Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
6 класс 1 четверть
Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес!
✒️ Грамматическое задание:
«Сокровища пирамид»
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили. (Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)
«Лотос»
Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.
Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.
«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.
6 класс 2 четверть
Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.4 Что это она делает?
Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.
Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 Не зря ведь люди говорят: “Полетели белые мухи”.
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. ( По В. Белову.)
«Зимой в тайге»
Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.
В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. ( По В. Катаеву.)
тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.
Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!
Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле.
6 класс 3 четверть
У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.
К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг.4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.
Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.
Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми.4 Так к нам прилетели вестники весны.
«Весна»
Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
« — »
Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. ( По Г. Скребицкому)
«Подвиг Сталинграда»
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
Итоговые диктанты за 6 класс
Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.
«Замысел художника»
Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.
Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.
Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. ( По В. Гаврилову.)
Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.
7 класс 1 четверть
Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом. Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного. А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
7 класс 3 четверть
Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой. Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели. ( По Ю. Лощицу) Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.
Итоговые диктанты за 7 класс
Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко. Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги. Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят. Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера. Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса. ( По Л. Кассилю и М. Полянскому)
Онлайн-диктанты
Проект создан командой Орфограммки (компания “Орфосемантика”) совместно с филологами кафедры общего и русского языкознания НГУ с использованием наших лингвистических наработок в этой области.
Что такое онлайн-диктант?
Это полный аналог традиционного диктанта, только реализованный в электронном виде: пользователь слушает диктора и печатает текст в специальной форме. По окончании диктанта нажимает кнопку Проверить и получает оценку с подробным разбором допущенных ошибок.
Как получить диктант для своего проекта?
На работу над одним диктантом нам по потребуется ~3 дня. Программный код, который вы получите, написан на языке JavaScript; для его размещения достаточно минимальных навыков программирования.
Остались вопросы? Обращайтесь, будем рады ответить:
Как это выглядит для пользователя?
На странице, где вы разместите код, появится форма написания диктанта с элементами управления диктовкой и кнопкой Начать.
После проверки диктанта пользователь получит отчёт с подробным объяснением каждой допущенной им ошибки и ссылками на академические правила и дидактические материалы.
Как это выглядит для преподавателя?
Для подготовки диктантов был создан конструктор диктантов — специальная среда, где любой преподаватель может создать, надиктовать и разметить диктант.
Модуль диктовки, или модуль начитки, выглядит следующим образом.
Здесь можно в удобной форме начитать диктант по частям.
Изначальная разметка диктанта происходит автоматически: из базы правил авторазметки (в которой около тысячи различных правил) и базы отдельных слов, с уже готовой разметкой. В зависимости от текста диктанта, автоматическая разметка может сразу разметить до 30% от возможных ошибок в тексте как орфографических, так и пунктуационных.
Также есть возможность добавить допустимые варианты написания слов или знаков препинания. Для отладки диктанта есть возможность протестировать выделенный фрагмент.
После того как диктант напишет некоторое число людей, можно посмотреть тепловую карту ошибок, на которой наглядно показано, на какие слова какие ошибки были допущены. Ещё можно отдельно увидеть, какие ошибки были не учтены при разметке диктанта, то есть в каких случаях на ошибку не было показано подробного комментария. Это помогает в динамике отслеживать такие неверные написания и дополнять диктант новыми вариантами ошибок.