Контрольные диктанты по русскому языку 1 класс
1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)
Слово, предложение, текст.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением ; умение оформлять предложение на письме .
Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.
Нарядная будет елка!
Мы любим свой двор. Там есть качели и турник . Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку .
5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).
1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя )
РАБОТА № 2 .
Мягкий знак на конце и в середине слова
ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.
Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи .
5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.
На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает.
Грамматические задания .
1 КЛАСС , 3 ЧЕТВЕРТЬ ( март , 3 неделя )
РАБОТА № 3
Гласные после шипящих
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.
Пушистый снег укрыл зимний лес.
Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки .
5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.
Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу .
1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ ( апрель, 3 неделя )
Заглавная буква в именах собственных.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.
Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко.
5 . *Запиши 2 предложения: – Как тебя зовут?
-В каком городе ты живешь?
В класс поступил новый ученик Костя Демин.
Мальчик приехал из города Астаны.
Жил он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком .
– В каком городе ты живешь?
1 КЛАСС ,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)
Итоговая контрольная работа за 1 класс.
ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)
Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики.
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове
4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:
5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.
У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:Вариант 1 – в слове Васька. Вариант 2 – в слове любит.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:Вариант 1 – 5-го предложения. Вариант 2 – 6-го предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
Петя и Серёжа идут к речке. На реке гуси. Гусь плывёт к мостику. Серёжа кинул в воду корм. Теперь все гуси плывут к мостику.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:Вариант 1 – в слове плывёт. Вариант 2 – в слове Серёжа.2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения под словами:Вариант 1 – 1-го предложения. Вариант 2 – последнего предложения.3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:1-й вариант – в слове день;2-й вариант – в слове пень.2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
1-й вариант – 2-го предложения;2-й вариант – 7-го предложения.3. Обозначить буквы мягких звуков в 1-м предложении (для обоих вариантов).
По небу плывет туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитер котик.1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:1-й вариант – в слове Васька;2-й вариант – в слове камень.2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:1-й вариант – 3-го предложения;2-й вариант – 6-го предложения.3. Обозначить буквы мягких звуков в последнем предложении (для обоих вариантов).
Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.
I вариант. Глаза, лодка, берёзка. II вариант. Весна, грядка, грибник.
2. Выписать слова с разделительным ьI вариант. Воробьи, коньки, пеньки, веселье. II вариант. муравьи, угольки, пальто, друзья.
Щука хотела схватить леща. Она стала мутить воду. В это время рыбаки закинули невод. Хитрая щука не заметила невода в мутной воде. Рыбаки поймали ее. (26 слов.)
1) Найдите в тексте два слова, в которых букв больше, чем звуков.
2) Подчеркните подлежащее и сказуемое в третьем предложении.
Тренировочные диктанты 1 класс 2 полугодие
Весной птицы построили гнезда. У аиста гнездо на березе. Ласточка живет под крышей дома. У чибиса дом в траве. А хитрый воробей свил гнездышко рядом с орлиным. Там хорошо и спокойно (32 слова.)
В субботу ребята пошли в лес. С ними была собака Тришка. Дул теплый ветерок. По небу плыли легкие облака. Дети собирали в корзину ягоды рябины. Это хороший корм для птиц зимой. (31 слово.)
У Иры жила ручная ворона. Звали ее Каркуша. Она любила делать запасы. За ковром были конфеты. У ножки стола – кусочки сала. Часто их находил кот Васька. Он был им рад. (31 слово.)
У Маши гости. Ребята играли в саду. Потом они рвали груши и щавель. На столе чайник и чашки. Сейчас дети будут пить душистый чай. (25 слов.)
Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт ?
Слова для справок: из-под
Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.
Слова для справок: побежал, не упал, поспешили
Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов.
Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А чей след ведет к саду ?
Слова для справок: оставили
Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег. Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.
Слова для справок: засыпало, рябина, висели
Вот и обед
Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.
Слова для справок: отправился, заметил, обед
Ночью был сильный мороз. На воде – лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.
Слова для справок: выпал, запряг, бежали
Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.
Слова для справок: показалась, разнеслась
Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.
Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке
Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты. Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки. Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.
Слова для справок: бегут, стоят
Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко. Тёплые лучи играют в лужах с галками и воробьями. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.
Слова для справок: потемнела, дышат
Первые дни весны
Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости. У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы. На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.
Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет.
Пришла тёплая весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки и сделали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали. Они не смотрели под ноги. Дети попали в лужу.
Вот и утро. За окном петух прокричал. Наступает новый день. Лесные опушки утопают в цветах. Громко гудят жуки. Пролетают птицы, зверьки пробегают. Летом лесная опушка – самое веселое место. Хороши летние дни!
Кусты наполнились водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей – сверкающий дождь! Начнёт пить, и капелька из-под самого носа – кап! Воробей к другой, другая – кап! Скок, скок воробей, кап, кап капельки!
Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы.
Слова для справок: привёз, складывать, помогал.
Поехал дед на речку за рыбой. Наловил он рыбки полный воз. Едет дед домой. На дороге лежит лисичка, как мёртвая. Старик взял лису и положил её на сани.
Слова для справок: наловил, едет, положил.
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.
Слова для справок: осели, царствует, засыпаны
Мы с дедушкой жили на берегу реки. У деда была лодка. Мы часто бегали на реку ловить рыбу. Пёс Шарик весело встречал нас с уловом. Он любил свежую рыбу.
Слова для справок: встречал
Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.
Слова для справок: ходить, светит
Мы жили на берегу реки. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом. Она была хорошим другом.
Слова для справок: у нас, стояла, сторожила
Итоговые диктанты по русскому языку для 1 класса.
- Повторение пройденного за 1 класс
- Словарные диктанты для 1 класса
- Предупредительные и объяснительные диктанты для 1 класса
- Итоговые диктанты за 1 класс (17-19 слов)
- Итоговые контрольные диктанты за 1 класс (с заданием)
- “Большая буква в именах, отчествах, фамилиях”
- Несколько предложений под диктовку
- Диктант 3.
- Диктант 2.
- Предложение под диктовку
Повторение пройденного за 1 класс
1. Тетрадь, карандаш, пенал, букварь.2. Пальто, платок, чулки, одежда.3. Лопата, коньки, машина.4. Лисица, медведь, заяц, собака, корова.5. Петух, сорока, воробей, ворона.6. Тарелка, стакан, посуда.
Словарные диктанты для 1 класса
1. Москва, город, деревня, работа, рабочие.2. Ученик, учитель, учительница, мальчик, девочка, дежурные, ребята.3. Русский язык, класс, карандаш, тетрадь, пенал.4. Стакан молока, кусок сахару, пуховый платок, новое пальто, тёплые сапоги, маленькая лопатка, стальные коньки.5. Дикие животные: лисица, медведь, волк, заяц, рысь.6. Домашние животные: петух, курица, собака, корова, лошадь, овца.
Предупредительные и объяснительные диктанты для 1 класса
Деревья у школы.
Около нашего дома чудесный сад. Его посадил мой дедушка. Мы ухаживаем за садом. Весной белим Стволы деревьев. Осенью мы убираем листву. Зимой деревьям трудно в мороз. Мы укутываем тёплой тканью. Много плодов дарит нам сад. (37 слов)
Утро в лесу.
Хорошо утром в лесу. Ветерок ласкает стволы берёз. Трава покрыта росой. Лес оживает. В густой зелени поют птицы. Скачут рыжие белки. Вот бежит заяц. Встал столбиком, слушает. А за кустом спряталась лисица. (35 слов)
Рощи да леса — всему краю краса. Такая есть русская пословица. Будь другом леса. Он раскинет тебе скатерть-самобранку. А на ней будут малина, грибы, травы, орехи, брусника. Лес — это чудо земли. Береги лес! (34 слова)
В старой сосне дупло. В дупле живёт рыжая белка. Она часто прыгает по веткам. Насушила белочка грибов. В гнезде большие запасы. Там орехи и шишки. Это корм зверьку на всю зиму. (32 слова)
Моя комната маленькая, но светлая. Широкое окно выходит во двор. На окне стоят цветы. У окна стоит стол. На столе лежат учебник и тетрадь. В углу кровать. Рядом книжный шкаф. (32 слова)
Скоро наступит жаркое лето. Все ребята уедут отдыхать. Я поеду в деревню Дубровку. Там есть река Вязьма. Старший брат Володя научит меня плавать. (25 слов)
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Прошла гроза. А Саша всё сидел в шкафу. Сиди, Саша, всегда в шкафу, раз ты такой трус. (35 слов)(По Л. Толстому.)
Бабушка и внучка.
Была Таня маленькая. Ей читала бабушка. Теперь Таня уже большая. Мама принесла Тане новую книгу. Таня сама будет читать бабушке эту книгу. Таня читала. Бабушка слушала. А мама хвалила их. (33 слова)(По В. Осеевой.)
Посмотрел кругом щенок. По земле жуки бегают. В траве кузнечики прыгают. По ветвям гусеницы ползают. В воздухе бабочки летают. Бросился щенок за ними. Спрятались все от щенка. (28 слов)(По В. Бианки.)
Саша и Юра пошли гулять в рощу. На ветку липы сели сороки. Маленький мальчик кинул палку на липу. Птицы улетели. Коля взял мальчика за руку. Стыдно это делать! Птицы — наши друзья. (32 слов)
Живут в озере караси. И озеро — Карасёвое. А если щуки — то Щучье. Это озеро называют Синеньким. Цвет воды там синий. На берегу лягушки сидят. На воде кувшинки плавают. На сосне дятел стучит. У каждого своё дело. (37 слов)(По Н. Сладкову.)
Итоговые диктанты за 1 класс (17-19 слов)
Боря запустил бумажного змея. Змей упал на крышу сарая. Там спал кот. Он испугался и спрыгнул с крыши. (19 слов)Слово для справки: сарая.
Стоял тёплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши. (19 слов)Слова для справок: стоял, хороши, росли.
Яша жил у деда. Дедушка хорошо плёл лапти. Мальчик наблюдал за работой деда. Славные были лапти! (18 слов)Слова для справок: хорошо, за работой.
Был тёплый день. Алёша и мама пошли в поле. Треснула ветка. Это мышка юркнула в норку. (17 слов)Слово для справки: пошли.
Дождик стучал по трубе. Он бил по стёклам. Кот Васька забился под стол. Ударил гром. Кот испугался грозы. (19 слов)Слова для справок: дождик, грозы.
Итоговые контрольные диктанты за 1 класс (с заданием)
Наступила весна. Стоят чудные деньки. Кругом лужи. По реке плывут льдины. Летят с юга птицы. Грачи уже свили гнёзда. В скверах и парках много ребят. Они играют на солнышке. Все рады приходу весны. (35 слов.)
1) Во втором предложении подчеркнуть одной чертой слово, отвечающее на вопрос что?, двумя чертами — слово, отвечающее на вопрос что делают?, волнистой линией — слово, отвечающее на вопрос какие?
2) В словах льдины, летят подчеркнуть мягкие согласные.
Стоял тёплый летний день. Вдруг набежала большая туча. Вот ударил гром. На землю упали первые капли. Полил сильный дождь. Куда бежать? Вася и Юра укрылись под навесом. (28 слов)
1) Объяснить написание слов: бежать, под навесом.
2) Определить, сколько слогов в словах: гром, гроза, первые. Подчеркнуть в словах твердые согласные: большая, дождик.
Хороша берёза весной! Красивы её тонкие ветки. Ствол у берёзы белый. Листочки нежные, клейкие. Береза надела зелёный наряд. Вот заиграли на стволе светлые лучи солнышка. Ветки в капельках росы. Мы любим русские берёзы. (34 слова.)Слова для справок: берёза.
1) Написать слова в алфавитном порядке: дежурный, арбуз, город, воробей, заяц, карандаш.
2) Составить и записать предложение о своем друге.
У Иры жила ручная ворона. Её звали Каркуша. Она любила делать запасы. За ковром были конфеты. У ножки стола — кусочки сала. Часто их находил кот Васька. Он был им рад. (31 слово)
1) Разделить слова первого предложения на слоги.
2) Подчеркнуть в словах шестого предложения буквы, в написании которых можно ошибиться.
Ребята любят уроки труда. Учительница Нина Семёновна дала ребятам глину. Они стали делать игрушки. Люба Гришина лепит чашку. Никита Дроздов лепит кота в сапогах. У Маши Рощиной вышла репка. В классе будет уголок игрушек. (35 слов.)
1) Записать цифрами, сколько слогов в каждом слове первого предложения.
2) В словах третьего предложения подчеркнуть твердые согласные.
День был тёплый. Катюша и Лёня гуляли на лугу. Там рос кустик. Дети сели в тень. Лёня принёс шашки. Это подарок сестре. Катя любит Лёню. Брат учит сестру играть в шашки. (33 слова)
1) Определить, сколько в слове слогов: тень, сели, гуляли.
2) Подчеркнуть в словах мягкие согласные: день, тёплый.
3) Объяснить написание слов: кустик.
За мельницей большой пруд. Игорь и Вася удили там рыбу. В пруду жили маленькие окуньки и караси. Хорошо клевала рыба! Игорь поймал окуня. У Васи жирный карасик. Ребята были рады. (32 слова.)Слова для справок: клевала.
1) Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
2) В пятом предложении найти слово, обозначающее, о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркнуть его одной чертой. Двумя чертами подчеркнуть слово, обозначающее, что говорится о нем.
Нашу кошку зовут Муркой. Она очень красивая. У Мурки пушистый рыжий хвост. Глаза зелёные. Наша Мурка ходит тихо. У кошки ушки на макушке. Любит Мурка лакать язычком молоко. (30 слов.)Слова для справок: лакать, язычком.
1) Над словами второго предложения поставить знак ударения.
2) В словах последнего предложения подчеркнуть гласные буквы.
Олег и Юра живут в Москве. Летом они поедут на дачу. Там живёт дедушка Семён. Рядом с деревней лес и река Клязьма. Ребята любят ходить в лес. Мальчики будут удить рыбу. (33 слова.)
1) Из слов первого предложения выписать гласные буквы.
2) Из последнего предложения выписать слова, отвечающие на вопросы кто?, что?
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 1 класса программа «Школа 2100»
Проверочная работа №1 по теме «Слово»
Словарный диктант: петух, ромашка, корова, яблоня, собака.
Стоит тёплый день. На реке треснул лёд. Быстро плывут льдины. Из леса вышли лоси. Они стали пить воду.
Задание: запиши слова: день, река. Укажи цифрами количество звуков и букв в словах.
Проверочная работа №2 по теме «Безударные гласные в корне слов проверяемые ударением»
Весной птицы построили гнёзда. У аиста гнездо на берёзе. Ласточка живёт под крышей дома. У чибиса дом в траве. А хитрый воробей свил гнёздышко рядом с орлиным. Там хорошо и спокойно.
1 Над словами 1 предложения поставить ударение.
2 Подчеркнуть в 1 предложении
1-вариант: буквы согласные
2-вариант: буквы гласные.
3 Записать 3 однокоренных слова.
Проверочная работа №3
Словарный диктант: ребята, корова, берёза, шёл, барабан, машина, сапоги.
Подчеркнуть буквы написание которых надо запомнить.
Проверочная работа №4
У Иры жила ручная ворона. Звали её Каркуша. Она любила делать запасы. За ковром были конфеты. У ножки стола- кусочки сала. Часто их находил кот Васька. Он был им рад.
Цель: проверить умения учащихся выявлять звуки в словах, определять их последовательность, вычленять слова из предложения, употреблять большую букву в начале предложения, в именах людей, правильно обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными (е, ё, ю, я) и мягким знаком (день); записывать в словах сочетания жи — ши, ча — щи, чу — щу; списывать и писать под диктовку текст без ошибок.
Объём диктанта: 17—20 слов.
При диктовке чётко проговариваются безударные окончания слов, слова для справок, слова с предлогами. Мурзик. У Славы жил кот Мурзик. Мурзик любил играть в кустах. Однажды Слава долго искал кота. А кот сидел на окне. (21 слово)Слова для справок: сидел, на окне.
Зонтик. Тёмная туча тихо плывёт по небу. Небо нахмурилось. Вот и дождик. У Юли зонтик. Ей дождь не страшен. (19 слов)Слова для справок: дождь, не страшен.
У школы. Вот школа. У крыльца стояли дети. В руках у них были астры и розы. Ребята теперь школьники. (19 слов)Слова для справок: стояли, у них.
Дома. Мама ушла. Гриша и Юра одни дома. Они играют. У Гриши кубики. У Юры конь. Мальчики живут дружно. (19 слов)
На реке. Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку. Мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать. (23 слова)Слова для справок: ловил, меня.
Кролики. У Юры и Димы были кролики. Всё лето мальчики ухаживали за ними. Они чистили клетки и носили корм. (19 слов)Слова для справок: ухаживали, за ними, носили.
У моряЯ жил у моря. Меня будил шум волн. Днём я любил наблюдать за их игрой. Красивы были белые гребни. (21 слово)
На лугуКсюша была на лугу. Кругом высокая трава. На белую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Девочка не испугалась его. (21 слово)Слово для справок: его.
ШколаВот наша школа. У входа в школу растут пышные астры. На клумбах цветут чудные розы. Я люблю свою школу. (20 слов)Слова для справок: цветут, свою.
УткиПлавают утки. Ольга и Алёша кидают птицам кусочки хлеба. Скоро птицы покинут пруд. Они улетят в тёплые края. (19 слов)Слова для справок: покинут, пруд, улетят.
ВстречаКоля ловил рыбу. Зашуршали камыши. На траву выполз уж. Мальчик не тронул его. Уж грелся на солнышке. Ужи не ядовиты. (21 слово)Слова для справок: ловил, выполз, не ядовиты.
ТайнаЯ иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка. (21 слово)Слово для справок: мелькнул.
Кот ФедяУ Яши жил кот Федя. Кот любил играть в кустах. Яша долго искал кота. А он сидел на крыльце. (21 слово)Слова для справок: кота, сидел.
Дуб и ельВ лесу росли ель и дуб. Ель была большая и пушистая. Дуб был старый с дуплом. Там жила белка. Она сушила грибы на ветках ели. (28 слов)Обратить внимание на написание слов: росли, дуб, лесу, большая.
РозыУ Никиты розы. Розы хорошо пахнут. На, мама, розу. Розы колки. У розы шипы. Бери о-сто-рож-но. (17 слов) (Из журнала «Начальная школа»)Обратить внимание на написание слов: хорошо, бери.
ЗонтикТёмная туча быстро плывёт по небу. Небо почернело. Вот хлынул дождик. У Оли зонтик. Ей дождь не страшен. (19 слов)Обратить внимание на написание слов: дождь, не страшен. Задание. Разделить слова на слоги и для переноса: Оля, тёмная, дождик. Придумать и написать 2–3 слова с мягким знаком на конце.
Диктанты по русскому языку для 1 класса по теме: “Большая буква в именах собственных”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.
“Большая буква в именах, отчествах, фамилиях”
1) У сестрёнки Маши есть кукла Таня.2) Наш сосед Борис Николаевич строит дом.3) У Саши есть друг Костя.4) Одноклассник Витя Рыбаков – мой друг.5) Тренер Дмитрий Сергеевич наблюдал за игрой.6) Мой приятель Митя прочитал басню Крылова.7) Подруги Зина и Зоя вместе проводят весь день.8) Моя сестра Вера дала куклу Машу своей подруге Ане.9) Саша и Митя вместе были в уголке Дурова.
Несколько предложений под диктовку
1) У Серёжи есть друг Антон. Ребята учатся в одном классе.2) Моя знакомая Марина Владимировна любит слушать музыку Моцарта. Иногда она слушает Вивальди.3) С утра моя младшая сестра Оля идёт в сад. Там её встречает воспитательница Оксана Леонидовна.4) Кто первым полетел в космос? Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
1. Вышла Лидочка вперёд. Лида прыгалку берёт.
2. Петя с удочкой сидит,Зорко на воду глядит.(А. Барто)
Вариант 1. Задание: запишите полные имена. Света, Боря, Лена, Наташа, Ваня, Юля, Лёша, Саша, Дима, Надя, Петя, Галя, Оля, Вера, Толя, Юра, Гриша, Люба, Таня, Вася, Миша.
Вариант 2. Задание: запишите полные имена. Аня, Люда, Андрюша, Коля, Слава, Владик, Дениска, Максимка, Ира, Женя, Катя, Митя, Вова, Стёпа, Мила, Шура, Варя, Валя, Сеня.
Вариант 3. Задание: запишите фамилии, которые можно образовать от данных имён. Иван, Александр, Николай, Алексей, Антон, Сидор, Пётр, Степан, Василий, Филипп, Дмитрий, Семён, Богдан, Борис, Владимир, Сергей, Максим.
Вариант 4. Задание: запишите фамилии, которые можно образовать от данных имён. Осип, Родион, Панкрат, Егор, Григорий, Гаврила, Прохор, Артём, Виктор, Ермолай, Еремей, Архип, Федот, Павел.
Диктант 3.
1. Пёс Шарик любит охоту. 2. Кот Барсик сидит на крыльце. 3. Попугай Кеша умеет говорить. 4. У Вани жила ручная ворона Зойка. 5. У Маши есть кошка Маруся и собака Булька. 6. Поросенок Хрюша, заяц Степашка, собака Филя, ворона Каркуша — наши добрые друзья. 7. У бабушки в деревне живут корова Зорька, поросёнок Чуня, петух Петя и конь Буян. 8. На лугу пасётся коза Милка. У неё козленок Шустрик.
Диктант 2.
На припеке у рекиЛена жарит пирожки. Подбегает к ней ДружокВырывает пирожок.(Г. Ладонщиков)
В этом году у колхозных ребятна воспитании много телят:чёрная — Ночка,белая — Дочка,рыжая — Зорька,пестренький — Борька.(3. Александрова)
Предложение под диктовку
1) У бабушки в деревне есть корова Ночка и коза Милка.2) Пёс Барбос загнал на дерево кошку Катю.3) Козёл Султан выбил рогами дверь у поросёнка Пуфа.4) Гусак Цезарь подрался во дворе с петухом Фениксом.5) Сегодня выступает тигр Цезарь вместе с тигрицей Багирой.6) На скачках конь Бурелом обогнал коня Буяна.7) Кот Васька не отходит от клетки с попугаем Кузей.
1) Лисёнок Усик играет с енотиком Бубликом в прятки. Бублик всё время убегает и прячется.2) Коля бросил щенку Полкану палку. Полкан несёт её обратно.3) Пастух гонит стадо. Коза Белянка идёт рядом с коровой Рыжухой.4) Вот конь Гнедой. Рядом с ним стоит жеребец Сивка.
Н. Н. Салмина, учитель начальных классов
Арсентьевского филиала ГБОУ СОШ с. Волчанка
м. р. Красноармейский Самарской области
КОНТРОЛЬНЫЕ (ПРОВЕРОЧНЫЕ) ДИКТАНТЫ
У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани. Вези сани, Миша. А у Миши силы нету. ( Л. Толстой.) (18 слов.)
Жили мыши у пруда. Пришла весна. Мыши пошли на гору. На горе жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. ( По Л. Толстому.) (20 слов.)
Жила в лесу белка. У белки были дети. Они сидели в дупле.
Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. На деревьях набухли почки. В рощах кричали грачи.
Настало лето. Дети едут на дачу. Около дачи роща. Дети часто ходят в рощу.
Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.
Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.
Настал теплый апрель. Выдался ясный день. С крыши падает частая капель. На клене набухли почки.
Люба идет на луг. В траве гудит пушистый шмель. На лугу много красивых цветов.
Настали жаркие дни. Дети идут к реке. Вася хорошо плавает. Он учит друга.
Настал май. Ольга и Соня зашли в рощу. Ель бросила тень на куст. Гудит жук.
В саду росли розы. Мальчики срезали три розы. Эти розы для мамы. (12 слов.)
Вот наш парк. Мы любим гулять там. Вот клумба. На клумбе много цветов.
Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Надвинулась туча. Грохнул гром. Застучали крупные капли дождя.
Кот Васька грелся на крыльце. Он заметил птицу. Кот прыгнул. Птица улетела. Кот злился.
ЧУК И ГЕК
Жили два мальчика. Звали их Чук и Гек. Зимой они поехали в тайгу. Там работал их папа.
Наступила зима. Дуют суровые ветры. Кругом высокие сугробы. Тихо в лесу. Птицы не поют, только стучит дятел. Звери ушли в норы. Дети рады зиме. Они взяли санки и катаются с горы.
Мама купила Илюше Юлу. К Илюше пришла Люда. Они на полу запустили юлу. Юла вертится и гудит. Забавная игрушка юла!
Сегодня в классе будут дежурить Алена Ильина и Костя Ульянов. Они откроют окна. Влажной тряпкой снимут пыль с листьев, польют цветы. Подметут пол веником. Санитары примут работу дежурных.
Аня и Оля шли гулять. Был теплый день. Они сели под ель. Там тень.
Мне семь лет. Я учусь в школе. У меня есть азбука и тетрадь. Я хорошо умею читать.
Коля и Миша играют. У Коли конь. Он большой. У Миши олень. Он маленький. Мальчикам весело.
Наступил апрель. По реке плывут льдины. Стали петь птицы.
Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Лены лыжи. Они идут в парк.
Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой.
Все лето кочуют вороны по рощам и лугам. А зимой они живут около жилья человека. Здесь легче найти пищу. Во дворах вороны ищут себе еду.
Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили ее.
Дети часто ходили в рощу. Весной там цвели душистые ландыши. А летом дети видели пушистый хвост лисы. Сегодня им встретился заяц. У него длинные уши.
ЗИМА В ЛЕСУ
Настала зима. Деревья в лесу стоят белые. Земля укрыта снежной шубой.
На соснах сидят клесты. Там у них гнездо. Скоро будут птенчики.
Стоит теплый день. На реке треснул лед. Быстро плывут льдины.
Было жаркое лето. Дети пошли за грибами. В лесу их застала гроза. Пошел сильный дождь. Ребята спрятались под елкой.
1) Сосчитайте количество предложений.
2) Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
У Левы и Пети жил котик Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвостик серые.
Мальчики любят котика.
1) Слова первого предложения разделите вертикальными линиями на слоги.
2) В словах первого предложения поставьте ударение.
Пришла зима. Выпал пушистый снег. У Клавы лыжи. Она идет в парк.
Подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки.
Лось ест траву и ветки. Ему нужна соль. Петя принес соль в лес.
Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Вот темный бор. Там растут ели и сосны. Под старой елью рос гриб.
Выпишите двусложные слова. Разделите их на слоги.
Мы идем в лес. На лапах ели капли росы. Сухой лист упал на пень.
Идет весна. Тает снег. Бегут, журчат ручейки. У дома лужи. Дети рады теплу. Ребята ждут крылатых друзей.
Найдите слово, состоящее из одного слога, и слово, состоящее из двух слогов. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.
На суку сидит жук. У жука усы. У жука шесть лап.
Выпишите слова, которые нельзя переносить.
Дети идут в лес. Они поют песни. Поет песни и эхо.
Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Пришла зима. Подули ветры. Дети ждут мороза. Они любят зиму.
1) Сколько предложений в тексте?
2) Подчеркните подлежащее и сказуемое в третьем предложении.
Алеша и Петя идут в лес. Они сели на пень. Там тень. Звонко поют птицы.
1) Подчеркните грамматическую основу последнего предложения.
2) Выпишите слова, которые состоят из одного слога.
Юра живет у деда. Дедушка купил внуку книгу. Юра знает все буквы. Он читает стихи.
1) Подчеркните грамматическую основу второго предложения.
2) Поставьте ударение над словами второго предложения.
У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто гуляла с котом.
1) Выпишите слова, которые состоят из двух слогов.
2) Разделите слова на слоги: белый, лапки, девочка, гуляла
Наступила осень. Пожелтели листья. Спрятались жуки. Птицы улетели в теплые края. Пусто кругом.
1) Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
2) Во втором предложении подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
3) В третьем предложении подчеркните грамматическую основу.
Вот и зима! Дуют холодные ветры. Идет снег. Намело сугробы. Деревья укутались в шубы. На реке лед.
1) В четвертом предложении подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.
2) Выпишите слова, которые состоят из четырех слогов, разделите их на слоги.
Нашел Миша гриб. Принес домой и попросил маму сварить суп. А сам в руках мухомор держит. Ну и грибник Миша!
1) Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова.
2) Разделите слова для переноса: нашел, принес, сварить, гриб, грибник.
3) В первом предложении подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.
Зимой воют волки. Белка сидит в дупле. Мыши забились в норы. Лиса тащит в зубах зайца.
1) Подчеркните грамматическую основу первого предложения.
2) Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
3) Выпишите слово с сочетанием
У Юры и Миши каникулы. Мальчики ушли в лес за грибами. Друзья зашли в глухую чащу. У ели сидят зайцы. А за кустами лось. Вот и грибы.
В один столбик выпишите слова, в которых мягкость согласного звука обозначается с помощью гласных букв. В другой столбик – слова, в которых мягкость согласного обозначается с помощью мягкого знака.
Звонок. Дежурный закрыл дверь. В класс идет учитель. Стало тихо. Ребята взяли тетради и ручки. Дети учат алфавит.
1) Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.
2) Подчеркните грамматическую основу второго предложения.
3) Поставьте ударения над словами последнего предложения.



