Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Предлагаемое учебное пособие по сольфеджио предназначено для учащихся
II—IV курсов теоретического, дирижерско-хорового, фортепианного и струнного
отделений музыкальных училищ.
Главная задача, которая стоит перед преподавателями-сольфеджистами, заключается
и том, чтобы развить у учащихся аналитическое слуховое мышление. Для решения
этой задачи необходима тщательная методическая разработка гармонического
сольфеджио — одного из важнейших разделов курса, который изучается параллельно
с гармонией. Гармоническое сольфеджио включает три вида работы:
1) интонационные упражнения;
2) гармонический слуховой анализ;
3) гармонический четырехголосный диктант.
Нотные образцы, помещенные в сборнике, могут быть использованы в качестве
материала для всех трех перечисленных видов работы.
Интонационные упражнения предназначены для того, чтобы выработать у учащихся
ощущение фонизма аккордов, линеарного движения голосов и интервальных
звуковысотных соотношений, составляющих основу каждого аккорда. Для развития
навыков точного интонирования полезно применять разные формы интонационных
упражнений, например, пение линии каждого голоса, попеременное пение голосов
аккорда одним, двумя, тремя или четырьмя учащимися, а также пение всех
четырех голосов одновременно четырьмя учащимися или четырехголосным хором.
Научившись точно интонировать, учащиеся перед пением каждого аккорда заранее
слышат («предслышат») его правильное звучание. Интонационные упражнения
поются с листа или с предварительным анализом по нотному тексту, цифровке
или по диктовке педагога.
Слуховой анализ — одна из основных форм работы в гармоническом сольфеджио.
Необходимо приучить учащихся к правильному методу запоминания музыкального
построения (от общего к частному). Учащийся должен научиться определять
музыкальную форму, виды каденций, гармонические обороты, тональный план.
За общим разбором следует анализ всего построения с подробным перечислением
аккордов по порядку и указанием всех особенностей: мелодического положения,
расположения, гармонического и мелодического способов соединения, наличия
или отсутствия скачков. Важно, чтобы учащиеся свободно овладели всеми
видами упражнений. Они должны научиться не только рассказывать об услышанном,
но и петь по порядку все голоса, повторять последовательности на фортепиано,
исполнять их четырехголосным хором или петь один и одновременно играть
другие голоса.
Третья форма работы — гармонический четырехголосный диктант — тесно связана
с гармоническим слуховым анализом. Диктанты такого типа пишутся не на
каждом уроке, но достаточно часто, так как они развивают гармонический
слух; учащиеся привыкают к ощущению гармонической вертикали, постигают
особенности соотношения горизонтали и вертикали и применяют свои теоретические
знания, полученные о курсе гармонии.
Формы записи четырехголосных диктантов могут быть различными: запись всех
четырех голосов, двух голосов (например, баса и сопрано или тенора н альта).
Различными могут быть и способы диктовки. Кроме проигрывания диктанта
на фортепиано, можно предложить следующий способ: четырем учащимся раздаются
партии отдельных голосов, и они, не произнося названий нот, поют (вокализируют)
четырехголосную последовательность, после чего всем учащимся, в том числе
и исполнителям, предлагается сделать целостную запись диктанта. Для развития
тембрового слуха весьма полезен такой способ диктовки, при котором используется
не только фортепиано, но и какой-либо другой инструмент. Например, один
из учащихся-оркестрантов исполняет верхний, нижний или один из средних
голосов на своем инструменте, а остальные три голоса педагог играет на
фортепиано.
Из-за временных ограничений на каждом уроке возможно практиковать, как
правило, только две формы работы по гармоническому сольфеджио: интонационные
упражнения и слуховой анализ или интонационные упражнения и гармонический
диктант.
Примеры из музыкальной литературы, помещенные в сборнике, можно использовать
для гармонического диктанта и слухового анализа. Эти примеры подходят
и для целостного слухового анализа. Понятие «целостный слуховой анализ»
весьма объемно и включает следующие формы Заданий: 1) запись гармонической
схемы музыкального построения; 2) определение музыкальной формы, видов
каденций; 3) перечисление наиболее характерных для данного композитора
приемов гармонического письма и т. д. Целостный слуховой анализ является
одной из труднейших форм работы и требует от учащихся серьезных знаний
в области гармонии, анализа, музыкальной литературы, поэтому наилучших
результатов можно достигнуть лишь на старших курсах. Но подготовку к целостному
слуховому анализу необходимо начинать как можно раньше. Для того чтобы
учащиеся могли сделать даже простейшие обобщения, педагогу необходимо
ставить перед ними вопросы следующего типа: каковы особенности каденций,
фактуры, метроритмики у композиторов разных школ? В дальнейшем круг вопросов
можно расширить, но лишь в том случае, если учащиеся свободно и самостоятельно
научились отвечать на самые простые из них. Целостным слуховым анализом
можно заниматься с учащимися теоретического, дирижерско-хорового, фортепианного
отделений, а также с учащимися других специальностей, если они имеют достаточный
уровень развития.
Сборник «Гармонические диктанты» состоит из двух частей. В первую часть
вошли построения, специально сочиненные автором. Во вторую часть включены
примеры из музыкальной литературы. Каждая часть имеет по два больших раздела:
I — «Диатоника», II — «Хроматика». Разделы, в свою очередь, состоят из
нескольких глав. Порядок следования тем соответствует строению курса гармонии,
Почти все примеры в сборнике имеют форму периода или построений типа периода
и гармоническую четырехголосную фактуру. В последних разделах, гомофонно-гармоническая
фактура усложнена введением полифонии.
Сборник «Гармонические диктанты» рассчитан на широкое применение в практической
работе по сольфеджио.
Часть первая ИНСТРУКТИВНЫЕ ДИКТАНТЫ
Раздел I. Диатоника
1. Главные трезвучия, их обращения, кодансовый кварт-секстаккорд
2. Доминаитсептаккорд и его обращения
3. Побочные трезвучия и их обращения
4. Септаккорды II и VII ступеней и их обращения. Доминантнонаккорд Доминанта
с секстой. Секстаккорд VII ступени
б. Фригийские обороты в сопрано, басу и средних голосах
6. Побочные септаккорды и их обращения. Диатонические секвенции
Раздел II. Хроматика
1. Аккорды двойной доминанты (альтерированной субдоминанты)
2. Отклонения в тональности диатонического родства
3. Модуляция в тональности диатонического родства
а) Модуляции в тональности доминантовой группы
б) Модуляции в тональности субдоминантовой группы
4. Модуляции в тональности недиатонического родства
а) Постепенные модуляции
б) Энгармонические модуляции через малый мажорный и уменьшенный септаккорды
в) Модуляции через аккорды и тональности мажоро-минора
Часть вторая ДИКТАНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел I. Диатоника
1. Главные трезвучия, их обращения, кадансовый квартсекстаккорд
2. Доминантсептаккорд и его обращения
3. Побочные трезвучия и их обращения
4. Септаккорды II и VII ступеней и их обращения Доминаптнонаккорд. Доминанта
с секстой.
5. Фригийские обороты в сопрано и басу
6. Побочные септаккорды и их обращения. Диатонические секвенции
Раздел II. Хроматика
1. Аккорды двойной доминанты (альтерированной субдоминанты)
2. Отклонения в тональности диатонического родства
3. Модуляции в тональности диатонического родства
4. Модуляции в тональности недиатонического родства
а) Постепенные модуляции
б) Энгармонические модуляции через малый мажорный и уменьшенный септаккорды
в) Модуляции через аккорды и тональности мажоро-минора