Сложи 3 и 7
6 минус 5.
Первое слагаемое 2, второе 7. Найди сумму.
5 минус 1.
Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Вычисли разность.
Вычисли разность чисел 7 и 4.
У Гали 7 яблок. Она дала 4 яблока Вале. Сколько яблок осталось у Гали?
На столе 10 тарелок и 6 чашек. На сколько больше тарелок, чем чашек?
1) Уменьши 10 на 7.
2) Уменьши 8 на 2.
3) Уменьши 7 на 3.
1) Сложи 4 и 6.
2) Сложи 1 и 9.
3) Сложи 3 и 7.
1) 7 минус 5.
2) 6 минус 4.
3) 9 минус 7.
1) Найди сумму чисел 3 и 4.
2) Найди сумму чисел 1 и 6.
3) Найди сумму чисел 2 и 5.
1) Увеличь 1 на 2.
2) Увеличь 2 на 3.
1) Первое слагаемое 2, второе 1. Найди сумму.
2) Первое слагаемое 2, второе 7. Найди сумму.
3) Первое слагаемое 1, второе 4. Найди сумму.
1) Уменьши 6 на 1.
1) 3 плюс 5.
2) 9 плюс 1.
3) 4 плюс 3.
1) 9 минус 2.
2) 7 минус 6.
3) 10 минус 5.
1) Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Вычисли разность.
3) Уменьшаемое 9, вычитаемое 5. Вычисли разность.
1) На сколько 1 меньше 3?
2) Н сколько 4 меньше 9?
3) На сколько 2 меньше 10?
1) Вычисли разность чисел 8 и 4.
2) Вычисли разность чисел 9 и 5.
3) Вычисли разность чисел 10 и 6.
1) Первое слагаемое 4, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
2) Первое слагаемое 3, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
3) Первое слагаемое 2, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
1) В клетке 3 попугая. Посадили ещё двух попугаев. Сколько попугаев стало в клетке?
2) У Вити было 6 руб. Мама дала ещё 3 руб. Сколько денег стало у Вити?
3) У Коли было 4 батарейки. Он купил ещё 2 батарейки. Сколько батареек стало у Коли?
1) Купили 4 упаковки макарон и 5 упаковок вермишели. На сколько больше упаковок вермишели, чем макарон, купили?
2) У папы 5 больших и 7 маленьких лампочек. На сколько больше маленьких лампочек, чем больших, у папы?
3) Было 4 пачки вафель и 9 пачек печенья. На сколько больше было пачек с печеньем, чем с вафлями?
Математические диктанты 1 класс
Запиши по порядку числа от 9 до 3.
Запиши только ответы:
10-1= 4+4=
7-3= 6-1=
2+3= 9-3=
7+2= 9-5=
8+2= 7+3=
Кролику дали 5 морковок. Две морковки он съел. Сколько морковок осталось?
Запиши по порядку числа от 8 до 2.
3+5= 3+3=
7+2= 10-3=
2+8= 4+6=
8-1= 8-6=
9-4= 9-7=
Таня нарисовала 3 сливы, а потом ещё 5. Сколько всего слив нарисовала Таня?
К 7 прибавить 2.
5 увеличить на 3.
Сложи числа 9 и 1.
6 уменьши на 2.
4 минус 3.
Найди разность 5 и 1.
Из 10 вычти 1.
6 увеличь на 4.
Сложи числа 8 и 2.
Уменьши 8 на 1.
10 уменьши на 1.
4 минус 2.
Найди разность 7 и 1.
Из 9 вычти 3.
1. На улице 10 старых домов, а новых на 6 домов больше. Сколько новых домов на улице?
2. Для ёлки ребята сделали 9 бабочек, а рыбок на 3 меньше, чем бабочек. Сколько рыбок сделали ребята?
3. Таня вымыла 6 тарелок, а Коля вымыл 4 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети?
4. В неделе 7 дней. Из них 2 дня было пасмурных, а остальные ясные. Сколько ясных дней было в неделе?
5. Запиши только ответы:
5+4= 10-3= 8+2=
9-7= 6+3= 7-2=
8-4= 3+2= 10-2=
1. В одном доме 3 этажа, а в другом на 6 этажей больше. Сколько этажей в другом доме?
2. Для детского сада школьники сделали 5 лопаток, а совков на 4 больше, чем лопаток. Сколько совков сделали школьники?
3. Аня выстирала 3 платка, а Женя 4. Сколько всего платков выстирали дети?
4. В книге было 7 страниц. Володя прочитал 7 страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать?
6+3= 9-2= 7+3=
8-6= 5+4= 9-4=
7-5= 2+6= 10-7=
1. Увеличь 6 на 1.
2. Уменьши 6 на3.
3. Сложи 2 и 4.
4. Вычти 1 из 6.
5. Найди сумму чисел 4 и 5.
6. Найди разность чисел 4 и 2.
7. 7 плюс 3.
8. 10 минус 1.
9. Увеличь 4 на 4.
10. Уменьши 10 на 5.
1. Сложи 3 и 6.
2. Вычти 2 из 5.
3. Увеличь 7 на 3.
4. Уменьши 8 на 7.
5. Найди сумму чисел 4 и 6.
6. Найди разность чисел 8 и 4.
7. 3 плюс 3.
8. 6 минус 1.
9. Уменьши 9 на 1.
10. Увеличь 5 на 5.
1. Первое слагаемое 5, второе 3.найди сумму.
2. Какое число меньше 8 на 6?
3. Найди разность чисел 9 и 3.
4. На сколько 5 меньше 8?
5. На сколько 9 больше 4?
6. Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Найди разность.
7. Увеличь 5 на 2.
8. Используя числа 2, 5, 7, составь и запиши равенство на сложение и два равенства на вычитание.
9. У Серёжи было 4 журнала «Миша», а у Пети столько же журналов «Весёлые картинки». Сколько всего журналов у мальчиков?
1. Первое слагаемое 3, второе 6. Найди сумму.
2. Увеличь число 5 на 2.
3. Уменьши 8 на 3.
4. Вычисли сумму чисел 3 и 4.
5. Уменьшаемое 10, вычитаемое 4. Найди разность.
6. Вычисли разность чисел 6 и 4.
7. Первое слагаемое 4, второе слагаемое такое же. Найди сумму.
8. На сколько 10 больше 6?
9. На сколько 3 меньше 5?
10. Используя числа 4, 9, 5, составь и запиши равенство на сложение и два равенства на вычитание.
1. Увеличь 4 на 6.
2. Уменьши 7 на 3.
3. Первое слагаемое 6, второе 2. Найди сумму.
4. Уменьшаемое 9, вычитаемое 3. Вычисли разность.
5. Вычисли сумму чисел 3 и 5.
6. Найди разность чисел 7 и 5.
7. Первое слагаемое 5, второе слагаемое такое же. Какова сумма?
8. На сколько 6 меньше 10?
9. На сколько 7 больше 4?
10. Используя числа 3, 8, 5, составь и запиши равенство на сложение и два равенства на вычитание.
1. Запиши числа, в которых 1 дес.; 2 дес.; 1 дес. 2 ед.; 1 дес. 7 ед.; 1 дес. 8 ед.; 1 дес. 1 ед.
2. Запиши по порядку числа от 19 до 13.
3. найди сумму чисел 8 и 2.
4. Найди разность чисел 10 и 3.
5. Увеличь 5 на 4.
6. Уменьши 7 на 2.
7. Вычти 1 из 6.
8. 8 минус 5.
9. 6 плюс 3.
10. Запиши, на сколько 9 больше 2.
1. Запиши числа, соседние с числом 14.
2. Какое число стоит между числами 17 и 19?
3. какое число больше 15 на 1?
4. Запиши число, которое состоит из 1 дес. и 2 ед.
5. Считай тройками от 9 до 21.
6. Составь равенства из чисел 4,3,7.
7. Какое число нужно прибавить к 7, чтобы получилось 10?
8. Найдите разность чисел 16 и 2.
9. На дереве сидело 6 птичек. К ним прилетело ещё несколько птичек и стало 10. Сколько птичек прилетело?
1. Запишите самое большое однозначное число и самое маленькое двузначное.
2. Сколько единиц не хватает от 13 до 20?
3. Из 16 вычесть 4.
4. 14 да 6. Сколько будет?
5. Из каких двух чисел может состоять число 15?
6. Запиши число, в котором 9 единиц и 1 десяток.
7. Сколько десятков в числе 16?
8. Следующее число за числом 19.
9. К числу 11 прибавили ещё одно число и получили 17. Какое число прибавили?
10. Мальчику 11 лет. Его сестра на 8 лет старше. Сколько лет сестре?
1. Сколько нужно вычесть из 10, чтобы осталось 4?
2. На сколько 9 больше 8?
3. Найди сумму чисел 6 и 2.
4. К какому числу надо прибавить 7, чтобы получилось 17?
5. Первое слагаемое 5, сумма 8. Чему равно второе слагаемое?
6. Запиши число, которое больше 2 на 3.
7. Найди разность чисел 8 и 4.
8. Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 10?
9. Из чисел 18, 5, 16, 13, 4, 19, 2 выпиши те, которые меньше 15.
10. Увеличь 3 на столько же.
1. Найди сумму, если слагаемые 6 и 3.
2. Уменьши число 10 на 3.
3. Увеличь 7 на 2.
4. Вычисли разность чисел 8 и 5.
5. На сколько 9 больше 6?
6. На сколько 4 меньше 7?
7. Первое слагаемое 4, второе такое же. Найди сумму.
8. Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Найди разность.
9. Найди сумму двух одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 3.
1. Из числа 12 вычли число и получили 9. Какое число вычли?
2. 15 уменьшить на 3.
3. Увеличь 15 на 5.
4. Дополните до 20 число 7.
5. Одно число 8, другое на 4 больше. Чему равно второе число?
6. Какое число меньше 17 на 4?
7. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получилось 9?
8. Найдите разность 14 и 8.
9. Найдите сумму 6 и 7.
10. В одной бочке 20 литров воды, а в другой 9 литров. На сколько литров меньше во второй бочке, чем в первой?
1. Увеличь 4 на 5.
3. Вычисли сумму чисел 4 и 5.
4. Найди разность чисел 9 и 5.
5. Составь и запиши равенства на сложение, используя числа 3, 8, 5.
6. Запиши соседние числа с числом 7. Уменьши каждое из них на 4.
7. Запиши числа по порядку, начиная с числа 5 и заканчивая числом 8. Увеличь каждое из записанных чисел на 2.
Математические диктанты для 1 класса.
Какое число больше 6 на 1?
Какое число меньше 8 на 2?
Увеличьте 6 на 2.
Какое число следует за числом 9?
Какое число предшествует числу 6?
Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?
Уменьшите 9 на 2.
Неизвестное число увеличили на 3 и получили 10. Чему равно неизвестное число?
Какое число надо прибавить к 5, чтобы получить 9?
Найдите сумму чисел 2 и 7.
Сережа засушил 5 кленовых листочков и столько же дубовых. Сколько всего листочков засушил Сережа?
В ящике было 9 банок сока. Мама взяла 2 банки сока. Сколько банок сока осталось?
10 минус 3.
Увеличьте 6 на 3.
Уменьшите 10 на 4.
На сколько 8 больше5?
Найдите сумму чисел 5 и 4.
9 без 6.
8 да 2.
Какое число прибавим к 4 и получим 7?
От какого числа надо отнять 2, чтобы получить8.
Первое слагаемое 3, а второе-6. Чему равна сумма?
В вазе 9 груш, а яблок на 4 меньше. Сколько яблок в вазе?
У Лены 8 тетрадей в линейку, а в клетку на 2 тетради больше. Сколько у Лены тетрадей в клетку?
Сумма чисел(+) Разность чисел(-)
На ____ больше (+ ____ ) На ____ меньше (- ____ )
На сколько больше? На сколько меньше?
(надо из большего числа вычесть меньшее)
Математический диктант № 3
1) К трём прибавьте 1, запишите результат.
2) Из пяти вычли 1, чему равен результат?
3) Три меньше некоторого числа на 2. Какое это число?
4) Я задумала число, вычла из него 1 и получила 4. Какое это число?
5) Какое число больше 1 на 2?
6) Нарисуйте ряд фигур, к которому можно записать выражение 1 + 1 или 4+1
Математический диктант №4
Дан ряд чисел: 5, 0, 7, 1, 8, 6, 9, 2, 4, 3.
1) Обведи красным карандашом число, которое при счете следует за числом 8.
2) Обведи синим карандашом число, которое при счете предшествует числу 9.
3) Обведи зелёным карандашом число, которое при счете предшествует числу 8.
4) Обведи жёлтым карандашом два числа, между которыми при счете называют число 4.
5) Обведи коричневым карандашом число, которое надо отнять от 4, чтобы получить 0.
6) Обведи оранжевым карандашом число, которое надо прибавить к 9, чтобы получить 9.
7) Подчеркни числа, которые меньше 9, но больше 4.
Математический диктант № 5
1) Запишите число, последующее 7.
2) Запишите число, предыдущее7.
3) Первое слагаемое 6, второе 4. Найдите сумму.
4) Я задумала число, вычла из него 3 и получила 2. Какое число я задумала?
5) Сколько надо прибавить к 6, чтобы получить 9?
6) Сколько надо вычесть из 8, чтобы получить 4?
7) На сколько 5 больше 4?
8) Уменьшаемое 8, вычитаемое неизвестно, разность 2. Найдите вычитаемое.
9) На сколько 3 меньше 10?
10) На сколько 9 больше7?
11) Запишите ответы в порядке возрастания.
Математический диктант № 6
1) Запишите число, последующее 9.
2) Запишите число, предыдущее 5.
3) На сколько 5 меньше 8?
4) Запиши число, которое при счёте стоит между числами 7 и 9.
5) Из неизвестного числа вычли 5 и получили 1. Чему равно неизвестное число?
6) Уменьшаемое 8, вычитаемое 8. Чему равна разность?.
7) Первое слагаемое 5, второе слагаемое 0. Чему равна сумма?
8) У Пети 4 тетради, а у Кати на 5 больше. Сколько тетрадей у Кати?
9) Мама испекла 7 пирогов. 5 пирогов съели за обедом. Сколько пирогов осталось?
10) Вова и Петя играли в шашки. Петя выиграл 10 раз, а Вова 9. На сколько больше побед у Пети?
11) Бабочка облетела 10 цветков, а шмель на 3 цветка меньше. Сколько цветков облетел шмель?
Математический диктант № 7
2) Запишите число, предыдущее 10.
3) На сколько 10 больше 4?
4) Семь увеличили на 1, чему равен результат?
5) Шесть уменьшили на 2, чему равен результат?
6)Из 8 вычли х, получили 5. Чему равен х?
7) Первое слагаемое 0, второе слагаемое 7. Чему равна сумма?
8) Уменьшаемое 8, вычитаемое 0. Чему равна разность?
Математический диктант № 8
Запиши число, следующее при счёте за числом 7.
Запиши число, которое при счёте предшествует числу 15.
Запиши число, которое на 2 больше, чем 6. ( Запиши число, которое больше 6 на 3).
Запиши число, которое на 7 меньше, чем 14. ( Запиши число, которое меньше 14 на 2).
Запиши число, которое стоит между числами 6 и 8.
Запиши «соседей» числа 8.
Увеличь число 15 на 2.
Уменьши число 12 на 3.
Запиши в порядке убывания числа, которые меньше 8.
Запиши в порядке возрастания числа: 6, 2, 9, 8.
Запиши самое большое однозначное число, двузначное число.
Запиши самое маленькое однозначное число, двузначное число.
Запиши числа, состоящие из 1 дес. 2 ед., 4 дес. 5 ед., 2 дес. 8 ед.
К какому числу надо прибавить 4, чтобы получить 10?
Из какого числа надо вычесть 5, что получить 12?
Запиши в виде суммы десятков и единиц числа: 12, 34, 76, 58.
Запиши в виде суммы двух равных слагаемых числа: 12, 14, 16, 18.
Сумма чисел равна 16, первое слагаемое – 5. Чему равно второе слагаемое?
Уменьшаемое – 18, разность – 2. Чему равно вычитаемое?
Разность чисел равна 2, вычитаемое – 7. Чему равно уменьшаемое?
На сколько 19 больше 7?
На сколько 8 меньше 19?
1. Напиши цифру один и напиши цифру, которая расположена после единицы.
2. Напиши цифру три и напиши цифру, которая расположена перед тройкой.
3. Напиши цифру два и цифры, которые стоят перед и после цифры два.
4. Сколько получится, если к единице прибавить единицу?
5. Сколько получится, если из тройки вычесть единицу?
1. Напиши цифры: три, два, один.
2. Напиши цифру два, а затем цифры, которые расположены справа и слева от цифры два.
3. Напиши цифры от трёх до единицы. Какое из этих цифр наименьшее? А какое наибольшее?
4. Сколько получиться, если от трех вычесть два?
5. Сколько получиться, если к двум прибавить единицу?
1. Напиши цифры от единицы до четырех.
2. Напиши цифру, которая стоит после цифры три.
3. Напиши цифру, которая стоит перед цифрой два.
4. Сколько получится, если из четырех вычесть два?
5. Сколько получиться, если к двум прибавить два?
1. Напиши цифры: один, два, три, четыре, пять.
2. Какая цифра стоит после цифры четыре?
3. Какая цифра стоит перед цифрой три?
4. Сколько получится, если к трем прибавить два?
5. Сколько получится, если от пяти вычесть единицу?
6. Напиши цифры три и пять. Какая цифра расположена между ними?
1. Напиши цифры от одного до семи.
2. Напиши цифру шесть. Напиши цифру, которая стоит после цифры шесть.
3. Напиши цифру пять. Запиши цифру, которая стоит перед цифрой пять.
4. Напиши цифру шесть и цифры, которые стоят перед и после цифры шесть.
5. Сколько получится, если к пяти прибавить два?
6. Сколько получится, если от семи вычесть два?
7. Напиши цифры пять и семь? Какая цифра стоит между ними?
1. Напиши цифры от одного до восьми.
2. Напиши цифру семь. Напиши цифру, которая стоит после цифры семь.
3. Напиши цифру восемь. Запиши цифру, которая стоит перед цифрой восемь.
4. Сколько получится если к шести прибавить два?
5. Сколько получится, если от восьми вычесть один?
6. Какие одинаковые цифры надо сложить, чтобы получить цифру восемь?
1. Напиши цифры от одного до девяти.
2. Напиши цифру восемь и следующее за ним цифру.
3. Напиши цифру девять. Какая цифра стоит перед ней?
4. Сколько получится если к семи прибавить два?
5. Сколько получится, если от девяти вычесть единицу?
6. Запиши цифру восемь и цифры, которые стоят слева и справа от этой цифры?
1. Напиши числа от одного до десяти.
2. Напиши цифру девять и следующее за ним число.
3. Сколько получится, если к восьми прибавить два?
4. Запиши число десять. Какая цифра стоит перед ним?
5. Какие одинаковые цифры надо сложить, чтобы получилось число десять?
6. Сколько получится, если от десяти вычесть единицу?
К 6 прибавить 2.
Из 9 вычесть 3.
7 минус 1
К 2 прибавить 8.
Из 8 вычесть 6.
8 плюс 1.
От 10 отнять 10.
К 2 прибавить 7.
Найди сумму чисел 5 и 3.
Какое число меньше 10 на 4?
На сколько 6 больше 4?
Какое число называют при счете сразу после числа 15?
Найди разность чисел 8 и 1.
Какое число больше 2 на 1?
7 – это 2 и сколько?
Запиши число, в котором 1 десяток и 2 единицы. Уменьши его на 1.
Математический диктант вида «Да/нет»
Учитель читает предложения. Учащиеся записывают «Да», если они согласны с утверждением учителя, «Нет», если они не согласны с ним.
Сумма чисел 5 и 1 равна 4.
Если число 6 уменьшить на 3, то получится 3.
Число 9 больше числа 5 и 4.
Число 16 находиться при счете между числами 17 и 18.
8 – это разность чисел 10 и 3.
Число 14 больше числа 11.
7 – это 3и 4.
Если уменьшаемое равно 8, а вычитаемое равно 6 , то разность равна 3.
3 увеличить на 6, получится 9.
Числа при сложении называют так: первое слагаемо, второе слагаемое, сумма.