Начальная школа – 17
Безударные непроверяемые гласные А и О в корне / Решений – 279
Безударные непроверяемые гласные Е и И в корне / Решений – 139
Безударные непроверяемые гласные в корне / Решений – 116
Безударные проверяемые гласные в корне / Решений – 198
Безударные проверяемые гласные в корне / Решений – 126
Безударные проверяемые гласные в корне / Решений – 81
Буквы И и Ы после Ц / Решений – 76
Буквы И, У, А после шипящих / Решений – 103
Гласные Е и И в суффиксах -ЕК и -ИК / Решений – 52
Имя существительное. Буквы Е и И в окончаниях существительных / Решений – 57
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных / Решений – 47
Непроизносимые согласные / Решений – 94
Парные звонкие и глухие согласные / Решений – 49
Парные звонкие и глухие согласные / Решений – 61
Парные звонкие и глухие согласные / Решений – 39
Парные звонкие и глухие согласные / Решений – 30
Разделительные Ъ и Ь / Решений – 123
Пожалуйста объясните постановку запятых в тексте.
Когда-то в детстве я видел в зверинце пантеру, поразившую мое воображение и надолго полонившую мысли. Она была непохожа на других зверей, которые бессмысленно дремали или злобно смотрели на посетителей. Из угла в угол, по одной и той же линии, с математической правильностью ходила она, каждый раз поворачиваясь на одном и том же месте, каждый раз задевая золотистым боком за один и тот же металлический прут решетки. Хищная острая голова ее была опущена, и глаза смотрели перед собой, ни разу, никогда не поворачиваясь в сторону. Перед ее клеткой целые дни толпился народ, говорил, шумел, а она все ходила, и ни разу гл Когда-то в детстве я видел в зверинце пантеру, поразившую мое воображение и надолго полонившую мысли. Она была непохожа на других зверей, которые бессмысленно дремали или злобно смотрели на посетителей. Из угла в угол, по одной и той же линии, с математической правильностью ходила она, каждый раз поворачиваясь на одном и том же месте, каждый раз задевая золотистым боком за один и тот же металлический прут решетки. Хищная острая голова ее была опущена, и глаза смотрели перед собой, ни разу, никогда не поворачиваясь в сторону. Перед ее клеткой целые дни толпился народ, говорил, шумел, а она все ходила, и ни разу глаза ее не обратились к смотрящим. И немногие лица из толпы улыбались; большинство серьезно, даже мрачно смотрели на эту живую картину тяжелого безысходного раздумья и со вздохом отходили. А отойдя, еще раз недоумевающе, пытливо оглядывались на нее и вздыхали, как будто было что-нибудь общее в судьбе их, свободных людей, и этого несчастного плененного зверя. И когда впоследствии со мной, уже взрослым, люди и книги заговорили о вечности, я вспомнил пантеру, и мне показалось, что я уже знаю вечность и ее муки.аза ее не обратились к смотрящим. И немногие лица из толпы улыбались; большинство серьезно, даже мрачно смотрели на эту живую картину тяжелого безысходного раздумья и со вздохом отходили. А отойдя, еще раз недоумевающе, пытливо оглядывались на нее и вздыхали, как будто было что-нибудь общее в судьбе их, свободных людей, и этого несчастного плененного зверя. И когда впоследствии со мной, уже взрослым, люди и книги заговорили о вечности, я вспомнил пантеру, и мне показалось, что я уже знаю вечность и ее муки.
Контрольная работа по русскому языку
10 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям
государственных образовательных стандартов и учебной программы;
проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного
письма; определить уровень сформированности специальных умений по разделам:
«Фонетика», «Лексика», «Фразеология».
К середине лета волчонок подрос, окреп и ничем не отличался от
аульных щенков, своих однолетков. Но жизнь в ауле была для него неволей.
Пастушьи псы не хотели с ним примириться. Рычащие, ощерённые пасти
встречали его всякий раз, когда он отваживался показаться из юрты. А в юрте
волчонку было тесно, душно и скучно. Ему хотелось в степь, в высокие
многоцветные травы, в неизведанный простор.
Однажды рослый черно-пегий пёс отогнал волчонка от его юрты,
повалил и долго мял тяжёлыми клыками. Подоспели другие псы и с
упоенным лаем принялись хватать серого за ноги и за бока. Прибежали дети
и взрослые, едва отбили волчонка. Потрепанный, искусанный, он отполз к
юрте, сел к ней спиной и беззвучно оскалил белозубую пасть. «Гордый! –
К исходу лета волчонок стал уже мало похож на аульных псов
Генастый, как телёнок, крутогорбый, как бык, он перерос их всех.
Теперь он не убегал от черно-пегого пса, а собаки перестали задирать
его. Едва он поворачивал к ним лобастую каменносерую морду, те кидались
врассыпную. Обычно собаки, завидев его, держались сворой. И он и они
всегда были настороже.
1. Выполнить фонетический разбор слов:
2. Дать толкование слов:
3. Составить синонимический ряд со словами:
Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо
притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может,
поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних
морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах, оживал во мне
светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце
Люди, которые не порывают связь с природой, не могут почувствовать
себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, попрежнему раскрыт
перед ними прекрасный солнечный мир. Всё чисто, радостно, удивительно и
привольно в ослепительном этом мире! И, как в далёкие дни детства, над
головой усталого путника, прилёгшего отдохнуть после утомительного
похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит,
высматривая дорогу, ястребканюк.
Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними
облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил
поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди
4. Выполнить синтаксический разбор предложений, обозначенных
Стоял февраль. С самого Крещенья держалась ясная погода без ветров
и метелей, с крепкими, сердитыми морозами. Глубокий снег ни разу не
сгонялся паводками и теперь, скованный ноздреватым настом, мирно
покоился на полях. Благодаря отсутствию ветров, снег этот покрывал землю
ровною, слегка волнистою пеленою; даже вокруг жилищ не было сугробов.
Дороги, не заносимые позёмкою и не заметаемые метелью, были
превосходны. Сани не ныряли по ним, как по волнам бушующего моря, и
даже ночью путник не мог бы сбиться с них, ибо отчётливо чернелись на
сером фоне зимней ночи правильные ряды соломенных вешек, ещё не
разнесённых бурею по степи и не поникших под напором бешеных снеговых
волн. Небо не завешивалось мглою и не закрывалось хмурыми тучами, но с
неутомимой яркостью синело и сверкало. Зори не погорали, зажигая небо
зловещим багрянцем и, подобно пожару, пылая над пустынными снегами, но
кротко и тихо сияли, нежно окрашивая степь и небо приветливым румянцем
и предвещая всё ту же постоянную погоду на завтра.
Когдато в детстве я видел в зверинце пантеру, поразившую моё
зверей, которые бессмысленно дремали или злобно смотрели на
посетителейИз угла в угол, по одной и той же линии, с математической
правильностью ходила она, каждый раз поворачиваясь на одном и том же
прут решётки. Хищная острая голова её была опущена, и глаза смотрели
перед собой, ни разу, никогда не поворачиваясь в сторону. Перед её клеткой
целые дни толпился народ, говорил, шумел, а она всё ходила, и ни разу глаза
её не обратились к смотрящим. И немногие лица из толпы улыбались;
большинство серьёзно, даже мрачно смотрели на эту живую картину
тяжёлого безысходного раздумья и со вздохом отходили. А отойдя, ещё раз
недоумевающе, пытливо оглядывались на неё и вздыхали, как будто было
чтонибудь общее в судьбе их, свободных людей, и этого несчастного
пленного зверя. И, когда впоследствии со мной, уже взрослым, люди и книги
заговорили о вечности, я вспомнил пантеру, и мне показалось, что я уже
знаю вечность её муки.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня.4 Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.4 (По А. Чехову.)
Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.4
С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.
Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.4 (163 слова.)
Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.
Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылающим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то нежных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и обнажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.
Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волнистой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океанские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.
Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход рифа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глубине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами заходящего солнца красно-золотистым блеском своих выглядывающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город – столица королевства на островах. (176 слов.)
Дом в саду
Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.
Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.
А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.
И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.
На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели разнообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)
Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.
Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.
Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. ( По И. Бильфельду.)
В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.
Я смотрел в открытое окно, лежа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы. Он поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.
Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, словно забыв про всё на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. ( По И. Шмелёву.)
По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.
Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!
Как работал Чехов
Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.
Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.
Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.
Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. ( По А. Раскину.)
Входной контрольный диктант
1. Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2. На самом деле их не так уж много. 3. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
4. Звезды – это те же солнца. 5. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
6. Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7.Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
9. И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. ( 156 слов.)
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 8 классе» (итоговый контрольный диктант) Автор Г. А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2000. (стр. 174)
1. Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2. Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3. Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
5. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством.(ами)
7.среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
1. Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2. Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3. Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями
7. Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
(с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения»)
«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
(По Б. Рыбакову.)
Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам » ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями во-ду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами. Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя. Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде! Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г. А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2001. (стр. 116)
по теме «Сложносочиненное предложение»
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с
помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
или (иль), либо, то ~ то, не то — не то
а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку , строгое выражение глаз не изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом Запишите полученное предложение
Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания
A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел налошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
A. подчинительного союзаБ. союзного слова
B. сочинительного союзаГ. интонации
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому? A.
или (иль), либо, то — то, не то
а, но, да но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ланд В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок 7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза ы.
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
(9 класс. Конец 3 четверти )
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.
В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусака
1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
2). Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи
( Вариант 2)
Кусака долго м.талась по следам уех.вших людей доб.жала до станции и – пр.мокшая грязная – в.рнулась .братно. Здесь она пр.делала то чего н.кто однако не видел взошла на террасу и пр.п.днявшись на задние лапы поскр.бла когтями. В комн.тах было пусто и н.кто не ответ.л Кусаке.
Нач.лся частый дождь и от.всюду стал н.двигат.ся мрак осен.ей ночи. Быстро и глухо он заполн.л пустую дачу бе.шумно вып.лзал он из кустов и вместе с д.ждем лился с (не)приветливого неба. На тер.ас.е с к.торой была сн.та п.русина отчего она к.зал.сь стран.о пустой свет долго еще п.чально оз.рял сл.ды грязных ног но скоро уступил и он.
И когда уже (не)было с.мнений что н.ступила ночь собака жал.бно з.выла. Зв.нящей острой как отча.нье нотой в.рвался вой в м.нотон.ый шум дождя прорезая тьму понесся над обнаж.н.ыми полями.
И тому кто слышал его к.зал.сь что стон.т и рвется к свету сама бе.просветно.темная ночь и х.телось в тепло к яркому огню к любящ.му сердцу
1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
6 класс – 28
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Решений – 204
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Решений – 66
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Решений – 32
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Решений – 16
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 5 / Решений – 26
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 6 / Решений – 53
Глагол. Буквы Е-И, А(Я) -У(Ю) в окончаниях глаголов I и II спряжения / Решений – 136
Глагол. Контрольная работа с грамматическим заданием / Решений – 13
Глагол. Контрольный диктант / Решений – 19
Глагол. Повторение. Контрольный диктант / Решений – 19
Глагол. Правописание суффиксов глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) / Решений – 71
Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имён прилагательных / Решений – 29
Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имён прилагательных / Решений – 180
Имя прилагательное. О-Е(Ё) после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных / Решений – 78
Имя существительное. Суффиксы -ЧИК- и -ЩИК- в именах существительных / Решений – 19
Контрольный диктант «Кто сажает лес» / Решений – 22
Местоимение. Контрольный диктант / Решений – 8
Морфемика и орфография. Буквы И и Ы после приставок / Решений – 35
Морфемика и орфография. Гласные О и А в корне -КОС- (-КАС-) и омонимичные корни / Решений – 38
Морфемика и орфография. Диктант с грамматическим заданием «На рыбалке» / Решений – 10
Морфемика и орфография. Правописание -ГОР- и -ГАР- / Решений – 67
Морфемика и орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- / Решений – 151
Морфемика и орфография. Соединительные гласные в сложных словах / Решений – 11
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне слова / Решений – 99
Орфографический тренажёр. Упражнение №1 / Решений – 77
Орфографический тренажёр. Упражнение №2 / Решений – 83
Орфографический тренажёр. Упражнение №3 / Решений – 113
Повторение изученного в 6 классе. Контрольный диктант / Решений – 250
11 класс – 11
Готовимся к ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок. Вариант 1 / Решений – 153
Готовимся к ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок. Вариант 2 / Решений – 31
Готовимся к ЕГЭ. Задание 11. Правописание суффиксов. Вариант 1 / Решений – 42
Готовимся к ЕГЭ. Задание 11. Правописание суффиксов. Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц / Решений – 82
Готовимся к ЕГЭ. Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий / Решений – 39
Готовимся к ЕГЭ. Задание 16. Знаки препинания при однородных членах / Решений – 12
Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Решений – 33
Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Решений – 13
Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Решений – 26
Готовимся к ЕГЭ. Задание 18. Знаки препинания при вводных конструкциях / Решений – 56
Готовимся к ЕГЭ. Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении / Решений – 15
5 класс – 39
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм / Решений – 236
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Решений – 36
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Решений – 20
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Решений – 33
Глагол. Буквы А(Я) и У(Ю) в окончаниях глаголов I и II спряжения / Решений – 64
Глагол. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения / Решений – 93
Глагол. Контрольный диктант с грамматическим заданием / Решений – 16
Глагол. Правописание -тся и ться в глаголах / Решений – 29
Имя прилагательное. Контрольный диктант «Пушок» / Решений – 13
Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний прилагательных / Решений – 22
Имя существительное. Буквы Е и И в окончаниях существительных / Решений – 38
Имя существительное. Ь после шипящих на конце имён существительных / Решений – 32
Интерактивное упражнение №01 / Решений – 68
Интерактивное упражнение №03 / Решений – 8
Интерактивное упражнение №07 / Решений – 10
Интерактивное упражнение №10 / Решений – 7
Интерактивное упражнение №11 / Решений – 5
Интерактивное упражнение №13 / Решений – 10
Контрольный диктант «Берёзовая роща» / Решений – 46
Контрольный диктант «Загадочный дубок» / Решений – 49
Контрольный диктант «Летняя гроза» / Решений – 15
Контрольный диктант «Приближение весны» / Решений – 6
Контрольный диктант «Сентябрь» / Решений – 166
Контрольный диктант «Цветочные часы» / Решений – 107
Морфемика и орфография. Буквы З и С на конце приставок / Решений – 84
Морфемика и орфография. Гласные в приставках / Решений – 10
Морфемика и орфография. Проверяемые безударные гласные в корне слова / Решений – 84
Морфемика и орфография. Согласные в приставках / Решений – 19
Морфемика и орфография. Чередующиеся Е и И в корне слова / Решений – 68
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -РАСТ- – -РОС- / Решений – 71
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -РАСТ- – -РОС- / Решений – 26
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -ЛАГ- – -ЛОЖ- / Решений – 67
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корнях -ЛАГ- – -ЛОЖ-, -РАСТ- – -РОС- / Решений – 118
Непроизносимые согласные / Решений – 18
Разделительные Ъ и Ь / Решений – 56
Разделительные Ъ и Ь / Решений – 49
Синтаксис и пунктуация. Запятые в предложениях с однородными членами / Решений – 68
Синтаксис и пунктуация. Контрольный диктант «Ранним утром» / Решений – 70
Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных / Решений – 6
9 класс – 11
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум / Решений – 167
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум / Решений – 41
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 3 / Решений – 16
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 4 / Решений – 16
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 10 / Решений – 9
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 11 / Решений – 6
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 12 / Решений – 14
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными / Решений – 4
Сложное бессоюзное предложение. Контрольный диктант №5 / Решений – 4
Сложноподчинённое предложение. Контрольный диктант №3 / Решений – 26
Сложносочинённое предложение. Контрольный диктант №2 / Решений – 39
8 класс – 21
ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Решений – 182
ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Решений – 53
ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Решений – 24
Второстепенные члены предложения. Контрольный диктант №3 / Решений – 17
Главные члены предложения. Контрольный диктант №2 / Решений – 21
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым / Решений – 12
Обособленные дополнения. Пунктуационный тренажёр №1 / Решений – 18
Обособленные дополнения. Пунктуационный тренажёр №2 / Решений – 6
Обособленные обстоятельства. Запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах / Решений – 76
Обособленные обстоятельства. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами / Решений – 54
Обособленные определения. Запятые при обособленных определениях / Решений – 85
Обособленные члены предложения. Контрольный диктант №6 / Решений – 11
Однородные члены предложения. Знаки препинания при обобщающих словах / Решений – 14
Однородные члены предложения. Контрольный диктант №5 / Решений – 10
Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения / Решений – 3
Односоставные предложения. Контрольный диктант №4 / Решений – 9
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Итоговый контрольный диктант №9 / Решений – 50
Повторение изученного в начале года. Контрольный диктант №1 / Решений – 80
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные конструкции. Контрольная работа с грамматическим заданием / Решений – 11
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Контрольный диктант №7 / Решений – 2
Чужая речь. Контрольный диктант №8 / Решений – 2
10 класс – 12
Безударные гласные в суффиксах прилагательных / Решений – 35
Безударные гласные в суффиксах прилагательных / Решений – 13
Буквы И и Ы после приставок и в сложных словах / Решений – 64
Гласные в личных окончаниях глаголов, в суффиксах глаголов и причастий / Решений – 41
Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени / Решений – 53
Морфемика и орфография. Буквы З и С на конце приставок / Решений – 66
Морфемика и орфография. Правописание ПРЕ- и ПРИ- / Решений – 176
Морфемика и орфография. Правописание ПРЕ- и ПРИ- / Решений – 88
Непроверяемые гласные и согласные / Решений – 18
Разделительные Ъ и Ь / Решений – 114
Словарный диктант. Непроверяемый согласный Л / Решений – 72
Чередующиеся гласные в корне / Решений – 544
7 класс – 28
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Решений – 282
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Решений – 50
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Решений – 60
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Решений – 61
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 5 / Решений – 52
Гласные после шипящих / Решений – 38
Деепричастие. Запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах / Решений – 20
Деепричастие. Контрольный диктант / Решений – 9
Наречие. Контрольный диктант / Решений – 17
Наречие. Контрольный диктант / Решений – 4
Наречие. Подготовка к диктанту / Решений – 6
Наречие. Суффиксы О и А на конце наречий / Решений – 25
Наречие. Суффиксы О и А на конце наречий / Решений – 1
Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Контрольный диктант / Решений – 34
Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Контрольный диктант. Вариант 2 / Решений – 19
Повторение изученного в 6 классе. Контрольный диктант / Решений – 109
Причастие. Безударные гласные в окончаниях причастий / Решений – 13
Причастие. Буквы Е и И в суффиксах страдательных причастий настоящего времени / Решений – 43
Причастие. Буквы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных / Решений – 380
Причастие. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени -УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-) / Решений – 39
Причастие. Гласные в суффиксах причастий / Решений – 59
Причастие. Контрольная работа / Решений – 18
Причастие. Контрольный диктант / Решений – 44
Причастие. Контрольный диктант / Решений – 7
Союз. Контрольный диктант. Вариант 1 / Решений – 5
Союз. Контрольный диктант. Вариант 2 / Решений – 4
Союз. Контрольный диктант. Вариант 3 / Решений – 6
Частица. Контрольный диктант. Вариант 1 / Решений – 7
4 класс – 15
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «В зоопарке» / Решений – 80
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Главный певец» / Решений – 47
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Жилище бобра» / Решений – 20
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Котёнок Мур» / Решений – 14
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Ласточка» / Решений – 15
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Лесной гость» / Решений – 12
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Морская звезда» / Решений – 15
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Наступила поздняя осень» / Решений – 17
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Парусник» / Решений – 11
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Первый снег» / Решений – 7
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Снегирь» / Решений – 7
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Тайга просыпается» / Решений – 5



