Диктант Булгаков

Диктант Булгаков Экодиктант

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Булгаков. Собачье сердце

На следщий день на пса надели широкий блстящий ошейник. В первый момент поглдевшись в зеркало он очень ртроился пджал хвост и ушёл в ваую комнату размышляя – обдрать его сундук или ящк. Но очень скоро пёс понял что он просто дурак. Зина пвела его гулять на цепи по бухову переулку. Пёс шел как сграя от стыда но пройдя по речистенке до храма Христа отлино сообразил что значит в жизни ошейник. Бешеая зависть читалась в глазах у всех встреных псов а у ертвого переулка долгвязый с обрублеым хвостом дврняга блаял его «барской сволочью» и «шестёркой». Когда перскали трмвайные рельсы милицинер псмотрел на ошейник с удовольствием и уважением а когда вернулись призошло самое невидаое в жизни Фёдоршвйцар отпер парадную дверь и впустил Шарика Зине он при этом заметил:

– И каким лохматым обзавелся Фили Филиович. И жирный.

– – за шстерых лопает, – пяснила румяая и красивая от мороза Зина.

«Ошейник – все равно что портфель», – стрил мыслео пёс и виляя задом пследовал в бельтаж как барин.

Диктант по отрывку из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» подготовила Лена Кулакова, ученица 11 класса «Лиги Школ».

На тер

Свет последней з.ри падал скво.ь сетку плюща з.т.ну.шего ст.клян.ую дверь на тер.ас.е с белыми вазами. Шес.ть белых к.лон. с р.зными лис.т.ями (в) в.рху п.д.ерж.вали хоры на к.торых когда (то) бл.стели трубы музыкантов. К.лон.ы в.зн.си-лись рад.с.но и ц.л.мудр.н.о з.л.ч.н.ые лёг.нькие стул.я чин.о ст.яли под стенами. Тёмные грозд.я кенкетов гл.дели со стен и точ.но вч.ра п.туш.н.ые, были в них .бг.ре.шие белые свечи. Амуры в.лись и з.пл.тались в г.рляндах т.нц.вала жен.щина в нежных .бл.ках. Под н.гами р.зб.гался скользкий шаш.ч.ный п.ркет. Стран.а была новая ж.вая т.лпа на ч.рн.п.лосных шашках и т.ж.л и мрач.н п.к.зался ин.стран.ц в з.л.тых оч.ках отд.ли.ш.йся от труп. . За колонкой он ст.ял и гл.дел з.ч.рован.о (в) даль через стенку плюща. (М. Булгаков.)

На террасе

Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золочёные лёгонькие стулья чинно стояли под стенами. Тёмные гроздья кенкетов глядели со стен, и, точно вчера потушенные, были в них обгоревшие белые свечи. Амуры вились и заплетались в гирляндах, танцевала женщина в нежных облаках. Под ногами разбегался скользкий шашечный паркет. Странна была новая живая толпа на чернополосных шашках, и тяжёл и мрачен показался иностранец в золотых очках, отделившийся от групп. За колонной он стоял и глядел зачарованно вдаль через стенку плюща. ( М. Булгаков.)

(106 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, корней с чередующимися гласными, согласных, гласных после шипящих и ц, н и нн в словах, ь, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, причастий, сложных слов, наречий, частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

Другие диктанты из рубрики «7 класс»

Формирование языковой компетенции, расширение
представлений учащихся о языковых особенностях
романа “Мастер и Маргарита”, закрепление
навыков комплексного анализа текста,
формирование коммуникативной компетенции,
формирование правильной и эффективной речи,
обучение умению решать тесты в формате заданий
ЕГЭ по русскому языку, развитие интереса к
самостоятельному составлению тестов по русскому
языку на материале литературных произведений,
воспитание вдумчивого, внимательного читателя.

Предварительная подготовка к уроку: каждому
ученику были названы главы из романа “Мастер и
Маргарита”, который в данное время изучался на
уроках литературы (в классе 28 человек, таким
образом, был охвачен весь роман), и дано задание:

1. Вступительное слово учителя. Постановка
задачи урока.

Вы провели огромную работу, проанализировав
каждую главу романа, можно сказать, “пропустили
текст романа через лингвистическое сито”.
Составлено 24 тестовые работы, выписано и
объяснено грамматически и семантически более 100
слов.

II.  Из текста романа были выбраны
интересные с точки зрения орфоэпии слова.
Прочитайте их и расставьте правильное ударение.
Объясните постановку ударения.

НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ:

(Работа ведётся на интерактивной доске
(инструмент “Умное перо”))

Учащиеся объясняют правила постановки
ударения в данных словах, подбирают аналогичные
примеры.

III. Лексико-семантическое поле романа
М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сообщение
учащихся.

-Лексико-семантическое поле романа “Мастер и
Маргарита” выстроено Булгаковым с большей
детальностью, поскольку предмет повествования
составляет не только жизнь Москвы, но и
Ершалаима. В состав лексико-семантического поля
входят следующие смысловые группы: “архитектура
будущего”, “науки” (гуманитарные и
технические), “средства передвижения”, “новые
виды энергии”, “стихии”, “новые способы
общения между людьми”, “быт”, “образование”,
“общественное устройство”.

При изображении города в целом автор
использует слова, содержащие в своих значениях
семы “необычность”, “монументальность”,
“значительность размеров”, “древность”,
которые в последующих описаниях реализуются с
помощью гипербол, эпитетов “огромный,
многообразный, разный, разнообразный”.

Точный подбор слов помогает читателю
определить тему и основную мысль текста. В тексте
преобладает стилистически нейтральная лексика и
слова, вышедшие из активного употребления
(“флибустьер”, “галстух”), за исключением
эпизодов, где представлена диалогическая речь с
экспрессивной окраской (“сволочь”, “вранье” и
т.д.), что создаёт впечатление особой простоты,
прозрачности, говорит о тонком языковом чутье
автора.

В Ершалаимских главах много заимствованных
слов (например, таких, как “игемон”, “легион”,
“легионер”, “прокуратор”, “кесарь”), что
придает большую достоверность повествованию.
Автор мало использует библейскую лексику, тем
самым проводя параллель между Иешуа и Иисусом.
Многие предложения из романа стали
фразеологизмами, крылатыми выражениями,
например, всем известные “рукописи не горят”,
“осетрина второй свежести”. Интересной была
работа по разгадке некоторых сложносокращённых
слов, терминов, символов. К примеру, Моссолит –
мастера советской литературы? мастера
социалистической литературы? массовая
литература? массовая советская литература?

IV. – Наиболее часто встречающиеся в
ваших работах слова, словосочетания,
предложения, грамматические задания послужили
основой тестовой работы.

Тестовая работа в формате ЕГЭ (в режиме
“Презентация”). Использование интерактивной
доски. (2 варианта по 9 вопросов с выбором ответов)
( Приложение №1)

V. Многие из вас сами составили тесты в
формате ЕГЭ, используя текст романа. И это
отрадно: человек, который сам составляет тесты,
не боится их решать. Все задачи составлены
грамотно, с учётом критериев ЕГЭ. Предлагаю
вашему вниманию тесты, составленные вашими
одноклассниками.

Самостоятельное решение тестовых задач на
бумажных носителях. Проверка по ключам на
интерактивной доске. ( Приложение №2)

Воланд осадил своего коня на каменистой
безрадостной плоской вершине, и тогда всадники
двинулись шагом, слушая, как кони их подковами
давят кремни и камни. Луна заливала площадку
зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в
пустынной местности кресло и в нём фигуру
сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был
глух или слишком погружён в размышления. Он не
слыхал, как содрогалась каменистая земля под
тяжестью коней, и всадники, не тревожа его,
приблизились к нему.

-Что было дальше? (Ответы учащихся)

-Посмотрите, пожалуйста, этот фрагмент из
фильма “Мастер и Маргарита”.

-Всё ли в этом фрагменте соответствует тексту
романа?

VII. Самопроверка диктанта по розданным
листам с текстом и грамматическими заданиями в
формате части В ЕГЭ.

Самостоятельная работа. Лингвистический
анализ текста.

1) Воланд осадил своего коня на каменистой
безрадостной плоской вершине, и тогда всадники
двинулись шагом, слушая, как кони их подковами
давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку
зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в
пустынной местности кресло и в нём белую фигуру
сидящего человека. 3) Возможно, что этот сидящий
был глух или слишком погружён в размышление. 4) Он
не слыхал, как содрогалась каменистая земля под
тяжестью коней, и всадники, не тревожа его,
приблизились к нему.

5) Луна хорошо помогала Маргарите, светила
лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и
Маргарита видела, что сидящий, глаза которого
казались слепыми, коротко потирает свои руки и
эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. 6)
Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжёлым
каменным креслом, на котором блестят от луны
какие-то искры, лежит тёмная, громадная остроухая
собака и так же, как её хозяин, беспокойно глядит
на луну.

7) У ног сидящего валяются черепки разбитого
кувшина и простирается невысыхающая
чёрно-красная лужа.

8) Всадники остановили своих коней.

9) –Ваш роман прочитали,- заговорил Воланд,
поворачиваясь к Мастеру,- и сказали только одно,
что он, к сожалению, не окончен. 10) Так вот, мне
хотелось показать вам вашего героя. 11) Около двух
тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но
когда приходит полная луна, как видите, его
терзает бессонница. 12) Она мучает не только его,
но и его верного сторожа, собаку. 13) Если верно,
что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй,
собака в нём не виновата. 14) Единственно, чего
боялся храбрый пес, это грозы. 15) Ну что ж, тот, кто
любит, должен разделить участь того, кого он
любит.

1) метафора
2) гиперболизация
3) эпитет
4) сравнение
5) фразеологизм
6) олицетворение

10. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в
данном отрывке?

11. Какова основная мысль данного отрывка?

VIII. Проверка работы по ключам на
интерактивной доске. Обмен мнениями.

IX. Подготовка к сочинению в формате части С
ЕГЭ. Коллективная устная работа.

(Следует учесть, что к этому уроку учащиеся уже
были знакомы со структурой сочинения по
требованиям к части С, каждый элемент плана был
тщательно проработан, учащиеся не раз писали
классные и домашние сочинения в формате части С
ЕГЭ)

1. В каком предложении содержится основная
мысль данного текста?

( “Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять
участь того, кто любит”.)

2. Какие проблемы поднимает автор в данном
тексте? (Проблемы долга, совести, нравственного
выбора, ответственности человека за свои
поступки).

3. Почему автор обратился к этим проблемам?
Актуальны ли эти проблемы в наше время? Какая из
этих проблем является основной в контексте всего
произведения?

4. Как автор относится к этим проблемам?
Определите авторскую позицию.

5. Вы согласны с автором?

6. Выберите из данных высказываний те, которые
могли бы стать аргументами в вашем сочинении.
(Интерактивная доска).

X. Домашнее задание. Сочинение-
рассуждение в формате части С ЕГЭ.

-Итак, от вас требуется:

1) выявить и сформулировать основную проблему
текста;

2) прокомментировать сформулированную
проблему;

3) сформулировать позицию автора по выделенной
проблеме;

4) сформулировать и аргументировать свою
позицию по выделенной проблеме (не менее 3
аргументов);

5) не забыть “открыть” и “закрыть” своё
сочинение при помощи вступления и заключения.

XI. Обобщение материала урока учащимися.
Подведение итогов урока учителем.


Диктант Булгаков

Посмотрите на вопросы и правильные ответы к Литературному диктанту 2021 года. Всего в диктанте было 25 вопросов, выбрать было нужно один из вариантов.

На главную страницу

Представляем вам список вопросов и правильных ответов на вопросы Литературного диктанта 2022 года.

Вопросы для литературного диктанта — 2022

a) Неточка Незванова b) Сонечка Мармеладова

c) Мария Лебядкина

d) Настасья Филипповна

Ответ: d) Настасья Филипповна

a) Василий Жуковский

b) Александр Пушкин

c) Михаил Лермонтов

d) Федор Достоевский

Ответ: b) Александр Пушкин

3. На пути к любимой Венечка Ерофеев, лирический герой поэмы «Москва-Петушки», благополучно миновал небольшую станцию «Железнодорожная». А лет сто назад, когда станция называлась «Обираловка», это не удалось сделать одной литературной героине. Как ее звали?

a) Настасья Филипповна

b) Татьяна Дмитриевна

c) Анна Аркадьевна

d) Катерина Петровна Ответ: c) Анна Аркадьевна

a) Человек в футляре (Антон Чехов, одноименный рассказ)

b) Мастер (Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

c) Иудушка (Михаил Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы»)

d) Кривоносик (Василий Шукшин, рассказ «Микроскоп»)

Ответ: b) Мастер (Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

5. Великий японский писатель Рюноскэ Акутагава в 1921 году написал рассказ- фантазию «Вальдшнеп» об охоте, на которую пошли два этих не менее великих русских писателя:

a) Лев Толстой и Иван Тургенев

b) Александр Пушкин и Михаил Ломоносов

c) Антон Дельвиг и Владимир Маяковский

d) Константин Бальмонт и Сергей Есенин

Ответ: a) Лев Толстой и Иван Тургенев

6. В одной из этих пьес Михаила Булгакова персонаж, чье имя упомянуто в названии, ни разу не появляется на сцене:

a) «Зойкина квартира»

b) «Дни Турбиных»

c) «Александр Пушкин»

d) «Адам и Ева»

Ответ: c) «Александр Пушкин»

7. На самом деле их три, но автор считал, что они – одно произведение с разными героями и общей идеей. Первым была «Обыкновенная история», третьим – «Обрыв». А как назывался второй?

d) «На дне»

Ответ: b) «Обломов»

8. Кого из этих героев русской литературы не относят к архетипу «лишнего человека»?

a) Дмитрий Рудин (Иван Тургенев, «Рудин»)

b) Виктор Зилов (Александр Вампилов, «Утиная охота»)

c) Дмитрий Разумихин (Федор Достоевский, «Преступление и наказание»)

d) Григорий Печорин (Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Ответ: c) Дмитрий Разумихин

a) Ясная Поляна

Ответ: a) Ясная Поляна

10. Именно он утверждал: «Поэт в России – больше, чем поэт».

a) Андрей Вознесенский

b) Евгений Евтушенко

c) Владимир Высоцкий

d) Иосиф Бродский

Ответ: b) Евгений Евтушенко

11. Как Пушкин – для русских, а Коста Хетагуров – для осетин, так Владимир Санги – для этого народа:

Ответ: d) нивхи

Ответ: a) чукчи

13. Многие события этого эпоса связаны с волшебной мельницей Сампо, дарующей богатство и счастье:

a) карело-финский эпос «Калевала»

b) якутский эпос «Олонхо»

c) башкирский эпос «Урал-батыр»

d) калмыкский эпос «Джангар»

Ответ: a) карело-финский эпос «Калевала»

14. Кто из известных литературных героев знал «великую тайну нравиться» всем, входить в их доверие?

a) Петр Гринев (Александр Пушкин, «Капитанская дочка»)

b) Пьер Безухов (Лев Толстой, «Война и мир») c

) Илья Обломов (Иван Гончаров, Обломов»)

d) Павел Чичиков (Николай Гоголь, «Мертвые души»)

Ответ: Павел Чичиков (Николай Гоголь, «Мертвые души»)

15. Пират Джон Сильвер потерял ногу, его «коллега» капитан Крюк – руку. А какой части тела лишился коллежский асессор Платон Ковалев?

16. В Древней Греции – Эзоп, в Риме – Федр, во Франции – Лафонтен. А в России?

Ответ: Иван Крылов

17. Моностих Валерия Брюсова начинается словами «О закрой свои бледные ноги». А какое у него окончание?

18. « Князь Серебряный», «Охота на Кавказе», «Анна Каренина», «Путевые письма из древней Суздальской области», «Петр Первый», «Заволжские очерки». Что объединяет авторов всех этих произведений?

Ответ: фамилия Толстой

19. Один из сторонников теории о том, что это произведение на самом деле принадлежит перу Александра Пушкина, а не малоизвестного сибирского писателя, озаглавил свою статью так: «Верните лошадь». О какой знаменитой сказке идет речь?

20. Определите размер стихотворения Арсения Тарковского:

Я кончил книгу и поставил точку

И рукопись перечитать не мог.

Судьба моя сгорела между строк,

Пока душа меняла оболочку.

Булгаков. Записки юного врача

Интерактивный диктант по произведению М. А. Булгакова «Записки юного врача» подготовил ученик 10 класса школы № 1199 «Лига Школ» Дмитрий Перевозчиков.

В мае 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения М. А. Булгакова. В честь юбилея выдающегося русского писателя восьмиклассникам московских школ предлагается принять участие в Городском конкурсе диктантов, который проводится в рамках фестиваля «Мир слова».

В день конкурса в классе, где проводится диктант, учителя покажут ребятам небольшую презентацию о М. А. Булгакове и видеоролик, на котором текст диктанта прочитает специалист отдела лингводидактики, государственного и сертификационного тестирования Института Пушкина Матвей Николаевич Купцов.

Помимо написания диктанта дети должны будут выполнить творческое задание к нему.

Когда пройдет Городской конкурс диктантов по Булгакову?

До 17 марта 2021 года восьмиклассники смогут принять участие в школьном этапе конкурса.

Диктанты оцениваются по стобалльной шкале. Работы участников, набравших максимальное число баллов, поступят на суд жюри заочного этапа, которое определит финалистов. Заочный этап до 25 марта 2021 года. Заключительный этап — 3 апреля 2021 года.

Кто может принять участие в Диктанте по Булгакову?

Обучающиеся 8-х классов города Москвы.

Будет ли сертификат за участие в диктанте по Булгакову?

Участники заочного этапа диктанта получат сетификаты.

Как принять участие в диктанте по Булгакову?

Для участия в заочном этапе конкурса необходимо до 25 марта 2021 года загрузить через личный кабинет участника заявку в формате .doc, список участников школьного этапа в формате .doc и отсканированную работу в формате .pdf.

Обратите внимание! Загрузка работы должна производиться через личный кабинет самого конкурсанта (а не учителя, родителя и т.п.). Сертификат участника заочного этапа будет оформляться только на имя владельца личного кабинета!

Заключительный (очный) этап конкурса пройдет 3 апреля 2021 года на базе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, где конкурсантам также предложат диктант и творческое задание. Победители конкурса будут награждены дипломами.

Булгаковский диктант
8 класс
Из двери ярко освещённого магазина показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин.* И я сужу не по пальто, а по глазам. О, глаза – значительная вещь**. Вроде барометра. Всё видно: у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится***. Этот ногой не пнёт, но и сам не боится никого.
Загадочный господин наклонился и вытащил из кармана продолговатый свёрток. Не снимая перчаток, размотал бумагу, которой тотчас овладела метель, и бросил псу кусок колбасы, называемой «Особенная краковская». О, бескорыстная личность!
– Тебя-то мне и надо, – молвил господин. – Ступай за мной****.
Бок болел нестерпимо, но Шарик временами забывал о нём, поглощённый одной мыслью: как бы не утратить в сутолоке чудесного господина и как чем-нибудь выразить ему любовь и преданность*****.
(По М. А. Булгакову, 135 слов)

Творческое задание
Вариант 1. Объясните, как вы понимаете следующую мысль: «О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра».
Вариант 2. Как вы думаете, что имеет в виду Шарик, говоря о человеке, у которого «великая сушь в душе»?
Объём творческого задания – 7–8 предложений.

**О, глаза – значительная вещь. (авторский вариант)
Возможный вариант пунктуационного оформления:
О, глаза – значительная вещь!

*** Всё видно: у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится.
Не считать ошибкой:
Всё видно – у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится. (авторский вариант)

****– Тебя-то мне и надо, – молвил господин. – Ступай за мной!
Возможные варианты оформления:
«Тебя-то мне и надо, – молвил господин. – Ступай за мной!» (авторский вариант)
«Тебя-то мне и надо, – молвил господин, – ступай за мной!»
– Тебя-то мне и надо, – молвил господин, – ступай за мной!

***** Бок болел нестерпимо, но Шарик временами забывал о нем, поглощённый одной мыслью: как бы не утратить в сутолоке чудесного господина и как чем-нибудь выразить ему любовь и преданность.
Не считать ошибкой:
Бок болел нестерпимо, но Шарик временами забывал о нем, поглощённый одной мыслью – как бы не утратить в сутолоке чудесного господина и как чем-нибудь выразить ему любовь и преданность. (авторский вариант)
Внимание! Наличие запятой перед союзом «и» в этом предложении также не считается ошибкой, так как данная пунктограмма изучается в 9 классе.

Примечание
Слова, выделенные полужирным курсивом, вынесены в презентации, предваряющей написание диктанта, на отдельный слайд с целью уточнить их написание и значение.

Данный раздел — это сборник диктантов, для учеников 11 классов и абитуриентов, который поможет выработать навыки практической грамотности и подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь