Мне нужна помощь в тщательном пересмотре

У Яши был кот Федя. Кот любил играть в кустах. Яша долго искал кота. А он сидел на крыше.

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.

Я жил у моря. Меня будил шум волн. Днём я любил наблюдать за их игрой. Красивы были белые гребни.

Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка.

Вот наша школа. У входа в школу растут пышные астры. На клумбах растут чудные розы. Я люблю свою школу.

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Вот большой лес. За лесом река. Там гуляют дети. И цибик тут. Зоя и Женя ищут грибы. Юра и Яша нашли ежа.

Плавают утки. Ольга и Алёша кидают птицам кусочки хлеба. Скоро птицы покинут пруд. Они улетят в тёплые края.

Было лето. Зоя и Саша пошли на речку. Зоя рвала цветы на лугу. Саша удочкой ловил рыбу. Вот Женя. У Жени щука.

Ксюша была на лугу. Кругом высокая трава. На белую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Девочка не испугалась его.

Коля ловил рыбу. Зашуршали камыши. На траву выполз уж. Мальчик не тронул его. Уж грелся на солнышке. Ужи не ядовиты.

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки. Там есть роща. За рощей речка. Мальчики будут ловить рыбу, девочки собирать цветы.

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

9. Спиши печатный текст (2 класс, начало учебного года).

Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом журчат ручьи. У крыльца большая лужа. Детишки убрали коньки и лыжи. Они пускают кораблики. Все встречают весну.

В лесу жил лесник. У лесника была внучка Саша. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом была тишина. Только журчал ручей и пели птицы. В траве трещали кузнечики.

Приближалась осень. Чаще стали выпадать дожди. Земля в саду уже усыпана жёлтыми листьями. Реже слышны голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые края.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

Скоро каникулы. Дети поедут в лагерь. Уже объявили день отъезда. Саша останется дома и будет ходить на детскую площадку. Серёжа уедет в деревню. Там очень хорошо. В выходной его родители поедут туда. Там много цветов.

Утром я с ружьём и собакой отправился в рощу. Стояла чудная тишина. За сто шагов было слышно, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щёки. Тонкая паутина вытягивалась по воздуху. Это знак тёплой погоды.

Много на Руси красивых мест. Вот Ясная Поляна. Здесь родился и провёл почти всю жизнь Лев Николаевич Толстой. Здесь он посадил берёзовую рощу. Хороша роща ранней осенью! Вся она стоит золотая. Это было любимое место писателя. Он здесь отдыхал и работал.

Вот и сентябрь. Чист и свеж воздух. Далеко слышны в лесу звуки. На старых больших пнях жмутся тонкие опята.

Много лет назад на высоком холме построили маленькую крепость. Шли годы. Крепость росла и богатела. По берегам реки Москва строились всё новые и новые дома. Много товаров привозили торговые люди, купцы. Крепость стала великим городом — Москвой.

Саша Жуков шёл из школы домой. Высоко в небе пели жаворонки. Дорога проходила по берегу речки. Вдруг Саша увидел, что тонет маленький мальчик. Он в одежде бросился в воду и вытащил мальчика. На другой день все узнали о поступке школьника. На линейке Саше объявили благодарность.

Материал для контрольного списывания Л. И. Тикуновой

(начало учебного года)

Собрались старые и малые мышки у норки. Уши у них кверху торчат, слушают. Кот Вася у печки лежит, поджидает мышек.

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.

Дети гуляли на лугу. Серёжа и Лера собирали цветы. Саша рвал щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой.

Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.

Машина привезла много угля. Углём мы топим печку. Из трубы идёт дым. Зимой стоят сильные морозы. Часто метут метели. А дома всегда тепло.

Русское старинное наименование октября – «гряз-ник». Осенние дожди с мокрым снегом превращали землю в месиво. На Руси октябрь также величали «листо-боем», «золотой осенью», так как он приходится на время пожелтения листвы.

А сколько осенних примет было на Руси! «Поздний листопад– к суровой зиме». « Ива рано серебристым инеем покрылась — долгая зима будет».

По результатам обследования учитель-логопед анализирует характер и виды ошибок, допускаемых учащимися, и комплектует учебные группы, составляет расписание занятий, разрабатывает коррекционную программу и проводит логопедические занятия.

Диагностика состояния письменной речи

Диагностика состояния письменной речи включает в себя обследование процессов письма и чтения. Для определения уровня сформированности у учащихся навыков письменной речи учитель-логопед анализирует письменные работы детей, отмечая при этом виды, характер и степень выраженности специфических ошибок. При обследовании выявляется как уровень сформированности письма на слух, так и состояние навыка списывания с рукописного и печатного текста.

Тексты для диагностических работ подбираются учителем-логопедом с учетом возраста детей и продолжительности обучения (начало, середина, конец учебного года). При этом они должны быть доступными и содержать речевой материал, насыщенный звуками всех фонетических групп, включающий слова различной зву-ко-слоговой структуры. Для углубленного обследования навыков письма учащимся могут быть предложены следующие виды работы.

Материал для обследования состояния письма

1. Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.

В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списывания слова.

2. Списать слова, написанные печатным шрифтом: плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.

3. Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, и, т, и.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

и т. д.

4. Записать под диктовку прописные буквы:

Д, Ф, Ч, У,Ё,Щ,К,В,3,Г,С,Р,Л,Ц,Б.

5. Записать под диктовку слоги:

ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, ашо, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.

6. Записать под диктовку слова:

шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступенечка, пружина, больной, убегать.

7. Записать предложение после однократного прослушивания: ёлки пушистый зайчик.

8. Списать печатный текст (1 класс).

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.

9. Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).

Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.

10. Написать диктант (2 класс, начало учебного года).

Тексты диктантов, как и в предыдущем задании, подбираются в соответствии с возрастом и продолжительностью обучения.

11. Записать названия картинок.

Составить и записать короткий рассказ по картинке или серии сюжетных картинок.

Учащиеся могут выполнять предложенные задания на индивидуальном бланке.

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ров­ная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные пти­цы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)

Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все измени­лось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков.(52 слова)

В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.

Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.

Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не ста­ло в садах яблок. (52 слова)

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Про­изошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспе­шили на помощь. Овцы были спасены.

Правильно говорят, что собака — друг человека.(44 слова)

Злая мачеха (Ц—Ч)

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.

В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падче­рице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)

Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Ба­бочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.

Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях.(35 слов)

Новый город Чулак (Ц—Ч)

Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.

Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеле­ный шум деревьев. (56 слов)

Весной в роще (Ч—Щ)

Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в бе­резовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Маль­чики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)

Летнее утро (Свистящие — шипящие)

Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ве­терок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточ­ки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая пес­ня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)

Логопедические диктанты по обследованию письма для 1-4 классов

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ.

1. Записать под диктовку строчные буквы

(в случае забывания обозначить букву точкой):

п, и, ш, т, щ, з, ё, л, д, у, б, э, ф, й, ч, е, ы, в, ж, ъ, х.

2. Записать заглавные буквы:

Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.

3. Диктант слогов:

ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, глор, чит, щус.

4. Диктант слов различной структуры:

Лыжи, круги, жили, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, чищу, шарф.

5. Записать после однократного прослушивания:

У ёлки пушистый зайчик.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 2 класс

1. Диктант слов различной структуры:

Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, грач, чищу, шарф, крыльцо.

2. Записать после однократного прослушивания:

3. Слуховой диктант:

Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. На ветвях деревьев распевали скворцы. В воздухе пахло сосной,мокрой травой. На желтые пушистые цветы вербы прилетели дикие пчелы. Они тоже радовались теплой весне.

Весной оживает вся природа. Тает снег. Греет солнышко. Становится теплее. На реке ломается лед. Дети развешивают на деревьях скворечники. На деревьях появляются почки. После зимней спячки просыпаются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнезда. Люди готовятся к севу.

У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети любили белочку. Но больше всех любила белочку Люба. Она каждый день давала белочке яблоки.

Однажды люба забыла закрыть клетку. Белочка выбежала из клетки и стала бегать по комнате. Она разбила стакан и пролила воду.

Подготовка к зиме.

В лесу каждый готовится к зиме. Птицы уже yлетели на юг. Они боятся холода и голода. Белка спешит заготовить пищу на зиму, утеплить гнездо. В гнезде она сложила грибы, в орешки, шишки. Медведь ищет местечко для берлоги. Зайцы линяют, меняют серую шерсть на белую. В белой шубке надежнее!

Ледок прошел. Вода на реке стала спадать, а низкие места еще залиты водой. По высоким берегам синели льдины, по оврагам лежал снег. На обрывах пробивалась молодая зелень . Река ожила. Серые чайки парили над водой. Они камнем бросались за добычей, хлопали по воде крыльями. В их клювах блестели рыбки.

Буря в лесу.

Небо быстро почернело. Надвигалась темная туча. Налетал сильный ветер. Деревья кругом закачались. Ветер гудел. Деревья стонали и кряхтели, как живые. Хлынул дождь. Но скоро ветер стих. Дождь перестал. Деревья еще скрипели. Мягко падали ли на землю дождевые капли. В небе опять засияли звезды.

Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки.

Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком обрушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата остались в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не проснулись.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала кра­сться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.

Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недоволь­но рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.

(По И. Тургеневу.)

Бегал ночью зайчик по полю от волка да от хитрой лисы. Попал в ямку а сломал ножку.

Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин и полетел на бед­ного зверька. Некуда спрятаться зайцу, дрожит от страха. Вдруг увидел он елочку и забился в снег под ее иглы. Кружился филин над елкой, но ничего не смог сделать.

(По В. Бианки.)

Тест на выявление дисграфии

Ниже предлагается тест, с помощью которого можно определить наличие определенного вида дисграфии у ребенка. Тестовые задания предлагаются в заданной последовательности. Если ребенок затрудняется выполнить какое-либо упражнение, то допускается его пропуск и переход к следующему.

1.2. Изучение навыков письма учащихся 1-4 классов

Методика предназначена для выявления у младших школьников специфических нарушений письма — дисграфии. Исследование на­выков письма, полученных в процессе целенаправленного школьно­го обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры материалов, в которых с каждым годом увеличи­вается количество многосложных слов и их длина, количество со­гласных и гласных букв в словах. Возрастает доля малочастотных слов, их структурная сложность, количество встречающихся в словах кластеров.

Спецификой данной методики является то, что одни и те же кон­трольные задания предлагаются для выполнения детям дважды. Уча­щиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале сле­дующего года, при переходе в следующий класс (например, в конце первого класса и в начале второго; материал, используемый для об­следования в конце второго класса, дается детям ещё раз в начале третьего и т. д.). Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возни­кающую к концу учебного года, а у других распад сформированных в процессе обучения стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года после отдыха в каникулярное время, что следу­ет считать одним из явных признаков специфического нарушения. В одном случае мы наблюдаем большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом в начале нового учебного года. Полученные сведения оказываются весьма ценными для проектирования программ коррекционной работы.

Если в письменных работах школьника длительное время обна­руживается более 4 дисграфических ошибок, то у него квалифициру­ется нарушение письма — дисграфия.

Все материалы контрольных письменных заданий рекомендова­ны для использования Министерством образования и науки РФ.

1 класс (конец обучения)

Стоит тёплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

30 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.

Списывание (с печатного текста)

Тёплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез то­щий ёжик. Он стал искать пищу.

18 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.

Списывание (с рукописного текста)

Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.

19 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.

2 класс (конец обучения)

На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их сте­белёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как зо­лотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые корабли­ки плывут по гладкой воде озера.

54 слова, 173 согласных, 121 гласная, 6 мягких знаков, 30 класте­ров в словах.

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёг­кие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся ко­лечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.

53 слова, 165 согласных, 121 гласная, 2 мягких знака, 29 класте­ров в словах.

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила ко­маров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.

50 слов, 151 согласный, 113 гласных, 4 мягких знака, 29 класте­ров в словах.

3 класс (конец обучения)

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радост­ные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ежик пробежал в своё жи­лище. Хлопочут усердные воробьи.

68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков, 47 класте­ров в словах.

Мышь-малютка — самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, ли­стьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над зем­лёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.

66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков, 47 класте­ров в словах.

Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой.

Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополо­щет их в воде. За это прозвали его енотом-полоскуном. Енот и жёлу­ди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.

(По А. Тамбиеву)

70 слов, 167 согласных, 145 гласных, 4 мягких знака, 26 класте­ров в словах.

4 класс (конец обучения)

Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабоч­ки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.

82 слова, 234 согласных, 183 гласных, 6 мягких знаков, 56 кла­стеров.

Слова для справок: вверх, обратно.

На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок ис­черчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.

Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёму­хе — всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков.

(По Ю. Фролову)

79 слов, 232 согласных, 179 гласных, 1 мягкий знак, 54 кластера.

Списывание (с письменного текста)

Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдешь к бе­рёзке, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Сто­ит она, покачивается от ветра, радует своей красотой.

Жизнь у берёзы не лёгкая. И сок из неё цедят, и ветви на веники вяжут, и бересту дерут. На туески.

Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, берёзка тянет листики- ладошки из старого пня.

78 слов, 231 согласная, 172 гласных, 7 мягких знаков, 46 кластеров.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах

Снежная баба (С—

Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Хорошая вышла снежная баба.

Зима (Твердые и мягкие согласные)

Машина привезла много угля. Углем мы топим печку. Из трубы идет дымок. Зимой метут метели. А дома всегда тепло.

Осень (Твердые и мягкие согласные)

Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер. Улетели на юг ласточки и журавли. Над садами кричат галки. В школу идут школьники.

Зимние забавы (Т—Д)

Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катались на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе.

Мороз, холод. Снег замел все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки.

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые журавли.

На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики.

Собака Боб (П—Б)

Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости.

Осень (Проверочный в начале учебного года)

Быстро летит время. Уже пожелтели березки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унес их. Солнце мало греет. Небо покрылось темными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелетные птицы.

Твердые и мягкие согласные звуки

Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)

На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь.

Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)

Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сломалась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул.

На катке (Мягкий знак в середине слова)

Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы.

На елке (Мягкий знак в середине слова)

В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты.

Ребята играли (А—Я)

Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах.

Во дворе (О—Ё)

Во дворе дома много народа. Коля ждет Сережу. Володя поет веселую песню. Во двор вышел Алеша. У Алеши новые галоши. На веревке висят мокрые пеленки. Стоит воз дров. Его привез дядя Леня.

По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она отводила хорька от своих птенцов. Хорек бросился за ней. Но тетерка улетела. Хорек злобно посмотрел ей вслед.

Девочки побежали на конюшню смотреть маленького жеребеночка. Лошадей в конюшне не было. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребенок. Жеребенок с белой звездочкой на лбу косился на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький.

Как устраивают гнезда (У—Ю)

Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу камыша или хвороста недалеко от воды. Найдут такую кучку, вытопчут ямку и покроют ее своим пухом. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если ей надо уйти с гнезда попить или поесть.

Зимой (Твердые и мягкие согласные звуки)

Наступили морозные деньки. Речка замерзла. Дети не боятся холода. Петя и Вася бегут на лед. В руках у мальчиков коньки. Коньки скользят по льду. Лед крепкий. Дети рады.

На дворе ледяная горка. Люся и Луша едут с горки на санках. Весело зимой!

Глухие и звонкие согласные

У меня была собака Булька. Она была вся черная, только копчики передних лап были белые. Булька был очень сильный. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой.

Родник (Т—Д, сильная позиция)

День был теплый. Ярко светило солнце. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошли к роднику. Они наклонились и стали ладонями пить воду. Вода в роднике была холодная, как лед.

Выдался на редкость хороший денек. Мы отправились за город. Старый дед дал нам лодку. Мы переехали на другой берег реки. Там росли крупные незабудки. Ребята забрались на душистый стог сена. Алла и Римма спустились в овраг и нарвали диких роз.

Зима в лесу (С—3, сильная позиция, Псильная позиция, оглушение)

Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.

Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую шубку. Весело резвятся они в зимнем лесу.

После дождей наступила засуха. Река мелела с каждым днем. Наконец пришла сильная гроза. Все неон затянулось тучами. Замолчали лягушки и птицы. Через лес прокатился первый гром. Заскрипели старые березы Раздался страшный треск. За первыми каплями дождя хлынул ливень.

Была зима (С — 3)

На улице мороз, а Наташе в доме тепло. Весело сидеть у окна и смотреть на узоры. За ночь мороз расписал на стеклах разные узоры. Тут и звездочки, и кружочки, и завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело.

Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зеленые листочки. Скоро зацветут в плодовых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года!

Плохой поступок (С—3)

Из деревни до леса дорога шла через поле. У дороги росла зеленая береза. В жару многие отдыхали под березой.

Однажды осенью мальчишки уселись под березой, развели костер и стали печь картошку.

Пришла весна. Все кругом зацвело, зазеленело. И только одна береза не покрылась зеленой листвой.

Весной (С—3, сильная позиция, оглушение)

Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. По таким сугробам легко ходить.

С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои нарядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу.

Прилетели грачи — вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, зазвенит.

Коршун (К—Г, сильная позиция, оглушение)

Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила Когтями грызуна.

Многие хищники питаются мышами и сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждет добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей.

Испугались волка (К—Г)

Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой.

Первый космонавт (К—Г)

Человек полетел в космос и вернулся на родную землюЭтот подвиг совершил русский человек — Юрий Гагарин. Чудесная весть облетела все страны. Народы мира гордятся славным подвигом русского пилота. Ликует и радуется вся наша страна.

Честь и слава первому космонавту Юрию Гагарину!

Пришла весна (Ш—Ж)

К нам воротилась весна. Солнце льет с небес золотыми лучами. Зажурчали по камешкам веселые ручьи. Зацвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники.

Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лыжах и санках с горы.

Шла жестокая война. Дети помогали взрослым на фронте. Женя связала пушистые варежки. Мать послала их на фронт. Достались варежки бойцу Жукову. Командир послал отважного бойца в разведку. Был мороз, шел снег. Боец полз по снегу. Варежки грели руки. Жуков хорошо выполнил задание.

Тетя Шура (Ш—

Из ворот выкатился мяч. Следом выбежала девочка лет шести. Она кинулась на мостовую прямо под колеса машины. В ту же секунду пожилая женщина метнулась к девочке и выхватила шалунью из-под колес. Девочку спасла тетя Шура. Так ласково называют Александру Ивановну Шилову.

У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко, вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа.

На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)

Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки, березки, липки.

На озере (Оглушение)

Вокруг озера растут березки и низкие кусты. Вода в пруду чистая и гладкая. У берега к дереву привязана лодка. В лодке сидит мальчик. Он ловит рыбку удочкой. Мальчик ловко закинул в воду гибкую удочку. Но робкие рыбки не подплывают близко.

На дворе сильный мороз. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Он вышел в сад. В саду на дорожках лежит снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестит гладкий лед. По льду мальчики катаются на коньках. Сел Петя в салазки и съехал с горки. Хорошо, что зима пришла.

На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залег в берлогу медведь. Спит в норе колючий еж. Птицы давно улетели на юг.

Свистящие и шипящие, аффрикаты

Зима в шкафу (С—Ш)

В углу коридора стоит белый шкаф. Откроешь дверцу, а внутри мороз. Это холодильник.

В тепле молоко, сливки, мясо быстро портятся. А в холодильнике продукты хорошо сохраняются. Приятно в жару выпить стакан холодного кваса, намазать хлеб свежим душистым маслом.

Была трава (С—Ш)

Росла, росла трава и выросла Насте по пояс. Дедушка взял косу и пошел траву косить. Была трава — стало сено. Настя тоже пошла косить, но дедушка дал внучке грабли и показал, как лучше сено ворошить. А когда сено подсохло, дедушка сметал стожок.

Птицы зимой (С—Ш)

Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой.

Первый снег (С—Ш)

Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!

На заводе (С—Ш)

У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает моторы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает.

Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами резвые бабочки.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все изменилось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.

Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок.

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Произошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.

В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес.

Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.

Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеленый шум деревьев.

Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в березовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером.

Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко.

Сонорные согласные звуки Черепаха и орел (Р—Л)

Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась.

Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вырастить лен и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорняков. Для обработки стебля есть другие машины.

С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна.

Орел (Проверочный в начале учебного года)

Высоко летает могучий орел. Часами парит он над землей. Зорко смотрит он на землю: не мелькнет ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит ее в свое далекое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик. Жадно и быстро поедают они добычу. И снова орел летит на охоту.

Летучие мыши забрались в дупло. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев сделала постель.

Утром я с ружьем и с собакой отправился в рощу. Стояла чудесная тишина. За сто шагов я слышал, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щеки.

Охотник (Словоизменение имен существительных)

Охотник возвращался вечером с охоты. Выбравшись из густой чащи, он направился по тропинке к лесной сторожке. Пройдя немного вдоль опушки, он услышал лай собаки. Охотник подошел к сторожке и бросил собаке кусок хлеба. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семен. Охотник зашел к дедушке и остался у дедушки ночевать. Утром охотник вышел на дорогу и по дороге направился к деревне. От опушки леса до деревни было близко.

Осень (Словоизменение имен существительных)

Ударили холодные сумерки. На некоторых листьях листву, как ножом, срезало. С деревьев дождем посыпались листья.

Бабочки, мухи, жуки спрятались в коре деревьев. Певчим перелетным птицам стало холодно. Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролетные журавли. Тихо пролетели на теплый юг гуси.

Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.

В оголенном лесу засвистел холодный ветер. Деревья погрузились в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно.

Поход (Словоизменение имен прилагательных)

Ранним утром мы отправились в поход. День был морозным, ясным. Ребята весело побежали по гладкому снежному ковру. На горе за глубоким оврагом был темный лес. Подъем в гору был крутым. По глубокому снегу мы въехали в лес и скоро вышли на поляну. Все деревья были покрыты серебристым инеем. Мы залюбовались чудесным видом.

Неудачная охота (Словоизменение глаголов)

Было поздно. Мороз крепчал. Луна освещала лесную поляну. Охотник Степан шел домой. Лыжи легко скользили по снегу. Рядом бежала собака Альма. Добыча была плохая: за спиной Степана был только один заяц.

Вдруг большая лиса выбежала на поляну и заметила человека. Она насторожилась. Степан выстрелил и промахнулся. Лиса быстро убежала в чащу. (

Летняя гроза (Прошедшее время глаголов)

Было душно. Солнце нещадно жгло землю. Листья берез завяли. Вдали показалось темное облако. Оно быстро надвигалось на рощу. Скоро скрылось солнце. Все небо потемнело. Приближалась летняя гроза. Налетел ветер, заклубилась пыль, застонали березы, задрожали стекла в окнах. Вот блеснула яркая молния, загрохотал гром. Туча пролилась ливнем. Через полчаса гроза промчалась. Небо очистилось. Вновь выглянуло солнце. (

Серая Шейка (Прошедшее время глаголов)

Стаи уток и гусей улетели в теплые края. Осталась на реке молоденькая уточка. У нее было сломано крыло.

Место было очень глухое. Пугали Серую Шейку волки да лисицы. Но больше всего боялась она, что замерзнет река.

Скоро пришла зима. Мороз сковал болота и реки. Но полынья еще не замерзла. В ней и спасалась уточка от лисы.

Вьюжная зима (Однокоренные слова)

Уже пролетело жаркое лето. Прошла золотая осень. Выпал снег. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья, только ели и сосны стали еще зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег.

По первой пороше охотники ушли на охоту. Целыми днями слышался в лесу заливистый лай собак.

Март (Однокоренные слова)

Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. Только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне, а сегодня снег потемнел, стал тяжелым от воды. Размякла лесная дорога.

Побежали ручейки. Они не журчат пока по-весеннему, громко. По ночам морозу иногда удается остановить

Посветлел лес. Он стал каким-то воздушным и прозрачным. Прилетели грачи. Они важно расхаживают по проталинам. Не сегодня — завтра запоют за окном синицы. Властно будит весна природу.

Летний вечер (Однокоренные слова)

Солнце склонялось к западу. Солнечный жар и блеск сменились вечерней прохладой. Белые причудливые облака виднелись на горизонте. Ветерок сгонял тучи к роще. Длинные тени деревьев ложились по пыльной дороге. В окнах домов засветились огни.

Васька (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да, хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет. Глазки закрывает, песенку поёт. А попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.

Козел (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Идет козел лохматый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет, блеет, коз и козляток зовет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые деревца портят, молочко деткам копят. А козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались. Погоди, вот придет бородатый хозяин, он вам порядок даст!

Шоссейные дороги (Приставки)

Серым каменным ремешком перетянула степное раздолье шоссейная дорога. Бегут по ней беспрерывным потоком грузовики. Одни спешат в город с зерном, другие — в поля к уборочным комбайнам.

Раньше, когда шли проливные дожди, движение машин на дороге приостанавливалось. Теперь больше не страшны ливни дороге. Ребята посадили деревья. Они цепкими корнями скрепили вокруг дороги землю. (55 слов )

Большая стая (Приставки)

Прошло жаркое лето. Побурела трава, начал вянуть лист на деревьях. Лес сделался желтый, красный, а потом и совсем облетел.

Все лесные малыши к осени выросли. Выросли птенцы и у тетерки. Петушки нарядились в черные блестящие перья, а курочки сделались пестренькие.

Молодые тетерева теперь уже хорошо летали, и вся семья присоединилась к другим тетеревиным семьям. Собралась большая стая.

Лес приносит человеку большую пользу. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров.

Прохлада и сырость сохраняются долго в тени лесов. Весной снег в лесу тает постепенно, и влага в лесу долго сохраняется.

Люди любят и берегут родные леса. Они охраняют старые леса и выращивают новые. Разводят леса там, где часто бывает засуха. (

На льдине (Приставки и предлоги)

Море замерзло. Рыбаки поехали на санях по льду. Поехал и Андрей с сынишкой Володей. Рыбаки наделали во льду дырок и стали запускать сети. Володя помогал выпутывать и выбирать рыбу из сетей. Решили ночевать в санях.

Ночью рыбаков оторвало и унесло на льдине в море. Все волновались. Вдруг между туч Володя увидел блестящую точку. Это был самолет. С самолета упал мешок с едой и запиской.

Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу.

Отважный поступок (Приставки и предлоги)

Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Высоко в небе пели жаворонки. Петя шел из школы домой. Дорога проходила берегом реки. Вдруг Петя услышал громкий крик. Он взглянул в сторону реки и увидел, что тонет маленький мальчик. Мальчик катался на плоту и упал в воду.

Петя быстро разделся и бросился в воду. Он умел хорошо плавать. Он спас мальчика. На другой день в школе узнали о смелом поступке Пети. Мальчику объявили благодарность.

Дятел (Приставки и предлоги)

Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него жесткие, крепкие. Сунул свежую шишку в расщелинку осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел задругой.

Кто как зиму встретил

Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила своё дупло. Лисица в норе себе из листьев постель сделала.

Незнайка и жук

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. В это время мимо летел майский жук. Он сослепу нале-

тел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка упал на землю. Жук скрылся. Незнайка встал и осмотрелся по сторонам. Кругом было тихо.

(По Н. Носову)

В Царском Селе

Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее, который находился в Царском Селе под Петербургом. Прекрасный обширный парк начинался прямо под окнами лицея. В тяжёлой листве дубов и лип свободно играли солнечные лучи. Среди зелени белели мраморные статуи. Повсюду слышалось птичье пение. Тихо плескалась вода в озере. Пушкин очень любил этот старинный парк и часто гулял в нём.

Кошка и птичка

10. Напиши диктант.

11. Напиши названия картинок:

12. Составь и запиши короткий рассказ по картинке.

для проверки навыков письма

(предложены в работах И. Н. Садовниковой, Л. И, Тикуновой)

(По Л. Толстому)

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. В его словаре более двухсот тысяч слов, тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. Собирая материал для своего словаря, Даль исколесил всю Россию. Он был даже в Сибири и на Урале. Владимир Иванович любил и понимал родной язык, умел видеть красоту в живом русском слове. Даль был большим другом Пушкина.

Дети в лесу

Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зацвёл душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидели ежа. Он свернулся в клубочек. Ребята не тронут ёжика.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь