Русский язык
Сборник
диктантов и самостоятельных
Пособие для
учителей общеобразовательных организаций
ББК 74.268.1Рус k19
Серия «Школа
России» основана в 2001 г.
В пособии использованы адаптированные
художественные тексты Н. Сладкова, В. Бианки, Л. Воронковой, Ю. Коваля, Г.
Королькова, В. Пескова, М. Пришвина, Л. Толстого, И. Аксёнова, В. Чаплиной, К.
Паустовского, А. Седугина, Э. Шима, И. Соколова-Микитова, Н. Надеждиной, Б.
Александрова, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, В. Бочарникова, В. Осеевой, В.
Костылева, Б. Житкова, М. Аджиева, К. Ушинского, Л. Кассиля, В. Шишкова, А.
Митяева, Е. Пермяка. Г. Снегирёва, В. Баныкина, В. Одоевского, Ф. Остапова, Г.
Немченко, А. Куприна, С. Сахарнова, А. Мусатова, Н. Плавильщикова, С.
Вторушина, Н. Осипова, Л. Зубаревой, П. Мельникова-Печерского и др.
К19 Русский язык. Сборник
диктантов и самостоятельных работ. 1—4 классы : пособие для учителей
общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева.
4-е изд. — М. :
Просвещение, 2014. — 159 с. (школа России). — ISBN 978-5-09-031973-7.
В сборнике представлены обучающие
тексты различных типов, контрольные диктанты, самостоятельные работы по
основным разделам русского языка в начальных классах. Этот материал учитель
может использовать для совершенствования грамматико-орфографических навыков и
умений, а также для контроля за усвоением про-
УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус
Издательство «Просвещение», 2009
Издательство «Просвещение», 2012
Назначение сборника диктантов и самостоятельных работ
— дать практический материал по всем основным разделам программы по русскому
языку для начальной школы.
Текстовым материалом являются слова, словосочетания,
отдельные предложения, тексты. Большинство текстов адаптированы — отрывки из
классических произведений русских писателей, произведений устного народного
творчества, справочной литературы. Такой материал окажет определенное
образовательно-воспитательное воздействие на младших школьников.
Каждая тема включает вопросы и задания теоретического
плана, орфографические минутки, письмо по памяти, работу над словом,
словосочетанием, предложением, текстом, различные виды диктантов. В сборнике
предусмотрены задания на ранее изученные темы, что обеспечивает достаточную
повторяемость пройденного материала и приведение в систему знаний, умений и
навыков по языку.
Остановимся на некоторых видах работ и методике их
проведения.
Вопросы и задания теоретико-практического характера:
фонетические, графические, фонетико-графические, лексические,
словообразовательные, морфологические, синтаксические и др. Они предусматривают
проверку теоретических знаний учащихся по языку, а также проверку умений
пользоваться этими знаниями при решении разного рода грамматических задач.
Учитель может пользоваться арсеналом аналогичных заданий при выборе
грамматических заданий, предлагаемых учащимся после написания
предупредительных, объяснительных, комментированных, проверочных диктантов.
Орфографические минутки. Их цель способствовать
систематическому совершенствованию орфографических умений, которыми овладевают
младшие школьники. Орфографические минутки могут быть предъявлены в разных
формах: как слуховой диктант без записи в тетрадь (дети орфографически
проговаривают предъявленные слова, словосочетания, предложения и объясняют
устно их написание), как зрительный, предупредительный, комментированный,
объяснительный, выборочный диктант, как диктант с пропуском орфограмм и др.
Орфографические минутки могут сопровождаться грамматическими заданиями
теоретического плана в зависимости от той темы, которая является предметом
изучения (разделить слова на слоги, обозначить ударение, подчеркнуть буквы, которыми
обозначены безударные гласные звуки, определить род имени сУЩеСТВИтельного и
др.).
Диктанты. Представленные виды диктантов разнообразны:
предупредительный, объяснительный, комментированный, зрительный,
распределительный, выборочный, восстановленный, творческий, свободный. Все виды
диктантов проводятся с целью закрепления полученных орфографических навыков и
повторения изученного. Напомним методику проведения некоторых видов диктантов.
ПреДупреДительный Диктант. Учитель читает предложение
(или предложения), учащиеся находят в словах предложения орфограммы,
обосновывают их написание, затем предложение записывается под диктовку. Перед
записью ученики могут задать учителю любой вопрос относительно написания
трудного для них слова в предложении, в процессе коллективного обсуждения
выясняется правописание этого слова. Данный вид диктанта желательно
использовать на начальном этапе закрепления написания слов по изученному
правилу.
Зрительный Диктант. Текст, подлежащий написанию,
предъявляется ученикам зрительно. Ученики читают текст, проводят под
руководством учителя его лексико-орфографический разбор. Затем текст
закрывается, ученики записывают его под диктовку учителя. После записи учащиеся
сами проверяют написанное.
Письмо по памяти. Текст, подлежащий написанию,
предъявляется ученикам зрительно. Ученики читают текст (стихотворный или
прозаический), проводят под руководством учителя лексико-орфографический и
синтаксический разбор, заучивают текст. Далее текст записывается по памяти,
после записи дети проверяют написанное (сличают записанный текст с образцом).
Комментированное письмо. Ученик орфографически
проговаривает подлежащее написанию слово (каждое слово в предложении) и,
записывая слово, кратко обосновывает его написание. Процесс письма и
обоснование написания слова максимально приближены друг к другу.
Объяснительный Диктант. Текст записывается учениками
без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Обоснование написания слов
с изученными орфограммами проводится после записи. Однако перед записью возможно
повторение правил, применение которых необходимо при написании встретившихся в
тексте слов. ОбъяснительныЙ диктант проводится тогда, когда ученики ,ЦОСтаточно
усвоили написание тех или иных орфограмм и могут самостоятельно обосновывать их
написание в практике письма.
Распределительный Диктант. Слова (словосочетания),
прежде чем их записать, необходимо подвергнуть классификации, а затем
распределить в два или три столбика. Образец записи дается на доске. Например:
в первый столбик
записать слова с разделительным
мягким знаком, во второй — с разделительным твердым знаком.
Выборочный Диктант. Из текста учащиеся выписывают
слова с определенной орфограммой (например, слова с безударным гласным звуком в
корне) или слова определенной грамматической категории (например, глаголы в
форме прошедшего времени). Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся
выполняют работу самостоятельно.
Восстановленный Диктант. Вначале проводится
выборочный диктант (например, учитель читает текст, из которого дети выписывают
только глаголы). Выписанные слова становятся опорными, по ним ученики
восстанавливают содержание прочитанного учителем текста и записывают этот текст
так, как его запомнили.
Творческий Диктант. Данный вид диктанта требует
переконструирования текста: а) диктант со вставкой слов (дополнить
словосочетание подходящим по смыслу словом); б) диктант с изменением слов
(заменить выделенные слова антонимами, заменить выделенную форму глагола
глаголом другой временной формы и др.); в) диктант со вставкой предложений
(например, дополнить предыдущий текст описанием внешнего вида лисицы, если в
тексте говорится об этом животном) и др.
Графический Диктант. Учащиеся заменяют слово
(предложение) его моделью. Например, слово котята: слого-ударная модель этого
слова будет выглядеть так:
Свободный Диктант. В данном виде диктанта
предоставляется право свободно выбирать слова и сочетания слов при сохранении
общего смысла предложений. Сначала текст читается целиком, проводится беседа по
содержанию. Затем текст читается по логически законченным частям, ученики
записывают содержание каждой части, как запомнили. Если текст небольшой, то
ученики записывают его сразу после повторного чтения. Этот вид диктанта
способствует как совершенствованию навыков грамотного письма, так и развитию
письменной речи.
Проверочный (контрольный) Диктант. Учитель читает
текст, выясняется понимание содержания текста, значение непонятных слов. Каждое
предложение читается трижды: первый раз — дети просто слушают, второй раз —
учитель читает по смысловым фразам, а ученики их записывают, третий раз
читается предложение для самопроверки. В конце работы учитель читает текст
полностью, делая паузы между предложениями, дети проверяют написанное. При
диктовке слова на неизученные правила орфографически проговариваются или
выписываются на доске.
Работа над словом, предложением и текстом
предусматривает проверку и совершенствование приобретенных детьми речевых
умений правильно подбирать слова и употреблять их в речи, строить
словосочетания, предложения, текст в зависимости от определенной учебной
задачи. Приведем примеры некоторых заданий.
Словарно-лексическше заДаншя. Подобрать нужное по
смыслу слово, подобрать к данному слову синонимы либо антонимы, найти
многозначные слова, слова в переносном значении, слова-омонимы, устаревшие и
новые слова и объяснить значения этих слов, подобрать однокоренные слова к
данному слову и др.
Синтаксические заДания. Составить словосочетания из
данных слов, выписать словосочетания с определенным словом, составить из
словосочетаний предложение, выделить устойчивое словосочетание (фразеологизм),
составить из слов предложение, определить границы предложений в тексте,
распространить предложение второстепенными членами, подобрать и записать
предложение определенной структуры (нераспространенное предложение, простое
предложение, сложное предложение, простое предложение с однородными членами и
др.), предложение определенного вида (по цели высказывания и по интонации),
задания на редактирование предложения, составить предложения на определенную
тему и др.
Текстовые заДания. Восстановить деформированный
текст, определить тип и стиль текста, составить текст по опорным словам, по
заданной теме, по аналогии с образцом, по данному началу, по концовке, по
заданным стихотворным строкам.
Материалы книги помогут учителю не только в
совершенствовании грамматико-орфографических и речевых умений и навыков, но и в
организации самостоятельной работы на уроках русского языка по всем основным
разделам курса, а также в осуществлении контроля за усвоением программы по
русскому языку для начальной школы.