Словарный диктант – это один из популярных видов текущего контроля учащихся, состоящий из отдельных слов или словосочетаний, которые могут быть как сгруппированы тематически, так и не сгруппированы по определенной теме.
- Значение словарного диктанта в обучении
- Готовые работы на аналогичную тему
- Характеристика основных видов словарного диктанта
- Как проводить диктанты на уроках?
- Виды диктантов
- Объяснительный диктант
- Словарный диктант
- Выборочный диктант
- Контрольный диктант
- Способы исправления ошибок в диктантах
- Как проводить контрольное списывание?
- Виды контрольного списывания
- Как проводить изложение?
- Как проводить сочинение?
- Как оценивать сочинение?
- Как проводить тесты на уроке?
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников
- Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему
- Другие материалы
- Автор материала
- Подарочные сертификаты
- Словарные диктанты повышают грамотность и увеличивают словарный запас ученика.
- Буквы
- Задания
- Проверка
- Самопроверка
- Тетрадь
- Отметка
- Результат на уроке
Значение словарного диктанта в обучении
Роль словарного диктанта в обучении очень велика. Это связано с тем, что в настоящее время одной из основных задач, стоящих перед педагогами школы является формирование у учащихся орфографической грамотности. Значимость данных задач обусловлена:
Основным и специально разработанным для совершенствования орфографической грамотности способом являются диктанты.
Диктант – это одно из наиболее часто используемых и эффективных упражнений, суть которого состоит в том, что учащийся письменно воспроизводит воспринятый на слух или зрительно текст (слова, словосочетания), читаемый педагогом.
Главной целью диктанта является формирование у учащихся пунктуационной и орфографической зоркости.
Навык видеть и воспринимать орфограммы на слух или зрительно, развивается у учащихся в результате длительных тренировок. Основным приемом данных тренировок и является словарный диктант. Педагог на свое усмотрение может подбирать разные виды диктантов, в зависимости от поставленной цели урока и изучаемой темы.
Планомерное и систематическое проведение разных видов словарного диктанта оказывает положительное влияние на перерастание у учащихся знаний и умений в области пунктуации и орфографии в долговременные и прочные навыки, способные обеспечить грамотную письменную речь.
Готовые работы на аналогичную тему
По содержанию словарный диктант может состоять из словосочетаний или отдельных слов, которые могут относиться к конкретной теме, которую учащиеся недавно изучали, и быть направлены на закрепление определенных правил. Одной из особенностей словарного диктанта является то, что в процессе работы над написанием слов или словосочетаний внимание учащихся концентрируется на конкретной орфограмме. Используемый в словарном диктанте языковой материал в дальнейшем может быть использован для составления предложений или небольших связных текстов.
Время проведения словарного диктанта рекомендовано ограничить 5-10 минутами.
Характеристика основных видов словарного диктанта
В настоящее время в педагогической практике различают следующие виды диктантов:
Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.
Проверочные работы являются ключевым способом определения качества усвоения школьниками учебного материала. Они дают возможность выявить пробелы в знаниях и вовремя их устранить. Существуют разные виды проверочных работ, и каждая из них имеет свою методику проведения. Разберем подробнее на примерах уроков русского языка.
При обучении русскому языку практикуются устные и письменные формы проверки и оценки знаний. К ним относятся:
В методической литературе четко указано предназначение, способ проведения и порядок оценивания каждого вида проверочных работ.
Как проводить диктанты на уроках?
Главный вид проверочных работ на уроках русского языка —диктант. Он используется для проверки орфографии и пунктуации школьников. Диктант может проводиться в течение всего урока или использоваться как отдельное упражнение на любом этапе занятия.
Виды диктантов
Каждый вид диктанта имеет свой порядок проведения и проверки.
Объяснительный диктант
Цель объяснительного диктанта заключается в проверке умений ученика увидеть имеющиеся в предложении орфограммы. Это развивает орфографическую зоркость и позволяет выработать устойчивый навык использования определенного правила. Порядок проведения следующий.
При проверке учитываются ошибки, допущенные во всем тексте или только ошибки, которые встречаются в словах с изучаемой орфограммой.
Есть и другие варианты проведения объяснительного диктанта.
Можно сочетать его с предупредительным диктантом. В этом случае орфограммы в первом предложении объясняет сам учитель перед тем, как приступить к его диктовке. Во втором и третьем предложении такое объяснение выполняют отдельные ученики. Остальной текст диктуется с объяснением орфограмм после того, как предложение будет записано.
Наиболее сложный вариант подразумевает умение находить в тексте сразу несколько орфограмм и классифицировать их. У учеников должны быть карточки с номерами и описанием каждой орфограммы. После записи предложения, дети ищут слова с орфограммами и проставляют соответствующие числа.
При оценивании объяснительного диктанта необходимо учитывать была ли допущена ошибка в слове с орфограммой и, если была, исправил ли ее ученик самостоятельно.
Словарный диктант
Этот вид диктанта используется для проверки умения правильно писать слова с непроверяемым написанием. Такие слова дети должны заучивать наизусть. Учитель последовательно диктует, проговаривая слова внятно и в соответствии с нормами произношения, а ученики записывают.
Можно вместо диктовки использовать картинки. В таком случае учитель показывает изображение, а дети самостоятельно записывают его название.
Проверке подлежат все записанные слова.
Выборочный диктант
Выборочный диктант помогает проверить степень отработки написания слов на изучаемое правило. Дети должны уметь на слух определять слова, в которых есть нужная орфограмма. Этот диктант проводится в таком порядке.
При проведении выборочного диктанта можно пригласить 1 – 2 учеников, которые будут записывать слова на тыльной стороне доски. По окончании их записи открываются и проверяются со всем классом. При этом каждый сверяет свою работу с правильным образцом. Осуществляя оценивание, нужно учитывать количество выписанных слов и правильность их написания.
Контрольный диктант
Контрольный диктант проводится в конце изучения темы или как итоговая проверочная работа. Его цель выявить уровень навыков правописания Тексты для контрольных диктантов включают слова с разными орфограммами.
Методика проведения следующая.
При проверке учитываются все допущенные ошибки (кроме тех, что относятся к правилам, которые еще не изучали) и оформление работы. Нормы оценивания и количество слов в тексте для каждого класса четко регламентированы.
Способы исправления ошибок в диктантах
Проверяя диктанты можно использовать разные способы исправления ошибок.
На следующий урок после проведения контрольного диктанта проводится анализ ошибок.
Как проводить контрольное списывание?
Контрольное списывание позволяет выявить уровень развития навыков самодиктовки и самопроверки, умения детей каллиграфически правильно оформлять письменную работу. Такой вид работы занимает только часть урока, время четко регламентируется. Для проведения списывания подбирается текст с указанным объемом слов. Он должен быть напечатан на индивидуальных карточках, которые раздаются каждому ученику.
Необходимо соблюдать такую последовательность.
Проверка контрольного списывания предполагает выставление двух отметок: за грамотность и за оформление.
Виды контрольного списывания
Можно использовать разные виды такой проверочной работы:
После списывания может быть предложено грамматическое задание, которое следует оценивать отдельно.
Как проводить изложение?
Изложение проводится для проверки уровня навыков письменной речи, умения передавать содержание текста без искажения его содержания и орфографически правильно его записывать. Для изложения необходимо выбирать текст повествовательного характера с понятным для учеников сюжетом. Размер текста регламентируется.
Сначала учитель читает текст для ознакомления детей с его содержанием. После каждой части текста делается пауза, чтобы им легче было следить за сюжетной линией рассказа.
Далее задаются вопросы по содержанию текста. Необходимо выяснить насколько хорошо ученики его поняли. Можно попросить назвать главную мысль произведения, его главных героев, оценить их поступки и т.д.
Затем учитель читает текст повторно, указав задание, что нужно определить из каких частей он состоит. Вместе с детьми выделяется каждая часть, обсуждается ее краткое содержание и выбирается заглавие. По ходу этой работы составляется план текста. Он должен быть записан на доске и в тетрадях.
Учителю заранее нужно выбрать из текста слова, написание которых вызовет у школьников трудности. Во время словарной работы он обращает внимание детей на такие слова и записывает их на доске. Можно повторить некоторые правила орфографии, которые ученики будут использовать во время написания изложения.
С опорой на составленный план дети устно пересказывают отдельные фрагменты текста и выбирают опорные слова, которые записывают на доске. По окончании 1 – 2 ученика пересказывают весь текст с начала, а все остальные под руководством учителя анализируют устный пересказ, исправляют недостатки, уточняют отдельные моменты.
После этого учитель читает текст третий раз. Дети слушают и запоминают. Затем они приступают к самостоятельному изложению содержания текста, ориентируясь при этом на его план и опорные слова. Закончив работу, ученики выполняют самопроверку.
При оценивании изложения необходимо учитывать полноту и соблюдение последовательности отражения событий в тексте. Также обращается внимание на речевое оформление, правильность построения предложений, употребления слов и их грамматических форм. И третий аспект — орфографические и пунктуационные ошибки. Он оценивается отдельным баллом.
Как проводить сочинение?
Сочинение — наиболее сложная проверочная работа, которая дает возможность определить уровень коммуникативных умений, языковых навыков и орфографической грамотности. Проведение такой работы имеет свою специфику и состоит из следующих этапов.
Как оценивать сочинение?
Оценивание сочинения осуществляется по нескольким критериям:
Сочинение оценивается двумя отметками. На следующий урок после проверки нужно зачитать лучшие сочинения в классе и проанализировать допущенные в других работах ошибки. Как правило, обсуждается содержательная часть сочинения, а работа над орфографическими ошибками проводится самостоятельно.
Как проводить тесты на уроке?
Тесты могут содержать различные типы вопросов:
Чаще всего тест выполняются непосредственно на карточке с вопросами. Задания в тетрадь не переписываются. Поэтому выполнение тестов занимает мало времени по сравнению с другими видами проверочных работ. Это позволяет проводить их довольно часто на любом этапе урока.
Для каждого типа заданий (в зависимости от его сложности) устанавливаются четкие критерии оценивания. Благодаря этому очень удобно проводить компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом баллов При этом ученик видит свою отметку сразу же по окончании теста. Компьютерные тесты удобно использовать для индивидуальной проверки знаний школьников, поскольку учителю не нужно отвлекаться на их проведение и оценивание.
В каждом классе четко определен перечень и количество обязательных проверочных работ по основным школьным предметам. Учитель может дополнительно проводить промежуточные проверки, чтобы своевременно корректировать и устранять пробелы в знаниях школьников, приучать детей к выполнению подобных работ.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему
5 593 317 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Другие материалы
Настоящий материал опубликован пользователем Перевертова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Автор материала
Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов
Время чтения: 3 минуты
В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Приемная кампания в вузах начнется 20 июня
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.
1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)
2. Творческие диктанты с заменами
3. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.
4. Творческий диктант с комбинированной подготовкой
Самодиктант или письмо по памяти
Методика проведения словарного диктанта
Одна из главных причин отставания детей по русскому языку, на мой взгляд,- это неразвитая орфографическая зоркость.
Прослушайте диктант и запишите под диктовку предложения.
За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий пруд. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (33слова).
Вот сад. На деревьях весят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник. Он вынес ведро душистых слив. Стал угощать ребят. Стыдно Илье. (32 слова)
Весна идет. Стоят теплые деньки. Потекли веселые ручейки. Вода залила тропинки. Вот цветы. А над ними летают пчелки и шмели. На деревьях появились зеленые листочки. Весело кричат скворцы. Показались первые журавли.
Выборочный диктант: спишите из ряда слов глаголы и подчеркните в них все орфограммы.
Рисует, жук, пишет, белый, дуб, рассориться, живет, речной, бежать, дома, верный, содержание, привез, пыхтит, папа, паровоз, побежал, сильный, лишний, решили.
Прочитайте диктант, выделите орфограммы, подберите проверочные слова. Спишите текст.
Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры. Мы живем в селе. В нашей избе стоит печка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова.
На лесной опушке стоит молодая березка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко!
Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы.
3. Самодиктанты (списывание).
Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с орфограммами, подберите к ним правило и проверочное слово. Спишите внимательно текст. Проверьте.
Павлик и Юра – братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку. (38 слов).
4. Словарный диктант
Назови одним словом и подчеркни орфограмму:
Лиственное дерево с белой корой (береза);
Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый (герой);
Место за городом, где останавливаются или временно живут (дача);
Еда утром, до обеда (завтрак);
Прием пищи в середине дня (обед);
Участок земли, где устроены грядки с овощами (огород);
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус);
Овощ с продолговатым зеленым плодом (огурец);
Помещение, в котором производится торговля (рынок);
Сторона света, противоположная востоку (запад);
Пространство, разделяющее два пункта (расстояние);
Растение семейства бобовых, а так же его круглые семена, зерна (горох);
Пожелание при прощании (до свидания);
Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе (орех);
2014 год. Вижу, как дети готовятся к словарным диктантам и решаю изменить эту подготовку. Не могу смотреть, как слова бездумно вбиваются в голову на один урок.
Словарные диктанты повышают грамотность и увеличивают словарный запас ученика.
При систематическом использовании на уроке словарный диктант превращается из формы контроля в мощный инструмент обучения.
Использую его на каждом уроке.
Буквы
Скажите ученикам, чтобы к следующему уроку выучили слова, начинающиеся на определённые буквы. Это легче выполнить, чем абстрактное “подготовьтесь к словарному диктанту”.
Задания
Используйте выбранные слова для выполнения задания.
Будущее, коллективный, удивительный, чувствовать, доброжелательный.
Проверка
Упростите себе жизнь. Проверять словарные диктанты легче, если слова написаны столбиком. Купите блоки для тетради с кольцами, разрежьте листы на две части. Проверять такие работы проще и быстрее.
Самопроверка
Написали диктант, открыли словарь, взяли ручку другого цвета и сами у себя нашли ошибки. Детям нравится играть роль учителя. Они с удовольствием сверяются со словарём, ещё раз проверяя написание слова. Ставят себе отметки.
3-5 ошибок – это 3. А больше 5 – это уже неудовлетворительно. Советую дома 5 раз написать слова, в которых допустили ошибку.
Тетрадь
Используйте рабочую тетрадь, чтобы диктанты не терялись, а дети делали работу над ошибками. Удобнее всего проводить такие диктанты перед сдачей тетрадей на проверку.
Отметка
Заранее предупреждайте о количестве слов, об условиях проверки, пойдёт ли отметка в журнал. Если ребёнок знает условия “игры” он чувствует себя комфортно и берёт ответственность только на себя.
Никаких больше “Она дала нам 20 слов! И за три ошибки уже 3 ставила! А всегда не больше семи слов писали!”
Результат на уроке
Лучше всего словарный диктант работает, когда результат работы дети видят на уроке.
Если вы собрали тетради или листочки, выведите на экран или электронную доску слова. Можно написать на крыле доски или озвучить правильное написание.
Мои ученики словарных диктантов не боялись. А я рада была видеть, как они справляются с написанием сложных слов и получают удовольствие от работы на уроке.
О КОЛИЧЕСТВЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ,
НОРМАХ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЯЗИ С ВЕДЕНИЕМ ФГОС НОО
2. Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
3. Положение призвано:
Ø обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по учебному плану;
Ø поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса.
Количество контрольных работ в начальной школе:
9/ один раз в месяц
Административный контрольный тест (годовой) – 1ч.
Норма чтения в минуту
Выставка работ (годовая)
Отчётный концерт (годовая) -1ч.
В 4 четверти в 1, 2, 3, 4 классах по русскому и математике административные годовые контрольные работы проводятся на второй недели мая. (административных контрольных работ 1 за год по русскому языку и математике).
Данные работы указанные в таблице прописывать как контрольные в календарно- тематическом планировании, все остальные прописывать как проверочные или самостоятельные.
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров:
норма: 2 кл. -15 примеров
3 кл. – 20 примеров
4 кл. – 28 примеров
Работа, состоящая из задач:
норма: 2 кл.- 3 – 4 задачи
3 кл. – 4 – 5 задач
4 кл. – 5 – 6 задач
Комбинированная работа :
Контрольный математический диктант :
Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
Не решенная до конца задача или пример Невыполненное задание.
Нерациональный прием вычислений.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. Неверно сформулированный ответ задачи.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков). Недоведение до конца преобразований.
Проверочная и самостоятельная работа
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.
Самостоятельная работа должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут), может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока и предусматривает помощь учителя.
Цель работы: закрепление знаний; углубление знаний;
проверка домашнего задания.
Перед началом работы учитель должен сообщить детям:
1. цель задания;
2. время, отведенное на задания;
3. в какой форме оно должно быть выполнено;
4. как оформить результат;
Ø задания должны быть одного уровня для всего класса;
Ø оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления;
Оценка письменных работ по русскому языку
– недочет (2 недочета = 1 ошибка
Контрольное списывание (плюс 10 слов к норме контрольного диктанта)
Допустимое количество ошибок
Один недочет графического характера.
1 – 2 исправления
Объем текстов для изложения должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Во 2-4 классах работа по развитию речи оценивается только двумя отметками: одна – за содержание, вторая – за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.
Оценеа техники чтения
В начальной школе один раз в полугодие проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.)
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1-й класс. Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс. Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс. Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
Коллеги, безуспешно ищу в программах и документах информацию о словарных диктантах в разных класса. как часто их надо проводить? поможете. Меня интересует документ, где об этом говорится. Про сочинения и изложения я знаю все из нормативных документов, а про словарные диктанты не могу найти. Спасибо
А может нет таких нормативов? Учитель сам прописывает это в рабочей программе.
Такие нормативы есть. они прописаны в программе, либо в инструктивно – методическом письме. Например, для 2 класса по программе РК нормы письменных работ выглядят так: Письменная работа 1 2 3 4 Сл. диктант 2 2 3 3 Контрольн. Диктант 2 2 3 3 Списывание 1 1 2 2 Обучающее изложение 1 1 2 2 Обуч. сочинение-миниатюра 1 1 2 2