Диктант листика

– проверить умение записывать текст под диктовку с использованием правил написания большой буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных, а также слов с сочетаниями

Пришла весна. Выросла тонкая липка. Лопнули почки. На ветках видны листочки. Вот пушистые цветы. Они пахнут медом. Пчелки любят пить нектар.

Слова для справок: пчелки, нектар, почки, листочки (листья).

Все тает. Проснулись звонкие малыши. Ручейки бегут, смеются. Они рады весне. В лесу весело поют птицы. Вот бежит серенький зайчик Пуська.

Слова для справок: весело, птицы.

. Сказать о постановке запятой в третьем предложении.

Щенка Илюша назвал Пулька. У него пушистая шерсть. Маленькие ушки торчат. Щуплый хвостик прыгает в разные стороны. Илья любит щенка.

Слова для справок: назвал, шерсть, щенок, Илья.

Содержание
  1. Галка на льдине
  2. Куда весна пропала?
  3. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ
  4. Диктант «Лето»
  5. Диктант «Бобры»
  6. Диктант «Игрушка»
  7. Диктант «Книга»
  8. Диктант «Наш дедушка»
  9. Диктант «Новый дом»
  10. Диктант «Розы для мамы»
  11. Диктант «Мой друг»
  12. Диктант «Наша школа»
  13. Диктант «Шиповник»
  14. Диктант «Мой дядя»
  15. Диктант «Наш двор»
  16. Диктант «Кот»
  17. Диктант «В парке»
  18. Диктант «Птицы»
  19. Диктант «На реке»
  20. Диктант «Сад на окне»
  21. Диктант «Весна»
  22. Контрольный диктант «Васька»
  23. Контрольный диктант «Весна»
  24. Диктант «В деревне»
  25. Диктант «В лесу»
  26. Диктант «Вася и Рыжик»
  27. Диктант «Во дворе»
  28. Диктант «Вот и обед»
  29. Диктант «Встреча»
  30. Диктант «Гроза»
  31. Диктант «Два товарища»
  32. Диктант «Дежурные»
  33. Диктант «Дружная работа»
  34. Диктант «Друзья»
  35. Диктант «Дюймовочка»
  36. Диктант «Дятел»
  37. Диктант «Дятлы»
  38. Диктант «Ёжик пропал»
  39. Диктант «Ель»
  40. Диктант «За грибами»
  41. Диктант «Зайка»
  42. Диктант «Заяц и лиса»
  43. Диктант «Зима в лесу»
  44. Диктант «Зима»
  45. Диктант «Зимний вечер»
  46. Диктант «Зимой»

Галка на льдине

На реке тронулся лед. Кругом шум и треск. Льдины плывут и тают. На кромку льда села галка. Она боялась воды. Улетай, галка! Улетай!

Слова для справок: боялась, кромку, лед.

Сказать о постановке запятой в шестом предложении.

Ольга зашла в чащу. Там рос душистый ландыш. Это лесное чудо! Росинки падали на землю. Так цветы умывались. Ландыши – это краса лесов.

В какие предложения по счету ты мог бы поставить эти слова? Отметь нужное место галочкой.

прозрачные – ____ ,глухую – ____ ,белоснежные – ____ .

Куда весна пропала?

Выла вьюга. На печи сидел кот Вьюн. Он урчал. За печкой спал сверчок. В тишине шуршали мыши. Дед клюшкой будил Вьюна. Все ждали весну.

В какие предложения по счету ты мог бы поставить эти слова? Запиши цифрой. В предложении поставь галочку в нужном месте.

зимняя – ____,жирный – ____ ,голодные – ____ .

Ученики пошли в лес за шишками. Вот идет лесник Макар Ильич. В мешке у него шишки. Дети часто берут шишки у лесника и делают игрушки.

После какого предложения по счету ты поставил бы данное предложение? Запиши цифрой. В тексте поставь галочку в нужном месте.

Из них он возьмет семена и вырастит елочки. _____ .

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

Из слов составь предложение и запиши его.

Стрижи, возвращались, и, весной, ласточки, на, родину

Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши их по порядку.

и, штаны, он, носил, широкие, тепленький, колпачок

лесу, в, жил, Гномик, чудесный

Составь и запиши ответ на вопрос. Используй слова в скобках.

Где ласточка вьет свое гнездо?

(На песчаном берегу реки, под крышей дома, на дереве, в кустах, на чердаке, в траве

Запиши предложения по порядку. Составь связный текст. Придумай заголовок к тексту.

Запиши текст. Поставь знаки препинания.

Весна пришла хлынул частый дождик вдруг стало тихо вышло солнышко на небе стала радуга ребята прыгали по лужицам чирикали воробьи.

Категория «Русский язык»

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 1 четверти 1 класса – разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России. Объём диктанта для 1 класса – 15 – 30 слов.

Диктант «Лето»

Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты. Объём слов: 18

Диктант «Бобры»

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. Объём слов: 21

Диктант «Игрушка»

У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка. У Любы и Маши кукла. Коля сделал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки !Объём слов: 26

Диктант «Книга»

Я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе. Объём слов: 23

Диктант «Наш дедушка»

Я и мой брат Петя жили у деда. Мы помогали деду сушить сеть.
Дедушка Семён учил нас чинить сети. Я любил работать с дедом. Объём слов: 24

Диктант «Новый дом»

У нас идёт большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом.
В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады. Объём слов: 21

Диктант «Розы для мамы»

В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их вырастили Сёма и Юра.
Хороши розы! Мальчики срезали три розы для мамы. Объём слов: 21

Диктант «Мой друг»

Мы живем в новом доме. Алёша – мой друг. Он ходит в школу.
Алёша любит читать. Он учит меня. Я уже знаю все буквы. Объём слов: 23

Диктант «Наша школа»

Наша школа новая. Она светлая и красивая. Около школы растут клёны и липы. Мы любим свою школу. Наши ученики живут дружно. Объём слов: 21

Диктант «Шиповник»

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы ! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза. Объём слов: 26

Диктант «Мой дядя»

Утром люди идут на работу. Дядя Сёма работает на заводе. Он рабочий.
На заводе делают машины. Дядя Сёма хороший рабочий. Объём слов: 20

Диктант «Наш двор»

Наш двор большой. Я и мой брат Алёша сделали горку.
Хороша наша горка. Малыши были рады. Быстро мчат они на санках с горки. Объём слов: 23

Саша и Тимоша вышли из дома. Они идут гулять. Вот двор. Играют малыши. Мальчики стали делать для них горку. Малыши рады. Объём слов: 21

Диктант «Кот»

У Саши жил кот. Звали кота Барсик. Сам он рыжий. Ушки и шейка белые. Хвост пушистый. Саша любил играть с котом. Объём слов: 21

Диктант «В парке»

Пришла зима. Ребята идут в парк. У Тани санки. Ваня взял лыжи. Вот и парк. Малыши катались с горки. Объём слов: 19

Диктант «Птицы»

У дома рос клён. На ветке клёна сели птицы. Это были галки. Ира и Коля сыпали крошки хлеба. Птицы клевали корм. Объём слов: 21

Диктант «На реке»

Утро. Кругом тишина. Только камыши шумят у берега. Мы с братишкой сидим у самой воды. Вот клюнула рыба. Я тащу леща. Брат хвалит меня. Хорош рыбак! Объём слов: 26

Диктант «Сад на окне»

На дворе март. За окном холодно. А в классе тепло. Ребята устроили на окне сад. В банках с водой стоят ветки. Цветёт тополь. На ветках вербы зеленые листочки. Объём слов: 28

Диктант «Весна»

Вот и прошла зима. Идёт весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают пернатых гостей. Объём слов: 25

Контрольный диктант «Васька»

У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло. Объём слов: 26

Контрольный диктант «Весна»

Весна. Звонко запели птицы. Юра и Коля гуляют в парке. Пес Полкан пугает ворон. Мальчики сели на скамейку. В траве зашуршал ежик. Он проснулся. Объём слов: 24

Контрольные и итоговые диктанты по русскому языку для 1 класса – разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России – контрольные работы с повторением изученного материала. Объём диктанта для 1 класса: 15 – 30 слов.

Диктант «В деревне»

Галя и Володя уехали летом в деревню. Ребята помогали на огороде. С дядей Мишей сушили сено. С тётей Настей доили коров. У дедушки Матвея ели мёд. Хорошо отдыхали ребята! Объём слов: 29

Диктант «В лесу»

Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это же рыжая елка! Объём слов: 26

Хорошо в лесу весной! В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши. Весело живёт лес летом. В густой листве поют птицы. Заботливо снуют ежи и белки. Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лукошки рыжиков. Объём слов: 35

Хорошо весной в лесу! Лес полон звуков. Стучат дятлы. Кричат иволги. Трещат сороки. И в каждом гнездышке птенцы. Они пищат, пищу просят. Объём слов: 22

Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт? Объём слов: 30

Диктант «Вася и Рыжик»

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Вася взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит за ним. А там уже малыши на санках. Объём слов: 25

Наступила весна. Стоят чудные деньки. В парках много ребят. Кругом лужи. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Объём слов: 22

Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу. Объём слов: 36

Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам. Объём слов: 39

Диктант «Во дворе»

Ночью был сильный мороз. На воде – лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой. Объём слов: 26

Диктант «Вот и обед»

Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед. Объём слов: 34

Диктант «Встреча»

Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался. А там был ежик. Вот так встреча! Объём слов: 22

Диктант «Гроза»

У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. В лесу чаща. Там много грибов. Вот туча закрыла небо. Началась гроза. Дети помчались домой. Объём слов: 27

Туча закрыла солнце. Перед грозой наступила тишина. Не кричат грачи. Не стучат дятлы. Не трещат сороки. Объём слов: 16

Диктант «Два товарища»

Ученик Юра Чайкин решил задачу. Задача была трудная. Пришел Слава Щукин. Стали решать вместе. И задача у друзей вышла. Так Слава помог товарищу. Объём слов: 23

Диктант «Дежурные»

Дежурные идут в школу пораньше. Надо вымыть доску, полить цветы. Сегодня дежурят Лёня Гришин и Оля Морозова. Оля открыла окно. Лёня принёс мел. Пришла учительница Елена Васильевна. Скоро урок. Объём слов: 29

Диктант «Дружная работа»

Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы. Объём слов: 27

Диктант «Друзья»

Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом. Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.

Диктант «Дюймовочка»

Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.

Диктант «Дятел»

Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец Объём слов: 36

Диктант «Дятлы»

Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена. Объём слов: 23

Диктант «Ёжик пропал»

У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалился. Ну и домик облюбовал себе ёжик! Объём слов: 37

Диктант «Ель»

Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель. В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега. Объём слов: 24

Диктант «За грибами»

Пошла Катя утром за грибами. Она взяла сестру Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла сестру на руки и перешла речку. Объём слов: 24

Диктант «Зайка»

Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка.
Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит. Объём слов: 21

Диктант «Заяц и лиса»

Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости. Объём слов: 23

Диктант «Зима в лесу»

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей.
Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра.
Вот сугроб. Там спит медведь. Объём слов: 29

Диктант «Зима»

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле.
Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут. Объём слов: 22

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости! Объём слов: 25

Наступила зима. Падают крупные снежинки. Кружит ветер. Бежит по земле поземка. Все покрыл пушистый снег. Объём слов: 15

Диктант «Зимний вечер»

На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Бабушка вяжет. Толя читает. Маленькая Соня слушает сказку. Кот Васька лёг спать в уголке. Объём слов: 27

Диктант «Зимой»

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега.
Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши лыжи. Всем весело. Объём слов: 28

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

ЦЕЛЬ: проверить знания детей за курс 4 класса.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе», М.:

Просвещение, 2008 г.)

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой

пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф. и 2 пунктуац.

1 орфограф. и 3 пунктуац.

0 орфограф. и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф. и 4 пунктуац.

3 орфограф. и 5 пунктуац.

0 орфограф. и 7 пунктуац.

«2» – 5 орфограф. и 9 пунктуац.

6 орфограф. и 8 пунктуац.

7 орфограф. и 7 пунктуац.

8 орфограф. и 6 пунктуац.

ЛЕТНЯЯ ГРОЗА.

Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к

бою. Сильный порыв ветра вырвался изза вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вот вдруг на землю обрушилась

стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Небо начинает голубеть.

Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но

дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (83 слова)

(По Б. Тимофееву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Затих старый бор, приготовился к бою.

2в. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

2. Р АЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

1в. Потемнело, сильный, полем.

2в. Набежали, летняя, лесом.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 2

ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ».

ЦЕЛЬ: проверить, насколько усвоена учащимися данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М. :

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

Солнце выглянуло изза туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий

ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. « Дождь

пойдёт», проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на

воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой

хлестнул проливной дождь.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в

траве, и в каждой капле отражалось солнце. ( По В. Астафьеву.)

1. Р АЗОБРАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1в. Далёкий горизонт, выглянуло изза туч.

2в. В голубом просвете, громко закричал.

2. С ДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Изза далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2в. Редкие капли дождя падали на землю.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 3

ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА».

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения данной темы.

( Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе». М.:

ЗИМНИЙ ЛЕС.

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Ясная берёза распустила светлые косы

покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.

Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до

земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Всё ещё

зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска

Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьётся след лисицы.

Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это

пробежала куница, хищница искала белок. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры.

Хорош снег в зимнем уборе! (94 слова.)

1. ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – вьюга 2в.листья

2. В ЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 СЛОВА, ГДЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 4 ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА».

ЦЕЛЬ: проверить знания детей по данной теме.

Просвещение . 2008г. )

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся

окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья

становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.

Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и

освещает нас. Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака,

светлеет. Сквозь её большие края виднеется ясная лазурь.(82 слова.)

1. П ОДОБРАТЬ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ

1 в. Метель, отважный.

2 в. Холод, большой.

2. П ОДОБРАТЬ АНТОНИМЫ К СЛОВАМ

1в. Рано, далёкий. 2в. Светло, длинный.

3. П РОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй.

2в. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 5

ПО РАЗДЕЛУ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».

Просвещение. 2008 г. )

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался

противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть

людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно

пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё

с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась,

издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор,

растущих на том берегу деревьев. (98 слов.)

1. Р АЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ

1в. Утренний, пробежал, ветерок.

2в. Послышался, деревьев, хриплый.

2. П РОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Утренний ветерок пробежал по лесу.

2в. Вдруг послышался шорох гальки.

3. В СТАВИТЬ В СЛОВА ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ВЫДЕЛИТЬ ОРФОГРАММУ

1в. Синиц.н, ц.кнуть, лекц.я, ш.рох, ш.лк, р.сти, р.сток, подр.сла, предл.гать, прил.жить.

2в. Ц.ркуль, на ц.почках, дикц.я, капюш.н, ш.пот, р.стение, отр.сль, зар.сли, сл.жение, прил.гать.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ№ 6

ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе» М.:

Просвещение. 2008 г.).

О МИХАИЛЕ ПРИШВИНЕ.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе

около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными

растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо

слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл

в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги? (92 слова.)

1. П РОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. В Сибири 2в. К деревне

2. З АПИСАТЬ 3 ПРИМЕРА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ

1в. – только множественного числа

2в. только единственного числа

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 7 ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения учащимися данной темы.

(Текст взят из «Сборника диктантов по орфографии и пунктуации». М.: Дрофа. 2008 г)

ЯГОДНЫЕ АДРЕСА.

Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника любит расти там, где светло: по

лесным опушкам, пригоркам и вырубкам.

Адрес черники и брусники узнай у лохматых и хмурых елей. Это обычная ягода для елового

бора. Только в брусничном бору будет посуше, чем в черничном.

Малине нужна самая лучшая лесная земля. Поэтому она заселяет гари, забирается в овраги.

Адрес клюквы – болото, где хозяином зелёный мох –

Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время созревания ягод. Земляника –

июне, черника, голубика, костяника, малина в июле, брусника в августе. (89 слов.)

1в. у лесных (пней) 2в. для елового (бора)

2в. Н АЙТИ В ТЕКСТЕ 5 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ВЫДЕЛИТЬ У НИХ ОКОНЧАНИЕ И ОБОЗНАЧИТЬ

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ».

В ЛЕСУ.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди

деревьев идёт полная талой воды дорога. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы

решаем углубиться в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветви осин кажутся пушистыми от длинных серёжек.

Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а

она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся

зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зазеленел, стоит прозрачный и такой радостный. А

как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (98 слов.)

1. В ЫПИСАТЬ ИЗ ТЕКСТА 3 ГЛАГОЛА

– несовершенного вида 2в. – совершенного вида

2. Р АЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА

– спускаются, зазеленел, пушистыми, дорожка

– углубиться, посмотришь, горьковатой, тропка

3. С ДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине.

2в. Среди деревьев идёт полная талой воды дорога.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 9 ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ».

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения знаний по данному разделу.

( Текст взят методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 5 классе. » М.

День кончается. Солнце уже спускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи.

Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой

темнотой. Она словно выползает изпод земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по

ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След

знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой

заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она

удивляется наступлению таинственной тишины.

Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

– заблестели 2в. –

2. О ПРЕДИЛИТЬ ВИД, ВРЕМЯ И ЧИСЛО ГЛАГОЛОВ

– рисовал, напишут, буду читать, решаем

– пела, увидят, будет лепить, учат

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

ЗА КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС».

ЦЕЛЬ: проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся

за курс 5 класса.

(Текст взят из «Сборника диктантов по русскому языку» Г. А. Богдановой, М.: Просвещение.

Дуб удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес

стоит зелёный, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает

листвы осенью.

Когда наступает мороз, листья на дубе свёртываются в трубочки. Иногда они

держатся всю зиму.

Молния ударит в него, и всё равно весной распустятся на нём зелёные

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живёт сыч,

зимует летучая мышь.

Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог

занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а

они проросли. (94 слова).

(По Г. Снегирёву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1в. – распускается, дубовой, листочки.

2в. – наступает, летучая, трубочки.

2. ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – дуб 2в. – лес

Оцените статью
Экодиктант - Помощь