«Цифровой диктант» состоится в России 15 февраля

«Цифровой диктант» состоится в России 15 февраля Экодиктант

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: “Глагол. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.


«Цифровой диктант» состоится в России 15 февраля

11 октября 2023 года, во всех субъектах Российской Федерации проводится ежегодная общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономическийдиктант». Тема экономического диктанта: «Сильная экономика-процветающая Россия!»

Организаторы: Вольное экономическое общество России (ВЭО России) при участии Международного Союза экономистов (МСЭ), администраций субъектов РФ, ведущих вузов Российской Федерации, Российского исторического общества.

Цель Экономического диктанта: повышение уровня экономической грамотности населения в целом и его отдельных возрастных и профессиональных групп, развитие интеллектуального потенциала молодежи, экономической грамотности населения различных субъектов Российской Федерации.

Вольное экономическое общество России проводит Всероссийский экономический диктант с 2017 года.

В 2022 году в акции приняли участие 234 572 человека из 89 субъектов РФ, а также восьми стран ближнего зарубежья. По сравнению с первой акцией 2017 года число участников Экономического диктанта увеличилось в 3,8 раза.

По итогам акции формируется аналитический отчет, в котором представлен анализ результатов проведения Экономического диктанта, а также рекомендации, соответствующие целям и задачам акции.

Положение об Экономическом диктанте и другие документы, размещены на сайте Всероссийского экономического диктанта: www.diktant.org.


«Цифровой диктант» состоится в России 15 февраля

С 29 сентября по 15 октября пройдет Всероссийская акция «Цифровой диктант» на одноименной платформе ЦифровойДиктант.рф, в которой примут участие жители всех регионов РФ.

Организаторами акции выступают АНО «Цифровая экономика», Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Народный фронт (НФ) при поддержке Минцифры России. Генеральный партнер акции — «Авито».

Диктант состоит из тестирований, разработанных с учетом разных возрастных категорий: для детей (7-13 лет), подростков (14-17 лет), взрослых (18-59 лет) и людей старшего возраста (60 лет и старше).

Каждое тестирование включает четыре смысловых блока. Первый блок посвящен основам цифрового потребления, знаниям различных устройств и базовых программ и приложений. Второй — цифровым компетенциям: работе с социальными
сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами. Третий — цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и устройств. Четвертый  дополнительный блок — новым технологиям, включая искусственный интеллект и умные голосовые помощники.

Участники «Цифрового диктанта» смогут познакомиться с российскими цифровыми сервисами и продуктами. Вопросы помогали составлять представители отечественных ИТ-компаний.

На следующий день после завершения акции, 16 октября, на сайте проекта все участники акции смогут пройти работу над ошибками.

В прошлом сезоне акции приняли участие более 919 тыс. человек со всей страны. В этом году «Цифровой диктант» планирует стать еще масштабнее! Итогом проверки знаний станет определение индекса цифровой грамотности населения России.

В этом году организаторы представляют уникальный формат акции: можно пройти не только традиционное онлайн-тестирование на сайте акции ЦифровойДиктант.рф, но и посетить региональные офлайн-площадки, оборудованные всем необходимым для проверки знаний.

Участников также ждут различные мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности.

Жителям России предлагают проверить свою цифровую грамотность благодаря шестой Всероссийской образовательной акции по информационным технологиям «IT-диктант».


«Цифровой диктант» состоится в России 15 февраля

Образовательная акция по информационным технологиям «IT-диктант» пройдет во всех регионах России 13 сентября, в 256-й день года – День программиста. Для желающих в нем участвовать тестирование откроют на портале ит-диктант.рф в 0:00 часов по московскому времени. Завершится оно в 0:00 часов 14 сентября. Тестирование позволит каждому объективно оценить уровень своих компетенций, владение базовыми и продвинутыми цифровыми навыками. Срез баллов покажет, какие знания еще предстоит «подтянуть». В онлайн-тестировании результаты будут известны сразу после его прохождения.

Диктант предлагает выполнить набор тестовых заданий разного уровня сложности, он включает 32 вопроса, которые касаются разных компетенций: от основ работы с компьютером до проверки навыков работы в соцсетях и защиты личных данных. В диктанте представлены 8 направлений развития цифровых умений. Диктант рассчитан на разные уровни сложности: для учащихся младших классов, стандартное тестирование и PRO-версия – для участников с высоким уровнем цифровой грамотности. В прошлом году участниками диктанта стали 232 тысячи человек. Всероссийскую образовательную акцию проводит департамент информатизации Тюменской области при поддержке федеральной сети «Точек кипения» и Минцифры России. Пройти тестирование можно на сайте проекта.

Вопросы диктанта проверены и одобрены известными компаниями. Среди них, например, могут быть такие: «гиперссылки на веб-странице могут обеспечить переход только в пределах данной веб-страницы, на любую веб-страницу любого сервера в Интернете, только на веб-страницы в пределах данного сайта или только на скачивание файла?» Участникам также нужно знать, в частности, основной источник дохода абсолютного большинства социальных сетей, форматы архивов, что такое ассоциирование файлов и каким сочетанием клавиш можно перенести активное окно на другой монитор. Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало об открытии нового «IT-куба» в Кировской области.

Писателя выбирали с помощью опроса, в котором было предложено указать одного или нескольких кандидатов из перечня самых успешных и известных российских авторов.


«Цифровой диктант» состоится в России 15 февраля

В общей сложности в голосовании приняли участие 1404 человека. Среди писателей, которых указали участники «Тотального диктанта» в качестве автора одного из следующих текстов, с серьезным отрывом вышла Наринэ Абгарян. Она является автором всеми известной «Манюни» и «Люди, которые всегда со мной». Писательница – лауреат премии «Ясная Поляна» и номинант «Большой книги». В 2020 году The Guardian назвал ее в числе самых ярких авторов Европы.

По результатам народного голосования Наринэ Абгарян набрала 52% голосов, на втором месте – Евгений Гришковец (37%), на третьем – Сергей Лукьяненко (31%).  В топ-8 также вошли: Анна Старобинец (11%), Алексей Сальников и Яна Вагнер (по 10 %), Алексей Варламов (7,5%) и Михаил Елизаров (6,9 %). Остальные кандидаты набрали менее 6% голосов. Также участники опроса могли предложить кандидата, которого не было в списке. Чаще всего люди указывали: Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Александра Цыпкина, Бориса Акунина, Дарью Донцову и Татьяну Устинову. Интересно, что достаточно часто участники предлагали в кандидаты Джоан Роулинг.

Как отметил руководитель проекта «Тотальный диктант» Вячеслав Беляков, у участников разные с точки зрения литературы предпочтения, начиная с современной прозы и фантастики, заканчивая драматургией и литературой. По его словам, результаты опроса дают возможность организаторам понять «настроения участников «Тотального диктанта», узнать, кто им нравится и на что обращать внимание при выборе автора». Беляков добавил, что с несколькими авторами из этого списка уже ведутся переговоры. В пресс-службе проекта «Тотальный диктант» напомнили, что автор текста в 2024 году будет определен летом во время стратегической сессии. Там эксперты и Филологический совет проекта предлагают, обсуждают и анализируют кандидатуры.

В начале апреля Сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что эксперты, проверяющие сданные тексты тотального диктанта, назвали самое трудное для написания слово. Им оказалось слово «сызмальства».


«Цифровой диктант» состоится в России 15 февраля

Всероссийская образовательная акция по информационным технологиям «ИТ диктант» проводится 13 сентября и приурочена ко Дню программиста, который
отмечается в 256-й день года.

Задача тестирования — оценить уровень компетенций участников, владение базовыми и продвинутыми цифровыми навыками. Проходя тестирование,
пользователь получает объективную оценку своих цифровых навыков. Так, срез баллов поможет понять, какие знания стоит «подтянуть».

ИТ-диктант содержит несколько уровней: для учеников начальной школы (1-4классы), стандартное тестирование, и PRO-версия — для тех, кто уверен в
своем высоком уровне цифровой грамотности. И Т-диктант был впервые проведен в Тюменской области в 2018 году. За это время тюменская инициатива выросла с 1766 участников в 2018 году до 232 тысяч участников в 2022 году.

С 2019 года проект успешно реализуется во всех субъектах Российской Федерации, которые используют ИТ-диктант как инструмент для проверки и замера уровня цифровой грамотности населения.

Диктант представляет собой набор тестовых заданий разных уровней сложности (32 вопроса), от основ работы с компьютерной техникой до проверки навыков
работы в социальных сетях и защиты личных данных — всего 8 направлений развития цифровых компетенций.

В этом году ИТ-диктант пройдет 13 сентября. Тестирование откроется в 00:00 по московскому времени и закроется в 00:00 14 сентября. Ссылка для прохождения: ит-диктант.рф. При онлайн-тестировании результаты можно посмотреть сразу после прохождения.

Результаты ИТ-диктанта, организованного на очных площадках, оглашаются в течение 2-3 дней после подсчета баллов. Очные площадки могут быть как
открытыми для всех желающих (например, на базе вуза, коворкинга и т. д.), так и организованными для определенного круга лиц (студенты, сотрудники определенной компании). Участникам раздаются бланки, где необходимо указать ответы на вопросы.

По итогам проведения ИТ-диктанта формируется статистика прохождения по каждому региону. По запросу сводные данные направляются в организации и ведомства (средний бал общий и средняя оценка по каждому из восьми направлений, пол, возраст участников).

Всероссийская образовательная акция проводится Департаментом информатизации Тюменской области при поддержке федеральной сети «Точек
кипения» и Минцифры России.

В пятницу, 8 сентября, отмечается Всемирный день грамотности. В этот день начался новый сезон просветительского проекта «Тотальный диктант». В столице акции 2023 года – Нижнем Тагиле прошел Фестиваль грамотности.


«Цифровой диктант» состоится в России 15 февраля

Объявлять автора текста в Международный день грамотности уже стало доброй традицией, заявил директор фонда «Тотальный диктант» Вячеслав Беляков. Он пояснил, что автор является ключевой фигурой в жизни акции каждого сезона. « Помимо того, что сотни тысяч участников пишут его текст, вспоминают основные правила русского языка на курсах подготовки, который разрабатывается Филологическим советом акции, полагаясь на примеры из его произведений, автор активно участвует в жизни проекта, в мероприятиях сезона, общается со средствами массовой информации и становится на это время «лицом» Тотального диктанта», – рассказал Беляков. Он уточнил, что выбор автора текста и его объявление – важное и волнующее событие.

В пресс-центре Тотального диктанта сообщили, что в рамках Фестиваля грамотности прошли викторины для взрослых и детей, книжные выставки, семинары для филологов, открытые лекции и мастер-классы, чемпионат по скороговоркам. Также состоялось открытие Центра грамотности, была высажена четвертая аллея Тотального диктанта и проведен онлайн-марафон. Но больше всего на фестивале ждали объявление нового автора.

Анна Матвеева – писательница, журналист, многократный лауреат премий «Большая книга».

«Как многие писатели, я, конечно же, мечтала стать автором Тотального диктанта и втайне примеряла к себе эту возможность. Но все равно для меня это стало полной неожиданностью. Очень радостной», – рассказала автор. Она сообщила, что текст, который будут писать участники акции 20 апреля, будет посвящен дневникам. По ее словам, дневники ее очень давно интересуют – и как явление, и как жанр, и как писателя, и как человека. Анна Матвеева сообщила, что у нее были и другие идеи, которые она обдумывала для текста Тотального диктанта, «но остановилась на этой, поскольку, как мне кажется, текст такого масштаба надо писать не только о том, что неплохо знаешь, но и о том, что любишь».

Председатель Филологического совета Тотального диктанта Владимир Пахомов отметил, что в последнее время сложилась очень хорошая традиция, когда тексты не только помогают участникам вспомнить правила орфографии и пунктуации, но и носят просветительский характер. Например, рассказывают о жизни выдающихся людей – Константина Циолковского, Владимира Арсеньева, погружают в исторический контекст. По словам Пахомова, текст Анны Матвеевой продолжит эту традицию. « Из него наши участники узнают об истории дневника как жанра, об интересных исторических личностях, авторах знаменитых дневников. Все сложные имена собственные мы, конечно, вынесем на слайд перед написанием диктанта», добавил он.

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что в следующем году просветительская акция «Тотальный диктант» пройдет в 20-й раз. Впервые Тотальный диктант написали студенты гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета в 2004 году.

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме

Диктант 1.1. У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки. ( С. Михалков) 2. Ветерок листву качает. 3. Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон. 4. Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик. 5. Часы пробили восемь. Сейчас затихнет дом. 6. Над двором грохочет гром. 7. Греем воду мы в котле, потому и дом в тепле. 8. Повторяет класс по карте, где Иртыш, где Енисей. 9. Дуб качает головою, сосны ветками шумят. (59 слов) (А. Барто)Новая орфограмма:Безударные гласные в личных окончаниях глаголовПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Сочетания букв жи, ши3. Сочетания букв ча, ща4. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн5. Проверяемые безударные гласные в корне слова5. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова6. Большая буква в именах существительных7. Правописание слов с двойными согласными8. Гласные и согласные буквы в приставках9. Безударные гласные в падежных окончаниях существительных10. Раздельное написание предлогов11. Большая буква в начале предложения12. Точка в конце предложения13. Запятая в сложном предложении Диктант «Берёза». Берёза вся трепещет, на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь; по лесу, потрогаешь белые стерты и клейкие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь скворца — станет тебе легко и радостно. Зимой берёзка сверкает серебром. Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки. И зимой, и летом хороша русская берёзка!По Г. Снегирёву.

Диктант «В лесу». Уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы. Свистит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под ногами. Щёлкает белка. В лапах сосен мелькает её пушистый хвост. Между стволов сосен видишь прозрачные фигуры огромных людей. Они исчезают в зелёной густоте, сквозь которую просвечивает голубое небо. Под ногами пышным ковром лежит мох. Костяника сверкает в траве каплями крови. Грибы дразнят крепким запахом. (70 слов)(По М. Горькому)Новая орфограмма:Безударные гласные в личных окончаниях глаголовПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн5. Раздельное написание предлогов6. Большая буква в начале предложения7. Точка в конце предложения8. Запятая в сложном предложении

Диктант «Майские красавицы». Стоит чудесный майский день. Весеннее солнце заливает всю окрестность. Веет тёплый ветерок. На опушке леса у маленькой речушки цветёт черёмуха. Белые цветы покрывают зелёные листочки. Красивы тонкие стволы и ветки душистой черёмухи. С раннего утра до позднего вечера распевают на дереве птицы. Глядишь на цветущую красавицу, радостно становится на сердце. Сохраните эту красоту людям, не ломайте её майских цветов.

Диктант «Весна». С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже весна. Замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. Такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпает под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась и скоро заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат. (68 слов)(По А. Чехову)Новая орфограмма:Безударные гласные в личных окончаниях глаголовПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Сочетания букв ча, ща5. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн6. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова7. Слова с непроизносимыми согласными8. Разделительный мягкий знак9. Гласные и согласные буквы в приставках10. Безударные И-Е в падежных окончаниях существительных11. Раздельное написание предлогов12. Большая буква в начале предложения13. Точка в конце предложения14. Запятая при однородных членах предложения15. Запятая в сложном предложенииСловарные слова: ещё, природа, весело, вместе, воробьи.

Диктант «Газета и журнал». Ранним утром во все дома приходят свежие газеты. Какие новости? Ты смотришь газету. Из неё узнаёшь, что происходит в нашей стране, как живут в других странах. Газета сообщает новости одного дня. Журнал живёт событиями недели, месяца, года. В нём много интересных статей, рассказов, стихов. В нашей стране издаётся много различных газет и журналов. Они выпускаются для взрослых и детей. Какие газеты, журналы читаешь ты?

Диктант «Грибы». Нужно уметь находить грибные места. Каждый вид грибов растёт в особых местах. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Изредка встретишь крепкие боровики. Приятно взять в руки холодноватый гриб. А вот широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы. В сосновом бору увидишь рыжики. В молодом берёзовом лесу сидятгрибы подберёзовики. (63 слова)(По И. Соколову-Микитову)Новая орфограмма:Безударные гласные в личных окончаниях глаголовПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова5. Разделительный мягкий знак6. Гласные и согласные буквы в приставках7. Раздельное написание предлогов8. Правописание слов с двойными согласными9. Большая буква в начале предложения10. Точка в конце предложения11. Запятая при однородных членах предложенияСловарные слова: аккуратно, корзинка.

Диктант «Гималайский медведь». В горных лесах Азии живёт гималайский медведь. Он весь чёрный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазит по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберётся мишка на черёмуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в посёлок, а из пустого внутри ствола медведь вылезает.

Диктант «Грачи». В старой берёзовой роще поселились грачи. У них появились первые птенцы. Грачата с раннего . утра до позднего вечера кричат, просят есть. Целый день родители летают за кормом на поля. Гудят на полях трактора, тащат за собой тяжёлые плуги. За трактором летит целая стая грачей. Грачи садятся на свежую пашню. Они ходят по ней и выбирают разных жучков, червячков, личинок. Много еды в рот наберут и летят к гнёздам. По Д. Горлову.

Диктант «Горячая пора». Нежная молодая зелень покрывает землю. Заалели тюльпаны. Скоро буйно зацветёт сирень. Готовят свой белый наряд вишнёвые сады. Красива земля весной. Но это время доставляет людям не только радость. Садоводы с тревогой следят за погодой. Сильные дожди, холодный ветер или заморозок в разгар цветения наносят урожаю большой урон. Наступает напряжённая пора и для овощеводов. Не уложишь в срок семена в почву — потеряешь часть урожая. Цветоводы в мае рыхлят почву, сеют настурцию, высаживают георгины.

Диктант «Родная земля». Ты едешь по степи. Мелкие овражки пересекают её. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит на пути от Дона до Волги. Остановись, поклонись героям. Это благодаря им ты живёшь и идёшь по цветущей земле.

«Безударные окончания глаголов настоящего времени»

Предложения под диктовку1) Бродит медведь по лесу, ищет себе место для берлоги.2) Роет крот нору под яблоней, строит себе дом с длинными коридорами.3) Щебечут птички радостно, сообщают всем о скором приходе весны.4) Бабушка сначала стирает шерсть, сушит, потом вяжет из неё.5) Кудахчут курицы в курятнике, квохчут, пересказывают друг другу птичьи новости.6) Дует сильный ветер, качает деревья, наклоняет их к земле.7) Витя разгребает листву, очищает волнушки от травы, срезает их.8) Орёл летает над полем, выслеживает добычу.9) Мой папа строит мосты через реку, возводит переправы.10) К зиме заяц переодевается, меняет серую шубку на белую.11) Перед выступлением Даша гладит костюм, чистит туфли.12) Волки бегают по лесу, рыщут, еду себе ищут.13) На зиму хорошая хозяйка солит огурцы, маринует помидоры.14) Дождик барабанит, выстукивает свою мелодию.15) Утром роса умывает кустарники, капает она даже с деревьев.16) Мой брат любит музыку, интересуется эстрадными песнями.17) Мама готовит утку, жарит блинчики с мясом.18) Серёжа старается писать, он учится читать.19) Осенью трава жухнет, желтеет , постепенно чахнет.20) Воет ветер в трубах, завывает и пугает.

Несколько предложений под диктовку1) Машина едет быстро по просёлочной дороге. За ней тянется облако пыли.2) Веет тёплый ветерок. Ходит весна по необъятным просторам родной земли.3) Быстро тает снег в лесу. Вот уже на пригорках выглядывают и первые цветы.4) Митя с корзиной ходит по еловому лесу. Он собирает съедобные грибы.5) Вася не удит рыбу на речке. Он ищет под водой раков, вытаскивает их , а затем бросает в ведро.6) Миша болеет, он бредит. Мама жалеет его, очень беспокоится о нём.7) Летний ветер колышет листья. Деревья разговаривают, шепчутся друг с другом.8) Осенью в лесу пахнет сырой землей. Кора берёз розовеет в лучах заходящего солнца.9) С утра Таня рано поднимается. Она кормит коз в козлятнике и кур в курятнике, носит для всех воду из колодца.10) Вечерняя заря постепенно затухает и гаснет. Вот уже на небе сверкают первые звёздочки.11) Дети готовят подарок папе. Витя лепит из пластилина, а Митя красит цветы на открытке.

«Безударные окончания глаголов и глаголов-исключений

Предложения под диктовку1) Смотрит Вася на часы, торопится, опаздывает в школу.2) Стелет матушка постель, тяжело вздыхает.3) Папа утром бреется, умывается, делает зарядку.4) Рыбак закинет удочку, потом смотрит за поплавком.5) Свет маяка моряки видят в тумане, находят по нему дорогу.6) Мама мажет рану на коленке йодом, а Коля терпит, не стонет.7) Услышит заяц охотника, спрячется под кустом.8) Гонит ветер тучи, предвещает плохую погоду.9) Обидит Костя товарища, а потом жалеет об этом.10) Думает Серёжа о шалости, не слышит уговоров бабушки.11) Сбреет дедушка бороду, сразу же помолодеет.12) Встанет Саша со стула, сделает зарядку, прогонит усталость.13) Увидит водитель пешехода на дороге, остановит машину.14) Поймает рыбак маленькую рубку, подержит её и отпустит.15) Не видит Настя опасности, выезжает на дорогу.16) Успех покорения горы зависит от подготовки альпинистов.17) Смотрят дети по сторонам, держатся за руки , переходят дорогу.18) Света не любит болеть, ненавидит пить горькие лекарства.19) Вертятся стрелки часов, подгоняют Валю ко сну.20) Задержит Ваня нарушителя порядка, заставит его извиниться.

Несколько предложений под диктовку1) Колесо обозрения вращается медленно. Малыш смотрит на Москву, видит её сверху.2) В одной руке Митя держит фонарик. Другой рукой забивает молотком гвоздь.3) Ветер вертит колесо на мельнице. Оно вращает жернова, мелет муку.4) Откроет брат окно после дождя, долго дышит свежим воздухом. Из окна он наблюдает, смотрит по сторонам.5) Вертит почтальон конверт. Он видит стёртые буквы, пытается разобрать адрес.6) Фабрика терпит убытки. Рабочие не верят обещаниям руководителя.7) Забудет ученик стихотворение. Выйдет к доске, смотрит по сторонам, слушает подсказки.8) Сгущается туман к ночи. Путник смотрит по сторонам, не видит перед собой дорогу.9) Мама всматривается в темноту, видит очертания знакомой фигуры сына. Она вслушивается и слышит голос родного человека.10) Вытерпит Елена обвинения. Она вытерпит и все упрёки, но не ответит на них.11) Осмотрит врач больного, назначит лечение. Выпишет ему рецепт, отправит родных за лекарством в аптеку. Диктант «Майский лес». Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Войди в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди других запахов. Слова для справок: торжественно, убранство, наполнен, расцветает.

Диктант «Защитники зелёного друга». Ранним утром по тропинке школьники входят в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днём жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живёт в земле и объедает корни деревьев. Защитите зелёного друга от вредителей!Слово для справки: личинка. Диктант «Ландыш». Наступает поздняя весна. Солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю. Стоит чудесная погода. В воздухе звенят голоса птиц. Радуют сердце яркие краски весенней земли. Пёстрым ковром покрыты холмы. Цветочная роспись украшает тропинки и до-рожки. Ты медленно идёшь от полянки к полянке и видишь всю красу цветов. В тенистом и влажном лесу растёт ландыш. Все мы любим этот нежный цветок с тонким запахом. Приятно смотреть на белые колоколышки. Сохрани эту красоту для людей. Ландыш — редкий подарок весны. Слова для справок: приятно, растёт.

«I и II спряжения глаголов»

Диктант «ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ»Задание: Обозначить окончания в выделенных глаголах. В Японии учат детей писать и правой, и левой рукой. Справа налево пишут ученики арабских стран. В Древней Греции учили писать первую строку справа налево, а вторую наоборот. В одном из районов Индии существует интересный обычай. Ученик пропускает без уважительных причин занятия. Тогда кто-то из членов его семьи приходит вместо него. В Испании с давних времён утвердилось такое правило. Вопросительные и восклицательные знаки ставятся в начале и конце предложения. Это помогает заранее понять цель высказывания. 80 слов, ( «Детская энциклопедия» )

Диктант «ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ»Задание: Обозначить окончания в выделенных глаголах. Вот наступает вечер. Заря пылает пожаром. От деревьев, от кустов, от высоких стогов бегут длинные тени. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огненном море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, где вы ночуете. А между тем наступает ночь. Собаки едва белеют во мраке. Над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Что это? Пожар? Нет, это восходит луна. А внизу уже мелькают огоньки деревни.71 слово. ( По И. Тургеневу )

Любимая газета

Петр Андреевич небеззвестный беребрик открыл глаза: утро в Болдине зачиналось. Это был веснуатый человек любивший опыхах читать газеты. Каждое утро он выпивает привычную чашечку кофспрео. Его сын беззаветно предаый своему делу работает в аилированной фирме, а дочь – в газете «Беспрецентный инцент». Этим утром он сидел на дощатой теае искуно задрапированной гобеленами олоборота, греясь на солнце, и, скпулёзно продергивая иголку, вполсилы подшивал свою маоанскую рубашку, которую носил ыпуск.

Когда Петр Андреевич закончил работу, был уже полдень, и с улицы доносился шум машин. Полуденное солнце готовое поразить каждым своим лучм жжёт невыносимо. Одна надежда на дождь: лишь он может разбудить сковаую жаром природу и разветь сон. Сегодня был тот день, когда почтальон Апоиарий Фаеевич череур смышлеый интрига должен был принести Петру Андреевичу газету. Раздался стук и Петр Андреевич пошел открывать дверь. Почтальн иодлобья смотревший на Петра Андреевича передал ему газету.

Текст диктанта для фестиваля «Живое слово» подготовил Роман Николаев (г. Йошкар-Ола).

«Безударные окончания глаголов будущего времени”

Предложения под диктовку1) Вступит весна в свои права, раскроет почки на ветках, переоденет деревья, встретит птиц.2) Скоро мой друг познакомит меня со своей собакой.3) Зина закажет торт, а потом украсит зал к празднику.4) Перед поездкой папа всегда присядет на дорогу, потом встанет и выйдет из дома.5) Учительница выслушает всех, проверит факты, сопоставит их.6) Прокукарекает петух на заре, разбудит, поднимет всю округу.7) Покупатель заплатит деньги в кассу, получит товар по чеку.8) Осенью родители выроют картошку, сложат её в мешки.9) Оля дома подумает, а потом переставит кровать к окну.10) Серёжа спустится на первый этаж, обнаружит письмо в почтовом ящике, затем вскроет конверт.11) Заплачет малыш в комнате, перебудит всех жильцов.12) Прослушает Гена мелодию, сразу же попытается подобрать её.13) Служка задует свечи в храме, вытрет пол, закроет храм.14) Накинет Лена щенку ошейник, захватит с собой поводок, выведет его на прогулку.15) Выпустит Алиса шарик из рук, а потом заплачет, разрыдается.16) Обработает врач рану, перебинтует, а потом отпустит больного.17) Потянет Ваня маму за рукав, топнет ногой, замашет руками.18) Напилит Гена дров, затопит печь, согреет дом.19) Мама снимет бельё с верёвки, сложит его, а потом погладит.20) Грянет гром, но наш щенок в будке не вымокнет.

Несколько предложений под диктовку1) Перед приходом гостей мама покроет стол скатертью. Затем расставит тарелки, разложит приборы, только потом поставит угощенья на стол.2) Зина остудит горячую кашу. Лишь затем накормит ей котят.3) Сядет шершень рядом с осой. Схватит её, сильно сдавит, не выпустит из своих лап.4) Мастер сначала заштукатурит неровности стены, потом зашкурит её. Только затем покрасит стену грунтовкой.5) Перед посадкой деревьев папа сначала наметит, подготовит места ям. Потом выкопает ямы, посадит в них весной яблони и груши.6) Достанет мама кусок ткани. Разложит выкройку, приколет её булавками и вырежет.7) Компьютерный вирус уничтожит информацию. Мастер быстро восстановит программу.8) Врач поднимется на нужный этаж на лифте. После этого осмотрит больного, назначит лечение.9) Строители получат задание, надстроят этаж у старого дома. Потом в дом заедут новые жильцы.10) Учитель вызовет Диму к доске. Дима ответит на отлично урок, сядет за свою парту.11) Прослушает Андрей задание в школе. Дома будет стараться его узнать у друзей.

«Безударные гласные в личных окончаниях глаголов»

Диктант 1.1. Слышно, плещет лишь волна, и колышет повиликой тихо веющий эфир. ( А. Пушкин) 2. Сыпет, сыпет метель, как вчера, на дорогу. ( К. Симонов) 3. Дремлют хаты, гаснет день. ( М. Исаковский) 4. Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лёд. Тает бабка снеговая и ручьями слёзы льёт. ( Г. Ладонщиков) 5. Мы едем, едем, едем в далёкие края. ( С. Михалков),6. Сердце матери лучше солнца греет. 7. Ласточка день начинает, а соловей кончает. ( Пословица)

Диктант 2. Лётчик водит самолёты —Это очень хорошо. Повар делает компоты —Это тоже хорошо. ( С. Михалков)

Диктант 3. Она лежит, не плачет,Глаза от света прячет. Чтоб она у нас спала,Снимем лампу со стола.

Диктант 4. Отворяет двери намВера Николаевна. Знает всех по именамВера Николаевна. ( А. Барто)

Диктант «Русак». Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение. Заяц-русак жил зимой подле деревни. Наступила ночь. Он поднял одно ухо, послушал, поводил уса-Глаголми, понюхал и сел на задние лапы. Заяц огляделся. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар. Сквозь этот пар виднелись большие яркие звёзды. По Л. Толстому.

Диктант «Стальная птица». Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение. Около речки стеной стоял густой лес. В лесу было много малины, грибов. В зелени кустов прятались ежи и зайцы. Наступил вечер. От реки тянул свежий ветер. В красных лучах солнца кружилась мошкара. На верхушке ели разместились птицы. Но вот раздался гул. Около облака сверкнула точка. Это был аэроплан. С весёлым рокотом он пролетел над лесом. По А. Гайдару.

Диктант «Буран». Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение. Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Всё слилось, смешалось. Начался буран. Снежная пыль больно слепила глаза. Буран свистел, стонал, ревел, душил всё живое. Глубокие овраги превратились в высокие бугры. Но вот ветер утих. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли в волнистых снегах. По С. Аксакову.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь