Лысая гора поднимается над уровнем реки Клязьмы почти на 100 метров. Как она появилась среди равнины и почему ее называют Лысой? Существует несколько версий происхождения и самой горы, и ее названия.
Фестиваль «Лысогорские санки» пройдёт 15 и 16 февраля. Организаторы подготовили карту-схему события. На ней отображены места расположения парковок и направление движения, горки, трасса биатлона, торговые ряды, зоны питания, сцена.
«Лысогорские санки» проведут в Тамбовском районе селе Лысые горы. Ориентиром для гостей является вышка МТС в Лысогорском сельсовете по трассе с левой стороны. Точные координаты: N 52.855002 E 41.250894.
На въезде расположилась парковка.
Справа от парковки разместилась трасса для тракторного биатлона со зрительским сектором. Слева — зона для катания на лошадях, собачьей и оленьей упряжках.
За местами для катания на лошадях — горки, торговые ряды, зона питания, интерактивная площадка, центральный спуск, сцена.
Добраться до фестиваля можно как на личном транспорте, так и общественном. Из Тамбова автобусы будут отправляться от остановки Магистральной. Обратно они будут курсировать от поворота на Сураву.
Центральным событием первого дня «Лысогорских санок» станет тракторный биатлон, второго — заезд саней. Также 15 февраля состоится конкурс «Мамочкины саночки». Заявки на участие принимаются до 13 февраля по ссылке. Вход свободный, возрастные ограничения 0+.
А теперь мы отправляемся в районный центр Лысогорского района Саратовской области — посёлок Лысые Горы. И у подножия той самой Лысой горой обнаружим мельницу из камня.
В Интернете можно найти информацию, что построил её последний местный помещик Петр Федорович Бартенев в 1890 году. Её паровой двигатель позволял мельнице выдавать производительность около 3-х тысяч пудов.
Справочник РУЖД 1913 года пишет про Фёдора Петровича: «В селе Лысые Горы 80 дворов, до 300 жителей, почтовое отделение и паровая мельница Ф.П. Бартенева, производительностью до 3000 пудов в сутки, работающая, главным образом, для местного потребления».
В качестве иллюстрации мы видим ещё и хутор Бартенева близ Лысых гор.
Дома и местность перекликаются с фотографией мельницы из «Большой Саратовской энциклопедии».
По другой версии, мельницу Фёдор Петрович построил в 1908 году. Возможно этим можно объяснить отсутствие информации о ней в справочнике 1909 года о мукомольном деле в России. И до 1910 года в описаниях села речи о паровой мельниц нет. В списках выявленных объектов культурного наследия она значится как «Мельница Бартеньева, 1908 г». Так что и фамилия трактуется как Бартенёв, Бартенев, Бартеньев.
Самое интересное, что построена она из камня, как и многие другие исторические здания Лысых гор. Ни в одном другом районе Саратовской области такого не встречал, а тут оно не единственное, где вместо кирпича использован камень. Поглядите на эти замковые камни над окнами!
После распада СССР мельница стояла заброшенной без кровли, окон и дверей, а потом её взяли себе предприниматели, с чем связаны многочисленные «докомпоновки», видные невооруженным взглядом.
Какое-то время тут работала пекарня с булочной, но когда мы были здесь, никаких следов работающего предприятия мы не увидели.
3D-анаглиф: (Как смотреть 3D-анаглиф?)
И стоит теперь мельница, словно какой-то средневековый замок, возвышаясь у подножия Лысой горы.
Лысые Горы — участок заповедника «Белогорье», расположенный в 3 километрах юго-западнее города Губкина, в верховьях одного из правых притоков реки Оскол. Лысые Горы — это размытый водами последнего оледенения участок меловых останцов с преобладанием склонового типа местности. Главная ценность участка — фрагменты степей, меловых сообществ и естественный широколиственный лес. На территории участка известно произрастание 571 вида сосудистых растений (4 вида из Красной Книги РФ) — брандушка разноцветная, рябчик русский, ковыль перистый, проломник Козо-Полянского, 42 вида мохообразных, 66 видов лишайников и 60 видов грибов.
Урочище Лысые Горы давно было известно в научных кругах как одно из местообитаний редких видов растений Среднерусской возвышенности, приуроченных к сообществам «сниженных альп». Процесс заповедания Лысых Гор начался в 1991 году, когда урочище Лысые Горы на площади 170 га было утверждено ботаническим заказником. В 1993 году участок Лысые Горы был включен в состав Центрально-Чернозёмного заповедника. В 1999 году вошёл в состав заповедника «Белогорье».
«Сниженные альпы» возникли в результате чередования оледенений и межледниковых периодов, во время которых неоднократно изменялись границы степной зоны. Сюда проникли тундровые, лесные, пустынные, горные виды растений и сохранились до наших дней.
На Лысых горах представлена одна из крупнейших в России популяция проломника Козо-Полянского (Andrósace koso-poljanskii) — эндемика юга Среднерусской возвышенности, типичного представителя субальпийского пояса гор Европы.
Из представителей животного мира на территории участка отмечено более 20 видов млекопитающих, обычных для лесостепи. Среди них обыкновенная бурозубка, белогрудый ёж, слепыш, серый хомячок, восточноевропейская и рыжая полёвки, мышь-малютка, полевая мышь, заяц-русак, обыкновенная лисица, барсук, кабан, европейская косуля и др. Фауна гнездящихся птиц насчитывает не менее 50 видов; ещё почти столько же встречается на пролете и зимовках. Группы земноводных и пресмыкающихся в общей сложности насчитывают около 10 видов. На территории участка отмечены 15 видов насекомых, занесённых в Красную книгу России и Красную книгу Белгородской области.
Завершающий пост про Лысые горы посвящён железной дороге и её архитектурным достопримечательностям.
В 1895 году состоялось открытие железнодорожной ветки Рязано-Уральской железной дороги из Аткарска в Баланду (Калининск), которая прошла через Лысые горы. 13 (25) сентября 1895 года был сдан в эксплуатацию стальной железнодорожный мост через реку Медведицу, как раз рядом с той самой Лысой горой.
Клёпаная конструкция, через которую проходит однопутная ветка.
Ещё одна местная особенность. Я уже говорил, что в Лысых горах всё делают из камня. Мельницу, храм. И вот опоры железнодорожного моста тоже собраны из камня!
С моста открывается живописный вид на Медведицу.
И на Лысую гору.
Через 2 километра моста возникает следующий артефакт линии. Изначально на ней использовались паровозы, поэтому непременный спутник этих ж/д веток — водоёмное здание.
Однако имеются особенности. Да-да! И тут камень! Вместо кирпича основание водонапорной башни сделано из камня.
Ещё одно отличие от классического проекта инженера Виноградова — расстекловка. Вместо «звезды Давида» здесь решётки. Изначально так было или заменили в советское время?
Внутри сохранились следы от внутренней лестницы, ведущей к площадке для обслуживания баков.
Сами же баки сохранились!
Не лишним будет напомнить вам проект.
В списке выявленных объектов культурного наследия она числится, как «Башня водонапорная, 1903г.». Но скорее всего год постройки более ранний.
От чугунного крана ничего не сохранилось кроме ниши. В Покровске такой был восстановлен.
Обратите внимание на детали. Колонны с поясками и подобием капителей выточены из кирпича!
Сразу за водоёмной башней, из которой заправляли во время стоянки тендеры паровозов, находится здание вокзала станции. Тоже типовой проект станции РУЖД, что не делает его менее впечатляющим с архитектурной точки зрения. Обратите внимание на колодец на заднем дворе.
Обойдём здание. Полувальмовая крыша.
Главный фасад, обращённый к железнодорожной платформе. Резной чердачок. Ещё недавно вокзал имел бирюсовый цвет, но был перекрашен в корпоративные цвета РЖД.
Сохранилась историческая чугунная литая ограда, которая окружает палисадники станционного здания!
Внутри на месте остались деревянные двери.
Портал в зале ожидания.
Линия до сих пор однопутная и неэлектрифицирована. Помимо грузового трафика на станции останавливаются два маршрута рельсового автобуса из Аткарска. Один из них ежедневно вечером ходит до Лысых гор (1,5 часа в пути), другой по чётным числам днём продолжает путь до Калининска (+1 час в пути).
В Аткарск можно уехать ежедневно ранним утром или обратным рейсом из Калининска в 16:15.
Нам повезло, потому что был чётный день, обед. Неспроста в зале ожидания были люди. Подходит рельсовый автобус из Аткарска.
РА1 («Рельсовый автобус 1-й тип») — дизель-поезд, который больше всего похож на автобус. Изготовлен на мытищинском «Метровагонмаше» в 2005 году. Приписан к депо в Анисовке.
Выпускались до 2006 года и были заменены на многовагонные РА2, а сейчас уже на РА3 «Орлан». Минусы моделей РА1 — отсутствие туалетов, низкая конструктивная скорость (до 100 км/ч)
И амбары с кованой фурнитурой, которые видимо с тех ещё времён, что и здание, находящееся за ними.
Через полкилометра от станции (при которой вырос станционный посёлок «Лысые горы», позже вошедший в состав посёлка) находится переезд. Переезд мигал нам красными лампочками. и ещё одно здание. Судя по всему домик работника железнодорожного переезда. А ныне обыкновенный жилой дом.
P.S. Описание станции из справочника РУЖД 1913 года:
Лысые Горы — станция Баландинской ветви на 51-й версте от Аткарска, в Аткарском уезде.
Станция в одной версте от села Лысые Горы, расположенного при реке Медведице. Против села, у полотна дороги находится «Лысая Гора» от которой село получило название.
В селе Лысые Горы 80 дворов, до 300 жителей, почтовое отделение и паровая мельница Ф.П. Бартенева, производительностью до 3000 пудов в сутки, работающая, главным образом, для местного потребления. В прежнее время село Лысые Горы было более многолюдным, в нем была большая ярмарка, а на реке Медведице — пристань, с которой сплавлялось значительное количество хлеба. С прекращением судоходства по Медведице, значение Лысых Гор упало.
При станции образовался небольшой торговый поселок из 10 дворов, в котором производится ежедневная ссыпка хлеба.
Посёлок Лысые Горы — центр Лысогорского района Саратовской области. Он образовался в 1962 году при слиянии четырёх отдельных посёлков: село Лысые Горы (Дмитриевское), пристанционный посёлок Лысые Горы, деревня Графщина (Графчина, Заверниха, Архангельское, Рельня, Головино) и село Старая Бахметьевка (Бахметевка, Ивановка, Рельня, Наумовка). Сёла и деревни образовались, начиная с 1730-х гг, а пристанционный посёлок появился с открытием железнодорожной ветки РУЖД из Аткарска в Баланду в 1895 году. Но начнём мы с современной центральной площади.
Здесь традиционно расположено здание администрации. Весьма унылое.
Не менее неинтересное здание районного суда и ЗАГСа.
Ужасное здание МФЦ, обшитое сайдингом.
Ранее оно выглядело куда красивее. Это был дом культуры.
Перейдём к монументам. Конечно же в центре памятник Ленину.
Весьма необычный и интересный мемориал павшим землякам в Великой Отечественной. Пять уроженцев Лысогорского района стали Героями Советского Союза.
Мемориал был открыт в 1976 году.
Новые же памятники, открытые в 2014 году, которые мы можем видеть на фоне здания почты-прокуратуры (участникам локальных войн и ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС), больше похожи на типовые гранитные надгробные плиты.
Кстати за почтой возвышается та самая Лысая Гора, по которой когда-то и получило название село.
Но мы лучше посмотрим на великолепные советские мозаичные панно.
Бывшая столовая. Теперь кафе «Багира».
А далее «Аптека» и патриотичный «Рубль бум».
Единственное замеченное рядом красивое здание — на улице Советской. Скорее всего именно оно записано в списке выявленных памятников «п. Лысые Горы, ул. Советская 4. Жилой дом, кон.XIX – нач. XXв.». Т.к. на Советской, 4 двухэтажная советская коробка, а это здание прямо напротив него. С 1990 года тут располагался временный храм Дмитрия Солунского, а сейчас — похоронное бюро.
Едем дальше. Советского наследия тут много.
Ещё одно почтовое отделение.
В 1953 году на реке Медведице была построена межколхозная Лысогорская ГЭС. Она обеспечивала электроэнергией несколько поселений (на момент открытия — Лысые Горы, Старую Бахметьевку, Федоровку, Бутырку и Шаховское) до наводнения в 1980-х, когда сорвало шлюзы. Теперь здесь находится местный пляж и рыбачат рыбаки.
Когда-то она работала.
Фото из архива Артема Бахметьева
Сегодня она является препятствием для сплавляющихся по Медведице на байдарках.
Относительно новая школа №2.
У Медведицы в последние годы был благоустроен парк.
Теперь тут фонтан и все фотографируются.
Аллея героев, открыта в 2015 году. Среди них и Василий Иванович Осипов, бюст которого в шлеме установлен на улице Осипова в Саратове. Он уроженец села Юнгеровка Лысогорского района.
Здесь же и новый храм Дмитрия Солунского.
А вот самое старое строение — храм Иоанна Предтечи 1790-х гг постройки.
Расположен он на холме у бывшего села Бахметьевка. Называлось оно так по фамилии хозяев села. В 1765 году на средства Бахметевых велось строительство деревянной церкви, которую 12 (23) января 1770 года освятил во имя Иоанна Предтечи ключарь саратовского Троицкого собора Александров. В 1791 году вместо деревянного храма началось строительство каменного.
Самый известный представитель рода — русский композитор и скрипач Николай Иванович Бахметев. Упоминание о нём попало даже в справочник РУЖД 1913 года:
В 1,25 версте от станции, при речке Сухой Рельне, — село Старая Бахметьевка, в 140 дворов и свыше 600 душ населения. Село это — родовое имение композитора Н.И. Бахметьева, родившегося в 1807 году и умершего в 1891 году. В этом имении Н.И. Бахметьев завел в 1849 году хор и оркестр из крепостных крестьян, ставил оперы и давал концерты. В 1861 году Н.И. Бахметьев назначен был директором придворной певческой капеллы и занимал эту должность до 1883 года. После себя Н.И. Бахметьев оставил 56 церковных сочинений, 47 светских русских и французских романсов, одну симфонию, один струнный квартет и нисколько фортепианых и скрипичных пьес.
Из романсов большой популярностью пользовались: «Борода-ль моя бородушка», «Ты душа-ль моя» и «Песнь ямщика». Под его редакцией издан «Обиход церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемаго».
К 1797 году храм был построен. Причём тоже из камня, как многие старые постройки в Лысых Горах.
В советское время в здании, лишенном колокольни, расположилась контора машинно-тракторной станции, а затем зернохранилище колхоза «Родина». Сейчас здание пытаются реставрировать, правда используют уже обычный кирпич для компенсации утрат и белые пластиковые окна.
При этом аутентичные двухсотлетние кованные решётки с окон срезаны.
Отсюда открывается живописные вид на Старую Бахметьевку и окружающую растительность.
Видно и Лысую Гору.
О мельнице Бартенева из камня я уже писал отдельный пост, а о «железнодорожных» Лысых Горах сделаю отдельную публикацию.
Казанская — один из самых любимых праздников макушки лета. Его неизменные спутники — зной и грозы, но в этот день, как говорили старики, «отпустило», с утра испепеляющее светило закрылось косынкой из облаков. Путь был недолог, в уютное невеликое сельцо Козьмодемьяновку Тамбовского района, где средь зелёных холмов, средь лугов и дубров высится церковь, наречённая во имя святых братьев бессребреников Космы и Дамиана. В избранных трудах краеведа Н.В.Муравьёва «История возникновения населённых пунктов Тамбовской области» значится село Козьмодемьяновка. «В прошлом — это Козьмодемьяновская слобода Лысых Гор. Основано село служилыми людьми в период строительства укреплённого Красного Городка земляного Татарского вала, вместе с другими слобода входила в состав Лысых гор (1647 г.). Как самостоятельное селение обособилось лишь в конце XIX века. В 1911 году в селе Козьмодемьяновка насчитывалось 606 домов (4784 человека)».
Мало что уцелело с тех давних времён, не остановилось лишь сердце духовное — храм, который на радость сельчанам красуется на пригорке, устремляясь золотыми куполами в синеву неба, умываясь бриллиантовыми росами и возвращаясь постепенно к жизни усердными трудами боголюбовой паствы и настоятеля отца Олега (Беляева). Виден храм издалека, со стороны трассы и Лысых гор, то прячась за деревенскими домишками, то внезапно появляясь средь придорожного кустарника. Возможно из-за причуд рельефа, но он притягивает взор, зазывает странника подойти поближе и полюбоваться его исконно русской статью, да спрятанной в трещинках-морщинках обезоруживающей улыбкой, как бы стесняясь своей неухоженности в окружающих его просторе и тишине.
Живой храм, пройдя через социальные и политические передряги, годы забвения и разрухи, подымается с колен, собирая звоном прихожан и радуясь немногочисленным гостям, жаль только, что нет среди них чиновников, чей вклад в возрождение святыни ограничился установлением доски, удостоверяющей, что храм является памятником архитектуры и охраняется государством.
Кто знает точно, почему и село, и храм имели одно название: может быть, в этих местах получали последнее утешение и врачевали физические раны храбрые защитники южных пределов Московии, а может, отличались поселенцы особым милосердием и достоинством, определяя суть своей натуры словами: «средств личных совсем не имею, жизнь положил во славу Отечества».
Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и в разных местах: Косма и Дамиан (1/14 ноября); Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля); Косма и Дамиан (17/30 октября).
Все святые жили в строгих правилах благочестия и обладали даром исцеления больных. Косма и Дамиан «Прияша от Бога дар исцеления и подаваху здравия душам же и телесам врачующие всякие болезни, и исцеляющие всяк недуг и всяку язю в людех». С больных святые никогда не брали платы, соблюдая заповедь Христа «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10,8)
Однако наглядное указание на различие всех пар святых бессребреников дано и в ряде древних изданий: бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокия». Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Дмитрий Селунский, Дамиан млад, аки Георгий мученик кудреват, в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
Бессеребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру». Именно о такого рода различиях в написании икон, находящихся в сельской церкви рассказывал мне отец Олег.
В сказаниях о святых также коренится убеждение в том, что эти Божии угодники покровительствуют книжному учению, наши предки молились Косме и Дамиану о «прозрении разума к учению грамоте». В Азбуковнике XVII века сказано, что «есть обычай многим учащимся совершать молебен Косме и Дамиану».
Любили Косму и Дамиана на Руси, особенно в сельских районах, «они не точне человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сие приимаху, твореху бо сия вся не именит ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради». Сельская Русь величала день памяти угодников куриным праздником. Косма и Дамиан считались патронами кузнецов, а на вырученные в день праздника деньги покупали свечи или раздавали на паперти нищим.
В этом наивном с точки зрения современного человека отношении к угодникам Божьим тесно переплелись и вера православная, и традиционный уклад жизни русского человека, и бесхитростная любовь к Божьему миру.
Ханское захоронение
Существует и другая легенда, объясняющая название горы. Якобы с середины XV века в Гороховце шли битвы с Казанским ханством, в одной из которых был убит один из татарских ханов. Его похоронили на берегу реки Клязьмы. А Лысая гора образовалась из множества горстей земли, которую принесли на могилу татарские воины. Говорят, что, если посмотреть на гору с противоположного берега, можно увидеть фигуру, напоминающую человека, сидящего со сложенными на груди руками. Но местные краеведы к этому мнению относятся скептически: признаков захоронения при раскопках не обнаружено.
«Городище дьякова типа»
Первые раскопки организовали на Лысой горе в 1929 году. Ими руководил археолог, доктор исторических наук Отто Бадер. Находки ученых показали, что еще в V веке до н. э. на горе жили представители финно-угорского племени меря. Стоянки древнего человека, обнаруженные археологами, датируются примерно VI веком до н. э. Их назвали «городищами дьякова типа». Это были небольшие поселения с патриархальным укладом жизни. Люди объединялись по принципу родства или племенной общности. Они занимались подсечным земледелием — выжигали леса, а на освободившейся от растительности земле выращивали культурные растения. Также во время раскопок на Лысой горе были обнаружены изделия из кости и глиняная посуда I тысячелетия н. э.
Территория мистических ритуалов
Лысая гора своим видом выбивается из окружающего ландшафта. Она расположена посреди равнины, на ней практически нет растительности (отсюда ее название). С горой связано множество мифов и легенд. Одни считают ее местом поклонения нечистой силе, другие — центром шабаша колдунов, которые во время плясок вытаптывают все живое, а кто-то склоняется к версии, что в древности здесь приносили жертвы языческим богам. Ученые же полагают, что гора образована в результате движения пластов пород. А скудную растительность объясняют тем, что сильные ветра этой местности не дают семенам укореняться на склонах.