Диктант крокодил

Диктант крокодил Экодиктант


Диктант крокодил

Диктант крокодил

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил – искусный охотник. * Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. * Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. **При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

(По В. Пескову)

1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания

1-й вариант – Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

Может лежать часами; может лежать в воде; высунув лишь ноздри, высунув на поверхность; высунув глаза; выпуклые глаза.

2-й вариант – На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзами «а»; «и»).

Не убивает ее; не убивает на суше; тащит в воду.

2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях 2-го абзаца, 1 -м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.


Диктант крокодил

3. 1) Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов.

2) Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях.

1-й вариант – *

2-й вариант – **

Уроки Русского языка в 8 классе

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы»1. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет»2.

Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов.)

(По В. Пескову.)

Если бы удалось чудесным образом оживить девочку, жившую в Риме более двух тысяч лет назад, она не поняла бы речи окружающих. Все: ее родители, учителя, подруги и знакомые — говорили на латинском языке3. За это время он изменился до неузнаваемости. Сегодня на нем идут богослужения в католических храмах, его изучают языковеды, его терминологией пользуются ученые. Но на родной улице нашей девочки никто не обратится к прохожему на латыни. Его место занял итальянский язык. Итальянский — потомок латинского. В других частях Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, румынский, португальский.

Языки изменяются, развиваются и обогащаются. Что-то новое отличает речь каждого поколения от предыдущего. В течение нескольких веков накапливаются поразительные изменения. Недаром подлинный памятник искусства — «Слово о полку Игореве» — приходится переводить с древнерусского на современный язык4.

Наш современный язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем язык времен Александра Невского или даже Пушкина. (140 слов.)

(По «Детской энциклопедии».)

Домашнее задание: упр. 199, 200 (оба упр. устно).

1 Необходимо предупредить учащихся о постановке кавычек.

2 Так же.

3 Необходимо предупредить учащихся о постановке тире.

4 Так же.

1. Контроль усвоения орфографии.

2. Контроль усвоения темы «Главные и второстепенные члены предложения».

Варианты текстов для диктантов.

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил – искусный охотник. * Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. * Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. **При явной опасности он мчимся в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

1-й вариант * 2-й вариант **

Звёзды блестели остро и холодно, но небо на востоке стаю светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Свистящим шёпотом перекликались между собой сосны, сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе, лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака, вставал во всём своём величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжёлыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. * Ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось, как изваяние, застыл в сосняке. Настороженные уши ловили каждый звук. **Он весь мгновенно напружинился, готовясь сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлёк звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в морозном воздухе пронеслись самолёты-истребители. * Вдруг один из самолётов пронёсся прямо к поляне. **Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.

(По Б. Полевому)

Грамматическое задание. См. текст 1.

Савва Иванович Мамонтов – крупный железнодорожный промышленник, человек разносторонне одарённый, большой знаток и ценитель искусства. В 1870 году он приобрёл усадьбу Абрамцево. В этом своём подмосковном имении Мамонтов создал своеобразное творческое объединение. вошедшее в историю русского искусства под названием «Абрамцевский (мамонтовский) художественный кружок». Особенность содружества – вхожестъ в него художников самых разных направлений.

Это был кружок лиц, искренне преданных искусству и горячо любящих его. К нему принадлежали В. Поленов. И Репин, В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель, В Суриков, В Серов. Возможность творческого общения, свобода деятельности, атмосфера доброжелательности, царившая в доме Мамонтовых. привлекали художников, благотворно влияя на их творчество. Здесь создавались солнечные пейзажи Поленова, Васнецов писал в Абрамцеве «Алёнушку» и «Трёх богатырей», Репин работал над картиной «Не ждали», делая многочисленные эскизы. Абрамцевский пейзаж вошёл в картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Молодой Серов написал в столовой мамонтовского дома портрет старшей дочери Мамонтовых Веры, вошедший в историю искусства под названием «Девочка с персиками».

(Иллюстрация этой картины есть в учебнике русского языка).

Первая русская библиотека

О далёких исторических временах мы узнаём из рукописей, сохранившихся благодаря счастливой случайности, дошедших до современных исследователей в первозданном виде. Такая рукопись – «Повесть временных лет», созданная некогда летописцем Киевской Руси.

В «Повести» рассказывается, как на месте битвы с печенегами был построен храм богини мудрости Софии, затмивший красотой и величием другие постройки древнего Киева.

В 1037 году в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый основал книгохранилище, собрав все самые ценные книги Древней Руси. Но до нас это уникальное собрание книг не дошло, о нём больше ничего не известно. Существует множество разных предположений.

Первая русская библиотека сгорела в 1124 году во время огромного пожара, погубившего почти весь Киев. Л может быть, книги исчезли позднее. Полчища Батыя оставили на месте столицы Киевской Руси лишь поросшие бурьяном холмы, сровняв жилые кварталы с землёй после жестокого боя. Это была месть Батыя за сопротивление киевлян.

В 1052 году в легендарном Новгороде была основана библиотека, собравшая древние рукописи, уникальные произведения старинного русского письма Но многие книжные сокровища Новгородской библиотеки погибли бесследно, не сохранившись до наших времён.

Грамотность на руси. Диктант(текст)

(По И. Голуб.)

В1. В одно́м–двух предложе́ниях сформули́руйте гла́вную мысль те́кста.

В2. Среди́ предложе́ний 5−6 найди́те предложе́ние с вво́дным сло́вом. Укажи́те его́ но́мер.

В3. Среди́ предложе́ний 4−6 найди́те сложносочинённое предложе́ние. Укажи́те его́ но́мер.

В5. Из предложе́ний 1–3 вы́пишите сло́во с череду́ющейся безуда́рной гла́сной в ко́рне.

В6. Из предложе́ний 4−6 вы́пишите обосо́бленное определе́ние.

В8. Вы́пишите словосочета́ние (предложе́ние 7), постро́енное на осно́ве примыка́ния.

В9. Вы́пишите граммати́ческие осно́вы предложе́ния 8.

В1. Как ещё мо́жно бы́ло бы озагла́вить текст? Запиши́те 2 свои́х заголо́вка к те́ксту.

В2. Среди́ предложе́ний 1−4 найди́те предложе́ние с вво́дной констру́кцией. Укажи́те его́ но́мер.

В3. Среди́ предложе́ний 7−10 найди́те бессою́зное сло́жное предложе́ние. Укажи́те его́ но́мер.

В5. Из предложе́ний 4–6 вы́пишите сло́во с череду́ющейся безуда́рной гла́сной в ко́рне.

В6. Из предложе́ний 7−10 вы́пишите обосо́бленное обстоя́тельство.

В8. Вы́пишите словосочета́ние (предложе́ние 4), постро́енное на осно́ве примыка́ния.

В9. Вы́пишите граммати́ческие осно́вы предложе́ния 5.


Диктант крокодил

Грамотность на Руси(статья)

Тру́дная, кропотли́вая и долговре́менная ми́ссия – науче́ние и приобще́ние наро́да к христиа́нской ве́ре – станови́лась главне́йшей зада́чей и для кня́жеской вла́сти, и для Це́ркви.

Между те́м Русь нужда́лась не то́лько в образо́ванных и просвещённых подви́жниках, но и в гра́мотных лю́дях. Креще́ние Ру́си и распростране́ние гра́мотности ста́ли звеньями одно́й це́пи. С одно́й стороны́, для укрепле́ния ки́евской госуда́рственности тре́бовалась гра́мотная администра́ция. С друго́й, Це́рковь, идеологи́ческий столп кня́жеской вла́сти, в ра́вной сте́пени была́ заинтересо́вана в подгото́вке гра́мотных церковнослужи́телей. И́бо для многочи́сленных открыва́ющихся хра́мов бы́ли ну́жны лю́ди, уме́ющие чита́ть по уста́вным кни́гам для отправле́ние богослуже́ние. В пе́рвую о́чередь э́то впряму́ю каса́лось прихо́дского при́чта, непосре́дственно свя́занного с непросвещённым и необразо́ванным язы́ческим лю́дом.

К вре́мени воцерковления восто́чных славя́н христиа́нское вероуче́ние, вы́шедшее из иуде́йской сре́ды, уже́ по́лностью сформирова́лось труда́ми мно́гих поколе́ниями гре́ческих апологе́тов. Христиа́нская догма́тика уже́ утверди́лась как незы́блемый оплот и́стинной ве́ры на Вселе́нских собо́рах. Был вы́работан по́лный свод церко́вных пра́вил и законоположе́ний, воше́дших в Номокано́н. В изменённом ви́де он получи́л славя́нских зе́млях назва́ние Ко́рмчею кни́ги, регламенти́рующей церко́вное и све́тское состоя́ние о́бщества. Наконе́ц, для просвеще́ния славя́нских наро́дов византи́йскими просвети́телями равноапо́стольными Кири́ллом и Мефо́дием за сто с ли́шним лет до креще́ния Ру́си была́ со́здана славя́нская грамма́тика.

Храмово́е богослуже́ние не могло́ ориенти́ровать прихожа́н-язы́чников на созна́тельное восприя́тие инозе́мной рели́гии. Во́лей не во́лей от неофи́тов тре́бовалось в пе́рвую о́чередь вне́шнее соблюде́ние христиа́нских установле́ний и благоче́стия. Потому́ летопи́сец с горе́чью, но справедли́во, записа́л под 1068 годом: «словомъ нарицяющиеся хрестъяни, а поганьскы живуще», то есть как язы́чники.

Сам князь Влади́мир гра́моты не знал и, по слова́м летопи́сца, был «неве́ждой». Его́ крещёная дружи́на и дворцо́вое окруже́ние то́же отню́дь не́ были си́льны в «пи́сьменной прему́дрости» и начи́таны в Ева́нгелии. А други́е привилегиро́ванные сосло́вия тем па́че.


Диктант крокодил

Оцените статью
Экодиктант - Помощь