Диктант №1
Море и лес
Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем.
Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.
Побелело море, зашумело непогодой.
Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль.
Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги.
А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду.
Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.
Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес.
Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.
Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами.
Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще.
А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.)
1. Какой тип речи представлен в тексте?
2. Из пр.1 выписать эпитет.
3. Из пр.5 выписать слово , в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.
4. Из пр.5 выписать два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова.
5. Из пр.3-4 выписать действительное причастие настоящего времени.
6. Среди пр.1-3 найти предложение с обособленными обстоятельствами, указать номер предложения.
7. Среди пр.4-6 найти предложение с однородными членами, указать его номер.
8. Среди пр.8-10 найти сложное предложение,указать его номер.
8 «5»
Путь к озеру
Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно. Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.
В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием – Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.
Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша.
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ОтозвАла звонИл стАтуя красИвее
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. и запишите слово правильно.
свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров
ягоды стали СЛАЖЕ
нет ПОЛУТОРАСТА книг
перед пятым ИЮНЯ
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением. Запишите номер ответа.
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) не.цененный, пр.игрыватель, з.работать
2) бе.домный, ра.думывать, в.бираться (на дерево)
3) пр.поднять, пр.шёл, пр.седание
4) от.грывать, от.скать, за.грывать
5 )меж.языковой, п.янящий, раз.ём
5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
0-2 – «2»
3 – «3»
4 – «4»
5 – «5»
1. Из предложений выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.
2. Из предложений выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
3. Из предложений выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: “В наречии пишется столько , сколько в слове, от которого оно образовано”.
4. Из предложений выпишите действительное причастие прошедшего времени.
5. Из предложения
6. Среди предложение найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.
1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения “неполнота действия”.
2. Из предложений выпишите слово с чередующейся гласной.
3. Из предложений выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: “В наречии пишется столько же , сколько в слове, от которого оно образовано
5. Из предложения выпишите неопределённое местоимение.
6. Среди предложений найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1вариант 2вариант
1) изредка, раздавался 1) прислушался
2) равнину 2) выжигало
3) неожиданно 3) неожиданно
4) погибшая 4) прилетавших
5) когда, и, как 5) кого-то
6) 2 6) 3
7) 10 7) 3
8) 1 8) 7
Максимальный балл – 13 (8 за грамматическое задание + от 1 балла до 5 баллов за диктант).
Перевод баллов в отметку:
6 баллов и ниже
Текст диктанта с пронумерованными предложениями обучающиеся записывают под диктовку с указанием номеров предложений. Далее обучающиеся выполняют грамматическое задание по тексту диктанта.
Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.
Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.
Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.
Входная контрольная работа по русскому языку в 10 классе
Диктант с грамматическим заданием
1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.
3) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 4) Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. 5) Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. 6) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. 7) Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.
8) Неожиданно послышалось тихое пение. 9) Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. 10) Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. 11) Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. 12) В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжигало её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. 13) Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.
(По А. П. Чехову) (241 слово)
Инструкция для учителя
Время проведения – 45 мин
Проверка и оценивание:
Первая оценка за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта). Если ученик за диктант получил отметку «2», то к количеству баллов за грамматическое задание прибавлять только
Количество баллов не должно превышать максимального;
Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу
«5» – 13 баллов
«4» – 12 – 10 баллов
«3» – 9 – 7 баллов
«2» – 6 баллов и ниже
Статистический анализ результатов выполнения контрольной работы по русскому языку
в 10 классе ________ школы_____________________
Выполняло работу __________учащихся
Класс занимается по учебнику___________________________________________________
Получили оценки за диктант
Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:
Замечания и предложения по контрольной работе:
Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.
На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.
Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.
(По К. Паустовскому)
Задания к тексту:
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
2) Обозначьте орфограммы в наречиях:
1-й вариант: 2-й абзац;
2-й вариант: последний абзац.
Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота – мшары. Это сплошь заросшие озёра, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.
Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него – густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только за полночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2) В тех же предложениях обозначьте части речи.
3) Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия:
4) Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.
КУПАНИЕ В РЕКЕ
Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
Дымов и Кирюша быстро разделись и попадали с громким криком в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка, разбежавшись, прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, он глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул, фыркая, пуская пузыри. Вскоре Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.
(По А. П. Чехову)
1) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца. Обозначьте в нём все части речи.
2) Разберите по составу выделенные наречия.
3) Составьте и запишите предложения с фразеологизмами:
1-й вариант – ни свет ни заря
2-й вариант – в два счёта
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.
Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
(По В. Л. Дурову)
1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.
2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.
Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из-за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти-шести дворов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.
Неожиданно послышалось тихое пение. Где-то не близко пела женщина. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня. Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.
Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее.
1. Разбор слов по составу: странная, солнце, послушал .
2. Фонетический разбор слов: Егорушка, пение.
3. Синтаксический разбор предложения.