Арктура под диктовку

Арктура под диктовку Экодиктант

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном. ( Фи! Этот запах никогда не встречается в природе). Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но пёс все-таки сдерживался.

Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака. В течение нескольких лет он изучал все запахи города и теперь прекрасно ориентировался. Ах, каких только не было запахов! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

Это был удивительный пес.

1. Синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор: Чувство его к своему хозяину было необыкновенным.


Арктура под диктовку

Синтаксический разбор: В течение нескольких лет он изучал все запахи города и теперь прекрасно ориентировался.


Арктура под диктовку

2. Обозначьте грамматические основы в сложном предложении.


Арктура под диктовку

3. Частицы заключите в прямоугольник, укажите разряд.


Арктура под диктовку

Ни – отрицательная.

Не – отрицательная.

Бы – формообразующая.

Всё-таки – усилительная.

Близилась буря. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим. Запоздалый рыбак, убегая от бури, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту. Парус мелькал, исчезая и появляясь вновь. Лодка с трудом побеждала волны, медленно приближаясь к острову.

В гребнях бешеных валов, лодка, словно плавающая птица, выждав прибоя, повернулась на самом гребне волны, и вдруг опустила парус. Прибоем ее кинуло вперед, и она скользнула дном по щебню в маленькой бухте.

А часовой на стене, повернувшись спиной к ветру, читал про себя молитву, прислушиваюсь к адскому грохоту моря и неистовому свисту ветра. По временам шквал, пролетев целиком через волнолом, ударял в самую стену форта. Тогда волны кидались на остров, далеко отбрасывая брызги через низкие стены.

Утром солнце опять взошло в ясной синеве. Море, успокоившись, колебалось, будто стыдясь своего ночного разгула. Тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами, небольшой пароход курсировал вдоль берега, расстилая по волнам длинный хвост бурого дыма. Сверкающие волны загадочно смеялись, набегая на берег и звонко разбиваясь о камни.


Арктура под диктовку

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Теплое»

Тепло-Огаревского района Тульской области

по русскому языку

Демина Виктория Олеговна

учитель высшей квалификационной категории

2014-2015 учебный год

Входной  контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Шел Васютка по тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди. Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы — и получится тропинка. Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем. На самой вершине старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку.        На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка. Вдруг впереди Васютки что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую черную птицу. (116 ел. ) (В. Астафьев. )

1. Озаглавьте текст. 2. Обозначьте 5 различных орфограмм и условия их выбора. 3. Сделайте синтаксический разбор предложений. (по вариантам) . 4. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Когда впервые слушаешь увертюру этой оперы, кипучая, стремительная музыка сразу увлекает. Она начинается энергично, ликующе. Это настроение праздника, в котором участвует множество людей.

Потом появляется мягкая, проникновенная мелодия виолончелей. Мы услышим её в арии Руслана.

На пути Руслана встречаются неожиданные препятствия. Мы узнаём об опасности по таинственным, напряжённым созвучиям, характеризующим в опере Черномора. Потом возникают тихие, таинственные перезвоны колокольчиков. Чередуются необычные, какие-то прозрачные созвучия. Сады Черномора  – это заколдованное царство, где всё застыло, подчинилось власти злого колдуна. И снова прежняя колючая мелодия. Шествие Черномора, окружённого свитой покорных рабов, продолжается.

В конце звучит музыка торжествующей радостью. Черномор побежден. В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство. (120 слов.)

Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»

Петька  и  Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем  и  тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.      Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль  и  ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И  ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно – розовыми облачками.      Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

1 вариант –

2 вариант –

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.

Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.

Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.

От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. ( По Л Баркову.) (100 сл.)

– не торопясь

Контрольный диктант №5 по теме «Наречие»

Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.

От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

Пароход все приближался и приближался.

На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.

1. Подчеркните наречия как члены предложения.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 вариант – 2-е предложение;

2 вариант – 1 -е предложение.

3. Разберите два наречия как часть речи.

4. Озаглавьте текст.

Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»

КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ

Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнувбелыми сгибами крыла, скрылся за кустами.

Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,либо убежать.

Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишьстолько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.

Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.

Задание выполняется по вариантам: 1 вариант – первая половина текста, 2 вариант – вторая.

Контрольный диктант №7 по теме « Предлог. Союз»

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают их в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать также быстро скрывает его в теплом гнездышке на своем животе.

Контрольный диктант №8 по теме « Служебные части речи»

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном – запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь  лаем. Но все- таки сдерживался.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собакаПостепенно он изучил все запахи города и прекрасно  А каких только не было ! Но,  где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

пес.  (127 слов)

Итоговый контрольный диктант №9

2. Сделайте фонетический разбор слов: 1 вариант –              3. Разберите слова по составу: 1 вариант – выбрался, пораженный, созвездий; 2 вариант – затаился, неуловимые, высоко

Изложение                       2 четверть.

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках- о собственных родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается ,делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда во дворе все раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что же делать с такой бабушкой? И стыдно потом бывает за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что надо делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Она- то сколько прощает тебе? Терпеть- это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей.  Нет, не за то, что «она тебе жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость- довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у нее позади- забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты-  ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная  тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть- ворча  вспоминать пошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все- таки попытайся.

(По И. Медведевой) (217 слов)

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёй за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обеда­ли молча и даже как будто насуплено, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учеб­ники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается – так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу. (225 слов) (По К. И. Чуковскому)

Задания           1. Озаглавьте текст.         2.     Ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»

В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.

Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.

В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны – отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их. (152 слова) (По В. Ф. Тендрякову)

Задания  1.   Озаглавьте текст.  2.  Расскажите об одном из уголков своего родного города.

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».

Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

Страшного увидел я «парикмахера».

Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.

Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.

«Это тебе подарок! – кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. – Тузик звать!»

Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок – Тузик – наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.

(202 слова) (По Ю. И. Ковалю)

2.      Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Рас­скажите об одной из них.

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе по итогам 1 четверти

«Аленушка» В. П. Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца девятнадцатого века. Картина написана на сюжет народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Образ одинокой и нежной  девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность.

В русском изобразительном искусстве немного произведений, где так поэтично показано слияние человека с природой. Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. В молчании застыла елочка, водная гладь тоже неподвижна. Грустная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.

Аленушка прибежала в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, уселась на камень, опустила головку и загрустила. Вся природа, окружающая героиню, тоже грустит вместе с ней.

1.        Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните пунктуацию, составьте схему (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца);

2.        Выпишите из текста слова и обозначьте орфограммы в приставке, суффиксе, корне, окончании (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)

•        Запишите, какие картины известного художника В. П. Васнецова вы знаете?

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 2 четверти)

Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполнявший все странными видениями. Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.

Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след и пробрался к воде. Туман еще не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса, расправленные ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их. Воздушный напор усилился, рассеялся и вылился по реям в легкие алые формы. Все было белым, кроме парусов.

Охотник, смотревший с берега, удивленно протирал глаза, пораженный чудом. Паруса были алые.

1.        В тексте найдите все причастия, определите действительные или страдательные, а также укажите время

2.        Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – 2 предложение 1 абзаца, 2 вариант – 3 предложение 2 абзаца, составьте схему

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 3 четверти)

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны многие его изобретения. Это первый в России телеграф, экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек никогда не постигнет сложность часового механизма.

Любовь к часам, выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась в течение всей жизни. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Также поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались позолоченные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрывали дарование мастера, являя собой чудо русской техники.

2.        Выполните морфемный разбор: 1 вариант –  действительное причастие; 2 вариант – страдательное причастие

3.        Выделите в тексте: 1 вариант –   деепричастный оборот; 2 вариант –  причастный оборот

4.        Выделите в тексте по 2 наречия, предлога (в том числе и производный), союза. Произведите морфологический разбор одного наречия

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам года)

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются  трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.

Растения  и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

2.        Определите стиль и тип речи текста;

3.        Обозначьте все союзы и предлоги (1 вариант – в 1 абзаце; 2 вариант – во 2 абзаце);

4.        Произведите морфологический разбор одного союза и одного предлога (1 вариант – из 1 абзаца; 2 вариант – из 2 абзаца).

Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц.

Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и на¬чинала кружить над ними.

Она очень страшно стрекотала.

Перепуганные утята убегали и прятались в траве.

Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза сади¬лась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.

После этого утята уже целый день не подхо¬дили к тарелке.

Они боялись, что стрекоза прилетит опять.

Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.

1. В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.

2. Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное.   Ответ:        ___________

3. Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.

4. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.                                                                         Ответ:____________________________

5. Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное.                     Ответ:____________________________

6. Из предложения 7 выпишите слово с приставкой.                                                                                      Ответ:        ___________________________

7. Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4).                         Ответ:        ____________________________

8. Напишите, простым или сложным является предложение 7.                                                               Ответ: ______________________________

Оцените статью
Экодиктант - Помощь