Цыганский диктант

Цыганский диктант Экодиктант

Сборник диктантов для учеников 10 класса с заданиями разной сложности. Данный раздел содержит тексты диктантов для десятиклассников, по этому количество слов приблизительно равно 200. К некоторым диктантам разработаны задания, которые рекомендуется выполнить после написания диктанта.

Содержание
  1. Диктант Волшебная улица (197 слов)
  2. Другие диктанты из рубрики «10 класс»
  3. Контрольный диктант «Тишина»
  4. Контрольный диктант «Ёлка в траншее»
  5. Контрольный диктант «Забавная игра»
  6. В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка.
  7. Контрольный диктант «Дворянские усадьбы»
  8. Контрольный диктант «Яблоневый сад»
  9. Контрольный диктант «Цыгане»
  10. Контрольный диктант «Роковое свидание»
  11. Контрольный диктант «Раннее утро»
  12. Контрольный диктант «Волшебная улица»
  13. Контрольный диктант «Запечный скрипач»
  14. Контрольный диктант «Рябина»
  15. Контрольный диктант «Чемодан драгоценностей»
  16. Контрольный диктант «Красота осени»
  17. Голубое, совсем летнее небо с летними облаками сияло над махающими верхушками деревьев, над разрушенной каменной стеной, освещённой сбоку.
  18. Контрольный диктант «Каменные исполины»
  19. Словарные диктанты 10 класс 1 четверть
  20. Диктант 2. Употребление и неупотребление Ь и Ъ
  21. Диктант 3. Буквы 3 и С на конце приставок
  22. Диктант 4. Правописание гласных после шипящих и Ц
  23. Диктант 5. Правописание глаголов
  24. Диктант 6. Правописание гласных в приставках
  25. Диктант 7. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
  26. Диктант 8. Правописание числительных
  27. Диктант 9. Правописание местоимений

Диктант Волшебная улица (197 слов)

Представление с учёным медведем было в то время единственным народным театром. Хотя оно служило развлечением для народа, но, как и многое другое в то время, представление это было крайне грубым, вредным и даже опасным. Рассвирепевший зверь зачастую поднимался на дыбы, оскаливал свои страшные зубы и издавал потрясающий рёв. Ужас охватывал тогда домашних животных, и на скотном дворе поднимался страшный переполох: лошади ржали, а нередко срывались с привязи, коровы мычали, овцы блеяли всё жалостливее и жалостливее.

Весною и летом появлялся также цыганский табор и располагался близ той или другой помещичьей усадьбы. С наступлением сумерек цыгане зажигали костры и готовили себе ужин, после которого раздавались звуки музыки и пения. Смотреть на них народ стекался со всех деревень, а в сторонке от их веселья и пляски цыганки предсказывали будущее бабам, девушкам и барышням.

Меня особенно привлекала к себе Маша — красивая смуглая краснощёкая цыганка с чёрными глазами, горевшими огнём, с волнистыми чёрными как смоль волосами, завитки и кудряшки которых сплошь покрывали её лоб, с чёрными густыми бровями дугой. Из всех странствий Маша всегда приносила мне гостинцы: то каких-то особенно крупных лесных орехов, то подсолнухов, то чёрных стручков, то глиняного петушка, то какой-нибудь крошечный глиняный горшочек.

(По Е. Н. Водовозовой.) (190 слов.)

Другие диктанты из рубрики «10 класс»

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе.

С конца сентября все саду пустели, погода круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет низкого солнца, воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на  севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. Облака бежали низко и быстро и скоро затуманили солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь.

( По И. А. Бунину)

( По Ю. Домбровскому).

Воспоминание о Каире.

Старый арабский Каир не волнует; а пятитысячелетний древний Египет, кометой врезаясь в сознание, в нем оживает как самая жгучая  современность; и даже: как предстоящее будущее. В чем сила, превращающая тысячелетнюю пыль в наше время? Рабы ли мы  – вот что меня волновало в Мемфисе, когда я попирал ногами гранитную статую фараона Рамзеса, источенную дождями и ветром. Сам фараон живо мне улыбался из своего стеклянного гроба и выглядел моложе своего изваяния.

Мне запомнился путь от Мемфиса до Гизеха на осликах. Мы ныряли среди обожженных солнцем песчаных бугров, среди египетского полудня, когда солнце отвесно бьет с бешеной силой, растопляющей мозг. Всякий след двадцатого века стирался в моем притупляющемся сознании.

Каир остается для меня переломным моментом во всем путешествии нашем. До Каира как бы путь наш лежал вперед,  с Каира же начиналось возвращение. Помнится, накануне отъезда мы сидели над Нилом и созерцали в последний раз над равниной воды медленный золото-карий закат; сумерки полнились не слышным уху рыданием. Мне стало грустно, что никогда мы уже не увидим этих трепетных сумерек. Мы прощались с ними: их я не увидел больше нигде.

(По А. Белому)

ТЕКСТ № 4

Далеко за городом, за пустырями окраин, в стороне от больших дорог, посреди сосновых лесов, заброшенная, окруженная разросшейся сиренью, тихо стареет дача. Ржавеет замок, одичавшая малина сначала несмело, потом все увереннее движется по саду, сплетаясь с крапивой в колючую изгородь.

Надвигается август, спускается вечер. Спиной к нам, лицом к закату стоит черный лес, смотрит, как высоко над головой догорают жидкие алые острова. Вышла первая звезда, и подбирается ночная сырость. Скоро погаснет последний небесный остров, с востока надвигается тьма, озеро глухо заговорит тяжелыми волнами; заворочается клубами, застонет, распрямляясь, дикий озерный ветер и понесется в безлюдные темные просторы с единственной целью – пригибать кусты, ронять созревшие семена, гнать колючие безымянные клубки по остывшим клеверным долинам, по нехоженым перелескам и, загудев, взвиваясь к растревоженному небу, сдует первый пучок слабых, мимолетных, соскальзывающих в бездну звезд.

Поздней ночью вновь поднимется ветер и, пролетев над бушующим пустынным озером и набрав водяной пыли, сорвет с крыши железный лист и, погромыхав им, швырнет в сад. Свистит пригибающаяся под ветром трава, сыплются на влажную ночную землю семена диких растений, чтобы прорасти мрачным урожаем драконьих зубов.

( По Т. Толстой)


Цыганский диктант

Предлагаем подборку нескольких текстов, предназначенных для вступительных испытаний будущих десятиклассников. Для гуманитарного профиля текст дополнен заданиями, содержащими разные разборы.

Диктант на вступительном испытании

Перед парковым фасадом дворца открывалось широкое водное зеркало с двумя живописно расположенными островками. На одном из них, имеющем овальную форму, была выстроена кирха, хоро­шо сохранившаяся до наших дней. На некотором расстоянии от этого островка расположен другой. Среди его высоких деревьев и кустарников привлекает внимание белая ротонда. Это сооружение является цент­ром круглого острова и удачно гармонирует с окружающей природой.

Ещё одна из достопримечательностей Марьинского парка — чугунный монумент «Орёл». Он был воздвигнут князем Барятинским в память о победоносном окончании Кавказской войны. До сих пор у самой воды на южном берегу большого пруда как бы парит в воздухе эта могучая птица. Вид её поистине символичен. Широко раскинув крылья, вытянув вперёд хищную голову, она вонзила когти в высокую груду гранитных камней внизу.

Этот монумент, расположенный в центре парка, отчётливо виден из окон и с террасы дворца. Отчетливо вырисовывается он на свет­лом фоне неба и воды с небольшой полянки на противоположном берегу пруда, окружённой плотной стеной деревьев парка. ( По С. И. Фёдорову.)

Кирха – католики и лютеране так называли здание, в котором они собирались на богослужение.

Ротонда – постройка цилиндрической формы, обычно увенчанная куполом.

Барятинский А. И. – русский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант.

Одной из примечательных особенностей истории «Марьина» была театральная и музыкальная жизнь. Начало её восхо­дит к возникновению дворцово-паркового ансамбля, то есть ко второму десятилетию девятнадцатого века.

Первые публичные театры были учреждены по приказу Петра Первого в Петербурге и Москве, потом появляются крепос­тные театры во многих городах и усадьбах. Провинциальное дворянство начинает проявлять живой интерес к театральным затеям. На всю Россию и далеко за её пределами прославился театр крепостных актеров и музыкантов графов Шереметевых. На роскошные спектакли стекалась вся Москва.

Молодой граф Ни­колай Петрович Шереметев страстно полюбил свою крепостную актрису Ковалёву, заблиставшую на сцене под име­нем Прасковьи Жемчуговой. Произошло совершенно неслыханное для того времени собы­тие: граф с благословения мос­ковского митрополита Платона вступил с крестьянкой в законный брак.

Но молодая графиня недолго прожила на свете, после рождения сына она скончалась, а безутешный граф в память о ней построил в Москве громадный Странноприимный дом, где в наше время находится институт имени Склифосовского. ( По С. И. Фёдорову.)

Странноприимный – устаревшее обозначение богадельни, больницы-приюта для нищих и калек.

Склифосовский Н. В. – выдающийся русский хирург, профессор и учёный.

Дворцовые помещения «Марьина» были обставлены велико­лепной мебелью. Некоторые сохранившиеся в дворце и в музеях предметы обстановки позволяют судить о большом разнообразии и богатстве украшавших «Марьино» мебельных гарнитуров.

Парадные залы и кабинеты имели мебель в стиле ампир. В золочёных украшениях на спинках кресел, на крышках секретеров изображены крылатая богиня, лебедь и чаша. В виде лебедей с изогнутыми шеями сделаны подлокотники большого дивана. В украшениях преобла­дает также античная военная тематика и мифология.

Большие трюмо, круглые столы, стулья имеют строгий и чёткий ампирный характер. Поражают тонкой художественной резьбой по чёрному дереву книжные шкафы.

В «Марьине» сохранились почти все хрустальные и бронзовые люстры и многочисленные бра, являющиеся подлинными укра­шениями каждого помещения. Особенно красива большая люст­ра круглого зала. В некоторых гостиных люстры украшены рубиновым стеклом.

При взгляде на красивый рисунок паркетных полов из кусоч­ков дорогого дерева нельзя не вспомнить великолепные паркеты знаменитых дворцов в пригородных усадьбах Петербурга и Москвы. ( По С. И. Фёдорову.)

Ампир – это архитектурный стиль, для которого характерно подражание античным постройкам.

Ампирный – построенный, выполненный в стиле ампир.

В ста километрах к юго-западу от Курска в селе Ивановском Рыльского района находится небольшой, но интересный музей. В его экспозиции имеет­ся много ценного, рассказывающего3 об истории села и дворца князей Барятинских.

Старинные рисунки, гравюры, чертежи, докумен­тальные фотоснимки и несколько произведений искусства и предметов жизни и быта знакомят посетителей с далёким прошлым этих мест. А посетителей много, потому что поблизости расположен знаменитый санаторий «Марьино». Отдыхающие, приезжаю­щие со всех концов страны, живо интересуются местными редки­ми и ценными памятниками культуры.

Этот музей может служить примером благородной деятельности местной сельской интеллигенции — увлечённых людей, выявляющих, берегущих здешние краеведческие ценности.

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Отдыхающие, приезжаю­щие со всех концов страны, живо интересуются местными редки­ми и ценными памятниками культуры. ( I вариант).

В его экспозиции имеет­ся много ценного, рассказывающего об истории села и дворца князей Барятинских. ( II вариант).

2. Выпишите из 2-го абзаца 3 словосочетания с разными типами связи, разберите их графически (1 вариант);

выпишите из 5-го абзаца 3 словосочетания с разными типами связи и разберите их графически (2 вариант).

3. Произвести морфологический разбор слова: рассказывающего (I вариант); написано (II вариант).

В туркменском доме те­бе предлагают пиалу и полный чайник го­рячего зелёного чая. После выпитого ста­вят второй. Сперва испытываешь недоуме­ние. Но немного погодя понимаешь, что это не каприз и не мода. Это необхо­димость. Она приводит к привычке. К концу пребывания в Турк­мении я без излишней натуги выпивал подряд три чайника — почти пятнадцать пиал.

«Если землю покидает счастье, — гово­рят жители Средней Азии, — вода уходит в глу­бину».

«Без воды и земля трескается», — вторят им осетины.

А у туркмен воде посвящено столько пословиц и поговорок, что из них можно составить целый сборник. « Красота пустыни — вода», — говорят они. А где она, вода? Ведь кругом одни черные и красные пески. Разве есть вода в раскалённых песках?

Едем по дороге. Это не асфальт и даже не булыжная мосто­вая. Это песок. Под колёсами с зубовным скрежетом трескается и рассыпается сухой, полусгнив­ший саксаул. Высоко задирая задние ла­пы, улепётывают суслики. С космической скоростью исчезают серые ящерки. В глу­бине неба неподвижно, точно прибитый гвоздями, висит орёл. ( По В. Марину.)

Осетины – ираноязычный народ, живущий на Кавказе, являются потомками алан — кочевых ираноязычных племён скифо-сарматского происхождения.

Как-то раз в Ботанический сад я приехал раньше обычного. Хотелось по­работать до наступления жарких днев­ных часов. Проходя мимо коллекции ореховых деревьев, я обратил внимание на плотно сидящую в развилке ствола американского чёрного ореха сосновую шишку. Поблизости плодоносящих со­сен не было.

Заинтересовавшись шишкой, я подо­шёл ближе к дереву и заметил ниже развилки в небольшой выемке орех. В скорлупе чернела дырочка непра­вильной формы. Осмотрев дерево, об­наружил ещё несколько выемок с орехами. Здесь явно была чья-то столовая. Под этим и соседним деревья­ми на земле среди травы валялось до­вольно много скорлупы от орехов. И орехи неизвестному гурману понравились куда больше, чем семена сосны. Тем более что и летать или ходить за ними далеко не надо. Коллекция разных форм лещины находилась рядом.

Орехами лещины питаются многие лазающие и летающие обитатели леса. Например, мыши. Их ходы в лесу я встречаю довольно часто. Да и на некоторых скорлупках, подобранных под деревом, есть явные следы грызунов.

Около кустов лещины приземляются шумные стайки поползней. Они, как извест­но, тоже большие любители лесных орехов. ( По Г. К. Байкову.)

Поползни – пернатые, которые владеют характеристиками древолазания, шумные, подвижные птицы из рода воробьинообразных.

С какой бы стороны вы ни приближались к усадьбе «Марь­ино», прежде всего станет заметным зелёный массив пар­ка. Его издали можно принять за вековой лес. Сколько интересных неожиданностей скрыто за его высокими кронами!

Постепенно из-за могучих деревьев начнут вырисовываться очертания дворца и сквозь зелень засверкает обширное водное зеркало пруда. Великолепный парк и огромный пруд являются наиболее живописными достопримечательностями «Марьина». Столетние деревья образуют тенистые аллеи, изумрудные лужайки сменяются цветниками, то здесь, то там виднеются ко­лонны и статуи.

Сооружения дворца, парк и пруд представляют собой нераз­рывное целое, называемое на языке архитектуры ансамблем. Подобные дворцово-парковые комплексы, создававшиеся более двух веков назад, отличаются органическим единством композиции и богатством архитектурных решений.

В общем виде планировка парков сводилась к двум основным приёмам: ландшафтному и регулярному. В парке удачно сочетаются оба приёма. Около дворца парк имеет геометричес­ки правильную планировку с широкими и пря­мыми аллеями, симметрично расположенными парковыми соо­ружениями и посадками, цветниками и подстриженными деревь­ями, с широкой каменной лестницей, спускающейся к пруду. Далее начинается пейзажная часть парка с аллеями и дорожками, огибающими живопис­ные берега пруда, холмы и лужайки. ( По С. И. Фёдорову.)

1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Сооружения дворца, парк и пруд представляют собой нераз­рывное целое, называемое на языке архитектуры ансамблем. ( I вариант).

Далее начинается пейзажная часть парка с аллеями и дорожками, огибающими живопис­ные берега пруда, холмы и лужайки. ( II вариант).

2. Разобрать слова по составу: приближались, расположенными, цветниками (I вариант); сменяются, огибающими, посадками (II вариант).

3. Произвести фонетический разбор слова: зелень (I вариант); водное (II вариант).

Гремучую змею считают мудрой и лукавой, живучей и ядовитой, бы­строй как молния. Бытует поверье, буд­то человек может увидеть гремучую змею только раз. Она сразу же бросится на него и умертвит.

Как часто мы судим о животных по рассказам и легендам! Неверно, будто змея эта — опасное и лукавое чудовище, ненави­дящее род человеческий. Напротив, гремучая змея очень пуглива. И совсем она не так хитра и коварна.

Яд гремучей змеи парализует и уби­вает жертву, чаще всего мелких мле­копитающих. При встрече с человеком змеи никогда не нападают первыми. Прежде всего у них появляется жела­ние замереть, сделаться незаметнее. Но если змею преследуют, она начинает извиваться, шипеть и может укусить.

Многие считают, что раненая грему­чая змея, чувствуя гибель, кончает жизнь самоубийством, впуская себе свой яд. Верно, находясь в опасности, змея впадает в бешенство и начинает подпрыгивать и хватать зубами всё, что находится вокруг неё, и даже своё тело. Однако собственный яд для змеи не опасен.

Пойманная гремучая змея объявляет голодовку и может не принимать пищу по два года. На свободе же она гло­тает пищу раз в неделю, съедая сразу немного меньше по­ловины веса своего тела. ( По Н. А. Сатарову.)

Контрольный диктант «Тишина»

А за дубами — Диканька с её великолепным дворцом, окружённым парком, сливающимся с дубовыми лесами, в которых водились даже стада диких коз.

Я целый день провёл в этом лесу, октябрьский солнечный день.

Тишина поразительная. Ни лист, ни веточка не шелохнутся. Если только смотреть на солнце — переливается в воздухе прозрачная, блестящая паутина между тонкой порослью, да если прислушаться — зашелестит на миг упавший с дерева дубовый лист. Земля была устлана плотно прибитыми накануне дождём жёлтыми листьями, над которыми стоят ещё зелёные, не успевшие пожелтеть и опасть листья молодой поросли. Ни звука, ни движения.

По В. А. Гиляровскому.

Объём слов: 185

Контрольный диктант «Ёлка в траншее»

Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года в осаждённом Ленинграде. Уже много дней и ночей не было электричества, в трубах замёрзла вода, три последних декабрьских дня никто во всём городе не получал хлеба.

В эти самые тяжёлые для Ленинграда дни гитлеровцы усилили бомбардировку города. Мы, мальчишки, часто ночевали в траншеях, вырытых напротив нашего дома. В них было теплее, почти всегда горел огарок свечи или фонарь, а главное – всегда было людно. Невдалеке от нас стояла батарея зениток, охранявшая один из невских мостов. Порой к нам в траншею заглядывали артиллеристы. Как мы радовались каждый раз их приходу! Они-то и устроили для нас новогоднюю ёлку.

Не думайте, что это была большая, пышная ёлка. Высота её была не больше метра, несколько сучков покрывали тонюсенькие светло-зелёные иголочки. Зато вся она была в игрушках. Висело на ёлке и несколько винтовочных гильз, а на самой макушке – ярко начищенная красноармейская бляха с пятиконечной звездой.

Где достали артиллеристы ёлку, для нас так и осталось тайной. Все мы знали, что поблизости нигде ёлок не было. Мы сидели, как заворожённые, уставившись на несколько потрескивавших свечных огарков, оставшихся, вероятно, от предыдущего года. Не было вокруг нашей ёлки плясок, весёлого смеха. А вместо подарков каждому из нас зенитчики дали по куску сахара.

По Ф. Бездудному

Объём слов: 196

Контрольный диктант «Забавная игра»

Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям.

Безбородые дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков.

На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.

В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и ловили друг друга.

Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно порхая, наперебой драли горло.

В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении.

Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами.

В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка.

Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания.

Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла, но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.

Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение на его лице.

По И. Тургеневу

Объём слов: 193

I вариант
В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
Из предложений 1−5 выпишите обособленные обстоятельства.
Среди предложений 1−5 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
Из предложения 4 выпишите все местоимения.
Из предложений 6–7 выпишите слово с приставкой на -з,-с.
Какой частью речи являются  слово рубленное (7 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
Укажите способ образования слова немногосложной (предложение 4).
Выпишите словосочетание (предложение 1), построенное на основе согласования.
Выпишите грамматические основы  предложения 11.

II вариант
Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
Из предложений 6−10 выпишите обособленное обстоятельство.
Среди предложений 6−10 найдите простое осложненное предложение. Укажите его номер.
Из предложения 8 выпишите все местоимения.
Из предложений 8–10 выпишите слова с приставкой на -з,-с.
Какой частью речи являются  слово передней (8 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
Укажите способ образования слова беспрестанно  (предложение 5).
Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе управления.
Выпишите грамматические основы  предложения 5.

Контрольный диктант «Дворянские усадьбы»

Читатель, знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, которыми двадцать пять, тридцать лет тому назад изобиловала наша Украина? Теперь они попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно.

Проточный пруд, заросший лозняком и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присоединяется осторожный чирок. За прудом сад с аллеями лип, этой красы и чести наших черноземных равнин, с заглохшими грядами земляники, со сплошной чащей крыжовника, смородины, малины, посреди которой в томный час неподвижного полуденного зноя уж непременно мелькнёт пёстрый платочек дворовой девушки и зазвенит её пронзительный голосок. Тут же амбарчик на курьих ножках, оранжерейка, плохенький огород, со стаей воробьёв на тычинках и прикорнувшей кошкой близ провалившегося колодца. А дальше — кудрявые яблони над высокой, снизу зелёной, кверху седой травой, жидкие вишни, груши, на которых никогда не бывает плода. Потом клумбы с маком, пионами, анютиными глазками, кусты жимолости, дикого жасмина, сирени и акации, с непрестанным пчелиным, шмелиным жужжанием в густых, пахучих, липких ветках.

По И. С. Тургеневу.

Объём слов: 191

Контрольный диктант «Яблоневый сад»

Не окраине дальнего посёлка, над медленной речкой Протвой, где шумит по берегам ивнячок и водятся в глубоких омутах зубастые щуки, раскинулся фруктовый сад.

Пятый год школьники приходят сюда, помогают убирать урожай. Вначале они работают дружно, как говорится, в охотку, а спустя час-другой устают, затевают возню, гоняются друг за другом, устраивают кучу малу. Но даже у самых отчаянных сорванцов есть в душе нечто заветное. Стоит в разгар веселья кому-нибудь крикнуть: «Дед Кузьма идёт!», как шум вмиг стихает.

По А. Баркову

Объём слов: 167

Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какому интересному делу вы посвящаете своё свободное время.

Контрольный диктант «Цыгане»

Объём слов: 190

Контрольный диктант «Роковое свидание»

Запахи прелого листа, смолы и грибов доносятся из старого бора. Жёлтый дождь берёзового листа неслышно оседает на молодых елях.

Миновав просеку, я заметил, как за кустом орешника схоронился охотник. Небрежно поправил кепку, сплюнул через плечо, приложил к губам самодельный пищик и начал призывно манить, подражая голосу рябушки.

Страстный призыв этот услышал молодой рябчик. Он выпорхнул из чащи и сел на макушку невысокой сосны, а лесную тишину оборвала его звонкая, мелодичная трель. Голосок рябушки повторился и не на шутку растревожил пёстрого петушка. Рябчик опустился на траву, гордо поднял хохолок, распушил веером хвост, приосанился и побежал на зов таинственной подруги. Петушок, видно, представил себе прекрасную незнакомку, рванулся и полетел на роковое свидание.

В ту же секунду раздался оглушительный выстрел, и красавец рябок серым комком упал на землю. Я застыл потрясённый!

«Почему, почему, — повторял я себе,— осталась у человека эта жестокая, пагубная страсть?!» Хорошо, что никогда в жизни не пришлось мне убивать ни зверей, ни птиц. Ведь большинство из них беспомощны и не могут обороняться.

Объём слов: 162

Контрольный диктант «Раннее утро»

Тяжёлые, толстые стрелки на огромном циферблате, белевшем наискось от вывески часовщика, показывали тридцать шесть минут седьмого. В легкой синеве неба, ещё не потеплевшей после ночи, розовело одно тонкое облачко, и было что-то не по-земному изящное в его удлиненном очерке. Шаги нечастых прохожих особенно чисто звучали в пустынном воздухе, и вдали телесный отлив дрожал на трамвайных рельсах. Повозка, нагруженная огромными связками фиалок, прикрытая наполовину полосатым грубым сукном, тихо катила вдоль панели; торговец помогал её тащить большому рыжему псу, который, высунув язык, весь подавался вперёд, напрягал все свои сухие, человеку преданные мышцы.

С чёрных веток чуть зеленевших деревьев вспархивали с воздушным шорохом воробьи и садились на узкий выступ высокой кирпичной стены.

Он оглянулся и в конце улицы увидел освещённый угол дома, где он только что жил минувшим и куда он не вернётся больше никогда. И в этом уходе целого дома из его жизни была прекрасная таинственность.

По В. Набокову.

Объём слов: 197

Контрольный диктант «Волшебная улица»

Когда человек слишком мечтает, его ждут жестокие разочарования. Так со мной и случилось.

Погрузившись в розовое облако воспоминаний о чудесных  сказках, я, сам уж не знаю как, забрёл на незнакомую улицу. Вдруг я остановился, поражённый звуками, каких до этого никогда ещё не слышал.

Я огляделся по сторонам: улица была вымощена и чисто подметена. Мне стало совершенно ясно, что ничего интересного здесь не найдёшь.

По обеим сторонам этой чистенькой улицы выстроились красивые деревянные домики, прятавшиеся в зелени садов, как птичьи гнезда.

Вечерело. В глубине улицы, за деревьями большого парка, садилось солнце. Сквозь ветви сияло яркое багровое небо. Горячие недлинные лучи заката пылали в стёклах окон, даже камни мостовой стали ярко-красными.

Со всех сторон лились потоки света, и, казалось, вся улица была охвачена игрой волшебного пламени; в розовом ароматном воздухе дремали ветви, окутанные золотой прозрачной пылью; всё напоминало сказочные города героев, волшебниц и других чудесных существ.

Из-за изгороди акации и сирени выглядывал домик с зелёными ставнями, и из его открытых окон неслись звуки, похожие на солнечные лучи, целующие гладь спокойного озера.

Я сразу же догадался, что вступил в пределы волшебного царства, и, понятно, решил отправиться на разведку таинственной страны, чтобы своими руками потрогать её бесчисленные чудеса и насладиться ими.

Объём слов: 197 слов

Контрольный диктант «Запечный скрипач»

А вечером мать собралась стирать белье. На дне корыта сидел чёрный, усатый сверчок. Пытливо рассматривал я таинственного запечного музыканта. С тех пор прошло много лет, но я не могу забыть того крохотного скрипача. Наверное, без его песен мир моего детства не был бы столь музыкален и светел.

Объём слов: 166

Контрольный диктант «Рябина»

Осенью, когда похолодает, и река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, и на мокрой от росы траве посверкивает паутина, и в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток. Вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины: вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой, мы щедрые! Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой.

Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег. Стекает вода с рябиновых кистей, капелька за капелькой, ягоды красные, и капли красные. Где висела одна ягода, сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в лесу.

Всё, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но такое не заметить трудно. Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после долгой отлучки, увидишь всю эту красоту в удивительно чистом, завораживающем сиянии. Увидишь, как в первый раз, всё заново и радуешься за себя, что увидел. Ни наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. Вот она какая, наша рябина!

По А. Яшину

Объём слов: 189 слов

Контрольный диктант «Чемодан драгоценностей»

Редкий человек в детстве чего-нибудь да не собирал, не коллекционировал. Один — старинные монеты, другой — наклейки от спичечных коробков, третий — пёрышки. И каждый гордился своей коллекцией, доставал свой клад и с замирающим сердцем показывал его своему другу. При этом нередко рассказывал увлекательную историю, как та или иная монета или пёрышко достались ему.

А я в детстве собирал камешки, хранил их в мешочке, прятал свои драгоценности на чердаке, в старом бабкином валенке, боялся — вдруг кто-нибудь из родных нечаянно выбросит. И каких только камней у меня не было: фиолетовый аметист, его я нашёл в карьере под Подольском; кристалл полевого шпата, прозрачный кварц с берегов Камы и даже кусочек уральского малахита, который я с великим трудом выменял у соседа по дому.

Возвратившись из Ялты, мой отец привёз целую гору замечательных камешков. Они были разноцветные и сверкали, как самые большие драгоценности в мире. Теперь их было так много, что папа даже пожертвовал мне свой чемодан. Но странно, эти красавцы с берегов Чёрного моря недолго радовали меня. Они так и остались чужими.

Контрольный диктант «Красота осени»

На холсте был яркий прощальный день конца октября.

Белое солнце стояло низко, сквозило между стволами дальних берёз, которые на косогоре против солнца казались чёрными.

Дул ветер и оголял заброшенный монастырский сад.

Голубое, совсем летнее небо с летними облаками сияло над махающими верхушками деревьев, над разрушенной каменной стеной, освещённой сбоку.

Одинокое, упавшее в траву яблоко лежало возле стены, еле видимое сквозь облепившие его листья.

Да, он был совершенно один в окрестностях того монастыря, и был тогда солнечный, сухой, просторный день.

Густо шумели, переливались золотом оставшейся листвы старые клёны, мела багряная метель по заросшим дорожкам сада.

Всё было прозрачно, свежо, прощально.

Почему прощально?

Почему после пятидесяти лет, особенно в яркие, сухие, звонкие дни осени, он не мог уйти от чувства, что и с ним скоро случится то, что случилось с миллионами людей, точно так же, как он, ходивших по тропинкам вблизи других стен?

Может быть, красота осознаётся только в роковой и робкий момент её зарождения и перед её неизбежным исчезновением, увяданием, на грани конца и начала, на краю пропасти?

Ничего нет недолговечней красоты, но как непереносимо ужасно то, что в каждом зарождении прекрасного есть его конец, его смерть.

День умирает в вечере, молодость − в старости, любовь − в охлаждении и равнодушии.

По Ю. Бондареву

I вариант
В одном-двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
Какой частью речи являются  слово прекрасного (12 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
Среди предложений 6−11 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
Из предложения 12 выпишите все местоимения.
Из предложений 6–11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 1−4 выпишите обособленное определение.
Укажите способ образования слова косогоре (предложение 2).
Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы  предложения 2.

Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
Какой частью речи являются  слово против (2 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
Среди предложений 6−11 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
Из предложения 10 выпишите все местоимения.
Из предложений 12–13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 5−10 выпишите обособленное определение.
Укажите способ образования слова сбоку (предложение 4).
Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе управления.
Выпишите грамматические основы  предложения 13.

Контрольный диктант «Каменные исполины»

Слово «заповедное» имеет далёкие корни. В толковом словаре Даля сказано: «Помни праотцов: заповедного не тронь!» «Заповедное» издавна связано с прошлым, с судьбами наших дедов и прадедов. « Заповедное» означает не только запретное. Это наша живая история.

В шуме Михайловских рощ всегда будет звучать пушкинский ямб, а Ясная Поляна неотрывна от великих творений Льва Толстого. Каждое заповедное место по-своему славит наше Отечество.

Далеко-далеко — от Саянских гор на юге и до Ледовитого океана на севере — протянулся вдоль величавого Енисея Красноярский край. Там, где шумит под ветрами вековая тайга, где могучие кедры по ночам, кажется, достают вершинами звезд, вблизи города Красноярска, по правому берегу Енисея находится знаменитый заповедник «Столбы».

Красноярские столбы — скалы весьма причудливые, и всё-таки в прихотливых фантастических глыбинах улавливается удивительная гармония. В далёкой древности здесь клокотали и бурлили потоки раскалённой магмы. Они стремились вырваться на поверхность земли, а прорвавшись, внезапно обессилели и застыли в самых удивительных формах.

Вечерами, когда заходит солнце и последний мигающий луч его освещает тайгу, утёсы, речные заводи, заповедник чем-то напоминает сказочные театральные декорации.

Объём слов: 165

Словарные диктанты 10 класс 1 четверть

Горючее вещество, полоскать бельё, бархатный камзол, балконная решётка, интеллигентный человек, струны гитары, немного подрасти, паркетный пол, посидеть на скамейке, колоритная личность, промокать фиолетовые чернила, развеваться на ветру, излагать изученное, поласкать котёнка, осознать призвание, громадная туча, правильный маршрут, президентский совет, телефонный справочник, легендарный герой, расстилать скатерть, теоретическая дискуссия, блистать на сцене, сумма слагаемых, милосердный поступок, лиловые соцветия сирени, выровнять грядку, опираться на перила, велосипедные гонки, дипломированный специалист, сверкание зарниц, развивать усидчивость, играешь на пианино, тяжёлая корзина, росток апельсина, гениальный композитор и дирижёр, поседеть от старости, мягкий диван, огромная библиотека, школьные кабинеты, пользоваться биноклем, аккуратный костюм, обжигает в печке, растительное масло, загореться от спички, абонементный билет.

Диктант 2. Употребление и неупотребление Ь и Ъ

Богатырская мощь, должность адъютанта, трёхъязычный словарь, медвежья услуга, ночной дозор, отрежьте кусочек, лихой извозчик, нестись вскачь, семнадцать тысяч, выглянуть из-за туч, разбитые очки, влезть на мачту, лёгкая лодочка, мне нездоровится, мощность двигателя, ручной хищник, решение задач, пробираться сквозь вьюгу, выйти замуж, необъятный простор, вьюжный февраль, пятьдесят восьмой, заячья капуста, напишешь строчку, встаньте пораньше, тоньше волоса, роскошь интерьера, лучше подготовиться, подъехать к станции, разъяснить задачу, восемьюстами семьюдесятью шестью, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, возьмём в дорогу, сыграть вничью, похожи точь-в-точь, январский мороз, компьютерная мышь, вьётся плющ.

Диктант 3. Буквы 3 и С на конце приставок

Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, нисходящий поток, отъявленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размышлять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице, сделать исподтишка.

Диктант 4. Правописание гласных после шипящих и Ц

Дирижёрская палочка, работать шофёром, цитрусовые растения, шуба из цигейки, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, пацифистские убеждения, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, стрекот цикад, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, пальцы хирурга, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы, редкие птицы.

Диктант 5. Правописание глаголов

Опасаться инфекции, негодовать против рабства, терпим бедствие, поскорее выйдите из вагона, искупатьсяв речке, не знаешь печали, возмущаться и негодовать, приклеит марку, сжигает бумаги, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, приготовьте яичницу, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, не двигаться в автомобильной пробке, мягко стелет, начинать сначала, растаяли весной, ненавидеть ложь, записывать на диктофон, разбудит утром, надо стремиться вперёд, не гляди в сторону, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдёшь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, попробовать салат, вежливо извиниться, не ешьте на ходу, не стоит сердиться, услышит издалека.

Диктант 6. Правописание гласных в приставках

Приключенческий фильм, преподаватель математики, сверхинтересный бестселлер, непреодолимая преграда, дезинфекция помещения, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, взыскательный мастер, приклеить почтовую марку, пренеприятное известие, не прикоснуться к пище, прекрати притворяться, дисквалификация спортсмена, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, пристанционный буфет, примирять спорщиков, преспокойно себя чувствовать, взимать налоги.

Диктант 7. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

Свежего воздуха, современное оборудование, в пламени свечи, ветреный вечер, серо-зелёный оттенок, карманный фонарик, кожаная курточка, испуганный зайчонок, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-штукатур, злостный курильщик, отчаянная девчонка, нога в стремени, обходчик путей, истинная дружба, каблучок туфельки, ослиное упрямство, искусный мастер, заявление Анастасии Никитичны, зловещим предзнаменованием, клюквенный морс, зачинщики беспорядков, кольцевая автодорога, юго-западный ветер, парчовое одеяние, костяная нога, выкаченный из подвала бочонок, факты истории, рассохшаяся лодчонка, стеклянная посуда, с полным выменем, договорённость о продолжении, чугунная сковорода, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, рыболовный сачок, писатель-деревенщик, душистый горошек, юная девушка, индусские обычаи, корешок сельдерея, безветренный день, французские фильмы, талантливый пианист.

Диктант 8. Правописание числительных

По обеим сторонам, столетний дуб, шестьдесят километров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемнадцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора миллиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадцатью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи четырнадцатом году.

Диктант 9. Правописание местоимений

Никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем сравнить, их мнение, другого учебника.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь