Диктант глухарь

Диктант глухарь Экодиктант

Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему тёплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.

Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой земляники, а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.

Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные, в чаще им почему-то было жутко.

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поездку в лес.

1. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где; мало-помалу.


Диктант глухарь

Диктант глухарь

2. Выпишите 3-4 наречия с разными видами орфограмм и графически их объясните: из 1 и 4 абзацев; из 2-3 абзацев.


Диктант глухарь

3. Синтаксический разбор предложений.

Синтаксический разбор: Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад.


Диктант глухарь

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неполное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзом «но»).

Синтаксический разбор: Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой.


Диктант глухарь

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неполное, осложнено деепричастным оборотом).

Глухари

В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.

Глухарь — самая большая, редкостная птица в наших лесах.

Летом глухари скрываются вместе с лосями в глубоких чащобах, в моховых темных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей «мошниками».

Не всякому удается увидеть в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню.

Только самые терпеливые и умелые охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц, не губят их. Они тихонько подкрадываются к ним и любуются их силой и красотой.

(По И. Соколову-Микитову) (90 слов)

Задание

(на выбор учащихся)

1. Составьте простой план текста. Можно ли переставить части текста? Аргументируйте свой ответ;

2. Графически объясните орфограммы в словах, схемами — постановку знаков препинания;

Другие диктанты из рубрики «5 класс»

В конце года каждый педагог испытывает дефицит времени, между тем необходимо проводить итоговый контроль по предмету. Текст диктанта для 6 класса позволяет проверить правописание безударных гласных в корне, чередующихся гласных, правлписание одной и двух н в суффиксах прилагательных и причастий, пунктуацию в простом осложненном предложении. Воспитывает любовь к родной природе и русскому языку, знакомит с творчеством М. Пришвина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Итоговый диктант в 6 классе »

Контрольный диктант по теме «Закрепление и углубление изученного в 6 классе»

Глухарь-одна из древнейших птиц на Земле.

Живут эти птицы в глухих сосновых лесах и болотах.

Глухариная песня-это колдовство! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая сила, особая дикая красота.

Черный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широкий веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а черная бородка топорщится и трясется.

Он не поет, а колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им; он пленник песни, пока она не окончена.

по русскому языку

за III четверть 2015 – 2016 уч.г.

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

Ни один человек не заметил происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке.

1. Произвести синтаксический  разбор

2. Выполнить морфологический разбор предлога из

3. Выполнить морфологический разбор союза из

4. Произвести морфемный разбор слов:  плакал, скучном, сзади.

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё, кроме времени, принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

1. Произвести синтаксический разбор

2. Выписать из текста диктанта предложение с обособленным уточняющим членом предложения.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

прилетая, хуторское, уродливо, подступил.

Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью,  дожидаясь далёкого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны лопухов,  сильно тянуло гарью. Поднялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.

Вскоре дед увидел зайца. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда  огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем – заяц вывел его из огня.

2. Построить схему последнего  предложения из

рассвета, тянуло, ураганный, дожидаясь, сильно.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Контрольный диктант по теме “Повторение изученного в 5 классе”

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

1 вариант – Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант –  Солнце ярко светило в окно.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант – спрыгнула;

2 вариант –  расстилался.

4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Контрольный диктант по теме “Словообразование”

контроль знаний, полученных в ходе изучения темы «Словообразование»

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: “Всем спать!” Лагерь быстро затихает.

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант –  Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант –  отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме “Лексика. Фразеология”

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант –  ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант –  В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

1 вариант – весенний;

2 вариант –  лесных.

Контрольный диктант по теме “Словообразование. Орфография”

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – росистый, прохладная;

2 вариант –  алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой “Безударная гласная, проверяемая ударением”. Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант по теме “Имя существительное”

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме “Имя существительное”

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.      Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – на улей, подсолнух;

2 вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – лучик;

2 вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Итоговый диктант за 2 четверть по теме “Имя прилагательное”

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. ” Ежик! – догадался я. –  Тащит сухие листья в нору на подстилку.”

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме “Имя прилагательное”

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме “Имя числительное”

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Итоговый диктант за 3 четверть по теме “Местоимение”

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант)  предложения последнего абзаца.

Диктант по теме “Глагол”

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте.

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – услышите;

2 вариант – доносились.

4) Составьте схему  1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме “Глагол”

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.      Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

2)  Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – поймали бы, светлеет;

2 вариант – ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый диктант за курс 6 класса

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

2)  Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель   русского языка и литературы

Русский язык . 7 класс.

Контрольная работа № 1 по теме «Речь».

Лёнька, любимец ребят.

Это случилось в далёком  эвенкийском посёлке. В сеть вместе  с рыбой попала  белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза.

Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном  лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.

К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.

– Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.

По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую  воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил  вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку  из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.

Но вот наступила  весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце.

Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу.

Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.

Контрольная работа № 2

по теме «Словообразование и  фонетика».

1. Приведите примеры слов, образованных суффиксальным способом, приставочным

способом  словообразования  ( по два слова.)

2. Запишите три слова, образованные суффиксально – приставочным способом.

Покажите, как образованы эти слова.

Разберите их по составу.

Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.

4.  Запишите предложения, в которых слова учительская, столовая, больной выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные.

5.  Дайте характеристику звукам: -вариант – ф  в   г,

вариант – с   ж   к

6. Поставьте правильно ударение в словах:

вариант-  лапоть, набекрень, добела, безмятежный, отчасти.

вариант – уцепиться, подняв, второпях, дотла, сновидение.

Контрольная работа № 3

по теме «Повторение».

Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льётся. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся.

Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинание . Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимает охотника с постели, ведёт в чёрный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведённый, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.

( 119 слов.)

Задания к диктанту.

1. Озаглавьте текст.

2. Подчеркните причастия как член предложения, обозначьте их  суффиксы.

3. Выпишите три слова с орфограммой в корне, обозначьте корень.

Контрольная работа № 4

Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освежённым.

Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

(133 сл.)  ( По Г. Бакланову.)

Задания к диктанту:

Контрольная работа №5 по теме «Наречие»

(Разряды, степени сравнения и словообразование).

1. В каком  ряду оба слова являются наречием?

1). вдалеке, сейчас, завтра

2) назло, на земле, нарочно

3) сдуру, с дуба, сослепу

2. В каком предложении есть наречие?

1) Со всех сторон колыхалась степь.

2) В тарелке лежали яблоки с вырезанными сердцевинами.

3) Развешенное на улице бельё быстро сохнет.

3. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

1) После дождя солнце светило ярче.

2) Медленно выплывало из-за леса солнце.

3) На море в полдень солнце светит очень ярко.

4. В каком ряду оба слова являются наречиями времени?

1) неожиданно, чудом, быстро

2) беспомощно, лихо, везде

3) утром, сегодня, давно

5. В каком варианте ответа указаны все наречия причины?

А. Сгоряча                                В. Нарочно

Б. Сослепу                                 Г. Вместе

1) А, Б          2) В, Г       3) Б          4)А, В

6. Определите разряд и степень сравнения выделенного наречия в предложении.

И лес шумит , когда деревьев много.

1) наречие меры, простая превосходная степень

2) наречие места, составная сравнительная степень

3) наречие образа действия, простая сравнительная степень

7. Укажите ряд, в котором все слова являются наречиями меры и степени.

1) по-весеннему, умышленно, кое-где

2) немного, вдоволь, чуть-чуть

3) быстро, вдвое, вдруг

8. В каком предложении нет наречия в сравнительной степени?

1) Домой и кони веселей бегут.

2) Старый друг лучше новых двух.

3) Где песня льётся, там легче живётся.

9. Определите разряд наречия, употреблённого в предложении: Ешь досыта, а работай до пота

1) меры и степени

4) образа действия

10. Укажите верное утверждение:

1) Наречие изменяется так же как и прилагательное.

2) Наречие не изменяется.

3) Наречие сочетается только с глаголами.

11. В каком предложении употреблено наречие времени?

1) Утром ещё держался лёгкий мороз.

2) Зря, попусту не хотелось тратить время.

3) Кое-где на деревьях листья пожелтели.

12. В каком ряду все наречия образованы приставочным  способом?

1) быстро, досуха, никуда

2) нехорошо, назавтра, невдалеке

3) еле-еле, сбоку, нигде

13. В каком ряду все наречия образованы суффиксальным способом?

1) мало-помалу, во-вторых, досуха

2) где-нибудь, полушутя, смело

3) куда-то, быстро, искренне

14. В каком ряду все наречия образованы приставочно-суффиксальным способом?

1)досуха, засветло, сбоку

2) вдвоём, искренне, глубоко

3) безграмотно, издалека, широко

15. В каком ряду на  конце наречий пишется одна и та же буква?

3) давн., быстр.,далек.

1.   1)                                              8.   2)

2.   3)                                               9.   1)

3.  1)                                               10.   2)

4.  3)                                               11.   1)

5.  1)                                               12.   2)

6.  3)                                               13.   3)

7.  2)                                              14.    1)

15.   3)

Контрольная работа № 6  по теме «Речь».

«Хочу»  и  «надо».

«Хочу» и «надо» – этими двумя словами по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие: вставать или ещё немного полежать? Звенит звонок будильника, нет сил встать, хочется ещё полежать, но надо , надо вставать и идти в школу.

Прихожу из школы, хочется упасть на кровать и уснуть, но надо делать уроки, чтобы завтра получить хорошую оценку. Шесть часов вечера. Уроки сделаны, вои теперь можно почитать книгу. Усаживаюсь поудобнее, вот я уже погружена в чтение. Вдруг в комнату заглядывает  мама и просит сходить в магазин. Хочется посидеть, почитать и узнать, что ожидает меня в столь загадочном сюжете. Но надо помочь маме, а иначе она обидится за мой отказ и пойдёт в магазин сама.

Снова утро. Иду в школу с подругой, болтаем о том, о сём. И вдруг подруга нелепо выразилась. Хочется упрекнуть её в этом, но надо молчать, а иначе дружба порвана.

Сижу на уроке. Учитель объясняет новую тему. Эта тема оказывается для меня трудной. Тогда учитель начинает  объяснять мне отдельно. Я снова ничего не понимаю. Хочется всё бросить и уйти. Но опять  – надо, надо сидеть и разбираться, чтобы получить знания.

Как же бороться со своим внутренним «я», которое то и дело шепчет: «Делай всё, что хочешь. Делай всё, что хочешь!» И в самом деле, хочется слушать его, но надо собрать всю свою силу воли и сказать: «Нет!»

( Изразова Дарья.)

Контрольная работа № 7

по теме «Наречие».

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблём.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века.

О великих открытиях русских мореходов того времени  рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители  фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько – нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждёт тебя впереди.

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но всё-таки тысячи миль

Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

( 123 сл.)

Контрольная работа  № 8 по теме  «Наречие».

Немного о культуре речи и поведении.

Ты , наверное, обращал внимание на то, что по речи человека складывается                                                                                                        общее    впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неверно  поставил,  употребил  жаргонное словечко, и сразу думается: « Не очень он культурен!»

Услышал от него грубое слово, думаешь: «Какой  же он злой!»  Речь иногда

свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.

Старайся всегда говорить просто и правильно, никогда не употребляй в разговоре   грубых слов  и выражений. .

Невежливо самому завладеть разговором и говорить только о себе.

Нельзя долго разговаривать по телефону, звонить друг другу  по пустякам.

Никогда не вмешивайтесь в разговор других людей.

Если ты собрался в театр, на концерт, оденься особенно опрятно, аккуратно, нарядно.

Вовремя выходи из дому, чтобы не опоздать в кино, театр или в гости.

Тайны крымской земли.

Вот уже несколько лет учащиеся города Керчи ведут поиск безвестных

героев минувшей войны.

Как-то на школьном вечере наметили следопыты план поисков в

Подземелье. Звенящая тишина. Воздух сырой и тяжёлый. Следопыты шли цепочкой. Впереди – десятиклассник Валерий  Лукьянченко. Нечаянно он задел один из камней. Камень куда-то провалился. Ребята понемногу расширили отверстие. Валерий первый отважился спуститься в кромешную тьму. За ним остальные.

Ещё много тайн хранят, по-видимому, горы, леса, подземелья крымской земли. Юные следопыты города-героя Керчи раскрывают их .   (110 слов.)

Контрольная работа № 9 по теме «Речь».

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова

Перед нами картина художника Ф. П. Решетникова «Опять двойка».

Главным персонажем картины является мальчик, получивший опять двойку.  Он поздно вернулся домой . В руке у него портфель . Застёжка на нём поломана, поэтому портфель перевязан шнурком . Вместо книг из него торчат коньки. Вероятно, мальчик после школы ходил на каток. Волосы на его голове взъерошены, пальто расстёгнуто. Он стоит посреди комнаты, виновато опустив голову.  Возвращению мальчика очень рада собака. Она весь день ждала его домой, чтобы поиграть со своим другом.

Мама и сестра сразу поняли, что их сын и брат получил опять двойку. Мама сидит на стуле, опустив на колени руки. Её печальный взгляд обращён на сына. Ведь она так надеялась, что сегодня он не получит плохую оценку. Рядом с мамой  младший братишка. Он сидит на велосипеде и улыбается, глядя на старшего брата. Ему не нужно учить уроков, он ещё маленький. Старшая сестра давно пришла домой , сделала уже домашние задания. Она с укоризной смотрит на брата . Ей стыдно за него.  Она хорошо учится. Все школьные принадлежности у неё в порядке. Она опрятно одета, в косы вплетены бантики, на шее повязан пионерский галстук.

В доме тепло и уютно. На полу лежит красный с рисунком палас. На столе белая скатерть. На стене висят календарь и часы. Во второй комнате  стоит цветок на подоконнике, а на стене висит географическая карта. У мальчика есть все условия для того, чтобы хорошо учиться. Нет, наверное. только желания.

Мне эта картина очень понравилась. Тема картины актуальна и в наше время.

Контрольная работа № 10

по теме «Предлог».

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы  попадает семя, то оно разрастается и, постепенно  утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

Контрольная работа № 11  по теме «Речь».

Изложение публицистического стиля

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах.  Кутает, когда все во дворе давно  раздетые бегают. А то придёт в школу в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей, Нет, не за то, что   она тебе «жизнь отдаёт».  Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное,  у неё позади – забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, её последняя радость, её постоянная  тревога, её  основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у  стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца,  если он кричит.  Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся.

( 124 сл.)

( По И. Медведевой.)

Контрольная работа № 12

по теме «Союз».

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой  родине.

( 119 слов).

Контрольная работа № 13

по теме «Частица».

Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь. Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.

Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при одной мысли  о холодной воде, стучит неровно.

Ни ветерочка, ни шороха. Вдруг откуда ни  возьмись  надвигается какой-то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опалённые поля жаждут влаги. Распускающиеся утренние цветы, радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то  вдалеке, и гроза проходит стороной.

( 103 сл.)

Контрольная работа  №  14

по теме « Служебные части речи».

Земли  родное  дыхание.

Отцветает душистая черёмуха, осыпается черёмуховый цвет и застилает траву белой накидкой. Лёгкий, по-летнему тёплый ветерок ласкает землю. За город отправляются любители цветов. Они идут прямо на знакомые места, а другие не спеша исследуют прозрачные старые боры, выискивая никем не заложенные плантации самых красивых весенних цветов.

Вот и они. Два-три широких ланцетовидных листа, из пазухи горделиво поднимается ножка-цветонос, увенчанная маленькими белоснежными и необыкновенно ароматными колокольчиками.

Майский ландыш. Кто не признает в нём  жемчужину весеннего леса? Что за прелесть этот скромный неяркий цветок! А какую удивительную силу таит он в себе! Где бы ни был человек, а увидит ландыш, обязательно вспомнит весенний лес, его тенистые уголки, голубое небо в вышине и почувствует вдруг дыхание родной земли.

Контрольная работа № 15  по теме «Речь».

« О Чехове».

Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне , и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у  себя в Таганроге небольшой  виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном  Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки  елями,  клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово зазеленело.

А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы  люди зажили умнее и счастливее.

( К. И. Чуковский )

контрольная работа № 16

Летом и зимой.

Это был обычный лес. Мимо него по блестящему асфальту навстречу друг другу шли автомашины. Люди спешили: у каждого дела.

Деревья и подлесок были в виде зелёной стены. В глубине леса сумрак сгущался до черноты.

Сколько раз в течение последних месяцев приходилось мне проезжать мимо этого леса! Быстро мчится машина вдоль зелёной стены. Глазу не проникнуть  дальше первого ряда деревьев. Они раскинули ветви, плотно сошлись кронами, из-за них не заглянуть в глубь леса.

Лес вроде зелёной преграды.

Весь белый, кружевной от инея, он виден со стороны дороги насквозь. Белые веточки тонко вырисовываются каждым своим изгибом, касаются одна другой, переплетаются.

Безотрывно гляжу на белый зимний лес.

( 116 сл.)  (По М. Усову

по русскому языку в 7 классе

Оцените статью
Экодиктант - Помощь