Диктанты по русскому языку для 4 класса

Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс

Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.   С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.

1 вариант 1. Выполнить полный разбор 8 предложения2. Указать склонение и падеж существительных в 8 предложении3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.

2 вариант1. Выполнить полный разбор: 1 предложения 2. Указать склонение и падеж существительных в 1 предложении 3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.

Контрольный диктант за первое полугодие

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.   С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.   Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.   Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное.2. Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 4 класс IV четверть

Карлуха — воронёнок. Живёт он во дворе. Тут он делает всё что хочет. Очень любит всё прятать.

Прячет — что в клюв попадёт: корки, кожуру от колбасы, камешки. Прячет он так. Шагает и по сторонам смотрит. Высмотрит местечко укромное — тык в него носом. Положит и сверху травой прикроет. Поглядит вокруг — не видит ли кто? И дальше пошагает.

Раз он пуговицу прятал. Сунул её в высокую траву и стал прикрывать. Колосок пригнёт — колосок распрямится. Ромашкой, метёлкой попробует — не выходит.

Старался-старался, а пуговица сверху лежит. Растерялся Карлуха. Да как каркнет от удивления! А сороки нахальные уже близко в кустах тарахтят. Перепрятал воронёнок пуговицу под кирпич. Но пуговицу у него всё равно украли. (По В. Бианки)

  • Выпишите из текста по три глагола I и II спряжения. Укажите их число и лицо.
  • Спишите предложения, вставьте близкие по значению глагол настоящего времени.

Однажды папа принёс Тане пучок зелёных прутиков. Это были смородиновые черенки. Разглядывает Таня черенки и удивляется. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Как же из этих палочек вырастет смородина?

В палисаднике перед избой принялась Таня землю вскапывать. Дерн снимает, комья разбивает, лопухи и репейники выкапывает. Нелегкая это работа. Зато земля стала рыхлой и мягкой. Затем разметила шнурком и колышками землю и посадила смородиновые черенки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики А ещё через год они зацвели и дали первые ягодки. Угощает Таня всех смородиной. А люди радуются и хвалят девочку. (По Е. Пермяку)

  • Выпишите из текста пять глаголов в настоящем времени. Укажите их лицо и число.
  • Разберите по составу глаголы вырастет, разбивает, хвалят.
  • Спишите текст, употребив глаголы в настоящем или будущем времени.

Сегодня (придти) гости. Мама (печь) пирог. Сестра (делать) уборку. Я (накрыть) на стол.

Мальчики Шура и Петя остались одни. В этот вечер мама с папой ушли в гости. Стемнело. Ребята умылись, разделись и лепи спать. Лежат и молчат.

В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает и шуршит. Сначала мальчики храбрились. Но вдруг Петя слышит -за дверью в сенях кто-то топает. Он как бросится Шуре на кровать! Закрылись с головой одеялом. Лежат тихо-тихо. А через одеяло всё равно слышно, как кто-то ходит и топает.

Но тут пришли мама с папой. Зажгли они свет. Петя и Шура им всё рассказали. Стали мама с папой смотреть во всех углах! Вдруг кто-то как пробежит вдоль стены. Смотрят – да это ежик!

Хотели взять его на руки, а он колючками колет. Закатали его в шапку и унесли в чулан. Так и прожил ежик с ребятами на даче всё лето. (По Е. Чарушину)

  • Измените глаголы по лицам и числам: слышит, лежат.
  • Составьте и запишите текст, используя пять-шесть глаголов-исключений.

Жители далёкой деревни забеспокоились. В их любимом лесу завёлся леший. Там девочки и мальчики ягоды и грибы собирали. А теперь как настанет ночь, кто-то в лесу хохочет, аукает, кричит. Да тут ещё стали пропадать молодые куры, утки, гусята. Дети и женщины даже днём перестали в лес ходить. Наконец, молодой крестьянин Егор вызвался помочь.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружьё и отправился в лес. Только утром он показался из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое. Одна рука у Егора была обмотана тряпкой. На тряпке — кровь.

Вытряхивает Егор из мешка невиданную птицу, мохнатую, с ушами и красными глазами. Она кривым клювом щёлкает, глазищами водит, острыми глазами землю царапает. Поняли люди, что за леший проказит. Это был филин. (По К. Ушинскому)

1. Запишите глаголы-исключения, значения которых указаны ниже, в 3-м лице единственного числа.

а) Вести стадо на пастбище.

б) Вдыхать и выдыхать воздух.

в) Воспринимать окружающий мир с помощью органов зрения.

г) Испытывать ненависть к кому-либо.

д) Не давать упасть, вырваться.

2. К данным устойчивым выражениям подберите близкие по значению глаголы в той же форме.

3. К каждой паре слов подберите один глагол так, чтобы в первом случае он был употреблён в прямом значении, а во втором — в переносном.

Проверочные диктанты по теме «Глаголы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени»

Что вокруг озера — видно, а что внутри — нет. Смотришь в воду, а видишь облака и деревья. Видишь то, чего там нет, а что есть — не видишь. Пока не опустишься в глубину.

Наверху растут привычные кусты, а внизу — подводные. В подводных кустах живут не птицы, а рыбы. Окуни присаживаются на коряги, как птицы на сучья. Наверху бродят звери, а внизу разве что рак проползёт. Наверху листья кувшинок широкие, а под водой они свёрнуты в кульки. Не увидишь на земле губки-бодяги — они растут на дне.

Опустишься под воду, оставишь всё на берегу: одежду, оружие и даже земные привычки. Захватишь с собой любознательность и терпение. Без них весь мир будет сплошным белым пятном. (По Н. Сладкову)

  • Выпишите из текста пять глаголов 2-го лица единственного числа. Укажите их спряжение.
  • Разберите по составу глаголы увидишь, захватишь.
  • Составьте и запишите предложения по схемам.

а) Кто? что делаешь? какую? что?

б) Куда? кто? что делаешь? когда?

А вершины их гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелёными язычками. К стволу прислонишься, как к плечу друга. Вот одно дерево. Плечо у него гладкое, скользкое. Это молодая берёзка. А этот ствол весь в пупырышках. Ты видишь осину. У этого дерева кора вся в бороздках. Похоже на морщинки или на кожу слона. Это кора дуба.

Когда живёшь всю жизнь с деревьями плечом к плечу — понимаешь их. И хочется стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По В. Бианки)

  • Выпишите из текста пять глаголов 2-го лица единственного числа. Укажите их спряжение.
  • Спишите пословицы. Вставьте пропущенные окончания глаголов.

Нет друга — так ищи, а найд.. — береги.

3. Подберите к данным глаголам антонимы в той же форме.

Роса на траве

Когда ты в солнечное утро пойдёшь в лес, то на листьях, на траве видны алмазы. Все эти алмазы блестят и переливаются разными цветами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. Поэтому капли росы катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, капелька скатится. И не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. А тихонько сорвешь такую чашечку — поднесёшь ко рту и выпьешь росинку. Росинка эта вкуснее всякого напитка покажется. (По Л. Толстому)

  • Выпишите из текста пять глаголов 2-го лица единственного числа. Укажите их спряжение.
  • Запишите глаголы в два столбика: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Вставьте пропущенные буквы. Готов..шь, сажа..шь, глад..шь, обеда..шь, выглад..шь, суд..шь, глота..шь, рису..шь.
  • Вспомните и запишите пословицу с глаголами 2-го лица единственного числа.

Утро в лесу

Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Не удержишься и выйдешь поутру на воздух. И тогда откроешь удивительный мир рядом с твоей палаткой. В рассветный час отчётливее слышишь звуки и видишь краски леса. Первые лучи солнца играют на влажной от росы траве. Суетливые муравьи уже проснулись и снуют между травинками. Утреннее пение птиц слушаешь с восторгом и почитанием.

Погуляешь по лесу, сядешь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься свежим воздухом. Умоешься росой и наполнишь бодростью своё тело.

  • Составьте и запишите пять вопросов с глаголами 2-го лица единственного числа.
  • Составьте из слов пословицы и запишите их. Глаголы поставьте в форму 2-го лица единственного числа.

а) Поспешить, людей, насмешить.

б) Тише, дальше, ехать, быть.

в) Что, посеять, то пожать.

г) Шило, в, таить, мешок, не.

Проверочные диктанты по теме «Глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ»

Попал солдат Прошка в денщики к Суворову. Обрадовался солдат, думал — повезло. Не надо будет рано вставать, заниматься военным делом-.

Но в первый же день рано утром будят Прошку, трясут за ногу. Открыл солдат глаза, смотрит — Суворов. Оказывается, Суворов раньше всех в армии поднимался. Приказал фельдмаршал притащить холодной воды и стал обливаться. Приказал Суворов Прошке тоже облиться. Ёжится солдат с непривычки, вскрикивает от холода, а Суворов смеётся.

Началась у Прошки не жизнь, а страдание. Устроит Суворов осмотр постов, и Прошка целый день в седле трясётся. Устроит ночью проверку караулов — Прошке снова не спать.

Хотел солдат обратно в роту попроситься. Потом привык, привязался к Суворову и служил ему верой и правдой. (По С. Алексееву)

1. Выпишите из текста три глагола на -ТЬСЯ, -ТСЯ. Поставьте к ним вопросы.

2. Подберите к данным глаголам синонимы в той же форме с суффиксом -СЯ.

3. Спишите стихотворение, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Где тут -ТСЯ? Где тут -ТЬСЯ?

Что делать? Учит..ся.

то делает? Учит..ся.

Из него получит..ся. (По Э. Успенскому)

Дело было в Крыму. Один мальчик пошёл ловить рыбу, начал спускаться с крутого и скользкого берега, увидел под собой острые камни и испугался. Остановился и с места сдвинуться не может.

А внизу, в море, был рыбак с дочкой. Девочка стала смеяться над мальчиком и показывать на него пальцем. Мальчику стало стыдно. Он стал притворяться, что сидит просто так. Он даже снял шапку и стал ею обмахиваться. Вдруг подул ветер, вырвал из рук мальчика удочку и бросил её вниз. Папа что-то сказал дочке. Она выскочила из лодки и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно.

Мальчик так рассердился, что забыл о страхе и кубарем скатился вниз. Он догнал девочку и схватил её за руку. Девочка засмеялась и отдала удочку. Она взяла её, чтобы мальчишка слез вниз. Раз трус, значит, и жадина. По Л. Пантелееву

  • Выпишите из текста три глагола на -ТЬСЯ, -ТСЯ. Поставьте к ним вопросы.
  • Спишите пословицы, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Умный любит учит..ся.

Счастье в воздухе не вьёт..ся, а руками достаёт..ся.

Две обезьянки-матери кормили своих детёнышей. Одна мартышка была старая, опытная мать и крепко держала своего малыша. А молодая мартышка всё время дремала. Сидит она, руки у неё разжимаются, опускаются — вот-вот ребёнок вывалится из рук и упадёт.

Увидала это старая мартышка и дёрнула её за ухо. Молодая мартышка проснулась и подхватила покрепче своего ребёночка. Снова мамаши рядом сидят и кормят своих ребят. Немного погодя молодая снова стала клевать носом и наклоняться. Тогда старая её легонько в бок легонько кулаком ткнула. Молодая снова вздрогнула, выпрямилась и обняла детёныша. Около клетки стоят люди и восхищаются обезьянками. Как они друг друга учат, какие умницы!

Но тут молодая обезьянка опять заснула. А старая как дёрнет её за хвост! И они давай драться! Дети на пол свалились, плачут. Вот тебе и умницы! (По Е. Чарушину)

  • Выпишите из текста по два глагола на -ТЬСЯ и -ТСЯ. Поставьте к ним вопросы.
  • Составьте и запишите словосочетания с данными словами. Спускаться, научиться, лечится, остаются.
  • Спишите загадки, допишите последнее слово. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Хоть горька она, но с ней

Будет кушанье вкусней.

Мясо коль поесть случит..ся,

Ароматна и вкусна.

Хорошо под солнцем ныне

Володя приехал на каникулы из училища. Не успел как следует оглядеться, со всеми поздороваться, как сестрёнка Варя сообщила ему новость. Ребята из их школы к лыжным соревнованиям готовятся. Мальчик схватил одежду и хотел к ребятам бежать. Но мама заставила его раздеться и сесть за стол.

За обедом Варя сказала, что тоже соревноваться будет. Володя удивился — Варя не умела кататься. Но девочка обиделась и по звала брата на улицу. Они побежал вперёд. Дальше по лыжне би трудный овражек. Всю дорогу мчишься хорошо, а там обязательно упадёшь. Но Варя всё же решила скатиться. Пригнулась, подняла1 повыше палки, нырнула в овраг, но упала.

Весь вечер брат учил Варю скатываться с горы. Девочка много раз падала, но победила трудный овражек. Варя шла домой и представляла, как катится по лыжне, обгоняет ребят и никаких трудных овражков не боится. (По Л. Воронковой)

  • Выпишите из текста по три глагола на -ТЬСЯ и -ТСЯ. Поставьте к ним вопросы.
  • Спишите пословицы, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

Проверочные диктанты по теме «Глаголы в прошедшем времени»

Был солнечный день. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка ездила от скамейки к скамейке. Она смешно растопыривала руки. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Тот катался хорошо. Он выделывал разные фокусы: ехал на одной ноге, кружился. Мальчики громко хвалили Витю.

Но вот мальчик круто завернул и наскочил на девочку. Она упала и ушибла коленку. Витя испугался за малышку и подъехал к ней. Но тут сзади послышался смех. Витя подумал — это мальчишки над ним смеялись. Он отвернулся от девочки и обозвал её плаксой.

Все трое взялись за руки и весело заскользили по льду. А маленькая девочка одна сидела на скамейке, тёрла коленку и плакала. По В. Осеевой

  • Выпишите из текста по три глагола, которые отвечают на вопросы что делал? что сделал?
  • Запишите глаголы в прошедшем времени. Понять — понимать, изменить наступать — наступить.
  • Спишите предложения, употребив глаголы в нужной форме. Удача (окрылил) спортсмена. Солнце (взошёл) на небо. Луг (пестрел) цветами.

Жили-были две лягушки. Одна была храбрая и сильная, другая — ленивая и трусливая. Вышли они однажды ночью погулять. Увидели дом и забрались в погреб. Прыгали там, прыгали и свалились в горшок со сметаной.

Стали они барахтаться, но стенки горшка были высокие и скользкие. Ленивая лягушка поплавала немного и перестала — всё равно не выбраться. А вторая лягушка — та не такая была. Не стала сдаваться. Из последних сил боролась с лягушачьей смертью.

И вдруг почувствовала под ногами что-то крепкое и надёжное. Посмотрела и видит — стоит она на комке масла. Вылезла из горшка и домой попрыгала. А вторая лягушка осталась лежать в горшке. (По Л. Пантелееву)

1. Выпишите из текста три глагола прошедшего времени. Выделите в них суффиксы.

3. Составьте и запишите два предложения о весне так, чтобы в первом предложении — глагол стоял в настоящем времени, а во втором – в прошедшем.

В гнезде чайки лежали три яйца. Одно яичко зашевелилось. Ему не терпелось. Будь его воля — выскочило бы из гнезда и покатилось по бережку. Вдруг яйцо захрустело. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И из дырочки высунулся клюв. Клюв раскрылся от удивления. Ещё бы: стало свежо и светло. И чайчонок вдруг струсил. Может, не стоит совать свой нос в незнакомый мир?

Но солнце грело. Покачивались зелёные травинки. Плескались волны. Чайчонок упёрся лапками в пол, и скорлупа раскололась. Малыш испугался и запищал.

Появилась в нашем мире новая чайка. Зазвучал в хоре голосов, голосищ, голосишек новый голосок. Он был робок и тих. Но он зазвучал. И его услышали все. (По Н. Сладкову)

  • Выпишите из текста по одному глаголу прошедшего времени женского, мужского и среднего рода. Выделите в них суффиксы.
  • Спишите словосочетания, употребив глаголы в прошедшем времени. Составьте и запишите предложение с одним из этих словосочетаний. (Упасть) в воду, (забежать) за тучи, (посмотреть) в окно, (сверкнуть) в небе.
  • Запишите глаголы, значения которых указаны, в прошедшем времени.

а) Проливать слёзы.

б) Возводить здание.

в) Рассыпать семена в почву.

г) Превращаться в жидкость под действием тепла.

Не везло Суворову на лошадей. Двух первых коней ранило в бою. Третья лошадь оказалась глупой. Но вот донские казаки подарили Суворову Мишку. Уши торчком, землю скребёт копытом. Не конь, а огонь! Понравился Суворову конь. Сдружились они с ним и понимали друг друга без слов.

Лихим оказался Мишка и в бою. Но и у лошади жизнь солдатская. В одном из сражений ранило Мишку в ногу. Захромал конь. Суворов докторов бранил, требовал вылечить Мишку. Но лечение не помогло. От хромоты конь не избавился.

Пришлось Суворову расстаться с верным товарищем. Отправил фельдмаршал коня к себе в имение. Коня чистили, выгуливали, хорошо кормили. Фельдмаршал долго помнил лихого донца. Лучше коня у него не было. (По С. Алексееву)

  • Выпишите из текста по одному глаголу прошедшего времени женского, мужского и среднего рода. Выделите в них суффиксы.
  • Подберите к данным глаголам синонимы и запишите их в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени, 2-го лица единственного числа и в форме прошедшего времени. Заметить, дремать, робеть, парить, бросать.
  • Запишите близкие по значению фразеологизмы парами. Кот наплакал, и был таков, капля в море, как ветром сдуло.

Проверочные диктанты по теме «Наречие»

Один раз меня послали в лес за грибами. Я набрал много грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, загремело, и пошел дождь. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния. Глазам стало больно от света. Я крепко зажмурился. Над моей головой что-то затрещало. Потом меня что-то ударило по голове. Я упал.

Я очнулся после дождя. По всему лесу капало с деревьев Звонко пели птицы. Ярко светило солнце. Моя одежда была мокрая. На голове была шишка. Было немного больно.

Я взял грибы и быстро побежал домой. Дома никого не было. Я лёг на печку и уснул. Когда я проснулся, в доме вкусно пахло грибами. По Л. Толстому

Варан собирает дань

След варана тянется через барханы от одного городка песчанок к другому. Песчаный крокодил собирает дань. Вот он появился и сунул морду в крайнюю нору. Под землёй сразу начинается переполох. Песчанки топают, возятся, перебегают из одних нор в другие. Пыль взлетает высоко вверх. А внизу под землёй уже хозяйничает варан. Он продирается сквозь лабиринты узких ходов и наводит ужас и панику. Достаётся тут и хозяевам, и жильцам. Песчанка замешкалась — очень хорошо. Удавчик заспался — тоже неплохо! Фаланга, скорпион, песчаный таракан — вполне съедобно. Молодая агама, геккон — лучше и не надо!

Но сегодня варану не повезло. Все тупики облазил, а нашёл только компанию бабочек. От жары они спрятались под землю. Бабочки — пища легковесная, суховатая. От неё в горле першит. Но и бабочками можно перекусить.

Высунул голову из норы, облизался, зевнул во всю зубастую щучью пасть и медленно, вразвалку пошагал дальше. Потянулся вараний след через барханы к новому городку. (По Н. Сладкову)

  • Выпишите из текста наречия, которые отвечают на вопросы куда? как? где?
  • Составьте и запишите небольшой текст на тему «В лесу», используя наречия.

Речка Берёзовка хоть и маленькая, да рыбная. А вот раков в Берёзовке нет. Перевелись, да и всё. Тиша с Ваней их давно не ловили. А в соседней речке Вертушинке раки не переводились. Только ходить туда было далеко. Через лес да ещё через болото.

Дед рассказывал Ване, что раков раньше много было. И Тишина бабушка это рассказывала. Предложил Тиша Ване наловить по корзине вертушинских раков и выпустить их в Берёзовку. Ваня отказался. Пока они разведутся, их ребята повыловят.

Не стал спорить Тиша, хоть и знал — нельзя всех раков выловить. Пусть сотня, а останется. А эта сотня много икры вымечет. Раков потом и не сосчитаешь. На этом и кончился разговор.

Прошёл год. Ваня и Тиша уже в третий класс перешли. Как раньше, в выходные удили рыбу. Однажды закинул Ваня крючок и поймал озорного рачонка. Обрадовался Ваня и показал рачка Тише.

А Тиша больше Вани обрадовался. Не зря он прошлым летом на Вертушинку ходил. Страшно было — один, через лес да ещё через болото. По Е. Пермяку

  • Выпишите из текста наречия, которые отвечают на вопросы когда? куда? как? где?
  • К данным наречиям подберите антонимы. Составьте и запишите с ними словосочетания.

Холодно, правильно, печально, тихо.

В бою под Фокшанами турки расположили свою артиллерию хитро. С тыла, за спиной, у них оказалось болото. Позиция для пушек — лучше не сыщешь. Сзади неприятель не пройдёт и с флангов не обойдёт. Спокойны турки.

Однако Суворов не побоялся болота. Прошли суворовские богатыри через топи. Как гром среди ясного неба напали они на турецкую артиллерию сзади. Захватил Суворов турецкие пушки.

И турки, и австрийцы, и сами русские осуждали манёвр Суворова — рискованно, дерзко. Хорошо, что прошли через топи солдаты. А вдруг не прошли бы?

Но прежде чем пустить войска через болота, Суворов отрядил бывалых солдат на разведку. А те вдоль и поперёк излазили топи и выбрали надежный путь для своих товарищей. Суворов берёг солдат и действовал наверняка. Однако мало кто про это знал. По С. Алексееву

  • Замените фразеологизмы наречиями и запишите их. Сломя голову, спустя рукава, как курица лапой, высунув язык.
  • Вспомните и запишите две-три пословицы с наречиями.

Диктанты за 4 четверть

Вот тебе и весна

В полдень от горячего солнца плавился снег. Вокруг нашего дома он покрылся чёрной пылью. Я дотронулся ладонью до грязного снега. Вокруг неожиданно появилось белое пятно. Это мельчайшие жучки разлетелись в разные стороны. Ранней весной от тёплых лучей оживали жучки, паучки, комарики.Талая вода ушла в глубь снега и разбудила спящего под снежным одеялом маленького лягушонка. Он отправился к болотцу. К вечеру мороз крепко натянул свои вожжи. Малыш круто повернулся к тёплой норке. Еле спасся от мороза. Вот тебе и весна! (84)

Слова для справок: неожиданно, еле.

Летний дождь перестаёт. Ты смотришь на небо. Оно голубеет. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица-радуга. Запах полевых цветов заполняет всю местность. Из-за леса выплывает солнце. Дождевые капли тяжело падают с листочков и травинок. Каждая из них сверкает, искрится. От земли идёт легкий пар. Воздух свеж. Что-то кричит с ветки птица. Солнце освещает высокую сосну с гладким стволом. Вдруг вижу под сосной красавца с тёмной головкой на крепкой ножке. Это гриб боровик. Вот повезло! (79)

Слово для справок: что-то.

Ночь подошла к концу. Зажглась на небе алая полоска зари. Утренний ветерок проснулся в вершинах берёз. Тихим перезвоном отозвались ему обледенелые ветки высоких сосен. Лес наполнился шуршанием, шелестом. Вот хрустнула ветка. Живая струйка воды выбежала из-под глыбы снега и понеслась к оврагу. Под старой ёлкой было ещё много снега. Он напоминал о зимней стуже.Вдруг полилась тихая, робкая песня. Это подала голос зарянка. Рано возвратилась она на родину. Холодные стояли ещё наши леса. Птичка проснулась чуть свет. Чудесные звуки её песни разбудили лес. (85)

Слово для справок: зарянка.

Ранней весной тётка Дарья подарила мне цыплят. За лето они все подросли и оказались шустрыми петушками. Я кормил их пшеном. Утром я выходил на рыбалку. Петушки бежали за мной до самой реки.По дороге я всегда останавливался у одного места. Солнечные лучи там сверкали, переливались на водной поверхности. Низко над водой свисали кусты ив. Я долго смотрел, что происходит в глубине реки.Иногда там разгуливала стая рыб. Рыба не брала насадку на удочке. Она была очень осторожной. (79)

Слова для справок: цыплята, иногда.

Представь себе шумную ярмарку. Гудит белокаменная Москва. Ровными рядами стоят огромные кадки с брусникой и капустой, с крепкими грибками и солёной рыбой. На длинных лавках лежат вкусные пряники. На них красуются рисунки. Много всякого товара. Ярче солнца блестят, сверкают красками игрушки. Ты подходишь и трогаешь их. Вот звонким голоском залилась свистулька. А сколько здесь героев русских сказок! Ты выходишь к площади. Там веселит всех Петрушка. Он умён и находчив. Весело смеётся над глупостью и трусостью. (77)

Слова для справок: ярмарку, белокаменная, красуются, смеётся.

Стоял тёплый солнечный день. В небе лёгкими лоскутками замерли облака. С верхушки ёлки полилась весёлая песня. Её пела маленькая птичка с бойким хвостиком. Где-то работал дятел.На берегу извилистой реки стояли ёлочки. Мой глаз заметил жёлтые пятнышки в зелёной траве. Это были чудные рыжики. Началась охота за каждым грибком. Они прятались за кочками, под еловыми ветками. Я поднял тяжёлую ветку. Кучка рыжиков сидела там. Я засыпал дно корзины этими солнечными грибками. (73)

Слово для справок: где-то.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.   Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.   Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Диктанты за 2 четверть

Чудесен был вид зимней природы. Лучи солнца освещали холодным светом всю местность. На скатерти снегов видны были следы зверей и птиц. Склонив тяжёлые головы, застыли вековые ели. От ёлки к ёлке прыгал пушистый зверёк. С дерева падали шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал валить хлопьями снег. Мы подъехали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки. (72)

Мы подошли к изгороди. Дом стоял в прекрасном саду. На клумбе росли чудесные цветы. Это были колокольчики. Они весело звенели от ветерка. Вдоль дорожки росли ромашки. Мохнатый шмель подлетал к ним и громко жужжал.   Сад тянулся далеко. За садом начинался лес. Этот лес подходил к самой речке. В густых кустах жил соловей. Каждый вечер он пел свою чудесную песню. Люди слушали соловья и улыбались. В этой песне было много тепла и радости. (73)

Первый месяц зимы

Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегают тяжёлые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надёжно защищает растения. У подорожника, земляники под снегом зелёные листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полёвки. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда зима снежная. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре бывает и оттепель. (73)

Слово для справок: косуля.

Пришла дождливая осень. Вся семья дома. Илья смотрит на мать. Она шьёт, наклонив голову. Мама худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами. Мама поздно приходит домой, готовит обед. Осенними вечерами много читает, помогает Илье делать уроки. В комнате почти темно. Только маленький уголок освещён золотистым светом. Это у кроватки сестрёнки сидит мама и рассказывает сказку. Сколько забот и тревог ложится на худенькие плечи мамы! С мамой всегда тепло и радостно. (70)

Слова для справок: наклонив, освещён, ложится.

Листья на деревьях потемнели и побурели. Ветер кружил их по воздуху. Тяжёлые осенние тучи сыпали на землю снег и град. На крыше избушки сидел ворон и каркал от холода. На поверхности пруда появились льдинки.   Зима настала холодная. Лёд трещал от мороза. Бедный утёнок плавал по воде без отдыха. Полынья становилась всё меньше. Бедняжка выбился из сил, лёг и примёрз ко льду. Ранним утром птицу заметил крестьянин. Он взял её домой. (72)(По Г. X. Андерсену)

Слова для справок: полынья, примёрз.

Я остановился на покатом склоне к Волге. Из-под ноги выпорхнул жаворонок. Я нагнулся и увидел гнездо. Там лежали серенькие яички. Какой чудесный вид на Волгу выбрала птица! Я назвал ее Волжанкой.Другая птица устроила жилье на опушке березняка. Гнездо было свито в густой траве. У самой дороги над молодой ольхой ещё одно гнездо. Сидят птицы в гнёздах, смотрят на меня и не улетают. Они ко мне привыкли. (69)(По И. Васильеву)

Слова для справок: увидел, устроила, на меня, ко мне.

Вчера я прощался с осенним лесом. Берёзки-подружки стояли молча. Кое-где листочки одиноко пылали на солнце. Они готовы были упасть с берёзки и лететь по тропинке в чащу. Листочки осины, липы, ясеня лежали пышным ковром.   Хорошо в осеннем лесу! Самый тихий звук разносился далеко по окрестности. Послышался хруст. Это лось зацепился за дерево ветвистыми рогами. Со стороны болота потянуло прохладой. Под свист ветра налетела туча. Пошёл дождь со снегом. (70)

Слова для справок: кое-где, ясень.Примечание. Предупредить учащихся о постановке дефиса: берёзки-подружки, кое-где.

Прогулка к озеру

Стоял чудесный солнечный день. Я сидел в беседке и читал. Отец позвал меня на прогулку к озеру. Мы шли по узкой тропинке. Вот и озеро. Оно дремало под первым льдом. Ступать на хрупкий лёд мы не решались. Я стал осматривать подлёдное царство.   На дне я заметил лягушек. Оказывается, осенью лягушки собираются в группы и вместе уходят в водоёмы на зимнюю спячку. Вот так я узнал о жизни лягушки зимой. (72)

Слова для справок: оказывается, собираются, водоёмы.

Около деревни аисты устроили на дереве гнездо. В гнезде вывелись птенцы. Однажды люди узнали о гибели одного аиста. Птенцы всё время просили есть. Аисту было трудно прокормить их.   Шли с речки ребята. Один мальчик снял со связки рыбу и протянул на шесте птенцам. Аистята испугались, попрятались. Вдруг один птенец схватил рыбку и съел. Ребята стали помогать аисту кормить птенцов. Каждый день они ловили в речке рыбу для аистят. (70)

Прокричали сонные петухи. Яшка сидел на постели и смотрел в окно. Наступал рассвет. Мальчик взял на крыльце удочки и выбежал на улицу. Деревня была укрыта пуховым одеялом. Туман медленно плыл по земле. Яшка побежал по тропинке к сеновалу. Там спал его друг. Он приехал из города. Яшка свистнул. Выглянул Володя. Его глаза блестели. Он быстро спустился по лестнице. Ребята молча шли по деревне. Туман отступал. Брызнули яркие лучи солнца. (70)

Слово для справки: сеновал.

Многие жители города держали голубей. На крыше нашего сарая была голубятня. Отец с фронта не вернулся. Голубятня опустела. Однажды к нам приехал фронтовой товарищ отца. Он подарил матери и мне почтовых голубей. Я назвал их Кай и Герда. Каждое утро я бежал к голубятне. Я очень привязался к Каю и Герде. Летом я гостил у бабушки. Из деревни я посылал весточку маме. Моими почтальонами были голуби. (67)

Слово для справок: почтальон.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.   Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.   Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.  На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.   Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

По А. Гайдару

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.

Диктанты за 3 четверть

Наш маленький сад навещали пернатые обитатели лесов и полей. Дети часами следили за дятлом. Он с силой долбил крепким клювом старую сосну. По стволу и сучьям бегали суетливые поползни. Дети закрепили в развилке веток дощечку и насыпали корм.Они до тонкости узнали птичьи вкусы. Синицы не любили пшено, но очень любили подсолнухи. На мясные обрезки накидывались пугливые сойки. Отважные маленькие воробьи отгоняли от кормушки надутого снегиря. Жизнь птиц была интересна детям. Поздним вечером они возвращались домой. (78)

Слова для справок: обитатели, суетливые, накидывались.

Из богатого и славного города Суздаля приехал со своей дружиной князь Юрий Долгорукий. Полюбился князю удобный для обороны холм. Это место слияния узенькой лесной речки Неглинной с полноводной Москвой-рекой.Место было тихое, водное, рыбное. Обнесли воины холм высоким валом, поставили крепкие ворота. Быстро строились дубовые княжеские терема. Москва всем полюбилась. Она укрепилась и объединила окрестные земли под свою сильную и уверенную руку. Москва стала центром всей великой Руси. (69)

Слова для справок: Суздаля, Долгорукий, Неглинной.

Весна на севере

В начале мая я уехал из Москвы на север. Как хорошо в эту пору в суровом лесном краю. Природа здесь ликует после долгого зимнего сна. Весной на севере ночь тает, словно остатки льда на реках и озёрах. Ют сплошной темноты зимой идёт переход к летнему дню. Солнцу надо успеть растопить глубокие зимние снега, прогреть озябшую землю. Недолго гостят на севере весна и лето. Вот солнце и спешит в этот короткий срок дать побольше тепла и света. (79)

Медленно иду от полянки к полянке. Сходит снег. Но лес не пробудился. Стоят холодные утренники. Только орешник да ольха ожили и выбросили бурые серёжки. В урожайную осень орешник щедро одарит и человека, и лесного зверя орехами. А какая польза от серой ольхи?Сходи в лес солнечным мартовским днём. Среди голого леса стоит чудесное дерево. Это ольха. Она вся унизана серёжками. Красавица купается в лучах солнца. От ветерка на землю слетают желтые облачка пыльцы. Весь год будешь помнить праздник ольхи! (80)

Слова для справок: унизаны, купается.

Все леса хороши с их грибным воздухом и волшебным шелестом листьев. Особенно хороши горные леса около моря. В них был слышен шум далёкого прибоя. С моря постоянно полз седой туман. От обилия влаги быстро рос мох. Он спадал с веток зелёными прядями до самой земли. В горных лесах поселилось весёлое эхо. Оно подхватывало любой звук и несло через скалы. По ночам гулко стонали, скрипели сосны и ели. По их вершинам бойко пробегал ветер и сбрасывал на землю шишки. (80)(По К. Паустовскому)

Слова для справок: от обилия, подхватывало.

Мы вышли к избушке. Она стояла на берегу чудесной реки Вишеры. Вековые пихты и ели охраняли её. В тёмном окне блеснул луч солнца. На крыше сидел коршун. Он плаксиво закричал и перелетел на верхушку ели. Мы вошли в избушку. Тишина. На столике у окна стояла банка сгущёнки. Геологов не было дома. Они целый месяц работали в тайге. В избушке мы прожили три дня. Здесь мы оставили чай, сахар, сухари, крупу. Таков закон тайги — делиться с друзьями своими запасами. (79)

Слова для справок: Вишеры, сгущёнки, геологов.

На серых камнях видны рисунки. Я осмотрел их. Они удивительно хороши. Мне показалось, что я ощутил тепло древних художников.Это было около города Беломорска, на реке Выг. Лоси и рыбы, медведи и киты, моржи и белухи были выточены на твёрдом камне.Человек учился мирно жить с родной природой. Вода и огонь, солнце и звёзды, ветер и звери были объектами его поклонения. Начался дождь. Вода смыла пыль. Древние рисунки чётко выделились на старой скале. Природа решила показать работу мастеров. (80)

Слова для справок: Беломорска, Выг.

Наступила поздняя весна. Лес покрылся зелёной листвой. Над высоким обрывом висело засохшее дерево. Сколько лет этому лесному старику? К нему подлетела весёлая птичка. Это чиж. Он посидел, огляделся. Вот он вспорхнул, сел на сук ближнего дерева и радостно зачирикал. В хвойном лесу у него есть своё маленькое уютное гнёздышко. Там пять крошечных чижат. В начале весны к звонкой весенней капели присоединилась весёлая песня чижа. Чиж похож на воробья. Он защищает наш лес от вредителей. (76)

Слова для справок: вспорхнул, присоединилась.

Как легко засыпать в тишине ночной тайги. В костре шипели сырые дрова да постреливали сучья. Я открыл глаза. Высоко в небе холодно сверкал острый месяц. Над палаткой с шумом пролетела ночная птица. Я не смог её разглядеть.Ветерок тронул ветви деревьев. Послышался плеск воды. Это были первые звуки утра. Просыпалась тайга.Я спустился к реке. Сквозь туман заметил большого зверя с ветвистыми рогами. Он пил холодную воду. Я подкрался к нему. Это был лесной великан — лось. (78)

Идёт последний месяц весны. Под лучами майского солнца всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. Развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева.Но вот грянули холода. Утренний туман не поднялся колечками с лесной полянки. Он замер и лёг пушистым инеем на землю. Тишина в лесу. Певчие птицы молчат, они боятся застудить своё горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. Все ждут тепла. Природа устала от зимних холодов. (81)

Слово для справки: боятся.

Удивительная в лесу тишина. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Летит ленивая паутинка от берёзки к берёзке.Хорошо идти по такому лесу от одной полянки к другой. Чудный запах разлит по всей местности. Идёшь и с каждым шагом отпиваешь глоток чистого воздуха.На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он что-то ловил, а поймать не мог. Малыш перекатывался, хватал, кусал, сердился. Он ловил свою тень. Она от него ускользала. Медвежонок переваливался с боку на бок. Он устал и сел. Послышался шум. Медвежонок бросился в кусты. (86)По Н. Сладкову

Слово для справки: что-то.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.Валя кинулась к брату. Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.   Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.   Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

По Н. Артюховой

Диктанты за 1 четверть

Сейчас поздняя осень. В окошко виден первый снег. Он закрыл землю. Крапива, ржавый репейник торчат из-под снега. Утром я с Ильёй собрался съездить за дровами в лес. Мать топила печку. Я ленился, лежал и смотрел, как она ставит в печь чугуны. Мы позавтракали. Я достал сани, стряхнул труху от сена. Наши дрова были на опушке леса. Я сложил их там под ёлкой. (64)

Слова для справок: виден, сложил.

Закат утонул в лесах. По берегу озера из леса шло стадо. Увидев дом, коровы замычали и зазвенели колокольцами. Из домов выходили женщины и звали своих Ночек, Пеструшек, Зорек, Чернушек. Стадо гнал пастух Василий. Он ходил в резиновых сапогах, на плече носил сумку, в руках был кнут. Хозяйки уважали Василия, угощали его вкусным обедом. Особенно хороши были щи с мясом у бабки Наталии. (63)

Лесная дорога пошла через поле — стала полевой. Она дошла до деревни и превратилась в деревенскую улицу. По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой щепой. От ветра и времени щепа на домах посерела.Я остановился у колодца, взял ведро, зажмурился и глотнул воду. Вода была студёной. От неё сразу заныли зубы. Я глотнул ещё раз и почувствовал запах близкой зимы. (66)

Слова для справок: студёной, от неё.

Мы шли дорогой, потом свернули на узкую тропу. Она петляла среди ёлок. К вечеру мы вошли в деревню. Она стояла высоко над озером. От деревни к озеру сбегали ряды яблонь, огороды. Старая берёза у крыльца дома была ослепительной и золотой.Мы вошли в калитку, сели на лавку. Хозяин угостил нас вкусной картошкой, красными помидорами, хрустящими огурцами. Закат спрятался за лесистый берег. Стемнело. (64)

Изменения в природе

Стояла золотая осень. Горел, полыхал осенний лес. Багряные круги плыли перед глазами. Горячими казались гроздья рябин. К рябине подлетела птица и села. Грудка у неё была оранжевая, на крыльях голубые пятнышки. Это сойка. Она распушила крылья, что-то прокричала и скрылась.Осень быстро кончилась. Ветер пообрывал с деревьев последние листья, обломал сухие сучья. Поздним вечером выпал снег. Все радостно вздохнули. Здравствуй, первый снег! (65)

Слова для справок: у неё, что-то.

Внезапно кончился дождь. На ветвях ивы что-то засияло и сползло на землю. Это был сверкающий колобок. Он покатился к реке и вдруг подпрыгнул. Ослепительный свет от него резал глаза. Около огненного колобка горела радуга. Засияли кусты, деревья, река.Вдруг померк его свет. Колобок раздулся и стал огромным тёмным шаром. Грохнул взрыв. Это была молния. Иногда во время грозы появляются такие шаровые молнии. Они очень опасны. (66)

Слова для справок: что-то, от него, внезапно, появляются.

Птицам к зиме

Стаи птиц потянулись на юг. Но многие птицы остались зимовать. Синицы, поползни, дятлы не боятся холода. Им страшен голод. Зимой девять птиц из десяти погибают. А ведь их можно спасти. Развесь кормушки. Птицы быстро найдут их и станут прилетать. Память у птиц хорошая. Для корма собирают семена арбузов, дынь, тыквы. Синицы, поползни съедают их охотно. Они выдалбливают дырочку в кожуре и достают вкусные зёрна. (67)

Слова для справок: боятся, выдалбливают.

Наступил тихий вечер. Он принёс прохладу. Я сидел на ступеньках крыльца и смотрел на солнце. Огненный шар садился за горизонт. На деревьях перекликались золотистые иволги. На дорожку выпрыгну­ли лягушки. Я сидел тихо. Лягушки вышли на охоту. Одна из них прыгнула на ступеньку крыльца. Тёплые ступеньки привлекали мошек, букашек, мотыльков. Лягушка тихо шлёпала по настилу крыльца. Розовым язычком она мгновенно хватала свою добычу. (64)

Слово для справки: привлекали.

Володя и Ася учились в одном классе. Володя рос сильным и здоровым мальчуганом. Ася часто болела. Володя помогал ей готовить уроки. Однажды Ася поранила ногу гвоздём. Нога посинела, распухла. Девочка не могла ходить в школу. Володя стал привозить Асю в школу и отвозить домой на саночках. Санки легко скользили по гладкой дорожке. Сначала ребята смеялись над ними. А потом перестали. Вскоре Ася поправилась. (64)

Слова для справок: привозить, сначала.

Уродилась славная рожь. Её скосили и обмолотили. Отец принёс другой мешок отборной ржи. Утром он уехал на мельницу и вернулся вечером с мукой. Бабушка Наталья встала чуть свет и затопила русскую печь. На капустный лист она положила каравай и на лопате отправила его в печь.   Прошло много лет. Но я помню чудный запах и вкус этого каравая. На зубах хрустела золотистая корочка. Бабушка улыбалась. (66)

Слова для справок: принёс, положила.

Вот и осень! Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. Лес готовился к зиме. Мягкий слой опавших листьев надёжно укрыл землю. На могучих дубах ещё держалась ржавая листва. Стало в лесу скудно и холодно.  Мы подъехали к озеру. Около, берегов оно было засыпано жёлтыми листьями. По воде пробегал резкий ветер. Отцвёл тростник. Улетели последние гуси. На пороге глубокая осень. (65)

Проверочные диктанты по программе «Планета знаний»

Сентябрь. Вводный (диагностический) диктант (проводится на материале итогового диктанта за 3 класс).

Сентябрь — октябрь. Диктант с творческим заданием.

Слова на неизученные правила выделены подчеркиванием.

Учительница Алла Фёдоровна прочитала школьникам заметку из местной газеты. В ней детский врач давал интервью. Он объяснял причины частой болезни детей осенью. Лекарство от простуды и гриппа помогало лечить их. Но врач советовал укреплять здоровье. Человек должен сам оказать себе помощь. Чтобы не болеть нужно делать зарядку, принимать душ, есть фрукты и овощи.   Друзья Стас и Гриша решили ходить в бассейн. А что сделал ты для своего здоровья? (68 слова)

Настала ночь. Но город не спит. Вот засияло жёлтыми огнями здание. Это вокзал. Отсюда отъезжат поздние пассажирские поезда в Казань, Уфу и другие города.   Кипит работа в пекарнях. Здесь для горожан пекут вкусный ржаной и пшеничный хлеб. Завтра люди будут рады свежему хлебу.   С резким вом пронеслись большие машины. На них толстые шланги, длинные лестницы. Это спешат пожарные. А вдруг ночью человеку стант плохо? Кто придёт к нему на помощь? (70 слов)

Октябрь. Контрольный диктант за 1 четверть

Знаешь ли ты что картофель в России считают вторым хлебом? Из него готовят разные блюда.   Свари картошку в солёной воде. Разомни её и добавь молоко. Получишь вкусное пюре. Это блюдо стало любимым для многих детей и взрослых.   Картошку можно пожарить. Такое угощение хорошо и к праздничному столу. Хрустящие ломтики съедаются с большим аппетитм!   Запомни! Зелёный клубень картофеля ядовит. Его не употребляют в пищу а используют для посадки нового урожая. (69 слов)

Любишь ли ты цирк? В Москве есть замечательный цирк. Он носит имя Юрия Никулина. У главного подъезда стоит памятник знаменитому клоуну. Цирк Никулина знают во всём мир. Каждое представление — это праздник.   Гаснет свет. Яркий луч освещает купол. Высоко над головами зрителй воздушные гимнасты. Сердце бьётся от страха за них!   А вот дрессировщик выводит большого медведя. Мишка в пышной жёлтой юбк. Он сделал поклон и стал танцевать.   Сколько радости дарит людям цирк! (71 слово)

Декабрь. Контрольный диктант за 2 четверть

В зимнем лесу наступает ночь. По стволам, ветвям и сучьям толстых деревьев постукивает мороз. На низких кустиках искрятся серебром снег да иней. В тёмном неб вспыхивают яркие звёзды. Они освещают алмазную скатерть снегов. Ничто не нарушало ещё этой удивительной красоты.   Кто же первым проложит здесь дорожку своих следов? Как сказочный часовой сидит на голом суку головастый совёнок. В ночной темноте он один наблюдает, следит за скрытой от людей жизнью леса. (71 слово)

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся их семья выходит гулять. Взрослые ежи маленькими лапкми роют землю, достают корешки и едят. Ежата играют, резвятся.   Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака покатила зверька к пруду. Ёж плюхнулся в воду, поплыл. Я отогнал Весту.   Весной под крыльцом обнаружили только старого ежа. Куда девались остальные? они переселились. И только старый ёж не захотел покинуть наш дом. (74 слова)

Февраль. 3 четверть.

Это хвойное дерево часто можно встретить в лесах России. Его прямой ствол покрыт тонкой красноватой корой. Крепкие ветви с зелёной хвой широко раскинуты. На них шишки разных размеров. Узнаёшь ли ты это дерево? Это сосна.   Сосну считают символом жизни. В сосновых лесах легко дышится. А как красив сосновый бор! Приятно пахнет смолой. Вершины сосен уходят в небо. Кроны деревьев пропускают свет солнца. Сосна не выносит тени. В травянистом ковре соснового бора рстут брусника, черника. (74 слов)

Иван Иванович Шишкин — известный русский художник. Всю свою жизнь он изучал русский лес, русскую глушь. Шишкин сумел удивительно точно изобразить природу России. В этом мастерстве он не имеет равных.   Посмотри на его картины. Перед нами встают раздольные поля, могучие леса. Там каждое дерево, куст, всю местность можно разглядеть в мельчайших деталях. Словно идёшь по сосновому бору и вдыхаешь его целебный воздух. С какой любовью художник изображает каждую травинку! По картинм можно объяснитьусловия жизн растений. (75 слов)

Март. Контрольный диктант за 3 четверть

Почему Россию называют страной лесов? Здесь бекрайние лесные просторы. В северной части страны хвойные леса. В них рстут сосны, ели, кедры. Эти деревья прекрасны в любое время года.   Мохнатые ветки пушистой ели похожи на большие лапы. Они укутывают весь ствол лесной красавицы. С веток свисают длинные шишки. Солнце золотит их своими лучами. На лесной опушке редко увидишь сиротливую ель. Это дерево не переносит одиночества. Зимой в полях бушует вьюга а в ельнике — тишь. Только над головой раскачивает ветер еловые маковки. (80 слов)

У памятника Лермонтову

Вечер. Стихает городской шум в Пятигорске. У горы Машук особенно хорошо. Идёшь по дорожке и вдыхаешь запах осеннего леса. От ветки к ветке бежит свежий ветерок. Мы подходим к памятнику Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Он установлен на месте гибели великого русского поэта.   Люди чтут память о нём. У подножья памятника цветы. В день рождения поэта школьники устраивают праздничные чтения, выставки рисунков. Вот акварельные работы детей. На этом рисунке скачет всадник среди скалистых гор. А здесь идёт бой с могучим барсом. (79 слов)

Апрель. 4 четверть.

Летом сильно греет солнце. На сухом месте высыхают мхи, хвоя, трава. В это время в лесах России часто бывают пожары.   Страшн пожар в хвойном лесу. Легко вспыхивают хворост, молодые ёлочки и сосны. Огонь подкрадывается к старым деревьям. Он бежит от ветви к ветви. В огне гибнут растения и животные. Должны пройти долгие годы чтобы на этом месте вырос новый лес.   Причиной пожаров бывают удары молний. Много бед прносит лесу и человек. Не разводите костры в лесу! Берегите лес! (78 слов)

Над заливным лугом где много весенних луж летают чибисы. Они ныряют в воздухе, кувыркаются. Яркое солнце позолотило всю окрестность. Его лучи блестят в гладкой луже и на зелени трав.   От кочки к кочке прыгает чибис помахивая лёгким хохолком из длинных перьев. Весело смотреть на него!   Чибисы умеют защищать свои гнёзда. Вот кружит ястреб. Чибис стремительно взлетает и переходит в атаку. Ястреб увёртывается, но не отступает. И тогда чибис издаёт прнзительный крик. Со всех сторон несутся птицы и гонят грозного врага. (80 слов)

Оцените статью
Экодиктант - Помощь